Техники формирования аудиальной дКВ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Техники формирования аудиальной дКВ

2019-07-11 185
Техники формирования аудиальной дКВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДКВ по звуковому полю выстраивается аналогично визуальной дКВ. Здесь также действует принцип распространения внимания от менее дифференцированных зон восприятия к более организованным. Для слухового восприятия такие менее дифференцированные зоны подобрать достаточно сложно. Здесь действуют три принципа.

Во-первых, уравнивается значимость сильных и слабых стимулов — внимание фиксирует одновременно громкие и тихие звуки, не допуская преимущественного выделения громких звуков. Стереотип реагирования подавляется сравнительно быстро. Критерий достаточно прост: реакция на громкие и новые звуки (ориентировочная реакция) не превышает реакции на тихие и привычные.

Во-вторых, разрываются связи звуков и их источников. Обычно звуки составляют связное целое, поскольку соотносятся с теми предметами или процессами, которые их производят. В противоположность этому в аудио-дКВ нужно тщательно отследить и устранить зрительные и смысловые ассоциации. Звуки лишаются смысловой наполненности, превращаются в «просто звуки».

И, наконец, подавляется тенденция формирования из последовательности звуков устойчивых гештальтов (мелодия, ритм и т.д.). Это самая сложная часть работы. Нужно суметь воспринять ритмичную мелодию как набор одиночных, не связанных друг с другом звуков. Условием успешной аудио-дКВ становится обессмысливание, десемантизация звуков. Лишенные объединяющей смысловой основы, звуковые фигуры распадаются на набор отдельных звучаний. В этот момент разрывается связь звуковых форм и соответствующих им смысловых зон сознания, и внимание сравнительно легко перемещается на эти зоны, сосредоточиваясь на той основе, из которой возникают и которая несет в себе звуки—на ходе времени.

Десемантизированные звуки, тем не менее, стремятся к образованию устойчивых фигур и начинают объединяться по-новому — не источником происхождения и не звуковым гештальтом, а моментом времени, в который они достигают барабанной перепонки. Таким образом, в сознании возникает еще одна характеристика времени, обычно скрытая от осознания под звуковыми потоками — актуальное настоящее.

Актуальное настоящее — это то, что воспринимается как настоящее, как происходящее «сейчас», а не в прошлом или будущем. Это не физическая абстракция грани «между прошлым и будущим». Актуальное настоящее всегда имеет определенную длительность, которая колеблется в зависимости от характера приходящих стимулов. Последовательность звуков воспринимается как звуковая фигура только тогда, когда все ее элементы воспринимаются как актуально существующие сейчас. В пределах актуального настоящего последующее событие влияет на предыдущее. Актуальное настоящее — это целостность, «квант времени».

Максимальная длительность актуального настоящего определяется временем восприятия предложения, в котором последнее слово определяет первое («Коса у девушки расплелась» и «Коса у девушки порезала ногу» — о какой косе идет речь, становится понятным только после третьего слова, но субъективно значение слова «коса» определяется «с самого начала», т.е. фраза воспринимается как единое целое). В качестве длительности актуального настоящего, группирующего звуки различного происхождения в единый паттерн, обычно принимается 0,5-1,5 секунды.

Звуки существуют во времени, и звуковая последовательность одномерна по своей природе. Аудио-дКВ можно считать устойчивой, если внимание скользит вдоль звукового потока, не увеличивая и не сокращая интервал актуального настоящего. Этому способствуют практики целенаправленного формирования и удержания в сознании различных звуковых фигур.

Усилия по переводу аудио-дКВ в фоновое восприятие по аналогии с визуальной дКВ приводят к неожиданному результату. Если визуальный фон воспринимается как «винегрет», составленный из не связанных между собой фрагментов зрительного поля, то звуковой фон, то, что находится между звуками — это время, точнее, промежуточное переживание между звуковой «первоматерией» и ходом времени.

Соматическая дКВ

Соматическая дКВ формируется по той же логике, что и визуальная — от менее дифференцированных восприятий к более дифференцированным. В качестве первичного малодифференцированного объекта внимания выбирается то неопределенное чувство теплоты, которое обнаруживает каждый человек, обративший внимание вглубь своего тела. От этого неопределенного переживания внимание перемещается к основным зонам тела — голове, груди, животу, рукам и ногам. Лучший результат получается, если фиксировать не сами ощущения, а различия в ощущениях разных зон тела. Как и в других видах дКВ, внимание не должно перемещаться от одной зоны к другой, а одновременно фиксировать ощущения всех зон сразу.

Следующий шаг — распространение внимания на более дробные зоны (пальцы, суставы, язык, печень и т.д.), после чего остается ввести в поле внимания все тактильные ощущения и соматическая дКВ сформирована. Ощущения, которые фиксируются вниманием, не должны соотноситься со зрительной схемой тела. Ощущения как бы «висят в пространстве» однородной массой.

