Определение целей. Построение цепочек — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Определение целей. Построение цепочек

2019-07-12 110
Определение целей. Построение цепочек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, задаем себе правильный вопрос: что я хочу, чтобы в результате моей презентации начала делать аудитория? Если ответ возникает не один, а несколько, например хочу, чтобы аудитория меня внимательно слушала, хорошо принимала, хочу, чтобы ко мне был проявлен должный интерес, и так далее, не торопитесь воплощать в жизнь все намеченное и строить на этом свое выступление. Чаще всего наши цели, когда мы начинаем задумываться об их формулировании, приходят к нам хаотично. Мы хотим сначала чего‑то одного, потом вспоминаем о другом, в итоге из скромного списка вырастает вполне солидный, где все кажется важным. Если начать упорядочивать то, что мы сформулировали в качестве желаемого результата, и расставлять в приоритетном порядке, то уже на этом этапе появится структура.

Держите в голове максимум ТРИ цели. Стройте из них цепочки. Цепочка должна быть короткой и логичной. Короткой для того, чтобы вы смогли контролировать процесс реализации, не забывая о главном, а логичной – чтобы не сбивалась структура. В природе все должно быть органично и построено по законам композиции. Конечно, встречаются и исключения. Например, один из самых удачных речевых приемов называется «инверсия», то есть неправильный порядок слов. Сравните две фразы: «Доброе утро!» и «Утро доброе!». Вторая фраза звучит гораздо интереснее и живее, хотя слова были использованы те же самые, мы просто поиграли ими, переставив местами. Этот прием может быть использован не только для украшения речи, но и для усиления воздействия, например: «Сделай сам!» и «Сам сделай!». Совершенно разный смысл. В формулировании целей и построении цепочек вы, конечно, можете в самом начале обозначить желанный результат: «70 % аудитории, пришедшей на мастер‑класс, должны записаться на мой тренинг», однако необходимо помнить, что в таком случае остальные цели могут померкнуть и потерять свое значение. На практике эта ситуация выглядит следующим образом: спикер, например бизнес‑тренер, дающий большой открытый мастер‑класс своего тренинга, постоянно держит в голове одну‑единственную цель: чтобы как можно большее количество участников записалось, желательно внеся предоплату. Конечно, у него в мыслях есть еще подцели: чтобы все прошло «на ура», чтобы были хорошие отзывы, чтобы не было каверзных вопросов и вообще провокаторов в зале. Однако цель про больший заработок стоит на первом месте. Что такой спикер получает в результате? Вполне возможно, что и все 70 % от общего числа пришедших к нему запишутся. Хотя такое случается крайне редко. Очень хорошей конверсией в коротких продающих мастер‑классах и презентациях считаются 30 %. Но оставим 70 % аудитории. Вопрос в другом: какая это будет аудитория? Как будут вести потом себя эти люди? Спикер хотел, чтобы они записались и внесли предоплату, – они это сделали. А вот потом, по прошествии суток‑двух, они начинают жалеть о поспешном эмоциональном решении, звонят, просят вернуть предоплату, тянут с приходом в группу, в конце концов некоторые просто «забывают» о том, что записались и внесли предоплату. Кто‑то, возможно, удивится, но это действительно так. Люди частенько не относятся достаточно серьезно к поступкам, связанным с денежными вложениями, особенно если услуга протяженна, отложена или растянута по времени. Например, в фитнес‑центрах довольно большой процент людей покупает годовые абонементы, но использует их буквально два‑три месяца, максимум полгода. Остальное время выпадает на выходные, праздники, отпуск и просто «могу же я себе позволить один раз не сходить…». Так и с нашим мастер‑классом. Если конечная цель – исключительно деньги, количество записавшихся, то качество аудитории и ее мотивация, к сожалению, не учитываются. Группа получится разношерстной, появятся и провокаторы, спикеру в дальнейшем будет гораздо сложнее работать с такой группой. В какой‑то момент выступления атмосфера станет похожа на ситуацию позиционного торга, когда никто не хочет уступать, отстаивая и защищая свою позицию. Поэтому важно не перепрыгивать через голову, а идти поступательно, тем более что своего вы все равно добьетесь, раз цель поставлена. Важно, чтобы цель была грамотно сформулирована и заняла достойное место в цепочке.

