Не идти на компромисс с собственной совестью — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Не идти на компромисс с собственной совестью

2019-07-12 221
Не идти на компромисс с собственной совестью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чувство долга – врожденное качество каждого мужчины, и, как правило, мы всегда знаем, как следует поступать в той или иной ситуации. Представьте, что вы видите человека, лежащего на улице. Первая реакция? Помочь. А следом приходят разные мысли, объясняющие, почему не стоит этого делать: «я не знаю как», «я спешу», «может, и ничего, сам справится» – первая (и самая правильная) мысль уже забыта. С подобными ситуациями мы сталкиваемся постоянно. Нам очень важно научиться их распознавать, важно найти в себе силы следовать внутреннему голосу, подсказывающему пусть трудное, но верное решение. Из таких маленьких, но постоянных побед постепенно выковывается клинок силы духа.

 

Реагировать быстро, не откладывать на потом

 

Воля всегда считалась достоинством настоящего мужчины. Только иногда мы почему‑то воспринимаем ее исключительно как способность подчинять другого, забывая, что это лишь одно и притом не самое красивое проявление воли. Истинная же воля дает способность действовать, как только принято решение. Не рассуждать, не сомневаться, а действовать, преодолевая самого себя и обстоятельства. Не откладывать на потом. Когда это «потом» наступает, мы уже не можем вернуть первоначальной ясности и твердости. Именно поэтому важно первый шаг сделать очень быстро, сразу после того, как принял решение. Например, если решил поменять работу, то заявление об уходе писать надо сразу. Привычка действовать, когда это необходимо, формируется благодаря постоянным упражнениям и дает возможность не упускать дарованные судьбой шансы.

 

Уметь работать, созидать. Не довольствоваться готовым

 

Мужчина по своей природе всегда творец, а не разрушитель. Для него жизненно важно уметь создавать что‑то своими руками. Это важно не столько с профессиональной точки зрения – душа не должна терять навыка творить. К сожалению, технический прогресс начисто лишил нас этой возможности. Современный мужчина зачастую становится беспомощным, сталкиваясь с элементарными трудностями: не заводится автомобиль, а он не может понять причину, и единственный выход – обращаться в сервис. И страшно подумать, что было бы, если бы во время январских морозов не выдержала московская энергосистема. Сумели ли бы мы сами защитить своих близких и себя от холода?

Сегодня любой предмет проще купить, чем сделать или даже починить. Но ведь «проще» не означает «правильнее». И поэтому так важно, чтобы современный мужчина находил время для работы руками, занятий прикладным творчеством. На худой конец – просто мог что‑то отремонтировать. Но не в мастерской, а сам.

 

Иметь идеалы

 

Во все времена рыцари служили идеалам. В слове «идеал» нет ничего пафосного, высокопарного: нам важно знать, во что мы верим, зачем, ради кого и чего живем. Триста спартанцев вошли в историю, так как очень хорошо осознавали, что значит потерять Афины, и защищали свою святыню до конца. Александр Македонский мечтал о едином цивилизованном государстве для всех народов.

Император Марк Аврелий советовал каждое утро, просыпаясь, вспоминать, что ты должен «приняться за дело человеческое». Пусть наши идеалы не столь высоки, но они не должны быть абстрактными, их надо очень и очень четко назвать – для самих себя. Ведь в трудные минуты жизни мы будем возвращаться именно к этим священным для нас понятиям. И чем четче мы их определим, тем легче будет принять решение, когда судьба в очередной раз поставит нас перед выбором.

 

Любить

 

Следование перечисленным выше принципам, казалось бы, должно сформировать мужчину как поистине благородного рыцаря, готового ко всем превратностям судьбы, сильного, смелого, доблестного, верного, но… Парцифаль, герой поэмы немецкого миннезингера XII века Вольфрама фон Эшенбаха, обращаясь к своему лучшему другу перед решающим сражением, говорит:

 

Эх, друг Гаван! В разгар сраженья

На помощь Бога не зови.

Взывай к спасительной Любви,

Хранительнице нашей верной!

 

Не к Богу, не к королю, а к Любви обращается рыцарь во время своих испытаний. И это, наверное, очень естественно, ведь все свои подвиги он совершает во имя тех и того, что любит. И не так важно, кто или что это: дама сердца, долг, другие люди, – важно, чтобы любовь была. Ведь именно любовь открывает сердце мужчины, даруя ему новую силу.

