Предмет, метод, принципы и система экологического права. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Предмет, метод, принципы и система экологического права.

2019-06-06 216
Предмет, метод, принципы и система экологического права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).

Нормы ЭП - общеобязательные правила поведения субъектов экологических отношений по поводу использования и охраны окружающей среды. Формируются под воздействием экологических изменений.

Нормы подразделяются на:

-комплексные

-отраслевые

-экологизированные (содержащиеся в др. отраслях права, и принимающие участие в регулировании экологич. отношений).

По содержанию юр. предписания:

1.нормы-пинципы (общеэколог., отраслевые, межотраслевые).

2.нормы-приоритеты

3.нормы-правила (обязывающие, поощрительные, запрещающие, управомочивающие).

Особенности экол. норм: отражают не только соц. закономерности общ. развития, но и закономерности эколог. развития; они представляют собой единство соц-эколог. закономерностей.

Эколог. Правоотношения-   общ.отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами Экологического права.

Все эк. отношения можно разделить на:

1.природоресурсные (связаны с использованием)

2.природоохранные

3.отношения по обеспечению экологической безопасности

Субъекты: РФ, Суб.РФ, МО, физически и юридические лица.

Объекты:

1.окружающая природная среда в целом(интегрированный об-т)

2.отдельн.объкты природы (дифференцираный)

3.комплексный объект (заповедники,заказники) это непосредств. объекты

Опосредованный объект: жизнь и здоровье человека, права и свободы гр-н.

Особенность непосредст. об-та в ЭП:

-имеют естественное происхождение

-нах-ся в экол. взаимосвязи

-триединство (собственность, хозяйствование и объект природы)

-выполняют жизнеобеспеч. функции

-не изолированы от воздушной стихии.

Источники экологического права (понятие, система, особенности)

Источники экологического права – форма выражение, закрепление норм экологического права.

Особенность:

1)    множественность источников (комплексной отраслью права+отнесено к совместному ведению РФ и субъектов);

2)    динамизм источников (молодая и развивающая отрасль);

3)    связь с нормами других отраслей (участие практически во всех органов государства+ есть законы, которые содержат экологические нормы и входят в источники экологического права: Конституция, ГК, УК и т.д.)

Современная система экологического права:

Конституция-> Международные договоры->ФКЗ, ФЗ->законы субъектов РФ->подзаконные акты: указы Президента, постановления Правительства->акты органов местного самоуправления->локальные нормативные акты-> обычаи (у малочисленных народов севера, Сибири и дальнего востока)

5. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание). +

Право собственности на недра в РФ. Право собственности на водные объекты.

Право собственности на природные ресурсы (в объективном смысле) – совокупность норм, закрепляющих права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в целях их рационального использования и охраны ОС.

(в субъективном смысле) – право отдельно взятого собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами

 

 

  Природные ресурсы Воды Недра
Формы собственности Частная, государственная, муниципальная Исключительно федеральная собственность (поверхностные), исключительно государственная собственность (подземные) Искл.: пруды, обводненные карьеры – к любой форме собственности, привязаны к форме собственности на земельный участок исключительное право собственности на недра РФ, делегирование участков недр в пользование
Субъект

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юр и физ лица

Объект

1) общий – фонды природных ресурсов;

2) индивидуально определенные объекты;

3) (для земельных участков – земельные доли).

Право собственности на леса в РФ. Право собственности на животный мир.

  Леса Животный мир
Формы собственности Леса, расположенные на землях лесного фонда – в федеральной собственности; Леса, расположенные на землях иных категорий - по форме собственности зависят от земельного участка, на котором они расположены   В государственной собственности
Субъект

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юр и физ лица

Объект

4) общий – фонды природных ресурсов;

5) индивидуально определенные объекты;

6) (для земельных участков – земельные доли).

Виды водопользования

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

 

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Виды использования лесов

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 180-ФЗ)

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ)

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

 13. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. По договору пользования водными биоресурсами одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Правовая охрана недр.

Правовая охрана недр - это совокупность приемов и способов, предусмотренных законодательством, направленных на рациональное использование и охрану недр, а так же на безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

В Главе 3 Закона «О недрах» содержатся требования по рациональному использованию и охраны недр (ст. 23).

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

 

Требования по безопасному ведению работ - ст 24 Закона «О недрах». В частности:

1. Допуск к работам лиц, имеющим специальную подготовку.

2. Правильное использование взрывных веществ, их учет и хранение.

3. Систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы.

4. Осуществление мероприятий по предупреждению внезапного выброса газов.

5.

