Глава 4. Внутренняя жизнь братства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 4. Внутренняя жизнь братства

2019-05-27 126
Глава 4. Внутренняя жизнь братства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование вероучения

До сих пор мы, в основном, рассматривали внешнюю сторону пробуждения христианства в России. Но, чтобы понять всю его сущность, надо помнить, что на пробужденных христиан влияли люди разных вероисповеданий (разные движения).

Это были и штундисты из лютеранских общин, которые держались детского крещения. Они не выходили из общенародных лютеранских церквей, а только в определенное время собирались на библейский или молитвенный час.

Немало влияли и братские меннониты, унаследовавшие от староменнонитов обряд омовения ног, отказ от оружия и от принятия присяги в армии. От баптистов же они восприняли крещение погружением,

Баптисты Кавказа принесли с собой что-то из молоканства, из которого вышли. Кое-что осталось и от православия.

В. А. Пашков и его последователи считали, что крещенным в детстве нет больше необходимости принимать крещение. И все же возрожденные христиане искали общения друг с другом и находили его.

Обратившиеся к Господу из богатых людей Петербурга переписывались со штундистами юга России, помогали им деньгами и духовной литературой.

Кавказские баптисты встречались с баптистами и штундистами Украины.

Общим у всех было то, что единственным авторитетом в вопросах веры являлось Священное Писание. Все предания и учения отцов церкви отвергались. Также не принимались установления православной церкви, не основанные на Слове Божьем.

Самое главное и ценное то, что причастные к пробуждению приобретали духовную жизнь, которая влекла их в общение с Богом и друг с другом. Питаясь "чистым словесным молоком", они возрастали в вере, укреплялись в Господе.

Многие христиане учились грамоте, чтобы читать Слово Божье. Вникая в Библию, особенно в Евангелие, они постепенно обогащались драгоценными познаниями.

Истинное движение начинается не с принятия новой, уже сложившейся системы понятий, а с чтения живого и действенного Слова Божьего, с исполнения Писания в жизни. Главное здесь - свидетельство Слова и живой отклик в сердце, свидетельство Духа Святого пробудившемуся человеческому духу. Так как человек не сразу усваивает учение Христа в целом, то происходит постепенный отход от старого и утверждение в новом.

Нужно отметить, что сначала христиане основное внимание уделяли практическим вопросам жизни и только потом глубоким истинам: учению о Боге, о суде, об устройстве церковного служения.

В 1870 г., в ответ на жалобу верующих, новороссийский генерал-губернатор командировал полковника Дембровского в м. Любомирку. Со слов Рябошапки и его товарищей, полковник записал следующие пункты вероучения:

"1) Не пьянствовать, не посягать на чужую собственность и помогать друг другу.

2) Кроме Евангелия никаких священных книг, постов и других постановлений церкви не признавать.

3) Церковь не есть обязательна, ибо в Евангелии сказано: где два или три собраны во имя Мое и т. д.

4) Раскаяние в грехах должно быть пред Богом в душе, а не то, что передавать грехи такому же человеку - священнику и пред ним каяться.

5) Иконы и прочие изображения не обязательно иметь, а считать это для украшения комнат.

6) Крещение совершать по примеру Спасителя,- по очищении от грехов, а потому должно креститься в возрасте, в котором понимают значение исповеди, ибо о крещении грудных детей ничего не писано в Св. Писании, как и о крестных отцах и матерях, а потому младенцев вовсе не следует крестить.

7) Приобщаться должно чрез каждые две недели.

8) Праздников, не упомянутых в Св. Писании, не праздновать" (Рождественский, "Южнорусский штундизм" стр. 173-174).

Рябошапка просто изложил практическую сторону понятий, которые отличали их от православия. Особое ударение было сделано на крещение, как важное в данный момент.

И физическая и духовная жизнь всегда проявляется богаче и глубже, чем о ней можно сказать. Надо всегда помнить, что истинная церковь - живая церковь. Ее прежде всего характеризует жизнь, а не вероучение. Жизнь в церкви поддерживается Словом Божьим (Матф. 4,4). Христиан влечет друг ко другу именно проявление жизни, и только единая жизнь делает единым организмом. Когда же она отходит на задний план, а люди все еще стремятся сохранять единство, тогда начинается усиленная работа над созданием четко выраженного вероучения, чтобы при помощи его устранить возникшие неустройства. Хорошо иметь вероучение, но оно должно быть продиктовано жизнью во Христе, а не наоборот - вероучением возбудить жизнь у верующих. Если христиан не соединяет жизнь, полученная от Бога, то этого не сделает и вероучение.

