О воздвижении честного и животворящего креста — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

О воздвижении честного и животворящего креста

2019-07-12 130
О воздвижении честного и животворящего креста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. История древа Креста восходит ко временам древних патриархов. Святой праотец Лот, племянник великого угодника Божия Авраама, находясь долгое время в стране Содомской, развращенной и проклятой Богом, жил непорочно и свято. Но, оказавшись со своим семейством в уединении, в пустыне, на горе Сигор, он впал в страшный грех и, принося покаяние в своем преступлении, умолял святого Авраама, дабы тот испросил для него прощение от Бога.

Авраам дал Лоту три сухих ветви – от сосны, кедра и кипариса – и сказал: «Посади их рядом и поливай каждый день водой из Кедронского потока. Если эти ветви расцветут, то значит Господь простил тебя».

Лот так и поступил[2].

Каждый день он шел к Кедронскому потоку, набирал воду в глиняный сосуд, в кувшин с широким горлом, и нес его в гору. Путь преграждали колючие кусты, и поэтому тело его было изранено шипами и иглами.

Но вот как-то повстречался ему в этом безлюдном месте незнакомец. Он спросил у Лота: «Не дашь ли ты мне напиться воды?» Лот ответил: «Я имею заповеди от своих родителей: принять странника, напоить жаждущего и накормить голодного; пей, брат мой». Тот взял кувшин и выпил. Когда Лот пришел на место, где посадил три ветви, то увидел, что кувшин пуст. Незнакомец одним глотком осушил огромный сосуд.

Через некоторое время он вторично повстречался Лоту и снова попросил: «Дай мне напиться». Колебался Лот, как ему поступить, но не мог нарушить заповедь – напои жаждущего – и снова дал ему испить воды. И опять кувшин оказался пустым. И он полил ветви лишь своими слезами. А потом отправился к Аврааму, рассказал ему о странном незнакомце. Авраам выслушал, и сложив две ветви крест-накрест, сказал: «Покрой этим свой кувшин, а когда встретится тебе тот незнакомец, скажи: “возьми и пей”, и посмотрим, что будет».

Так и сделал Лот. Незнакомец снова взял кувшин, но когда открыл его, то, увидев крест, с криком исчез.

Авраам сказал впоследствии Лоту: «Это был демон. Помни, чего боится темный дух».

...А через три года ветви зацвели и чудесным образом соединились в одно дерево, вызывавшее удивление у всех, кто видел его. Говорят, что сам царь Соломон сказал о нем: «Благословенно древо, через которое спасутся народы».

Когда создавали Иерусалимский храм, то ствол этого дерева решили употребить для постройки. Дерево срубили, но то ли уже работы закончились, то ли строители не знали, как использовать его, только оно оказалось брошенным около стен храма. А затем – превращено в маленький мостик, перекинутый через ручей, протекавший неподалеку.

Так в течение столетий по нему проходили люди. Оно попиралось ногами тысяч и тысяч людей и было покрыто слоем вековой пыли и грязи. Когда Иисуса Христа отдали на распятие, то Его враги решили в издевку над Ним сделать крест из этого дерева. И Господь нес Крест, как бы знаменуя, что Он взял на Свои рамена нашу духовную грязь и стер ее.

После распятия Иисуса Христа, Его Крест вместе с крестами разбойников был закопан в глубоком рве. С той поры преступников на Голгофе не казнили, и враги Христа, чтобы осквернить это место, забрасывали холм мусором и нечистотами. Однако это не помешало Голгофе стать величайшей святыней и местом паломничества уже для первых христиан.

Во втором веке некий лжемессия, по имени Варкохба, поднял восстание против Рима. Он решил предать смерти всех живших в Иудее христиан, которые, конечно, не принимали его как спасителя и мессию. И они вынуждены были, спасаясь, покинуть родину. Так место, где хранился Крест Господень, оказалось забыто. И только после воцарения святого равноапостольного Константина Великого начались его поиски.

