История происхождения праздника Пасхи. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История происхождения праздника Пасхи.

2019-05-27 153
История происхождения праздника Пасхи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Название праздника произошло от слова Песах. На древнееврейском языке оно означало «исход», «избавление» от смерти благодаря кровавой жертве. Евреи начали отмечать его задолго до Рождества Христова. По времени возникновения он совпадает с исходом иудеев из египетского рабства. Предыстория возникновения Пасхи изложена в книге Исход (главы 3-10).

Но исходу евреев из Египта предшествовало 10 египетских казней.

 

 

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Они описаны в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх. 7-12).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его, отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и, чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)

Нашествие жаб (Исх. 8:6)

Нашествие мошек (Исх. 8:17)

Наказание песьими мухами (Исх. 8:24)

Мор скота (Исх. 9:6)

Язвы и нарывы (Исх. 9:10)

Гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24)

Нашествие саранчи (Исх. 10:13-15)

Тьма (Исх. 10:22)

Смерть первенцев (Исх. 12:29).

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СПАСЕТ ДОБРОТА,

ПОКАЯНИЕ И ЛЮБОВЬ

Многие годы вблизи столицы Афона Кареи в келье Святого Христодула подвизается известный Афонский старец Гавриил (Карейский), за советами к которому съезжаются паломники со всего мира.

– Отец Гавриил, что бы вы пожелали православным людям в России?

– Заботиться о своей семье, о своих детях и потомках. Желаю, чтобы вы не ссорились с вашими женами, чтобы всегда был мир в доме. Когда женщины нервничают, надо вспомнить Черчилля. Одна женщина как-то сказала ему: «Если бы вы были моим мужем, то я бы вас отравила». А он ей ответил: «Если бы вы были моей женой, то ради вас я выпил бы этот яд».

Я желаю, чтобы вы попали в рай; чтобы у вас была возможность побывать с Авраамом, с Иовом. Но чтобы получить благословление от Бога, вы должны в правильных интервалах исповедоваться, постоянно ходить в церковь, молиться и соблюдать посты, каждый день хотя бы немного читать Священное Писание, совершать благотворительные дела людям, которые в этом нуждаются. Когда нас положат в гроб, у нас уже не будет возможности ни что-нибудь хорошее сделать, ни молиться. На саванах нет карманов – и после жизни человек теряет все, помимо того, что он раздаст. Богатство и бедность находятся не в наших домах, а в наших сердцах. То, что принадлежит только тебе, – не твое. У безрукого человека нет рук. Но его руки намного ценнее, чем руки жадного. Хочешь стать богатым – раздавай. Хочешь умереть от голода – закрой свои глаза и уши от человеческой боли. Радость тем глазам, которые плачут от боли другого, потому что эти глаза увидят рай. Радость тем устам, которые говорят слова утешения, потому что эти уста будут петь вместе с Ангелами. Радость тому дому, который открывает двери мимо идущему, потому что эта дверь открывается Божией Матери и Иисусу Христу.

Один святой сказал, что в самые трудные времена человечество спасет доброта, покаяние и любовь. Доброта открывает ворота в рай, покаяние ведет в рай, а любовь раскрывает самого Бога. Нас спасет наша доброта. Если кто-то хвастается, если у него нет любви, если он осуждает грешного, если не прощает своему врагу – Бог не принимает его покаяния и не слушает его молитвы. Святые нам советуют: жертвуйте, чтобы вам жертвовали, прощайте, чтобы вас прощали, не осуждайте, чтобы вас не осуждали. Мы стираем грехи исповедованием, молитвой, когда прощаем своих врагов, когда терпим искушения, совершаем добрые дела, когда осуждаем себя. Если мы себя оправдываем, то Бог нас за это осудит.

Чтобы немного развеселить, расскажу один анекдот. Русский офицер, коммунист и безбожник, выступал с докладом, в котором доказывал, что Бога нет. Обращаясь к аудитории, он спросил:

– Вы видите этот карандаш?

– Видим.

– Значит, он существует.

– Книгу видите?

– Видим.

– Значит, она существует.

– Бога видите?

– Нет.

– Значит, Бога нет.

Тогда один из слушателей попросил слова.

