красный текст удалить, как повтор см выше талицы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

красный текст удалить, как повтор см выше талицы

2019-06-06 83
красный текст удалить, как повтор см выше талицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

14 819

💢 Пасхальная память

Арсений

Часть 70

 

Это транскрипция. Я не стал тебе писать по-сербски, потому, что ты все равно кое где не смог бы прочесть, а вот когда научишься читать, там я тебе буду писать прямо по-сербски. Он ведь простой язык и к тому же очень сходный с русским.

На первой седмице после Пасхи ездил в Гороховецкий монастырь. Немножко отдохнул от мирской суеты.

Ну, вот и все. Жду твоего письма. Приезжай. С любовию о Господе, твой убогий Арсений.

Недавно матушка Ирина нашла рабочие записи Арсения. "Тетрадь по сербскому языку":

Сто слов о любви (за фразой на сербском языке следует перевод Арсения)

Тело не може ни лубити ни мрзети. Тело не может ни любить, ни ненавидеть… Не может тело влюбиться в тело… Способность любить принадлежит душе… Когда душа влюбится в тело, то нет любви, но стремление, похоть… Когда душа влюбится в душу, не через Бога, то это есть - дикость или сожаление… Когда же душа полюбит душу через Бога, не обращая внимания на внешность тела (красоту, неприглядность), то это есть (настоящая) любовь…. Это есть правильная любовь, дочь моя.

Вспоминает матушка Людмила (ее сын Ваня, друг Арсения, стал свидетелем его кончины 10 мая 2001 года): "Иван пришел домой и в таком состоянии, что не может ничего рассказать, только поняла, что-то страшное стряслось: "Что случилось? Арсений в больницу попал?" Начала быстро собираться. Он говорит: "Умер Арсений". И начал рассказывать. Каждый день после школы они ходили на поле пасти Гусара. Ваня на велосипеде, Арсений на лошади. Доезжали до моста и соревновались: Иван по асфальту объезжал поле, а Арсений - по пашне, кто быстрее, у магазина они встречались.

И в этот раз так же поехали. Лошадь сразу же за монастырем понесла, пошла галопом, и Арсений не удержал поводья, со всего размаху лицом, грудью и животом ударился о березу. Ваня затормозил и даже глаза закрыл: "Ой, как сильно он ударился!" Арсений всегда был крепышом, очень терпеливым к боли, а тут не выдержал: "Вот это да, вот это удар!" - и начал растирать голову, грудь, живот. Уже тогда у него, конечно, было сотрясение, наверное, сильно кружилась голова. Лошадь побежала дальше, и он ее догнал. Ваня ехал на велосипеде следом.

У моста решили ее напоить. Арсений спустился к речке, стал поить коня. А тут проезжала машина - с диким шумом, рокотом. Конь вырос в скиту, на приволье, там машин нет. Обычно молодые лошади боятся резких звуков. Конь вздрогнул и побежал. Побежал сначала легко. Арсюша намотал повод на руку и сдерживал его. Ваня на дороге остался. Когда лошадь понесла, тут уже не до спора было, кто быстрее успеет. Ваня встал на дороге столбом, так и стоял, смотрел вслед. Лошадь все ускоряет и ускоряет бег, Арсений бежит за ней стремглав, а потом, как скакун - гигантскими шагами. Вдруг он запнулся. Собака Пулька, увидев, что Арсений упал, начала лаять, чтобы лошадь остановилась. Но она еще быстрее пошла, в галоп перешла. Арсений двумя руками пытался сдержать повод, но у него ничего не получалось. Лошадь начала его мотать и долго волокла по полю, Ваня пытался догнать Арсения на велосипеде, но по кочкам не смог ехать быстро. Он бросил велосипед и побежал бегом. Слышит, Арсений кричит: "Гусар, Гусар, стой! Гусар, Гусар, стой!" Ваня тоже закричал: "Стой! Тпру! Стой! Тпру!" Но лошадь начала заворачивать в кусты, куда они обычно ездили. Сын говорит: "Во мне все сжалось, и я ему кричу мысленно: "Да брось ты поводья, брось ты поводья! Что ты ее держишь?"" А сам ничего сказать не может - внутри все кричит, а выговорить не может. Видит, что лошадь мотает Арсения из стороны в сторону, приподнимает на полметра от земли, как мешок, бьет о землю. Конь скрылся за кустами.

