Преследования евреев и Торквемада — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Преследования евреев и Торквемада

2019-07-11 139
Преследования евреев и Торквемада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Католическое духовенство никогда и нигде не благоприятствовало евреям. Монахи, патеры и папы в пролитии еврейской крови всегда играли самую печальную роль.

Во французском Безьере издавна даже существовал такой обычай: ежегодно в Вербное воскресенье местный епископ возбуждал своих прихожан против евреев, подстрекая их идти на «богоубийц», и те, в особенности же готовая на грабеж чернь, вооружившись камнями, громили еврейские жилища. В Безьере происходили в Вербное воскресенье даже кровопролития, так как евреи, по мере сил, защищались и нередко давали отпор. Правда, в 1160 году этот обычай, позорящий католическую церковь, был уничтожен, и 2 мая 1160 года был даже заключен договор, в силу которого каждый священник, возбуждающий народ против евреев, должен был отлучаться от церкви. В свою очередь, евреи тогда же обязались ежегодно вносить в Вербное воскресенье по 4 фунта серебра в пользу церкви. Этот обычай держался долгое время, хотя и были попытки его нарушить.

Если вспомнить Юг Франции, то там евреи отлично уживались с тулузскими еретиками. Они не только не враждовали друг с другом, но даже, несмотря на все различия в вере, евреи‑изгнанники и христиане‑еретики все больше и все глубже понимали друг друга, и между ними было гораздо больше общего, чем, например, между еретиками‑христианами и католиками. Особенную любовь, признательность и уважение снискали еврейские врачи, которые очень быстро приобрели весьма почетное положение при дворах провансальских и лангедокских владельцев, у которых и чиновниками служили многие евреи. Бывали случаи, что им вверялась даже должность областного начальника – бальва, того самого, на котором лежали в те времена не только полицейские, но и судебные обязанности. Так, например, у графа Безьерского Рожера де Тренсеваля в XII веке областными начальниками были евреи Моисей и Натан де Каварят.

Но римский папский двор не всегда смотрел на это сквозь пальцы, и папа Иннокентий III даже обязал Раймонда VI, герцога Тулузского, с помощью французского короля, не быть веротерпимым. Тот должен был торжественно дать клятву отстранить евреев‑чиновников от их должностей и впредь уж не назначать ни одного еврея на службу и вообще не покровительствовать им.

Духовенство воспылало особенной неприязнью к евреям после альбигойских войн. Можно даже утверждать, что по всей Европе в XII I–XIV века отношение к евреям резко меняется.

Так, в Англии летописцы‑монахи усматривали позорное пятно на репутации мудрого и справедливого короля Генриха, отца Ричарда Львиное Сердце, в том, что тот настойчиво защищал это племя неверных от всех обид и оскорблений. А сам Ричард Львиное Сердце, который в нашем представлении является символом честного и бескорыстными рыцаря, с первых же дней царствования стал преследовать евреев.

Для начала он издал эдикт, запрещающий евреям появляться на его коронации, однако некоторые евреи, надеясь смягчить Ричарда богатыми подношениями от своего народа, посмели приблизиться к залу, где трапезовал монарх. Будучи обнаружены, евреи подверглись оскорблениям толпы, а уличные беспорядки завершились массовыми погромами и грабежами. Одной столицей дело не ограничилось. Жители других английских городов, прослышав об избиении евреев, ревностно последовали примеру лондонцев.

Дозволение Ричарда дало населению желанный повод выместить, наконец, свою ненависть к израильтянам, основной причиной которой были долги, или, точнее, нежелание таковые платить. В Йорке, после того, как пять сотен израильтян погибли в огне, окрестное дворянство, все – должники еврейских ростовщиков, поспешили в собор, где хранились долговые расписки, и торжественно сожгли бумаги прямо перед алтарем.

Отказ должников выполнить свои финансовые обязательства, что в любой другой ситуации воспринимался бы как мошенничество, стало восхваляться как деяние, достойное доброго христианина, если речь идет о еврейских банкирах.

Во времена правления английских королей ограбление евреев принимало различные формы, от непосильных налогов до открытого вымогательства. Военные кампании обходились недешево, равно как и мятежи; евреи же представляли собою единственный источник наличных денег. Король Иоанн, заключив одного богатого еврея в своем замке, приказал всякий день вырывать у него по зубу – до тех пор, пока злосчастный израильтянин не согласился заплатить непомерный выкуп. Дворянство охотно следовало примеру своих монархов, вымогая у евреев деньги любыми способами принуждения, не исключая пытки.

