Примирение Ромула и Тита Тация — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Примирение Ромула и Тита Тация

2019-07-11 202
Примирение Ромула и Тита Тация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В это время произошло нечто неожиданное как для римлян, так и для их противников. Словно вдохновленные божеством, с мольбами о помощи, прижимая к груди младенцев, с холмов ринулись сабинянки, похищенные римлянами.

Они остановились между сражающимися, умоляя их пощадить детей, которые неизбежно осиротеют, если жестокая битва будет продолжена. И произошло чудо: отважным женщинам удалось остановить кровопролитие, мир был заключен. Более того, римляне и сабиняне приняли решение о совместном правлении войсками под командованием Ромула и Тита Тация.

После переселения сабинян в Рим число жителей города, патрициев и легионеров сразу удвоилось. Особым уважением пользовались женщины – им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии говорить непристойности, их нельзя было привлекать к суду, даже по обвинению в убийстве. В честь женщин, столь героически положивших конец войне, был устроен особый праздник – матроналии.

Оба вождя – Ромул и Тит Таций правили в полном согласии. За время их совместного царствования Рим одержал немало славных побед над соседними племенами. Сам Ромул, проявивший себя как выдающийся военачальник, превращал занятые города в римские поселения, отправляя туда на жительство своих подданных.

После смерти Тита Тация Ромул стал управлять Римом единолично. Однако осознание своего могущества обернулось против самого царя: его гордыня стала непереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением которых Ромул перестал считаться.

Юнона Соспита, 2‑я пол. II в. до н. э.

 

Когда в Альба‑Лонге скончался его дед, царь Нумитор, Ромул, который должен был ему наследовать, предоставил жителям право самим распоряжаться своими делами, лишь назначая им наместника. Тогда сенаторы Рима решили, что они могут обойтись без единовластия правителя. Кроме того, Ромул оскорбил их самоуправством, самолично разделив между воинами земли, захваченные в войне с этрусками. Это вызвало такое возмущение в сенате, что, когда Ромул таинственно исчез, возникли подозрения, что именно сенаторы причастны к его убийству.

Поскольку исчезновение Ромула произошло во время внезапно налетевший бури, один из сенаторов явился на форум и клятвенно заявил, что встретил живого Ромула в блистающем вооружении. Царь объявил, что по воле бессмертных богов он, Ромул, основав величественный город, возвращается на небеса. Отныне он будет милостивым божеством Квирином – богом‑двойником Марса, под покровительством которого Рим достигнет небывалого могущества. После такого известия Ромул был обожествлен и удостоен такой славы, какой еще не знал великий Рим.

 

Благочестивый Нума Помпилий

 

После того как первый царь Рима вознесся на небо и стал богом‑покровителем Квирином, римляне некоторое время оставались без правителя. Все были согласны, что правитель нужен – только кто это должен быть? Люди, пришедшие вместе с Ромулом, настаивали, чтобы царя избрали из их числа, а сабиняне хотели участвовать в выборах на равных. После долгих споров было наконец решено: пусть царя выбирают римляне, но из числа сабинян.

Жил в то время в одном из сабинянских городов человек по имени Нума Помпилий. И хотя город был далеко от Рима, все хорошо знали мудрого Нуму. Он жил в небольшом домике, не стремился к богатству и удовольствиям, предпочитая одинокую созерцательную жизнь под сенью священных рощ на берегу ручья.

Нимфа этого источника, Эгерия, полюбила одинокого человека, искавшего покоя и мудрости в общении с природой. Ее близость с Нумой сделала будущего римского царя еще более мудрым и человечным. К нему‑то и пришли послы от римлян, сказав: «Нума, тебя уважают и римляне, и сабиняне, будь нашим царем!»

Ответ достойного сабинянина смутил посланцев. Нума сказал, что не пристало ему, человеку, ставящему мир и справедливость превыше всего, получить власть в государстве, которое живет войнами, смутой и нуждается скорее в царе‑военачальнике, нежели в наставнике, который не приемлет насилие.

Но послы были настойчивы. Они стали просить Нуму не ввергать народ в новые междоусобные раздоры. К их просьбам присоединились и люди, считавшие, что народ, пресыщенный победами и триумфами, утомлен бесконечными кровопролитиями и ищет пути к миру и спокойной жизни под руководством разумного царя. При этом сказали, что, возможно, сами боги направили послов к Нуме для того, чтобы он обратил силы римлян не на завоевания, а на процветание государства.

После долгих сомнений Нума внял настояниям сограждан и согласился отправиться в Рим. Навстречу Нуме вышли народ и сенаторы, приветствуя избранного царя. Вместе со жрецами и прорицателями Нума поднялся на Капитолийский холм. Тысячная толпа стояла внизу и затаив дыхание ожидала божественного знамения. Лишь когда в небе появились вещие птицы, стало ясно, что боги посылают благоприятный знак. Нума был облачен в царские одежды и спустился с холма к народу, приветствовавшему «благочестивейшего из смертных» и «любимца богов».

