Библиографический список по теме НИР — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Библиографический список по теме НИР

2018-01-30 299
Библиографический список по теме НИР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Титульный лист

ФИО студента-практиканта Макарова Мария Юрьевна
Факультет Естественно-Географический
Курс  
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профили подготовки Биология и География
Вид практики Производственная практика (научно-исследовательская работа)
Сроки практики 26 ноября – 9 декабря
База практики (школа, класс) МБОУ СОШ №58 г. Арзамас, 9А класс
Учитель биологии Яшкова Марина Николаевна
Учитель географии Каткова Галина Алексеевна
Факультетский руководитель Кончина Татьяна Александровна

 


Анализ образовательной деятельности образовательной организации с целью организации исследовательской деятельности обучающихся (кластер)

Информационное и материально-техническое обеспечение.
Нормативно-правовая база и ее организационное обеспечение
1.компьютерная техника, лабораторное оборудование; 2.информационно- библиотечный центр.
1.локальные акты учреждения; 2.правоустанавливающие документы; 3.график работы; 4.общий контроль.
Проектно-исследовательская культура учителя
1.педсоветы; 2.курсы повышения квалификации;
Учебно-методическое обеспечение
1.учебно-методические разработки; 2.диагностические материалы(вводные и итоговые тестирования); 3.рекомендации учителям, учащимся
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
-- Министерство образования и науки; -- НГПУ им. К. Минина; -- ФГБНУ Федеральный институт Педагогических измерений; -- Нижегородский институт развития образования; -- МБОУ СОШ №15, №12, №10, №7; -- ННГУ АФ.
-- дополнительные общеразвивающие программы(кружки, секции); -- школьная служба медиации «Надежный помощник»; -- школьное лесничество «Друзья леса»; --ЦГБ им. М. Горького.
Обеспечение связи учреждения с другими организациями
МБОУ СОШ №58г. Арзамас

 

 


Дневник практики

 

Дата Виды деятельности Подписи учителя-предметника, классного руководителя, методистов
1 неделя
Понедельник 27.11.2017 Поиск информации для составления кластера «Изучение образовательной деятельности образовательной организации». Оформление портфолио.  
 
 
 
 
Вторник 28.11.2017 Составление кластера «Изучение образовательной деятельности образовательной организации».  
 
 
 
 
Среда 29.11.2017 Составление библиографического списка по теме исследовательской работы «Организация исследований местной фауны птиц в курсе основной школы». Оформление портфолио.  
 
 
 
 
Четверг 30.11.2017 Поиск материалов по теме исследования. Составление библиографического списка по теме исследования. Оформление портфолио.  
 
 
 
 
Пятница 01.12.2017 Поиск материалов по теме исследования. Составление библиографического списка по теме исследования.  
 
 
 
 
Суббота 02.12.2017 Составление библиографического списка по теме исследования.  
 
 
 
2 неделя
Понедельник 04.12.2017 Консультация с научным руководителем по теме исследования. Оформление портфолио.  
 
 
 
 
Вторник 05.12.2017 Обработка информации для подготовки доклада по теме исследования.  
 
 
 
 
Среда 06.12.2017 Обработка полученных данных в ходе эксперимента. Подготовка доклада по теме исследования. Электронная консультация с научным руководителем.      
 
 
 
 
 
 
Четверг 07.12.2017 Проведение эксперимента в школе. Оформление портфолио.    
 
 
 
 
Пятница 08.12.2017 Проведение самоанализа профессиональной деятельности.  
 
 
 
 
Суббота 09.12.2017 Оформление портфолио.  
 
 
 

 

 

Самоанализ сформированности

Продукт деятельности

Рабочая программа кружка "Школа юного орнитолога"

Введение

Птицы - одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д.

Орнитология - самая "удобная" из зоологических наук для занятий юных любителей природы. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души - смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.

Программа дополнительного образования "Школа юного орнитолога", содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования "Школа юного орнитолога". Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты;
  • систему оценки достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание программы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:

  • примерный тематический план;
  • систему условий реализации программы.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Целями реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные:

  • дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;
  • научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полёту;
  • дать знания о циклических явлениях в природе и жизни птиц в частности, познакомить с народным календарём природы;
  • научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;
  • научить методам изучения отношения людей к различным группам и видам птиц;
  • расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;
  • знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;
  • осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
  • обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.

Воспитательные:

  • создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
  • воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
  • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
  • развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учёбе;
  • укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.

