II. Описание проектной работы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

II. Описание проектной работы

2019-05-27 190
II. Описание проектной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

VI I муниципальный Фестиваль проектов «Планета Знаний»

 

 

«БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК»

 

Область научных знаний: география, экология

 

                                                          Выполнил:

                                                                 Боков Алексей,

7 класс МБОУ «ООШ №6 с.Каменка»

                                           

 

 

                                                                          Руководитель проекта:

                                                   Баширова Юлия Александровна,

                                                             учитель химии, географии

 

село Каменка

2019 г

Оглавление

 

I. Введение ………………………………………………………………………………..3 – 4

II. Описание проектной работы……………………………………………………………..5

2.1. Погружение в проект …………………………………………………………………...5

2.2. Планирование деятельности ……………………………………………………… 5 – 6

2.3. Самооценка в процессе работы …………………………………………………….….6

2.4. Осуществление деятельности по решению проблемы…………………………….….6

Глава 1. Малые реки на территории Саратовской области……………………………6 – 8

Глава 2. Комплексное исследование участка реки Иловля…………………..………9 – 13

2.5. Результат работы над проектом…………………………………………….……13 – 15

2.6. Практическое значение проекта……………………………………………….…15 – 16

2.7. Ресурсы, задействованные для реализации проекта…………………………...…….16

2.8. Список литературы, интернет-ссылки………………………………………………..16

2.9. Приложения………………………………………………………………….……17 – 24

III. Рефлексия…………………………………………………………………..……………25  

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Без малых рек не было бы больших. Важной проблемой малых рек на сегодняшний день можно назвать экологическую проблему и, конечно же, снижение уровня воды в реках. Малые реки несут свои воды в большие реки и поэтому проблемы и у малых, и у больших рек общие. На берегах малых рек расположились населённые пункты, ведь человек всегда селился поближе к воде, ставил плотины на реке, строил на них водяные мельницы, изменяя этим уровень воды в реке и влияя на видовой состав животного и растительного мира. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Поэтому человечеству нужно бороться за каждую малую речушку. Моя малая река Иловля  протекает через село Каменка, возникшее в 1765 году на ее берегах. Мне стало интересно, какие проблемы  малых рек Иловля испытавает на себе.

Цели проекта. Практическая: комплексное исследование участка реки Иловля.  Педагогическая: повышение мотивации к изучению географии, геоэкологии и уровня и качества знаний учащихся. По формированию УУД: познавательные - самостоятельно создавать способы решения проблем, применять знания для решения проблем, излагать свое мнение; регулятивные – организовывать свое рабочее место, определять цель, составлять план выполнения заданий, развивать практические умения и навыки при решении экологических проблем; личностные – использовать приобретенные знания и умения для формирования экологической культуры и ответственности за состояние малых рек, готовности к активным действиям по охране природы; коммуникативные – участвовать в диалоге с учителем, родителями, жителями села, точно выражать свои мысли, планировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

 Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- собрать информацию по данной теме;

- дать физико-географическую характеристику реки;

- определить качество речной воды;

- составить перечень состава животного и растительного мира участка реки;

- собрать информацию о хозяйственном использовании реки;

- определить основные источники загрязнения;

- выявить экологические проблемы реки;

- разработать перспективный план мероприятий по улучшению состояния реки;

- провести разъяснительную работу по охране реки среди жителей села.

Объект исследования – вода.

Предмет исследования - участок реки Иловля рядом с селом Каменка Красноармейского района Саратовской  области.

Гипотеза: река будет жить,если местное население приложит усилия по её спасению.

Методы исследования: работа с источниками информации, топографическими картами; мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, сбор и обработка данных, беседа с жителями села, природоохранная деятельность.

Планируемый результат:  

- результаты данной работы можно будет использовать для привлечения внимания жителей села к сложившейся проблеме водоема;

- способствовать привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее;

- приобретение новых знаний, умений и навыков, которые мне пригодятся на уроках географии, химии, биологии, экологии;

- заинтересовать одноклассников своей работой.

Критерии оценки успеха работы над проектом:

актуальность проекта, самостоятельность, проблемность, содержательность, научность, работа с информацией, системность, интегративность, коммуникативность.

 

 

II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Погружение в проект

Я очень люблю рыбалку, часто с друзьями мы ходим ловить рыбу на нашу реку Иловлю.  Мест для рыбной ловли не так уж много, хотя река протекает вдоль всего нашего села, да и  уловом не всегда можно похвалиться. Жители села, те что живут здесь давно, говорят, что раньше ловить рыбу можно было в любом месте, с берега, на лодках. Моя мама рассказала, что на реке во времена ее детства, мест для купания было много. Местное население их называло: «Чистая», «На плотине», «На Дамбе», «Мальчишечья», «Девчачья», «Гусишка», «Четырехметровка». В одних местах было мелко, в других – глубоко. Сейчас осталось два места для купания, но и там глубине не большая.

