Библиотечно-информационная деятельность — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Библиотечно-информационная деятельность

2019-07-11 104
Библиотечно-информационная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Квалификация (степень) выпускника

«БАКАЛАВР»

(очная и заочная формы обучения)

 

Форма обучения: очная

Курсы 1-2 семестры 2-3

Общая трудоемкость по рабочему учебному плану: 4 зач.ед (144 ч.)

Обязательная аудиторная нагрузка /СРС:: 72 ч./ 72 ч.

Виды контроля: зачет (3 семестр)

 

Форма обучения: заочная

Курсы 1-2 семестры 2-3

Общая трудоемкость по рабочему учебному плану: 4 зач.ед (144 ч.)

Обязательная аудиторная нагрузка/СРС: 56,3 ч./87,7 ч.

Виды контроля: зачет (3 семестр)

 

Волгоград, 2017

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность (основная), квалификация (степень) «Бакалавр», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 года № 1001.

Составитель рабочей программы Тинина З.П. – канд. ист. наук, профессор кафедры философии, истории, теории искусств и культуры”

 

Рецензент: Литвинова И.Н. канд ист. наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики института философии, истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВО «ВолГУ».

Рабочая программа принята на заседании учебно-методического совета ГОБУК ВО “ВГИИК”

(протокол № 10 от «02» июня 2017 г.)

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВО “ВГИИК” (протокол № 10 от «15» мая 2017 г.)

Зав. кафедрой__________________ /В.Х. Разаков/

 

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета социально-культурной деятельности ГОБУК ВО “ВГИИК”

«__» __________ 2017 г. _______________ /О.Ю. Котельникова/

Заведующая научной библиотекой ГОБУК ВО “ВГИИК”

«__» ___________ 2017 г. ___________ /С.Л. Соляник/

 

Оценочные материалы согласованы

с Волгоградским областным центром народного художественного творчества

директор ___________________/Г.П. Стусенко/ «__» 2017 г.

                    Подпись

МП

 

Оглавление

I. Пояснительная записка.

I.1.Цель и задачи освоения дисциплины

I.2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

II. Компетентностный план дисциплины

II.1. Вид профессиональной деятельности, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.

II.2. Проектируемые результаты освоения дисциплины

III. Содержание и объём дисциплины

III.1. Объём дисциплины и трудоёмкость видов учебных занятий

III.2. Содержание разделов и тем

III.3. Учебно-тематический план (структура дисциплины)

IV. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

IV.1. Перечень учебной литературы (основной, дополнительной, электронных образовательных ресурсов)

IV.2. Методические указания по освоению дисциплины

V. Образовательные технологии

VI. Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

VII.Программное обеспечение дисциплины

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

IX. Приложения

 

I. Пояснительная записка

I.1. Цель освоения дисциплины: обеспечение обучающегося знаниями по проблемам религиоведения и религиозной культуры народов мира, а также формирование комплексного представления о культурно-религиозном своеобразии народов мира и России.

Задачи освоения дисциплины:

 - сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях религиозных культур народов мира и России;

- показать обучающемуся место религиозной культуры, её традиций и обрядности в мировой цивилизации;

- актуализировать внимание на тенденциях современных религиозных движений (фундаментализм, модернизм);

- представить обучающемуся социокультурные аспекты межконфессионального диалога на современном этапе;

- осуществить воспитание нравственности, морали, толерантности с помощью обретённых обучающимся знаний по религиоведению;

- развить понимание многообразия религиозных культур в их взаимодействии, много вариантности религиозных конфессий, течений и школ;

- развить способность к работе с разноплановыми источниками, в эффективном поиске информации и критике источников;

- развить навыки аналитики: способность на основе религиоведческих знаний и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности;

- развить творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к мировому и отечественному культурно-религиозному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

I.2. Место дисциплины «Религиоведение» в структуре ООП ВО

Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для её освоения необходимы знания отечественной истории, истории мировой цивилизации, истории края, этнокультурные и религиозные особенности региона и мира в целом, культурологии, истории философии, философии. Курс призван активизировать интерес у обучающегося к комплексному представлению о культурно-религиозном своеобразии человеческой цивилизации в целом и месте культурно-религиозного своеобразия России в ней. Особенности предполагаемого курса ориентированы на формирование систематизированных знаний об основных закономерностях культурно-религиозного процесса и о месте России в этом процессе. Курс ориентирован также на выработку навыков у обучающегося в получении и обобщении научно-публицистической информации о религиозном своеобразии народов, на понимание сути гражданственности и патриотизма в области отношения к религиозному своеобразию своего Отечества, в стремлении обучающегося своими действиями служить национальным интересам России.

