V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков.

2019-07-11 290
V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак свершилась грозная кара над людьми Правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не осталась на земле одна только семья, помнящая Бога, — и через отца ее, праведного Ноя Бог продолжал Свое общение с человечеством, и вел судьбы его до исполнения обещания Своего послать в мир Спасителя его; таинственно руководил его на пути к предопределенной Его благостию — высочайшей цели — соединиться с Ним в блаженной вечности.

Но как подвигалось на этом пути человечество? Увы! с первых же времен возобновления жизни на земле возобновился и грех, как бы унаследованный заразившейся однажды грехом природою человека… Уже сын праведного Ноя заявил свои порочные наклонности. Вот, как повествует об этом Священное Писание: — после того, как выйдя из ковчега со всеми бывшими в нем, “устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвенник, и обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, (и обладайте ею).

Вот, Я поставляю завет Мой с вами, что не будет больше истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

И сказал Господь (Бог): вот знамение завета, которое Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою живою душою, которая с вами, в роды навсегда.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю: то явится радуга (Моя) в облаке; и я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и будет радуга (Моя) в облаке; и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом (и между землею), и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле”.

И так стали вновь расселяться по земле спасшиеся от потопа.

“Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. И от них населилась вся земля.

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан[4]; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет работать ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет; и он умер. (Кн. Бытия, гл. VIII, ст. 20—22. Гл. IX, ст. 1, 2, 11—16, 21—29).

Потомки Ноя, размножившись, стали постепенно отдаляться от первоначального поселения нового человечества после потопа; они двинулись сначала с востока в землю Сеннаар, в обширные равнины, орошаемые реками Тигром и Ефратом. У них всех тогда был один язык и одно наречие. И сказали они друг другу:

“Наделаем кирпичей, и обожжем огнем; и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню.

Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле”. (Кн. Бытия, гл. XI, ст. 3—9).

Потомки Хама первые выступили из пределов своей земли.[5]

Потомки Симоны заняли страны от Месопотамии до южной Аравии, и от р.Тигра до Средиземного моря.[6] Из потомков Сима произошел Бвер, праотец Авраама, сына Фарры.

Халдеи, Финикиане, Евреи — вот члены той области, центром которой был Вавилон. За ними впоследствии можно проследить и в шатрах Авраама, и на судах Тира. Они владели и пустыней и морем. Из рода Евреев благоволил родиться Богочеловек-Спаситель, обещанный людям для искупления их первородного греха.

Потомство Иафета, последнее расселилось на далеком обширном пространстве земли, оно разошлось по Малой Азии, Индии, двинулось и на запад в Европу. Это племя и приняло название Индо-Европейского, к которому принадлежим и мы.

 

VI. Отец верующих — Авраам.

 

Снова заселилась земля и — снова распространилось нечестие между людьми, и стали забывать они Бога, заменили они почитание Его — сначала почитанием светил небесных, а потом, спускаясь все ниже и ниже душевным разумением, упали до грубого идолопоклонства.

Но Тот же Долготерпеливый Господь, “не хотящий смерти грешника”, Бодрствующий над спасением его, не отступающий от него никогда, всегда пребывающий с помнящими Его, не оставлял их общением с ними и через них поддерживал и в прочих людях веру в завет Его, поддерживал спасение душевной жизни человечества. Таким орудием Божиим, самым великим и знаменитым родоначальником потомства, из которого надлежало произойти Спасителю человеческого рода, был избран Аврам, сын Фарзы, потомок Евера из благословенного Богом рода Симова. И потомкам Аврама определено было приготовить пути Тому, в Ком должны были быть благословенны все народы земные.

Вера ветхозаветного избранника Божиего — Аврама, которая по силе своей была даже вменена ему в праведность, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: когда идолопоклонство и нечестие распространились в таких широких размерах, что угрожали совсем заглушить веру в Истинного Бога, и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Аврам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога Воплотившегося, которою одною спасается новозаветный народ.

И видя веру Аврама, Бог избрал его, и отделил его от племени, и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство, и благословенную землю ту предоставить в наследие ему.

И не усомнился 75-ти летний старец в возвещенном ему, оставил свое отечество — (город Ур — в Халдее или Месопотамии), и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женою своею Сарою и племянником своим Лотом. Здесь, окруженный со всех сторон идолопоклонниками, продолжал хранить веру свою в Истинного Бога, — и сам был чудно храним Богом тот, кто “ верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не знал, куда идет, — и верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах… ибо он ожидал города, имеющего основание, которого Художник и Строитель — Бог”… (Посл. к Евр. гл. XI, ст. 8—10).

 

 

Из книги “Бытия” известно, что когда Аврам переселился в землю Ханаанскую, то — “был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И у (племянника его) Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий, и крупный скот, и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе; ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.