 

* * *

 

Все‑таки в одном «Дозоры» остаются сказкой. По сюжету фильма Светлые и Темные силы заключают перемирие, на грани которого и балансируют его герои. В жизни такого не бывает, ибо никогда не договорятся между собой Свет и Тьма. Они всегда будут сражаться. Но не между собой, а за людей, за нас с вами. Эта борьба, невидимая, но очень конкретная, не прерывается. И поэтому никогда, даже в наше время, не исчезнет потребность в рыцарях – в Вечном Дозоре, защищающем Свет и Добро. Современные рыцари среди нас, но не в их правилах кричать: «Я рыцарь». Вглядитесь внимательнее в лица окружающих. Может, вы кого‑то узнаете? Бывают встречи, которые меняют жизнь. И ваш путь только начнется, если в сердце заговорит та глубинная потребность, о которой писал Эшенбах в своем «Парцифале»:

 

Но высшая из всех побед –

Проживши жизнь, увидеть свет,

Не призрачный, а настоящий,

От чистой Правды исходящий,

Не просто по миру брести,

А Истину вдруг обрести…

 

 

Илья Молоствов

Путь рыцаря‑джедая

 

Унылый пейзаж почти безлюдной далекой планеты. Молодой Люк Скайуокер стоит перед своим будущим учителем Обиваном Кеноби и с немым удивлением слушает о тайне Силы, которая все пронизывает, все связывает и которая является неиссякаемым источником энергии для джедаев – рыцарей некогда могущественного ордена, защитников и гарантов справедливости в великой галактической Республике…

Создатели «Звездных войн» сложили миф о новом герое – рыцаре‑джедае Люке Скайуокере – и о старых как мир истинах. Может быть, потому истины эти так трогают людей, что через сюжет и символы мифа, повествующего о духовной эволюции человека, дают каждому возможность узнать тайну о своем пути, о своем предназначении и к лучшему изменить жизнь.

Давайте мысленно пройдем этот путь вместе с Люком – от его первой встречи с Обиваном до победы над Императором, воплощающим зло.

 

Встреча с Учителем

 

История будущего рыцаря‑джедая Люка Скайуокера, как и многих мифологических героев, начинается со встречи с тем, кто станет его учителем, – с Обиваном Кеноби. И как в древних мифах, где каждый поворот сюжета наполнен скрытыми знаками, в этом эпизоде можно увидеть сразу несколько символических принципов.

Вначале – символическая смерть. Нападение диких и жестоких пещерных людей, обитавших в пустынях планеты Татуин, могло бы обернуться для Люка гибелью, если бы не Обиван. Состояние близкое к смерти в переломные моменты судьбы – необходимая часть мифологического сюжета. Любой путь, любой переход на другой уровень, на другую орбиту начинается со смерти старого. Поэтому и встреча Люка с пещерными людьми, и гибель его близких – ясное и прямое указание на этот этап: старое должно умереть.

Второе – Люк встречается с учителем, носителем древних и тайных знаний. Эти знания, так же как весь свой опыт и мудрость, учитель передаст тому, кто окажется достоин и готов это знание принять. Обиван даже после своей смерти продолжит оберегать и наставлять Люка.

И еще… Обиван передает Люку световой меч, которым сражался еще его отец, когда был джедаем. Меч в восточной и западной традиции, особенно у самураев, символизирует душу воина, его волю. Получить меч означает принять посвящение. Нет ни одного мальчишки, ни одного юноши, который не испытывал бы благоговения перед мечом. Нет ни одного мифа о герое или рыцаре, в котором принятие меча или другого оружия не означало бы обретения права действовать. Нет ни одного боевого искусства, в котором ученик, достигнув определенного уровня, не получал бы часть силы учителя – принимая меч или другие символические атрибуты. И когда рукоять меча слилась с рукой Люка, он почувствовал, что уже не сойдет с выбранного пути.

 

Сила

 

Обиван при первой же встрече говорит Люку о Силе. Даже ученые люди ордена джедаев не могли до конца определить, что это такое. Сила вездесуща, она окружает, обволакивает человека и одновременно исходит из него. Она и энергия, и разумное существо. Она управляет рыцарем и одновременно подчиняется ему. Джедаи могут физически ощущать Силу. Постижение Силы и умение управлять ею принесло им их особое могущество.

