Процедура проведения исследования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Процедура проведения исследования

2019-07-11 187
Процедура проведения исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса (POZ)

Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции "идти на поводу". Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкили директивиости (DIR)

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, се декларациям и постоянным напоминаниям о том, что "мать жертвует всем ради сына", полностью берет на себя ответствен-ность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки, окружающих от соответствия сына "эталону ребенка", исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы "не ударить в грязь лицом". Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности (HOS)

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях.

Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются - различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование "этикету" и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности (AUT)

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой "слепую" силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни.эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности (NED)

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций,как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчи-вая подозрительность.

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижени-ях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком при-держиваются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть "хорошим" отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытают-ся вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: "Как ты смеешь не соответствовать тому, чего ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека". Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отноше-нии к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодей-ствие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец "замечает" сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, "не хватает времени". Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О.них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто его просто раздра-жает, когда сын обращается к нему. По его мнению сын "сам должен все знать".

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости реакций на их поведение. Они практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие - подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет "промывать косточки", либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

При сравнении воспитательной практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях "ради блага" ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директив-ности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от характеристики враждебности отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов - это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической "слепой" власти, не терпящей потворствования. однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех

и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречи-вым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов - доверчивость и конформизм.

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который' сам по себе мало чтоможет.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности - с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать на-ходится как бы "на побегушках" и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они "всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом".

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозри-тельное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его со-стояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходитель-ные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стилей, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением последнего. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осозна-нием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа "твер-дой мужской руки", готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и,

в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, приня-тыми в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отноше-ния к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон "идеального ребенка" и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень. напряженности, нервозности и нестабильности последней.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерст-во, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолют-но все равно, что происходит вокруг, его действия, зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний - максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики ма-терей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитив-ном интересе, психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исклю-чает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основа-на исключительно на амбициозных пpeтeнзияx к влaсти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов, наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмо-циональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабоволь-ная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследо-вательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием - у матерей.

У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблема делинквентного поведения - одна из самых актуальных в психоло-гии и психопатологии подросткового возраста. Словарь Вебстера (1963) определяет делинквентность как "провинность" или как "психологическую тенденцию к пра-вонарушению". Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными расцениваются и такие характерис-тики поведения, как лживость, прогулы школы, драчливость, крайнее непослуша-

ние, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и живот-ным, дерзость и сквернословие.

Обобщая теоретический и практический опыт работы с делинквентными подростками, А.Е. Личко* дает следующее определение: "Под делинквентным поведе-нием подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от латинского delinquo -совершать проступок, провиниться), отличающихся от крими-нала, т.е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений". По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья. В связи с этим представляется целесообразным сравнить воспитательное воздействие родителей на подростков с делинквентным поведением и на социально адаптированных подростков при помощи опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним". Для подростков с делинквентным поведением характерно разнородное воспитательное воздействие со стороны родителей. Данным контингентом подростков отмечаются значимые различия оценки воспитательного взаимодействия матери и отца по такому фактору, как "враждебность", а также меньшую степень выраженности "позитивного интереса" со стороны отца по сравнению с матерью. У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная тактика как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному из определяемых факторов. Обращает на себя внимание тот факт, что дезадаптированным подросткам вообще характерно более эмоциональное отношение к своим родителям, так как все факторы указываются ими в большей степени, чем социально адаптированными подростками.

* - А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л: Медицина, 1983 - 256 стр.

 

Шкала позитивного интереса

Делинквентные подростки описывают "позитивный интерес" матерей как доверчивость, основанную на уверенности в правильности линии своего воспита-тельного воздействия, в отличие от социально адаптированнных, которые делают акцент больше на отсутствии упрямства, негативизма и тенденции к властности. Отец же с "позитивным интересом" для мальчиков-подростков с делинквентным поведением должен быть, по мнению сыновей, прежде всего покровителем, который, однако, не прочь при этом воспользоваться своей властью и силой "во благо ребенка", в то же время испытывая зависимость от взаимоотношений с ним. В отличие от "позитивного интереса" у подростков в норме, где оно основано прежде всего на отсутствии грубого обращения, полном доверии и твердости позиции в отношении себя.

Шкала директивности

При "директивности" матерей у делинквентных подростков в описании длиной характеристики более рельефно выступают такие малоадаптивные характери-стики, как непримиримость и деспотичность. У отцов же директивность в отношениях основана в первую очередь на агрессивной непримиримости и деспотичном стремлении к полной власти.

