Сухаревичи (Брестская область, Белоруссия) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сухаревичи (Брестская область, Белоруссия)

2019-07-12 156
Сухаревичи (Брестская область, Белоруссия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По преданиям, в Больших и Малых Сухаревичах, на месте высохшего болота, была выстроена церковь, впоследствии провалившаяся под землю. А поблизости располагалась Татарская горка, где когда-то якобы было разгромлено войско татаро-монголов, а потом селяне во время пахоты то и дело натыкались на человеческие кости и черепа. Сейчас там лежит колхозное поле… По ночам же в Сухаревичах и по сей день можно увидеть маленькие огоньки, по поверью, указывающие на вышедшие из-под земли клады. Рассказывают и о блудных, болотистых местах.

В ночь на Ивана Купалу местная молодежь устраивала гульбища на островке под названием Городище. Там же будто бы старожилы видели могилы одноглазых великанов с «трехкончастыми» черепами.

Именно на поиски таинственного Городища и направили свои стопы сотрудники Белорусского уфологического комитета 11 августа 2005 года. Рассказывает Виктор Гайдучик:

«В силу проблем пригородного сообщения с той местностью и удобства предпочтение было отдано такому транспортному средству, как велосипед, на котором в этот день пришлось наездить порядка 30 километров… В путь отправились в 8.00… Когда перечеркнутый знак с надписью “Брест” остался позади, удалось перевести дыхание и сосредоточиться на обозрении окружающей панорамы. Вскоре по пути ко мне присоединился мой брат Андрей, упорно налегающий на педали такого же железного коня с притороченным к раме спиннингом.

Весь путь занял около полутора часов. Деревни мелькали одна за другой. И чем дальше, тем более холмистой становилась местность… Как-то, столкнувшись посреди одной деревни с крутым подъемом на развилку дороги и натужно заскрипев педалями, услышали сзади: “Шо ж это вы, хлопцы? Цэп порветэ!”

Оглянувшись, увидели за нами бодрую старушку, которая также предпочитала велосипедный спорт пешим прогулкам… Вняв совету представительницы более опытного поколения, я поднялся наверх на своих двух, предпочтя поберечь силы. Скоро показался поворот на Большие Сухаревичи, и вот уже мы колесили по единственной улице деревни. Как ни странно, нигде не было признаков какой-либо живой души. То ли попрятались все, то ли вымерли… Сунувшись в несколько домов со свежими занавесками на окнах, мы обнаружили на дверях массивные замки, богатое воображение тут же стало рисовать мрачные картины. Но третья попытка увенчалась успехом – нас встретила на пороге настороженная обитательница сих мест. После продолжительных объяснений, кто мы такие и что нам здесь нужно, наконец-то удалось узнать, где расположено “Городище”. Путь напрямки преграждали каналы, и нам предстоял немалый кружной путь. Найдя в скором времени мост, мы переправились через реку и двинулись вдоль ее левого берега. Когда было пройдено несколько километров, но ни остров, ни речная развилка так и не показались, возникли подозрения, что здесь что-то не в порядке. Попавшееся на пути болотце, заставившее нас совершить еще один небольшой обход, настроения не прибавило.

Вскоре на пути встретился выгон. Увидев живописное стадо пасущихся коров – пеструю мешанину черного с белым и вкраплениями ярко-желтых бирок на ушах, мы пожалели, что под рукой нет фотоаппарата.

Найти пастуха оказалось нетрудно, но для этого пришлось преодолеть обширное минное поле из коровьих лепешек. Пастух оказался вполне трезвым, и, засыпав его множеством вопросов, мы получили пространное наставление о том, как найти искомый островок. Наши мрачные подозрения оправдались: не стоило переходить через мост, так как с этой стороны на остров переправиться невозможно.

Настроение поднялось только после посещения магазина в соседней деревне. Запасшись печеньем и бутылкой воды, мы расположились на импровизированный пикник у злополучного моста. Предстояла вторая попытка отыскать таинственное последнее пристанище белорусских циклопов.