II. Компетентностный план дисциплины

II.1. Вид профессиональной деятельности, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

Формируемые концепции Содержание

Общекультурные концепции

ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; ОК-5 Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы. ОК-7 Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

III.2. Содержание разделов и тем (Модуль 1)

Модуль 1

Раздел1. Предмет религиоведения, истоки, формы религиозных культур, роль и функции религии. Национальные религии:

Модуль 2

I семестр (модуль 1)

1 Тема 1. Религия как феномен культуры. 11 3 2   6 Лекция-презентация. Групповое обсуждение 2 Тема 2. Языческие формы автохтонных религий. 11 3 2   6 Лекция. Семинар - опрос 3 Тема 3. Религиозная культура Древнего Египта и античной цивилизации. 12 4 2   6 Лекция. Групповое обсуждение 4 Тема 4. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян. 12 4 2   6 Лекция. Семинар-опрос 5 Тема 5. История и культура национальных религий Индии, Китая, Японии. 13 4 3   6 Лекция. Семинар-опрос 6 Тема 6. Иудаизм как религиозная культура одного народа. 13 4 3   6 Лекция. Дискуссия   Всего: 72 22 14   36  

II семестр (модуль 2)

1 Тема 1. Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России. 11 3 2   6 Лекция. Диалог или групповое обсуждение 2 Тема 2. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. 11 3 2   6 Лекция-дискуссия. Эвристическая беседа 3 Тема 3. История православной культуры России по византийскому образцу в исторической ретроспективе. 12 4 2   6 Лекция-презентация. Групповое обсуждение 4 Тема 4. Особенности протестантской культуры Европы и России. 12 4 2   6 Лекция-дискуссия. Семинар-опрос. 5 Тема 5. Столпы, школы и правовые основы исламской культуры. 12 4 2   6 Изложение материала с приёмами показа. Дискуссия 6 Тема 6. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Экуменическое движение. 14 4 4   6 Лекция-дискуссия. Доклады.

 

Всего: 72 22 14   36   Итого: 144 44 28   72  

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ раздела. тема Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение К-во часов Форма контроля

Модуль 1.

Тема 1. 1. Проблемы историографии об истоках религиозной культуры. 2. Формы духовной культуры. 3. Религия как одна из областей науки. 4. Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека». 5. Социальные функции религии. Религия и искусство. 6 Наблюдение за информационной активностью в процессе диалога или группового обсуждения
Тема 2. 1. Самобытность и оригинальность древних африканских религий. 2. Идеалы религиозной культуры майя. 3. Особенности религиозной культуры ацтеков. 4. Культурная самобытность островов Океании. 5. Система мифов и образ жизни австралийских племён. 6 Оценка выступлений на семинаре
Тема 3. 1. Божественное представление египтян о земной жизни. 2. Боги Древнего Египта. 3. Культы, обряды и праздники Месопотамии. 4. Духовная культура Древней Греции. 5. Духовная культура Древнего Рима. 6 Наблюдение за информационной активностью в процессе диалога или группового обсуждения
Тема 4. 1. Религиозные учения кельтов. Религиозные предпосылки бесстрашия кельтов и их презрения смерти. 2. Религиозные ритуалы и магические коллективные обряды у древних германцев. 3. Исторические предпосылки особенностей религиозной культуры и этимологии древних славян. Их особое обожествление земли. 4. Имена, уровни и функции славянских божеств. 5. Культ предков у древних славян. 6 Оценка выступлений на семинаре  
Тема 5. 1. Ведическая религиозная культура, как основа национальных религий Индии. 2. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства. Джайнизм как политеистическая религия Индии. Индуизм, его направления, течения. Сикхизм, как самая молодая национальная религия Индии. 3. Даосизм как важная категория китайской философии и культуры. 4. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства 5. Традиции и обрядность японской религии Синто. 6 Оценка выступлений на семинаре
Тема 6. 1. Истоки иудаизма. 2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма. 3. Талмуд и его история создания. 4. Религиозная практика иудаизма и современность. 6 Подведение итогов дискуссии. Оценка докладов.
  Всего 36  

Модуль 2.