Существуют правила охраны недр, которые утверждены постановлением госкортезнадзора России от 06.06.05 «№ 71. В этих правилах содержатся требования к проектированию, реализации добычи недр. Для реализации требований осуществляются следующие мероприятия:

1. Проводится геологическое изучение недр и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых.

2. Проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, а так же государственная экспертиза экологической информации.

3. Осуществляется государственный учет и государственная регистрация. Учету и регистрации подлежат работы по геологическому изучению и предоставленные для различных целей участки недр. Государственная регистрация также осуществляется в отношении выданных лицензий на недропользование.

4. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

5. Осуществляется лицензирование недропользования - это меры организационно-правового характера.

К мерам экономического характера можно отнести систему платежей в сфере недропользования.

Осуществляется государственный надзор. Он осуществляется как за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, так и за безопасным ведением работ, связанных с использованием недр.

Что касается государственного горного надзора - он осуществляется Ростехнадзором России при осуществлении федерального государтсвенного надзора в сфере промышленной безопасности.

Порядок осуществления того и другого надзора осуществляются на основании Постановлений Правительства РФ (от 12.05.05 № 293; от 02.02.10 № 39).

Редкие геологические обнаружения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную, культурную ценность могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, либо памятниками природы и культуры.

В случае нарушения законодательства о недрах виновные привлекаются к юридической ответственности.

Правовая охрана вод.

Правовая охрана водных объектов - представляет собой систему предусмотренных в законодательстве требований по охране вод, водных объектов (других природных объектов, комплексов), взаимосвязанных с ними систему мер организационно-правового, экономического. Технико-технологического, идеологического характеров и мер юридической ответственности, направленных на сохранение и предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод и деградацию водных объектов, иных негативных последствий, охрану смежных природных объектов и окружающей среды. По содержанию форм охраны правовая охрана водных объектов весьма сложное образование. Внутри правовой охраны выделяют различные виды:

1) в зависимости от видов охраняемых водных объектов:

· поверхностных водных объектов,

· подземных водных объектов

2) в зависимости от видов водопользования:

- правовая охрана водных объектов при их использовании для:

· питьевого и водохозяйственного снабжения,

· сброса сточных вод,

· сплава леса.

3) в зависимости от условия предоставления водных объектов:

· обособленное,

· совместное.

4) в зависимости от стадий хозяйственной деятельности:

· при размещении,

· при проектировании,

· при строительстве,

· при вводе в эксплуатацию.

5) в зависимости от содержания водоохранных мер:

· от загразнения,

· от истощения,

· засорения,

· при проведении различного рода работ.

6) виды пользования смежными природными объектами:

· при землепользовании,

· при лесопользовании,

· при недропользовании.

7) при ОПТТ:

· зоны ЧП,

· особо охраняемые территории.

Требования по охране водных объектов - ст 39 ВК РФ:

В частности они обязаны вести учет изъятых водных ресурсов, учитывать объемы сброшенных сточных вод, содержать в исправном состоянии и использовать очистные сооружения и гидротехнические сооружения, наблюдать за состоянием водного объекта, водоохранной зоны...etc

Эти требования конкретизируются с учетом специфики отдельных видов водопользования. Например, ст 62 ВК РФ - деятельность предприятий, которые используют водные объекты для производства электроэнергии. Поскольку хозяйствующие субъекты существенно загрязняют водные объекты, поэтому требования общего характера, касающиеся их деятельности и обеспечивающие сохранение благоприятной водной среды, содержатся в Главе 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» ВК РФ, кроме того, они могут устанавливаться в договорах водопользования и определяться в соответствии с социально-экономическими и экологическими особенностями территории.

Выделяют две подгруппы требований:

1) общего характера требования, которые должны соблюдаться на всех стадиях хозяйственной деятельности. В частности, выполнение мер по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов и других природных объектов, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности хозяйствующих субъектов при приоритете сохранения благоприятной окружающей среды.

2) Устанавливаются к отдельным стадиям хозяйственной деятельности. На стадии выбора места размещения объекта хозяйственной деятельности - при выборе места должно быть обеспечено благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных, в том числе водных систем.

Согласно ВК РФ, в водоохранных зонах допускается размещение хозяйственных объектов при условии их оборудования очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от засорения, загрязнения. При размещении предприятий ВК РФ требует учитывать данные, содержащиеся в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов. При размещении водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод должны быть предусмотрены меры по предотвращению загрязнения поверхностных водных объектов и иного (ст 59 ВК РФ). При размещении гидротехнических сооружений следует учитывать их влияние на состояние водного объекта и должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия (санитарные правила).