Сила, которую предстоит открыть Люку, очень похожа на то, что йоги Древней Индии называли праной. Прана – энергия, дающая жизнь всем существам. Человек, согласно индийской философии, может накапливать эту энергию, увеличивать ее и с ее помощью совершать различные чудеса, например выживать в суровейших условиях, лечить людей и многое другое.

В Японии эта энергия называется Ки. Считается, что она есть в распоряжении каждого человека. Правильно направляемая Ки может создать непроницаемое защитное поле вокруг тела воина. Способность разбивать огромные бревна или бетонные блоки мастера восточных воинских искусств также связывают с концентрацией Ки. Существует даже особое искусство – айкидо, «Путь единства с Ки», гармонии с мировой энергией, которая дает воину неиссякаемую силу.

Говорят, когда основателя этой школы Морихея Уэ‑сибу спрашивали, как он понимает работу с Ки в айкидо, он отвечал: «В меня входит Бог, и я провожу прием». Мастер Коити Тохэй писал: «Человек, подобно другим созданиям или предметам, возникает „почти из ничего“, из неделимой субстанции, из которой создана Вселенная. Это Ки. Христиане называют ее Богом, буддисты называют ее Буддой… Все это имена, данные различными культурами и на различных языках, одного и того же предмета».

Похожую концепцию мы встречаем и в Китае. Ци – китайское слово, означающее дух, дыхание, жизнеспособность, жизненную энергию, силу. Согласно китайским боевым искусствам, Ци пульсирует во всех живых существах, наполняя их энергией, и только благодаря ей возможно существование жизни. Кроме того, в китайской философии существовало представление о Ци как о бесконечном первовеществе, из которого состояла Вселенная в начальной стадии своего развития. Это не только энергия, но и нечто большее. Дух любви, защищающей все сущее, пронизывает древние воинские искусства. Это не абстрактное понятие, а идеал, высокая сущность, которая живет на более тонких планах мира, чем человек. Ее сила настолько огромна, что превосходит все воинские техники. И обращаясь к ней даже мысленно, воин, если верить сохранившимся источникам, пробуждал в себе магические способности и потому мог победить любое проявление зла.

 

Обучение

 

Но вернемся к Люку, который, вступив на путь рыцаря‑джедая, начал свое обучение. Первый и, пожалуй, единственный урок Обиван дает ему на корабле. Но он учит не технике владения мечом, а способности действовать повинуясь внутреннему чутью, интуиции и чувству Силы. И опять – в том, что произносит наставник Люка уже в самом начале обучения, улавливаются идеи восточной философии.

Вспомним древний дзен‑буддистский текст, тщательно изучаемый теми, кто стремится постичь тонкости искусства владения мечом кен‑до, «Письмо Такуана о дзене и искусстве фехтования»: «Самым важным элементом в искусстве фехтования, как и в самом дзене, является то, что можно назвать невмешательством сознания. Если между двумя действиями остается щель толщиной хоть в волосок, это уже задержка. Когда хлопаешь в ладоши, звук раздается без задержки… Пусть твоя защита следует за его нападением без вмешательства разрыва, тогда не будет двух отдельных действий, известных под именем защиты и нападения… Твоя мгновенная непосредственная реакция приведет к самопоражению противника». Разве не то же говорит Обиван?

 

Темная и светлая сторона

 

Ни в мифе, ни в жизни герой не может оставаться все время одним и тем же: его сила – в постоянном движении. Испытания и борьба только часть обучения. Что же дальше?

Обиван Кеноби является Люку в снежной пустыне, где находилась база повстанцев, и говорит, что тот должен продолжить обучение на планете Дагобар у Властелина джедаев Йоды.

В капризном существе, которое будет копаться в его вещах, Люку предстоит узнать Учителя и интуитивно угадать мудрость и глубину за странной внешней формой. Предстоит научиться доверять его советам, даже когда они идут вразрез с его собственными мыслями и желаниями. И – что столь же важно – подготовить к служению душу: принять кодекс своего ордена и научиться соблюдать его при любых условиях.