И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; И Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами твоими и между пастухами моими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня. Если ты — налево, то я — направо; а если ты направо, то я — налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде чем Господь истребил Содом и Гоморру, вся до Сигора, орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую. И двинулся Лот к востоку, И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности, и раскинул шатры до Содома.

Жители же Содома были злы и весьма грешны перед Господом.

И сказал Господь Авраму после того, как Лот отделился от него: возведи очи твои с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку и к западу. Ибо всю землю, которую видишь, тебе дам Я, и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я дам ее тебе (и потомству твоему навсегда).

И двинул Аврам шатер и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу”. (Кн. Быт. гл. XIII, ст. 2, 5—18).

 

 

В это время царь Еламский Кедорлаомер, завоевавший долину Иорданскую и подчинивший своей власти пять здешних городов, предпринял войну против пяти царей завоеванных им областей, отказавшихся продолжать уплату дани победителю.

Соединившись с другими царями “в долине Сиддим”, царь Еламский обратил в бегство восставших против него. “В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гомморский, обратившиеся в бегство, упали в них; а остальные убежали в горы.

Победители же взяли все имущество Содома и Гоморры, и весь запас их, и ушли. И взяли Лота, племянника Аврама, жившего в Содоме, и имущество его, и ушли.

И пришел один из уцелевших, и известил (о том) Аврама “Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре”, и союзников его, с которыми Аврам успел уже войти в дружественные отношения, так как пользовался уже общим уважением. “Аврам, услышав, что Лот, сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятеля до Дана; и разделавшись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, по левую сторону Дамаска. И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, и также женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, то вышли к нему на встречу царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский, и вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов в твои руки. (Аврам) дал ему десятую часть из всего.

И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною”. (Кн. Бытия, гл. XIV, ст. 10—24).

 

 

“После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении (ночью) и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика.

Аврам сказал: Владыка Господи! Что ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Элиезер из Дамаска. Вот, ты не дал мне потомства, а вот, домочадец мой — наследник мой.

И было слово Господа к нему и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон, и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их; и сказал ему: столько будет у тебя потомков.

Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после того они выйдут (сюда) с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мир, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Ефрата”.[7] (Кн. Быт. гл. XV, ст. 1—7, 13—18).

Долго не исполнялось обещание потомства Аврааму, долго испытывалась вера Авраама, но он не поколебался в ней. И вот, снова Господь посетил Авраама, “явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер (свой), во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благословение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего.

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока, и теленка приготовленного; и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом: и они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.

И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.

И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и (будет) у Сарры сын.

И встали те мужи, и отправились к Содому (и Гоморре); Авраам же пошел с ними проводить их.

И сказал Господь: утаю ли я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, что он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым, (и с праведником будет то же, что с нечестивым)?

Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь (всего) места сего ради пятидесяти праведников, (если они находятся) в нем?

Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников; то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти ты истребишь весь город?

Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок. Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? — Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? — Он сказал: не истреблю ради десяти.

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место”. (Кн. Бытия, гл. XVIII, ст. 1—11, 13—14, 16—33).

Эта ли поразительная и трогательная по своей высокой простоте беседа человека с Богом — не есть образец общения души с Создавшим ее? И не только доступна она всякой душе, но составляет неотъемлемое преимущество ее, высочайший дар Божий. Не так ли и из века в век беседуют со своим Отцом Небесным чистые неиспорченные души, взывая к Нему с простотою дитяти и всегда получая божественный отзыв на свое человеческое воззвание. Только бы взывали! А отзыв услышится и прочувствуется всем существом искренно верующей души.

Не умолчит Господь перед взывающим к Нему. Доказательства того бесчисленны во всех житиях святых. Да и кто в своей жизни сам не испытал в самые тяжелые минуты, как Господь не медля отзывается на молитву его благотворными внушениями, и вразумлением, успокоением…

 

 

“И пришли (из посетивших Авраама) те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли. И сказал: Государи мои! зайдите в дом раба вашего, и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру, и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их, и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение, и испек пресные хлебы, и они ели.

(И) сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места. Ибо мы истребим сие место; потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили вне города.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

И встал Авраам рано утром и (пошел) на место, где стоял пред лицом Господа. И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

И было, когда Бог истреблял (все) города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его: ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его”. (Кн. Бытия, гл. XIX, ст. 1—3, 12, 13, 15, 16, 23—25, 27—30).

 

 

“Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром.

И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог.

И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него: Исаак. И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в осмый день, как заповедал ему Бог.

Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, (сын его) отнят был от груди”. (Кн. Бытия, гл. XX, ст. 1. Гл. XXI, ст. 1—5, 8).

