Гений и злодей Иннокентий III — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Гений и злодей Иннокентий III

2019-07-11 138
Гений и злодей Иннокентий III 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кто же был папа Иннокентий III?

Иннокентий III в миру звался Лотарио де Сеньи и был прекрасно образован: он получил два образования: теологическое – в Парижском университете, а юридическое – в Болонском. Время правления Иннокентий III – пик политического могущества папства.

Он был очень честолюбив и на деле претворил в жизнь идею единого государства, в котором в руках папы сосредоточилась и высшая светская и духовная власть. Он стал верховным правителем всех католиков. Он был прекрасным дипломатом и блестящим руководителем.

Он был необыкновенно умен и объективен, ибо прекрасно видел не только ересь других, но и недостатки собственной организации. Он говорил, что именно духовенство несет главную вину и что именно отсюда проистекают все беды христианского мира. Чтобы успешно противостоять ереси, клир должен пользоваться уважением и доверием в среде верующих, чего он давно уже недостоин.

Все эти качества позволили папе создать настоящую империю, для защиты границ которой были организованы не только крестовые походы, но и Тевтонский орден (1199 год) и орден Меченосцев (1202 год). Братья‑меченосцы не отличались нравственностью и присущим монахам смирением и любовью к ближнему. Так, первый же магистр ордена был убит одним из братьев‑рыцарей. Но это была не главное для папы. Главное – что ордена ставили своей целью защитить католические Германию и Польшу от славянских и прибалтийских язычников.

Однако скоро распространение христианства для папских посланцев отошло на второй план, а на первый вышёл захват новых территорий – прежде всего, прибалтийских. К счастью, соединенные силы литовских язычников и русских христиан разбили меченосцев в 1236 году под Шауляем. В противном случае с прибалтийскими государствами произошло то же самое, что случилось с Югом Франции.

Но если забыть о неудавшихся попытках напасть на русское и прибалтийское государства, в целом завоевательная кампания папы Иннокентий III была очень успешной.

Папа именовал себя не только «наместником святого Петра»,[13] но и «наместников Иисуса Христа». Именно в его время появилась двойная тиара – особый головной убор пап Римских. Тиара символизировала соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Иннокентий III выступал с доктриной о превосходстве папской власти королевской.

Вначале своего правления он установил папскую власть над Северной Италией, изгнав оттуда императорских чиновников, а в 1198 голу стал регентом малолетнего сицилийского короля Фридриха II (1194–1250).

Интересен тот факт, что именно при короле Фридрихе борьба между Священной Римской империей и папством достигла исключительного ожесточения. Надо полагать, что опекун Иннокентий III, давший малолетнему Фридриху прекрасное воспитание, сумел‑таки досадить ему своими доктринами и восстановить его против власти духовной. Фридрих был даже отлучен от церкви и объявлен Антихристом.

Образ воинственного рыцаря, покровителя науки и искусств, борца с папой Римским, императора Фридриха II был столь привлекателен для современников, что после его смерти возникла легенда о том, что он не умер в 1250 году, а скрылся, чтобы появиться в конце времен, реформировать церковь и установить царство всеобщего мира. Во второй половине XIII века в Италии и Германии постоянно появлялись самозванцы, выдававшие себя за почившего императора. Одним из таких самозванцев был Фридрих «Деревянный башмак», который в 1285 году был сожжен инквизицией как еретик.

Но вернемся к папе Иннокентию III.

После подчинения, как мы теперь знаем – на время, малолетнего короля Сицилии папа получил возможность интриговать, надо заметить – необыкновенно талантливо, в Германии, ибо Фридрих II вскоре был избран королем и этой страны.

Потом папа поссорился с королем Англии Иоанном Безземельным[14] и смог подчинить его себе – старым, как мир, способом всех церковником: он отлучил английского короля от церкви, а на саму Англию наложил интердикт – запрещение отправлять богослужения и обряды. Быть может, без церковных служб англичане бы и прожили, хотя и это весьма сомнительно, а вот существовать без свершения крестин, похоронных обрядов, венчания и причащения люди не могли. Кроме того, папа призвал христианских рыцарей отправиться крестовым походом на Англию. А потому хитрому, но абсолютно бесталанному Иоанну ничего не оставалось, как примириться с папой. Англия была отдана церкви в лен, а сам Иоанн объявил себя вассалом папы. Вассалами церкви за короткое время признали себя и короли Португалии, Арагона, Венгрии, Дании и даже – на короткое время – царь православной Болгарии Калоян.