Прошло совсем немного времени, и мы незаметно оказались в месте, которое удивительно подходило под описание пресловутого Городища. Не успели мы спуститься в узкую ложбинку, как появилось ощущение, будто находишься между тремя высокими курганами. Но это была иллюзия. Выбравшись наверх и пройдя еще метров сто, наткнулись на пересохшую низину, в конце которой среди травы предательски поблескивала вода. Далее шли кусты и вновь низкий пологий берег. То, что мы нашли, представляло собой узкую, местами крутоватую возвышенность, протянувшуюся вдоль берега. С противоположной стороны от реки ее ограничивало нечто напоминающее заросшую старицу реки. Когда-то здесь, видимо, был второй рукав реки, а нынче – заросшее болотными растениями русло с двумя окошками воды. Ложбинка, через которую мы перебрались, вероятно, представляла собой протоку, соединяющую два русла. Удивительно было то, что искали мы островок, а прошли на него аки посуху.

Сам топоним “Городище” свидетельствует о том, что в данном месте с большой вероятностью должен находиться некий археологический памятник. И я, историк по образованию, принялся искать видимые следы подтверждения этому.

Упоминавшихся бугорков, отмечающих “могилки”, уже не было: их сгладило с лица земли время. Остались рытвины с оплывшими краями, напоминающие траншеи. На одном из склонов ложбинки имелось странное железное сооружение. Если на нем когда-то и висела охранная табличка, то ее явно свинтил кто-то из местных вандалов.

Пока я занимался зарисовкой схемы местности и испытанием в поле “хронощупа”, Андрей уже облазил прибрежные корчи со спиннингом и вскоре обнаружил осыпающийся песчаный обрыв. Вооружившись, по примеру наших древних предков, палкой-копалкой, я отправился на его осмотр. Обработанных рукой человека кремниевых орудий труда найти не удалось, но на свет божий были извлечены два фрагмента тонкостенной керамики, явно сработанной на гончарном круге.

Горшки здесь делать умели. Только к какому периоду истории они относятся, я определить затруднился. Наиболее вероятным кажется, что здесь размещался небольшой некрополь (то бишь кладбище). И довольно древний, раз изгладился из памяти местных жителей, превратившись в место упокоения мифических существ.

Проведя здесь часа полтора-два и набравшись впечатлений, тронулись в обратный путь, попутно удостоверившись у той же селянки из Больших Сухаревичей, что место, найденное нами, и в самом деле является тем самым таинственным Городищем.

Некоторые касавшиеся Городища слухи дошли до меня от собственной бабушки. Согласно им, когда-то сюда приезжали люди и проводили раскопки, в ходе которых из недр земли были извлечены кости крупного человека с одноглазым «трехкончастым» черепом. Так рассказывали местные. А одна из легенд была такая. Давным-давно к крестьянке явилось одноглазое существо и потребовало, чтобы она сварила ему суп из… своего ребенка! Женщина сделала вид, что подчинилась, и поставила греться котел с водой. Когда же кипяток поспел, облила им чудище и успешно сбежала, спасши жизнь себе и своему чаду.

Как-то от преподавателя исторического факультета Брестского госуниверситета С. П. Жлобы, занимающегося этнографическими и фольклорными исследованиями в белорусском Полесье, я услышал, что ему известны легенды о трехглазых людях. Вероятно, в нашем случае имела место модифицированная версия данного цикла легенд».

 

Тайшань (Китай)

 

Это одна из многочисленных священных гор Китая. У каждой из них свое предназначение. Хэншань («северная гора») ведала животными, Хуашань, на западе страны, владела металлами, еще одна Хэншань, на юге, была ответственна за звезды. Суншань, в центре, отвечала за земли, воды и растения. И самая заметная, знаменитая среди них Тайшань, распоряжалась людскими судьбами. По легенде, в ней хранились золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. На ней имелся вход в загробный мир, куда стекались души всех умерших.