Тема 1. 1. Общая характеристика буддизма как самой древней из мировых религий. 2. Главные этико-философские идеи в учениях Будды. 3. Условия жизнедеятельности монахов и последователей буддизма на основе системы запретов, канонических и неканонических книг. Суть космологии и мифологии буддизма. 4. Особенности тибето-монгольского буддизма. 5. Тибетский буддизм в России. 6 Наблюдение за информационной активностью в процессе диалога или группового обсуждения
Тема 2. 1. Причины и предпосылки возникновения христианства. Константин I (Миланский эдикт). Особенности утверждения западноевропейского типа городской культуры (образование, искусство, инквизиция, Реформации). 2. Роль института монашества в развитии врачевания, фармацевтики, астрономических знаний (церковный календарь), математических наук, художественного творчества и театрального дела. 3. История решения вопросов внутри церковной жизни и Символа веры на первых 7-ми Вселенских соборах. 4. История автокефального движения православного мира. 5. Иконопочитание, почитание мощей, традиции и обрядность христианских праздников в католическом и православном мире. 6 Подведение итогов дискуссии.   Подведение итогов эвристической беседы.  
Тема 3. 1. Причины и предпосылки крещения Руси Владимиром Красное Солнышко по византийскому образцу. 2. История распространения и принятия христианства на Руси (I-XII века). 3. Русская православная церковь в эпоху монголо-татарского ига. 4. Религиозная индифферентность монголов к русскому духовенству и её значение в формировании единой Московской Руси. 5. Отношения государства и православной церкви в России в исторической ретроспективе. 6 Наблюдение за информационной активностью в процессе диалога или группового обсуждения.   Проверка эссе
Тема 4. 1. Причины и предпосылки протестантского движения в Европе. 2. Лютеранское движение и его основная идея по Аугсбургскому религиозному миру1555 г. История лютеранского движения в России. Суть концепции Мартина Лютера «Оправдание одной верой». 3. История, культовая практика Англиканской церкви. 4. Кальвинизм и Цвинглианство. История движений и учения. 5. Морганатические секты второй половины XIX – начала XX веков. 6 Подведение итогов дискуссии.   Оценка выступлений на семинаре
Тема 5. 1. Причины и предпосылки рождения и формирования ислама. 2. Своеобразие религиозной системы ислама, отмеченные востоковедами. Структура и сущность священных книг ислама. 3. Религиозная практика ислама (5 основных столпов веры). Его Нравственно-правовые основы. 4. Особенности института церкви и духовенства ислама. Крупные течения ислама (суфизм, суннизм, шиизм). 5. Ислам в России: история распространения, взаимоотношения с государством, современное состояние ислама в России.    6 Подведение итогов дискуссии.   Оценка рецензий на работы авторов.   Проверка понятийного диктанта.    
Тема 6. 1. «Религиозная ситуация» в понимании учёных-религиоведов. Особенности «Религиозной ситуации» на современном этапе в мире. 2. Суть противоречивости положения религии в современном мировом сообществе. Главные силы воздействия на положение религии. Конец процесса секуляризации общественной жизни. 3. Российская Федерация – одна из крупнейших в мире поли конфессиональных государств. 4. История и современность фундаментализма и модернизма. 5. Перспективы развития экуменического движения на современном этапе. 6 Подведение итогов дискуссии.   Оценка докладов.   Проверка тестирования.   Проверка эссе  
  Всего: 36  
  Итого: 72  

Лабораторные работы – не предусмотрены

Курсовой проект (курсовая работа) – не предусмотрен

 

IV. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

IV.1. Перечень учебной литературы (основной, дополнительной, электронных образовательных ресурсов)

Основная литература:

1. Булычёв Ю.Ю. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIX века: Учебник. – Спб.: - Знание, ИВЭСЭП. – 2006. – 438 с.

2. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Учебник. – М.: СПб. Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006.

