Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-06-06 | 186 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ясному пониманию различных видов спора способствуют организационные принципы, устанавливающие нормы поведения сторон в словесном противоборстве. А.В. Стешов формулирует понимание принципа речевого поведения следующим образом: "Принцип следует понимать как основу, правила поведения, организационное начало, руководящую идею, установку".
Принципы поведения как бы дробят весь механизм спора на несколько частных методов деятельности участников спора. Заключаются они в следующем.
Содействие возникновению альтернатив, что способствует плюрализму мнений, предопределяет готовность собеседников к противоборству и восприятию альтернатив, терпимому отношению к инакомыслящим.
Опасаться бездумного единодушия, вследствие которого возникают апатия, шаблонное мировосприятие, формирование стереотипов и догм.
Конструктивность критики. Лучший метод раскрытия противоречий - критика и самокритика, в которых реализуется диалектический закон "отрицания отрицания".
Обеспечение социальной защиты личности путем принятия законов норм с обязательным их соблюдением.
Данные принципы, универсальные для дискуссии, диспута и полемики объединяются в понимании спора как всякого столкновения мнений, разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, взаимной борьбы сторон.
На сегодняшний день выделяется несколько видов споров в соответствии с различными критериями.
По преследуемой цели выделяют следующие виды споров: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Например, спор может служить средством поиска истины, проверки какой-либо идеи, способов ее обоснования, вследствие чего в ходе спора сопоставляются различные точки зрения на проблему. При таком споре тщательно анализируются и подбираются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть ведется взаимное "расследование" истины.
|
В любом случае, при вступлении в спор желательно убедиться в том, что позиции оппонентов поняты правильно обеими сторонами, чтобы впоследствии доказывать или опровергать именно выдвинутые положения (т.е. сам предмет спора), а не что-либо другое. При этом возражать нужно только тогда, когда действительно возникает противоречие мнений по заранее оговоренному поводу.
Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонентов в собственной точке зрения. в соответствии с таким подходом выделяются следующие виды спора:
Спор, в ходе которого говорящий убеждает противника в том, в чем убежден сам.
Спор, в ходе которого спорящий убеждает оппонента в чем-либо по долгу службы, под влиянием каких-либо обстоятельств, не веря в истинность доказываемых положений.
Целью спора может быть желание победить при различной мотивации спорящих: защитить "правое дело", победить ради самоутверждения и т.д.
Приведенная классификация носит условный характер, потому что на специфику спора могут влиять различные субъективные и объективные факторы (социальная принадлежность, род деятельности и т.д.).
В зависимости от количества спорящих можно выделить три вида полемики.
Спор-монолог, в ходе которого человек спорит сам с собой. Это так называемый внутренний спор, который в художественной литературе оформляется как рассуждение героя, его внутренний монолог. При этом возможно совмещение двух спорящих сторон в одном лице, то есть предполагается наличие воображаемого оппонента. Главным показателем спора-монолога в художественном тексте являются риторические вопросы, утвердительные предложения.
Спор-диалог, при котором полемизируют два лица. Главная особенность этого вида спора– обязательная логическая взаимосвязь последних и первых высказываний спорящих.
|
Спор-полилог, который ведется несколькими (многими) лицами, подразделяется на спор массовый и групповой:
А) массовый спор подразумевает обязательное участие всех присутствующих и является одним из самых распространенных видов спора;
Б) групповой спор характеризуется необязательным участием в нем всех присутствующих и предполагает возможность оппозиционной группировки спорящих.
Механизм доказательства
Всякий спор будет успешным только в том случае, если четко выделен сам предмет спора – те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлением различных мнений и суждений.
Цицерон считал, что спор должен вестись не только о каком-либо конкретном случае (явлении, положении вещей), но и с учетом всех прецедентов о предмете в широком понимании этот слова. Предмет спора может быть определен заранее, чтобы уточняться в ходе самой дискуссии или быть выявленным в во время обсуждения какой-либо проблемы.
Достижение правоты в споре возможно путем приведения доказательства своей точки зрения. При этом само доказательство состоит, как правило, не из одного, а нескольких умозаключений, образующих завершенный смысловой ряд.
