Наука и принцип положительных свидетельств — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наука и принцип положительных свидетельств

2019-07-12 137
Наука и принцип положительных свидетельств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод непротиворечивости свидетельств и метод сравнения обычно применяют палеонтологи и эволюционные биологи для проверки гипотез, касающихся эволюции, результаты накапливаются в виде положительных свидетельств в поддержку теории эволюции. Для того чтобы опровергнуть теорию эволюции, креационистам понадобилось бы распутать все эти независимые цепочки свидетельств, а также построить соперничающую теорию, способную объяснить их лучше, чем теория эволюции. Но креационисты не делают этого, только прибегают к отрицательным свидетельствам типа «если эволюционные биологи не в состоянии представить естественное объяснение Х, тогда сверхъестественное объяснение Х должно быть верным». Ничего подобного. Принцип положительных свидетельств гласит, что необходимо иметь положительные свидетельства в пользу теории, а не только отрицательные свидетельства против соперничающих теорий.

Принцип положительных свидетельств применим ко всем утверждениям. Скептики подобны жителям Миссури, штата по прозвищу «Покажи‑ка мне». Покажи‑ка мне положительное свидетельство своих утверждений. Покажи‑ка мне труп снежного человека. Покажи археологические артефакты из Атлантиды. Покажи доску уиджа, на которой слова пишутся при помощи людей с надежно завязанными глазами. Покажи мне катрен Нострадамуса, в котором предсказана Вторая мировая война или 11 сентября до того, как они произошли, а не постфактум (который не учитывается в науке из‑за ретроспективной предвзятости). Покажи свидетельство тому, что альтернативные медикаментозные средства действуют эффективнее плацебо. Покажи мне инопланетянина или своди меня на корабль‑матку. Покажи мне разумного Творца. Покажи Бога. Покажи, и я поверю.

Большинство людей, в том числе и ученых, рассматривают вопрос о Боге отдельно от всех прочих утверждений. Они вправе так поступать, пока конкретное утверждение, связанное с этим вопросом, нельзя – даже в принципе – исследовать научными методами. Но что может относиться к таким утверждениям? Большинство религиозных утверждений поддается проверке, например, что молитва положительно влияет на исцеление. В этом случае контролируемые эксперименты до сих пор не показали никакой разницы между выздоровлением пациентов, за которых молились и за которых не молились. Если я и поверю чему‑либо, то явному и недвусмысленному, например, если после ампутации у пациента вырастет новая конечность. Амфибиям это под силу. Новая наука – регенеративная медицина – вплотную подошла к возможности делать то же самое. И, разумеется, это способно проделать всемогущее божество.

 

Наука и вера

 

Мы подошли к концу нашего повествовательного путешествия веры, но на самом деле это лишь начало нового понимания того, как мозг генерирует убеждения и подкрепляет их как истины. Из многочисленных тайн, еще не открытых нами, и задач, ответы которые мы лишь пытаемся найти, выделяется одна. Homo rationalis – вид человека, который тщательно взвешивает все решения с помощью холодной и твердой логики и рационального анализа данных, не просто вымер, но и, вероятно, никогда не существовал. Мистер Спок – это научная фантастика. И это хорошо, потому что люди, эмоциональным сетям мозга которых (в особенности лимбической системе) нанесен ущерб, обнаруживают, что почти невозможно принимать даже простейшие решения в связи с самым обыденным жизненным выбором, например, какую зубную пасту купить: при обилии марок, размеров, свойств и цен мы, имея в распоряжении только рассудок, надолго застряли бы в отделе супермаркета, закаменев в нерешительности. Аналитический паралич. Эмоциональный рывок веры за пределы рассудка зачастую требуется уже для того, чтобы просто прожить очередной день, а тем более принимать важные жизненные решения.

В конечном счете все мы пытаемся осмыслить мир, и природа наделила нас обоюдоострым мечом доводов за и против. С одной стороны, наш мозг – самая изощренная и сложная во всей вселенной машина для обработки информации, способная постичь не только саму вселенную, но и процесс постижения. С другой стороны, в результате того же самого процесса формирования убеждений о вселенной и нас самих мы также в большей мере, чем какой‑либо другой вид, способны к самообману, к иллюзиям, к одурачиванию себя, хоть мы и пытаемся предотвратить одурачивание нас природой.

И наконец, я хочу верить. И вместе с тем хочу знать. Истина где‑то рядом, и хотя найти ее непросто, наука – лучший инструмент, которым мы располагаем для этих поисков.

Ad astra per aspera! [405]

 

Благодарности

 

Работа над этой книгой чем‑то напоминала строительство, когда читающая публика видит только достроенное здание уже после того, как строительные леса убрали, а рабочих перевели на другие объекты. Закладке фундамента и возведению здания этой книги, как и моей работе в целом, способствовал ряд людей, начиная с моих агентов Катинки Мэтсон, Джона Брокмена и Макса Брокмена, помогавших придавать форму жанру научно‑популярной литературы, который я назвал бы интеграционным, объединяющим данные, теорию и нарратив в единое целое. Спасибо также моему лекционному агенту Скотту Вулфмену и его амбициозной команде из Wolfman Productions за дальновидный маркетинг науки и скептицизма как жизнеспособной формы развлечения и просвещения. Спасибо также Стивену Рабину, Полу Голобу и Робин Деннис из Henry Holt/Times Books, осуществлявшим надзор за проектом, и особенно моему редактору Серене Джонс, убедившему меня сократить рукопись, замечательному литературному редактору Мишель Дэниел, которая читала рукопись строчку за строчкой и спасла меня в буквальном смысле слова от позора своими многочисленными и превосходными предложениями. Признания заслуживают усилия оформителя этой книги Мерил Сассмен Левави, шрифт, макет и дизайн которой придали книге элегантный вид, Мэгги Ричардс из отдела продаж и маркетинга, Николь Дьюи из рекламного отдела за то, что вывела рукопись на рынок, то есть проделала последний и во многих случаях наиважнейший шаг в постоянно меняющемся книгоиздательском мире.