Развивающие:

  • создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
  • создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • развивать коммуникабельность детей;
  • вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических проблем.

Содержание программы предназначено для учащихся 6-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией.

Программа рассчитана на 12 занятий (по 3 ч., всего - 36 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики.

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.

Основные направления деятельности и планируемые результаты

Планируемые результаты

В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.

Обучающиеся узнают:

  • Правила техники безопасности. Правила поведения на экскурсиях в природе. Правила выполнения полевых исследований.
  • Основные понятия. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные. Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.
  • Основные методы исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований.
  • Меры по охране и защите природных ресурсов.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно вести себя в природе.
  • Правильно работать с лабораторным оборудованием.
  • Вести наблюдения в природе.
  • Описывать по плану живые объекты.
  • Проводить полевые исследования.
  • Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.
  • Сравнивать различные данные и делать выводы.

Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.

Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются олимпиады, игры, конкурсы, экскурсии, тестирования, а также проведение и оформление исследовательских работ.

На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.

II. Содержательный раздел

Содержание программы

Занятие № 1.Введение

Цель: Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы "Школы юного орнитолога".

Содержание

План работы школы. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экскурсий в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Режим занятий в школе
  • Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований

Обучающиеся научатся:

  • Правильно работать с полевыми биноклями.
  • Проводить социологический опрос.

Содержание

Снаряжение бердвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бердвотчера. Золотое правило идеального бердвотчера.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Необходимое снаряжение бердвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда.
  • Особенности птиц как объектов наблюдения.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно проводить наблюдения за птицами.

Содержание

Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Признаки основных отрядов птиц и их представителей.
  • Признаки основных экологических групп птиц и их представителей.

Обучающиеся научатся:

  • Составлять характеристику птиц по предложенному плану.

Содержание

Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами".

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Методик количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке.
  • Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов.

Обучающиеся научатся:

  • Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц.
  • Вести записи и обрабатывать материал.

Содержание

Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида.
  • Правила пользования атласом-определителем птиц

Обучающиеся научатся:

  • Определять птиц по внешнему облику
  • Пользоваться атласами-определителями птиц

Содержание

Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы.

Обучающиеся научатся:

  • Различать голоса птиц
  • Пользоваться электронным приложением голосов птиц
  • Определять виды птиц по издаваемым ими звукам

Содержание

Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны.

Ожидаемые результаты

  • Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний

Содержание

Проведение итогового тестирования (Приложение 1).

Содержание

Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы и лагеря. Вручение сертификатов.

III. Организационный раздел

Примерное тематическое планирование (Приложение 2)

Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение 3)

Социальные партнеры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №58. Нижегородское отделение Союза охраны птиц России.

Итоговый зачёт (Приложение 1)

Теоретическая часть

Выберите один правильный ответ

Задание 1

Как называется наука, изучающая птиц?

А. Зоология Б. Экология В. Орнитология Г. Биология

Задание 2

Бёрдвотчинг – это

А. Наблюдение за птицами В. Кольцевание птиц

Б. Охрана птиц Г. Учёт численности птиц

Задание 3

К птицам лугов и полей относится

А. Жаворонок Б. Дятел В. Лебедь Г. Синица

Задание 4

К ночным хищным птицам относится

А. Ястреб Б. Коршун В. Сова Г. Орёл

Задание 5

Какой метод используется для получения приблизительных данных о численности птиц в разных биотопах?

А. Метод линейных трансектовВ. Метод точечных учётов

Б. Метод картирования территорий Г. Метод площадочного учёта

Задание 6

В какое время суток нужно проводить учёт птиц?

А. В полдень Б. Вечером В. Ночью Г. Ранним утром

Задание 7

В какую погоду проводят учёт птиц?

А. В ветреную В. В дождливую

Б. В безветренную и без дождя Г. В любую погоду

Задание 8

Какой учёный разработал программы «полевой экологии» для детей

А.Формозов А.Н. Б. Боголюбов А.С. В. Вернадский В.И. Г. Вавилов Н.И.

