Философская Проблема сознания — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Философская Проблема сознания

2019-07-11 115
Философская Проблема сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

1. Проблема сознания в истории философии.

1) Проблема сознания в античной философии

2) Проблема сознания в средневековой философии

3) Проблема сознания в Новое время.

4) Проблема сознания в философии XX в.

2. Проблема природы сознания

1) Сознание и физические процессы

2) Сознание - человек - космос

3) Сознание - свойство живых организмов

3. Сознание как атрибут деятельного человека

1) Отражение. Сознание как высшая форма отражения.

2) Общественная природа сознания.

3) Особенности сознания.

4. Сознание и язык

 

Проблема сознания в истории философии.

Проблема сознания - одна из самых трудных, сложных и загадочных. Перед человеком разворачивается весь мир, который и пытается понять и разгадать человек. И весь этот процесс отражения мира, его познания проходит через сознание.

Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, являющееся одновременно и отражением внешнего мира и конструированием образа внешнего мира, отражением внутреннего мира, переживания, сопереживания и рефлексией над этим отражением, переживанием и сопереживанием. Человек, поскольку обладает сознанием, наделен душевным страданием. Каждая эпоха имела свои представления о сознании.

Проблема сознания в античной философии

Античная философия (космоцентризм) открыла особенность сознания - направленность на объект. Платон, Аристотель полагали, что как буквы отпечатываются на дощечке воска, так и объект отпечатывается в разуме.

Предмет зрения существует до того, как увиден и продолжает существовать в том же виде и после того, как его увидели.

Разум существует как вещь, а поэтому он является разумом и тогда, когда не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи остается на поле разума след, который называется сознанием.

Античные философы не рассматривали другую особенность сознания - умение человека направлять свое внимание на свой внутренний мир, сосредоточиваться внутри себя.

Проблема сознания в средневековой философии

Средневековая философия трансформировала понимание сознания как духа.

Сознание - это не только знание о внешнем мире, но и, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании.

Человек имеет божественную сущность и для того, чтобы стать тем, кто он есть, он должен ощутить, пережить жизнь своего "Я" в Боге, то есть побывать на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться святости, ибо до своего рождения мы были частицами духовного опыта, неотделенными от него.

В сознании "Я" живет раздвоенной жизнью: ему постоянно приходится соотносить жизнь в стихии мира и жизнь в Боге.

Сознание также есть отпадение человека от вечности. Акт сознания уже знает время, ибо знает, что что-то было до сознания. Сознание лишь догоняет случившееся и не может его догнать.

 Сознание не дает человеку забыть, что время необратимо и что смерть присутствует в каждом акте жизни.

Сознание напоминает человеку, что он не только природное, физическое и физиологическое существо, но и духовное. А поэтому постоянный выбор: духовность или телесность.

 Средневековая философия, таким образом, отмечала характерную особенность сознания - страдание.

********

Проблема природы сознания

В отечественной философии сложилась традиция рассматривать в качестве основной категории, конкретизирующей духовное, категорию сознания.

Следуя этой традиции, соотнесения проблемы сознания с идеальным, обратимся к природе сознания, выделив в ней три среза, находящихся в центре внимания противоборствующих течений:

а) существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений;

б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое;

в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности - психика, духовное, идеальное?

Сознание - человек - космос

Существует три основных варианта ответа на поставленный вопрос:

- сознание - космическое образование, не связанное ни с человеком, ни с миром живого;

- сознание - свойство живых организмов;

- сознание - атрибут человека.

Первое решение представлено прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых - божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека.

Один их примеров - "философия всеединства"

В.С.Соловьева, русского религиозного философа (1853-1900). Вот некоторые из ее положений:

- "В материальном мире действительность имеет только атом. В идеальном мире полнотою бытия обладает существо универсальное, сущее всеединое или Бог" (Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6. С.78);

Другим примером религиозного понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Даниила Андреева (1906-1959), одного из представителей монадологии - учения о монадах. Он считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады, сотворенные Богом. Он их сравнивал с тончайшей энергией Вселенной. "Вопрос о каком-то моменте появления в ней сознания после периода существования бессознательного лишается смысла" (Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С.50), - писал Д.Андреев.

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: "живое тело космоса", "всепроникающий эфир", особо тонкая энергия, прнизывающая космос, "океаноподобный абсолют", "информационное поле космоса" и т.д.

Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с "космическим разумом". Среди них - метод "трансцендентальной медитации" - отрешенного сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом.

Один из таких примеров - учение французского биолога, антрополога и философа П.Тейяра де Шардена (1881-1955). Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее "внутреннюю сторону", ее "сокровенность". Единая энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии. На вершину развития "материальных построений" Тейяр де Шарден ставит человека, сознание которого - это революция в длительном процессе развития сознания космоса. Суть этой революции состоит в том, что в лице человека сознание приобретает способность к рефлексии - осознанию самое себя.

Е.И.Рерих: По его мнению, человек общается с внеземной мыслью, воспринимает ее. Подтверждение этому они видят в возникновении одинаковых мыслей в разных концах мира одновременно. Но мышление "Сил Надземных" воспринимает только подготовленное сознание, "Поврежденным Душам" оно не ведомо.

