Кафедра философии и социальных коммуникаций — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кафедра философии и социальных коммуникаций

2019-07-12 156
Кафедра философии и социальных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и социальных коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения

МИЧУРИНСК 2004


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………..3

1. Исторические предпосылки Возрождения …………………………5

2. Гуманизм эпохи Возрождения

2.1 Современные оценки роли гуманизма в философии

эпохи Возрождения ………………………………………………………7

2.2 Гуманистическая мысль Ренессанса ………………………………9

3. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения

3.1 Развитие науки ………………………………………………………16

3.2 Религиозная мысль эпохи Возрождения ………………………….19

3.3 Социальные теории эпохи Возрождения …………………………..25

Заключение ………………………………………………………………..31

Список использованной литературы …………………………………….33


ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности».

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.


Гуманизм эпохи Возрождения

Развитие науки и философии в эпоху Возрождения

Развитие науки.

Развитие естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Новые концепции, выдвинутые наукой, сильно повлияли на новую философию, хотя и зачастую отрицались и преследовались церковью.

Авторитет науки весьма существенно отличается от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки, равно как и никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы исключительно призывом к разуму. Этот авторитет еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки высказываются в порядке предположения, на основании вероятности, и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, отличный от склада ума средневекового догматика.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. Николай Кузанский (1401 – 1464) в своем учении о безграничности космоса ставил под сомнение сложившиеся богословско-схоластические представления о Вселенной. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как о центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его и к признанию движения Земли. Расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению естествознания от религиозного толкования [ 14, с.108-109].

Одним из наиболее значительных достижений естествознания того времени было создание польским священником – астрономом Николаем Коперником (1473 – 1543) гелиоцентрической системы мира. Согласно его идее, Земля не являлась неподвижным центрам мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Страх перед церковной цензурой заставил его отложить опубликование своих взглядов, и его главная работа «Об обращении небесных сфер» была опубликована лишь в год его смерти (1543). Следует все же отметить, что в годы, когда жил Коперник, церковь была либеральнее, чем в более поздние годы, и книга не подвергалась официальному осуждению католицизма до времен Галилея. В 1616 г. Учение Коперника было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Священному писанию и прямо еретическое».

Несмотря на верность взглядов, у Коперника не было возможности дать какое-либо исчерпывающее доказательство в пользу своей гипотезы, и долгое время астрономы отвергали ее. Э.А.Барт в своей книге «Метафизические основы современной науки» указывает, что во времена Коперника не были известны факты, которые бы заставили принять его систему, но был известен ряд фактов, которые говорили против нее.

Космология Коперника Требовала пересмотра не только Птолемеевской астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и «вечную» небесную, то есть упразднялось теологическое противо-поставление земли и неба. Земля больше не представлялась особым геометрическим центром, что лишало человека космической значимости, приписанной ему христианством [ 6,с.106; 11, с.598-601; 14, с.107-108 ]. 

Новые идеи космологии заключены и в доктрине Джордано Бруно (1548-1600). Согласно его учению, Вселенная бесконечна, в ней происходит непрерывное изменение и движение. Положение о бесконечности Вселенной позволило Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую систему. Центром Вселенной не могут быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров, у каждого из которых есть свой центр [ 14, с.109-110].

Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571-1630). Большим достижением Кеплера было открытие трех законов движения планет, два из которых он опубликовал в 1609 году, а третий – в 1619 году. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам, и движение планет вокруг Солнца неравномерно, и время обращения планет зависит от их расстояния до Солнца. Открытия Кеплера создали предпосылку для реабилитации учения Коперника [ 11, с.603-604; 6, с.106-107].

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей (1564-1642) путем экспериментальных исследований делает еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы мировоззрения. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхности Луны и Солнца не гладкие, что Млечный путь является множеством отдельных звезд, открыл четыре спутника Юпитера и фазы Венеры. Галилей первым открыл явление ускорения в динамике и закон падения тел. Он развивает новую методологию, основывающуюся на экспериментах и математике. Природные процессы представляются измеримыми, отсюда вытекает возможность установить точными методами их законы. Галилей способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования [ 11, с.604-608; 4, с.32-322; 6, с.107].  

Наряду с открытиями теоретической науки, следует отметить возросшее значение ее практической стороны, представляющей собой попытку изменить мир. Практическое значение науки было впервые признано в связи с войной; Галилей и Леонардо да Винчи добились должностей на государственной службе своими проектами усовершенствования артиллерии и фортификационного искусства. Развитие практической науки способствовало и утверждению теоретической науки.

Вклад ученых Возрождения в науку создал фундамент для великих открытий Нового времени, которые окончательно перевернули научную картину мира. Успехи в развитии естествознания в значительной степени определили и характер философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Заключение

Философия Возрождения – особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных традициях, не зависимых от философской схоластики. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей, характерных для Ренессанса, содействовали научные открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции в XVI веке, происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным итогом научного прогресса считается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения опиралось и на идеологию гуманизма – мировоззрения, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего переворот в нравственно-мировоззренческом направлении идей.

Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам как древнехристианской, так и языческой традиции. Христианство у них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.

Эпоха Возрождения была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических рамок феодализма, что вызвало интерес к осмыслению социально-политической практики. В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж.Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Философия Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в становлении философии Нового времени, заложив основы для последующей еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.


Список использованной литературы

1. Антология мировой философии. Т.2. - М.: 1990.

2. Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.

4. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль, 1991.

5. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX веков). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалина, 1996.

6. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред. И.И.Кального. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2002.

8. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т. 2. – М.:, 1980.

9. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.

10. Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный двор, 2003.

11. Б.Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

12. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК «Петрополис», 1994.

13. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002.

14. Философия/ Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.

15. Философия/ Под ред.О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002.

16. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и социальных коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.