Император послал в Палестину свою мать, святую Елену. Ей сказали, что один престарелый иудей – Иуда, знает, где хранится Крест. Вначале он не хотел указать это место, но затем, будучи принуждаем, открыл его. Во рву оказалось три креста: Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Кресты поочередно возлагали на тело усопшего, которого проносили в это время мимо Голгофы. И когда к покойному прикоснулся Крест Спасителя, он тотчас восстал, ожил. Также от прикосновения ко Кресту совершалось и множество иных чудес.

Около Креста лежали гвозди. Гвозди разбойников были поржавевшие и при прикосновении к ним рассыпались в прах. Гвозди, которыми было прибито тело Спасителя, были как новые и блестели, как серебро.

Тогда же, при царе Константине, в Иерусалиме был построен огромный великолепный храм Воскресения Христова на месте Голгофы и погребения Спасителя. Часть Голгофского холма была снесена, и та пещера, где лежало тело Иисуса Христа, оказалась внутри храма. Над ней (уже в самом храме) устроили небольшую часовню, престолом которой послужило ложе, принявшее когда-то бездыханное тело Спасителя. То место, где стоял Крест, очерчено и на нем написаны слова: «Приидите, поклонимся подножию ног Его!»

В конце VI века Византийским государством, провинцией которого являлась Палестина, правил благочестивый император Маврикий. Но он совершил тяжкий грех перед Богом. Во время неудачной войны со скифами несколько тысяч греков были захвачены в плен. Варвары просили за них незначительную сумму, но Маврикий вовремя не отослал денег, и они умертвили его воинов. Это вызвало недовольство и возмущение армии. Против Маврикия восстал полководец Фока. И когда он с войском явился в Константинополь, то Маврикий, оставленный почти всеми, спросил у своих приближенных: «Кто такой Фока?» Один из придворных ответил: «Это известный трус!» Маврикий сказал: «Если трус, то убьет меня, потому что все трусы жестоки».

И действительно: Фока приказал умертвить не только Маврикия, но и его семью. На глазах у императора убивали одного за другим его детей. А Маврикий при этом повторял: «Слава Тебе, Господи, и слава судам праведным Твоим: что я заслужил, то я и получаю, лишь бы Ты спас душу мою». И когда кормилица хотела вместо младшего, еще грудного ребенка Маврикия, отдать на убиение своего сына, император запретил ей, сказав: «Да совершится воля Божия!»

Фока был трусливым и жестоким тираном. Воцарившись при помощи войск и боясь, что войска так же низложат его, он стал на путь уничтожения собственного народа. Страна разлагалась, армия была уменьшена вдвое. Этим воспользовался персидский царь Хосрой, который вторгся в пределы Византии и, практически не встретив сопротивления, захватил ее провинции, в том числе и Палестину, где разрушил святыню и увез в Персию Животворящий Крест. Казалось, что Византии грозит полная гибель.

И тогда правитель Северной Африки, Ираклий, поднял мятеж против Фоки. Со своим войском он взял Константинополь. Фока, не видя возможности сопротивляться, стал кричать: «Да здравствует император Ираклий!» Тот ответил: «Император чего? Какую империю ты мне оставил?» И велел его казнить.

После этого император Ираклий обратился к духовенству за помощью, и Церковь дала ему все, что имела. Император собрал большую армию и, заключив союз с хазарским ханом, вторгся сам в пределы Персии и одержал ряд блистательных побед. Этого мало: против Хосроя взбунтовались его сыновья, умертвили отца, заключили с византийцами мир и отдали древо Животворящего Креста.

Сам Ираклий нес Крест в Иерусалимский храм на своих плечах, но был остановлен невидимою силой и не мог сдвинуться с места. В удивлении он спросил у патриарха: «Что это?» Патриарх ответил: «Ты идешь по тому пути, по которому Иисус Христос выходил из Иерусалима, но Он выходил в терновом венце, в одеждах, обагренных Его кровью! А ты идешь в царской короне, украшенной драгоценностями». Тогда император Ираклий облекся в рубище, снял обувь и босыми ногами пошел в Иерусалимский храм, неся Крест. И уже беспрепятственно вошел в церковь.