Обучение у Йоды началось с испытаний. Но испытаний не на способность контролировать и проводить Силу. Одна из сцен фильма, когда Люк спускается в пещеру и в воображении встречается с Дартом Вейдером, очень похожа на испытание, которое обязательно проходил каждый ученик древних Школ мистерий, – встречу с тенью, разрушительной частью личности. Возможно, это самый важный этап пути героя. Для Йоды главное, чтобы Люк выдержал искушение темной стороны. Она не тронет того, в ком нет частицы зла. Но гнев, страх, разрушительные эмоции – союзники темной стороны. И все проверки и испытания Йоды – это подготовка Люка к сражению с главным врагом: темной стороной его собственного «Я».

«Люк спросил:

– Темная сторона сильнее?

– Нет, нет, легче, быстрее, соблазнительнее.

– Но как мне отличить хорошую сторону от плохой?

– Ты узнаешь, – ответил Йода. – Когда будет мир, тишина, покой. Джедаи используют Силу для познания. Для нападения – никогда».

Философия воинских искусств Востока и рыцарские легенды западной цивилизации говорят, что в каждом человеке спят черный и белый воин. В зависимости от того, что выбирает человек, действует первый или второй. Борьба ради помощи другим, ради любви к людям, ради того, чтобы защищать, – это путь белого воина. Стремление к власти, к доминированию, агрессия, страх, действие ради личных амбиций – это путь черного воина.

И Люк хорошо усвоил эти законы, потому что любовь в нем сильнее всех проявлений зла. Однако теперь его ждет новое испытание. Проникнув в тайны Силы, Люк получает возможность видеть будущее и читать мысли близких людей, даже на большом от них расстоянии. Он слышит зов друзей о помощи и не может не ответить, хотя и Обиван, и Йода пытаются отговорить его.

Обучение прервано, и последний джедай отправляется в путь, чтобы спасти тех, кого любит… Возможно, именно эта любовь дала ему силу ни с чем не сравнимую.

 

Возвращение джедая

 

Завершив очередной круг, Люк возвращается к Йоде. Но учитель уже на пороге смерти. «Когда я умру, ты станешь последним джедаем», – говорит он. Это очень важный этап. Йода передает Люку все, что знал. Но его ученик еще не стал джедаем. Он не прошел последнее испытание – встречу с Вейдером. И в этом тоже удивительное сходство истории Люка с древними мифами о героях, в которых все решает окончательная битва со злом.

Так всегда происходит и в мифе, и в жизни. Учитель доводит ученика до определенного этапа, а дальше тот должен идти один. При этом его главное испытание, его миссия – впереди.

«Люк с трудом перевел дыхание. Он был уверен, что путь его уже намечен, но сознание того, что он должен сделать, сжигало его изнутри.

– Значит, я должен убить Дарта Вейдера.

Обиван кивнул:

– Ты не можешь избежать своей судьбы. Ты снова встретишься с Вейдером».

Это одновременно и битва во имя любви к друзьям, к людям, которые верят в тебя и полны надежды, и битва с собственной тенью, битва за свет.

Она происходила, как и бывает в мифе, сразу на нескольких планах бытия, в нескольких мирах – на мечах и где‑то глубоко в душах Люка и Вейдера. И хотя физически победить было невозможно, Люк побеждает с помощью необъяснимой и невероятной силы света, которая окрепла в его сердце. Эта сила пробудила то доброе, что еще оставалось в Вейдере, и тогда только Император – воплощение зла – был побежден.

В мифах герой, прошедший до конца этот путь, становится гарантом чести, справедливости, любви, долга; благодаря одному его присутствию начинает проявляться все по‑настоящему ценное. Сила действует через него независимо от того, участвует он в битве или нет.

 

Стена хранителей

 

Тьма повержена, в галактической Республике восстановлен мир. Путь Люка окончен. Впереди спокойная жизнь? Почему‑то кажется, что у этой истории совсем другой конец…

С незапамятных времен, гласят легенды, существует Орден истинных рыцарей, продолжающих защищать добро и справедливость и после того, что люди называют смертью.

«Ты чувствуешь только часть Силы, Вейдер, – произнес Кеноби с уверенностью человека, для которого смерть была всего лишь ощущением, как сон… или прикосновение к пламени свечи… – Этот бой ты не сможешь выиграть, Дарт… Если мой клинок найдет свою цель, ты перестанешь существовать, но если ты поразишь меня, я стану лишь сильнее».