Английские историки приводят и другие примеры гонений и унижений, которым непрестанно подвергались евреи. Однажды все они были брошены в тюрьму и за освобождение свое заплатили сумму в шестьдесят шесть тысяч марок. В другой раз некий Исаак Израильтянин один заплатил пять тысяч сто марок. Доход, поступающий от налогов, взимаемых с этой нации, оказался столь значителен, что для сбора их было учреждено особое казначейство: была создана так называемая Еврейская Палата – исключительно с целью грабежа и угнетения этого народа.

В качестве национального и религиозного меньшинства, евреи были обязаны носить особый отличительный знак, впервые утвержденный Латеранским Советом в 1215 году (впоследствии его воскресит Гитлер), размер, цвет и форма которого определялись правителем каждой отдельной страны. В Англии такого рода знак полагалось носить начиная с семи лет. Во времена Ричарда еврея отличала желтая шапка особого фасона.

В Испании – на территории этого государства – евреи жили с давних пор и прекрасно уживались как с арабами – маврами, которые образовывали на Иберийском полуострове свои государства, так и христианами – испанцами. Но постепенно мир был нарушен – прежде всего потому, что христиане сочли себя достаточно сильными для того, чтобы отшвырнуть веками складывавшиеся традиции, согласно которым христиане занимались земледелием, мавры – строительством, а евреи – коммерцией и банковским делом. Отныне христиане считали себя способными заменить иноверцев во всем.[22]

Например, испанские христиане, бывшие зачастую должниками евреев, устраивали погромы, благодаря которым они, с одной стороны, удовлетворяли свое религиозное рвение, а с другой – не опустошая своего кошелька, избавлялись от долгов.

Однако первыми изгнали евреев с насиженных мест вовсе не христиане, а мусульмане, члены секты альмохадов. В середине XII века они стали захватывать арабские государства на Пиренейском полуострове и утверждать в них господство ислама. Иноверцы безжалостно изгонялись. Именно в XII веке первые так называемые «испанские» евреи бегут в Прованс и Лангедок. Но и в христианской Европе евреям не было покоя. С началом крестовых походов гнев крестоносцев направлен против евреев – продавших Христа. В 1276 году во Франции были сожжены первые крещеные евреи, уличенные в тайной приверженности к иудаизму.

В Испании же среди осужденных инквизицией тоже оказались лица, обвиненные в «иудейской ереси». Это было началом наступления на евреев. До мавров инквизиция доберется после падения Гранады в 1492 году, когда не будет сильного государства – Гранадского эмирата, – которое могло бы заступиться за преследуемых арабов.

Зверства и постоянная угроза смерти, витавшая над головами евреев, вынудила многих из них креститься. В короткий срок в XIV веке более ста тысяч семей, т. е. примерно один миллион человек, пожелали креститься. Но такого рода насильственные обращения в христианство не могли быть искренними, и многие из вновь обращенных, – они получили название маранов, или марранов (от староиспанского «marrano» – «свинья»), – в глубине души оставались верными закону Моисея и тайно продолжали следовать его велениям.

В эпоху, когда глаза должников были обращены на своих банкиров, когда донос считались первым долгом христианина, когда иная вера приравнивалась к смертному греху, это мнимое отступление маранов от веры не могло долго оставаться в тайне. Наказать за это отступление от истинной веры – вот тот повод, который послужил папе Сиксту IV и Фердинанду V учредить в Испании новую инквизицию, которая отличалась от старой лучшей огранизацией и еще большими (оказалось, что и это возможно!) жестокостями.

В атмосфере клеветы, доносов и насилия выросли «кровавые кануны» евреев, ставшие для них национальной катастрофой.

Одно из самых больших массовых побоище евреев, начавшемся на рассвете 6 июня 1391 года, произошло в Севилье, где жила самая многочисленная в Испании еврейская община. В тот день было избито более 4000 евреев, и еще больше – продано в рабство. Около 20 000 евреев при виде творящейся на улицах Севильи кровавой бойни немедленно пожелали перейти в христианство, и это спасло их от гибели, но никак не от грабежа.

Не принявших христианство евреев ждали страшные репрессии – и не только погромы. Они были ограничены в правах.