Хочу также признать заслуги сотрудников Общества скептиков и редакции журнала Skeptic, в числе которых Пэт Линс, Николь Маккалоу, Энн Эдвардс, Дэниел Локстон, Уильям Булл, Джим Смит, Джерри Фридмен, Тереза Левель, а также старший редактор Фрэнк Миле, старшие научные редакторы Дэвид Нейдитч, Бернард Лейкинд, Лиам Макдейд, Клаудио Макконе и Томас Макдонах, технические редакторы Тим Каллахан, Харриет Холл, Фил Моле и Джеймс Рэнди, ассистент редактора Сара Мерич, фотограф Дэвид Паттон и видеооператор Брэд Дэвис (за запись цикла лекций Skeptic в Калтехе). Благодарю вас, члены совета журнала Skeptic: Ричард Абанес, Дэвид Александер, покойный Стив Аллен, Артур Бенджамин, Роджер Бингем, Наполеон Шаньон, К. Ч. Коул, Джаред Даймонд, Клейтон Дж. Дрис, Марк Эдвард, Джордж Фишбек, Грег Форбс, покойный Стивен Джей Гулд, Джон Гриббин, Стив Харрис, Уильям Джарвис, Лоуренс Краусс, Джералд Ларю, Уильям Маккомас, Джон Мосли, Билл Най, Ричард Олсон, Дональд Протеро, Джеймс Рэнди, Винсент Сарич, Юджини Скотт, Нэнси Сигал, Эли Шнер, Джей Стюарт Снелсон, Джулия Суини, Фрэнк Саллоуэй, Кэрол Таврис, Стюарт Вайс. Особая благодарность Пэт Линс за обработку иллюстративного материала для этой книги.

Спасибо также Обществу скептиков при Калифорнийском технологическом институте за организационную поддержку, благодарю вас, Сюзан Дэвис, Эрик Вуд, Холл Дейли, Лорел Ошампо, Кристоф Кох, Леонард Млодинов, Шон Кэрролл и Кип Торн. Благодарю также за поддержку Школу политики и экономики Клэрмонтского университета последипломного образования, особенно вас, Пол Зак, Венди Мартин, Мэри Эллин Вандерлинг, Лора Бивин, Томас Уиллетт, Томас Борчердинг и Артур Дензау. Как всегда, спасибо моим друзьям с радио KPCC 89.3 FM в Пасадине, особенно вам, Ларри Мантл, Джекки Оклерей, Карен Фритше и Линда Отенин‑Жирар. Я хотел бы поблагодарить за великодушную поддержку, которую оказали Обществу скептиков Джером В. Брошарт, Том Гловер, Тайсон Джейкобсон, Мэтью Д. Мэдисон и Шерон Э. Мэдисон, Тед Э. Семон, Дэниел Мендес, Роберт и Мэри Энгмен и Уитни Л. Болл. И наконец, особая благодарность всем, кто помогал нам на всех организационных уровнях. Это Стивен Асма, Хайме Ботеро, Джейсон Боуэс, Жан Поль Бюке, Адам Колдуэлл, Бонни Каллахан, Тим Каллахан, Клифф Каплан, Рэнди Кэссингем, Шошана Коэн, Джон Коултер, Брэд Дэвис, Дженет Дрейер, Боб Фридхоффер, Майкл Гилмор, Тайсон Гилмор, Эндрю Хартер, Дайана Кнудсон и Джо Ли.

Мариэтт ДиКристина и Джон Ренни из Scientific American заслуживают особой признательности за то, что они преданные друзья, а также за то, что они ежемесячно обеспечивали выход рубрики «Скептик». Моя колонка на почтенных страницах этого самого живучего журнала в американской истории (насчитывающего уже 165 лет) – то, что доставляет мне ни с чем не сравнимое удовольствие в работе.

Дэвин Зил Шермер, которой посвящена эта книга, в настоящее время начинает свое жизненное путешествие, и я благодарю ее за возможность выразить бескорыстную любовь, а также за придание моей жизни глубокого смысла и высшего значения, пока мы вносим свой вклад в эволюционный императив жизни продолжительностью три с половиной миллиарда лет, переходящей из поколения в поколение, и всегда помним, что нет лучше места, чем родной дом…

 


[1] «Результаты опроса показывают, во что верят и во что не верят люди». (“Harris Poll Reveals What People Do and Do Not Believe”, Harris, 2009, http://www.harrisinteractive.com/).

 

[2] «Трое из четырех американцев верят в паранормальные явления» (“Three in Four Americans Believe in Paranormal”, Gallup, June 16, 2005, http://www.gallup.com/poll/16915/Three‑Four‑Americans‑Believe‑Paranormal.aspx). Подобные процентные соотношения можно найти в опросе Gallup 2005 года.

Экстрасенсорное или духовное исцеление – 55%

Вселение демонов – 42%

Экстрасенсорное восприятие – 41%

Дома с привидениями – 37%

Телепатия – 31%

Ясновидение (знание прошлого, предсказание будущего) – 26%

Астрология – 25%

Способность медиумов говорить с мертвыми – 21%

Реинкарнация – 20%

Проникновение духов из потустороннего мира – 9%

 

[3] «Паранормальные убеждения к некоторым приходят (сверхъ)естественным путем» (“Paranormal Beliefs Come (Super)Naturally to Some”, Gallup, November 1, 2005, http://www.gallup.com/poll/19558/Paranormal‑Beliefs‑Come‑SuperNaturally‑Some.aspx).