Этот Орден стоит на страже мира, и, когда тьма в очередной раз разрастается, чтобы разрушить наш мир, дорогу ей всегда преграждают рыцари‑хранители. В разные века их называли по‑разному: в Ирландии – фении, в Западной Европе – хранители Грааля, в Тибете – стена хранителей… Но суть их всегда была неизменной: они хранят свет мира, оставаясь невидимыми. И только тот, кто сам сражается за свет, может заслужить право их видеть. Как видел Люк в трудные минуты и в мгновения торжества.

Цепочка хранителей не может прерваться, а путь к Ордену начинается всегда очень просто – когда ты учишься «отличать то, что тебе кажется важным, от того, что на самом деле является важным», с чего начался когда‑то путь Люка.

 

Ольга Наумова

Богатырями не рождаются

 

В знаменитых пещерах Киево‑Печерской лавры среди многих святынь вам с гордостью покажут мощи «преподобного Ильи Муромского, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетлен пребывает». «Материализация» легенды? Случайное совпадение? Историческая реалия? Главный аргумент в этом споре – память народа. А в ней Илья Муромец не просто герой, а один из главных.

 

«На бою тебе смерть не писана»

 

История чудесного исцеления Ильи Муромца хорошо известна: с самого детства болел он, сидел тридцать лет на печи, пришли к нему калики перехожие, попросили напиться, он встал и пошел совершать свои подвиги.

Калики перехожие – это вовсе не калеки, как иногда думают. Есть в мифах такие персонажи – вестники. Они приходят и говорят: «Пора!» И какими бы уважительными причинами мы себя ни оправдывали, как бы себя ни жалели – пора! Надо вставать и идти.

Те же калики дали Илье новое имя, наделили нашего героя силой, напоив из той самой чаши, которую он им поднес. Казалось бы, как просто: выпил – и ты уже самый сильный. Но до этого ему нужно было сделать шаг, всего один, очень маленький – встать с печи.

Не попробовать, а сделать.

 

«То как свищет Соловей да по‑соловьему…»

 

В былинах Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарово, из города Мурома; но ранние упоминания и тексты называют его не Муромцем, а Моравцем, Моровлином, Муравленином, что исследователи связывают с городом Моровийском Черниговской области; в тех краях был также город Карачев, а близ него – река Смородина и село Девятидубово, а также урочище Соловьев перевоз.

Может быть, именно там и совершил Илья свой первый подвиг.

 

Как у той ли речки у Смородины,

У того креста да Левонидова,

Сидит Соловей‑разбойник во сыром дубу,

Сидит Соловей‑разбойник, Одихмантьев сын.

 

Первое испытание на пути. Страшное чудовище, с которым положено сразиться любому герою. Иногда, правда, считают, что герой сражается больше с самим собой, со своими страхами, неуверенностью, сомнениями. В любом случае, противник достойный, и никто кроме нашего героя победить его не в силах.

 

Да берет он свой тугой лук розрывчатый,

Он тетивочку шелковую натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья‑разбойника…

Пристянул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю.

 

 

«Прямо пойти – смерть найти»

 

Строго говоря, камень с надписью – не первый выбор, вставший перед Ильей. Слезать или не слезать с печи, окольной дорожкой ехать в стольный град Киев или прямоезжею (мимо Соловья‑разбойника) – на каждом шагу вопросы. Илья отвечает на них по‑своему.

Но на то он и богатырь, скажем мы, работа у него такая. Мы бы, возможно, ответили на те же вопросы по‑другому. А может, и отвечаем.

Как бы то ни было, Илья встречается с проблемой не раньше, чем попробовал свои силы, не раньше, чем совершил первый подвиг, сделал первый шаг по своему пути. Итак…

 

…направо пойти – женатым быть,

Налево пойти – богатым быть,

Прямо пойти – смерть свою найти.

 

Вопрос не праздный – ради чего жить: достаток, «счастье в личной жизни» или…

 

Мне богатым быть, Илье, незачем,

Мне женатым быть, Илье, некуда.