Их жизнь превратилась в сплошное «нельзя». В 1412 году в Испании был принят Вальядолидский статут, по которому евреям нельзя было продавать продукты питания христианам, нельзя нанимать христиан в услужение, нельзя менять место жительства, нельзя работать хирургами и аптекарями, нельзя занимать государственные должности, нельзя по воскресеньям и христианским праздникам покидать альхаму (еврейскую часть города).

Зато можно – и нужно! – на одежде носить отличительный знак – желтый круг.

Даже принявших христианство евреев инквизиция не оставляла в покое. Как мы уже помним, их называли марранами (маранами) – «свиньями». Поскольку обвинить новообращенных в грехе приверженности иной веры было невозможно, отцы церкви придумали для них грех «эксклюзивный» – отсутствие «чистоты крови».

Как странно перекликаются спирали истории! Мотив «чистоты крови» вновь возникнет у Гитлера. Читая историю испанской инквизиции, невольно проводишь параллели между Высоким Средневековьем и фашизмом.

Эксклюзивный «еврейский» грех был совершенно абсурден не только с точки зрения любого нормального человека – кто, собственно, и как может проверить чистоту крови и чья кровь чище?! Этот грех совершенно абсурден и с точки зрения христианской морали. Основным принципом христианской Церкви является равенство всех ее членов перед Богом. Значит, объявляя евреев «нечистыми» инквизиторы сами грешили – ибо они нарушали Закон Божий. Но теологи быстро разрешили и этот вопрос. Они утверждали, что, предав Иисуса Христа и отправив его на казнь, древние евреи лишили своих потомков права на «чистую кровь». Бред? Безусловно, бред, но очень удобный для церковников, а потому бред стал истиной.

Участь евреев была предрешена.

Как мы уже говорили, «новая инквизиция» была введена в Испании с разрешения Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Что сподвигло их на этот шаг?

Историки утверждают, что король Фердинанд был непомерно жаден, и в инквизиции он видел удобное средство спокойно ограбить, при помощи церкви, своих наиболее состоятельных подданных.

Изабелла же колебалась. Чувство гуманности заставляло ее отрицательно относиться к кровавому трибуналу, жестокости которого уже успели привести в ужас всю Европу, и ее природная честность внушала ей угрызения совести относительно конфискаций имущества, следовавшими за каждым постановлением Святой Инквизиции.

Духовник ее, доминиканский монах Томас де Торквемада, который среди множества других палачей заслужил особенную известность и был особенно ненавидим народом, разрешил наконец ее сомнения. Он доказал королеве, что религия предписывает ей способствовать инквизиции – способствовать укреплению веры.

Однако не стоит забывать и о том, что, несмотря на жадность, фанатизм и гуманные чувства (довольно странный коктейль, не так ли?) царствующей четы, Фердинанд и Изабелла были, прежде всего правителями, или властителями, – а значит, не очень‑то и спешили поделиться своей властью с кем бы то ни было – даже с Церковью.

А Церковь как раз и жаждала власти, жаждала усилить свое влияние и упрочить свое положение в Испании. Торквемада, мудрый и хитрый политик, прекрасно знавший все слабые и сильные стороны характеров королевы смог воздействовать на Изабеллу и Фердинанда и убедить их в том, что инквизиция будет лишь способствовать усилению королевской власти в стране.

Изабелла поверила своему духовнику, но тем не менее решила добиться усиления своей собственной власти над Священным трибуналом. Когда же ей это удалось, то именем Святой Инквизиции и во имя правого дела король и королева обуздывают непокорную феодальную знать – и в результате укрепляют собственное могущество.

17 сентября 1480 года были назначены два главных инквизитора – для утверждения инквизиции в Севилье. Но там, как и всюду, где они появлялись, инквизиторы наткнулись на общее народное недовольство. В Севилье было громадное количество крещеных евреев, которые, естественно, не обрадовались прибытию в город собственных «потенциальных убийц».

Сказочно богатый Диего де Сусан, глава еврейской крещеной общины, призвал своих соплеменников запастись оружием, чтобы дать отпор инквизиторам. Однако его красавица‑дочь, болтливая и легкомысленная, как и многие юные девушки, открыла под страшным секретом тайну своему возлюбленному – и на следующий день в Севилье начались аресты. Вместе с заговорщиками было схвачено много невинных людей. Начался суд, пытки, мучения – и признания. 6 февраля на специально отстроенном за стенами города помосте для аутодафе, называемом «кемадеро», состоялось первое публичное сожжение осужденных. Затем они стали происходить с пугающей регулярностью один или два раза в месяц.