Практическая часть

Определите птиц по внешнему виду

Задание 9

 


А. Ворона Б. Грач В. Сорока Г. Галка

Задание 10

 


А. Пеночка Б. Варакушка В.Воробей Г. Соловей

Задание 11

 

 


А. Ласточка Б. Зяблик В. Дрозд Г. Трясогузка

Задание 12

 

 


А. Иволга Б. Королёк В. Соловей Г. Щегол

Задание 13

 

 


А. Дятел Б. Кукушка В. Овсянка Г. Зарянка

 

Примерное тематическое планирование (Приложение 2)

Наименование тем Всего часов В том числе
теория практика экскурсии контроль семинар
               
  Введение              
  Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами              
  Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц              
  Методы изучения птиц              
  Определение птиц по внешнему виду              
  Определение птиц по голосам              
7-8 Изучение видового состава местной орнитофауны              
9-10 Количественный учёт птиц              
  Контроль знаний и умений              
  Подведение итогов. Дерево ожиданий              
  Всего часов            

Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение 3)

Дата Время Мероприятие Форма проведения
    10-00   Введение. Знакомство с планом и режимом работы школы и расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности. Дерево ожиданий Организационное собрание  
    10-00   Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами Лекция Экскурсия
    10-00   Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц Лекция  
    10-00   Методы изучения птиц Лекция Экскурсия
    10-00   Определение птиц по внешнему виду   Лекция Работа с электронным определителем
    10-00 Определение птиц по голосам   Лекция Работа с электронным определителем Экскурсия
    6-30 Изучение видового состава местной орнитофауны. Составление отчёта Полевые исследования
    6-30   Изучение видового состава местной орнитофауны. Составление отчёта Полевые исследования
    6-30   Количественный учёт птиц. Составление отчёта Полевые исследования
    6-30   Количественный учёт птиц. Составление отчёта Полевые исследования
    10-00   Контроль знаний и умений Тестирование
    10-00   Подведение итогов Семинар

 

Маршрут учета.

Точечный учет представляет собой маршрут с точками учета, распределенными равномерно по всей его длине (нитка с нанизанными точками-бусинками).

Точки учета могут быть распределены по разным биотопам, характерным для данного региона. Обычно в лесу необходимо располагать больше точек, чем в открытом ландшафте. Для удобства обработки данных рекомендуется каждый маршрут точечного учета планировать только по одному биотопу (например, по лесу, по болоту, по сельскохозяйственным землям и т.п.).

Следует избегать расположения точек учета на границе между двумя разными биотопами.

Маршрут учета целесообразно закладывать в виде кольца и, по возможности, вдоль дорог, по которым интенсивность движения транспорта небольшая.

Для передвижения между точками учета удобно использовать транспорт, например велосипед.

Маркировка точек учета.

При повторных учетах следует использовать те же точки учета, поэтому точка должна быть легко обнаруживаема. Целесообразно ее располагать в местах перекреста лесных просек, у больших камней, столбов и т. п., или маркировать точки учета долговременными маркерами - например, краской на стволах деревьев с номерами.

Количество точек учета.

Рекомендуемое минимальное количество точек учета (остановок) в исследуемой местности или на маршруте - двадцать. Это число остановок выбрано как минимум с тем, чтобы эффективно использовать время, пригодное для учетов - около 4-5 часов. В труднопроходимых биотопах, а также, если во время учета начинается дождь, допускается завершение учета на другое утро (можно, например, маршрут разделить на 10+10 остановок).

Описание точки учета.

Для каждой точки учета необходимо дать простую характеристику биотопу (см. образец на рис. 1).

Техника учета.

При точечном учете наблюдатель обследует местность, передвигаясь пешком или с помощью транспорта по маршруту, периодически останавливаясь и регистрируя в полевом дневнике или на заранее заготовленных карточках увиденных или услышанных птиц.

При этом отмечаются все увиденные или услышанные птицы, независимо от расстояния.

Регистрации во время учета.

Не следует допускать учета одной птицы дважды. Простая схема, на которой при учете отмечаются позиции птиц (с использованием сокращений и символов), помогает избежать повторных учетов (рис. 1).

Время дня, погодные условия и уровень шума (например, текущая вода) фиксируются на каждой остановке (точке).

Сокращение названий

На карточках-схемах и во время анализа рекомендуется использовать сокращение видовых названий (см. рис. 1). Сокращать названия видов можно произвольно, главное, чтобы они были понятны учетчику и во время обработки материалов.

 

Точка: № 5 (перекресток дорог) Время: 6.34-6.39 Погода: облачность 2, ветра нет Биотоп: сосновый лес с примесью ели (сосна 8, ель 2)

Рис. 1. Образец регистрации наблюдений при использовании метода точечного учета. Для отметки услышанных или увиденных птиц использованы символы. Прерывистой чертой отмечены одновременные контакты. Отдельно отмечены птицы ближе 25 метров.