 

В детстве я никак этого не могла понять. Ну почему? Зачем же отказываться от своего счастья? Однако Илья, сделав неожиданный выбор, находит нечто большее. Может быть, смысл жизни, предназначение?

 

Как идти‑то мне дорожкой прямою,

Не потерять‑то мне дела ратного,

Дела выслуги богатырской.

 

…Кстати, былины намекают, что все остальное у него тоже появляется – и жена имеется, да и не бедствует он. Интересно, а если бы Илья выбрал другую дорожку?.. Да вряд ли.

 

«На той на Святой горе был богатырь чюдный»

 

Хрестоматийная былинная троица: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович… Мы привыкли считать Илью самым старшим, самым сильным, самым мудрым. Но оказывается, что всегда есть кто‑то, кто сильнее и мудрее, что бы мы себе ни думали. Есть целое поколение былинных героев, которых называют «старшие богатыри»: Волх Всеславьевич, чудесным образом рожденный от змея – символа мудрости, – умевший оборачиваться в разных зверей и птиц; Михайло Потык, спустившийся в подземное царство за своей женой; Святогор, живший на Святых горах, потому что не держала его мать‑сыра земля… Это древнейшие мифологические персонажи. Им на смену приходит поколение героев, младших богатырей. Титаническая эпоха сменяется героической.

(Между прочим, старше и сильнее Святогора Микула Селянинович, которого в советское время упорно пытались выдать за представителя трудового крестьянства. Конечно, он пашет землю, но в этом, скорее, отражается древнейший космогонический сюжет брака Неба и Земли. Отсюда же и «сумочка переметная» с «тягой земной».)

 

Момент «передачи эстафеты» от титанов героям запечатлен в известнейшей былине о встрече Илья Муромца со Святогором.

«…Выучил Святогор Илью всем похваткам, поездкам богатырским; и поехали они к Сиверским горам, и наехали путем‑дорогою на великий гроб, на том гробу надпись надписана: „Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет“. Лег Илья Муромец: для него домовище и велико, и широко. Ложился Святогор‑богатырь: гроб пришелся по нем…»

Простите за анахронизм и явную нелепость сравнения, но мне вспоминается финал старого доброго фильма «Профессионал». Герой Бельмондо под прицелом спокойно идет к спасительному вертолету, зритель обливается слезами… а ему действительно неважно, убьют ли его: он выполнил то, ради чего жил.

Святогор не просто вырастил достойного ученика, он передал ему свою силу и свой меч. У него нет будущего – даже земля его уже не носит. У Ильи будущее только начинается.

 

«Вы постойте‑тко за веру за отечество»

 

Итак, сделан и первый шаг, и второй. Путь выбран. Испытания пройдены. Сила дана. Учитель благословил. Дальше ожидается апофеоз – главный подвиг всей жизни. Но главного все нет, есть просто подвиги – сражение с Калином‑царем, подчинившим себе Киев, бой с чужеземным богатырем‑нахвальщиком, спасение Царьграда от Идолища, служение на заставе богатырской во главе целого отряда «славных могучих богатырей»… Подвиги, ставшие рутиной, прозой жизни? Или жизнь, превратившаяся в подвиг?

Былины складывались в XI–XII веках. Но еще много веков, какие бы беды ни проносились над Русью, защитником, надежной опорой в народном сознании всегда оказывался Илья Муромец. На него надеялись, его помощи ждали и во времена Батыева нашествия, и в сражении с Мамаем, и при набегах крымских татар. И он помогал.

Наверное, это такое особое состояние – настроенность на подвиг. И не обязательно при этом быть «профессиональным» богатырем. Богатырями не рождаются.

 

 

Символика рыцарского пути

 

Илья Молоствов

Меч

 

 

Она за все, что есть святого,

Велит сражаться до конца,

Велит сжимать в руке суровый

Меч рыцаря, к боям готовый,

И арфу звучную певца.

 

В. Гюго

 

Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где‑то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что‑то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием.