Когда Ваня добежал, то увидел Арсюшу лежащим на земле лицом вниз. Гусар стоял рядом. Арсений уже не был связан с ней поводом, он, видимо, отвязался в полете, когда лошадь его перекидывала. Ботинки слетели. Был сорван крестик. Ребята потом ходили искать и нашли его. На теле отпечатались следы ударов копыт - на груди, плечах. Была выбита ключица. С одной стороны мякоть большого пальца, на который был намотан повод - содрана до кости. Когда Иван подошел, Арсений был еще жив. Он лежал на животе. Ваня позвал: "Арсений, Арсений!" Но он не мог ответить, только простонал с тяжким хрипом. Было понятно, что внутри у него все отбито. Ваня осторожно перевернул его. Заметил, что он смотрит в сторону, и помахал рукой перед лицом: видит или нет. У Арсения была разорвана губа, все лицо в крови. Левая сторона лица разбита: лошадь ударила копытом, и остался след. Ваня побежал искать телефон, но в магазине он не работал. Бегом обратно: "Арсений! Арсений!" В ответ опять хрип. Арсений был еще жив, слышал его.

Рядом было поле отца Анатолия. На поле были люди и в первую очередь начали ругать Ивана: "Ты что же не усмотрел, убил друга-то!" Ване сказали: "Уже позвонили, оставайся на дороге и жди "скорую"". Но он вернулся. "Скорая" приехала через десять минут. За минуту до прихода врачей Арсений на руках друга издал последний вздох".

У всех присутствующих останутся в памяти эти похороны. Духовная дочь отца Владимира Марина Д. уехала в Дивеево сразу же, как только было получено сообщение по телефону о смерти Арсения. Позже делилась: "На следующее утро мое внимание привлекла большая толпа мальчиков и девочек, которые во весь опор бежали по улице. Оказывается, они спешили к Арсюше. Целый день народ не убывал в храме Рождества Христова. Матушка Ирина провела здесь, рядом с сыном, последнюю ночь".

Все лицо Арсения было в синяках и запекшейся крови от ссадин и ударов, его прикрывал черный креп. Было невыразимое щемящее впечатление от этой сокровенности лица, как будто покров скрывал неведомую никому тайну этой недолгой жизни. Одновременно что-то высокое и торжественное касалось души. Хотелось стоять как можно ближе к гробу, который был так светел, прекрасен, так притягателен. С раннего утра в день отпевания храм был переполнен. Многим пришлось стоять на улице. Благодатная литургия, монастырское отпевание - без сокращений, множество детей, подростков, юношества, десятки из которых переступили порог церкви в первый раз. Арсюша лежал в лазоревом, своем любимом, богородичном стихаре, в котором он последнее время прислуживал в храме, посвященном Царственным страстотерпцам и новомученникам Российским под Дивеево. Тело мальчика утопало в цветах: тюльпаны белые, розовые, лиловые, желтые; всех тонов розы: светлые, красные, пурпуровые; сиреневая и белая нежная сирень. Огромные букеты роз всех цветов на полу в вазонах подле гроба. Безчисленные свечи отражали свое пламя в золотой резьбе подсвечников, иконы, казалось, жили сейчас особенной жизнью. Благоухание ладана, разноцветные ризы священников, взволнованные, особенные лица детей. Это был праздник! Многие плакали, но это был праздник: полуземное - полунебесное торжество. Да и что может быть большим праздником, чем возвращение на любимую родину - в дом Отца Всевышнего и собственного родного отца? И во мне звучали необыкновенные, столь редкие для сегодняшнего мира слова этого ребенка: "Мама, я не хочу сейчас жить! Я хочу жить в той Руси! Она уже никогда не вернется. Когда был Царь! Та Русь уже никогда не восстановится!.. Я же никогда не изменю, мам! Никогда не изменю Господу! Я же, как хотел монахом, я и стану!.. Я никогда не изменю бывшему". Так для Бога дорого изначальное намерение каждой души, даже если под натиском врага она не в силах была его до конца исполнить. Но на это есть покаяние. Молитвы, страдание и жертвы. Жертвы живущих на земле и - на Небесах.

Никогда не слышала на отпевании такого слаженного глубокого пения. Пели, облаченные в черные подрясники, юные друзья Арсения, приехавшие из Гороховецкого монастыря, на три-четыре года его постарше. Братский хор...

Опыт жизни напоминал, что дети боятся покойников, но они льнули ко гробу. Как только от него отходил дьякон после очередной ектеньи и каждения, ребята вновь брались руками за края гроба, клали на тело Арсюши свои ручки. Как только кончилось отпевание, толпа подростков плотно обступила гроб; море детских рук легло на небесный стихарь. Дети гладили сияющую голубизну атласной ткани, гладили израненные руки друга, необыкновенно мягкие и, казалось, теплые. Страшно зияла темная открытая рана на правой руке у большого пальца: многократно намотанный на руку, как струна натянутый повод перерезал ее до кости. В кровоподтеках и ссадинах, Арсюшины руки сжимали крест. Слезы непроизвольно хлынули из глаз: "Он вам ответит, - думала я, с лаской глядя на этих детей, ощущая, как каждый из них - дорог Богу, как будто Арсюша и через меня обнимал их всех новой, уже Небесной любовью. - Он вам ответит на вашу любовь - протянет вам руку из Вышнего Царствия, поможет каждому из вас в безысходную минуту". "Посмотри, - стоявший рядом мужчина наклонился к своему сыну, - у Арсюши лицо закрыто, как у монаха".