Прежде всего Нума велел распустить отряд из трехсот телохранителей, состоявших при Ромуле, заявив, что он доверяет народу. Далее к двум жрецам богов Юпитера и Марса он причислил жреца Квирина. Таким образом, он возвысил дух римлян, официально признав их царя Ромула божеством. В то же время Нума попытался смягчить воинственный и буйный нрав людей, стекавшихся в Рим, направляя их энергию на благоустройство города, обработку земли и развитие ремесел.

По повелению Нумы был воздвигнут круглый храм Весты, храм Верности и храм бога границ Термина. Царь также стремился внушить своим подданным, что клятва верности – величайшая из клятв.

Построив храм бога рубежей Термина, Нума убедил своих сограждан, что этот бог в то же время является стражем мира и блюстителем справедливости. Соблюдение границы служит сдерживанию силы, а нарушение ее указывает на стремление к насилию.

За время долгого правления Нумы Помпилия в стране не возникало ни мятежей, ни войн. Ворота храма бога Януса, стоявшие открытыми в период войны, при Нуме были закрыты в течение сорока трех лет. Подданные мудрого царя считали, что боги ему покровительствуют и что всякий злой умысел бессилен перед их защитой.

Рассказывали также о многих чудесных явлениях, происходивших с Нумой. Так, однажды, собрав народ на пир, он принял всех за скромно убранными столами, уставленными простой пищей. Когда трапеза началась, царь объявил, что пир удостоила своим посещением сама богиня в образе возлюбленной. Как по мановению руки, на столах тут же появились богатая утварь и роскошные яства.

Почитаемый и уважаемый не только теми, кем он управлял, но и многими соседними народами, Нума дожил до восьмидесяти лет. На его торжественное погребение собрались все, кто чтил престарелого царя, принесшего мир и благоденствие на истерзанную беспрерывными войнами землю.

 

Тулл Гостилий

 

После смерти Нумы Помпилия выбор народа пал на отважного Тулла Гостилия, который благодаря победам над Альба‑Лонгой способствовал возвышению Рима. Тем не менее неприязнь между метрополией и городом сохранялась, что часто приводило к взаимному противостоянию. В итоге такое неприятие переросло в открытую вражду.

Уже войска готовы были вступить в бой, когда по древнему обычаю вожди предложили решить спор единоборством воинов с обеих сторон. Для поединка были выбраны из римского войска три брата из семьи Горациев, а из альбанского – три брата из рода Куриациев. Жреческая коллегия (фециалы) утвердила договор священными обрядами, после чего оба войска окружили избранных соперников.

При первом столкновении пали один римлянин и один альбанец. При втором столкновении был сражен второй римлянин, тогда как два альбанца были только ранены.

Альбанцы воспрянули духом. Но оставшийся в живых римлянин Гораций использовал простую военную хитрость. Он обратился в бегство, предвидя, что альбанцы не в состоянии следовать за ним так же быстро, поскольку один был ранен легко, а другой – тяжело. Гораций, заметив, что противники находятся на достаточном расстоянии друг от друга, неожиданно повернул назад и сразил обоих альбанцев со словами: «Приношу в жертву, чтобы римляне повелевали альбанцами!»

Римское войско, а затем и горожане приветствовали Горация радостными возгласами, особенно оживившись при виде доспехов поверженных Куриациев.

Лишь одна душа печалилась среди этого всеобщего ликования – сестра Горация, которая была помолвлена с одним из Куриациев. При известии о смерти жениха и при виде его одежды, которую она сама ему сшила, она пришла в отчаяние, распустила волосы и, рыдая, произносила имя жениха. Неуместные стенания сестры, омрачавшие радость победы, привели Горация в бешенство. Выхватив меч, он на месте заколол сестру, воскликнув:

– Отправляйся к своему возлюбленному и пусть все знают – так будет со всякой римлянкой, которая станет оплакивать врага своего отечества!

Поступок Горация смутил многих римлян. Наказать спасителя страны представлялось не слишком справедливым, но и оставить безнаказанным убийцу собственной сестры не было никакой возможности. Однако когда судьи приговорили Горация к смерти, народ, к которому он обратился, отверг этот приговор и объявил виновного свободным, ведь отечество следует ценить выше всяких семейных уз. Особое сочувствие было выказано престарелому отцу Горация, который в один день потерял троих детей.

Чтобы умилостивить богов и очистить город от греха, были совершены умилостивительные жертвы. Сам виновный с покрытым лицом был проведен под бревном, лежащим на двух столбах, символизирующих виселицу. Такой обряд унижения обычно совершался во время войны над сдавшимся неприятелем.

 

Покорение Альба‑Лонги

 

Еще со времен римских побед альбанцы тяготились своим зависимым положением. Но неожиданно им представился случай расправиться с римлянами. Согласно обязательствам, они должны были давать в их распоряжение вспомогательное войско для помощи в войнах. По совету своего предводителя Меттия они решили воспользоваться этим случаем, с тем чтобы во время сражения перейти на сторону неприятеля.