Между тем вырастал и Измаил, сын Авраама и Агари Египтянки, бывшей служанки в доме, которого любил Авраам и взывал о нем к Богу: “чтобы он жив был перед лицом Господним!”

“Бог же сказал Аврааму: и о Измаиле Я услышал тебя: вот Я благословлю его и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет мой поставлю с Исааком заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него”. (Кн. Быт., гл. XVII, ст. 18, 20, 21, 19).

Между тем последствия нарушения единства брачного союза, которое давно уже вошло в обычай в те времена, когда жил Авраам, обнаружились и в этом случае семейным несогласием и раздором:

“И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки насмехается над сыном ее Исааком, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его (Измаила).

Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке наречется тебе семя.

И от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положил ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.

Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села (поодаль) против (него), и подняла вопль и плакала.

И услышал Бог голос отрока (оттуда, где он был); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится.

Встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ.

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою (живою), и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока.

И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне; и сделался стрелком из лука.

Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской”. (Кн. Бытия, гл. XXI, ст. 9—21).

 

 

Крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тягчайшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле…

Когда последовало долго, но с непоколебимою верою ожидаемое исполнение Божиего обещания: родился наследник Авраама — сын Исаак, и возрос он, и радовалось сердце отца, видящего в сыне своем сосуд обетовании и благословений божественных из рода в род, тогда искусил Господь верность раба Своего последним испытанием: — Бог сказал Аврааму: “возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака сына своего; наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. — И сказал Авраам отрокам своим: оставайтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда, и поклонимся, и возвратимся к вам. — И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, — где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Господь усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. — И шли далее, оба вместе. — И пришли на место, о котором сказал Аврааму Бог, и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего, Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего…

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не подымай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот назади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам, пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для меня, то Я благословляя, благословлю тебя, и умножая, умножу семя твое, как звезды небесные, и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. — И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали, и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии”. (Кн. Бытия, гл. XXII, ст. 2 — 13, 15 — 19).

Священное Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму, что в нем благословятся все народы. И так, верующие благословляются с верным Авраамом. (Гал. II, 9).

Вот в чем великое, несравненное и вечное значение веры Авраама: он был образцом веры в истинного Бога, сохранившим ее для потомства из рода в род. В вере Авраама, привлекшей божественные благословения и обетования, и открывшей путь к вере в Пришедшего в мир по обетованию Христа — пример той непоколебимой веры в Бога, соединенной с послушанием, т.е. применением ее на деле, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода.

Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в Свящ. Писании называется он “другом Божиим”, как ветхозаветные потомки его и, даже, самые святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и новозаветная церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царстве Небесном (Лук. XVI, 19—31).

 

VII. Исаак и Иаков.

 

Шли годы. Авраам совсем состарился. И сын его, Исаак достиг уже совершеннолетия, но еще не был женат. Тогда Авраам стал заботиться о приискании ему невесты. Но он не хотел породниться ни с кем из рода идолопоклонников, жителей Ханаанской земли.

Поэтому, призвав Элиезера, управляющего всеми имениями его, он сказал ему: “вот, пришло время Исааку, сыну моему взять жену себе. Тебе поручаю я отыскать и привести в мой дом невесту для сына моего, но поклянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу. Но пойдешь в землю мою, на родину мою (и к племени моему), и возьмешь (оттуда) жену сыну моему Исааку.

Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

Авраам сказал ему, берегись, не возвращай сына моего туда. Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: (тебе и) потомству твоему дам сию землю, — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему (Исааку) оттуда. — Если же не захочет женщина идти с тобою (в землю сию), ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда”. (Бытия, гл. XXIV, ст. 3—8).

И вот, Элиезер, избрав из стада господина своего десять верблюдов и взяв разные драгоценные вещи из сокровищ его, отправился в Месопотамию, в город, где жил Нахор, брат Авраама.

Дойдя туда, он “остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать (воду). И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом.

Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин свой, я напьюсь; и которая скажет (мне): пей, я и верблюдам твоим дам пить, (пока не напьются), вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим (Авраамом).

Еще не перестал он говорить (в уме своем), и вот, вышла Ревекка, дочь Вафуила, внучка Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой, и пошла вверх. — И побежал раб навстречу ей, и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. — Она сказала: пей, господин мой; и тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются (все).

И тотчас вылила воду из кувшина своего в пойло, и побежала опять к колодезю почерпнуть (воды), и начерпала для всех верблюдов его.

Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет.” (И спросил ее), и сказал: Чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?” (Кн. Быт., гл. XXIV, ст. 11—21, 23).

