Штундисты среди православных — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Штундисты среди православных

2019-05-27 149
Штундисты среди православных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Почва для воспринятия евангельского движения, окрещенного названием штундизма, который представляет собой ни что иное, как попытку возвратиться к первобытному христианству, была подготовлена тремя факторами: освобождением крестьян от ига крепостничества, распространением Слова Божьего и увеличением грамотности в народе. Неграмотный не мог читать Библию, следовательно не мог и проверить учение господствующей церкви, сличив его с учением Нового Завета. Несвободный человек не мог без великих жертв исповедывать свою веру, которая не согласовалась с учением церкви, поэтому всякие новшества и реформаторские попытки жестоко подавлялись властью помещиков.

Только с получением свободы личности и усвоением грамотности, наш крестьянин начал читать Библию и стал замечать несоответствие окружающей его действительности с учением Христа. Отсюда - желание устроить свою жизнь на евангельских началах, таким образом и явился штундизм.

Внешний толчок к появлению этого религиозного движения и сознательному отношению к религии дали немцы. Они не занимались религиозной пропагандой специально, но пробужденные из них старались сообщить своим работникам сущность своих религиозных взглядов. Православные батраки, живя у немцев баптистов и церковных братьев, именуемых штундистами, видели, что их семейная и церковная жизнь несравненно выше жизни православного крестьянина. Это заставляло их доискиваться причины этой разницы, и они скоро приходили к убеждению, что она кроется в их религии. Отсюда желание ближе познакомиться с вероучением своих хозяев. Хозяева охотно шли навстречу желаниям своих работников, давали им читать Новый Завет. Внимательное изучение этой книги творило чудеса: православные бросали пить водку, курить, сквернословить,- перерождались и делались другими людьми. Возвращаясь домой, они по воскресным и праздничным дням читали Новый Завет, и вокруг таких чтецов собирались кружки любителей Слова Божьего, которые при этом пели и церковные песнопения. Таким образом среди православных появились первые религиозные собрания, которые впоследствии превратились в баптистские общины" ("Баптист", № 42, 1911 г.).

"Большинство исследователей штундизма утверждает, что д. Основа, Одесского уезда, Херсонской губ., была местом его возникновения. По общему голосу жителей этой деревни первое семя сектантства было брошено в их среде местным крестьянином Онищенко, бывшим долгое время бродягой.

Онищенко в настоящее время около 70 лет от роду. Во время крепостного права, бывши в бродяжничестве, он скитался между немцами, преимущественно около г. Николаева. С виду он сильно напоминает немца-колониста. По своим религиозным воззрениям Онищенко настоящий сектант-мистик. В церковь православную не ходит уже лет 30. Проживая у немцев, он, по его рассказам, посещал некоторое время кирху, а потом оставил ее... В официальных бумагах не встречалось об этом человеке никаких известий. Это объясняется тем, что Онищенко держит себя в стороне от штундистов: он не участвует в их молениях. Связь его с одним из главных вожаков штундизма, Михаилом Ратушным, несомненна. Онищенко сам говорит, что "Бог дал ему свет, а Михаиле (Ратушному) разум". В деревне утверждают, что Ратушный и другие сектанты до сих пор пользуются его советами.

Судя по некоторым его рассказам, можно предполагать, что он во время своего бродяжничества приходил домой. Михаил Ратушный живет до сих пор рядом с Онищенко. Как ближайший сосед, он беседовал с Онищенко. Этот последний передавал нам, что он и Ратушный читали вместе Библию и вели оживленные религиозные беседы" (Рождественский, "Южнорусский штундизм", стр. 51-53).

В январе 1865 г. "благочинный 2-й части Одесского округа, отец. Кириаков" высказывал своему духовному начальству подозрение, что в д. Основе некоторые уклонились от православия в секту. А в апреле этого же года он уже сообщал, что подозреваемые собираются в доме крестьянина Михаила Ратушного, где занимаются чтением Евангелия и пением гимнов.

С этого времени и светские и духовные власти постоянно возвращались к этому вопросу.

Из других документов (например, стр. 37-38) видно, что штундисты начали собираться уже в 1862 г. Однако сами участники, по-видимому, тогда еще не предполагали, что с годами это выльется в открытое отделение от православной церкви. Они просто собирались читать Слово Божье.