Точно так же, как и при визуальной дКВ, внимание при соматической деконцентрации не может долго удержать множество отдельных точечных ощущений и срывается в общее переживание соматического фона. Это некое недифференцированное, разлитое по всему телу однородное ощущение. Соматический фон легко колеблется при изменении окружающей среды — новых звуках, появлении новых лиц и т.д.

Можно выделить по меньшей мере две составляющие в соматическом фоне: качественную (события окружающего и внутреннего мира отзываются в фоне различным качеством ощущений) и «энергетическую» (громкие или неожиданные звуки и другие стимулы разной природы, как правило, повышают общий тонус, действия практикующего могут его повышать или понижать). При соответствующей тренировке качественные колебания соматического фона могут служить индикатором слабых или скрытых стимулов (так, некоторые люди «спиной ощущают опасность») и средой развертывания различных смыслов. Фиксация энергетического фона позволяет осознанно повышать общий тонус организма и извлекать энергию из различных стимулов и изменений окружающей и внутренней среды.

Фон

Конечным итогом деконцентративных техник является выход на фоновые переживания различной модальной природы. Дальнейшее движение в этом направлении практики порождает другой класс состояний — переживание «не-форм» и «не-восприятий». Фон не фигуративен по определению. Это то, что находится между фигурами, окружает фигуры.

На первых шагах изучения дКВ его поддержание требует постоянных усилий, поскольку существует тенденция превращения однородного фона в фигуративное восприятие или фигуративную имагинацию. Внимание как функция стремится к выделению отдельных фигур, и прекращение такого выделения означает приостановку работы внимания.

Описание фона в языке, который по природе своей является орудием описания фигур, затруднительно по причине его континуального характера. Фон можно только назвать и противопоставить предметному восприятию, но обозначения операций с фоном не разработаны. Поэтому инструкции могут вывести восприятие за пределы фигуративности, обозначить операции над фоном метафорически, но дать столь подробные предписания действий с фоном и внутри фона, как это легко делается в отношении фигуративного мира, просто невозможно.

Использование дКВ-техник

Практическое использование дКВ-техник значительно шире, чем может показаться. Остановимся на двух примерах: на фри-дайвинге и конном спорте. Наталья Молчанова, тренер команды и чемпион мира по фри-дайвингу объясняет необходимость использования дКВ во фри-дайвинге следующим образом:

«При "пустом" сознании, или "остановке внутреннего диалога", возникающих при дКВ, легче осуществляется интеграция нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур с целью наилучшего восприятия значимого сигнала. Это позволяет быстрее реагировать на изменения ситуации при нырянии и адекватно реагировать...

При подъеме из глубины важно активно сканировать свое состояние, «собираться», так как иногда при всплытии вследствие стремительного падения напряжения кислорода в крови и развития острой гипоксии фридайвер «засыпает» — теряет сознание без каких-либо предварительных дискомфортных ощущений. Это возможно при врожденной или приобретенной благодаря адаптации к гипоксическим тренировкам низкой чувствительности к высокому содержанию углекислого газа в крови.

Одним из главных условий осознания стимула является его интенсивность. Сильный раздражитель (в данном случае гиперкапния) всегда проникает в сознание. Но у людей с высоким порогом активации хеморецепторов, посылающих импульсацию в дыхательный центр, сигнал о возобновлении дыхания остается неосознанным.

В этом случае при необходимости выявления слабых и скрытых признаков весьма результативной является соматическая дКВ с распределением внимания по всему объему тела и позволяющая тонко улавливать любые колебания соматического фона.

Совмещение аудио-дКВ, визуальной и соматической деконцентрации приводит к интеграции сигналов в коре головного мозга. Межсенсорное взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования "картины мира" и координации поведения организма.

Таким образом, происходит гармоничное взаимодействие ныряльщика с внешней средой и улавливаются малейшие колебания внутренней среды организма, а процессы принятия решений и исполнения осознаются минимально и протекают с незначительным контролем со стороны разума в темпе требований ситуации»1.

Другой пример — использование деконцентрации в конном спорте при подготовке спортсменов. Автор — С. Свифт — самостоятельно пришла к формулировке метода, позволяющего эффективно контролировать поведение лошади. Она назвала этот метод «мягкими глазами». Суммарно «мягкие глаза» описываются следующим образом:

«Чем большую область вы охватываете глазами, тем лучше чувствуете свою посадку».

«Основные принципы «мягких глаз»:

При езде широко раскройте глаза и активизируйте периферическое

зрение.

Продолжайте осознавать все находящееся в поле зрения.

Находите внутренний отклик тому, что вы видите глазами.

Результаты применения:

Увеличивается поле зрения.

Более остро сознается свое тело и тело лошади.

Уменьшается напряжение.

Движение вперед становится легче и свободнее»2.

Очевидно совпадение техник «мягких глаз», дКВ и результатов с начальными стадиями дКВ.

(1. Молчанова Н. Метод деконцентрации в психологической подготовке фридайвера. — www.webdive.ru

2. S. Swift. Centered ridging. St. Martin's Press, N.Y., 1985 (Русский перевод: С. Свифт. Как достичь)

Глава 6. Состояния внимания и циклы  


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.