Узнав от приветливой, молодой, красивой девушки, что она — дочь Вафуила, сына Нахорова, брата Авраамова, и услышав еще ответ ее и на другой вопрос свой, что есть в доме отца ее “много соломы и корма, и есть место для ночлега”, Элиезер не сомневался уже более в том, что Сам Бог, по молитве его, послал ему навстречу невесту для молодого сына его господина, “и преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостию Своею и истиною Своею! Господь привел меня прямым путем к дому брата господина моего.

Девица (же) побежала и рассказала об этом в доме матери своей”. Здесь, выслушав рассказ Ревекки, брат ее Лаван вышел к Элиезеру, стоявшему при верблюдах у источника, “и сказал ему: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов.

И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним. И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. — И сказали: говори”. (Кн. Быт., гл. XXIV, ст. 26, 27, 31—33).

Тогда рассказал Элиезер, как он обещал господину своему сыскать невесту для молодого сына его, и как, при встрече с Ревеккою, он уразумел, что Сам Господь указал ему желанную невесту для молодого Исаака: “прямым путем привел его, чтобы взять дочь брата господина его за сына его”.

И ныне скажите, — продолжал посланный Авраама, — “намерены ли вы оказать милость и правду господину моему, или нет; скажите мне, и я обращусь направо или налево.

И отвечали Лаван и Вафуил, и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою, возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. — И вынул раб серебряные вещи, и золотые вещи, и одежды, и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. — И ели и пили, он и люди, бывшие с ним и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня, (и я пойду) к господину моему.

Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять; потом пойдешь. Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.

Они сказали: призовем девицу, и спросим, что она скажет. — И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду. И отпустили Ревекку, сестру свою и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его.

И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел”. (Кн. Быт., гл. XXIV, ст. 49—61).

 

 

После того, когда, однажды, Исаак, при наступлении вечера, вышел из дома своего в поле “поразмыслить”, и “возвел очи свои”, то увидел: вот, идут верблюды.

“Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам?

Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

Раб же сказал Исааку все, что сделал.

И ввел ее Исаак в шатер (покойной).[8]

Престарелый Авраам взял себе “еще жену, именем Хеттуру”. От нее имел он шесть сыновей, которые в позднейшем времени сделались родоначальниками и вождями многих важных племен.

Патриарху Аврааму не угодно было, чтобы семьи его второй жены оставались по соседству с Исааком, который должен был быть его наследником; поэтому, отдав все, что было у него, сыну своему Исааку, прочим “сынам своим дал он подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток в землю восточную”. (Кн. Быт., гл. XXV, ст. 5, 6).

“Дней жизни Авраамовой было 175 лет. И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, против Мамре, на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его”. (Кн. Бытия, гл. XXV, ст. 7—10).

Измаил был уже тогда могущественным человеком. Двенадцати сыновьям его предстояло сделаться вождями тех племен, имена которых не изгладились еще из памяти людской и в IV веке Христианской эры. Наведшие страх на весь мир победоносные завоеватели, известные под именем Сарацын, были потомками Измаила. — “Лет жизни Измайловой было 137 лет; и скончался он и умер, и приложился к народу своему”. Умер он в земле своей, “между Сурой и Хавилой, что пред Египтом, как идешь к Ассирии”. (Кн. Быт., гл. XXV, ст. 17—18).

 

 

Исааку было сорок лет, когда он взял в жену себе Ревекку, и только после двадцати лет супружеской жизни, по неустанной молитве родителей, родились у них дети, близнецы — Исав и Иаков. — “Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков — человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу ему: а Ревекка любила Иакова.

И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал. — Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. — Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? — Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. — Он поклялся ему, и продал Исав свое первородство Иакову.

И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы: и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством”. (Кн. Быт., гл. XXV, ст. 27—34).

“Был голод в земле, и пошел Исаак к царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе. Странствуй по сей земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя: ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии, и исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму отцу твоему. Умножу потомство твое, как звезды небесные, и благословятся в семени твоем все народы земные — за то, что Авраам, послушался гласа моего; и соблюдал что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои”. Исаак поселился в Гераре.

“И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя в сто крат: так благословил его Господь.

И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

У него были стада мелкого и стада крупного скота, и множество пахатных полей, и филистимляне стали завидовать ему.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его, Авраама, филистимляне завалили и засыпали землею.

И Авимелех, (царь филистимский), сказал Исааку: удались от нас; ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там”. (Кн. Быт., гл. XXVI, ст. 1—6, 12—17).

Но и здесь ссоры из-за колодезей между пастухами его и пастухами Герарскими принудили его удалиться отсюда. Исаак переселился в Вирсавию. “И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего: не бойся; ибо Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое ради (отца твоего) Авраама, раба Моего.

И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь (в долине Герарской)”. (Быт. XXVI, 24—25).

 

 

“Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава[9], и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

(Исаак) сказал: вот я состарился, не знаю дня смерти моей.

Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву; и по<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.