 

[4] «Британцы сообщают о “сверхъестественных способностях”» («Britons Report “Psychic Powers”», BBC News, May 26, 2006, http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/5017910.stm).

 

[5] «Вера американцев в экстрасенсорные паранормальные явления возросла за последнее десятилетие» (“Americans Belief in Psychic Paranormal Phenomena Is Up Over Last Decade”, Gallup News Service, June 8, 2001).

 

[6] «Двухгодичный отчет о научных индикаторах» Национального научного фонда (National Science Foundation, “Science Indicators Biennial Report”, 2002). Раздел о псевдонауке «Научная фантастика и псевдонаука» в главе 7, «Наука и техника: понимание и взгляды общественности» (“Science and Technology: Public Understanding and Public Attitudes”, http://www.nsf.gov/statistics/seind02/c7/c7h.htm).

 

[7] У. Ричард Уокер, Стивен Дж. Хестра, Родни Дж. Фогль, «Изучение естественных наук – еще не гарантия скептицизма» [W. Richard Walker, Steven J. Hoekstra, Rodney J. Vogl, “Science Education Is No Guarantee of Skepticism”, Skeptic 9, no. 3 (2002), 24–25].

 

[8] Стивен Хокинг и Леонард Млодинов, «Высший замысел» (Stephen Hawking, Leonard Mlodinow, The Grand Design, New York: Bantam Books, 2010), 7.

 

[9] Диалоги в этой главе приводятся по интервью, которое я взял у Чика в субботу 17 октября 2009 года лично, в своем доме в Альтадене, Калифорния.

 

[10] Дэвид Розенхан, «О вменяемости в невменяемых местах» (David L. Rosenhan, On Being Sane in Insane Places, Science 179, January 1973), 250–258.

 

[11] Это интервью, переданное по радио, в записи на кассете я храню тридцать пять лет. Вопреки ожиданиям магнитная пленка продержалась не два десятилетия, а гораздо больше и до сих пор дает кристально‑чистый звук.

 

[12] Фрэнсис Коллинз, «Доказательство Бога. Аргументы ученого» (Francis Collins, The Language of God: A Scientist Presents Evidence for Belief, New York: Free Press, 2007).

 

[13] Это интервью было проведено по телефону в пятницу 6 ноября 2009 года.

 

[14] Эта цитата высечена на могиле Канта и взята из заключения его книги «Критика практического разума» (1788 год): «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то, и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования». Доступна здесь: http://www.utsc/utoronto.ca/`sobel/Mystery_Glory/m_gStarry.pdf.

 

[15] Слова Коллинза, процитированные в этом разделе, взяты из книги «Доказательство Бога». Слова Коллинза, выделенные курсивом в предыдущих и последующих разделах, взяты из моих интервью с ним.

 

[16] См. Майкл Шермер, «Почему Дарвин имеет значение: доводы против разумного замысла» (Michael Shermer, Why Darwin Matters: The Case Against Intelligent Design, New York: Times Books, 2006). Основная идея этой книги, особенно в главе о вопросе, почему консерваторы и христиане должны признать теорию эволюции, заключается в том, что научные теории описывают мир таким, какой он на самом деле, а религия – таким, каким мы хотели бы сделать его, чтобы улучшить положение человека.

 

[17] Из переписки по электронной почте, 22–23 ноября 2009 года. Эта последняя оговорка – образец классического юмора Наварика. Примечательно, что по вопросу о внутренних состояниях и душе Наварик добавил: «Однако, подобно Скиннеру, я полностью признаю реальность частных событий («сознательного» опыта), которые ощущаются непосредственно, как зубная боль или внутренняя речь. Но я не считаю эти частные события полноценными объяснениями поведения».

 

[18] См. П. Эдвардс, «Сократ» в «Энциклопедии философии» (P. Edwards, “Socrates”, in Encyclopedia of Philosophy, New York: Macmillan, 1967), 7:482.

 

[19] «Книги, которые изменили жизнь читателей» (“Books That Make a Difference in Readers’ Lives”, http://www.noblesoul.com/ore/books/rand/atlas/faq.html#Q6.4).

 

[20] Брайан Доэрти, «Она вернулась» (Brian Doherty, She’s Back, Reason, December 2009, http://reason.com/archives/2009/11/09/ayn‑rand‑is‑back).

 

[21] Дженнифер Бернс, «Богиня рынка: Айн Рэнд и американские правые» (Jennifer Burns, Goddess of the Market: Ayn Rand and the American Right, New York: Oxford University Press, 2009), 286.

 

[22] Натаниэл Бранден, «Судный день: мои годы с Айн Рэнд» (Nathaniel Branden, Judgment Day: My Years with Ayn Rand, Boston: Houghton Mifflin, 1989), 235–256.

 

[23] При жизни Галамбош так и не опубликовал давно обещанную поклонникам книгу, поэтому мое краткое содержание его теории составлено по моим же подробным записям, сделанным на занятиях курса V‑50, а также с помощью буклетов формата 7,5×12,5 см, озаглавленных «Рывок к свободе» (Thrust for Freedom), которые Галамбош издавал, нумеровал последовательно и включал в текст определения, процитированные здесь. В 1999 году правопреемники Галамбоша выпустили первый том сочинения Sic Itur Ad Astra («Путь к звездам») – 924‑страничное издание Universal Scientific Publications Company Inc. Галамбош мечтал стать космическим предпринимателем и возить клиентов на Луну. Он считал, что для реализации этой мечты сфера космических исследований должна быть передана в частную собственность, а это значит, что и в обществе в целом должна господствовать частная собственность.