Так выявилась проблема: что же будет с рекой через 5 –  10 лет? И вопросы, на которые нужно найти ответ:

- какой была река много лет назад, как использовалась?

- почему река стала мельче?

- почему в реке ила становится больше с каждым годом?

- не опасно ли купаться в нашей реке?

- что нужно сделать, чтобы спасти реку?

Появилась гипотеза, что река будет жить, если мы всем селом ей поможем.

 

Планирование деятельности

Сроки реализации проекта май – октябрь 2018 г. Я составил план работы над проектом:

№ п/п Сроки Структурный компонент проекта
1 Май, июнь Изучение научно-популярной литературы, ресурсов Интернет, поиск нужной информации по теме
2 Июнь, июль, август Наблюдение за состояние реки, за растительным и животным миром. Проведение экспериментов, анализ результатов
3 Август Беседа с жителями села  с целью выяснить историческое прошлое реки, ее хозяйственное значение, экологическое состояние
4 Август, сентябрь Систематизация, обобщение полученных данных. Разработка перспективного плана действий по улучшению состояния реки.  Изготовление листовок и распространения их среди населения. Написание работы, создание презентации.
5 Сентябрь Анализ проделанной работы, выводы о важности проблемы поднятой в работе.

 

Определение качества воды

Я определил качество воды в реке Иловля, для этого я взял пробы воды. Чтобы охарактеризовать качество воды, я определил жесткость воды, характер и интенсивность запаха воды, цвет и мутность речной воды (Приложение 5).

Определение жёсткости воды

Для этого к 100 мл пробы постепенно добавлял по каплям концентрированный раствор соды. Визуально отмечал количество выпавшего осадка. Много осадка – вода жёсткая, мало – умеренно-жёсткая, практически нет осадка – мягкая..

Определение цвета

Для определения цвета я профильтровал через бумажный фильтр исследуемую воду. Сравнил цвет воды с цветом такого же объёма дистиллированной воды над листом чистой белой бумаги. Соли железа, гуминовые кислоты придают воде жёлтый цвет. Зеленоватая окраска воды может быть связана с явлением эвтрофикации, т.е. перенасыщение питательными веществами, и как следствие, присутствием микроскопических водорослей.

Определение мутности воды

Содержание нерастворимых примесей можно определить на глаз: сильно мутная, мутная, прозрачная, рассматривая воду в пробирке на фоне белого экрана.

  Результаты изучения качества воды я занес в таблицу

                                                                                                    

№ п/п Показатели качества воды Вывод о качестве
  1   Запах Смешанный, преобладает илистый с примесью запаха прелости. Слегка заметный. Предположительно запах связан с продуктами органического распада.
  2   Цвет Вода слабо мутная, зеленоватой окраски, что предположительно доказывает связь с перенасыщением питательными веществами.
3 Жёсткость Вода мягкая

Животный и растительный мир

Я составил перечень состава растительного и животного мира. По берегам реки произрастают влаголюбивые растения: рогоз, камыши, осоки. Вдоль всего побережья растут деревья: ракиты, ивы, верба, ольха (Приложение 7). Прибрежные деревья, камыш, рогоз помогают стать рекам чище, они корнями извлекают из воды нитраты и другие вредные вещества.  В реке водятся рыбы: карась, плотва, голавль, окунь, щука, краснопёрка, в береговой зоне живут ондатры (Приложение 8). На двух участках реки я увидел следы пребывания бобров (Приложение 9). В зарослях по берегам селятся дикие утки. Мне было интересно наблюдать за жизнью жуков-плавунцов, личинок стрекоз, за  водомерками. Все обитатели водоёма связаны друг с другом. Если в воде мало бактерий – не будет здесь много инфузорий, коловраток, которыми питаются личинки комаров. Нет добычи для хищников – мало и хищников: жуков, водных клопов, личинок стрекоз. В воде беспозвоночные постоянно трудятся над тем, чтобы сделать её чище. Жуки и личинки различных насекомых уничтожают больных животных и их трупы, не допуская возникновения эпидемий. Личинки комаров поедают различные гниющие остатки. 

Список использованной литературы

1. Зверев А.Т., Ачапкин Л.А. Экология. Практикум 7-9 классы. М.: Оникс, 2007    

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. «Основы экологии». М.: Дрофа, 2004

3. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.