 

Альбигойские войны

 

Как вы уже поняли, Иннокентий III был очень умным, хитрым, изворотливым политиком, прекрасным дипломатом и очень решительным человеком. Именно такой папа и мог учредить святую инквизицию. Королей и страны он подвергал отлучению и интердикту, если не помогало – объявлял крестовые походы, а затем дело дошло и до физического уничтожения непокорных – то есть, еретиков.

Первые его усилия были направлены, как мы уже говорили, против альбигойцев, ересь которых сильно укрепилась на Юге Франции.

Заметив, что ересь катаров не поддается никаким увещеваниям и пренебрегает папскими буллами, недовольный, к тому же, способом борьбы, применяемым против неё епископами, он принял решение послать в зараженные местности особых комиссаров, уполномоченных искоренить то зло, против которого епископы (до этого времени лишь епископы имели право на искоренение ереси) оказались бессильными.

Папа в 1203 году поручил Пьеру де Кастельно и Раулю, монаху из Сито в Нарбонской Галлии, в своих проповедях вести борьбу против альбигойской ереси – что ими и было успешно исполнено. Ободренный этой первой победой, папа решил наконец привести в исполнение свой проект и ввести в католическую церковь институт независимых от епископов инквизиторов, которым, как делегатам папского престола, было бы поручено преследование еретиков.

В обязанность комиссаров входило именем папы, короля Франции Филиппа II и старшего королевского сына Людовика призывать графов, виконтов и баронов всего королевства к преследованию еретиков, и, в награду за их услуги, давать им индульгенции.

Трем папским комиссарам были даны неслыханные полномочия – они обладали всей полнотой власти в провинциях Экс, Арль, Нарбонны и во всех тех епископствах, где находились еретики.

Король Франции отнесся к этому призыву весьма холодно и воздержался принять участие в этом крестовом походе, так же как графы Тулузский, Фуа, Безье, Каркассон и Коммэнж, отказавшиеся изгнать из своих владений большое количество спокойных и покорных подданных, ибо их изгнание было бы настоящим разорением для всего края. С другой стороны, епископы, недовольные ущемлением своих прав, тоже чинили всевозможные препятствия появившимся комиссарам‑инквизиторам.

Посланники папы действовали слишком решительно – и в результате их вовсе не миротворческой деятельности папский легат Пьер де Кастельно был убит.

Папа не смог снести подобного оскорбления и организовал второй крестовый поход против еретиков, прежде всего, против Раймонда VI, графа Тулузского, которого он считал покровителем альбигойцев.

В 1209 году огромные силы крестоносцев во главе с бароном Симоном де Монфором ворвались в Лангедок. Решающую победу они одержали в 1213 году при Мюрэ.

Голосу папы вняли рыцари и бароны и все те, кто жил грабежом и войною. Они были в войске де Монфора. Аппетиты благородных рыцарей разыгрались. Многих прельстила возможность разбогатеть так быстро и так просто: стоит лишь взять да и отнять все добро у тех, от кого отнимать дозволено и во имя Христа, и во имя короля.

Поэтому поход сопровождался грабежами и резней мирного населения. Печально известна резня в Безье, произошедшая 22 июля 1209 года. Жители крепости не захотели выдать Добрых Людей – альбигойцев, и «войско веры» взяло город, а его население было перебито до последнего человека. Только в одной церкви города было убито около 7000 человек.

Ужасно? Конечно, тем более что убивали везде, даже в Доме Божием – храме, в стенах которого все древних пор люди искали мира. И ещё ужаснеё слова папского легата Арно Амальрика, который приказал: «Убивайте всех, Бог признает своих!» Слова, поражающие своей первобытной жестокостью, были произнесены человеком, который должен был бы проповедовать мир на земле, а вместо этого «санкционировал» массовое убийство мирных людей, намереваясь посеять ужас в стране, чтобы было легче ею овладеть. Можно ли удивляться, что «защитники» католической веры возбуждали в населении Юга Франции ненависть и желание сражаться с ними, несмотря на заранеё предрешенный исход этой неравной борьбы?!