Нескольким крещеным евреям удалось избежать расправы, и они отправились к папе в Рим с жалобой на суровость приговора. Папа сделал вид, что осуждает жестокость инквизиции и даже направил Изабелле и Фердинанду письмо, в котором предписывал действовать более мягко. Однако вскоре он назначает для Испании 8 новых инквизиторов, в число которых входит и Торквемада.

Вот еще одна личность, сила духа и ум которой достойны всяческого уважения, но деяния которой повергнут в ужас любого порядочного человека.

Томас де Торквемада (1420–1498) был истинным фанатиком, хитрым и умным человеком, прекрасным политиком, изощренным интриганом, тираном и злодеем. По подсчетам историков, он лично отправил на костер от четырех до десяти тысяч человек.

Он рано принял постриг и стал монахом‑доминиканцем. Он всегда вел суровый образ жизни и был настоящим аскетом. Он был умен и прекрасно образован, а потому слава о нем быстро распространилась по всей Испании. Ему стали предлагать высокие церковные должности, но он неизменно отказывался.

Чего он ждал? Или не ждал ничего, а просто хотел служить Богу? Историки пишут, что он жаждал прежде всего власти – и целенаправленно шел к ней. Ибо в 1452 году соглашается стать настоятелем монастыря Святого Креста в Сеговии. Стать настоятелем монастыря и отказаться от высоких должностей? Но расчет Торквемада становится ясен, когда брат Томас получает должность духовника Изабеллы Кастильской, а вскоре и должность духовника ее мужа. Все дело в том, что монастырь, настоятелем которого соизволил стать Торквемада, был излюбленным местом паломничества знати.

Торквемада становится не только духовником королевы, но и ее тайным советником. Как мы помним, именно он способствовал утверждению в стране инквизиции. И в 1482 году его назначают одним из 8 инквизиторов Испании, а уже на следующий год он становится Генеральным инквизитором Кастилии.

Его невольно хочется назвать не только Генеральным, но и Гениальным инквизитором, ибо Торквемада был сам дьявол во плоти, хотя и верил, что служит Богу.

Инквизиция своим террором и человеческими жертвами способствовала извращению умов и зачерствению сердец, развитию в народе невежества, фанатизма и жестокости, исчезновению инициативности и великодушия.

Под «предводительством» Торквемады инквизиция смогла стать грозной силой в Испании, самым могущественным органом королевской власти, мало зависящим от папы. Инквизиция получила права вмешиваться практически во все аспекты общественной и личной жизни испанцев – кроме чисто уголовных преступлений.

Как только инквизиторы утвердились в Севилье, все перешедшие в христианство евреи поспешили бежать во владения герцога Медина‑Сидониа, маркиза де Кадикса, графа д'Аркаса и других вельмож, куда не успела ещё проникнуть судебная власть инквизиции.

Томас де Торквемада, который был только что назначен на должность Генерального инквизитора, не желал так легко выпускать из рук свои жертвы. В его указе от 2 января 1483 года было объявлено, что все уехавшие евреи будут немедленно и исключительно вследствие самого факта эмиграции признаны еретиками. Всем местным «князькам» Кастильского королевства, на землях которых мараны надеялись найти убежище, было приказано под угрозой отлучения от церкви, отнятия всех владений и потери должностей, арестовать всех беглецов и под эскортом отправить в Севилью, а на имущество их наложить секвестр.

Приказание было исполнено, и тюрем оказалось недостаточно, чтобы вместить всех заключенных.

За этой прокламацией последовал «эдикт милосердия». Согласно этому эдикту, всем добровольно покаявшимся отщепенцам присуждалось сперва незначительное церковное наказание, а затем даровалось помилование. Им было также обещано, что их имущество не будет конфисковано.

Многие из маранов, введенные в заблуждение этой лицемерной милостью, попались на удочку инквизиции и добровольно сдались. Как же они были наивны! Их немедленно схватили и бросили в тюрьмы. Им было сказано, что они могут избежать пыток лишь при условии выдачи имен и мест жительства всех известных им отщепенцев, даже таких, о которых они только слышали.

Таково было «милосердие» инквизиции, и если она соглашалась отпускать на свободу виновного, то лишь потому, что эта единичная жертва выдавала ей сотню других. По меткому выражению одного французского историка, «в деле пролития крови она руководствовалась приемами ростовщичества, а к жизни и чести граждан применяла пословицу: «Не потеряешь – не приобретешь»!»