Как уже говорилось, первое время православные были под влиянием штундистов-немцев. От них они восприняли обычай собираться для совместного чтения Евангелия, пения духовных песен и молитвы не заученными словами, а идущими от сердца. И все же они продолжали посещать православную церковь.

Познакомившись с баптизмом через братских меннонитов и непосредственно через баптистов, возрожденные христиане стали перед необходимостью занять определенную позицию в отношении крещения и организации своих церквей. Некоторые штундисты охотно принимали крещение, как предписание Слова Божьего. Так М. Ратушный, Цимбал, Рябошапка и многие другие крестились с радостью. Было немало и таких, которые противились водному крещению. Видным проповедником и, пожалуй, руководителем таких штундистов стал Герасим Балабан.

Вот что писал Иван Лясоцкий:

"Когда мы находились в Киевской тюрьме, Балабан, освободившись из Киевской тюрьмы, успел распространить в Чаплинке и Косяковке учение о ненужности крещения водой и преломления хлеба, чего я в нем прежде не заметил. Таким образом мы, по прибытии из тюрьмы, нашли массу последователей, но все они противились учению о крещении и преломлении хлеба и относились к этому даже с насмешками. Только мы с братом двое остались верны своим убеждениям и много пришлось нам терпеть различных насмешек и хулы по поводу крещения и преломления хлеба. Но наконец некоторые начали присоединяться к нам, после чего я с братом отправился в Херсонскую губернию, в д. Основа к Михаилу Ратушному, от которого приняли крещение в июле 1876 г.

По возвращении нашем в Косяковку, церковь начала возрастать и насчитывала почти 100 человек. Собрание было свободно и открыто среди дня. Никто не преследовал, только был командирован один городовой для присутствования при собраниях ввиду того, что духовенство причисляло нас пред правительством к социалистам" ("Баптист", № 42, 1911 г.).

Таким образом среди новообращенных произошло разделение. Крещаемые принимали догматику, выработанную баптистами на основании Священного Писания. Постепенно общины устраивались: избирались пресвитера, вводилась церковная дисциплина.

Однако, отказавшиеся от водного крещения, не остались свободными от влияния баптизма. Они тоже стали устраивать свои общины, избирать пресвитеров и впоследствии влились в движение евангельских христиан.

Если учесть, что обращающиеся к Господу были, в основном, малограмотны или вообще не умели читать, что трудно было приобрести Евангелие и почти не было духовной литературы, то становится особенно ясно, что только Дух Святой мог создать то единство, в которое впоследствии вылилось это движение.

11 февраля 1873 г. при обыске в доме М. Ратушного были изъяты "Правила вероисповедания новообращенного русского братства". Так они попали в архив. Правила эти состоят из 10 пунктов. Вот краткое содержание каждого пункта:

1. О вере в Триединого Бога.

2. О греховности человека и необходимости покаяния.

3. О необходимости сознания своей греховности.

4. Крещение можно преподавать только уверовавшим ь сознательном возрасте. Причащение - знак общения.

5. Посредством крещения мы присоединяемся к видимой Церкви Христовой на земле.

6. Церковь избирает из среды себя пресвитеров, учителей и диаконов к совершению святых.

7. Церковь и духовные наставники должны наблюдать за церковной дисциплиной.

8. Брак учрежден Богом.

9. Власть в государстве установлена Богом и ей надо покоряться.

10. О пришествии Господа, воскресении мертвых и о страшном суде.

В конце этих правил, изложенных обширно, с приведением мест Священного Писания, стоит приписка: "Сии правила вероисповедания написаны рукою Михаила Ратушного в 1871 г., октября 8-го дня".

Из этого видно, что уже в 1871 г. у баптистов появилось выработанное вероучение.

Первые общения

Искренне уверовавшие в Господа, рожденные от Духа Святого, не могут жить без общения. Вскоре между кавказскими и южноукраинскими баптистами установилась тесная связь. Было общение и с верующими Петрограда/но полному слиянию с ними мешало разное отношение ко крещению.

В октябре 1879 г. в Тифлисе, с целью создания союза, была проведена первая конференция баптистов. Но цели достигнуть не удалось, так как не была проведена соответствующая подготовка. И все же положительное в конференции было - брать"я познакомились друг с другом.

В 1880 г. в с. Ново-Васильевке Таврической губернии было большое общение. Но никаких решений там не принимали, потому что это не был съезд представителей общин.

В мае 1882 г. в колонии Рикенау Таврической губернии проходила конференция немецких баптистов. Были приглашены и баптисты из русских общин.