Этим пяти высотам, как и другим, менее значительным, в Древнем Китае была посвящена специальная «Книга гор и морей». Каждый заметный объект в этих горах – гребень, большой камень, дерево – имели свое лицо. По давним представлениям, на священных горах не только бог, но и дьявол правил суд. И хотя выражение «Уйти в священные горы» означало переселиться на тот свет, у китайцев была поговорка: «Мудрый человек радуется воде, благочестивый человек радуется горе». Или еще говорили: «Горы всегда влияют в любом месте». Замечали также, что издали вершины напоминают тучи: когда люди приближались к ним, они исчезали…

Но Тайшань – «внук неба и земли» – была вершиной реальной и сакральной. На нее считали своим долгом восходить императоры, этим как бы подтверждая свое божественное происхождение. Они записывали свои высказывания на нефритовых табличках и затем помещали их в специальных шкатулках на вершине на все времена. После того как рядом с Тайшанем был похоронен Конфуций, гора превратилась в Мекку для китайцев. И как утверждали философствующие мудрецы, подъем на священную гору давал возможность не только увидеть бескрайнее синее небо, но и означал приближение к непостижимой природной реальности. У людей попроще и представления были не столь сложные и мудреные. Горы – это кости, реки – кровь, деревья и травы – волосы, облака и пар – дыхание земли, а вот люди – это нательные насекомые… Китайского же поэта Тянг Ли По, жившего в VIII веке, когда он поднялся на Тайшань, осенили такие строчки:

 

Высоко вверх улетели все птицы,

Одиноко облако дрейфует по небу.

Мы успокаиваемся вместе, никогда

Не уставая друг от друга.

Только мы вдвоем, гора и я.

 

Но тогда, очевидно, охотников совершить восхождение насчитывалось не так много. Ныне на Тайшань, как и на другие четыре священные вершины, восходят по десятку тысяч человек в день…

А по части прославления гора, пожалуй, даже не имеет себе равных – столько ей посвящено стихов, притч, легенд и поговорок. Издавна в Китае говорили: «Гора Тайшань – созвездие Ковша». Для того чтобы подчеркнуть исключительность какого-то дела и противопоставить его мелковатому и малозначащему, тоже помогает устоявшийся образ: «Весом, как горы Тайшань, легок, как лебяжий пух». Ну а для того, кто не приметил слона, у китайцев имеется более сильное определение: «Хоть и зрячий, а горы Тайшань не узнал».

Этот природный памятник не только остается святыней, но и обрел уже статус «чуда света», а ООН объявила его частью Всемирного наследия человечества.

 

Темпльберг (Польша)

 

На юге Польши, возле Обровца, расположена гора под названием Темпльберг (Гора Тамплиеров). О ней уже давно ходят странные слухи. Говорят, на горе обитают призраки и наблюдаются другие странные явления.

 

На горе Темпельберг

 

Согласно легендам, на рубеже XIII–XIV веков на вершине горы было выстроено оборонительное укрепление, принадлежавшее знаменитому ордену тамплиеров, ячейки которого рассеялись по всей Европе.

Однажды перед Пасхой один из францисканских священников ближайшего костела при монастыре Святой Анны отправился за Одру проповедовать и причащать своих прихожан. На обратном пути на него напал отряд тамплиеров. По-видимому, эти рыцари-монахи вовсе не отличались тем душевным благородством, которое им приписывали, – подобно обычным разбойникам, они ограбили ксендза, отобрав чашу для причастия и другие находившиеся при нем ценности. Тогда святой отец проклял это место. Вскоре после этого усадьба тамплиеров провалилась под землю. В наши дни об этой истории напоминают лишь старый ров и холм, на котором когда-то высился замок. Однако с той поры там начали происходить чудеса.

В полдень крестьян, работающих на окрестных полях, пугают какие-то ужасные звуки, доносящиеся с той стороны холма. То же самое, говорят, происходит и в полночь, но в это время люди просто боятся сюда приходить.

Некогда в Обровце жил учитель по фамилии Калужа, собиравший предания о Темпльберге. В его архивах встречаются упоминания о дьявольском псе с огненной пастью, являвшемся на горе в полдень. На шее у собаки будто бы болтался привязанный ключ. По поверью, если кому удастся сорвать этот ключ, замок на Темпльберге вновь покажется из земли.

Чудится тут всякое. Лет 30 назад, ранней весной, местный житель Дамиен Скурка отправился с другом порыбачить на Одру. Сидя с удочками на берегу, парни вдруг заметили на вершине горы костер, возле которого расположилась группа совсем маленьких детишек. Рыболовы удивились – кто и зачем привел в это место детей? Ведь сами, без взрослых, они вряд ли смогли бы самостоятельно взобраться на холм…

Решили подойти поближе. Расстояние до костра составляло метров 100. Когда прошли половину расстояния, деревья заслонили обзор. А пока добрались до вершины – и костер, и дети исчезли! Никаких следов… Позднее похожая история приключилась с каким-то трактористом.