Десяткам людей хотелось нести гроб или хотя бы прикасаться к нему. Многочисленные машины заполонили пространство возле храма. Думала, поедут только они, а людские толпы разойдутся по домам - отдыхать после столь длительного богослужения. Но все было иначе. Машинам всех марок пришлось тихо ехать, приноравливаясь к скорости пешеходов: все несметное количество народа двинулось к далекому кладбищу за окраину Дивеева. (Матушка игуменья просила митрополита Николая дать разрешение похоронить Арсения рядом с отцом. На просьбу последовал отказ). Длинное пространство дороги покрыла безконечная процессия из детей и взрослых. Десятки машин из Москвы. Московские чада приехали с подростками и малышами. Удивляла отвага матерей, окруженных несколькими детьми, от мала до велика. Одна "Газель* привезла семью священника с восемью детьми. Все они знали и любили Арсюшу. Быстрый, легкий, отзывчивый - он запечатлелся в памяти и самых младших, бывших здесь наездами. Многие настояли, чтобы их взяли во что бы то ни стало. Я думала: значит, и самая юная душа способна понимать важность прощальной встречи.

Неодолимая сила светло и властно собрала здесь это множество народа. Улавливала в толпе обрывки разговоров: "Какая-то необыкновенная смерть, "старинная" - от лошади. Только в прежнее время случались подобные смерти". Кто-то добавил: "Древних христиан, помните, умерщвляли: привязывали к лошади и пускали ее в галоп... У Трифона мученика подобная кончина".

Окна домов, мимо которых ехали и проходили, были заполнены людьми всех возрастов. На подоконниках в рубашонках стояли едва ставшие на ноги малыши, трех, двух лет и ниже. Поражала глубина серьезности, отпечатленная на лицах самых маленьких. Многих младенцев несли на руках. Кого-то везли в колясках. Признаться, я не видела ничего подобного. Размеры процессии были столь нестандартны, что вызвали волнение милиции. Несколько милицейских машин обезпокоенно появились на обочинах дороги, шоссе им никто не уступил. Убедившись в непоправимости ситуации, милиция скрылась.

Дивной красоты резной крест раскрыл свою сень над Арсюшиной могилой! Его готовили для священника, которому он не понадобился. Матушка Ирина рассказала, что сын видел этот крест после окончания работы над ним. Ничего не было в жизни Арсения дороже символа креста, и он склонился и приложился к нему в мастерской духовного сына отца Владимира Д., который его резал, - за несколько месяцев до своей кончины.

Невыразимые минуты, когда дорогой гроб (вот уж воистину клад, и поэтому - кладбище) медленно опускают в свежевырытую могилу, и первые комья земли мерно ударяются о его крышку: три горсти - "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа* или совершая этой землею - там, в глубине - знамение креста. Люди просят стоящих ближе подать им землю с глиняной насыпи. Так медленно все совершается, столько людей, склоняясь над этой судьбой, - заглядывают за черту собственной жизни, жизни своих детей... Последняя лития у Арсюшиного холма из цветов. Никто не расходится, людям трудно оторваться от этого места, хотя после отпевания прошло уже более трех часов, и все на ногах с раннего утра. Мы с подругой поворачиваемся друг ко другу и говорим в унисон слова одной и той же мысли: "Отец Владимир с Арсением смотрят сейчас на нас, радуются тому, что все мы здесь - и мы слышим их радость эту Небесную". Как светло на душе. Как она утешается - слышит любимых, слышит, как молится приблизившееся Небо, как Оно касается каждой присутствующей здесь детской и взрослой души и вслушивается в ее отзыв.

Обширная монастырская трапезная была переполнена пришедшими помянуть Арсюшу. Разнообразие блюд, сладости, фрукты. После стольких часов без отдыха не очень хотелось есть, и все это казалось продолжением духовного торжества: "Христианская трапеза - продолжение Божественной литургии".

Матушка Ирина: "Сон в первую ночь после смерти Арсения приснился инокине Т. Множество людей в храме Рождества Христова. Все столпились у гроба. Вдруг Арсюша начинает шевелиться, открывает глаза, садится в гробике и такой радостный, радость его просто заливает (она даже мне передалась) и говорит: "Как я счастлив, что меня в подряснике положили! Как папу облачали, как папу", - и гладит свой подрясник и стихарь. "А я, - говорит инокиня, - озираюсь: где же матушка? Матушка Ирина где? Нужно, чтобы она слышала". Но ее нет. Арсений опять укладывается в гроб, складывает руки, смотрит на нас и произносит: "Ну, ничего, вы же ей расскажете".