Шкала враждебности

Эмоциональное отвержение матерями оценивается сыновьями с делинквент-ным поведением как послушность, пассивная подчиняемость, потворствование жесткой воле отцов в отношениях с детьми и даже с ними самими, тогда как в норме у подростков враждебность матери характеризуется собственно агрессив-ностью, властностью и негативизмом. При описании "враждебности" отцов деза-даптированные подростки на первое место ставят их самоуверенность, тенденцию к признанию другими своей исключительности, на фоне подавления других.

Шкала автономности

Автономность матерей делинквентные подростки рассматривают как снисхо-дительное потворствование лидера, в отличие от безразличности лидера в описа-нии адаптированных подростков. У отцов же как адаптированных, так и дезадапти-рованных мальчиков автономность выражается в равнодушном отношении к ребен-ку. Только у делинквентных подростков это выражается в политике потворствова-ния, соглашательства, а у социально адаптированных - в отстраненности, нежела-нии вникать в проблемы подростка и как-либо взаимодействовать с ним. Однако в обоих случаях нарушения со стороны детей такого типа взаимоотношений довольно жестко караются и осуждаются отцами.

Шкала непоследовательности

При непоследовательности воспитательных мер у матерей подростков с делинквентным поведением превалирует субмиссивность, переходящая в жесткую линию руководства, тогда как здоровые мальчики считают, что на первый план выступает тенденция к власти в сочетании с различными видами потворствования. Непоследовательность отцов в отношениях с делинквентными сыновьями основана на истериоформных тенденциях, стремлении всегда и всем угождать,

Уместным представляется рассмотреть взаимосвязь патохарактерологичес-ких и психологических особенностей подростков, отличающихся делинквентным поведением, с различной воспитатель' ной практикой их родителей посредством сопоставления результатов исследования с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО)* и ADOR. Эти данные отражают опыт психоди-агностической и психокоррекционной работы одного из авторов с подростками-мальчиками, отличавшимися делинквентным поведением.

* - Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. Патохарактеропогический диагностический опросчик для подростков. СПб., 1992. - 38 с.

 

Шкала позитивного интереса

Наблюдается значительно большее влияние на формирование психологичес-ких особенностей подростка его психологическое принятие со стороны отца, чем со стороны матери. При этом выявляется парадоксальная картина. "Позитивный интерес" отца к сыну приводит к высокой вероятности социальной дезадаптации, повышенной реакции эмансипации, психологической склонности к алкоголизации, то “есть резко снижается общий уровень социальной адаптации последнего. Мать же оказывает противоположное воздействие: ее психологическое принятие отрицательно связано с агрессивностью и нонконформизмом сына.

И последнее, "позитивный интерес" отца положительно сказывается на формировании гипертимного типа акцентуации характера у сына.

Шкала директивности

Авторитарно-подчиненные отношения между отцом и ребенком положительно связаны с формированием шизоидного типа акцентуации характера, тогда как те же взаимоотношения матери с сыном отрицательно воздействуют на формиро-вание гипертимного типа акцентуации характера.

Хотя "директивность" отца отрицательно влияет на психический инфантилизм и психологическую склонность к алкоголизации, тем не менее выявляются положи-тельные связи с фактором риска патологических нарушений поведения, вероят-ности формирования психопатии и повышенной реакции эмансипации у мальчиков.

Шкала враждебности

Враждебное отношение к ребенку со стороны родителей оказывает влияние на самое большое количество параметров, причем аналогично "позитивной" и "директивной" воспитательной практике, взаимоотношения отца с сыном наиболее значимы для последнего. Эмоциональное отвержение со стороны родителей способствует формированию гипертимного типа акцентуации характера, отвержение только со стороны отца отрицательно связано с эпилептоидным типом акцен-туации характера, а со стороны матери - с шизоидным типом акцентуации характера. Обращает на себя внимание тот факт, что один и тот же параметр "фактор риска патологических нарушений поведения" различно связан с "враждебным" отношением родителей к детям: если отвергается матерью, то это способствует формированию факторов риска патологических нарушений поведения, если же эмоциональное отвержение отцом - то вероятность возникновения факторов риска патологических нарушений уменьшается. Вообще, нарушенные отношения отца с сыном уменьшают патологическую склонность к алкоголизации, снижают вероятность социальной дезадаптации, а также снижают вероятность формирования психопатии. То есть "враждебные" отношения отцов с подростками, отличающимися делинквентным поведением, способствуют повыше-нию социальной адаптации. Возможно данное, кажущееся парадоксальным, обсто-ятельство можно объяснить выраженной дезадаптацией, повышенной "конфликт-ностью" самих "враждебных" отцов, неспособность их дать положительный жизненный пример своим сыновьям, активным, но не всегда осознанным неприятием последними жизненного стиля отца. Тем не менее, выражение нарушенные взаимоотношения, вплоть до эмоционального отвержения родителями собственных детей приводят к психологической склонности к делинквентности.