Как уже говорилось, штундистам среди лютеранских общин было свойственно ходить на общецерковноё служение своего прихода. Это же было характерно в первое время и для штундистов из православных.

"Штундисты до 70-х годов не отделялись еще совершенно от церкви. Иван Рябошапка еще в 1868 г., вследствие убеждений священника Лобачевского, исповедовался и причащался св. Тайн; штундисты общины Кондрацкого, находящейся близ Ахмечетки, Ананьевского уезда, еще в 1870 г. исповедовались, причащались и постились в Страстную седмицу; Ратушный о формальном отделении с своими последователями от церкви только в 1871 г. заявил высокопреосвященному Димитрию; чаплинские штундисты еще в 1872 г. приносили новорожденных к своему приходскому священнику для совершения над ними таинства крещения. Формальное отделение от церкви херсонских штундистов началось с 1869 г., а киевских - только с 1874 г." (Рождественский, "Южнорусский штундизм", стр. 98).

Такое постепенное развитие событий говорит о том, что Бог давал время утвердиться в истине ищущим ее, чтобы они могли выдержать предстоящие испытания. Уверовавшие укреплялись духовно, распространяли живое Слово, пока власти, светские и духовные, изучали это новое для них явление.

Вот что пишет Херсонский губернатор в донесении правительствующему сенату (9 сентября 1870 г. № 113):

"В немецких колониях Одесского уезда завелось несколько лет тому назад религиозное братство "друзей Божьих" или штундистов. Крестьяне соседних с теми колониями селений, вследствие постоянных сношений с штундистами, начали приставать к братству и вместе с тем отставать от православия. Сначала отступничество это выразилось только особыми молитвенными.собраниями (по домам), при чем постановления церкви еще исполнялись; но мало-помалу присоединявшиеся к штунду образовали особую секту, подходящую, по своим верованиям, к лютеранству или реформатству. Не встречая противодействия со стороны сельского духовенства, учение это начало распространяться далее и в последнее время приобрело значительное число прозелитов не только в той местности, где секта возникла первоначально, но и в других селах Херсонской и соседних губерний. С усилением секты в числе ее последователей, сии последние совершенно оставили церковь, не принимают никаких таинств и обрядов, ею установленных, и фанатизм сектантов дошел до того, что они стали выносить из своих хат в церковь или прямо выбрасывать вон образа и, несмотря на строгие запрещения, продолжают устраивать свои молитвенные собрания, не расходящиеся иногда по требованию полицейской власти. К этой секте присоединились, между прочим, крестьяне д. Любомирки Елизаветградского уезда: Кравченко и Рябошапка. По донесениям местной полиции, они внесли свое учение и распространили и в местах своего жительства, так что, по последним сведениям, число штундистов доходит до 140" (Епископ Алексий, "Материалы для истории", стр. 104).

В. И. Ясевич-Бородаевская в книге "Борьба за веру" (С.-Петербург, 1912 г.) пишет о влиянии немецких колонистов на православных так:

"Какая здесь (в меннонитских колониях.- Прим. рел.) цельность и гармония во внутренних распорядках, какая забота о просвещении, о просвещаемых и о просветителях! Как урегулированы здесь взаимоотношения пастыря и паствы и как строго относятся немцы к выбору и к деятельности пастыря! Пьяница или невежда не может у них сделаться руководителем паствы, ибо звание пастыря требует высоких нравственных качеств.

Во всех мало-мальски значительных колониях имеются школы - светлые, просторные, прекрасно обставленные, где учителя получают хорошее отдельное помещение и приличное вознаграждение. У пресвитера - хорошенький домик со всеми угодьями, ему назначен солидный оклад жалованья, так что он избавлен от необходимости "собирать дань" за требы. Требы у них совершаются по строго определенной таксе: за бракосочетание 1 руб., погребение 50 коп. и т. д. Беднякам же требы совершаются бесплатно...