При проектировании следует учитывать особенности предприятий, связанные с их влиянием на здоровье человека. Для этого законодатель предполагает учитывать пределы антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе на водные объекты. Так же требуется предупреждение и устранение водных объектов вредными отходами, сбросами, следует применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране вод и окружающей среды в целом. Законодатель запрещает изменять стоимость проектных работ за счет исключения из проектов мероприятий по охране окружающей среды и водных объектов.

При проектировании предприятий, ранее нарушенных хозяйственной деятельностью дожны соблюдаться гигиенические требования с целью предупредить заболевания населения. Учитывая, что водные объекты - среда обитания тех или иных ресурсов - проекты подлежат согласованию с органами рыбохраны. В ВК РФ содержится запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения (ст 60 ВК РФ).

Строительство - возможно только по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов, а так же запрещается вносить в эти проекты изменения в ущерб охране окружающей среды, в том числе и водных объектов. При строительстве объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ввод в эксплуатацию объектов возможен при условии выполнения в полном объеме водоохранных и экологических требований, предусмотренных проектами. Запрещается ввод в эксплуатацию тех объектов, которые не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сброса загрязняющих веществ и безопасного размещений отходов производства, не оснащенных средствами контроля за загрязнением вод и окружающей среды. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, которые не обеспечены сооружениями для предотвращения и устранения загрязнения вод. При эксплуатации объектов необходимо соблюдать технологии и требования в области охраны водных объектов, должны соблюдаться хозяйствующими субъектами нормативы в области охраны окружающей среды (нормативы качества и нормативы допустимого воздействия).

Особые требования установлены к отходам. Согласно ст 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы подлежат сбору, обезвреживанию, использованию, транспортировке, хранению, захоронению способами, безопасными для окружающей среды.

Запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, размещение опасных отходов вблизи нерестилищ, захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных вод, используемых в качестве водоснабжения или извлечения ценных минералогических ресурсов. Ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпид. благополучии населения» требует соблюдения санитарных требований, когда речь идет об отходах.

Предприятия обязаны обеспечить благосостояние подведомственной территории. В ВК РФ есть требования к лесопользователям, недропользователям, землепользователям с целью обеспечить охрану водных объектов. Кроме того водное законодательство учитывает эколого-экономическое и социальное значение территорий, где расположены водные объекты.

Для осуществления правовых требований обеспечивается система мер, таких как:

· оценка воздействия на окружающую среду,

· кологическая экспертиза,

· ормирование,

· кологический аудит,

· осударственный надзор.

Эффективность мер организационно-правового характера подкрепляется мерами юридической ответственности. Специальные составы есть в КоАП (главы 7 и 8), уголовная ответственность (ст 250-252 УК РФ), ответственность за ущерб установлена ст 69 ВК РФ.

Правовая охрана лесов.

Леса подлежат охране от:

· пожаров,

· загрязнения,

· защита от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляется органами гос. власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Охрана лесных участков, предоставленных гражданам и ЮЛ в аренду осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов (см ст 53 и 55 ЛК РФ). В случае возникновения ЧП - могут привлекаться все. Основы пожарной безопасности лесов (ст 53-53.8 ЛК РФ).

Кроме того, обязательны к исполнению требования, установленные правилами пожарной безопасности в лесах. За нарушение этих правил предусмотрена административная и уголовная ответственность. Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, которые должны предупредить, обнаружить, ограничить распространение, потушить пожар. К таким мероприятиям относят:

· мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров,

· разработка и утверждение планов пожаров,

· иные меры пожарной безопасности.

Защита лесов от вредных организмов: под ними ЛК РФ понимает растения и животных или болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам. Чтобы этого не случилось, законодатель требует осуществлять лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование, лесопатологический мониторинг, авиационные, наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий - ст 55 Лк РФ, а так же правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.07 №414.

Лесозащитное районирование предполагает определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.Основной критерий - степень повреждения лесов вредными организмами. Лесопатологические обследования позволяют получить информацию о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии. Результаты лесопатологического обследования используются для лесопатологического мониторинга, который необходим для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной охраны. Для того чтобы ликвидировать очаги вредных организмов используют ферамоны, а потом используют пестициды для уничтожения. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относят вырубку погибших поврежденных лесных насаждений. Особо ценные растения с целью обеспечить охрану заносят в красные книги.

Экологический мониторинг.

Экологическое нормирование.

Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор[2]) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах[1]:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

· комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;

· обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

· научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

· гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

 

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической с


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.