Логическое доказательство включает три обязательных, взаимосвязанных между собой элемента:
тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать;
аргументы (основания, доводы) – положения, с помощью которых обосновывается тезис;
демонстрация (форма и способ доказательства) – логическое рассуждение или совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Участнику спора следует помнить, что дискутивно-полемическая речь предъявляет очень строгие требования к умению владеть словом, правильно и уместно использовать его выразительные и изобразительные способности.
Принципы отбора слов при обдумывании и приведении аргументов (тезисов) таковы:
Любое слово должно использоваться строго в соответствии с тем значением, которое ему присуще, поэтому нежелательно "изобретать" новые значения слова.
Необходимо соблюдать смысловые и фразеологические связи каждого конкретного слова, которые сложились в результате употребления его с другими словами.
|
При выборе слова следует учитывать его стилевую окраску, то есть его принадлежность к определенному стилю.
Слова могут быть общеупотребительными и ограниченными в употреблении, вследствие чего при употреблении слова желательно учитывать степень его распространенности и сферу распространения.
Для повышения эффективности речи необходимо знать и использовать выразительно- изобразительные средства языка и конкретного слова.
Итак, спор выстраивается его участниками с обязательным взаимным учетом тезиса, аргументов и демонстрации. Различают два вида доказательств: прямое и косвенное.
При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных логических построений. Для достижения победы в споре наиболее грамотно применять в качестве доказательства критику несостоятельных аргументов, которая заключается в следующем:
А) выявление источника информации;
Б) изобличение сомнительных авторитетов;
В) апелляция к фактам;
Г) контрастное сопоставление, ведущее к противопоставлению мнений;
Д) приведение контраргументов.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.
Рассуждение с доказательством от противного является ведущим принципом ведения дискуссии и связано с определенными речевыми конструкциями. Наиболее распространенные из них приведены в таблице.
ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ | РЕЧЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ |
1.Вступление в дискуссию | Не могу согласиться… Позвольте возразить… Мое мнение (Моя точка зрения) по данному вопросу не совпадает с… |
2.Сомнение в достоверности тезиса собеседника или активное неприятие тезиса | Тезис о том, что… недостаточно аргументирован… Положение… представляется сомнительным Мнение о… нуждается в более обоснованной аргументации |
3.Опровержение аргументов противника | Аргументы недостаточно убедительны, потому что… Факты не подтверждаются, так как… |
4.Формулировка антитезиса | Давайте подумаем о… Предположим, что… Если основная мысль такова, то… |
5.Доказательства антитезиса (аргументы, примеры) | Доказательством тому служит… Можно привести другие (следующие) примеры… Пример может быть истолкован иначе, если… |
6.Вывод | Следовательно… Вот почему я не могу согласиться… Такова моя позиция… |
|
При построении логического доказательства спорящему необходимо знать и обязательно соблюдать правила выдвижения тезисов и аргументов. Тезис при этом нужно четко формулировать, он должен оставаться неизменным в ходе всего процесса доказательства и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргумента можно использовать истинные положения, причем их истинность следует доказывать независимо от тезиса, если она сама собой не разумеется. Кроме того, аргументы должны быть достаточны и по смыслу, и по объему для доказательства данного тезиса.
Применяя доказательство как логическую операцию, участник спора не должен забывать о том, что его задача не только доказательство выдвинутого тезиса, но и убеждение оппонента в его истинности. Для этого следует пользоваться авторским комментарием высказываний, анализом очевидного с целью выявления его недостатков, обращаться к приемам аналогии (сравнения по какому-либо признаку), разбором индуктивным (от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).
Стратегии дискуссии (спора)
Поиск способа решения какой-либо проблемы через дискуссию (полемику) приобретает в последнее время все большее распространение. Применяемый в ходе дискуссии (спора) метод "мозгового штурма" положительно зарекомендовал себя в том числе и в управленческой деятельности. Применение метода "организованных стратегий" основано на следующих принципах:
В процессе решения задачи ориентироваться на спонтанно возникающие идеи.
Наряду с использованием уже известных (в том числе и предлагаемых ниже) стратегий использовать (проверять) стратегии, возникающие спонтанно.
Целенаправленное использование нескольких стратегий (своеобразный эвристический симбиоз) обеспечит более быстрое и эффективное решение проблемы, нежели применение одной, пусть даже блестящей стратегии.
В процессе решения проблемы путем дискуссии возможно использование следующих стратегий.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!