Аудитория очень тонко чувствует, на что нацелен спикер. Поведение отдельно взятых людей отличается от поведения масс. У французского психолога Сержа Московичи есть работа, которая называется «Век толп».[5] В ней говорится о социальном феномене масс и растворении в них индивида. Московичи приводит множество примеров взаимоотношения толпы и ее лидера: Ю. Цезаря, Робеспьера, Наполеона, Ленина, Муссолини, Сталина, Гитлера, Мао, Тито, де Голля и других выдающихся политиков. Общее количество знаний в аудитории всегда больше, чем у одного человека – спикера или участника. Московичи говорил, что практически ни в одном языке мира слово «толпа», «масса», «группа людей» не встречается в мужском варианте. Это всегда слово женского рода. И у людей, собравшихся в одном месте и в одно время, начинают работать уже не индивидуальные, а так называемые социальные представления, то есть человек растворяется в группе. Подобный феномен, называемый «концепцией коллективного представления», мы можем увидеть и в работах другого французского исследователя, основателя французской социологической школы Эмиля Дюркгейма.[6]

Социальные представления – это общественное обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла многие индивидуальные проявления и особенности. Оказываясь вместе, люди ведут себя иначе, чем поодиночке. В самом широком смысле толпа, масса, группа людей – это в первую очередь эмоциональное поле, управлять которым необходимо бережно, аккуратно, заботливо, обращаясь, как с женщиной. Именно поэтому спикер, ставящий себе сугубо меркантильную цель во главу угла, мгновенно, с первых секунд общения со своей аудиторией, противопоставляет себя ей. А аудитория, как женщина, между тем ждет совершенно иного. Как и в отношениях между только что познакомившимися и симпатизирующими друг другу – конфетно‑букетный период отменять ни в коем случае нельзя!

Психологически толпа – это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью, это совершенно новый образ. Поэтому человек, который идет на выступление и боится провокационных вопросов из зала, в корне не прав. Чего нужно по‑настоящему опасаться, так это реакции аудитории на возможные не попадающие в общие ожидания ответы, то есть когда своим ответом вы рисуете картину, которая отличается от той, что есть в представлении аудитории. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. И даже если в самом начале выступления будет идти сопротивление, аудитория будет низвергать предлагаемые спикером идеи и факты, то в конечном итоге сама же аудитория и займется реставрацией своего собственного «первого впечатления». Вспомните, женщины часто говорят после распавшегося неудачного брака: «Зато у меня теперь есть замечательные дети», а если до брака дело так и не дошло, а распались отношения, на которые имелись большие виды, то на память остаются подаренные вещи или просто воспоминания. Аудитория через какое‑то время будет даже жалеть вас, своего спикера, списывая неудачи на молодость, неопытность или, наоборот, устаревшие взгляды, однако к вам больше никто не придет и реноме будет подпорчено.

Аудитория, как женщина, нуждается в поддержке своего вождя. При этом стоит отметить, что пленить аудиторию можно лишь своим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Именно поэтому еще раз сделаю акцент: целей у спикера должно быть несколько, и первая должна быть эмоциональной, посвященной созданию атмосферы в зале. Взаимоотношения спикера и его аудитории имеют иррациональную основу, благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический склад ума, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Если бы люди, пришедшие в зал, принимали решение отдельно друг от друга, в каких‑нибудь изолированных кабинетах, то результаты были бы совершенно другими. Когда люди оказываются вместе, у них снижается критика и мотивация. Это можно устранить с помощью пропагандистского внушения, именно потому публичные выступления должны использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и иногда даже повелительными формулировками. Вот почему преподаватели высшей школы, специалисты, привыкшие вести обучение, а также читать лекции и доклады из‑за кафедры, менее эффективны (они учат гораздо дольше, не прививая навык, значительная часть информации не усваивается), чем бизнес‑тренеры, владеющие набором интерактивных методов, которые позволяют более продуктивно взаимодействовать с аудиторией. Такие специалисты понимают, что представляет собой их аудитория, по каким законам будет развиваться коммуникация, где и в какой момент необходимо изменить стратегию поведения. И знания по управлению вниманием людей должны начинать применяться уже на этапе планирования и целеполагания.

Законы, как в природе, так и в ораторском мастерстве, существуют не только и не столько ради фундаментальной значимости. Их прикладное значение трудно переоценить. Следуя им, мы значительно облегчаем себе работу, высвобождая время для других технологичных действий. Очень удобно следовать законам композиции и выстраивать целеполагание в растущем порядке, наращивая значимость ваших целей, тогда пиком будет как раз то, что принесет вам полное удовлетворение, но при этом и интересы вашей аудитории будут учтены. Как вариант ваши цели могут быть распределены по времени, так, чтобы они логично укладывались в определенные временные рамки, заданные хронометражем вашего выступления.