Слово «милосердие» звучало каждый раз, когда инквизиторы отнимали у своих жертв жизнь. Действовали ли они милосердно? Конечно, ибо спасали заблудшие души. А заодно и прибирали к рукам богатство отправленных на костер.

«Милосердие» было и «лейтмотивом» эмблемы святой инквизиции. Эмблема представляла собой овал, внутри которого на темном фоне был изображен зеленый крест из двух обрубков сучковатого дерева. Слева от креста располагалась оливковая ветвь, а справа изображался обнаженный меч. Зеленый цвет символизировал надежду, подкрепленную крепостью веры. Темный фон был избран в знак траура и страданий Матери‑Церкви, скорбящей о своих заблудших детях. Меч был символом ревнителей святой веры – инквизиторов, и а оливковая ветвь – знаком милосердия и прощения.

Но о каком милосердии и прощении можно было говорить, когда Торквемада издает указ, в котором был список различных случаев (около тридцати), когда доносить приказывалось под угрозой смертного греха и отлучения. Некоторые статьи этого эдикта были столь туманны, что вряд ли их могли однозначно понять хотя бы два человека. Так, четвертая статья гласила: «Будет считаться отступником всякий новый христианин, совершающий шабаш, что будет исчерпывающе доказано, если в день шабаша он будет одет в более чистые, чем обычно, белье и одежду; если положит на стол чистую скатерть, и если накануне с вечера у него не будет гореть очаг».

Количество томящихся в застенках инквизиции – самой милосердной, как мы уже поняли, организации, было столь велико, что в Севилье, например, огромное число осужденных на сожжение побудило построить вне черты города постоянный эшафот, на котором возвышались четыре гипсовые статуи. Эти статуи‑футляры были внутри пустыми: в них помещали живых еретиков, дабы они медленнее и мучительнее сгорали.

Томасу де Торквемаде принадлежит также весьма сомнительная честь введения новой системы, единогласно одобренной папой Сикстом IV, Фердинандом V и Изабеллой.

Он начал с создания четырех второстепенных трибуналов: в Севилье, Кордове, Хаене и Квидат‑Реале и разрешил затем доминиканским монахам занимать должности в разных местностях Кастилии. Монахи, привыкшие получать указания и полномочия непосредственно от самого папы, который до сих пор сам распоряжался назначениями, сперва сопротивлялись вмешательству Торквемады и лишь после долгих колебаний признали его верховную власть.

Это сопротивление упрочило намерение Великого инквизитора придать инквизиции то единство действий, которого ей не доставало с самого ее основания, и учредить мощную центральную организацию, призванную умножить ее силу деятельности.

В то время когда он подготовлял, с помощью двух юрисконсультов, Жана Гуттьереса из Шабо и Тристана из Медин, новую конституцию священного трибунала, король Фердинанд, со своей стороны, не забывая собственных финансовых интересов, также занимался организацией нового трибунала и создал королевский совет инквизиции, получивший название Верховного совета.

Верховный совет состоял из Великого инквизитора – председателя, одного епископа и двух докторов права, с титулом советников. Эти последние имели право решающего голоса во всех делах, касающихся гражданского права, и право консультативного голоса в вопросах духовного характера.

Это подразделение нередко приводило к крупным конфликтам, которыми папа широко пользовался, ибо он был, разумеется, той высшей инстанцией, к которой прибегали в случае раздора, а принципом римской курии всегда было ценить свое вмешательство на вес золота – будь это вмешательство существенным или незначительным.

В распоряжение совета поступали все собранные, или правильнее, отобранные, инквизицией деньги и конфискованное имущество. Треть всех «заграбастанных» сокровищ поступала в королевскую казну, остальные две трети оставались в руках инквизиции.

Показательно, что все члены инквизиции должны были по крайней мере в четырех поколениях быть «чистокровными» христианами. Какой еще пример более кровожадного антисемитизма можем мы вспомнить? Пожалуй, только «чистокровных» арийцев Гитлера.

Система инквизиторских судов строилась следующим образом. В каждом трибунале было не менее двух собственно инквизиторов – судей высокого ранга. На следующей ступеньке инквизиционной «табели о рангах» стояли эксперты и советники. Они были образованными людьми, теологами, и должны были высказывать свое «экспертное» мнение по спорным богословским вопросам. Штатными сотрудниками, стоящими на той же ступеньке лестницы, были прокуроры, нотариусы и секретари. Они вели допросы, занимались «делопроизводством» и архивами. Далее шли судебные исполнители, начальники тюрем, казначеи, адвокаты. На самой низшей ступени располагались надзиратели, казначеи и тому подобная «мелочь».