3. Тинина З.П., Устинкин Д.Н. Мировые религии: Уч. метод. пособие. – Волгоград: - Волгоградское научное издательство, 2009. - 198с.; 2-е изд., перераб., 2015. – 221 с.

4. Тинина З.П. Традиции и обрядность духовной культуры народов мира. Учебное пособие /Гриф Министерства культуры РФ, рекомендовано ФГОУ ВПО МГУКИ для студентов по направлению «Социально-культурная деятельность». – Волгоград: Волгоградское научное издательство. - 2011. – 218 с., 31 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Молчанова Н.В. Духовный мир личности как фактор социокультурного регулирования //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 36 – 39.

2. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви /Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: изд. ВолГУ, 2003.

3. Русская Православная Церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье /Рук. темы З.П. Тинина; отв. ред. О.А. Прохватилова. Изд. осуществлено при поддержке РГНФ, Волгоградской областной администрации и ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2003.

4. Семёнов А.И. Функции феномена духовности //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 64 – 65.

5. Тинина З.П. История и современность православного образования и просвещения на Нижней Волге //Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия. Материалы IV Международного научного конгресса. Г. Волгоград, 9 – 11 апреля 2008 года. Волгоград, 2008. С. 22 – 31.

6. Тинина З.П. Библейский сюжет «Поклонение волхвов» в искусстве Проторенессанса и Ренессанса //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 166 – 174.

7. Тинина З.П. История и символика одежды православного духовенства //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 175 – 195.

8. Фомин А.А. Российское христианство: экскурс в историю //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий. / Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 196 – 200.

9. Чекалина Н.Е. Конституирование духовности: миф или реальность? //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 90 – 94.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети:

1. Тинина З.П. Особенности национальных религиозных культур народов мира: Уч. пос.: - Электронная версия с презентацией. - диск: ГОБУК ВО ВГИИК. – 2012. – 48 с.; 2189 кб.

2. Тинина З.П. Три учебных лекции по мировым религиям: - Электронная версия. - диск: ГОБУК ВО ВГИИК. – 2012. – 81 с.; 640 кб.

3. Тинина З.П. Особенности древних религиозных культур народов мира: Уч. пос.: - Электронная версия с презентацией. - диск: ГОБУК ВО ВГИИК. – 2012. – 48 с.; 26113 кб.

4. Тинина З.П. Религиозная культура народов мира: Полезные советы: (Электронный ресурс), режим доступа: http://вгиик.рф/index.php/ru/studentu/69-studentu 

5. Эриашвили Н.Д. Религиоведение: Учебное пособие. (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164374.

6. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. Монография (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.portal.gersen.ru/component/option. Социология, политология, религиоведение/РГПУ им. А.И. Герцена.

7. Учебник: Религиоведение онлайн (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.bugabooks.com/book/164-religiovedenie.html.

IV.2. Методические указания по освоению дисциплины

Подготовка доклада.

Модуль 2

Модуль 1.

2. Наглядная образность и эмоциональность религиозного сознания (образы созерцания, представления, переживания).

3. Свойства и виды религиозных отношений.

4. Соотношение религии и культуры в историографии.

5. Функции и роль религии в человеческом обществе.

6. Проблемы происхождения религии в историографии.

7. Возникновение, эволюция, основные направления Индуизма.

8. Особенности философских воззрений и Реформация Индуизма.

9. Индуизм в политической жизни современной Индии.

10. Возникновение, вероучение, ритуалы, предписания Джайнизма.

11. Истоки Сикхизма и особенности его учения о Боге.

12. Сикхский фактор в общественно-политической жизни Индии.

13. Становление и особенности Парсизма в Индии.

14. Сущность этико-философского учения Конфуцианства в Китае.

15. История, эволюция и философские воззрения Даосизма.

16. Формирование, синкретизация и тэноизм Синто в Японии.

17. История, священные книги и основные направления Иудаизма.

Модуль 2.

1. Возникновение, основные идеи и направления буддизма.

2. История Ламаизма на Тибете, Монголии и России.

3. Предпосылки, история и общественно-исторические условия распространения христианства до падения Рима в 476 г.

4. О проблемах становления христианской догматики.