Большая часть захваченных земель досталась Симону де Монфору – так церковь вознаградила его за труды праведные – избиение тысяч несчастных и ни в чём не повинных людей.

В 1224 году в войны с альбигойцами вмешался король Людовик IX и 1229 году присоединил к своим владениям Тулузское графство и ряд прибрежных земель. Волнения еретиков подавлялись им немедленно.

 

Таинственный Монсегюр

 

Однако последний оплот катаров – крепость Монсегюр – был взят в 1244 году – почти после девятимесячной осады! Мы уже упоминали о его владелице графине де Фуа и о несметных богатствах катаров, хранившихся в его стенах.

Монсегюр был прекрасно укрепленным замком, стоявшим на вершине горы. Для Добрых Людей он был пристанищем, в котором они могли обрести покой после своих многочисленных поездок по стране.

Но Монсегюр был и символом – святым ковчегом, настоящим замком Монсальват из легенд о короле Артуре, замком, в котором хранился святой Грааль.

Знаменитые же «материальные» сокровища Монсегюра – золото и драгоценные камни – исчезли. Осажденные катары смогли вывезти сокровища во время осады и спрятать их в пещерах Сабарте, где позднее укрылись последние катары. С тех пор об этих сокровищах ничего не известно, хотя попытки отыскать их неоднократно предпринимались, в том числе в наши дни.

Известно также, что уже во время двухнедельного перемирия, заключенного между войсками инквизиции и катарами, четверо Добрых людей покинули Монсегюр, вывезя ещё некое сокровище. Предполагается, что это было сокровище «духовное», которое сохранялось в замке до конца осады и которое спасли лишь в последнюю минуту. Историки предполагают, что сокровищем был Грааль.

Священный Грааль – чаша, в которую, по преданию, собрал кровь распятого Иисуса его ученик Иосиф Аримафейский, или чаша, из которой Христос причащал апостолов на Тайной вечере. Грааль хранится в невидимом замке Монсальват и показывается лишь достойному из достойных, ибо являет собой символ нравственного совершенства. Грааль приносит вечную молодость, счастье, утоляет голод и жажду.

В «Парсифале» Вольфрама фон Эшенбаха (конец XII – начало XIII века) Храм Святого Грааля стоит на ониксовой горе, стены его сложены из изумруда, а башни увенчаны пылающими рубинами. Своды блистают сапфирами, карбункулами и изумрудами. Сам Грааль, по мнению миннезингера, – это камень из короны Люцифера, падшего ангела, превратившегося в князя тьмы.

В средневековой Европе «граалями» именовалось несколько потиров (чаш). Существовала также легенда, что чаша Грааля хранится где‑то в Азии и охраняется рыцарями ордена Храма, организованного по типу рыцарских монашеских орденов.

По одной из легенд, когда Монсегюр был в опасности, под стенами его собрались неисчислимые рати Люцифера. Им нужен был Грааль, чтобы заключить его в корону властелина, из которой он выпал, когда падший ангел был повержен с небес на землю. В момент наивысшей для Монсегюра опасности с неба явился белый голубь – символ Святого Духа – и клювом расщепил находящуюся неподалеку гору Табор. Эсклармонда, хранительница Грааля, бросила бесценную реликвию вглубь горы. Гора сомкнулась, и Грааль был спасен. Когда воины дьявола ворвались в замок, они поняли, что опоздали. В гневе они предали всех Добрых Людей огню на Поле костров, но Эсклармонда поднялась на вершину Табора, обратилась в белую голубку и улетела в горы в земной рай.

Грааль для Церкви католиков был символов ереси, и именно поэтому она столько сил положил на организацию крестового похода против катаров. Кстати, поход этот был первым и единственным походов, направленным против христиан.