Интернет – ссылки:         

http://water-rf.ru/О воде официально/828/ФЦП «Вода России»

https://strekoza.travel/place-reka-ilovlya Река Иловля

https://rulandinfo.ru/tours/253/3664/ Река Иловля

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иловля (река)

http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water.htm Большая Саратовская энциклопедия: водоемов

http://komanda-k.ru/Россия Реки Саратовской области

https://saratovlj.livejournal.com/14587.html Малые реки Саратовской области

 

Приложения


Приложение 1

Приложение 2

Рис.1. Река Иловля. «Чистая»

            

Приложение 3

             Рис.2. Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Приложение 4

Рис.3. Исток реки Иловля

Приложение 5

Рис.4. Исследование образца воды

Приложение 6

Таблица 1. Шкала интенсивности запаха

Интенсивность запаха Баллы Характеристика восприятия
Отсутствует 0 Запах не ощущается совсем
Очень слабый 1 Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете
Слабый 2 Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обрати ваше внимание
Заметный 3 Запах, который вы замечаете не сразу
Отчётливый 4 Запах, который вы сразу же чувствуете
Очень сильный 5 Запах очень сильный, ощущается на расстоянии

 

Таблица 2. Определение характера запаха воды

Характер запаха Приблизительный аналог (на что похоже)
Ароматический Огуречный, цветочный
Болотный Илистый, тинистый
Гнилостный Фекальный, сточной воды
Древесный Мокрой щепы, древесной коры
Землистый Прелый, свежевспаханной земли, глинистый
Плесневелый Затхлый, застойный
Рыбный Рыбы, рыбьего жира
Сероводородный Тухлых яиц
Травянистый Скошенной травы, сена
Неопределённый Не подходит под предыдущие определения

Приложение 7

Рис. 5. Участок реки Иловля

Приложение 8

Рис.6. Животный мир
          

Рис.7. Следы присутствия бобров

Приложение 10

Рис.8. Старая Дамба

Приложение 11

Рис.9. Места отдыха на реке

Приложение 12

Рис.10.  Участок реки Иловля

III. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приобретенные знания, умения и навыки я указал в листе «Я научился»: я научился видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, наблюдать и проводить эксперимент, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

По окончании проекта я заполнил бланк отчета работы над проектом:

Критерий оценки успеха работы над проектом Результативность работы
Актуальность Проект был актуальным, т.к. осветил вопросы экологического состояния малых рек, пути решения проблем малых рек
Самостоятельность Уровень самостоятельной работы был достаточно высок. Непосредственное участие руководителя было только на этапе постановки целей, задач, выдвижения гипотезы; в остальных вопросах руководитель проекта только направлял мои действия.
Проблемность Была помощь руководителя в начале проекта при формулировании проблемных вопросов, а во время выполнения работы я сам четко ставил вопросы
Содержательность Проект характеризуется краткостью и четкостью изложения.
Научность Проект имеет соотношение изученного и представленного в проекте материала.
Работа с информацией Способы поиска информации – интернет, литература; способы подачи информации – от воспроизведения до анализа, сначала краткое описание предполагаемых результатов, затем анализ полученных результатов в ходе работы.
Системность Все процессы рассматривались в совокупности.
Интегративность Проект относится к категории метапредметных, т.к. связан с географией, биологией, экологией.
Коммуникативность На протяжении всей работы происходило сотрудничество с одноклассниками, родителями, учителем, жителями села

 

VI I муниципальный Фестиваль проектов «Планета Знаний»

 

 

«БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК»

 

Область научных знаний: география, экология

 

                                                          Выполнил:

                                                                 Боков Алексей,

7 класс МБОУ «ООШ №6 с.Каменка»

                                           

 

 

                                                                          Руководитель проекта:

                                                   Баширова Юлия Александровна,

                                                             учитель химии, географии

 

село Каменка

2019 г

Оглавление

 