В настоящее время на юге России существует 3 меннонитских округа: Хортицкий, где 19 колоний, Мариупольский, в котором 5 колоний, и Молочанский в Бердянском и Мелитопольском уездах Таврической губ., состоящий из 50 колоний. Каким же способом меннониты и баптисты сближались с русскими крестьянами, и чем они воздействовали на православное население? Процесс этот прост, несложен и вполне естествен. Крестьянин малоросс идет всегда с большой охотой на заработки к "нимцю"-колонисту. Нанимая рабочего, колонист дает ему всегда хорошую плату, чуть ли не вдвое, чем он получал у местного помещика; но, платя дорого, немец требует добросовестного труда, исполняя шаг за шагом вместе со своим батраком одну и ту же работу. Вот тут-то и начинается сближение между хозяином и работником, которого он постепенно вводит в круг своих житейских и религиозных понятий, выясняя соотношение между жизнью и религией.

В семье немца батрак является членом семьи. Пища та же для "наймита"-батрака, что и для семьи колониста-хозяина, а едят немцы сытно, вкусно и всегда за одним столом с батраками. За трапезой, которую они совершают не спеша, у меннонитов ведутся разговоры о религии и о всяких житейских делах. Перед едой они всегда читают из Евангелия одну главу, распределяя чтение вкруговую, по очереди. Такой способ чтения заставляет каждого следить со вниманием, откуда надо продолжать свой очередной стих, причем непонятное для работника чтение по-немецки переводится на русский язык, комментируется, и тут же, между прочим, объясняется, почему хозяева не крестятся, почему у них нет икон, и т. д. Рабочий видит, кроме этого, доброе взаимное отношение между хозяином и рабочими, а также и между их прихожанами и наставниками, у которых не расходится слово с делом, и он постепенно усваивал новые начала, привыкал, подчинялся новому режиму и, несмотря на грозный призрак ареста и суда, посещал их молитвенные собрания, где ему и переводили и объясняли прочитанное из Св. Писания. Он вслушивался, запоминал и спешил затем, подкрепившись евангельскими текстами, поделиться наблюдениями со своими земляками-малороссами" (стр. 282 -285).

Вот еще один документ о возникновении штундистов среди православных:

"Донесение мирового посредника 2 участка Херсонского уезда Херсонскому губернатору от 14 марта 1866 г. № 88.

В д. Основе (Одесского уезда) образовалась секта в числе 20 душ: устраивают ночные собрания, на которых поют псалмы по книжкам русским и немецким. Причиною было следующее. Деревня Основа находится в близком соседстве с немецкой колонией Рорбах, и крестьяне, будучи постоянно в соприкосновении с тамошними колонистами, а некоторые из них, быв по нескольку лет сряду в услужении у колонистов, по своей простоте и малограмотности свыклись с обычаями колонистов, и при том, практически изучив немецкий язык, и, может быть, вследствие убеждений немцев-реформаторов часовенных (штундистов), обратились к их учению. Мнение это основано еще на том, что и колонисты-реформаты тоже собираются по ночам в одну избу, поют каноны и читают книги священного содержания. Секту ввел в Основе Ратушный Михаил, служивший работником у Рорбахских колонистов; он был первым старшим братом (уставщиком) в д. Основе. В то же время по донесению волостного Ос-новского правления обратились в секту 7 душ крестьян Игнатовки и Ряснополя.

Херсонский губернатор отношением от 30 апреля 1866 г. за № 86 потребовал от Одесского уездного исправника сведений о штунде, в ответ на которое исправник от 16 февраля 1867 г. № 27 писал следующее: "Секта, действительно, предосудительна, именно потому, что характер этой секты имеет вид раскола, сходного с расколом реформатским. Собираются в местечке Игнатовке из 15 душ, в м. Ряснополе из 5-ти семейств и д. Основе из 14 семейств в избранном ими помещении, читают церковнославянские книги, о значении и содержании которых толкуют между собой под руководством, впрочем, некоторых тоже реформатских раскольников, немцев соседней колонии Рорбах. Вследствие этого крестьяне, последователи раскола, составили себе упорное убеждение, под влиянием которого находясь, они не ходят в православную церковь, не чтут св. икон и не исполняют никаких обрядов православной веры. Приходской священник был грек, плохо выражался по-русски и потому не убеждал. Общество образовалось на основании дознаний в 1862 г. Вожаки - крестьяне д. Основы - Ратушные. А чтобы открыть главных совратителей в раскол колонистов, немцев колонии Рорбах, скрываемых последними, необходимо производство следствия" (Епископ Алексий, "Материалы для истории", стр. 47-48).