5. Особенности процесса автокефалии христианских церквей в исторической ретроспекции.

6. Особенности формирования Православной конфессии.

7. История принятия христианства Киевской Руси.

8. Идеи Реформ патриарха Никона и причины раскола Русской Церкви.

9. Церковная реформа Петра I и новые общественно-исторические условия православной церкви в России.

10. Особенности Православного и Католического вероучения и культа.

11. История возникновения, общее и особенное в вероучениях, организации и культе Протестантизма.

12. Возникновение, вероучение и основные направления в Исламе.

13. История ислама в России.

14. О сущности философии хинаяны, махаяны и ваджраяны.

15. История развития и направления православной философии.

16. Основные аспекты учения Фомы Аквинского, как одного из влиятельных представителей философии католицизма.

17. Учения неоавгустинистских школ в католической философии.

18. Философско-теологическая интерпретация природы и социальный идеал П. Тейяр де Шардена.

19. Протестантская философия и теология эпохи Возрождения.

20. Сущность фундаментализма и модернизма в религиозной культуре.

21. Сущность мусульманской теологии калам.

22. Особенности учений мусульманских школ и направлений.

· Список работ, предназначенных для рецензирования.

Модуль 1.

1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

2. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994;

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

5. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000.

6. Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991.

7. Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998.

Модуль 2.

1. Тинина З.П. Политическая культура государственно-церковных отношений на Нижней Волге. Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2008. – 350 с.

2. Тинина З.П. Самодержавие и русская православная церковь в первой четверти XIX в. Монография. Волгоград, 1999. – 280 с.

3. Тинина З.П. Библейское движение в Европе, России и на Нижней Волге (дополнено и переработано) //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий. / Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2004. Вып. 1. С. 100–123.

4. Тинина З.П. История и современность православного образования и просвещения на Нижней Волге //Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия. Материалы IV Международного научного конгресса. Г. Волгоград, 9 – 11 апреля 2008 года. Волгоград, 2008. С. 22 – 31.

5. Тинина З.П. Библейский сюжет «Поклонение волхвов» в искусстве Проторенессанса и Ренессанса //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 166 – 174.

6. Тинина З.П. История и символика одежды православного духовенства //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 175 – 195.

· Темы для ЭССЭ.

1. Как я отношусь к атеизму.

2. Согласен ли я с теми, кто считает идею Бога опасной социальной иллюзией.

3. Нужны ли верующему человеку церковь, мечеть, молельный дом?

4. Какая религия мне близка и почему?

5. Согласен ли я с утверждением, что все религии исповедуют одно и то же?

6. Почему в современной жизни так популярны магия и мистика?

7. Может ли современный ученый быть глубоко верующим человеком?

8. Какие знаменитые ученые были верующими людьми и как их религия помогала им в научной работе?

9. Религиозные праздники и их роль в жизни современного общества.

10. Как влияет религия на исторические события?

11. Какие евангельские сюжеты используются в русской классической литературе и каким образом?

12. Какие библейские сюжеты используются в мировом искусстве и каким образом?

13. Коранические мотивы в мировом искусстве.

14. Как я отношусь к религиозному принципу о непротивлении злу насилием.

15. Должны ли религиозные курсы входить в школьную программу?

16. Как я понимаю религиозную терпимость.

17. Как я понимаю слова Иисуса Христа «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».

18. Как можно ребенку объяснить религиозные истины?

19. Как я отношусь к современным сектам.

20. Религия в моей семье.

21. Какой, по моему мнению, является роль церкви в современной жизни России?

22. Какова была роль православия в истории России?

23. Почему я интересуюсь восточными религиозными учениями.

24. Способствует ли религия прогрессу человечества или наоборот? 

· Тест по древним и национальным религиям (Модуль 1):

1. Какие вы знаете самые древние формы религиозных верований (перечислите)?

_____________________________________________________________________________________

2. Назовите основные компоненты религии. _______________________________________________

3. В образе, какой птицы почитался бог неба Гор в Древнем Египте?

А. Сокола

Б. Ибиса

В. Орла

4. Какой из богов Древнего Египта был покровителем искусств и ремёсел?

А. Пта

Б. Атум

В. Ра

Г. Тот

5. С чем связано учение о душе и загробном мире в религии Древнего Египта?