 

[24] Этот латинский девиз запечатлен на табличке, помещенной у Панамского канала, и служит девизом самого сооружения: «Aperire Terram Gentibus».

 

[25] Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность» (Ludwig von Mises, Human Action, 3rd ed., Chicago: Contemporary Books, 1966), 2.

 

[26] Ни то, ни другое никогда не публиковалось, и у меня нет ни малейшего желания когда‑либо обнародовать их.

 

[27] Фридрих А. фон Хайек, «Конституция свободы» (Friedrich A.von Hayek, The Constitution of Liberty, Chicago: Unversity of Chicago Press, 1960) и «Дорога к рабству» (The Road to Serfdom, Chicago: University of Chicago Press, 1944); Генри Хэзлитт, «Экономика за один урок» (Henry Hazlitt, Economics in One Lesson, New York: Harper and Brothers, 1946); Милтон Фридман, «Свобода выбора» (Milton Friedman, Free to Choose: A Personal Statement, New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1980).

 

[28] Мизес, «Человеческая деятельность», 860.

 

[29] Фримен Дайсон, «Один из миллиона», обзор в «Разоблачение! Экстрасенсорное восприятие, телекинез и прочая псевдонаука» Джорджа Чарпака и Анри Броша, пер. Барта К. Холленда (Georges Charpak, Henri Broch, Debunked! ESP, Telekinesis and Other Pseudoscience, trans. Bart K. Holland, New York Review of Books 51, no 5, March 25, 2004).

 

[30] Здесь я перефразирую реплику из фильма Religulous комика Билла Мара, который произносит этот довод гораздо смешнее, чем я.

 

[31] Пер. Н. А. Зубченко, О. Л. Тиходеева, М. Шифман. – Прим. пер.

 

[32] Кевин Р. Фостер и Ханна Кокко, «Эволюция суеверного и подобного суеверному поведения» (Kevin R. Foster and Hanna Kokko, “The Evolution of Superstitious and Superstition‑Like Behaviour”, Proceedings of the Royal Society B 276, no. 1654, 2009), 31–37.

 

[33] У. Д. Гамильтон, «Эволюция альтруистического поведения» (William D. Hamilton, “The Evolution of Altruistic Behaviors”, American Naturalist 97, 1963), 354–356; Гамильтон, «Генетическая эволюция социального поведения» (Hamilton, “The Genetical Evolution of Social Behavior”, Journal of Theoretical Biology 7, no. 1, 1964), 1–52.

 

[34] Майкл Шермер, «Наука добра и зла» (Michael Shermer, The Science of Good and Evil, New York: Times Books, 2003); Шермер, «Рыночный разум» (Shermer, The Mind of the Market, New York: Times Books, 2008).

 

[35] Фостер и Кокко начинают с формулы, несколько отличающейся от моей – pb>c, – согласно которой вера сохраняется, когда вероятность (р) пользы (b) выше, чем затраты (с). Например, вера в то, что шорох в траве – сигнал приближения опасного хищника, тогда как на самом деле это лишь ветер, не сопровождается большими затратами, а вот вера в то, что опасный хищник – на самом деле ветер, может стоить животному собственной жизни. Как отмечают Фостер и Кокко, мы крайне слабы в оценке таких вероятностей (р). Поскольку затраты (с) на веру в то, что шорох в траве – это опасный хищник, тогда как это всего лишь ветер, сравнительно низки по сравнению с обратным случаем, то отбор, способствующий вере в то, что большинство паттернов реальны, оказывается более выгодным (b).

 

[36] Б. Ф. Скиннер, «Суеверия у голубей» (B. F. Skinner, “Superstition in the Pigeon”, Journal of Experimental Psychology 38, 1948), 168–172.

 

[37] Коити Оно, «Суеверное поведение у людей» (Koichi Ono, “Superstitious Behavior in Humans”, Journal of the Experimental Analysis of Behavior 47, 1987), 261–271.

 

[38] Чарльз Катания и Дэвид Каттс, «Экспериментальный контроль суеверной реакции у людей» (Charles Catania and David Cutts, “Experimental Control of Superstitious Responding in Humans”, Journal of the Experimental Analysis of Behavior 6, no. 2, 1963), 203–208.

 

[39] Конрад Лоренц, «Агрессия» (Konrad Lorenz, On Agression, trans. Marjorie Kerr Wilson, New York: Harcourt, Brace and World, 1966).

 

[40] Эдвард А. Вестермарк, «История брака у людей» (Edvard A. Westermarck, The History of Human Marriage, 5th ed., London: Macmillan, 1921); Стивен Пинкер, «Как работает разум» (Steven Pinker, How the Mind Works, New York: W. W. Norton, 1997).

 

[41] Нико Тинберген, «Исследование инстинкта» (Niko Tinbergen, The Study of Instinct, New York: Oxford University Press, 1951).

 

[42] Винсент де Гардель и Сид Куйдер, «Взаимодействие пространственных частот и визуального осознания при обработке информации о лицах» (Vincent de Gardelle and Sid Kouider, “How Spatial Frequencies and Visual Awareness Interact During Face Processing”, Psychological Science, November 2009, 1–9, http://pss.sagepub.com/content/early/2009/11/11/0956797609354064.full.pdf+html). `Несколько нестандартный взгляд, согласно которому узнавание лиц не сопровождается холистической обработкой информации о них, см. в недавнем исследовании: Ярослав Конар, Патрик Дж. Беннетт и Эллисон Б. Секулер, «Холистическая обработка не коррелирует с точностью идентификации лиц» (Yaroslav Konar, Patrick J. Bennett and Allison B. Sekuler, “Holistic Processing Is Not Correlated with Face‑Identification Accuracy”, Psychological Science, December 2009, http://pss.sagepub.com/content/early/2009/12/16/0956797609356508.full). `В одной статье, опубликованной незадолго до выхода данной книги из печати, высказано мнение, что непривычный вид перевернутых лиц вызван изменением освещения, направленного сверху вниз или снизу вверх, в итоге на перевернутых чертах тень лежит иначе, чем на лице в целом. См. Зинобиа Талати, Джиллиан Родс и Линда Джеффри, «Так видно, а так – нет: свет, пролитый на иллюзию Тэтчер» (Zenobia Talati, Gillian Rhodes and Linda Jeffrey, “Now You See It, Now You Don’t: Shedding Light on the Thatcher Illusion”, Psychological Science, January 2010, http://pss.sagepub.com/content/early/2010/01/08/0956797609357854.full).