Это было страшное время, когда страны Европы утопали в крови, когда ни один человек не мог себя чувствовать в безопасности даже в собственном доме. И что самое ужасное – люди стали бояться друг друга. Может ли идти речь о нравственности и морали общества, если одно из самых уважаемых лиц того время – доносчик, именуемый доверенным лицом инквизиции? И можно было бы если не простить, то хотя бы понять тех доверенных лиц, которые передавали еретиков в руки трибунала из религиозных соображений. Нет, ничуть не было. Почти всегда это были негодяи и подлецы, которые предавали и продавали людей из соображений корысти, зависти и страха. Не испытывая ни малейших угрызений совести, а, быть может, искренне радуясь в душе, что не они подпали под суд инквизиции, смотрели такие «стукачи», как по ступеням на эшафот медленно всходят люди в «санбенито».[23]

В истории известны случаи «восстания рабов»: когда рабам, которым и так нечего терять, кроме собственной жизни, становится невмоготу не только жить, а даже существовать, они восстают против своих угнетателей. И восстания эти, как правило, бывают очень кровопролитны и жестоки. Это вполне понятно – терять рабам действительно нечего.

Так случилось и в испанском королевстве. Против инквизиции восстали арагонцы, у которых конфискация, из уважения к некоторым специальным привилегиям Арагона, ранее никогда не применялась.

Жители Арагана прекрасно понимали, что при тайне показаний свидетелей, которая раньше допускалась лишь в исключительных случаях, их край ждут кровопролитные судилища.

Поэтому, когда Фердинанд V, после тайного совещания в апреле 1484 года, повелел во всех подчиненных его власти областях применять новое судопроизводство и когда Торквемада разослал инквизиторов для приведения этого приказа в исполнение, Арагон решил восстать против «ревнителей веры».

Взрыву сопротивления в Арагоне способствовало также то, что самые влиятельные и уважаемые из них были новые христиане, т. е. крещеные евреи – мараны. Депутация от королевства обратилась за помощью к папе. Они послали в Рим комиссаров, которым было поручено ходатайствовать об отмене в Арагоне статьи, касающейся конфискаций.

В то время, как депутация от арагонских кортесов[24] предъявляла свои требования, инквизиторы, не теряя времени, вступили в должность и сожгли несколько новых христиан во время публичного и очень торжественного аутодафе. Эти пытки довели до отчаяния маранов, которым грозила явная опасность. Они опасались тех ужасов, которые происходили в Кастилии, где жертвы ежегодно насчитывались тысячами.

Увидев, что от папы и короля ждать помощи нечего, они решили усмирить инквизиторов, убив некоторых из них. Был составлен заговор.

Одной из первых жертв стал инквизитор Педро Арбуэс, известный своими жестокостями и кровожадностью. Зная о ненависти, которую он возбуждал в людях, инквизитор носил кольчугу, а под капюшоном – железную каску. Тем не менее заговорщики настигли его однажды в церкви у алтаря и, направив удары своих кинжалов в шею, неприкрытую кольчугой, нанесли рану, от которой он умер двумя днями спустя, 17 сентября 1485 года.

Заговорщики считали, что пролитая кровь приведет остальных инквизиторов в священный ужас; они рассчитывали, что сам король и папа пойдут на уступки из страха перед новыми восстаниями в Арагонии и Кастилии.

Они заблуждались. Заговорщиков арестовали, инквизиция продолжала свирепствовать, а Педро Арбуэса канонизировали в 1664 году.