Сегодня получила письмо от Ани из Твери. Она пишет: Вы меня не знаете. Прошу простить мое дерзновенное вторжение к вам. Знаю вашу печаль. Скорблю вместе с вами. Пишу, так как не могу не сказать. Перед смертью сына отец Владимир снился мне. Он весь светился. В день кончины Арсения, о которой я, конечно, не знала, батюшка приснился и был глубоко сосредоточенный и грустный. И на мою просьбу: "Останьтесь с нами", - ответил: "Нет. Я теперь домой". Вы понимаете, матушка Ирина, он не оставит вас, он пошлет вам с Небес помощь, поддержку и Небесное благословение.

Отец Владимир мой духовный отец. Он извещает меня о всем необходимом и отвечает на мои вопросы. И сейчас эта связь усилилась, наверное, потому, что я заказала по Арсению и отцу Владимиру сорокоусты. Отец Артемий Владимиров написал в ответ на мое письмо: "Отца Владимира никто вам не заменит. Он смотрит на вас с Неба и участвует в вашей жизни". Отец Артемий благословил меня остаться духовным чадом отца Владимира. Все, что происходит, так страшно и так дивно. И плод вашей семьи велик. Два праведника в вечности, покинувшие землю. И сердце ваше вмещает совершенно противоречивые чувства... Происходит переплетение границ миров, вечного и дольнего. Пережить все это можно благодаря одной Божьей помощи. Внутренняя гармония, умиротворение достигаются лишь духовной жизнью. Вот, дорогая матушка Ирина, никак не утешаю. Просто не могла умолчать. Бог не оставит вас. "Никогда не унывайте, даже если весь ад восстал бы на вас, и весь мир кипел на вас злобою, веруйте - близ Господь" (слова прп. Варсонофия Оптинского). Да укрепит, дорогая матушка, вас Господь с Лидочкой.

Земля - приют несовершенства:

Повсюду зрак неполноты.

Душе, взыскующей блаженства,

Опасны здешние сады.

Будьте хранимы святыми молитвами Вашего батюшки. Р.Б. Анна.

volskcity.ru/text/36.htm

14 982

💢 Пасхальная память

Арсений

Часть 71

Второй сон видела женщина, которая живет недалеко от нас. В храм она почти не ходит. Рассказала своей воцерковленной сестре: "Представляешь, сегодня вижу сон такой странный. Этот мальчик, наш сосед погибший, лежит б гробу в храме. И я думаю: "Господи, помилуй, зачем его в длинной одежде положили, как девочку, в голубом красивом платье?" Сестра ей поясняет: "Это такая церковная одежда". И все недоумеваю: "Что это такого взрослого мальчишку положили в длинном платье?" А мне голос сверху произносит: "Эту одежду ему приготовил его отец"".

За несколько дней до смерти Арсения пятнадцатилетней Д. снится сон. Накануне мальчик подарил ей фотографию папы, и она поставила ее в шкаф. Во сне замечает, что рядом с нею появилась фотография Арсения. Она спрашивает: "Папа, ты принес второй портрет?" - "Это не я". - "Мама, ты это сделала?" - "Нет". - "Кто же поставил сюда фотографию Арсения? Ну, я не понимаю, зачем рядом: отец Владимир ведь умер, а Арсений живой".

Он приснился ей сразу после смерти и сказал: "Я всех видел, кто у меня был на отпевании. Что вы так плакали? Я ведь только два дня был мертвый, а потом - уже воскрес. У нас тут все живые". "Говорит, и такой радостный, - добавила Д. - Выразить нельзя, такая от него радость".

Девочка начала впервые в жизни читать молитвы об усопшем. И ей снится: хриплый голос ужасный ей говорит: "Хватит молиться за него. Все равно он мой будет". А я отвечаю: "Нет. Он в Раю!" - "Ты что, сомневаешься, что я его убил?" Говорю: "Да, не сомневаюсь, что его бесы убили, но он все равно у Господа". - "Если б Бог был всемогущий, Он бы его спас!" "И вот так препирался. Всю ночь препирался со мной. И я четко понимаю, что это бес - хриплый отвратительный голос с левой стороны. Как будто нечто мерзкое - поодаль от меня. Папа мне сказал: "Вот ты первый раз в жизни стала читать Псалтирь об Арсении, и тебе такое искушение. Твоя молитва сердечная - противна бесам"". Девочка больше всех переживает. С ней полный переворот. Была совсем нецерковная, а теперь все изменилось. И сразу же ей бес начал угрожать: вот как ненавистна им молитва от сердца. Сейчас вся семья исповедуется, причащается. Девочка стала читать духовные книги.

В другом сне она спрашивает: "Арсюша, ты хоть скажи, где ты?" - "Сейчас не могу. Вот 40 дней пройдет, тогда я тебе скажу". Удивительная связь.