Однако Меттий решился на этот ход с большой осторожностью. Чтобы обезопасить себя, он стал выжидать, пытаясь понять, на чьей стороне будет победа. В худшем случае он рассчитывал представить свой поступок военной хитростью и объяснить, что хотел зайти в тыл неприятелю. Но такое решение отнюдь не прибавило мужества противнику, а римляне, растерянные вначале, скоро оправились от замешательства.

Тулл Гостилий, узнав об уходе Меттия, воскликнул: «Так надо, это я ему приказал: они окружают противника!» И римляне, сражавшиеся смело и решительно, победили.

Так избежали римляне уготованной им участи. Но ее не избежал сам Меттий. Увидев, что римляне побеждают и замысел его потерпел крах, он стал преследовать бежавших врагов. После сражения как ни в чем не бывало он явился к Туллу, поздравил его с победой, рассчитывая получить благодарность за преданность. Но Тулл понял его хитрость и, внешне сохраняя прежние дружеские отношения с Меттием, использовал вернейшее средство для наказания альбанцев и их вероломного предводителя. Он тайно послал Горация с отборным отрядом в Альба‑Лонгу с поручением завладеть городом, не причиняя вреда его жителям. После этого велел объявить альбанцам, чтобы они со всеми своими семействами переселились в Рим.

В то время как приказ приводился в исполнение, Тулл Гостилий призвал к себе альбанское войско, как бы желая поблагодарить храбрейших за оказанную ими в сражении службу, и приказал римлянам, каждый из которых имел скрытый под плащом меч, окружить собравшуюся толпу. Затем Тулл Гостилий взошел на трибуну и объявил альбанцам, что знает об измене. Всякая попытка к сопротивлению уже была невозможна.

Голова Нептуна. Фрагмент скульптурной группы «Нептун и Тритон» Л. Бернини. 1620

 

В то же время Тулл Гостилий объявил, что город Альба‑Лонга практически уничтожен Горацием. Беднейшему люду были обещаны земельные наделы при условии поселения в Риме. Некоторым из знатнейших горожан Тулл обещал, что примет их в число патрициев и в сенат. Для собраний он даже приказал построить на площади огромное здание – Гостилиевы курии.

Благодаря переселению альбанцев, для местожительства которых был определен Целийский холм, население Рима снова удвоилось. А вот сам Меттий не избежал жестокого наказания. Он был привязан к двум лошадям, пущенным в разные стороны, и они разорвали его тело как бы в знак того, что он хотел разорвать два государства, связанные отныне навсегда.

В конце жизни ослабевший телом и душой Тулл Гостилий решил умилостивить богов, недовольных правлением Рима и его царем. Он понял, что, казнив Меттия, прогневил Юпитера, который сам должен был покарать клятвопреступника. Вычитав в записях, оставшихся после Нумы Помпилия, о существовании таинственных священнодействий в честь Юпитера, царь отправился совершать жертвоприношения. Но это ему не помогло: разгневанный нарушением установленного обряда, Юпитер метнул молнию в дом царя и испепелил его. Так погиб Тулл Гостилий, царствовавший над римлянами тридцать два года.

 

Практичный Анк Марций

 

После решительного Тулла Гостилия на престол вступил Анк Марций, имя которого означало «служитель Марса». Однако внук Нумы Помпилия во многом унаследовал благочестивый и миролюбивый образ мыслей своего деда. Почти забытое в течение предшествующего правления богослужение было восстановлено, а самое главное, стали возрождаться господствовавшие при Нуме занятия земледелием и пчеловодством.

С другой стороны, Рим уже настолько погряз в распрях с соседями, что миролюбивыми наклонностями нередко приходилось жертвовать в пользу неизбежных военных действий. Сабиняне, латиняне и другие племена вынуждали царя браться за оружие, чтобы обеспечить своему государству более достойное существование.

Так, двинувшись с войском на земли латинян, Анк Марций после многих кровопролитных сражений захватил их укрепленные города и разрушил, как некогда была разрушена Альба‑Лонга. Все жители покоренных земель были переселены в Рим с местожительством на Авентинском холме.

Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера.

Следуя примеру славного деда Нумы Помпилия – устроителя мирных торжеств и обрядов, Анк Марций ввел специальную воинскую церемонию. Она заключалась в порядке объявления войны – ритуале, которому с этого времени стали неуклонно следовать римляне.

Согласно этому ритуалу специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующее: «Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно божественным и человеческим законам я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием».

После этого излагались требования. Заключалась тирада такой фразой: «Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечества!»

Введение торжественного ритуала помогло Анку Марцию снискать у римского народа уважение, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготившее их со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, племени буйного и беззаконного.

Помимо прочего, Анк Марций покровительствовал развитию судоходства, что обеспечивало продуктами питания все возрастающее население Рима. Благодаря успешным войнам с Вейями он завладел устьем Тибра и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян.

Важно и то, что при Анке Марции был укреплен находившийся на противоположной стороне Тибра Яникульский холм, призванный обезопасить город от нападения этрусков. Для удобства этот холм был соединен с городом свайным мостом, который поражал своим техническим совершенством еще многие столетия.

Анк Марций умер, процарствовав двадцать четыре года. Он снискал славу властителя, способного разумно править и в мирные, и в военные времена.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.