"Официальное дело о собраниях любомирских крестьян началось в 1867 г., между тем, по сообщению автора статьи "Любомирские штундисты", они открылись в начале 60-х годов. Вожаком любомирских штундистов выступил крестьянин м. Любомирки Иван Рябошапка. Рябошапка был совращен в штундизм вскоре после отмены крепостного права староданцигским колонистом Мартином Гюбнером. Гюбнер своими беседами так сильно повлиял на Рябошапку, что последний, по его собственному признанию, "изведав порок во всех его видах", совершенно изменил свой образ жизни: бросил пьянство и распутство. Вращаясь между немцами, участвуя в их религиозных собраниях, он научился грамоте, перенял напевы их религиозных гимнов, усвоил их учение-Речи свои Рябошапка подтверждал словами Св. Писания. "Народ смущался, слушая Рябошапку. С Библией в руках, переходя из дома в дом, он в короткое время успел привлечь на свою сторону до 20-ти человек обоего пола". Увещания местного священника оказались безуспешными. Сельские власти обратились к мерам репрессивным. В 1867 г. Рябошапка и Кравченко с их последователями были подвергнуты аресту, после чего Рябошапку и Кравченко отослали в г. Вознесенск к судебному следователю, который, сняв показание, отпустил их. В 1868 г. Рябошапка и Кравченко были снова арестованы, причем первый был отправлен в Ольшанское волостное правление, а Кравченко в Лысогорскую волость. Кроме этого, составлен был приговор об удалении их из общества. Рябошапка содержался в волостном правлении под арестом в продолжение семи недель. Рябошапка и Кравченко от 27 сент. 1868 г. обратились к генерал-губернатору с прошением, в котором жаловались на любомирского священника и сельских властей. Прошение их вместе с приговором любомирских крестьян передано было мировому посреднику, который произвел по поводу его дознание и препроводил его вместе с документами в присутствие по крестьянским делам. Приговор крестьян не был утвержден по несоблюдению формальностей при его составлении. Рябошапка оставлен был на месте своего жительства. Возвратившись из села Олынанки, он снова занялся пропагандой штундизма...

1867 г. нельзя считать годом совращения Рябошапки, потому что эта дата противоречит сообщениям прошения Рябошапки, поданного им 27 сент. 1868 г. Коцебу, в котором он, между прочим, говорит следующее:

"Я купил в Елизаветграде две книги "Новый Завет" и на досуге читал его с товарищами. Спустя несколько времени, (местный) свящ. Промыслов узнал об этом и позвал меня и Кравченка к себе, чтобы проверить эти книги, и не нашел в них ничего противозаконного, и мы после того спокойно услаждали наши души чтением св. книг. С 1867 г. священнику Промыслову благоугодно было гнать нас за это".

Далее Рябошапка говорил, что он с Кравченком и другими в числе 12 человек были арестованы по распоряжению сельских властей. 10 человек выпущены были на волю через неделю, а его с Кравченком продержали в заключении 10 недель, после чего они были отправлены в г. Вознесенск к судебному следователю. Из прошения видно, что собрания происходили до 1867 г., а в 1867 г. была уже организована община, члены которой настолько были тверды в своих религиозных заблуждениях, что выдерживали за них продолжительный арест. Нужно было Рябошапке употребить немало времени, чтобы обучиться грамоте и образовать такого рода общину" (Рождественский, "Южнорусский штундизм", стр. 72-75).

В 1892 г. И. Г. Рябошапка вместе с многими тружениками Евангелия был сослан в Закавказье, в местечко Герюсы. Через пять лет его, как неисправимого штундиста, выслали из России без права возвращения на родину.

После долгого скитания по Турции, И. Г. Рябошапка в 1898 г. прибыл с женой в Болгарию и 5 февраля 1900 г. отошел в вечность, после чего его жена, уже глубокая старушка, вернулась в Россию.