Другая девочка: "Столько много Арсений мне во сне сказал, но я ничего не запомнила, и только последняя фраза: "Если бы вы могли представить, насколько здесь лучше, чем у вас. Как же тут хорошо!""

Арсений приснился сестре: "Такой Арсюша светлый, чистенький - костюм беленький, рубашка белоснежная, говорит: "Передай мальчишкам (по именам всех друзей назвал), скажи им непременно, чтобы они помылись в бане. Обязательно - чтоб в бане помылись. Я уже вымылся"". Регент Гороховецкого монастыря отец Савва ездит на инвалидной коляске, он без ног. Арсений, когда пел у них, всегда после службы сопровождал его колясочку, любил его возить, ухаживал за ним, глубоким инвалидом. И отец Савва его любил, они разучивали вместе песнопения разных монастырей, всевозможные напевы: Киевский, Валаамский, Почаевский, знаменный. Отец Савва ему говорил: "Арсюша, у тебя такие дары, тебе надо учиться. А потом к нам в монастырь придешь". Он очень мальчиком дорожил, смерть его переживал. На отпевании не был. И именно его Арсюша утешил. Снится регенту, что мальчик идет на клирос к ним петь. Отец Савва: "Арсений, ты же умер?!" А он - так радостно: "Да я просто ушибся, я петь пришел". И поет с ними.

Близкий знакомый семьи, иеромонах В.: "Приехал Арсения отпевать, а сам такой измученный. Смотрю, отцы бодро служат, а я едва стою, жуткая слабость. Кто бы знал, что я еле-еле на ногах стою, так плохо себя чувствую. И внутренне помолился: "Арсюша, ты видишь меня насквозь, тебе теперь все открыто. Ну почему я так болею, все время будто на последнем издыхании?" - так мысленно с ним разговариваю. И вдруг ответная мысль: "Слишком много подвигов на себя взял"".

В одном сне про брата Лида присутствует при Арсюшиной молитве. Он поет "Богородицу" нескольким монахиням. Начинает необыкновенно красивым высоким тембром. Голос непередаваемой красоты, берет очень высокие ноты. Валаамский напев с поворотами мелодии, Лидочка уловила и греческие оттенки. Поет очень долго, но невозможно наслушаться, она даже оглядывается - не подпевает ли ему кто-нибудь. "Вот это да, никогда так не умел", - не верит сама себе. В этом же сне они бегут, взявшись за руки, уже далеко от стен прекрасного монастыря, в котором они только что были. И вдруг какие-то торговые ряды, лавки. И Лида начинает их рассматривать. Арсюша: "Ну что ты все на тряпки смотришь?" Бежим дальше. Вдруг он приостанавливается и говорит: "Я тебя очень прошу: только не будь ты шмоточницей, шмоточницей не будь". - "А ты оставайся всегда таким веселым, каким был". Просыпается и говорит маме: "Чувствую теплую руку Арсюши в своей руке". Лида добавила: "Это он всем нам, девчонкам, сказал. Может быть и кому-то из взрослых".

Еще один сон Д.: "Отец Владимир с Арсением подходят к матушке Ирине, маме, папе и ко мне, говорят: "Пойдемте с нами". Но вы все остаетесь. Только Арсений: "Ну, мы с ней вместе пойдем", - берет меня за руку, и мы направляемся к реке. На берегу лодка, необходимо переплыть на другой берег. Но добираться к лодке невероятно тяжело. Очень страшно и больно идти. Жуткие змеи, колючки, угли горящие - и все впивается. Нестерпимо, не знаешь, куда ступить. Страшно болят ноги: "Невозможно пройти, я дальше не могу!" Он пошел один. Потом вернулся, взял меня за руку, и снова пошли вместе. И как только вступили в лодку, сразу все закончилось. Боль прошла как и не было. Переплыли на другую сторону. А там неописуемая красота: звери и пальмы, настоящие павлины. И даже львы!" (Волею случая, присутствовала при этом рассказе. На худеньком красивом лице девочки при последних словах изобразился сияющий детский восторг.) Опять вижу отца Владимира, и он: "Видите, дети уже прошли. И вам всем то же предстоит". Батюшка в удивительно светлых одеждах. В монашеском, но весь сияющий".

На 40-ой день Д. видит Арсения: "Стоит в белой одежде. Весь светится: "Вот я и пришел. Я же тебе обещал, что на сороковой день все тебе скажу. Я спасся. И если будут тебя смущать, говорить, что я погиб - не верь никому. Всякое обо мне услышишь. Будут тебя искушать. Все равно не верь. (И вспомнила, как меня бес уже искушал). И вы ведь за меня как молились. И сколько людей молилось. Я - в Царстве Небесном". Говорю: "Слушай, тут один мальчик рассказал, ему обо мне приснилось, будто бы меня лошадь понесла и тоже убила". А он на меня посмотрел пристально: "Исправляйся! Исправляйся!""