Стандартные символы. В настоящее время используется три различные системы символов. Одна система (которая здесь называется Международной) одобрена в Дании, Франции, Великобритании, Норвегии, Швеции, Канаде и США. Другие две системы символов успешно применяются в Германии.

Ниже изложены символы Международной системы, употребляемые для отметки наблюдений в поле.

А (A A ) - простой контакт с птицей вида А (визуальной или звуковой). При необходимости можно добавить символы пола - или .

А - контакт с птицей вида А с помощью любого звукового сигнала (кроме песни), который имеет территориальное значение.

- контакт с поющей птицей вида А, которую увидели или зафиксировали с помощью песни.

- контакт с поющей птицей вида А, но место точно не установлено.

- агрессивная реакция между двумя видами А.

А® А - два контакта с одной и той же птицей вида А. Добавление стрелки можно использовать для отметки наблюдаемого передвижения.

А- - -А - одновременный контакт с двумя разными птицами вида А.

(В двух последних случаях символы могут быть обведены, подчеркнуты или дополнены нестандартными символами).

А· - гнездо вида А (количество яиц или птенцов; может быть добавлена другая информация о гнезде).

Первичная обработка данных.

По окончании учетов для каждого вида высчитывается средний индекс количества (количество отмеченных особей, или пар, на одну точку учета) данного биотопа или маршрута. Полученные таким образом индексы количества нельзя сравнивать или складывать, поскольку обнаруживаемость разных видов очень различна.

Площадочный учет, или метод картирования территорий, дает наиболее точные (близкие к абсолютным) данные о плотности популяций гнездящихся (стационарных) птиц. В практике орнитологических исследований метод картирования используют, в основном, в гнездовой период для учета территориальных птиц, главным образом воробьиных. Однако, так как многие мигрирующие виды занимают территории на местах зимовок, а многие немигрирующие виды держат территорию весь год, метод картирования используют также и вне гнездового сезона. Применяя метод картирования, рекомендуется употреблять следующие термины: площадка - определенная территория, на которой проводится учет; контакт - одна полевая отметка встречи птицы (визуально или по голосу); одновременные контакты - контакты более, чем с одной особью данного вида одновременно, так, чтобы было совершенно ясно, что это разные птицы; регистрация - отметка контакта на карте посещения, сделанная учетчиком; карта посещения - карта, которую учетчик использует для отметки контактов (на- несения регистраций) во время посещения площадки; видовая карта - карта для каждого вида отдельно, на которую наносятся все регистрации с карт посещений для определения территорий; территория - площадь, которую занимает поющий самец (пара птиц); Проведение точечного учета Как уже указывалось выше, перед началом учетных работ необходимо подготовить схемы учетной площадки (карту) – по одной на каждое посещение (учет). Схема долж- на отражать систему ориентиров (пикетов) на площадке и, желательно, ее основные физические особенности (рис. 3). рис 3.