Помимо основных заговорщиков были казнены тысячи ни в чем неповинных людей, Арагон буквально захлебнулся в их крови, а, что касается главных виновников убийства, то им, до повешения, отсекли руки; их трупы были четвертованы и члены их разбросаны в различных публичных местах. Один из этих несчастных, Жан д'Абадиа, в тюрьме покончил жизнь самоубийством, что не помешало инквизиторам надругаться над его трупом и приволочь его на аутодафе. Великомученику Педро Арбуэсу был воздвигнут великолепный надгробный памятник, под которым и было 8 декабря 1487 года погребено его тело, а на памятнике была выгравирована следующая надпись в обычно напыщенном стиле: «Кто почивает под этим камнем? Другой, столь же твердый камень,[25] добродетель которого удаляет отсюда всех иудеев; ибо священник Пьер – тот твердый камень, на котором Бог воздвиг свое дело (инквизицию). Счастливая Сарагосса! Ликуй, что на сем месте похоронен славный мученик. А вы, о иудеи, бегите отсюда, бегите немедленно, ибо сей драгоценный камень‑гиацинт обладает свойством изгонять нечисть из этих мест». Арбуэсу была также воздвигнута статуя с прочувствованными надписями от Фердинанда и Изабеллы.

Надо было сохранить драгоценное воспоминание этой победы инквизиции, что и было сделано следующим образом: оружие, служившее убийцам, было развешено в соборе Сарагоссы, где долго сохранялось рядом со списком людей, сожженных или подвергнутых публичному наказанию. Эти имена были написаны большими буквами на холсте, на котором сверху было изображено пламя, если виновный был сожжен, или огненный крест, если он подвергся какому‑либо другому испытанию. Некоторые из них были вскоре сняты, вследствие папских булл, исполнение которых было разрешено Фердинандом V в качестве особой милости. Они были убраны, в виду особого ходатайства семей осужденных, которые занимали видное положение в городе. Эта мера чрезвычайно не понравилась инквизиторам; своими безумными фанатичными жалобами они сумели возбудить наиболее невежественные элементы среди старых христиан, уверив их, что поступок этот был оскорблением, нанесенным католицизму. Их жалобы подали повод к восстанию, которое грозило стать повсеместным, столь велико было влияние духовных лиц, заинтересованных в укрытии истины и в искажении идей.

В то время как эти волнения происходили в Сарагоссе, аналогичные события были в остальных провинциях.

Ни Фердинанд, ни папа не согласились ни на малейшую уступку своим подданым, и после нескольких лет упорной борьбы, перемежавшейся с легальными протестами, испанцы должны были смириться.

Неоспоримо, что инквизиция утвердилась в Испании против воли всех областей и несмотря на отчаянное сопротивление всей Испании.

Во время этой борьбы Торквемада совершенно спокойно продолжал укреплять свою собственную власть – то есть власть инквизиции.

Продолжал он настаивать и на изгнании евреев из Испании. И добился своего – 29 апреля 1492 года Изабелла и Фердинанд V издали указ об изгнании евреев из всех владений испанских королей.

На чем было основано это несправедливое и варварское решение, противное интересам самой Испании и наносившее роковой удар торговле Иберийского полуострова?

Прежде всего, издание указы не было неожиданным для евреев. В стране регулярно проходили погромы, а на кострах инквизиции сжигали тысячи иудеев. Антииудейские настроения постепенно перерастали в антисемитизм. Этому способствовала и антиеврейская политика в Англии и Франции.

Старые христиане, деморализованные бесконечными пытками и постоянными преследованиями, забитые и полностью лишенные чувства справедливости, приписывали евреям все пороки, взваливали на них все преступления. Им приписывали совершение всевозможных святотатств, утверждали, что врачи и аптекари‑евреи отравляют больных, когда больные эти христиане.

Так, в июне 1490 года некий крещеный еврей Бенито Гарсиа был арестован по обвинению в краже и осквернении облатки, которая для христиан символизирует тело Христово. Однако в ходе расследования арестованный признался, что вместе с несколькими другими маранами похитил христианского отрока на праздник Успения Богородицы и совершил над его сердцем колдовской обряд. Имени мальчика в документах инквизиционного трибунала нет. Тем не менее сейчас он известен как «святое дитя из Ла Гуардии». Хотя никаких доказательств по этому делу собрано не было, в 1492 году пять осужденных – без доказательств, но по решению суда! – были сожжены.

Таких примеров жесточайшего преследования евреев в истории Испании множество.

Тем не менее не только и не столько народная ненависть послужила причиной изгнания евреев из королевства Изабеллы и Фердинанда. Историки убедительно доказали, что решающее значение в появлении «антисемитского» указа имели интересы абсолютистского государства, для создания и укрепления которого была необходима единая религии.

Вполне вероятно, что королевская черта была искренне уверена, что для того, чтобы евреи приняли христианскую веру, на них необходимо надавить и поставить перед выбором: либо евреи принимают новую веру, либо высылаются из страны.

