Сознание и физические процессы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сознание и физические процессы

2019-07-11 231
Сознание и физические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из центральных вопросов о сущности сознания для противоборствующих течений является вопрос: существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений.

Актуальность рассмотрения этого среза проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. В 50-60 гг. сложилось широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествлял сознание и физические процессы (так называемый "научный материализм"). Его "жесткие" формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык "физикалий".

Понимание сознания в рамках физикализма наиболее кратко можно представить в формулах: "все есть физическое", "все подчинено жестким физическим законам", "сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы".

Аргументы физикализма:

успехи в моделировании "искуственного интеллекта", генетическую обусловленность ряда особенностей психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т.д. Эти и многие другие достижения науки XX века, по мнению физикалистов, подтверждают тождество телесного и психического, мышления и нейрофизиологических процессов. Делается вывод: сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

Физикалисты считают, что философские утверждения о реальности сознания аналогичны вере в реальность бога, они не могут быть удостоверены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: "...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных".

Понятия "память", "мотивация", и т.п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.

Так, отказ рисковать, объясняемый в обыденном языке трусостью, на языке физики есть дисфункция;

свобода воли - термин, придуманный философами для обозначения поведения людей, причины которого неясны;

размышления о смысле жизни, угрызения совести, ощущение счастья и т.п. есть в конечном счете физические процессы и могут быть выражены на языке физики.

Различия в позициях отдельных физикалистских школ непринципиальны. (Д.Армстронг, Дж.Дж.Смарт и др. Теория тождества), В "теории элиминации" (исключения) (Ф.Фейерабенд, Р.Рорти и др.)

В постановке проблемы качественного своеобразия сознания представителями "научного материализма" многое ценно.

Это - и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, поведения человека.

Это - переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах.

Это - и ценные прикладные разработки, в которые вылилась дискуссия о смысле категорий "духовное" и "телесное". Например, рекомендации по борьбе с преступностью, которые делают упор не на репрессивной системе по отношению к нарушителям, а на помощи людям с "дисфункцией".

Это - и анализ понятий, который высветил множество нерешенных проблем объяснения сознания.

Вместе с тем сторонники "научного материализма" не доказали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими терминология физики явно проигрывает языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонности и точности описания духовных явлений.

Другой крайностью в подходе к качественному своеобразию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, а "материальный" мир - лишь его порождение. Такая позиция получила название "солипсизм".

Рассмотренные крайности не исчерпывают всех позиций.

Своеобразие сознания по отношению к физическим

(материальным) объектам.

Существует множество объяснений своеобразия сознания по отношению к физическим объектам. Их различие определяется прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое.

Сознание - человек - космос

Существует три основных варианта ответа на поставленный вопрос:

- сознание - космическое образование, не связанное ни с человеком, ни с миром живого;

- сознание - свойство живых организмов;

- сознание - атрибут человека.

Первое решение представлено прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых - божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека.

Один их примеров - "философия всеединства"

В.С.Соловьева, русского религиозного философа (1853-1900). Вот некоторые из ее положений:

- "В материальном мире действительность имеет только атом. В идеальном мире полнотою бытия обладает существо универсальное, сущее всеединое или Бог" (Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6. С.78);

Другим примером религиозного понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Даниила Андреева (1906-1959), одного из представителей монадологии - учения о монадах. Он считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады, сотворенные Богом. Он их сравнивал с тончайшей энергией Вселенной. "Вопрос о каком-то моменте появления в ней сознания после периода существования бессознательного лишается смысла" (Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С.50), - писал Д.Андреев.

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: "живое тело космоса", "всепроникающий эфир", особо тонкая энергия, прнизывающая космос, "океаноподобный абсолют", "информационное поле космоса" и т.д.

Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с "космическим разумом". Среди них - метод "трансцендентальной медитации" - отрешенного сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом.

Один из таких примеров - учение французского биолога, антрополога и философа П.Тейяра де Шардена (1881-1955). Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее "внутреннюю сторону", ее "сокровенность". Единая энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии. На вершину развития "материальных построений" Тейяр де Шарден ставит человека, сознание которого - это революция в длительном процессе развития сознания космоса. Суть этой революции состоит в том, что в лице человека сознание приобретает способность к рефлексии - осознанию самое себя.

Е.И.Рерих: По его мнению, человек общается с внеземной мыслью, воспринимает ее. Подтверждение этому они видят в возникновении одинаковых мыслей в разных концах мира одновременно. Но мышление "Сил Надземных" воспринимает только подготовленное сознание, "Поврежденным Душам" оно не ведомо.

Многие естествоиспытатели XX века считают, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с "трансцендентальной реальностью".

Так, создатель "теории межзвездной нейрогенетики"

Т.Лири, говоря о внеземном уровне сознания, утверждает, что оно "вписано" в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании.

В "релятивистской квантовой психологии" волны человеческого сознания - элемент всей Вселенной, подобно энергии.

В теории М.Талбота Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

В гипотезе "галактического разума" американского исследователя О.Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитногидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Во многих естественнонаучных объяснениях природы "космического" сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Планк считал что нет противоречия между религией и естествознанием, "а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах" (там же. С.25).

Как и в случае с физикализмом, новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими:

с анимизмом первобытного мышления, то есть верой в одушевленность каждой вещи,

с представлениями о связи "души" человека с "мировой душой" в древнеиндийских учениях,

с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII веке название гилозоизма (hyle - тело, zoe - жизнь).

Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, "трансперсональной реальности", Высшего Разума и т.п., или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

3) Сознание - свойство живых организмов

Второй подход (сознание - свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей по ее мнению, и человеку, и животным.

Для социобиологов сознание - это биологическая реакция самосохранения, свойственные и человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений и т.д. - биологические.

Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную "мораль", например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психические явления - лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно "говорить" жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130-225 знаков. [В.Маяковский: "Простое как коровье "му"" - был не прав]

Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их единой сущности остается недоказанным. Эксперементально подтвержденная общность отдельных элементов психического в человеческом и животном мире упирается в отсутствие каких-либо доказательств аналогии систем психики человека и животного.

Третий подход к сознанию - как атрибуту человека - представлен множеством учений. Среди них и мистические, для которых сознание - "тайна человеческой души", "интуитивное постижение человеко сущности вещей" и т.д., и материалистические, согласно которым сознание - свойство высокоорганизованной материи - мозга и тела человека, взаимодействующего с миром.

Ниже рассматривается наиболее разработанное, на наш взгляд, учение, представляющее этот подход, - учение о сознании как атрибуте человека - уникального существа, находящегося в деятельностном взаимодействии с миром. В рамках этого учения мы раскроем одно из решений третьего из заявленных вопросов природы сознания - о соотношении сознания, психики, духовного и идеального.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.