Калужа упоминает и о том, что близ Горы Тамплиеров на людей иногда нападает непонятный морок – они не могут найти выход из проклятого места. Так, очевидец Ежи Липка как-то еще в молодости косил траву в окрестностях Темпльберга. Закончил работу где-то к полудню и решил сократить путь, пройдя мимо горы. Вдруг метрах в 30 от вала что-то словно стало толкать Ежи назад. Он остановился и понял, что не может дойти до холма, хотя прекрасно видел его перед собой. Просто ноги туда не шли. Вероятно, что-то случилось с его рассудком. Так и пришлось возвращаться обратно и идти обходным путем.

Многие энтузиасты предпринимали попытки отыскать остатки городища тамплиеров. И каким-то археологам-любителям вроде бы даже удалось откопать старинные ворота и лестницу. Но наутро, вернувшись на место раскопок, обнаружили, что все опять засыпано землей…

В другой раз кто-то из местных нашел на вершине холма хорошо сохранившиеся старые ворота и поставил их вместо дверей на склад в Обровце. После этого на складе стало беспокойно: ночами кто-то невидимый открывал и закрывал двери…

Как-то местные парни на спор взялись провести ночь на Темпльберге. И хотя напились так, что с трудом стояли на ногах, в полночь неведомая сила заставила их с криками ужаса улепетывать с горы… Что они там увидели или услышали – объяснить так и не смогли.

Где-то в середине 90-х годов прошлого столетия на вершине Темпльберга поставили палатку туристы, ничего не знавшие о дурной славе, окружавшей это место. Около двух часов ночи они с воплями страха принялись стучаться в ближайший дом у подножия – оказалось, к ним в палатку пыталась пробраться какая-то фигура в белом. А, выскочив наружу, увидели, как привидение летает вокруг палатки.

Летом 2005 года в Обровец приехал исследователь аномальных явлений из Германии. Он попросил местных подростков показать ему Гору Тамплиеров. Ничего необычного с ними не произошло, но на снимке, сделанном фотокамерой мобильника, впоследствии оказался загадочный светящийся силуэт. Она отчетливо просматривалась между двумя парнями, идущими гуськом друг за другом. Этим феноменом заинтересовались белорусские уфологи. Прибыв в Обровец, они обратились к тем же подросткам с просьбой отвести их на вершину вала. Там, на территории высохшего рва, исследователи провели съемку цифровыми фотокамерами. Надежды на сенсацию оправдали себя: на снимках обнаружились странные яркие точки. Во время пребывания на горе уфологи ощущали психологический дискомфорт – не то подействовали жутковатые рассказы об этом месте, не то оно и в самом деле обладает негативной аурой.

 

Титикака (Перу – Боливия)

 

Название этого расположенного в Андах одного из самых больших высокогорных водоемов (3812 метров над уровнем моря), как полагают, пошло от находящегося на нем острова. Толкование спорно: топоним переводится и как «солнечный остров», и как «свинцовая гора». А то еще как «рудная скала» – из слов языка индейцев племени кечуа: «тити» – « место добычи руды», и «кака» – «скала».

Согласно древнеперуанскому мифу, из озера Титикака вышел прославленный основополагающий бог Кон-Тики – Виракоча. Он был настолько велик, что сотворил Солнце и приказал ему двигаться по небу в том направлении, в котором оно следует и поныне. Сотворил он и Луну, и прочие небесные светила. Затем Виракоча создал из камня мужчин и женщин и отправил их парами по всему Перу, конкретно указав, в каких пещерах, горах, источниках и реках им надлежит появиться на свет.

Интересовался легендарным прошлым древнеперуанских цивилизаций и известный французский океанограф Жак Ив Кусто: он пытался для своих поисков в высокогорье на Титикаке использовать подводную лодку…

 

Озеро Титикака

 

Встала задача проверить достоверность индейского предания, по которому два священных острова на озере – Солнца и Луны – соединены под водой золотой цепью. Спустившись на миниатюрных подводных лодках в титикакские глубины, подводники Кусто подняли со дна озера лишь несколько пустых глиняных сосудов.

Заманчивая золотая цепь так и осталась растворенной в легенде…

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.