 

[43] Бенджамин Либет, «Подсознательная инициатива мозга и роль осознанной воли в преднамеренных действиях» (Benjamin Libet, “Unconscious Cerebral Initiative and the Role of Conscious Will in Voluntary Action”, Behavior and Brain Science 8, 1985), 529–566.

 

[44] Иренеус Айбль‑Айбесфельдт, «Этология: биология поведения» (Irenaus Eibl‑Eibesfeldt, Ethology: The Biology of Behavior, trans. Erich Kinghammer, New York: Hold, Rinehart and Winston, 1970).

 

[45] Пол Экман, «Психология эмоций» (Paul Ekman, Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life, New York: Times Books, 2003).

 

[46] С. Вернер и Х. Элке, «О функции предупреждающей окраски: черно‑желтый рисунок препятствует нападению неопытных домашних кур» (S. Werner and H. Elke, “On the Function of Warning Coloration: A Black and Yellow Pattern Inhibits Prey‑Attack by Naive Domestic Chicks”, Behavior Ecology and Sociobiology 16, 1985), 249.

 

[47] Д. В. Пфенниг, У. Р. Харкомб и К. С. Пфенниг, «Частотно‑зависимая бейтсовская мимикрия» (D. W. Pfennig, W. R. Harcombe and K. S. Pfennig, “Frequency‑Dependent Batesian Mimicry”, Nature 410, no. 323, March 15, 2001).

 

[48] В. Суржик и Х. С. Берг, «Рецепторная чувствительность при бактериальном хемотаксисе» (V. Sourjik and H. C. Berg, “Receptor Sensitivity in Bacterial Chemotaxis”, Proceedings of the National Academy of Science 99, no. 1, January 8, 2002), 123–127.

 

[49] Нико Тинберген, «Поведение животных» (Niko Tinbergen, Animal Behavior, New York: Time Inc., 1963).

 

[50] Дейрдре Барретт, «Сверхнормальные раздражители: как первичные побуждения выходят за пределы своего эволюционного назначения» (Deirdre Barrett, Supernormal Stimuli: How Primal Urges Overran Their Evolutionary Purpose, New York: W. W. Norton, 2010).

 

[51] Там же, 41.

 

[52] Там же, 122.

 

[53] Р. В. Экслайн и Л. С. Уинтер, «Привязанность и взаимный пристальный взгляд у пар» (R. V. Exline and L. C. Winter, Affection Relations and Mutual Gaze in Dyads, in Affect, Cognition and Personality: Empirical Studies, ed. Silvan S. Tonkin and Carroll E. Inyard, New York: Springer, 1965).

 

[54] Дж. Б. Роттер, «Обобщенные прогнозы для внутреннего контроля по сравнению с внешним контролем подкрепления» (J. B. Rotter, “Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement”, Psychological Monographs 80, no. 1, 1966), 1–28.

 

[55] Дж. Н. Маршалл и др., «Пятифакторная модель личности как основа для исследований личностного здоровья» (G. N. Marshall et al., “The Five Factor Model of Personality as a Framework for Personality‑Health Research”, Journal of Personality and Social Psychology 67, no. 2, August 1994), 278–286. Тобасик и Дж. Милфорд, «Вера в паранормальные явления: разработка оценочного инструмента и последствия для функционирования личности» (Tobacyk and G. Milford, “Belief in Paranormal Phenomena: Assessment Instrument Development and Implications for Personality Functioning”, Journal of Personality and Social Psychology 44, no. 5, May 1983), 1029–1037.

 

[56] Бронислав Малиновский, «Магия, наука и религия» (Bronislaw Malinowski, Magic, Science and Religion, New York: Doubleday, 1954), 139–140.

 

[57] Майкл Шермер, «Почему люди верят в удивительное: псевдонаука, суеверия и прочая путаница нашего времени» (Michael Shermer, Why People Believe Weird Things: Pseudoscience, Superstition and Other Confusions of Our Times, New York: W. H. Freeman, 1997), 295–296.

 

[58] Ссылка на эти исследования приведена в Дженнифер Э. Уитсон и Адам Д. Галински, «Утрата контроля усиливает восприятие иллюзорного паттерна» (Jennifer A. Whitson and Adam D. Galinsky, “Lacking Control Increases Illusory Pattern Perception”, Science 322, October 3, 2008), 115–117.

 

[59] Сюзан Блэкмор и Рейчел Мур, «Увиденное нечто: зрительное распознавание и вера в паранормальное» (Susan Blackmore and Rachel Moore, “Seeing Things: Visual Recognition and Belief in the Paranormal”, European Journal of Parapsychology 10, 1994), 91–103.