Но вскоре разразилась другая гроза. Против Византии выступили арабы, которые были тогда могущественнее, чем персы. Император Ираклий потерпел несколько поражений и, покидая Иерусалим, сказал: «Палестина, прощай навсегда!» Это были пророческие слова. Позже православные уже не владели Палестиной и Иерусалимом. Владычество арабов сменилось владычеством турок.

Западные христиане-католики, крестоносцы, на время освободили Иерусалим, но они воздвигли гонения на православных, и потому Господь оставил их. В сражении с султаном Сала-Эт-Дином на горе Блаженств, там, где Господь произнес Свою Нагорную проповедь, крестоносцы были разбиты: двести рыцарей окружали Крест и все двести погибли. Только лишь когда последний из них пал мертвым, мусульмане смогли захватить святыню.

Через некоторое время за большой выкуп они вернули Крест христианам. Постепенно он был разделен на части и разослан во все концы мира в знак того, что Господь пришел, чтобы спасти всех, что благодать Его, как лучи солнца, освещает весь мир.

Братия и сестры! Во времена императора Константина часть древа Животворящего Креста и один из гвоздей были посланы в Грузию. Сначала Древо хранилось в Манглисском храме, а затем части Животворящего Креста были вделаны в два креста, один из которых находился в Мцхете, а другой – в Джвари. Крест с частицей Голгофского Креста до сих пор находится в соборе Светицховели, на столпе с левой стороны, напротив алтаря.

Что касается гвоздя от Креста Господня, то грузинский царь Арчил, выехав в Россию, взял эту святыню с собой. После его смерти грузинский царь Вахтанг IV, также эмигрировавший в Россию, просил императрицу Анну, чтобы этот гвоздь остался во владении грузинских царевичей, на что и получил разрешение. В настоящее время гвоздь находится в Сионском соборе, хранится в его алтаре.

Братия и сестры! Много святынь в Грузии: хитон Господень, частицы Животворящего Креста, гвоздь, мощи святых, часть мощей св. великомученика и победоносца Георгия и даже глава апостола Фомы. Некоторые, правда, спрашивают: «Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава?»

Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения Константинополя, когда многие святыни из Греции были вывезены в соседние страны, глава апостола Фомы была перенесена в Грузию. Уже в XVII веке русский путешественник – иеромонах Арсений (Суханов) видел ее в одном из грузинских монастырей, о чем написал в своей книге «Паломник».

Голгофу, то место, где находился Крест Господень, враги Христа старались осквернить. Во II веке император Адриан построил на этом месте капище во имя языческой богини любви Венеры, где происходили гнусные обряды. Однако, братия и сестры, святыню невозможно осквернить, подобно как не может человек плевком своим погасить свет солнца. Святыню невозможно осквернить, подобно как золото, покрытое грязью, не теряет своей ценности.

В книге «Луг Духовный» рассказывается, как один монах, случайно зашедший в пустую пещеру, увидел там молящегося ангела и спросил его: «Кто ты?» Ангел ответил: «Когда-то здесь был священный алтарь, и я был послан Богом как хранитель престола этого храма. Прошло уже много времени, и с тех пор как алтарь разрушен, здесь никого нет, но я охраняю это место, ибо оно свято».

А сколько святых мест в Грузии, сколько старинных храмов! От некоторых из них остались только руины или камни, но на них почивает благодать Божия, и они источают невидимый духовный свет, к которому можем приобщиться и мы, если приступим с верой, благоговением и любовью.

Братия и сестры! Поздравляю вас с сегодняшним праздником – Воздвижением Животворящего Креста Господня – и желаю вам с терпением и любовью нести свой крест, крест своей жизни, крест искупления, взирая мысленными очами на распятого за нас Христа Спасителя.

Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.