Шкала автономности

При параллельном, автономном существовании членов семьи наблюдается положительная связь с высокой вероятностью социальной дезадаптации и психологической склонностью к алкоголизации у сыновей, а также оказывается существенным в становлении у них шизоидного типа акцентуации характера. При автономии отца меньше вероятность формирования гипертимного типа акцентуации характера у подростков, отличающихся делинквентным поведением.

Шкала непоследовательности

При непоследовательном воспитательном воздействии родителей выявляется положительная связь с формированием шизоидного типа акцентуации характера у подростков с делинквентным поведением, а с эпилептоидным типом акцентуации характера - отрицательная связь.

Высокая амплитуда колебаний взаимоотношений между членами семьи от психологического принятия до эмоционального отвержения приводит к психическому инфантилизму мальчиков, а подобные отношения только с матерью - к психологической склонности к алкоголизации. Неустойчивость отношений отца с сыном уменьшает у последнего вероятность социальной дезадаптации и снижает реакцию эмансипации.

Таким образом, отец оказывает гораздо, большее влияние на становление личности подростка с делинквентным поведением, чем мать. Тогда как у социально адаптированных подростков наблюдается противоположная картина - превалирует воспитательный потенциал матери. И если существенной разницы вклада в воспитание ребенка со стороны отца не обнаруживается, то разница между матерями огромная: воспитательное воздействие с ее стороны на сына со сниженной, вплоть до нарушения социальной адаптацией меньше, примерно в 4 раза (по суммарной информативности), чем у социально адаптированных подростков. Тем не менее, доминирующее положение в обеих группках занимает "враждебное" отношение матери к ребенку, то есть эмоциональное отвержение в семье является наиболее значимым при формировании характера и психологических особенностей в подростковом возрасте. А вот со стороны отца у подростков с делинквентным поведением на первый план выступает "позитивный интерес", который, как уже отмечалось ранее приводит к негативным тенденциям в развитии сыновей, так как они формируются по образу и подобию”своих дезадаптирован-ных, дезорганизованных отцов. Следовательно, можно предполагать, что психологическое принятие отцом делинквентности подростков приводит к искажению соци-альной идентификации, асоциальному поведению, дезадаптированности послед-них. При эмоциональном же отвержении отцом сына эти тенденции ослабевают.

Шкала позитивного интереса

Сравнение оценок по шкале "позитивного интереса" не обнаруживает каких-либо существенных различий, разве что только между нормативной выборкой и подростками-невротиками в оценках матерей, где больные неврозами подростки (мальчики и девочки) в большей степени указывают на невыраженность этого пока-зателя. Однако, если взглянуть на это со стороны специфики восприятия этих об-разов в норме и при неврозах, то прежде всего в глаза бросается тот факт, что со-держательно образ "позитивной матери" у подростков с неврозами резко отличает-ся от аналогичного образа у адаптированных подростков. Оба эти образа очень ярки, но в то же время, абсолютно различны в плане психологических проявлений.

Так, дети, больные неврозами, наделяют своих матерей собственными противоречиями, то есть мать кротка и в то же время самоуверенна, послушна и непримирима и т. д., тогда как здоровые подростки оценивают их "позитивный интерес" по степени проявления власти и критического отношения к детям. Образы отцов по этому параметру относительно сходны.

Шкала директивности

По шкале "директивности" наибольшие различия обнаруживаются в оценках отцов, где больные неврозами отмечают выраженность данного фактора по сравнению с оценками социально, адаптированных подростков. Однако практичес-кое отсутствие отличий по данной шкале у матерей легко объясняется все той же разницей в восприятии этой характеристики, то есть в отношении матерей социально-психологические характеристики, приписываемые им подростками с неврозами, негативны.