Например: чтобы участники внимательно слушали, активно участвовали, чтобы 70 % пришедших купили мой продукт. То есть в конце мы, так или иначе, ставим цель, которую можно измерить, в данном случае это количество участников, купивших ваш продукт или услугу.

Попробуйте создать цепочку из 5 целей: внимательно слушали, активно участвовали, дали хорошую обратную связь, 40 % пришедших купили мой продукт, еще 30 % создали отложенный спрос на полгода. Слишком большое количество целей не облегчает работу, а, наоборот, утяжеляет процесс подготовки и проведения мероприятия.

Самое важное для вас ставьте на первое и последние места. Желательно, чтобы на первом месте была фраза про атмосферу, в последней – про деньги, конверсию (то, что связано с финансовым результатом). Атмосферные цели помогут вам правильно себя повести в отношении общения с аудиторией. Быть «говорящей головой» уже не интересно, роль постоянно веселящегося «тамады» тоже не будет способствовать успеху. Как правило, спикерам редко удается соблюсти баланс между эмоциональностью и информативностью. У одних выступления получаются настолько эмоциональными, что, выйдя из зала, аудитория какое‑то время находится на подъеме, воодушевлена услышанным, готова меняться и изменять мир. Однако за сильным эмоциональным фоном потерялись, не были донесены спикером технологии – как именно что‑то можно изменить. И тогда, через какое‑то время, наступает эмоциональный спад – ничего не хочется, ничего не получается, на презентации все было так хорошо, а в жизни складывается по‑другому. Второй же вариант ничуть не лучше первого, когда за полтора часа вебинара или презентации спикер выкладывает столько информации, что даже специалисту хватило бы на полгода ежедневной обработки, анализа и внедрения. Аудитория оказывается не подготовленной к усвоению таких объемов. Между тем спикер этого просто не видит, а если и видит, то ничего с собой поделать уже не может, так как поезд ушел. Создавать благодатную, в меру эмоциональную почву для усвоения информации необходимо постепенно, с самого начала выступления. Поэтому как минимум одна атмосферная цель в вашей цепочке должна присутствовать. Бывает, конечно, что когда мы говорим о строго количественных целях, то атмосферные фразы не укладываются в общую концепцию, но это, скорее, исключение. Каждому спикеру хочется, чтобы его аудитория не только была посчитана, но и ушла довольной.

Проводя презентацию, представьте канат, который вы натягиваете от себя к аудитории. И на всем протяжении выступления мысленно держите его натянутым. Это позволит сохранить динамику, ощущение осмысленности действий, что поможет приблизить вас к конечному желаемому результату. Мысленно завязывайте узлы на вашем канате после достижения очередной цели. Пусть каждый новый узел делает связь крепче, а аудиторию ближе к вам.

 

Ключевая идея

 

Еще один очень важный момент, о котором необходимо помнить при подготовке к выступлению, – это ключевая идея. В целях управления аудиторией (это касается и малых, и больших групп людей, вплоть до социальных институтов и целых государств) выступление спикера должно опираться на какую‑то высшую идею. Эта идея внедряется и постепенно взращивается в сознании людей. Через какое‑то время, подхваченная массами, она даже может существовать самостоятельно, без личного присутствия спикера. Вспомните фразу «Дело Ленина живет». В начале XX века Ленин выдвинул мощную идею, которая стала символом для нескольких поколений. Это пример того, как идея может превращаться в коллективные образы и действия. Если говорить о современной действительности, то можно привести в качестве примера, конечно, не столь мощную и массовую, тем не менее жизнеспособную идею «заработать миллион за месяц». Анонсы вебинаров и инфоконференций собирают полные залы желающих с помощью чужих знаний, Интернета и организаторских навыков зарабатывать крупные суммы за короткое время. Эта идея родила новое направление в экономике – инфобизнес.