Для знакомства с жизнью и служением баптистов того времени, чтобы можно было почувствовать их дух, приводим протокол этой конференции полностью:

"Протокол конференции баптистов в колонии Рикенау (Таврической губернии) 20 мая 1882 г.

Съехавшиеся на конференцию русские и немецкие братья положили между собой держать на заседании советы и суждения короче, но ясно, чтобы в течение следующих двух дней, 21-го и 22-го мая, можно было закончить все.

На заседание конференции явились следующие депутаты, уполномоченные от церквей:

От церкви Молочанской братья: Давид Шаленберг, Иоанн Фаст, Франц Никель, Вильгельм Ливен, Клас Энс, Иоанн Вилер, Генрих Кийн, Генрих Ливен, Исав Ней-фельдт, Петр Мартинович Фризен, Давид Блок, Иоанн Гиберт, Петр Визе и Генрих Функ. Из Герценберга братья: Яков Дерксен и Иоанн Кливер. Из Пухтина братья: Иоанн Гейнрихс и Яков Вине (20 братьев).

От Эйнлагской церкви братья: Аарон Лепп, Иоанн Сименс, Иоанн Фризен, Петр Петере, Дидрих Классен, Иоанн Гиберт, Вениамин Радикоп, Мартин Козловский, Корнилий Фер, Яков Козловский, Петр Фризе, Петр Гар-дер, Яков Краузе, Вильгельм Ригель, Гергард Вибе и Гер-гард Сименс (16 братьев). Из Визенфельдта братья: Яков Реймер, Яков Вине и Корнилий Реймер (3 брата).

От Фриденсфельдской церкви братья: Яков Янц, Вениамин Янц, Бернард Дик, Мартин Тильман, Франц Петере, Генрих Виллемс. Из Заграловки братья: Яков Рихерт, Павел Петере, Яков Берг, Клас Крекер и Яков Ри-гер. Из Сергеевки братья: Петр Фаст и Петр Нейфельдт (13 братьев).

От Донской церкви братья: Иоанн Фот, Эдуард Вельк, Теодор Фрихтинг, Карл Фот, Вильгельм Бехтгольд, Генрих Лидке и Варфоломей Кинас (7 братьев).

От Кубанской церкви братья: Христиан Шмидт, Яков Герц и Александр Сторожев (3 брата) и как гости: брат Христиан Фишер и русский миссионер Яков Деляков. Включая и сих двух к немецким братьям, выходит 64.

А сии уполномоченные от русских церквей братья, - из Ново-Васильевки: Стоялов Андрей Ананьевич, Колодин Василий Романович, Черемисин Митрофан Савельевич; из Астраханки: Ханин Минай Прокофьевич, Матвеев Иустин Леонтьевич; из Владикавказа: Богданов Егор Максимович, Скороходов Иван Никитич; из Тифлиса: Мазаев Андрей Маркович; из Основы (Херсонская губ. Одесский уезд): Ратушный Михаил Тимофеевич; из Игнатьевки (Херсонская губ. Одесский уезд): Капустян Александр Семенович; из Полтавки (Херсонская губ.): Кушнеренко Григорий Тимофеевич; из Маировки (Херсонская губ.): Дидулов Яков Феодорович; из Карловки (Елизаветградский уезд): Хлыстун Трифон Осипович; из Любомирки (Елизаветградский уезд): Рябошапка Иван и Грива Петр; из Эйнлаге: Перетяткин Павел Петрович; из Лилиенфельд-та: Саранов Яков Корнеевич; из Чичмы (Бессарабская губ.): Романенко Архип Иванович (18 братьев).

Заседание конференции началось 21-го мая в 8 часов утра чтением послания Ап. Павла Филиппинцам 2, 1-12, пением духовной песни: "Господь, душа внимать готова" и молитвой.

I. О миссии.

По просьбе немецких братьев, русские братья согласились на заседаниях конференции рассуждать и советоваться о миссии только между русскими, не требуя перевода от братьев немецких, когда они будут рассуждать и советоваться о миссии между немцами, чтобы не делать этим остановок советам и суждениям конференции, дабы в течение назначенного времени для конференции все имеющие быть предложения выслушать и обсудить.

Потом сделана оговорка, чтобы миссионеры и проповедники давали свои отчеты конференции ясно и отчетливо, где они трудились для Господа, чтобы побудить братство к еще большему содействию их трудам в распространении Евангелия Христова между бедными грешниками.

II. Миссионерские отчеты.

Брат Иоанн Фаст дал отчет конференции о своей деятельности на Молочной, в колониях между немцами-меннонитами, где в течение одного года оказалось уверовавших и присоединившихся через крещение к Молочанской церкви 61 душа.