Историки отмечали, что крестоносцы вели себя с жестокостью, которая не имела себе равных, даже с учётом суровых нравов эпохи и религиозного фанатизма. Объясняя зверства инквизиции и крестоносцев, исследователи пишут, что они были вызваны угрозой самого существования Церкви, которое представляло собой быстрое распространение катаризма в Романии. Кроме того, большая часть ученых склоняется к мысли о том, что католическая Церковь стремилась любой ценой вырвать у окситанских катаров некое тайное знание, заключенное в Граале. Согласно преданию, катары утверждали, что власть человека над природой и над самим собой может стать безграничной, что бессмертие и контроль над силами природы в его власти и что все, происходящее во Вселенной, может быть ему известно.

Последние открытия в области психологии достаточно убедительно свидетельствуют о том, что существует высшее состояние сознания, отличное от сна и бодрствования, – состояние, в котором интеллектуальные способности человека многократно возрастают.

Гениальность – это лишь один из этапов того пути, который предстоит пройти человеку до полной реализации всех своих способностей. Известно, что в повседневной жизни мы не используем и десятой доли возможностей нашего внимания, памяти, интуиции. Если бы до нашего времени дошли фрагменты тайных знаний древних цивилизаций о материи и энергии, то они неизбежно были бы выражены на языке символов, понятном лишь для немногих посвященных. Ученые предполагают, что одним из таких символов и был Грааль. Так ли это, предстоит понять в будущем.

На сегодняшний же день историкам удалось доказать, что замок Монсегюр имел сложную и последовательную символику и был построен в соответствии с правилами астрономии. Он был, по сути, своеобразной астрономической лабораторией, подобной Стоунхенджу в Британии.

Катары смело защищали свой замок, который одновременно был и храмом Грааля. Они всегда видели перед собой смерть на костре инквизиции и считали этот мир адом. Когда же большая часть гарнизона Монсегюра приняла «утешение», они умерли для земной жизни, а потому с радостью встречали смерть как избавление. Именно искренней верой и стремлению к свободе и объясняется легкость, с которой катары принимали приговор инквизиции после падения Монсегюра.

Гибель замка Грааля стало смертельным ударом для катаров, однако не положило конец их сопротивлению. Убежищем для последних катаров стали леса и горные пещеры. Чтобы добраться до несчастных, инквизиторы предприняли попытку уничтожить густые заросли ежевики и утесника. Это ответственное дело поручили некоему Бернгарду, которого народ немедленно окрестил Рубщиком кустарника. Но, в соответствии с прованской легендой, он нашёл свою смерть на виселице.

Чтобы облегчить поиски еретиков, «добрые» инквизиторы стали натаскивать на них псов. Катаров травили в их родных горах, как диких зверей.

В 1325–1328 годах 500 катаров укрылись в пещере Ломбрив на левом берегу Арьежа. Там находилось святилище, алтарь которого представлял собой огромный плоский камень, густо поросший свечами сталактитов. Беглецы почти не выходили наружу, ибо свирепствовавшая инквизиция окончательно убедила их в том, что земной мир – порождение сатаны.

В 1328 году сенешаль короля Франции во главе большого военного отряда прибыл к пещере. Заметив их, катары предприняли попытку скрыться, взбираясь по отвесным склонам пещеры в верхний скит по лестницам, которые потом втаскивали наверх. Сенешаль, которому не удалось схватить Добрых Людей, приказал замуровать вход в пещеру. 500 человек умерли медленной смертью от голода и жажды.

Трагедия Ломбрива положила конец существованию церкви катаров.

 

Псы Господни

 

Во время первого похода в Окситанию сотни тысяч людей были вырезаны. Оставшиеся в живых признали власть папы и короля. Могущественные владельцы отдали себя, всех баронов и людей своих, и всю землю свою в полную волю возлюбленного господина своего, славного короля французов.

Но вот что было для папы особенно неприятно: еретиков сжигали, а ересь оставалась. Мечи и копья её не искоренили, а лишь загнали куда‑то глубоко‑глубоко в души тех, кто спасся от меча. Кровь и гонения не разубедили еретиков в их учении. «Одно дело меч и гонения, – говорили они, – а другое дело – истина». И все глубже и глубже хоронили они в себе свои искренние убеждения.