Если идеи нет, то даже самое качественно подготовленное и продуманное послание не будет по‑настоящему услышано, понято и принято. За последние десять – пятнадцать лет общее количество знаний и в России, и в мире существенно выросло. Этому способствует все большее развитие интернет‑технологий, доступность информации и растущий уровень социального взаимодействия и общения людей по крайней мере в крупных городах. Докладами на триста страниц сейчас уже никого не удивишь и, самое главное, не подвигнешь действовать. Людям нужна какая‑то «фишка», идея, за которую они могут ухватиться и развить ее. При отсутствии такой идеи любой процесс передачи информации превращается в скучное дежурное действие, лишенное всяких существенных перспектив.

Как придумать идею для короткого публичного выступления? Необходимо помнить о своих целях, представлять аудиторию, которой будет посвящено выступление, и… заняться творчеством. Воспользуйтесь упражнением «Моя история».

 

Упражнение «Моя история»

Часть 1. Представьте себе, что ваше планируемое выступление уже удачно завершено. На презентации или докладе были журналисты. Какие заголовки появятся в газетах в течение недели, сразу после проведения мероприятия, в разделе «горячих» новостей, а также в итоговых выпусках на телевидении, радио и в прессе? Подумайте еще и о том, смогут ли участники мероприятия потом кратко пересказать то, что происходило на презентации,своими словами, но без потери ключевой идеи? Запишите результаты и отложите записи на сутки.

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

3. ___________________________________________

По истечении времени снова вернитесь к своим записям. Довольны ли вы заголовками, отображают ли они суть выступления? Укладываются ли в 3–4 слова или максимум в одну строку? Есть ли в них сила, энергия, юмор – все вместе или по отдельности? Присутствуют ли в заголовках глаголы или тире? Отражают ли они новаторство, инновационность/фундаментальность и особенности вашей личности?

 

Приведу в качестве примера несколько заголовков материалов журналистов петербургской городской газеты «Невское время»: «Кому на Неве жить хорошо?» «Я вижу все, ты так и знай», «Ты русский бы выучил?» «Скованные одной Сетью», «Женское дело», «Форменная ностальгия», «Узнать за шестьдесят минут». Многие из заголовков являются примером эффективного использования такого приема, как перестановка одного‑двух слов в известных фразах и выражениях. Например: «С места в карьеру»; «Не суди, а то на мыло пойдешь»; «Слово не воробей, не поймаешь – вылетишь»; «Место встречи изменить можно»; «Тему встречи изменить нельзя»; «Тело встречей изменить нельзя»; «Кто к нам с мечом придет, тому и флаг в руки»; «Все, что вы не скажете, может быть использовано против вас». Это всего лишь один из приемов, однако достаточно эффективный и неустаревающий.

 

Часть 2. Вспомните свои последние тренинги, выступления, публичные мероприятия. А теперь представьте, какие заголовки в новостях могли бы появиться к каждому из них?

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

3. ___________________________________________

 

Это упражнение желательно выполнять не в одиночку, а с супервайзером – человеком, который смог бы дать вам обратную связь о качестве проделанной работы и побыть той самой аудиторией, которой и были адресованы ваши заголовки. Возможность отложить написанный текст на сутки дается не просто так. Дело в том, что в процессе работы над текстом наш внутренний взор очень сильно к нему привязан. Глаза потом еще долго видят буквы и строчки, однако за этим теряется общее видение. Поэтому необходимо дать глазам отдых, а мозгу возможность начать воспринимать текст как чужеродное поле. Для этого необходимо только одно – время. Каждый в своей жизни что‑нибудь да писал: стихи, тексты, сочинения, служебные записки или коммерческие предложения. На этапе написания нам казалось, что мы сделали что‑то очень весомое, качественное, почти гениальное. Однако потом, по прошествии какого‑то времени, при вычитывании текста в нем становятся видны ошибки, неточности, все его несовершенства. Именно поэтому необходимо откладывать «отдохнуть» важные документы.

Кроме самого творчества в процессе создания идей необходимо опираться еще и на технологию, ведь, даже играя джаз, мы все равно, чтобы быть понятными аудитории и любимыми ей, следуем определенным правилам. В противном случае идея‑то будет, однако она будет далека от реальности и не применима на практике. Между тем большинству людей сейчас хочется услышать пусть не что‑то новое, но достаточно новаторское, то, что сможет принести пользу и облегчить жизнь.

Сегодня для того, чтобы идея была успешной, необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

1. Как это можно применить на практике самостоятельно?

2. Какие преимущества есть именно у вашего метода?

3. Доказать результативность. Приведите примеры, которые будут убедительны для аудитории, а лучше – покажите сами или пообещайте, что в течение ближайшего часа‑полутора (пока длится презентация) вы это продемонстрируете.