Брат Франц Никель дал отчет о своей деятельности на Дону, на Кубани и в Ставрополе, где существенную нужду находит, что следует и еще посещать поименованные местности.

Брат Иоанн Сименс дал отчет, что он в разных местах посещал верующих, которым более объяснял существенные обязанности христиан, кои не в формах и постановлениях человеческих, но во исполнении заповедей Христовых.

Брат Я. Янц, пресвитер Фриденсфельдтской церкви, сообщил, что у них в Фриденсфельдте и на ст. Заградовке в течение года присоединилось через крещение 48 душ.

Брат Аарон Лепп, пресвитер Эйнлагской церкви, сообщил, что у них в течение одного года присоединились через крещение 44 души.

Брат Теодор Фрихтинг из Донской церкви дал отчет, что у них в течение одного года присоединилось через крещение 50 душ.

Брат Христиан Шмидт, пресвитер Кубанской церкви, сообщил, что у них в течение одного года присоединилось чрез крещение 11 душ.

Брат Егор Богданов из Владикавказа сообщил, что у них миссионерской кассы не существует, но он на свои средства в течение одного года сделал посещение в Моздок, где имел публичное словопрение с миссионером православной церкви. И кроме того еще посещал две станицы, где с большим успехом трудился, особенно в ст. Павлодольской, где он и принял уверовавших чрез крещение. Потом он ездил с братом Н. Ворониным в Таврическую губернию в с. Ново-Васильевку и Астраханку, где имел большой успех между слушателями. Возвратясь домой, он опять посещал братьев в Павлодольске, потом опять прибыл в Астраханку, где он от самой Пасхи находился до сих пор. Во всех сих упомянутых местах он крестил 78 душ.

Брат Григорий Кушнеренко из Полтавки сообщил, что у них на Музычиных хуторах, вблизи г. Херсона, находятся братья, которые еще не убеждены в непогрешимости ядения мяса; так как они выступили из хлыстовской секты, в которой считается ядение мяса погрешительным. Еще у них есть братья в с. Булацеловом и в Ингулке, которые находятся в полном согласии и единомыслии со всеми верующими. Потом сообщил, что он посещал братьев в Фриденсфельдте, Яковлевой и Кичкасе. Членов у них насчитывается 85 душ.

Брат Михаил Ратушный, пресвитер из Основы, сообщил, что он посещал многие окрестные у них места, где живут братья, между которыми он нашел разногласия по разным мелочам. Поэтому он сознает насущную потребность в более частом посещении этих братьев, чтобы соединить их в одни мысли, согласно учения Евангелия. Еще он посещал братьев в Бессарабской губернии и в запрошлом году в Киевской. Еще сообщил, что у них, в Основе, Игнатьевке и в окрестностях, к ним примыкающих, находится членов 120 душ. Денежные пожертвования на миссию у них невелики: за 2 года собрано всего 60 руб.

Брат Трифон Хлыстун, пресвитер из д. Карловки, сообщил, что у них братство состоит около 70 душ. Между их братством есть по некоторым предметам недоразумения; но которые, однако, не разделяют их братство. Пожертвования на миссию у них есть по селам, только невелики. В кассе теперь находится 40 руб. Он сообщил, что у них сего месяца крестились 10 душ.

Брат Павел Перетяткин, депутат Эйнлагского братства, сообщил, что у них братство разномыслит касательно пожертвования на миссию. И посему, некоторые отказались жертвовать.

Брат Яков Саранов, депутат того же братства, подтвердил сказанное братом П. Перетяткиным и сообщил, что у них братство состоит из 25-ти душ.

Брат Андрей Мазаев из Тифлиса сообщил, что у них брат В. Павлов, пресвитер их братства, посещал некоторые места в Закавказье на братский счет и действовал с успехом. Только он не имеет у себя о таковых точного сведения, сколько их присоединилось к церкви чрез крещение. В Тифлисе же приняты у них чрез крещение в церковь две француженки, учительницы.

Брат Христиан Фишер, миссионер, сообщил, что он посещал колонии в Самарской губ., где и был арестован. Там же он был приглашен молоканами для беседы с ними из Св. Писания; но он не мог удовлетворить их нужды по незнанию (хорошо) русского языка. Посетил он также и в Саратовской губ. молокан, где нашел, что те люди с живым участием назидаются Словом Божьим; у них, по замечанию его, следовало бы действовать от братства русскому миссионеру. Потом передал, что он и в этой губернии разъезжал по немецким колониям с проповедью; но когда от него узнали, что он баптист, то отказались его слушать и не стали его более принимать в свои дома. Поэтому он был вынужден возвратиться домой.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.