Многие естествоиспытатели XX века считают, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с "трансцендентальной реальностью".

Так, создатель "теории межзвездной нейрогенетики"

Т.Лири, говоря о внеземном уровне сознания, утверждает, что оно "вписано" в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании.

В "релятивистской квантовой психологии" волны человеческого сознания - элемент всей Вселенной, подобно энергии.

В теории М.Талбота Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

В гипотезе "галактического разума" американского исследователя О.Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитногидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Во многих естественнонаучных объяснениях природы "космического" сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Планк считал что нет противоречия между религией и естествознанием, "а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах" (там же. С.25).

Как и в случае с физикализмом, новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими:

с анимизмом первобытного мышления, то есть верой в одушевленность каждой вещи,

с представлениями о связи "души" человека с "мировой душой" в древнеиндийских учениях,

с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII веке название гилозоизма (hyle - тело, zoe - жизнь).

Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, "трансперсональной реальности", Высшего Разума и т.п., или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

3) Сознание - свойство живых организмов

Второй подход (сознание - свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей по ее мнению, и человеку, и животным.

Для социобиологов сознание - это биологическая реакция самосохранения, свойственные и человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений и т.д. - биологические.

Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную "мораль", например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психические явления - лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно "говорить" жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130-225 знаков. [В.Маяковский: "Простое как коровье "му"" - был не прав]

Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их единой сущности остается недоказанным. Эксперементально подтвержденная общность отдельных элементов психического в человеческом и животном мире упирается в отсутствие каких-либо доказательств аналогии систем психики человека и животного.

Третий подход к сознанию - как атрибуту человека - представлен множеством учений. Среди них и мистические, для которых сознание - "тайна человеческой души", "интуитивное постижение человеко сущности вещей" и т.д., и материалистические, согласно которым сознание - свойство высокоорганизованной материи - мозга и тела человека, взаимодействующего с миром.

Ниже рассматривается наиболее разработанное, на наш взгляд, учение, представляющее этот подход, - учение о сознании как атрибуте человека - уникального существа, находящегося в деятельностном взаимодействии с миром. В рамках этого учения мы раскроем одно из решений третьего из заявленных вопросов природы сознания - о соотношении сознания, психики, духовного и идеального.

Особенности сознания.

Рассмотрим важнейшие особенности сознания, исходя из теории отражения, которая традиционно развивалась в отечественной философии в рамках диалектического материализма.

а) Прежде всего это целенаправленное отражение. Производительно-трудовая деятельность человека формирует у него целенаправленный процесс познания. У человека появляется осознанная цель его деятельности в виде проекта ее результата. Этот результат отражается в сознании человека в виде целевого образа деятельности до ее начала. Поэтому целенаправленное отражение человеком мира носит опережающий характер, приобретенный в ходе общественного развития: он не запрограммирован генетически, как это имеет место у животных.

В соответствии с потребностями человека, содержательно содержательно усложняющимися в ходе самой практики, изменяются сами цели, сам характер отражения и познания действительности, то есть сознание обладает общественно-историческим, конкретно-историческим характером, его содержание зависит от уровня развития самой общественно-трудовой практики, ее потребностей.

Способность человека целенаправленно отражать мир приводит к тому, что мысль предвосхищает естественный ход событий. Действие человеческого опережающего отражения таково, что оно превращается в идею, которую человек претворяет в действительность в ходе практической деятельности. Поэтому сознание человека носит творческий характер.

В идеализме эта творческая активность сознания абсолютизировалась, и сознание превращалось в первичное творческое начало. Действительная творческая активность человеческого сознания заключается в создании им идей, замыслов, целей, которые в высшей своей форме проявляются в формировании оригинального замысла, мнения, гипотезы, проекта, теории. Эта творческая активность сознания проявляется в духовном управлении человеческой производительно-трудовой деятельностью. Творческая активность сознания связана с опредмечиванием, материализацией идеального, спревращением идеального в материальное. Это значит, что сознание направляет практическую деятельность, ориентированную на созидание и преобразование мира. Целеполагающая творчески-активная природа сознания является, следовательно, следствием его общественно-исторической сущности: сознание возникает вследствии нужд преобразования мира и для нужд практического преобразования мира.

Рассмотрим далее особенности сознания.

б) Сознание - активный прцесс, возникающий в ходе взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности. Оно представляет собой субъективный образ, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Содержание активного взаимодействия с окружающим миром определяет и содержание сознания: знание, цели, представления, оценки и т.д.

Субъективный образ предмета - это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. При виде дерева в человеческом мозгу не проявляется его физического отпечатка. Переживаемый образ дерева есть нечто идеальное; он не сводим ни к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к тем физическим процессам, которые совершаются в мозгу и лежат в основе этого образа. Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозге и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические процессы всего организма. Но как общественное, сознание субъекта объективируется и выражается в разнообразных формах предметной материализации, которыми обладают многочисленные виды духовной деятельности людей (книги, картины, музыкальные произведения, технические изобретения и т.д.).

Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организации материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит всего 400 г., мозг человека в среднем - 1400 г. Наукой установлено, что мозг человека дифферинцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. [+ "функциональная ассиметрия мозга"] Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое.

Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом и с телом человека.

Еще раз подчеркнем, что сознание, являясь результатом деятельности высокоорганизованной материи, центральной харатеристикой своей сущности имеет не материальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Образ камня лишен его цвета, формы, твердости. Идеальное принципиально отличается от материального и противоположно ему. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности, как конструирование образов и т.д.

Сознание и язык

Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения - языке. Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Сознание и язык представляют собой единство, но это - диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики.

У высших животных есть элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек - деятельное производящее предметный мир и через него самого себя существо. В отличие от животного, жизнедеятельность которого в основном генетически запрограммирована, человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность; опыт человека существует только как общественный опыт, он не передается генетическим путем, а только коммуникативным. Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самопознания.

Для фиксации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь. Непосредственное отношение животного к действительности на основе действия 1-ой сигнальной системы сменяется опосредованным: материальной формой такого опосредованного отражения выступает слово. Как на основе орудийной деяельности человека удваивается мир, так на основе языковых знаков удваивается отражение. Это значит, что непосредственно с 1-ой сигнальной системой вступает в действие в действие 2-ая сигнальная система. Слово выступает наряду с непосредственным сигналом опосредованным сигналом отражения, так как человек реагирует не на звучание слова, а на его значение.

Слово имеет сложную структуру. Оно служит заменителем предмета: слово предмет обозначает. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, отражающее предмет, имеет материальную знаковую форму и идеальное содержание - смысл, значение.

Знак является материальным заменителем предмета; он служит для получения, хранения и передачи информации. Знак есть чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Между знаком и предметом никакого сходства нет (такое сходство было в пиктографическом письме). Есть небольшое количество звукоподражательных слов, например кукушка, где знак и предмет образуют некоторое единство.

Значение (смысл) слова есть идеальный образ предмета, получающий затем материальное выражение в знаке. Между знаком и значением существует отношение выразительности. Знак выражает значение, а значение выражается в знаке.

Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Если бы разумное существо с другой планеты посетило Землю и описало бы все языки, то оно не могло бы не приметить их удивительное сходство по логической структуре, определяемого строем единого земного мышления (субъект, предикат суждения, понятие, суждение, умозаключение). Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.

Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет языка, там нет и отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит,; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове, как Минерва из головы Юпитера в доспехах.

Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить - это еще не значит мыслить. Однако мыслить - это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами. (Выражение: знаю, но сказать не могу, лишено оснований). Внутренняя (молчаливая) речь отличается от внешней по структуре и может быть молниеносной. Предназначенная для себя, она опускает все, что является само собою разумеющимся.

Возможно ли мышление вне речи? Единство языка и мышления - это правило. Однако мысль может иметь и не словесное выражение - выражаются языком танца музыки, цвета и т.д. По признанию А.Эйнштейна, в механике его мыслительной деятельности обычные слова, как они произносятся и пишутся, не играли существенной роли. Здесь действовали крылья интуиции в отличие от веревочной лестницы логики. Однако правило остается правилом. Нарушение мышления всегда сказывается в нарушении речи, в ее так называемом расстройстве.

* * *

Итак, суммируя наиболее существенные особенности сознания, рассмотренные нами, можно дать ряд определений сознания в каждом из которых отраженa та или иная особенность сознания.

1) Продукт общественно-трудовой           деятельности;

многоструктурность деятельности - многоструктурность

сознания.

2) Целенаправленное отражение.

3) Опережающее отражение.

4) Творчески активный характер сознания.

5) Субъективный образ объективного мира.

6) Идеальный образ материального мира.

7) Продукт         развития           материи; свойство

высокоорганизованной материи; функция мозга, действующего на

основе потребностей человека.

8) Сознание материализовано в языке.

Таким образом, рассмотрев альтернативные взгляды на природу сознания, мы подробно остановились на распространенной в современной отечественной философии концепции сознания как атрибута деятельного человека. Есть основания предполагать, что в условиях мировоззренческого плюрализма на основе дальнейшего развития науки произойдет обогащение наших представлений о сущности сознания.

Литература

1. Андреев Д. Роза мира: Метафилософия истории. - М.: Прометей, 1991.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 1987.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. _ М.: Изд-во АПН, 1956.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -

М.: Политиздат, 1975.

5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990. N 8.

6. Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования.

1991. N 10.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.

8. Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6.

9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.

10. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука,

1987.

11. Философия: Учебное пособие... - Томск: Редакционно-издательский отдел ТПУ - 1992. - 270 с.

* * *

 

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

1. Проблема сознания в истории философии.

1) Проблема сознания в античной философии

2) Проблема сознания в средневековой философии

3) Проблема сознания в Новое время.

4) Проблема сознания в философии XX в.

2. Проблема природы сознания

1) Сознание и физические процессы

2) Сознание - человек - космос

3) Сознание - свойство живых организмов

3. Сознание как атрибут деятельного человека

1) Отражение. Сознание как высшая форма отражения.

2) Общественная природа сознания.

3) Особенности сознания.

4. Сознание и язык

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.