…Когда‑то, в незапамятные времена, когда жили на земле рыцари и дамы, принцы и принцессы, короли и добрые волшебники, в далекой Британии правил великий король Артур. И так случилось, что в одной из битв сломался его меч. Рыцарь не может без меча. И вот друг и наставник короля маг Мерлин повел Артура в лес, чтобы найти меч, дающий силу и неуязвимость. Они долго блуждали по лесу, пока, наконец, не подошли к чудесному озеру. В озере этом хранился волшебный меч Экскалибур, и по просьбе Мерлина Владычица озера передала его королю Артуру. Но чтобы владеть этим мечом, требовалось два условия. Первое: меч предназначался только для борьбы со злом во имя добра. Он не мог использоваться для насилия и разрушения. Второе условие: король никому не мог передать этот меч, а перед смертью должен был вернуть обратно Владычице озера.

Король Артур прожил долгую жизнь, полную битв и великих подвигов, и меч помогал ему во всем. Король действительно был неуязвим в битвах. Но в последнем сражении стал сомневаться король в чудесном действии меча и был смертельно ранен. Перед смертью он попросил своего верного рыцаря бросить меч в озеро. Так и исчез Экскалибур, и никогда больше не появлялся он в мире. Но предания говорят, что этот меч вернется тогда же, когда вернутся на землю рыцари.

Что означает эта легенда? Возможно, это просто красивая сказка, но может быть, в ней, как и в каждой легенде, есть тайный, сокровенный смысл. Прежде всего, меч – это продолжение воли его владельца. Меч предназначен для действия и символизирует единство между помыслом и поступком. Воину в битве некогда думать и рассуждать, он должен сражаться, иначе сам будет убит. Мысль мгновенно становится действием, и эту неразрывную связь символизирует меч. У древних кельтов тот, кто готовился стать друидом, мог носить меч только начиная со второй ступени обучения. Это означало, что ему разрешено действовать.

Но почему в легенде меч приходит и уходит будто бы сам, выбирая свою судьбу и своего владельца? Можно предположить, что меч символизирует определенные силы, которые даются человеку для выполнения его миссии, как великая помощь Судьбы. Королю не следует впадать в тщеславие и считать эти силы своими. Меч приходит для выполнения определенной задачи и уходит, когда миссия завершена. Меч является проводником воли короля, но в то же время король является проводником Воли Божьей.

В восточных традициях меч, стоящий вертикально, символизировал ось мира, указывая на связь человека с Небом и звездами, напоминая о его истинном небесном происхождении. В русской традиции меч‑кладенец, самосек – чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. Герою дополнительно к его возможностям дается волшебная сила как благословение на совершение подвига. В сказании о Вавилоне‑граде меч‑самосек носит название «Аспид‑змей» и в определенные моменты превращается в змея. Змей в разных традициях, как правило, является символом воли и мудрости.

В сказках распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене. У алхимиков меч означал очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни. В средневековой Европе меч символизировал силу, защиту, власть, мужество и бдительность. Меч разделяет душу и тело, Небо и землю. В христианской традиции пламенеющий меч отделяет человека от рая. У буддистов меч означает проницательность, которая под корень срубает невежество…

Как говорят легенды, великие мечи, как и великие короли, вернутся на землю тогда, когда будут более всего необходимы. Потому что во всех традициях меч символизирует еще и борьбу. Борьбу каждого человека за все, что для него свято, за то, во что он верит, и за тех, кого любит.

Посвящение в рыцари  

 

Анна Кривошеина

Меч

 

Это один из универсальных и очень древних символов человечества. И легендарные, и реальные мечи глубоко почитались во все времена.

В буддизме меч, Adi, является эмблемой мудрости и проницательности. Находящийся в руках божества, он отсекает все сомнения и страхи, расчищая путь к познанию истины. В даосизме символизирует победу над злом; согласно легенде, один из Восьми Бессмертных пересек всю землю и с помощью волшебного меча покорил силы тьмы.

В Японии меч, выкованный, по преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ императора. У китайцев это символ озарения, проникающего в глубинную суть явлений. Обоюдоострый меч – напоминание о двойственности мира: творение и разрушение, свет и тьма, жизнь и смерть – все эти силы, казалось бы, противодействуют одна другой, но на самом деле дополняют друг друга и являются одним целым. В рыцарских кодексах Запада и Востока меч – знак силы, королевского достоинства, защиты, мужества, бдительности. Важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, света и неприкосновенности святынь.