Впрочём, папа не оставлял в покое и души людей. Его духовный меч искал способы победить душу и овладеть ею. А за мечом духовным в душу человека вслед гнался меч стальной.

Испанский проповедник и подвижник, монах, святой Доминик, учредитель особого монашеского ордена и изобретатель четок, предложил, а папа благословил устроить особое судилище для искоренения ереси. Так возник святой трибунал – Sanctum Officium, т. е. инквизиция, и «святое дело искоренения ереси» было предоставлено монахам ордена святого Доминика.

На столь святое и полезное для государства дело, разумеется, тот час же отыскались и большие средства. Один богатый человек, тулузский гражданин Челлани, проворачивавший выгодные дела и с духовенством, и со светскими властями, тотчас же откликнулся на призыв святых отцов доминиканцев и подарил им прекрасный обширный замок, так называемый Нарбоннский дом, и этот дом тотчас же сделался главным и центральным гнездом святого судилища.

Нарбоннский дом был старинный и мрачный замок, и вид его вполне соответствовал святому судилищу. Над воротами замка тотчас же прибили надпись «Дом инквизиции». На том же здании появился и герб доминиканского ордена – изображение голубя, несущего в своем клюве символ мира – масличную ветвь. Злой насмешкой казался и этот голубь, и эта масличная ветвь тем еретикам – жителям Тулузы, которые ещё осмеливались считать «святое, благочестивое судилище» вовсе даже не святым и не благочестивым. Вскоре подобные же судилища стали учреждаться и в других городах Южной Франции.

Вот какими словами оправдывал их возникновение сам святой Доминик: «Сам Иегова[15] исполнял обязанности инквизитора, когда громил возмутившихся против него ангелов. Сам Иегова продолжал поступать так и здесь на земле, когда наказывал тех безумцев, которые создали вавилонскую башню Вавилонскую.[16] Затем Бог передал то же святое дело инквизиторства апостолу святому Петру, и тот прежде всего применил кару против Анания.[17] Первосвященники же римские – папы – непосредственные преемники святого апостола. От этих преемников и получают свою власть и свои права над людьми и святой Доминик и другие монахи его ордена. А если и сам Бог тоже был инквизитором, и к тому же ещё таким жестоким, почёму бы и людям не подражать ему?»

И правда, как же не признавать за святым трибуналом полного права делать и с телами и с душами людей что угодно, если только признать это право и за теми, кто повыше их?

«Не будучи достаточно сильны, чтобы остановить поношение Создателя, – так пишет папа настоятелю‑доминиканцу, – но желая прекратить эту опасность гибели для душ заблудших, мы просим, убеждаем и приказываем сим апостольским посланием, дабы ты тех из братьев, вверенных тебе, которые научены закону Господню и которых ты признаешь склонными к этому делу, разослал по равным сопредельным местам твоего надзора, дабы они поучали клир и народ общею проповедью, где сочтут её удобною. Пусть для основательного исполнения этого дела они изберут себе разные местности и займутся с особенным старанием еретиками и отлученными. Если же виновные и заключенные, будучи допрошены, не захотят вполне подчиниться приказаниям церкви, то пусть тогда братья исполнят относительно их наши справедливые постановления против еретиков, вновь обнародованные, направленные на укрывателей, защитников и покровителей еретиков, действуя, однако ж, в пределах этих постановлений».

Доминиканцы были призваны «действовать»; местные же епископы, светские власти и люди всех состояний были призваны «содействовать». Епископам было внушено, что они могут заседать на суде рядом с инквизиторами если они сами того пожелают, а светским властям предоставлено было право посылать в трибунал своих уполномоченных, заседателей «асессоров» и получать треть имущества осужденных еретиков.