I. Введение ………………………………………………………………………………..3 – 4

II. Описание проектной работы……………………………………………………………..5

2.1. Погружение в проект …………………………………………………………………...5

2.2. Планирование деятельности ……………………………………………………… 5 – 6

2.3. Самооценка в процессе работы …………………………………………………….….6

2.4. Осуществление деятельности по решению проблемы…………………………….….6

Глава 1. Малые реки на территории Саратовской области……………………………6 – 8

Глава 2. Комплексное исследование участка реки Иловля…………………..………9 – 13

2.5. Результат работы над проектом…………………………………………….……13 – 15

2.6. Практическое значение проекта……………………………………………….…15 – 16

2.7. Ресурсы, задействованные для реализации проекта…………………………...…….16

2.8. Список литературы, интернет-ссылки………………………………………………..16

2.9. Приложения………………………………………………………………….……17 – 24

III. Рефлексия…………………………………………………………………..……………25  

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Без малых рек не было бы больших. Важной проблемой малых рек на сегодняшний день можно назвать экологическую проблему и, конечно же, снижение уровня воды в реках. Малые реки несут свои воды в большие реки и поэтому проблемы и у малых, и у больших рек общие. На берегах малых рек расположились населённые пункты, ведь человек всегда селился поближе к воде, ставил плотины на реке, строил на них водяные мельницы, изменяя этим уровень воды в реке и влияя на видовой состав животного и растительного мира. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Поэтому человечеству нужно бороться за каждую малую речушку. Моя малая река Иловля  протекает через село Каменка, возникшее в 1765 году на ее берегах. Мне стало интересно, какие проблемы  малых рек Иловля испытавает на себе.

Цели проекта. Практическая: комплексное исследование участка реки Иловля.  Педагогическая: повышение мотивации к изучению географии, геоэкологии и уровня и качества знаний учащихся. По формированию УУД: познавательные - самостоятельно создавать способы решения проблем, применять знания для решения проблем, излагать свое мнение; регулятивные – организовывать свое рабочее место, определять цель, составлять план выполнения заданий, развивать практические умения и навыки при решении экологических проблем; личностные – использовать приобретенные знания и умения для формирования экологической культуры и ответственности за состояние малых рек, готовности к активным действиям по охране природы; коммуникативные – участвовать в диалоге с учителем, родителями, жителями села, точно выражать свои мысли, планировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

 Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- собрать информацию по данной теме;

- дать физико-географическую характеристику реки;

- определить качество речной воды;

- составить перечень состава животного и растительного мира участка реки;

- собрать информацию о хозяйственном использовании реки;

- определить основные источники загрязнения;

- выявить экологические проблемы реки;

- разработать перспективный план мероприятий по улучшению состояния реки;

- провести разъяснительную работу по охране реки среди жителей села.

Объект исследования – вода.

Предмет исследования - участок реки Иловля рядом с селом Каменка Красноармейского района Саратовской  области.

Гипотеза: река будет жить,если местное население приложит усилия по её спасению.

Методы исследования: работа с источниками информации, топографическими картами; мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, сбор и обработка данных, беседа с жителями села, природоохранная деятельность.

Планируемый результат:  

- результаты данной работы можно будет использовать для привлечения внимания жителей села к сложившейся проблеме водоема;

- способствовать привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее;

- приобретение новых знаний, умений и навыков, которые мне пригодятся на уроках географии, химии, биологии, экологии;

- заинтересовать одноклассников своей работой.

Критерии оценки успеха работы над проектом:

актуальность проекта, самостоятельность, проблемность, содержательность, научность, работа с информацией, системность, интегративность, коммуникативность.

 

 

II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Погружение в проект

Я очень люблю рыбалку, часто с друзьями мы ходим ловить рыбу на нашу реку Иловлю.  Мест для рыбной ловли не так уж много, хотя река протекает вдоль всего нашего села, да и  уловом не всегда можно похвалиться. Жители села, те что живут здесь давно, говорят, что раньше ловить рыбу можно было в любом месте, с берега, на лодках. Моя мама рассказала, что на реке во времена ее детства, мест для купания было много. Местное население их называло: «Чистая», «На плотине», «На Дамбе», «Мальчишечья», «Девчачья», «Гусишка», «Четырехметровка». В одних местах было мелко, в других – глубоко. Сейчас осталось два места для купания, но и там глубине не большая.

Так выявилась проблема: что же будет с рекой через 5 –  10 лет? И вопросы, на которые нужно найти ответ:

- какой была река много лет назад, как использовалась?

- почему река стала мельче?

- почему в реке ила становится больше с каждым годом?

- не опасно ли купаться в нашей реке?

- что нужно сделать, чтобы спасти реку?

Появилась гипотеза, что река будет жить, если мы всем селом ей поможем.

 

Планирование деятельности

Сроки реализации проекта май – октябрь 2018 г. Я составил план работы над проектом:

№ п/п Сроки Структурный компонент проекта
1 Май, июнь Изучение научно-популярной литературы, ресурсов Интернет, поиск нужной информации по теме
2 Июнь, июль, август Наблюдение за состояние реки, за растительным и животным миром. Проведение экспериментов, анализ результатов
3 Август Беседа с жителями села  с целью выяснить историческое прошлое реки, ее хозяйственное значение, экологическое состояние
4 Август, сентябрь Систематизация, обобщение полученных данных. Разработка перспективного плана действий по улучшению состояния реки.  Изготовление листовок и распространения их среди населения. Написание работы, создание презентации.
5 Сентябрь Анализ проделанной работы, выводы о важности проблемы поднятой в работе.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.