– Вы видите офицера? – спросил он людей, сидящих в зале.

– Сапоги видите?

– Видим.

– Его фуражку?

– Видим.

– А его мозги?

– Нет.

– Значит, он без мозгов.

Я желаю, чтобы все мы попали в рай и Господь записал наши имена в вечную жизнь.

– Батюшка, могут ли сегодня современные родители воспитать своих детей в святости?

– Могут. Своим примером, настоящим христианским поведением, тем, что они постоянно молятся, постятся, жертвуют. Тогда дети берут с родителей пример и сами становятся настоящими христианами. Детям нужны не советы, а примеры. Уши детей не слушают советы, зато их глаза открыты примерам. Тот, кто только советует, – строит одной рукой, а тот, кто дает и хорошие советы, и примеры, – строит обеими руками. Тот же, кто дает хороший совет, но плохой пример, – одной рукой строит, а другой разрушает то, что построил.

Один родитель обратился к педагогам всех уровней – от простых учителей до преподавателей университетов. Мы доверяем вам самое ценное, – сказал он, – наших детей, а главное, что мы передаем детям, – это наш пример, а не то, что мы знаем.   

Когда наши дети видят наше плохое поведение – ссоры с супругой, например, они перестанут нас уважать и отвернутся от нас, когда станут взрослыми.

– Отец Гавриил, в чем, на ваш взгляд, заключается разница между иноческой жизнью и мирской жизнью христианина?

– Монахам ничто не поможет, если в монастыре есть компьютер и телевизор, – сатана вас разнесет через эти средства. Есть такая притча. Пришел сатана в один монастырь, постучался, и ему ответил детский голос. «Ну, раз ты здесь, – сказал сатана, – значит, я не нужен».

– Как одержать победу над самим собой, над своими грехами?

– Есть три варианта. Первый – пойти к гробу Ленина и попросить его вылечить от своих слабостей. Второй – найти супермаркет, в котором продается килограмм терпения, килограмм любви, килограмм смирения, килограмм прощения. А третий вариант – соединиться с Богом – источником любви. А как с Ним соединиться? Только через молитву, через любовь, доброту, жертвование. Только тогда от Него будет нам благословение.

– На Афоне много монахов, которые молятся за людей всего мира. Каково значение Афона для человечества?

– В России жил старец Парфений, которому явилась Божия Матерь. Он спросил у нее: «Какова роль схимонаха?» Она объяснила, что он должен молиться и просить за все человечество. Мы никогда не спасем сами себя. Мы будем спасены другими за наше отношение к ним. Один старец закрылся в келье и никого к себе не допускал. Однажды он увидел сон: его топтала медведица, но его духовные чада прогнали эту медведицу и спасли его.

Если нужно перечислить 1000 пунктов руководства «Как попасть в рай», то батюшкой уже 500 собраны за его терпение со столькими монахами, другие 500 можно собрать его молитвами, жертвами.

Есть притча. Умер один дедушка и пришел к воротам рая. Святой Петр ему говорит: «Чтобы сюда попасть, надо собрать 1000 баллов».

– Я был хорошим священником.

– За это два балла. Что еще хорошего сделал?

– Катехизис прихожанам читал.

– Тоже один балл.

– Проповедовал Слово Божие.

– Один балл. А что еще?

Старик разочаровался, расстроился: «Где же мне собрать 1000 баллов, если он за все по одному–два балла начисляет?» И говорит: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, не попадаю я в рай. Где мне взять 1000 баллов?» И тут святой Петр отвечает: «Вот за эту молитву ты набираешь 996 баллов плюс эти 4 – проходи».

И еще одна притча.

Умер один аскет, пришел к дверям рая, стучится. Его спрашивают: «Кто там? Он отвечает: «Я, аскет». Двери рая остались закрытыми. Аскет разочаровался, вернулся в свою пещеру, начал там перечислять свои подвиги и понял, почему двери рая остались закрытыми. Пошел снова стучаться, его опять спрашивают: «Кто там?» Он не сказал «это я». Он ответил: «Это ты, Господи, мои шаги направляешь». И тогда открылись двери рая.

Старец Гавриил (Карейский)

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.