Дубовского муниципального района — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дубовского муниципального района

2019-07-11 124
Дубовского муниципального района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волгоградской области

Принято:                                                                                                  Утверждаю:

на заседании педагогического совета                                             Директор МКОУМалоивановскойОШ                                                                МКОУ Малоивановской ОШ Протокол№___                                                                                      _________________ Г.Зубкова                                                                                                           от «30»августа 2017г                                                                          приказ №_______ от «_»____2017г                                                                                     

Адаптированная  общеобразовательная

Программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья-

Задержкой психического развития

начального общего образования

На 2017-2023 учебные годы

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел ………………………………………………………………….…….3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….….3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………...9

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования………………….27

II. Содержательный раздел ………………………………………………………...33

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся сзадержкой психического развития……………………………………………………………33

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности…………………………………………………46

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с задержкой психического развития……………………………………………………………81

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………………91

2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………….…112

2.6. Программа внеурочной деятельности………………………………………….…132

III. Организационный раздел ………………………………………………….…138

3.1. Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования …………………………………………………………….138

3.2. Система специальных условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования……………………………142

 

 

 

I. Целевой раздел

 

 

Пояснительная записка.

   Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО)  МКОУ Малоивановской ОШ  является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные составляющие образовательного процесса на начальном этапе общего образования. АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО.

   Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) МКОУ Малоивановской ОШ составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1).

   Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО.

   Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы НОО.

   АООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса при получении начального общего образования и направлена на:

· формирование общей культуры обучающихся с задержкой психического развития,

· их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,

· на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с задержкой психического развития в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,

· сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.

    АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития рассчитана на 4-летний срок (1-4 класс) освоения.

    АООП НОО адресована:

· обучающимся с задержкой психического развития и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности педагогического коллектива по достижению каждым обучающимся с задержкой психического развития образовательных результатов; для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности родителей и обучающихся с задержкой психического развития и возможностей для взаимодействия;

· учителям для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов образовательной деятельности; для определения ответственности за качество образования;

· администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам образовательной деятельности; в качестве ориентира для создания условий по освоению учащимися АООП; для контроля качества образования; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательных отношений (учеников, родителей, администрации, педагогических работников и других участников);

· всем субъектам образовательных отношений для установления эффективного взаимодействия субъектов образовательных отношений;

· Учредителю и общественности с целью объективности оценивания образовательных результатов в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

    Функции, права и обязанности участников образовательных отношений определяются нормативно-правовой документацией.

    Данная образовательная программа разработана на основе:

· Конвенции о правах ребенка;

· Конституции Российской Федерации;

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

· Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;

· Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития;

· Положения о порядке разработки программ учебных предметов, курсов МКОУ Малоивановской ОШ;

· Устава. МКОУ Малоивановской ОШ;

 

    АООП НОО разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с задержкой психического развития, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

· Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития МКОУ Малоивановской ОШ;

    Обучающиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

    Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

    Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

    Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

    Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

    К общим потребностям относятся:

· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

· получение специальной помощи средствами образования;

· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

К специфическим образовательным потребностям относятся:

· создание специальных (коррекционных) условий для получения образования, в том числе «доступной среды»;

· наглядно-действенный характер содержания образования;

· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

· стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов;

· обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации(сотрудничество с родителями, активизация работы семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)ю

    В основу разработки и реализации АООП НОО для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Применение дифференцированного подхода позволяет учитывать их особые образовательные потребности, предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

    Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

    Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

· В основу АООП НОО для детей с ЗПР МКОУ Малоивановской ОШ;

 заложены следующие принципы:

    - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

    - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

    - принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

    - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

    - онтогенетический принцип;

    - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

    - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

     - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

    - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

    - принцип сотрудничества с семьей.

Цель и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

    Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР:

- обеспечение выполнений требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение многообразия специальной поддержки в получении образования обучающихся и выстраивания образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР, направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.

    Для достижения поставленной цели и реализации МКОУ Малоивановской ОШ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) предусматривается решение основных задач с учетом особенностей как коррекционной школы, так и массовой школы:

· формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни);

· становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

· обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

· достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

· обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

· использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Организация образовательного процесса при получении НОО опирается на систему учебников «Школа России», куда входят завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования:

· Русский язык. Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская JI.A. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

· Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

· Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

· Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.

· Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова НВ.

· Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

· Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).

· Физическая культура. Автор: Лях В.И.

· Английский язык (2-4 класс) Н.В Биболетова.

    Система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. УМК «Школа России» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».

    Для осуществления коррекционной работы в МКОУ Малоивановской ОШ созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    1. Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), обеспечивающий единую работу по социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ЗПР. Работа консилиума регламентируется Положением о ПМПк, которое рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

    2. Психолого-медико-педагогическая и социальная помощь включает в себя:

· психолого-педагогическое, логопедическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

· коррекционно-развивающие, психологические и логопедические занятия с обучающимися.

    3. Создана система внеурочной деятельности, основанная на принципах коррекционной работы.

    При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе технологии дифференцированного, индивидуального обучения.

        

 

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно­-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-­личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

Личностные результаты освоения АООП НОО

Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС Планируемые результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Осознает свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважает иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Отвечает на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда...
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта находит пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Ориентируется на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.