Статуты против еретиков, то есть истинный устав инквизиции, были написаны заранее; они разрешали доминиканцам с помощью пыток и тюрем заглядывать в самую глубину души каждого католика, искать там ереси и лжеучения и, найдя, искоренять таковые. Статуты, и ещё больше, сама судебная практика давали инквизиторам широкие полномочия, а именно: осуждать невинных и оправдывать виновных, если то будет полезно по высшим церковным и государственным соображениям. Это был предел их полномочий, но до более широких пределов люди не додумались и до сего дня…

И инквизиция скоро дала себя знать. Получив право читать во всех душах, доминиканцы очень быстро открыли во всей стране огромное число не раскаявшихся еретиков. Правда, инквизиторы в большинстве случаев не могли доказать ереси многих обвиняемых, но наглядных доказательств от них и не требовалось. Для обвинения достаточно было того, чтобы инквизитор был убежден в ереси некоего человека – и он уже имел возможность наказать подозреваемого, не доказывая его вины.

Самое ужасное, что инквизиторы не оставляли в покое не только живых еретиков, они не гнушались и преследованием мертвых, что особенно возмущало население Прованса и Лангедока. Если умерших уличали в ереси, то агенты инквизиции производили эксгумацию их останков и публично их сжигали. Эти омерзительные расправы не раз вызывали народные волнения в Тулузе и Альби.

Личность Доминика де Гусмана (1170–1221) тоже очень интересна и противоречива. Как известно, историю делают сильные личности. Так вот этот испанский монах из дворянской семьи как раз и был той самой сильной личностью.

Прежде всего, он был умен и умел трезво оценивать ситуацию и смотреть правде в лицо. Когда он был послан в Лангедок для борьбы с ересью альбигойцев, то, в отличии от других представителей церкви, не стал кичиться своей властью, чтобы деморализовать противников и укрепить колеблющихся, не стал окружать себя роскошью и не стал свысока относиться к еретикам.

Прежде всего он посоветовал легатам ходить по дорогам Юга Франции без всякой роскоши – пешком и без охраны, всего по двое, как, собственно, это и делали проповедники катаров. Именно он основал нищенствующий орден Братьев‑проповедников для борьбы с еретиками. Члены этого ордена должны были иметь глубокую богословскую подготовку, для того чтобы воздействовать на прихожан силой проповеди и вести диспуты с колеблющимися. Сам Доминик окончил Валенсийский университете. Кроме того, члены ордена должны были воздействовать на верующих силой личного примера – опять же, как катары.

Не вина святого Доминика, а его канонизировали в 1234 году, в том, что он не смог завоевать сердца жителей Юга Франции. Он воздействовал на умы, но не мог затронуть струны души верующих. Бесспорно, он иногда торжествовал в диспутах.

Бесспорно, он вел очень строгий образ жизни – не менее строгий, чем Добрые Люди.

Бесспорно, он искренне верил и также искренне сражался за свою веру – он без страха в сопровождении одного только монаха пускался в дальние путешествия по дорогам южной Франции, население которой было преимущественно критически настроено по отношению к католической церкви.

Несомненно и то, что он был почитаем большей частью французов, которые тысячами стекались на его проповеди, а после окончания службы стремились оторвать хоть крошечный кусочек от рясы Доминика, которого искренне считали святым.

Но вряд ли мы можем восхищаться сегодня методами его борьбы с еретиками, которых он «обращал» не только проповедью, но и пламенем костров. Он не раз призывал крестоносцев уничтожать инакомыслящих физически. Странный – по крайней мере, если не сказать возмутительный – призыв для слуги Божьего, не правда ли?

И именно Доминик создал орден, которому папа Иннокентий III поручил вершить суд над еретиками. Именно доминиканцы и стали настоящими инквизиторами.

В 1215 году Доминик прибыл на Латеранский собор, где рассчитывал получить согласие папы на утверждение своего ордена, но собор принял постановление, запрещающеё создание новых орденов. Тогда коварный Иннокентий III посоветовал Доминику использовать один из уже действующих монашеских уставов. И Доминик взял устав Августина. В 1216 году созданный им устав был утвержден папой Гонорием III. Этот же папа сделал эмблемой ордена собаку с горящим факелом в зубах, откуда у ордена святого Доминика возникло ещё одно название – «псы Господни» (domini canes).