Распространение штундизма

"Извлечение из письма прокурора Одесской Судебной Палаты Е-ва к вице-директору департамента Министерства юстиции от 29 января 1875 г. за № 1799 о штундистах в Новороссийском крае:...Относительно причин быстрого распространения учения штундов меня интересовало мнение по этому предмету той среды, в которой штундизм вербует своих последователей. Спрошенные, по моему распоряжению, местным товарищем прокурора в с. Карловке крестьяне православного исповедания дали следующее объяснение о причинах успешности распространения учения штундов:

1) в воскресные дни, когда штунды собираются для молитвы, православные ходят смотреть на то, как они молятся, и те, которым нравится молитва штундов, присоединяются к ним;

2) тем из крестьян, которые желают получить то или другое разъяснение по вопросам религии или не имеют возможности получить разъяснение, штунды охотно и совершенно понятно для них разрешают все их религиозные сомнения;

3) многие присоединяются к штундам, чтобы избавиться от тяжких "поповских поборов" за исполнение треб, в особенности же за совершение браков, так что крестьянам остается или подчиниться требованиям священника, или примкнуть к секте штундов.

К этим причинам, высказанным самими крестьянами, я прибавлю, что весьма могучим мотивом для присоединения к штундизму лучших элементов нашего сельского населения, должен служить примерный образ жизни штундистов, которые все без исключения ведут совершенно трезвую, скромную и трудовую жизнь, проявляя таким образом в самой жизни высоконравственные принципы христианского учения" (Епископ Алексий, "Материалы для истории", стр. 225-229).

Распространение штундизма в Киевской губернии тесно связано с Герасимом Витенко, известным под фамилией Балабан. Из Киевской губернии Таращанского уезда он еще очень молодым прибыл в деревню Игнатовку Одесского уезда и нанялся в работники к вдове Матроне Долгошеевой. Через некоторое время Герасим женился на ней и сделался хозяином.

К штундистам Балабан примкнул молодым, по летам он был ровесником М. Ратушному. Балабан хорошо знал Святое Писание.

Уже в 1867-1868 гг. Балабан обращал на себя особое внимание видом кротости, преданностью учению, религиозной ученостью и твердостью убеждений.

В 1870 г. было вынесено решение о высылке Балабана из Херсонской губернии, и он, не дожидаясь исполнения этого приговора, поехал в с. Чаплинку Киевской губернии Таращанского уезда. Здесь у него было свободное время, и, получая помощь от братьев, он смело благовествовал в селе. От его бесед уверовал Иван Лясоцкий, волостной писарь с. Чаплинки.

Вот как он пишет об этом в своем письме:

"Я, коренной житель села Косяковки Таращанского уезда, Киевской губернии. Служил я волостным писарем в селе Чаплинке, того же уезда, в 7-8 верстах от села Косяковки.

Осенью 1870 г. приехал в Чаплинку Герасим Балабан за получением паспорта, так как он проживал в Херсонской губернии. Слух прошел, что он штундист, о чем, конечно, узнал поп, с которым я жил в дружбе, да еще попадья, она кумовала у меня. Поп просил меня и волостного старшину задержать Балабана для того, чтобы с ним мог поговорить и увещевать его, как овцу своего стада. Просьба попа была уважена, и он приглашал Балабана каждый день на беседу в волость, каковая беседа была всегда на моем ближайшем присутствии, и я ретиво наблюдал за речами, как одного, так и другого, также и за текстами Св. Писания, которые указывал Балабан попу, и часто ставил его в тупик. Так продолжалось собеседование не менее месяца, и я признал в моей душе правду на стороне Балабана, к нему склонилась моя душа и жена моя тоже. Наконец поп официально заявил начальству об арестовании Балабана и в волость последовала бумага о невыдаче Балабану паспорта, впредь до особого распоряжения. После этого я стал ближе к Балабану, чем к попу. Часто мы с ним беседовали из Св. Писания. Наконец и другие люди стали вступать в разговоры с Балабаном и убеждаться в справделивости их слов, так что по вечерам у нас начались собрания в отдельных домах. Многие приглашали Балабана к себе в дом для беседы и все жаждали этого. Потом Балабан просил меня о выдаче секретным образом проходной, дней на 15 в Херсонскую губернию, чтобы взять оттуда славянскую Библию со ссылками.

Все это было сделано, и у вас начались открытые собрания, куда стекалась масса народа. А поп уже не рад был, что задержал Балабана, и хотел бы освободить его, но было уже поздно. Таким образом Балабан прожил в Чаплинке целую зиму" ("Баптист", № 42, 1911 г.).