Шкала враждебности

При сравнительной характеристике оценок в группах социально адаптирован-ных подростков и подростков с неврозами обращают на себя внимание различия в оценках матери и отца по шкале "враждебности", причем в группе подростков с неврозами матери не характеризуются этим качеством, в отличие от отцов, которые в описаниях имеют тенденцию к "враждебности" (больше выражено у подростков с неврозами). Следует также отметить, что больные неврозами несколько иначе, чем здоровые описывают образ собственно "враждебной" матери. В понимании подростков с неврозами "враждебная" мать склонна к потворствова-нию, пассивности по отношению к личностным проблемам ребенка, в ее образе отсутствуют проявления властности.

Шкала автономности

В плане же "автономности" особых различий в выборках не обнаружено. Есть некоторая тенденция к снижению балльных оценок в характеристике отцов подростков, больных неврозами.

В целом же, получив характерное соотношение профилей матери -и отца по ADORy - достаточно рельефный профиль отца (высокая "директивность" и "враждебность" на фоне низкой "автономности") и малодифференцированный образ матери (с преимущественной ориентировкой на заниженные оценки по всем шкалам), следует иметь в виду отмеченные выше различия в понимании и восприятии характеристик ADORa у подростков в норме и больных неврозами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Область применения опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR) достаточно широка. Это диагностика отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их взаимоотношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная), а также на уровне "мать - ребенок". Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.

Ценные диагностические данные получаются и в случаях решения самых различных воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.

В последнем случае результаты данной методики вместе с результатами других психодиагностических методик могут служить основой для понимания психогенеза заболевания, а следовательно "мишенями" для психологической коррекции, включая семейную психотерапию.

Другой, не менее важной задачей использования ADORa, может стать необходимость понимания причин и механизмов школьных затруднений у детей и подростков, в результате которых выявляется изменение отношения к обучению, повышенная раздражительность, вспыльчивость, драчливость и др., следствием чего являются нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и учителями.

Опроснику всегда должна предшествовать предварительная беседа с подростками, в результате которой выясняются основные данные о его семье и о его роли и положении в ней. ADOR редко используют в качестве первого, изолированного от других теста. Однако, он имеет огромное значение в комплексе других психологических методов при психологической диагностике подростков. При интерпретации ADORa представляется крайне важным отметить, что большое значение имеют не только показатели по отдельным Шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но и подробный, содержательный характер ответов на конкретные утверждения опросника. Например, если подросток хотя бы частично не согласен с утверждением №43: "Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит моя мать (отец)", то это указывает на выраженный конфликт между ребенком и родителями и может служить отправной точкой для целенаправленной психокоррекционной работы с этой семьей. В этом смысле ADOR служит основной базой для постановки вопросов, непосредственно касающихся семьи и семейных отношений. Так, можно совершенно безболезненно и деонтологично, опираясь на результаты тестирования, завести разговор с родителями, затрагивающий область вероятных конфликтов и напряженности в конкретной семье. Следовательно, опросник ADOR может существенно помочь в формировании культуры взаимоотношений в семье, поскольку родители будут реально видеть недостатки своего воспитания, а также оценивать эффективность смены стиля воспитания на модели изменения поведения детей и общего климата в семье.

Таким образом, ADOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Родители, зная реальную оценку их подростком, на разных этапах развития последнего, могут более реалистично и адекватно его воспринимать и реагировать на все нюансы поведения, не создавая при этом психотравмирующую обстановку в семье. Последнее обстоятельство особенно важно подчеркнуть в связи с первичной профилактикой невротических и неврозоподобных расстройств, реакций декомпенсации при патохарактерологических личностных нарушениях не только у подростков, но и у самих родителей. В данном случае применение психодиагностических приемов типа описанной методики несомненно отвечает задаче комплексного медико-психолого-педагогического прогноза аномального развития или предболезниг, а в случаях пограничных нервнопсихических расст-ройств - определенно адекватных мишеней для психотерапии и более широкой психолого-педагогической коррекции.

Приложение 1

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ

К опроснику ADOR – отец

Фамилия ____________ Имя ____________ Отчество ___________________

Возраст _____________ Дата обследования ___________________________

 

<
№№ утвер-жде-ний Начис. баллы №№ утвер-жде-ний Начис. баллы №№ утвер-жде-ний Начис. баллы №№ утвер-жде-ний Начи.с баллы №№ утвер-жде-ний Начис. баллы
1   2   3   4   5  

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.