На 40-й день Арсения пришли помянуть толпы подростков и взрослых. К вечеру мы зашли в его келью, человек восемь, в основном ребята. Все говорили вполголоса. Смеркалось. Тихо сияли две лампады. Было то редкое состояние, когда люди смотрят на иконы, понимая, что святые смотрят на них. Вдруг один мальчик, лет десяти, снял с полочки небольшой образ Спасителя. "Смотрите!" - и протянул его матушке Ирине. Все головы склонились над маленькой бумажной иконой Нерукотворного Спаса - сверху донизу покрытой потоками, росой мироточения. "Раньше этого не было", - сказала матушка. Все безмолвно несколько минут внимали тому, что хочет нам сказать хозяин этой кельи. Когда она опустела, я поднесла репродукцию Спаса со старинного образа - к окну Арсения, последнему сумеречному свету. Темнело на глазах. Осторожно приложилась к краю святыни, машинально заглянула на ее обратную сторону. И прочла: "Молитва Оптинских Старцев о неприятии печати антихриста" (молитва, которую постоянно распространял отец Владимир последние годы своей жизни).

Господа Иисусе Христе Сыне Божий, сохрани нас от обольщения близ грядущего богомерзкого антихриста и избави от всех козней его и укрой нас и вся православные христианы от коварных сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. И не дай нам, Господи, убояться страха диаволъского паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой Церкви Твоей. Но даждь, Господи, лучше пострадать и умереть за имя Твое Святое и веру православную, но не отречься от Тебя и не принять печати проклятого антихриста и не поклониться ему. Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день Страшного Суда Твоего. Аминь.

Как хочу такую икону, подумала я. И на следующий день получила ее в подарок от матушки, стоящей у подсвечника Божией Матери "Умиление" в Троицком соборе. Прохожу мимо и слышу: "Что-то хочу тебе дать", - и приняла из ее рук Нерукотворного Спаса с такой же молитвой. Спасибо, Арсюша.

Как быстро летит предсказанное апостолом Иоанном последнее время. Уже минуло полгода Арсению. Все стремительнее, вскачь, сменяют друг друга события. Люди торопятся, не прикладывая труда заметить, вглядеться друг в друга. Яркий мальчик, с живыми глазами, стремительный, веселый, остроумный, не дававший спуска драчунам - любимец мальчишеского общества... Недавно приехавшие в Дивеево телевизионщики разговаривали с друзьями умершего: "Какие противоречивые свидетельства об Арсении: кто-то называет его хулиганом". Ответ заставил их задуматься: "Да разве в наше время можно быть - самим собой?! Естественно, он скрывался", - произнес Ваня, бывший свидетелем смерти Арсения. Кто-то добавил: "Каждый понимает другого в меру своей испорченности".

Думаю об этом неординарном ребенке, склоняюсь перед подвигом невзрослой жизни. Нам оставлены на память Арсюшины детские фразы: "Сильный ветер гнет деревья, летят листья и - одна птица. Она сопротивляется, борется с ветром..." Кажется, все восстает против нее, но где-то впереди Свет. К Нему нужно прорваться... Эта недлинная жизнь вместила все: духовные взлеты и поражения. Узнала периоды, когда Небо слышит, чудесно помогает - и Богооставленность. Нелегким путем получила духовное прозрение: осознание своей падшести, неисцельности греховных ран собственными силами. Дал бы Бог каждому из нас так бороться с собой, как боролся этот мальчик, так противостоять страшному душетленному ветру русской Апостасии. Сегодня это уже вихрь, напрягающий силы, чтобы смести в преисподнюю несосчитанное число новых душ. И завтра это будет смерч, готовый погубить и избранных. Душа Арсения знала Свет, и поэтому Бог дал ей, молитвами отца Владимира, - приобщиться Ему, обрести вечность. Не смею рассуждать о том, какая часть мученической кончины Арсения была расплатой за его юношеские срывы. Кто подобное миновал?! Уверена, что эти страдания были даны для того, чтобы получить ему дерзновение в молитве. Знакомый батюшки, протоиерей Борис заметил: "Все это труды, все это - продолжение жизни отца Владимира".

Наталья Григорьевна, преподавательница музыки детей отца Владимира: "И для нас, взрослых, и для детей Арсюша явился вразумлением. Уроком, примером, светлой памятью. Эта смерть потрясла. И детей. Ведь многие подростки задумались, и, может быть, через эту жертву кто-то обретет Бога. Посмотрите, отец пожертвовал собой - для всех нас. Дальше ниточка - Арсюша. Скольких это потрясло, и может быть многие дети одумаются. Опомнятся, начнут молиться, причащаться. От этого легче, потому что это не какое-то растительное существование. Это - возвращение домой.