А. С представление о живом фараоне как о боге неба Гора

Б. С представлением об умершем фараоне как о постоянно воскресающем боге Осирисе

В. С представлением о фараоне, олицетворяющем двух богов – Осириса и Гора.

6. Назовите три составные части, которые остаются жить после смерти человека по представлениям древних египтян эпохи Древнего царства. _________________________________________________

7. Что является атрибутом богини справедливости Маат?

А. Перо Павлина

Б. Перо Страуса

В. Пёрышко Колибри

8. Как переводится на русский язык имя Аменхотепа IV Эхнатон?

А. Амон доволен

Б. Угодно Атону

В. Таинственный, скрытый

9. Какое имя носила аккадская богиня плодородия, любви, войны и распри.

А. Бэлом

Б. Инанна

В. Иштар

10. Что стало основой религиозного учения Зороастризма?

А. Почитание древних божеств дэвов, связанных с силами природы

Б. Религиозный дуализм – противостояние добра и зла

В. Учение о божьем суде

11. Какой из древних иранских богов является покровителем земледелия и домашних животных?

А. Ахура-Мазда (Ормузд)

Б. Анхра-Майнью (Ариман)

В. Митра

12. Что принципиально нового внёс Зороастризм в представления религий древних цивилизаций?

А. Учение о божьем суде

Б. Учение о религиозном дуализме

В. Учение о свободе воли человека, который сам выбирает линию своего поведения на стороне добра или зла

13. В чьём произведении подробно описывается греческий пантеон богов, и как оно называется?

А. Поэта Гесиода «Теогония»

Б. Поэта Гомера «Одиссея»

В. Поэта Эсхила «Орестея»

14. Кто был отцом мифического верховного бога Зевса?

А. Гея – Земля

Б. Уран – Небо

В. Младший из титанов Кронос – Время

15. Перечислите атрибуты верховного бога Зевса. ____________________________________________

16. Кто из греческих богов был богом юности и покровителем искусств?

А. Гефест

Б. Дионис

В. Гермес

Г. Аполлон

Д. Афродита

Е. Афина

Ж. Гера

З. Ника

17. В честь кого из богов проводились в Древней Греции раз в четыре года Олимпийские игры?

А. Аполлона

Б. Посейдона

В. Зевса

18. В честь кого из богов в Древней Греции проводились в Дельфах Пифейские игры, состоящие из спортивных, музыкальных и литературных состязаний?

А. Аполлона

Б. Посейдона

В. Зевса

19. С мифами, каких богов связаны греческие мистерии, которые воспринимались древними греками, как способ обретения счастливой жизни после смерти?

А. с мифом о Зевсе – правителе людей, богов и всего мира, а также с мифом о боге моря Посейдоне

Б. с мифом о богине брака Гере, а также с богиней плодородия и мудрости – Афине

В. с мифом о дочери Деметры Персефоне, похищаемой осенью богом царства мёртвых Аидом и возвращающейся к людям весной, а также с культом умирающего и оживающего бога виноградной лозы Диониса

20. Как называется страшное место бога царства мёртвых Аида, куда отправлялись души преступников и святотатцев?

А. Тартар

Б. Тризна

В. Тмутаракань

21. Кто по «римскому мифу» основал Рим?

А. Бог войны Марс

Б. Богиня любви и красоты, возникшая из морской пены Афродита

В. Братья-близнецы, вскормлённые волчицей, Ромул и Рем.

22. Какому греческому богу отождествлён римский бог неба, грома и молнии Юпитер?

А. Богу-врачевателю Асклепию

Б. Богу войны Аресу

В. Правителю людей, богов и всего мира Зевсу

23. С каким культом связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности – Веды (знание)?

А. С культом кочевых племен арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.

Б. С культом буйвола, олицетворявшего в Древней индии плодородие и власть царя

В. С культом поклонения растениям, деревьям и камням в Древней Индии

24. Кто из богов ведической религии является главным персонажем космологического мифа?

А. Дьяус – бог неба

Б. Притхви – богиня земли

В. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов

25. Напишите сущность понятия «брахман». _______________________________________________

26. Что означает в брахманизме Сансара?