Рекомендуется, в зависимости от общего уровня плотности птиц, использовать масштаб 1:2000 (в 1 см - 20 метров) в лесу (иногда, при большой плотности гнездования, необходим масштаб 1:1000) и от 1:2000 до 1:5000 в открытых биотопах. Движение по площадке начинают с любого угла и двигаются зигзагообразно по параллельным линиям (ходам) площадки (на рисунке 3 эти линии отмечены буква- ми). Сначала двигаются в одну сторону, затем назад - по параллельной линии. Рис. 3. Карта посещения (схема площадки): точками обозначены пикеты, кружками с символами отмечены регистрации. - 12 - Услышав поющую птицу, учетчик наносит ее на схему площадки карандашом в виде кружка, в котором условными обозначениями (любыми) вписывает видовое на- звание птицы. Регистрации наносят на схему в соответствии с ориентирами – пикетами на линиях и другими физическими ориентирами, нанесенными на схему. Двигаясь в направлении поющей птицы, можно уточнять ее месторасположение, стирая неправильную запись и нанося новую. Одновременные контакты отмечают, соединяя на схеме две регистрации пунктирной линией. Проходя обратно по соседней линии площадки, еще раз уточняют местоположение зарегистрированного ранее самца (если он продолжает петь). Очень внимательно следует относиться к местоположению поющих самцов при возвратном прохождении района его пения, чтобы не отметить на карте одну и ту же птицу дважды в непосредственной близости от первого контакта. Учет завершают также на одном из углов площадки. На каждой карте посещения помимо собственно данных учета следует отметить: название или номер учетной площадки, год, время начала и окончания учета, фамилию наблюдателя (-лей), погоду. Карты посещения используют при дальнейшей обработке для составления видовых карт. Значение одновременных контактов Получение как можно большего числа одновременных контактов с птицами сосед- них территорий является главной задачей наблюдателя при учете на площадке. Только одновременные контакты могут гарантированно подтвердить, что две поющие птицы действительно два самца, а не одна и та же особь, переменившая свое местонахождение за период, пока учетчик обследовал удаленную от контакта часть площадки. В большинстве случаев такие контакты даже важнее обнаружения двух гнезд, так как два гнезда могут принадлежать одной паре птиц (бывают повторные кладки). Проводя учет на площадке, следует иметь в виду, что особи некоторых подвижных видов или видов с большими территориями могут изменить свое местонахождение за период прохождения учетчиком площадки. Так, например, крапивник, пеночка- теньковка, славка-черноголовка, черный дрозд имеют несколько излюбленных пунктов пения, удаленных друг от друга на значительное расстояние (до 100 метров). Во избежание повторных учетов одной и той же особи для этих видов особое значение имеют одновременные контакты с соседними птицами (иногда даже необходимо возвращаться обратно для выяснения сомнительных ситуаций). Значение обнаружения гнезд Обнаружение гнезд на учетной площадке – отдельное и трудоемкое исследование, которое при выполнении данного задания можно опустить. Однако, при проведении реальных научных исследований с использованием данной методики учета, поиск гнезд имеет важнейшее значение. Это дает возможность получить достоверные данные о численности птиц, в особенности, следующих групп: 1) полуколониальные дуплогнездники (воробьи, скворцы, частично - мухоловки), 2) колониальные и полуколониальные виды (ласточки), 3) дрозды, особенно при большой плотности, 4) многие врановые и дятлообразные, 5) голуби и горлицы, при большой плотности), 6) кулики и многие водоплавающие птицы. Эти виды часто имеют большую плотность гнездования и становится невозможным разделить территории во время простых учетов на площадке. На водоемах, где гнездятся колониальные и водоплавающие птицы, данные о плотности населения можно получить только путем картирования всех гнезд. Скорость передвижения учетчика по площадке сильно влияет на эффективность учета. Увеличение продолжительности посещения площадки увеличивает эффективность метода картирования больше, чем увеличение количества посещений (учетов). В особенности это важно для малоопытных исследователей. - 13 - В условиях большой плотности населения птиц следует уделять как минимум 10- 15 минут учетного времени на один гектар (2-2,5 часа на 9 га). Небольшая скорость передвижения позволит получить больше одновременных контактов с птицами сосед- них пар, уделить больше времени трудно обнаруживаемым видам, например, пищухам, серым мухоловкам и другим птицам, тщательно осматривая места, где эти виды были отмечены ранее (например при заложении площадки или предыдущих наблюдениях). После окончания учета желательно еще некоторое время остаться на площадке и посетить места (без соблюдения определенного маршрута), где во время учета были слышны незнакомые голоса птиц, точно не установлено количество поющих самцов и т.п. При проведении реальных орнитологических исследований учеты на площадке проводят также в разные периоды суток, например, ранним утром, днем и поздним вечером – для того, чтобы наиболее полно учесть все виды птиц, многие из которых имеют различные циклы суточной активности (изучение суточной активности пения также включено в данную серию занятий – занятие №8, весенний сезон). Первичная обработка результатов площадочного учета На основе карты (карт) посещения составляются видовые карты, на которые наносятся регистрации со всех учетов. Если учет проводился только один раз, видовые карты не составляют (однако, достоверность такого учета очень мала). Две предполагаемые территории выделяются как различные только в том случае, если имеется минимум одна пара одновременных регистраций-контактов (отмечены два одновременно поющих самца). Принимать за территорию одноразовые регистрации можно только при обработке результатов нескольких учетов. Итогом картографической обработки должны быть видовые карты с нанесенными на них достоверными территориями, т.е. участками обитания гнездящихся пар. Если видов на площадке не много, можно составить общую карту населения птиц площадки, на которую нанести территории всех видов (например, разными цветами). Расчет плотности населения В отличие от двух предыдущих методик уч


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.