 

[60] Й. Муш и К. Эренберг, «Ошибочная оценка вероятности, когнитивные способности и вера в паранормальное» (J. Musch and K. Ehrenberg, “Probability Misjudgement, Cognitive Ability and Belief in the Paranormal”, British Journal of Psychology 93, no. 2, May 2002), 169–177; Питер Браггер, Теодор Ландис и Марианна Регар, «Эффект овец и коз» при избегании повторов: экстрасенсорное восприятие как эффект субъективной вероятности?» (Peter Brugger, Theodor Landis and Marianne Regard, «A “Sheep‑Goat Effect” in Repetition Avoidance: Extra‑Sensory Perception as an Effect of Subjective Probability?», British Journal of Psychology 81, 1990), 455–468.

 

[61] Уитсон и Галински, «Утрата контроля усиливает восприятие иллюзорного паттерна».

 

[62] Сатоси Канадзава, «Результат или ожидания? Предшественники спонтанной каузальной атрибуции» (Satoshi Kanazawa, “Outcome or Expectancy? Antecedent of Spontaneous Causal Attribution”, Personality and Social Psychology Bulletin 18, no. 6, 1992), 659–668; Б. Вайнер, «“Спонтанное” каузальное мышление» (B. Weiner, «“Spontaneous” Causal Thinking», Psychological Bulletin 97, no. 1, 1985), 74–84; Х. Х. Келли, «Атрибуция в социальном взаимодействии» (H. H. Kelley, Attribution in Social Interaction, Morristown, N. J.: General Learning Press, 1971).

 

[63] Д. Л. Гамильтон и С. Дж. Шерман, «Восприятие отдельных личностей и групп» (D. L. Hamilton and S. J. Sherman, “Perceiving Persons and Groups”, Psychological Review 103, no. 2, 1996), 335–355.

 

[64] Итог этим и многим другим исследованиям подведен в последней книге Эллен Лангер «Против часовой стрелки: осознанное здоровье и сила возможности» (Ellen Langer, Counterclockwise: Mindful Health and the Power of Possibility, New York: Ballantine Books, 2009).

 

[65] Ассоциация лечения и воспитания детей с проблемами привязанности, http://www.ATTACh.org.

 

[66] Джин Мерсер, Ларри Сарнер и Линда Роса, «Терапия привязанности в суде: мучения и смерть Кэндас Ньюмейкер» (Jean Mercer, Larry Sarner and Linda Rosa, Attachment Therapy on Trial: The Torture and Death of Candace Newmaker, New York: Praeger, 2003). См. также сайт защитников детей, подвергающихся терапии, http://www.ChildrenInTherapy.org.

 

[67] Концепция агентичности отчасти выведена из того, что философ Дэниел Деннет называет интенциональной установкой, при помощи которой мы предсказываем действия окружающих на основании наших представлений об их намерениях, хотя я развил эту мысль. Деннет объясняет свою концепцию так: «Сначала решаешь обратиться к объекту, поведение которого предстоит предсказывать как рациональную силу, или агенту; затем определяешь, какие убеждения должен иметь этот агент, учитывая его место в мире и цель. Затем выясняешь, какими должны быть его желания, исходя из тех же соображений, и наконец предсказываешь, как этот рациональный агент будет действовать ради достижения своих целей в свете своих убеждений. Непродолжительные практические рассуждения на основании выбранной совокупности убеждений и желаний дают решение о том, как должен действовать данный агент; так мы и предсказываем, как этот агент поступит». Дэниел Деннет, «Интенциональная установка» (Daniel Dennett, The Intentional Stance, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1987).

 

[68] Впервые я представил свою концепцию агентичности в своей июньской колонке в журнале Scientific American, 2009.

 

[69] Брюс М. Худ, «Сверхчувство: почему мы верим в невероятное» (Bruce M. Hood, Supersense: Why We Believe in the Unbelievable, New York: Harper Collins, 2009), x.

 

[70] Там же, 183.

 

[71] Там же, 213.

 

[72] Там же, 214.

 

[73] Там же, 247–248.

 

[74] Майкл Э. Персингер, «Нейропсихологические основы веры в Бога» (Michael A. Persinger, Neuropsychological Bases of God Beliefs. New York: Praeger, 1987).

 

[75] Первый раз этот цикл вышел в эфир в 2000–2001 годах. Отрывки из него можно найти на YouTube по ключевым словам Michael Shermer.

 

[76] Этот отрывок о Майкле Персингере и моем участии в его эксперименте можно увидеть по адресу http://www.youtube.com/watch?v=nCVzz96zKA0.

 

[77] Джон Ронсон, «Люди, которые пристально смотрят на коз» (Jon Ronson, The Men Who Stare at Goats, London: Picador, 2004).

 

[78] Эту и другие удивительные зрительные и слуховые иллюзии можно увидеть в моей TED‑беседе, размещенной на сайте http://www.skeptic.com/ в рубрике «Скептицизм для начинающих». Есть целые веб‑страницы, посвященные поиску читающихся наоборот стихов и отдельных слов в песнях и речах, например http://reversespeech.com/.

 

[79] Слуховой прайминг и иллюзии такого типа изучала в Калифорнийском университете в Сан‑Диего психолог Дайана Дойч. Например, повторение записанного на закольцованной пленке двусложного слова вызывает в голове у разных людей различные слова и фразы, зачастую зависящие от того, о чем эти люди думают, слушая повторяющиеся слоги. Дайана Дойч, «Музыкальные иллюзии», в «Энциклопедии нейробиологии» (Diana Deutsch, Musical Illusions, Encyclopedia of Neuroscience, ed. Larry R..Squire, Boston: Elsevier, 2009), 5:1159–1167.

 

[80] Петер Суэдфельд и Джейн С. П. Моусллин, «Ощущаемое присутствие в необычном окружении» (Peter Suedfeld and Jane S. P. Mocellin, “The Sensed Presence in Unusual Environment”, Environment and Behavior 19, no. 1, January 1987), 33–52.