1-го июня 1871 г. епархиальное начальство решило вызвать Балабана на увещание и потребовало, чтобы Таращанское уездное управление выслало Балабана. Тринадцатого июня 1871 г. он был отправлен в Киевский тюремный замок.

27-го августа 1871 г. консистория известила судебного следователя, что "арестант Герасим Балабан дал подписку, что не отступит от православной веры и будет содержать ее неизменно". Судебный следователь отпустил Балабана на свободу.

Явившись в Чаплинку, Балабан объявил народу, что высшая власть признала убеждения его правыми и дозволила учить народ.

По ночам Балабан проводил собрания, которые посещала преимущественно грамотная молодежь. Они читали и объясняли Священное Писание, пели гимны. Это длилось с сентября до декабря 1871 г. На собрания приходило до 60-ти человек.

Толки о штундистах распространялись по губернии и волновали народ. На базарах, на улицах и площадях проходили оживленные споры по вопросам веры.

9 января 1872 г. полиция опять арестовала Балабана. Этот шаг, однако, не остановил распространения Благой Вести. Вместо Балабана Слово Божье стали проповедовать его ученики Яков Коваль и Климент Терещук. Ночные собрания, несмотря на противодействия священника и сельских урядников, продолжались.

"Между тем сектанты, крестьяне сел Чаплинки и Ко-сяковки, подали губернатору прошение, в котором писали, между прочим, следующее: "С того времени, как по великой благодати Божьей и по внушению духа истинной любви нашего Императора к подданным, мы удостоены возможностью каждому православному христианину узнать путь истины посредством вручения Св. Писания на понятном народу языке. С тех пор, как Слово Божье многочисленными экземплярами распространяется в пределах нашего отечества,- ночь суеверия, неверия и невежества освещается лучами познания. При чтении Слова Божьего многим из крестьян стало светлее на душе. Мы убедились, что заблуждались. На место прежнего убиения времени в распутстве и богозабвении мы собираемся по воскресным дням в домах своих для чтения Евангелия, молитвы и пения духовных песен. Но, к нашему удивлению, за это мы терпим гонения, притеснения, и первыми нашими гонителями за правду являются священники сел Чаплинки и Косяковки. Мы просим, прикажите, чтобы мы без препятствий могли читать Слово Божье и чтоб Герасим Балабан был освобожден от тюрьмы"" ("Дело Киев. дух. коне.", № 195, стр. 162-164).

Герасиму Балабану присудили год тюрьмы. Вместе с ним, за надругательство над иконой, осудили на два месяца и сестру Цимбалову.

"Одним из ревностнейших насадителей нового религиозного учения в г. Тараще оказался местный житель, солдат Старинский, бывший полицейский служитель при помощнике пристава Попове, специально командированном в Чаплинку и Косяковку для постоянного надзора за действиями "штундистов". По рассказу Старинского, однажды ночью, по обязанности службы, он зашел в сборище сектантов - и вдруг почувствовал на себе действие благодати. Затем, сложив с себя полицейские обязанности, удалился в Таращу и здесь занялся деятельной пропагандой нового вероучения. В деле его утверждения в новой вере большое участие принимал один из самых выдающихся деятелей по распространению нового вероучения - Иван Лясоцкий, занимавший в то время в селе Косяковке видное в крестьянской среде положение волостного писаря (1870 - 1877 гг.)" (В. И. Ясевич-Бородаевская, "Борьба за веру", стр. 114).

Рождественский в книге "Южнорусский штундизм" (стр. 97) указывает, что в 1875 г. штундисты были уже в семи приходах Таращанского уезда: Чаплинке, Косяковке, Плоском, Веселом Куте, Попружной, Малой Березянке и Жидовской Гребле. Всего в этих селах было 560 штундистов. Кроме этого, штундисты жили в м. Боярке, в с. Вотылевке, Винограде, Шубиных Ставах (Звенигородский уезд), в с. Скибенцах, Брилевке (Сквир-ский уезд). Число членов церкви в этих местностях неизвестно.

Таким образом, штундизм за короткое время охватил немало приходских общин в четырех уездах Херсонской губернии и в трех уездах Киевской губернии. Штундизм проник также в Подольскую губернию.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.