Нередко независимое поведение было его защитой. Тонкие души, чтобы отвлечь внимание от себя - могут быть иногда даже дерзкими. Они повышенно реагируют на этот мир, погрязший во зле. Им не надо почестей. В толпе они будут вести себя заурядно, в душе совершенно другое. Ибо сказано: "Не мечите бисер... Не упоминайте имя Божие всуе". Все настоящее - прячется. И в природе самоцветы под спудом. Он жил в этом мире. Он не поминал имя Божие напрасно. Как порой старцы, оказавшись в селении, в отсутствие другой еды ели мясо, а вернувшись в келью, усугубляли пост. Он чувствовал, где и как себя вести. Понимал время и обстановку - где, что уместно сказать. Как у апостола Павла: с эллинами я был эллином, с язычниками - язычником...

"В нашей хаотической современности один идол все неодолимее навязывает себя как единственного бога, все безжалостнее мучит своих поклонников. Это божество - дух времени. Перед ним день и ночь бьют поклоны измученные люди и приносят ему в жертву свою совесть, свои души, свои жизни и свои сердца...

В нем человечество обоготворило все болезни свои, все грехи свои, все пороки и преступления свои" [ 7 ]. Благодарим Бога за еще одну спасенную Им душу в этом "людоедском мире нынешних дней", где погибают от наркомании, пьянства, растления жертвы духовной дезориентации - безчисленные, в том числе и юные, души, безконечно драгоценные Богу.

Склоняюсь на снежный холмик Арсюшиной могилы, прикладываюсь к маленьким иконам на кресте: Господь, несущий на Голгофу Свой Крест, Цесаревич Алексий, Дивеевский монастырь, Царская Семья. "Какое редкое изображение Христа, изнемогающего под ношей Креста". - "Да, это любимый Арсюшин образ, - ответила матушка Ирина, - он с раннего возраста клал его на аналой, когда молился".

Зашла в Арсюшину келью в момент, когда Лидочка рассказывала духовным чадам отца Владимира, послушникам Зосимовой пустыни, о последней весточке от Арсения. Он приснился Д. и сказал: "Пожалуйста, отдай листик, с каплями моей крови, что ты сорвала рядом с местом моей смерти, маме. Он должен быть у нас дома". "И Д. принесла нам этот листик, - добавила Лидочка, - о котором никто, кроме нее, не знал. И мы его храним, потому что мученическая кровь - это святыня".

Матушка Ирина: "Однажды Арсюша подошел ко мне: "Послушай, как русская игумения пишет". Раскрыл православную газету "Ковчег": "Вспомним, как крестил святой князь Владимир русский народ: вначале сам уверовал, оставил разгульную жизнь и своих безчисленных наложниц, целый гарем, - стал ревнителем духовно-нравственной жизни по заповедям Божиим, а потом всему русскому народу объявил: "Кто не со мной, тот мне не друг". Ему тогда было 25 лет, и какое чудо произошло! Старцы, убеленные сединами, оставив свое идолобесие, пошли омываться от грехов в струях Днепра. Весь народ ликовал вместе с Ангелами! Возвеличил русский народ Бога!!! И Бог, полюбив его, возвеличил перед всеми другими народами...

Как хочется хорошо это вспомнить/ И не называться "арестантами" в своей стране, Православном Отечестве, на земле, которую наши предки завещали нам, обагрив ее своею мученическою кровью, освятив ее своими святыми мощами, обустроив и украсив ее храмами. Хочется молиться, думать, верить и за это умирать. Чтобы на сердце написалось: МЫ - В РОССИИ, и МЫ ~ РУССКИЕ. Оживить это в самых ярких, действительных красках - кем мы были?! Народом, который в своей вере, в своей преданности Богу, в своей любви к Его Пренепорочной Матери, в своем восхищении и следовании за святыми стоял - вперед и всех народов: НАРОД - БОГОНОСЕЦ! Мы отступили от Бога, но Он от нас не отступил... И мы хотим вернуться к своему предназначению!

volskcity.ru/text/36.htm

14 810

💢 Пасхальная память

Арсений

Часть 72

 

Вот за что теперь предстоит борьба. За национальное Русское ПРАВОСЛАВНОЕ - самосознание! Человек - это образ и подобие Божие, и создан свободным. Бог дал эту свободу из ЛЮБВИ к нам, чтобы мы любили Его, будучи свободными, а не принужденно. Это смысл человеческой жизни. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ. Так думает русский человек, и всякий православный. ПРАВОСЛАВНЫЙ это одинаково - РУССКИЙ. Поэтому даже люди иных национальностей, принявшие Православную веру, говорят о себе: "Я русский": значит, свободный, свободно исповедающий свою веру, свою любовь к Творцу. Лишиться этой свободы и веры ради чего-то другого, ради временных благ, почестей или каких-то душевных удовольствий ПРАВОСЛАВНЫЙ человек никогда не согласится. Да и обман все это, то есть слова о благах. Просто этими обещаниями сатана хочет обмануть привязанных к земному людей, чтобы окончательно пленить их и потом мучить вечно".