При изготовлении этого грозного оружия мастера применяли хранившиеся в строгом секрете знания, благодаря чему мечи приобретали сверхъестественные свойства, становились одушевленными существами. Кузнец, причастный тайнам земли и «хозяин Огня», своим искусством ускорял совершенствование металлов, медленно созревавших в ее чреве; и на огне свершалось таинство превращения железа в закаленный клинок. Воин же своими действиями зажигал магический огонь в своем теле, и эта тесная связь с огнем сближала воина и меч.

Встреча воина и меча не была случайной. Никогда священное оружие не отдавало себя в недостойные, нечистые руки. Дюрандаль Роланда, Жуаез Карла Великого, Экскалибур легендарного короля Артура, Хрутинг, Атвейг – ни разу не подвели они воинов, шедших навстречу опасности. На таком оружии клялись. Таким оружием вершили суд божий. Западноевропейские рыцари накануне сражения втыкали в землю свои мечи с крестообразными рукоятями и в молитве преклоняли перед ними колена. В средние века в рукоять меча часто вкладывали священные реликвии. Воин, присягнувший на подобной святыне и нарушивший данное слово, был уже не просто клятвопреступником – он совершал святотатство.

Меч – это символ незамедлительного воплощения слов и мыслей в действие. Получая право носить меч, рыцарь брал на себя обязанность всегда следовать своему долгу. Меч – это душа воина. Умение прежде отдавать, чем брать, оказывать помощь прежде, чем просить ее, умение не отступать перед трудностями, а первому преодолевать их.

Мечи всегда служили великим и справедливым делам. Если же воин нарушал законы чести, его магический огонь гас, связь между ним и мечом разрывалась, и оружие покидало рыцаря, обрекая на чуждую его предназначению жизнь или «смерть без всякой славы». Однако обычно эта связь была крепка, и меч никогда, ни днем, ни ночью, с юности до конца жизни, не покидал воина, о котором тогда с почтением говорили: «Не напрасно он носит свой меч».

 

Михаил Гробовой

Самурайский меч

 

К оружию во все времена относились с уважением. Его обожествляли. Ему приписывали магические свойства. Почитали как величайшую ценность. Оно символизировало душу воина, было неотделимо от него. С оружием связано множество легенд, поверий, мифов.

Отдельную страницу в истории оружия занимает самурайский меч.

Меч значил для самурая больше, чем все земные блага. Если ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым поместьем, самурай без колебаний выбирал меч. И мог нищенствовать, нося с собой при этом в ножнах целое состояние. Меч был фамильной реликвией, его передавали из поколения в поколение как величайшее сокровище. Он являлся воплощением чести самурая, его воинской доблести, отваги, героизма. Почитался как главная священная регалия императоров, главный предмет синтоистского культа.

В завещании знаменитого сегуна Токугава Иэясу сказано: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он отделится от него лишь тогда, когда расстанется с жизнью». Известный полководец XVI века Такэда Сигэн писал, что «истинный самурай ни на минуту не должен расставаться со своим мечом, даже тогда, когда он находится на брачном ложе».

Всю жизнь самурая сопровождал меч. Его ставили на специальной подставке у колыбели новорожденного, у изголовья раненого, клали на смертном одре рядом с воином. С пяти лет будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими.

Высшей доблестью считалось умереть в бою, сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолет японского адмирала Исироку Ямамото. Когда нашли останки самолета, увидели, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять самурайского меча.

Становление японской оружейной школы проходило до VI века. Тогда японское оружие еще уступало по качеству изготовленному в соседнем Китае. К VI веку в Японии была создана непревзойденная оружейная школа. С этого времени японские клинки стали считаться лучшими на Дальнем Востоке.

Китайские мечи были прямой формы и обоюдоострыми. В Японии меч приобрел слегка изогнутую форму и заточку с одной стороны. Форма клинка, сформировавшись в VII веке, не изменилась до наших дней.

XII–XVII века – время нескончаемых феодальных войн. В этот период основное внимание уделялось боевым качествам оружия: прочности, надежности, способности разрубать твердые предметы. Декоративная отделка оружия еще не была распространена. К XII веку меч стал главным оружием самурая.

Существует несколько видов самурайских мечей. Длинный меч, катана, был основным боевым оружием. Катана имела слегка изогнутую форму клинка, длинную рукоять, за которую можно было держаться во время схватки как одной, так и двумя руками, и была заточена с одной стороны.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.