 

[81] Полный текст поэмы с пояснениями находится по адресу http://www.bartleby.com/201/1.html.

 

[82] Джон Гайгер, «Фактор третьего: секрет выживания в экстремальных условиях» (John Geiger, The Third Man Factor: The Secret of Survival in Extreme Environments, New York: Weinstein Books, 2009).

 

[83] Процитировано там же, 84–85. Изначально рассказано в Чарльз О. Линдберг, «33 часа до Парижа» (Charles A. Lindbergh, “33 Hours to Paris”, Saturday Evening Post, June 6, 1953) и Линдберг, Дух Сент‑Луиса (Lindbergh, The Spirit of St. Louis, New York: Charles Scribner’s Sons, 1953).

 

[84] Райнхольд Месснер и Хорст Хефлер, «Герман Буль: бескомпромиссный альпинизм» (Reinhold Messner and Horst Hofler, Hermann Buhl: Climbing Without Compromise, Seattle: The Mointaineers, 2000), 150.

 

[85] Процитировано в: Гайгер, «Фактор третьего», 175–176.

 

[86] Уильям Лэрд Маккинли, «Последнее плавание «Карлука»: мемуары пережившего арктическую катастрофу» (William Laird McKinlay, The Last Voyage of the Karluk: A Survivor’s Memoir of Arctic Disaster, New York: St. Martin’s Press, 1976), 57.

 

[87] Джеймс Аллан Чейн, «Ощущаемое присутствие в экстремальных условиях: рецензия на «Фактор третьего» (James Allan Cheyne, “Sensed Presences in Extreme Contexts: A Review of The Third Man Factor”, Skeptic 15, no. 2, 2009), 68–71.

 

[88] Итоговый рейтинг таков: (8) триатлон на Гавайях Hawaii Ironman Triathlon, (7) сверхмарафон Бэдуотер, кросс по пересеченной местности на 235 км, (6) состязание в плавании на 40 км La Traversee Internationale, (5) cостязания в условиях дикой природы Raid Gauloises, (4) состязания лучших рейнджеров американской армии, (3) гонки на собачьих упряжках Iditarod, (2) кругосветные состязания одиночных экипажей яхт Vendee Globe, (1) велосипедные гонки Race Across America.

 

[89] Об этих и многих других впечатлениях я рассказал в книге «Race Across America: муки и радости самой продолжительной и трудной в мире велосипедной гонки» (Michael Shermer, Race Across America: The Agonies and Glories of the World’s Longest and Cruelest Bicycle Race, Waco, Tex.: WRS Publishing, 1993).

 

[90] Процитировано в: Дэниел Койл, «То, что не убивает меня, делает меня страннее» (“Daniel Coyle, That Which Does Not Kill Me Makes Me Stranger”, New York Times, February 5, 2006, http://nytimes.com/2006/02/05/sports/playmagazine/05robicpm.html.

 

[91] Райан Хадсон, «Iditarod: галлюцинации – не только горящий человек» (Ryan Hudson, “Iditarod, More Hallucinations Than Burning Man”, SB Nation, March 16, 2010, http://www.sbnation.com/2010/3/16/1376103/iditarod‑hallucination‑2010‑lance‑mackey‑newton‑marshall.

 

[92] Лью Фридмен, Anchorage Daily News, 19 марта 1993 года, процитировано на http://www.helpsleddogs.org/remarks‑mushermistreatingdogs.htm#hallucinate.

 

[93] Сэмюэл М. Макклюр, Дэвид А. Лейбсон, Джордж Левенстайн, Джонатан Д. Коэн, «Обособленные нейронные системы оценивают незамедлительное и отсроченное денежное вознаграждение» (Samuel M. McClure, David I. Laibson, George Loewenstein, Jonathan D. Cohen, “Separate Neural Systems Value Immediate and Delayed Monetary Rewards”, Science 306, no. 5695, October 15, 2004), 503–507.

 

[94] Антонио Р. Дамасио, «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг» (Antonio R. Damasio, Descartes’ Error: Emotion, Reason and the Human Brain, New York: Putnam, 1994); Эллин Питерс и Пол Слович, «Побудительные причины действия: аффективная и аналитическая обработка информации на выбор» (Ellen Peters and Paul Slovic, “The Springs of Action: Affective and Analytical Information Processing in Choice”, Personality and Social Psucjological Bulletin 26, no. 12, December 2000, 1465–1475; Джон Элстер, «Улисс и сирены: исследования рациональности и иррациональности» (Jon Elster, Ulysses and the Sirens: Studies in Rationality and Irrationality, New York: Cambridge University Press, 1979); Рой Ф. Баумайстер, Тодд Ф. Хэзертон, Дайанн М. Тайс, «Теряя контроль: как и почему люди теряют способность владеть собой» (Roy F. Baumeister, Todd F. Heatherton and Dianne M. Tice, Losing Control: How and Why People Fail at Self‑Regulaton, San Diego: Academic Press, 1994); Джордж Левенстайн, «Из‑под контроля: висцеральное влияние на поведение» (George Loewenstein, “Out of Control: Visceral Influences on Behavior”, Organizational Behavior and Human Decision Processes 65, no. 3, March 1996), 272–292; Джордж Ф. Левенстайн и Дженнифер Лернер, «Роль аффекта в принятии решений» (George F. Loewenstein and Jennifer Lerner, The Role of Affect in Decision Making, in Handbook of Affective Sciences, ed. R. J. Davidson, K. R. Scherer and H. H. Goldsmith, New York: Oxford University Press, 2003), 619–642.

 

[95] Энди Кларк, «Укрупнение разума: воплощение, действие, когнитивное расширение» (Andy Clark, Supersizing the Mind: Embodiment, Action and Cognitive Extension, New York: Oxford University Press, 2008).

