Структура изучения имени существительного — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Структура изучения имени существительного

2018-01-30 471
Структура изучения имени существительного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Содержание изучения имени существительного в V классе включает:

1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.

2. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.

Кроме того, в V классе формируется:

- умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

- умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

- умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов[22].

В VI классе структура изучения имени существительного следующая:

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.

II. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

III. «Не» с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -oнк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

IV. Сложные имена существительные.

V. Разносклоняемые имена существительные.

Кроме того формируются следующие умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в ед. или во мн. числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);

- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения.

2.3. Практическая методика изучения имени существительного

При изучении имени существительного Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения:

Карточки для разбора

1. Выпишите любые два-три существительных и разберите их.

2. Выпишите все существительные и разберите их. Дополнительное задание: синтаксический разбор предложения (общая характеристика предложения, разбор по членам).

1. Между мальчиками разгорался нешуточный спор, грозящий перерасти в ссору.

2. Женщины не спали сутками, только бы их труд окупился

3. Луна выглядывала из облаков, освещая некоторый участок пути.

4. Снег легкими хлопьями ложился на землю, а солнце никак не выходило из-за хмурых туч.

5. Миша так упорно старался догнать Иру, что не заметил большой ветки, лежащей на его пути.

6. За окном рассвирепела буря, грозя снести все на своем пути.

7. Юноша не подавал признаков жизни, и испуганная женщина вызвала скорую.

8. Под вечер начали разгораться костры.

9. С тихим шелестом опадали листья с деревьев, укрывая землю ярким и по-осеннему щедрым ковром.

10. За окном склонилась ива, ветки которой качались в такт поющему на улице ветру.

11. Кроны деревьев сплетались, не давая и шанса солнечным лучам проникнуть в этот темный лес.

12. Из-за шума, поднятого детьми, собирающими грибы на поляне, птицы то и дело улетали в испуге.

13. Разбитое стекло миллионами блестевших осколков будто укоряло Ваню за его неосторожность.

14. На празднике каждый из гостей поздравлял и обнимал всех своих знакомых, друзей и, конечно же, членов семьи.

15. Мама и папа все кружились в веселом танце, на их лицах время от времени проскальзывали счастливые улыбки.

 

ГЛАВА III. УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1. УПРАЖНЕНИЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме[23]. Все указанные умения формируются у учащихся в процессе выполнения ими практических работ, среди которых видное место занимают письменных упражнения.

По определения М.Р. Львова упражнение – это вид учебной деятельности учащихся, ставящих его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях. Выполнение упражнения постоянно ставит учащихся в условия поиска, решение проблем, задачи – иногда высокой сложности[24]. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

На основе анализа учебной литературы и учебных программ были выделены три группы упражнений, которые способствуют формированию грамматических умений у младших школьников:

Упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из предложения или текста.

Первая группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: наблюдение, исследование существительных, выделение признаков изучаемого понятия, выделение одних и тех же признаков у разных существительных.

Упражнение на изменение падежной формы.

Прочитай, изменяя слова в скобках по смыслу (падеж и число):

К к..нцуз..мы в..ловых (шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест) лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).

Вторая группа упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся по изменению падежной формы существительного, в зависимости от отношения существительного к другим словам. Направлено на усвоение способов применения знаний по образцу. Пример выполнения показывает учитель на одном из существительных, а дети уже продолжают работу самостоятельно.

Упражнение на подбор существительных с заданными грамматическими формами падежа.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже:

Выйти (м_г_зин)

Убежать (м_две_ь)

Дождаться (п_беды)

Упасть (ч_вство)

Прийти (т_тра_ь)

Приехать (М_сква)

Укрыться (м_р_з)

Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Третья группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: упражнения направлены на выявление умения ставить имя существительное в требуемый падеж, позволяет выяснить правильность применения знаний в практической деятельности.

Упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имени существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.

Составьте предложения в существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы существительного.

Прочитайте предложение. Можем ли мы сказать, кто совершает действие в этом предложении? Почему?

Вер_ взяла книгу Марин_

Измените форму выделенных слов так, чтобы:

Действие совершала Марина;

Действие совершала Вера;

Слово Марина называло человека, для которого взяли книгу, и отвечала на вопрос кому? Для кого?

Слово Марина называло человека, которому принадлежит книга, и отвечало на вопрос чья?

Четвертая группа упражнений направлена на формирование умения творчески применить усвоенную информацию об изменении имени существительного в новой, незнакомой ситуации.

Сведения об изменении существительных по падежам и способах определения падежных форм в основном знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило определения падежа), указать новые термины (косвенные падежи).

Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование умений, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую, логическую структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с формированием умений и их спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ.

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Тест по теме "Имя существительное"


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.