Евреи же, убежденные в том, что для устранения этой опасности достаточно предложить денег Фердинанду, обязались: пожертвовать 30 000 дукатов на расходы Гренадской войны, которая в ту пору разгоралась, ничем не беспокоить правительства; подчиняться касающимся их правилам и проживать в кварталах, отделенных от христианских кварталов; до ночи возвращаться домой и отказаться от исполнения некоторых профессий, предоставленных исключительно христианам. Фердинанд и Изабелла были не прочь внять этим предложениям, ибо деньги им были нужны.

Торквемада, узнав о предложении евреев, явился к царственной чете с распятием в руках, бросил крест на пол и воскликнул: «Иуда Искариот продал своего Учителя за тридцать сребреников, а вы – за 30 000 дукатов».

Легенда гласит, что поступок Торквемады изменила образ мыслей Фердинанда и Изабеллы, и 31 марта 1492 года они издали декрет, согласно которому все евреи, мужчины и женщины, обязаны были под страхом смерти и потери своего имущества 31 июля того же года покинуть Испанию. Те же кары грозили всем христианам, скрывающим у себя в доме евреев после означенного срока. Изгнанникам разрешалось продавать их имущество, увозить с собой мебель и другие вещи, за исключением золота и серебра, взамен которых они могли брать векселя или какие‑нибудь не запрещенные товары.

Тем не менее известно, что еще в декабре 1491 года, то есть всего за три месяца до указа, был опубликован план обложения евреев налогами на 1492–1494 годы! Это говорит о том, что королевская чета действительно не верила в возможность исхода еврейского народа из Испании.

И все‑таки евреи предпочли покинуть Иберийский полуостров. Всего Испанию покинули около 800 000 евреев. Путь их к морским гаваням, где их ждали зафрахтованные еврейскими общинами суда, был исполнен мук и страданий. Историк того времени Андрес Бернальдес, известный антиеврейскими настроениями, писал: «Они шли потоком – взрослые и дети. Они шли пешком, другие ехали верхом на лошадях или ослах, третьи – в повозках… Они падали и поднимались, умирали и рожали, теряли сознание и слабели от болезней. Они распевали гимны, подбадривая друг друга».

Но и в новых землях евреев не ждала лучшая участь. Почти всюду, где бы не укрывались изгнанники, они наталкивались на других преследователей, которые отнимали у них то малое, что им удалось спасти. В 1496 году королевским указом евреи были изгнаны из Португалии, а в 1499 – из Наварры.

Фердинанд и Изабелла реорганизовали инквизицию в Испании и изгнали евреев, за что заслужили дарованное им папой звание Королей‑Католиков. Невиданное варварство – как изгонять народы, так и даровать за это почетные звания. Но так было. И лишь в 1992 году – в год пятисотлетия исхода евреев из страны – король Испании Хуан‑Карлос признал изгнание иудеев исторической ошибкой и принес извинения еврейскому народу. Вот такой король действительно заслуживает самого почетного звания!

Еще ранее – в 1965 году – Второй Ватиканский собор полностью снял вину с еврейского народа за гибель Иисуса Христа и заявил, что «христианского проклятия евреев», на которое ссылаются антисемиты, никогда не существовало. Собор попросил прощения у евреев за зло, причиненное им христианами за все прошедшие века – в том числе и за преследования инквизиции.

Но вернемся в век пятнадцатый. В Европе торжествующая церковь нигде не оставляла иудеев в покое, а в Африке мавры убивали еврейских женщин, чтобы отобрать те драгоценности, которые они, по их понятиям, хранили на себе.

Но и в Испании оставшиеся крещеные евреи не были в безопасности. Торквемада, добившись изгнания некрещеных евреев и добившись в 1487 году от Иннокентия VIII буллы, которая повелевала всем европейским государствам арестовывать, по первому указанию Великого инквизитора, всех беглецов, он дошел до того, что стал предавать суду даже самих епископов.

Намеченные им среди епископов жертвы были епископы из Сеговии и Калахарры, преступление которых заключалось в том, что они были выходцами из евреев. Папа немедленно напомнил ретивому инквизитору, что в одной из статей старых законов, одобренных папой Бонифацием VIII, запрещалось чинить допрос епископам, архиепископам и кардиналам, не имея на то особого разрешения папы. Вследствие этого папа повелел посылать все документы «епископского» дела в Рим, чтобы предоставить вынесение решения Ватикану.

Тем не менее То<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.