 

[96] Питер Браггер и Кристина Моор, «Вне тела, но не вне разума» (Peter Brugger and Christine Mohr, “Out of the Body, but Not Out of Mind”, Cortex 45, 2009), 137–140.

 

[97] Э. Ньюберг, Ю.Д’Аквили, В. Раузе, «Тайна Бога и наука о мозге» (A. Newberg, E.D’Aquili and V. Rause, Why God Won’t Go Away, New York: Ballantine Books, 2001).

 

[98] В. С. Рамачандран и Эрик Л. Альтшулер, «Использование зрительной обратной связи, особенно зеркальной, в восстановлении функций мозга» (V. S. Ramachandran and Eric L. Altschuler, “The Use of Visual Feedback, in Particular Mirror Visual Feedback, in Restoring Brain Function”, Brain 132, no. 7, 2009), 1693–1710.

 

[99] TED‑беседу Рамы об этих исследованиях можно посмотреть по следующему адресу: http://www.ted.com/talks/vilayanur_ramachandran_on_your_mind.html.

 

[100] Майкл Газзанига, «Этический мозг» (Michael Gazzaniga, The Ethical Brain, New York: Dana Press, 2005), 150.

 

[101] Ричард Докинз, «Рассказ предка: паломничество на зарю эволюции» (Richard Dawkins, The Ancestor’s Tale: A Pilgrimage to the Dawn of Evolution, New York: Houghton Mifflin, 2004), 551–552.

 

[102] Нейробиологии посвящено множество превосходных книг. Две сравнительно недавних, с которыми я часто сверяюсь, – Жозеф Леду, «Синаптическое я: как наш мозг становится тем, кто мы есть» (Joseph LeDoux, Synaptic Self: How Our Brains Become Who We Are, New York: Viking, 2002) и Кристоф Кох, «В поисках сознания: нейробиологический подход» (Christof Koch, The Quest for Consciousness: A Neurobiological Approach, Denver: Roberts and Company, 2004).

 

[103] Габриэль Крейман, Ицхак Фрид и Кристоф Кох, «Однонейронные корреляты субъективного зрения в средней части височной доли человеческого мозга» (Gabriel Kreiman, Itzhak Fried and Christof Koch, “Single Neuron Correlates of Subjective Vision in the Human Medial Temporal Lobe”, Proceedings of the National Academy of Sciences USA 99, no. 12, June 11, 2002), 8378–8383.

 

[104] Джеймс Олдс и Питер Милнер, «Положительное подкрепление, созданное электростимуляцией септальной и других областей мозга крыс» (James Olds and Peter Milner, “Positive Reinforcement Produced by Electrical Stimulation of Septal Area and Other Regions of Rat Brain”, Journal of Comparative and Physiological Psychology 47, 1954), 419–427.

 

[105] М. Э. Олдс и Дж. Л. Фоубс, «Основа мотивации: исследования внутричерепной самостимуляции» (M. E. Olds and J. L. Fobes, “The Central Basis of Motivation: Intracranial Self‑Stimulation Studies”, Annual Review of Psychology 32, January 1981), 523–574; М. П. Бишоп, С. Т. Элдер и Р. Дж. Хит, «Внутричерепная самостимуляция у человека» (M. P. Bishop, S. T. Elder and R. G. Heath, “Intracranial Self‑Stimulation in Man”, Science 140, no. 3565, April 26, 1963), 394–396.

 

[106] Мортен Крингельбах и Кент С. Берридж, ред. «Удовольствия мозга» (Morten Kringelback and Kent C. Berridge, eds., Pleasures of the Brain, New York: Oxford University Press, 2010).

 

[107] Личная переписка, 10 января 2010.

 

[108] Питер Браггер и Кристина Моор, «Паранормальный разум: как исследование аномальных впечатлений и убеждений дает информацию когнитивной нейробиологии» (Peter Brugger and Christine Mohr, “The Paranormal Mind: How the Study of Anomalous Experiences and Beliefs May Inform Cognitive Neuroscience”, Cortex 44, no. 10, November/December 2008), 1291–1298.

 

[109] П. Рид, Д. Уэйкфилд, Дж. Харрис, Дж. Перри, М. Селла и Э. Цаканикос, «Увиденные несуществующие события: влияние окружающих условий, шизотипичных симптомов и субклинических характеристик» (P. Reed, D. Wakefield, J. Harris, J. Parry, M. Cella and E. Tsakanikos, “Seeing Non‑Existent Events: Effects of Environmental Conditions, Schizotypal Symptoms and Sub‑Clinical Characteristics”, Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry 39, no. 3, September 2008), 276–291.

 

[110] Кристина Моор, Теодор Ландис, Питер Браггер, «Боковой семантический прайминг: модуляции, вызванные леводопой, семантическим расстоянием и магическими убеждениями участников» (Christine Mohr, Theodor Landis and Peter Brugger, “Lateralized Semantic Priming: Modulation by Levodopa, Semantic Distance and Participants’ Magical Beliefs”, Neuropsychiatric Disease and Treatment 2, no. 1, March 2006), 71–84.

 

[111] Питер Крумменахер, Кристина Моор, Хэлен Хейкер и Питер Браггер, «Допамин, вера в паранормальные явления и распознавание значимых раздражителей» (Peter Krummenacher, Christine Mohr, Helene Haker and Peter Brugger, “Dopamine, Paranormal Belief and the Detection of Meaningful Stimuli”, Journal of Cognitive Neuroscience 22, no. 8, August 2010), 1–12.

 

[112] Дж. К. Сименс и Ч. Р. Янг, «Осн


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.106 с.