А. Жертвоприношение

Б. Возлияния сомы

В. Круговращение бытия и перерождение человека

27. Какой закон представляет собой Карма?

А. Рождения нового поколения

Б. Преемственности

В. Перерождения

28. Как переводится имя основателя джайнизма Джина?

А. Великий герой

Б. Победитель

В. Одетый светом

29. Какая из национальных религий Индии является самой молодой?

А. Индуизм

Б. Кришнаизм

В. Сикхизм

30. Изложите конечную цель жизни по сикхизму. ____________________________________________

31. Назовите три вида бессмертия, которые проповедует даосизм. ______________________________

32. Назовите главный принцип в социологии Конфуция._______________________________________

33. Что означает по Конфуцию «благородный муж»?

А. Знатного происхождения, уважаемого древнего рода

Б. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей

В. Не вмешивается в чужие дела и никому не диктует свои правила поведения

34. Назовите современные организации в Китае, которые способствуют существованию и развитию конфуцианства сегодня. _________________________________________________________________

35. Какая из религий является первой монотеистической в человеческой цивилизации?

А. Индуизм

Б. Иудаизм

В. Синтоизм

36. Назовите основные священные книги иудаизма. __________________________________________

37. Как переводится слово «Тора»?

А. Повторение

Б. Учение

В. Завершение

38. Перечислите труды древних иудейских авторов, вошедших в Талмуд. _________________________

39. Как переводится имя главного ангела в иудаизме Метатрон?

А. Противник

Б. Стоящий у престола

В. Дух премудрости и разума

КЛЮЧ К ТЕСТУ (Модуль 1):

1. «Фетишизм» – от португальского слова «Feitigo» – магическая вещь; «Тотемизм» – от слова североамериканских индейцев Оджибве «Ototeman» – род его; «Магия» – от греческого слова «Mageia» – колдовство, чародейство; «Анимизм» – от латинского слова «Anima» – душа.

2. Вера в бога или богов, эмоциональное отношение к Богу, вероучение, религиозный культ, организация верующих.

3. А

4. А

5. В

6.Имя – рен, душа – ба, двойник или образ – ка.

7. Б

8. Б

9. В

10. Б

11. А

12. В

13. А

14. В

15. Эгида (щит), скипетр, орёл.

16. Г

17. В

18. А

19. В

20. А

21. В

22. В

23. А

24. В

25. Брахман – это космическое духовное начало, безличный Абсолют, лежащий в основе всего существующего; член высшей жреческой касты.

26. В

27. В

28. Б

29. В

30. Конечной целью жизни является слияние человека с Богом после цепи его перерождений, при котором божественная и собственная сущность человека становится единым целым.

31. Небесные бессмертные; земные бессмертные, которые живут в «священных горах» и «пещерных небесах»; просто бессмертные – святые воскресающие после смерти.

32. Жёсткое распределение социальных ролей и функций: «Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником».

33. Б

34. Общество Конфуция, Фонд Конфуция.

35. Б

36. Тора, Танах, Талмуд.

37. Б

38. Танах, Мишна и Гемара.

39. Б

V. Образовательные технологии

V.1. Компетентностные задачи, решаемые в процессе освоения разделов дисциплины «Религиоведение», предполагают использование традиционных и современных форм, методов и технологий обучения, направленных на развитие логического и творческого мышления, овладение методами анализа информации, выявление проблемных областей и нахождение оптимальных вариантов решения, выработку навыков критического оценивания различных точек зрения, чёткого изложения и отстаивания собственной позиции в устной и письменной форме, стимулирование к организации систематической и ритмичной самостоятельной работы по дисциплине, самоанализ, самоконтроль и самооценку.

Обучение строится на сочетании лекций и семинарских занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины. Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, беседы, дискуссии, с использованием информационных технологий (фото, видео-лекции, фильмы). При разработке занятий по дисциплине «Религиоведение» необходимо учитывать: преемственность на разных ступенях профессионального образования обучающихся; реализацию внутрипредметных связей, учёт межпредметных связей, реализацию личностно-ориентированного, деятельного и практикоориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения:

- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам (И.Н. Закатова);

- Компьютерные (информационные) технологии обучения;

- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов);

- Технология проектной и иссле


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.