По-новому ложатся на сердце дорогие строки Ивана Шмелева, так любимые Арсением:

"Я не собираюсь учить любви к Родине... Думаю о том, как приблизить Родину и сделать ее своей и светлой.

Что значит - найти Родину? Прежде всего: душу ее почувствовать... Не землю только, не символ, не флаг, не строй... Что же родное в ней? Все, что заставляет трепетать сердце, что переплеснулось в душу, как через один взгляд неожиданный - вдруг перельется из родных глаз бездонное, неназываемое… без чего - нельзя. Ей шепчут в ночи признания. Ее в снах видят. Она смотрится в душу родным небом, солнцем и непогодами. Она говорит нам родной речью - душею слов, своими далями и путями... Вяжет с собою могилами... Вливается в сердце образами Великих, раскидывается в летописях и храмах, в куполах... Чуется вся в свершенном, зовет-увлекает далями. В путеводных огнях-маяках видится нам Дух- водитель- Бог ее!

...Есть многие души российские, которые знают сердцем. Они Бога в душе несут, душу России хранят в себе. Они за нее боролись безотчетно, отдавали себя в порыве. Они правду России чают. Из них первые - горячая молодежь наша... Они вернут России ее имя-душу!.. Они знают и чутко верят, что нужно Величайшее положить в основу - Слово Животворящее, Слово Бога. Будить и поднимать души, звать к подвигу.

"Да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет!"

Грядем, Господи! Мы берем Крест, и мы понесем Его! И жизнь освятим Крестом! Души свои отдадим на Крест! Умеющие слушать, да прислушаются к душе России! Она им скажет пути свои, пути Божие, пути прямые... Душу свою выковать для этих путей надо!.."

⏏ [1] "Мир тебе и утешение от Господа". Письма к духовным чадам. 2001 г.

⏏ [2] Монахиня В. рассказала, как была вместе с семьей отца Владимира в полуразрушенном храме в окрестностях Дивеева: "Арсений немедленно начал "служить". Такой маленький мальчик, казалось, он мог воспроизвести всю всенощную". Матушка Ирина: "Он знал наизусть и литургию, но это "служение" мы ему запретили".

⏏ [3] Матушка Ирана: "Среди рукописей Арсения нашла текст с надписью: "Тетрадь подлинно русских слов". Каждое слово - с современным аналогом, помечено двумя-тремя буквами: редко употребляемое, простонародное, местное, устаревшее, разговорное. У него были лингвистические способности. Кто-то прочил его на филологический факультет. Всегда внимательно прислушивался, когда я разговаривала с интересными людьми. Восхищался образностью русской речи. Наследственная (от отца) чуткость к слову. Мог бы выучить несколько языков".

⏏ [4] Все выделенное - авт.

⏏ [5] "Блаженная схимонахиня Мария", Самарское отд. Литфонда России, 2001 г.

⏏ [6] Записала матушкин рассказ на пленку. Молитва Ангелу-хранителю оказалась едва слышной. Не зная, что делать, начала читать принадлежащий Арсюше акафист Ангелу-хранителю (подарок матушки после смерти сына). Дошла до молитвы и узнала, что текст, которым пользовался Арсений, является окончанием молитвы из акафиста. Как скоропослушливы Ангелы за молитвы Арсюши.

⏏ [7] "Прогресс в мельнице смерти. О духе времени". 2001 г.

volskcity.ru/text/36.htm

💢 Пасхальная память

Заключение

Часть 73

 

"И человеческое добро, и человеческое зло на земле суть введение и приготовление для человека к вечной жизни либо в царстве вечного Божиего добра - в раю, либо в царстве вечного диаволъского зла в аду.

Рай не что иное, как осуществленное Евангелие, пережитое - прочувствованное Евангелие. Более того, рай - это прочувствованный человеком Господь Христос в полноте Его Богочеловеческой личности. А Христос живет в человеке посредством Своих Богочеловеческих добродетелей. Они постепенно проникают в душу и неотступно выталкивают из нее грех, зло, смерть и диавола, а власть передают добру, любви, истине, безсмертию и Богу" [ 1 ].

Отец Владимир учил нас, что нет иного пути к Богу, кроме пути Покаяния.

Дивеево - покровом святых молитв Божией Матери, велией мольбой преподобного Серафима, всех известных и непрославленных святых этой Небесной земли - Четвертого удела Пренепорочной Матери - стало тем местом, где устоявшаяся за век атеизма трясина русской жизни всколыхнулась, задвигалась, и люди, не веря себе, опамятовались, пробуждаясь к жизни в Боге. Одним и


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.