О применении самостоятельно необходимо подумать вот для чего. В последние десять – пятнадцать лет огромное количество товаров и услуг продается через презентации. От пылесосов до создания собственного бизнеса и получения высшего образования. И, к сожалению, не все спикеры и компании добросовестны и законопослушны. Сейчас трудно встретить в большом городе человека, который ни разу не был бы на какой‑нибудь продающей презентации. Есть категория людей, которые именно через такие короткие энергичные мероприятия получают знания, стимул к развитию, новые знакомства и связи, они ходят на всевозможные мастер‑классы и презентации с завидной регулярностью. Однако это, скорее, исключение, большинство же не так часто посещают подобные мероприятия, долго выбирают, принимают решение и порой ошибаются, остаются недовольны и теряют веру в подобную форму рекламы товаров и услуг. В том числе потому что им обещали простоту использования, а оказалось, что без постоянного присутствия сотрудника компании, консультанта, не обойтись. Люди опасаются, что привычный ритм жизни будет нарушен, что в жизнь войдет что‑то новое и помешает им. И теперь уже знают, что, купив что‑то одно, они будут вынуждены продолжать покупать, находясь в своеобразной зависимости.

Учитывая вышесказанное, отразите в своей идее понимание того, что предмет вашего разговора является ценностью для вашей аудитории и знания, которые получит аудитория, можно будет применять самостоятельно. Так, например, на презентациях своих занятий на вопрос: «А что дальше? Вот мы поучимся, этого же, наверное, не хватит, как же мы без вас?», я отвечаю: «Я снабжаю вас полным комплектом инструментов и методических рекомендаций. А на занятиях мы подробно разбираем, как это работает, и учимся, вводя в практику. Затем, по окончании обучения, если вам нравится и вы чувствуете удовлетворение от полученного результата, опираясь на методические материалы, можно заниматься дальше самостоятельно, совершенствуя технику». На занятиях я оснащаю инструментарием, участники получают подробную пошаговую инструкцию к самостоятельным действиям.

Второй вопрос, который необходимо себе задать, формируя идею, – какие преимущества есть у вашего метода. Как правило, что‑то совершенно новое придумать очень сложно, возможно, это кому‑то и не нужно. Предложите качественно проработанный подход, новые методы, решения, которые будут приводить к цели быстрее и оптимальнее, чем у других. И отобразите эту мысль в своей идее.

Например, в моем случае, тренинг, из которого выросла «Школа Голоса и Речи», называется «Голос – инструмент успешности». Это название первоначально было длиннее на одно слово: «Голос – важнейший инструмент успешности». Оно было придумано совместно с моей коллегой Ольгой Фроловой, владелицей тренинговой компании «Лиона». В названии сразу обозначен предмет, над которым мы работаем, – это голос. Затем идет слово «инструмент». В таком варианте и в таком ключе никто не предлагает работать с голосом. Между тем голос – это действительно инструмент, во всех смыслах этого слова. У нашего голоса мышечная структура, очень похожая на строение большинства музыкальных инструментов, а это значит, что с ним можно работать, его можно настраивать, тренировать, оттачивать мастерство владения им, а также более эффективно, чем до обучения, использовать и применять в самых различных ситуациях.[7]

И наконец, «успешность». Все, чему уделяется внимание, находится в хорошем состоянии и растет – цветы, наше тело, бизнес. Голос – уникальный инструмент успешности. Все, кто начал заниматься голосом, стали успешнее. Работа с голосом стала своеобразной точкой входа для дальнейших последующих устойчивых изменений.[8]

Поэтому, отобразив эту идею в названии тренинга, мы обозначили и предмет, и подход к работе с ним, и нацеленность на результат. Прилагательное же «важнейший» постепенно ушло, чтобы дать возможность людям самим выбрать – какое место в их жизни займет работа с голосом, речью, работа над собой в целом.

 

Как и где искать идеи?

 

В этом разделе я хочу предложить три рекомендации, следуя которым я работаю над созданием новых тренинговых продуктов, а также несколько упражнений и мыслей, которыми поделилась на одном из занятий в «Школе Голоса и Речи» наша выпускница Алиса Манки, писатель, режиссер, сценарист и с недавнего времени арт‑терапевт. Ее рекомендации просты и служат прекрасной иллюстрацией того, как рождаются идеи, приносящие пользу и радость.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.