Проблема сознания в философии XX в. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблема сознания в философии XX в.

2019-07-11 107
Проблема сознания в философии XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание      индивида          становится          функцией надындивидуального сознания. Индивидуальное сознание определяется не столько индивидуальной жизнью человека, сколько общественным бытием. Каково бытие людей, таково и их сознание, и наоборот. Отсюда изучение сознания через анализ предметно практических форм человеческой деятельности, то есть анализ сознания, "вплетенного" в бытие людей.

Индивидуальность сознания непременно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек.

Сознание есть содержание духовного опыта, но сознание есть и индивидуальный творческий акт. И в этом плане необходимо выделить скрытый детерминант сознания: бессознательное.

Процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует сознание человека вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни.

Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Бессознательная мотивация сознания была открыта К.Марксом, но этой проблемой занимались до него Спиноза, Гегель.

Главная мысль К.Маркса заключалась в том, что сознание не есть нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно порождается материальными отношениями людей. Таким детерминантом сознания является бессознательное, которое имеет социальный характер, а поэтому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений.

Чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта. Каждая культура нарабатывает свой определенный набор понятий, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Переживания, для которых в языке нет подходящих слов, остаются за пределами сознания в виде смутных и неясных образов.

Содержание сознания скрыто                детерминировано господствующей в данной культуре логикой, направляющей мышление. В любом обществе всегда существуют социальные табу

- запреты на высказывания некоторых идей и обнародование чувств.

Необходимость вытеснения переживаний из области сознания тем больше, чем меньше общество представляет интересы всех своих членов.

Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые проходит содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания.

Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания 3.Фрейда. Как и К.Маркс, он исходил из принципа детерминированности сознания объективными по отношению к нему факторами, не представленными в опыте самого сознания, а поэтому бессознательными. Но в отличие от К.Маркса,

3.Фрейд относил к этим факторам психологические и биологические потребности, вызывающие неосознаваемые переживания.

Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное сознание.

Рассмотрев различные историко-философские толкования проблемы сознания, можно сделать следующие выводы:

а) Философы не изобрели то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной исторической эпохи, структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней.

б) Структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи.

Проблема природы сознания

В отечественной философии сложилась традиция рассматривать в качестве основной категории, конкретизирующей духовное, категорию сознания.

Следуя этой традиции, соотнесения проблемы сознания с идеальным, обратимся к природе сознания, выделив в ней три среза, находящихся в центре внимания противоборствующих течений:

а) существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений;

б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое;

в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности - психика, духовное, идеальное?


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.