Здесь будет уместно вспомнить легенду, по которой матери Доминика, испанской дворянке Хуане де Аза, приснился незадолго до рождения сына удивительный сон: будто бы она носит под сердцем собаку, которая затем является на свет Божий с горящим факелом в пасти и предает огню весь мир. Когда же Хуана родила совершенно нормального ребенка, которого при крещении священник нарек именем Доминик, его крестной матери также было чудесное видение. Она увидела на челе младенца крутящуюся звезду, своим блеском озаряющую мир. Легенда стала явью – мальчик вырос, сжег огнем и мечом почти всю Европу, основал орден Псов Господних и стал известен во всем мире.

В 1220 году доминиканцы отказались от владения собственностью, но мы должны помнить, что за босыми ногами и «голыми» руками доминиканцев стояла могущественная римская церковь. На деле страждущие и нищие монахи оказывались сильнеё и богаче любого короля Европы.

Преемник Иннокентия III, Гонорий III принял все меры к процветанию этого ценного ордена, и в скором времени его можно было найти во всех христианских государствах, главным образом в Италии, ибо в Испании инквизиция появилась лишь несколько лет спустя, примерно в 1232 году, несмотря на то, что доминиканцы упрочились в этой стране раньше этого времени.

В 1224 году инквизиция уже действовала в Риме, куда проникла ересь, и император Фридрих II, вследствие увещеваний папы, объявил в Падуе конституцию, пункты которой мало отличались от постановлений, принятых на соборе в Латеране, под председательством Иннокентия III.

20 апреля 1233 года папа Григорий IX основал всеобщую инквизицию в провинциях Бордо, Бурж, Нарбонн и Ош и вверил её доминиканцам. Этот акт вполне можно рассматривать как узаконенное рождение инквизиции в том виде, в каком она долгое время существовала в Европе.

Григорий IX сохранил за доминиканскими монахами должность инквизиторов и дал им в сотрудники францисканцев. Тем временем новые соборы, созванные в Тулузе, Мелене и в Бозье, были заняты наделением своих судей всеми необходимыми полномочиями и снабжением их всеми средствами для удачного выполнения их священных обязанностей.

Сущность законов инквизиции заключалась в следующем:

«Все жители, в возрасте – для мальчиков от четырнадцати и для девочек – от двенадцати лет, должны дать клятвенное обещание, что они будут преследовать еретиков; а в случае отказа, с ними будут обращаться как с подозреваемыми в ереси.

Те, которые не будут являться в трибунал для покаяния три раза в год, будут одинаково считаться подозреваемыми в ереси.

Все дома, служившие еретикам, будут уничтожены.

Все имущество еретиков и их соучастников будет захвачено, причём дети их лишатся права получить из него хотя бы малейшую часть.

Добровольно обращенные еретики не имеют права жить в той же местности.

Они обязаны носить на своей одежде два желтых креста, один на груди, второй на спине, для отличия их от других католиков.

Наконец, ни один мирянин не имеёт права читать Евангелия иначе, как на латинском языке».

Церковь не была удовлетворена тем, что ее власть распространяется только на живых. Мертвым тоже не удалось избежать «Мировой руки», как иногда называли инквизиционные суды. Пример приговора умершему еретику в 897 году дает папа Стефан VII, который велел выкопать труп своего предшественника папы Формоза, объявил его еретиком, приказал отсечь ему два пальца правой руки, которыми обычно папы благословляют верующих, и велел бросить обезображенное тело в Тибр. Однако верующие выловили труп святого отца из реки и предали его земле. По папы все не успокаивались через некоторое время в 905 году другой папа – Сергий III – снова выкопал труп несчастного Формоза, облачить труп в папские одежды, усадить на престол, обвинить в ереси, торжественно вынести приговор, обезглавить, отрезать три оставшихся на правой руке пальца и снова бросить в Тибр. Вновь верующие выловили из реки останки папы‑еретика и принесли в собор Святого Петра. И тут уж перед папой Формоза были вынуждены склонить лики святых и приветствовать его со всеми почестями, ибо невиновность его была признана – Господь неизменно возвращал папу в Церковь.

Инквизиторы, следуя примеру пап, тоже не стыдились откапывать трупы еретиков и действовать так, как будто они все еще живы. Трупы сжигали, а пепел развеивали по полю. Если же светские власти, которые одни только могли приводить приговор в исполнение, ибо по церковному уставу ни одним священнослужитель не мог причинить вреда человеку, отказывались или не торопились эксгумировать еретика, то им грозило отлучение от Церкви или, того хуже, обвинение в ереси.

После учреждения и укрепления во Франции и в Италии, инквизицию оставалось только провести в Испании, что Григорий IX и не замедлил привести в исполнение.

Что же касается папства, то оно, достигшеё своего высшего развития при Иннокентии III, вскоре после его смерти уже стало клониться к упадку. Правда, оно по‑прежнему гордилось своим могуществом, но для многих было очевидно, что в это могущество народы верили все меньше и меньше. Все видели, что крестовые походы, начатые по почину пап ради освобождения Гроба Господня, не удались, словно сам Бог пожелал не допустить, чтобы эта святыня досталась людям, только именующим себя «христианами». Значит, Рим не так близок к небу, как он говорит. Когда же папы заявили, что неудачи крестовых походов – наказание за грехи христиан, тогда глаза мыслящих людей обратились на Рим и стали следить за его собственным поведением.

Католический мир мало‑помалу стал разочаровываться в Риме – чем дальше, тем больше. Ни один год, ни один день, ни один час не проходили дли народного сознания бесследно… Одни смеялись над Римом и распевали песенку, что Рим за деньги делает с Христовым учением все что угодно.

Трубадур Монтаньягу писал: «Если послушать их, так они не хотят ничего, а если посмотреть на них, так берут все». Английский поэт Мэн острил: «У папы сердце лежит больше к серебряным маркам, чём к евангелисту Марку».

Другие искали «новой веры». Сколько ни старались папы направить внимание верных католиков на жизнь загробную, а себе оставить господство в этой, – с таким разделом народы мирились все хуже и хуже. Движение против господствующей церкви проявилось в разных странах. Во Фландрии и Франции секта богочеловеков учила, что папа – антихрист, что можно спастись и без посредничества духовенства и святых, – для этого нужно лишь слиться душою с Богом. Появились и быстро распространилось «Вечное Евангелие», написанное одним калабрийским монахом, который в этой книге доказывал, что «вот уже настает воплощение Святого Духа во всем» и что «Святой Дух начнет свое дело с того, что уничтожит католичество с папой антихристом во главе». Амальрих Бернский проповедовал «Вечное Евангелие» в самом Париже.

В Нидерландах и Германии распространялась новая секта братьев и сестер Свободного Духа и бегинов и бегинок.

Университеты были переполнены людьми, неудержимо стремившимися к образованию. Этого стремления никто не мог остановить, хотя многие и хотели бы сделать это. Учение Аверроэса преподавалось профессорами с высоты кафедр. Здесь и там появлялись сочинения, стремившиеся показать истинное значение папы. В Германии миннезингер Фогельвейде пел: «О, Небесный Отец, хранитель Твоей сокровищницы, папа – вор; твои пастыри – волки, жрущие овец; твои судьи и другие власти – атаманы разбойников и убийц».

Но впереди других в этом отношении стояли провансальские трубадуры. Они пели: «Все пророки идут из Рима, этого царства золота. Приглашаем всех христиан уничтожить эту червоточину. Они слывут пастырями, но на деле это обманщики, грабители и убийцы. Чём выше кто стоит, тем хуже; чём меньше в них правды, тем больше их ложь; чём меньше знания, тем больше коварства; милосердия у них нет совершенно. Никто ещё не восставал так против Бога, как эти патеры восстают с древнего времени. Я не дерзну и рассказать о том, что они дерзают даже делать. Знатность не в породе, а в доброте сердца и в храбрости».

Жестокости, совершенные над альбигойцами, не заставили трубадуров замолчать, и никого не убедили в непогрешимости папы. Они только усилили негодование против Рима.

Правда, провансальские еретики были принесены в жертву, и жертва эта была кровавая, но она не пропала бесследно: пятно альбигойской крови до сего дня не смыто с Латеранского дворца – жилища папы…

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.