Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-05-27 | 1275 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение.
Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, жизнь, любовь - вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Не стал исключением и Ф.И. Тютчев. Однако образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, глубина смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта.
Значительное место в лирике Ф.И. Тютчева занимает тема человека и природы. Поэт смог своими стихами передать гармонию красоты окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Поэзия Тютчева в отечественном литературоведении является достаточно изученной, но на современном этапе требуется новый подход к исследованию художественных особенностей его лирики.
Актуальность работы обусловлена потребностью в рассмотрении темы души и природы в творчестве Ф.И. Тютчева, поскольку они составляют органическую связь и философски дают представление о пантеизме и в целом поэтике Ф.И.Тютчева
Цель исследования: изучить особенности темы души и природы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Задачи исследования:
1) Посредством теоретического анализа и систематизации научных источников определить инструментарий работы;
2) Исследовать особенности поэзии Ф.И. Тютчева;
3) Проанализировать образ родной природы и народной души в лирике Ф.И. Тютчева
|
Объект исследования: стихотворения Ф.И.Тютчева
Осмысление природы и жизнь человеческой души в поэзии Тютчева
Одна из важнейших тем Тютчева — природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тютчева природа жива, одухотворена во всех своих проявлениях. Весенние воды «гласят во все концы: “Весна идет, весна идет…”; «лениво дышит полдень мглистый»; «Зима еще хлопочет / И на Весну ворчит./ Та ей в глаза хохочет /И пуще лишь шумит». Олицетворение является излюбленным тропом в лирике поэта.
Поэт часто использует фольклорный принцип психологического параллелизма, позволяющий зафиксировать взаимозависимость жизни природы и человеческой души. На этом принципе основывается образная система стихотворений «Поток сгустился и тускнеет…», «Еще земли печален вид…». Оба названных стихотворения разделены на две строфы. В первой говорится о приметах сезонного состояния природы, а вторая часть через уподобление повествует о переживаниях души лирического героя.
Есть в лирике Тютчева и иные акценты. Природа у него загадочна, она живет потаенной, недоступной человеческому уму жизнью.В более поздний период творчества это ощущение самоценности природного мира становится особенно сильным. В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» изображается море «в безлюдье ночном». Лирический герой — единственный свидетель «диалога» волн, ветра, луны и звезд, тайного движения, безразличного к тому, как воспринимает его человек и воспринимает ли вообще. Оно настолько прекрасно, загадочно и величественно, что перед лицом играющих стихий человеческая жизнь порой кажется незначительной:
В этом волненье, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Вечные сомнения души, стремящейся к природе, покоренной ее красотой и сомневающейся в одухотворенности этой красоты, нашли воплощение в философском четверостишье Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…».
|
Как видим, вовсе не простым и благостным, но усложненным, драматическим и даже трагедийным было восприятие поэтом природного мира.
Заключение
В ходе работы мы изучили произведения Федора Ивановича Тютчева, касающиеся темы души и природы, выяснили, что эти темы занимают важное место в творчестве поэта. Для более глубокого анализа творчества лирика, мы детально изучили его многие лирические произведения. Несомненно, поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стояла у истоков отечественной философской лирики. Так, Н.А. Некрасов в статье 1850 года "Русские второстепенные поэты" высоко оценил его поэзию: "Всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, …исполненного мысли и неподдельного чувства". А спустя четыре года, И.С. Тургенев в небольшой статье "Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева" определил особое качество тютчевской поэзии: "… поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частью высказывает их единым образом…". Поэзия Тютчева в литературоведении России достаточно изучена, но необходимы новые методы изучения его творчества. В ходе работы я исследовала особенности поэзии Тютчева. Отличительными чертами лирики автора стали монументальные формы, ораторско-диктаторский стиль. Исследовав тему души и природы в поэзии Федора Ивановича Тютчева, нужно отметить, что тема души занимает центральное место во многих произведения автора, являясь отдельным персонажем. Природа в изображении Тютчева предстает перед читателем одушевленной, часто занимает центральное место в произведениях.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
О природе поэт пишет как о живом человеке, наделённом качествами творца, созидателя, не подвластного никакой чужой воле, наделённом собственной душой, управляющей стихиями мира, космоса, вселенной. В этом стихотворении заключено целостное восприятие природы, синтезирована тема и проблема нашего исследования.
Список литературы
1. Бибихин, В.В. Дневники Льва Толстого / В.В. Бибихин.- ИД Ивана Лимбаха, 2012. - 154 с.
2. Ганькина, Н.Л. Ключевые образы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Фонтан" / Н.Л. Ганькина.- Молодой ученый, 2016. - 98 с.
|
3. Иссерлина, Е.М. Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Е.М. Иссерлина.- Л.: ACADEMIA, 1930. - 182 с.
4. Козырев, Б.М. Письма о Тютчеве / Б.М. Козырев.- Литературное наследство, 1998. - 76 с.
5. Николаева, А.А. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. - Л.: Сов.писатель, 1987. - 217 с.
6. Учебник литературы для студ. учреждений сред.проф. образования: Учебник / под общ. ред. Г.А. Обернихиной. -Академия, 2014. - 384 с.
7. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений в семи томах / В.Я. Брюсов.- Художественная литература, 1973. - 198 с.
8. Козырев, Б.М. Большая советская энциклопедия / Б.М. Козырев.- М.: Советская энциклопедия, 1978. - 364 с.
9. Тынянов, Ю.Н. Собрание сочинений / Ю.Н. Тынянов.- Вагриус, 2006. - 211 с.
10. Тургенев, И.С. Сочинения в двух томах / И.С. Тургенев.- Художественная литература, 1980. - 213 с.
Введение.
Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, жизнь, любовь - вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Не стал исключением и Ф.И. Тютчев. Однако образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, глубина смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта.
Значительное место в лирике Ф.И. Тютчева занимает тема человека и природы. Поэт смог своими стихами передать гармонию красоты окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Поэзия Тютчева в отечественном литературоведении является достаточно изученной, но на современном этапе требуется новый подход к исследованию художественных особенностей его лирики.
Актуальность работы обусловлена потребностью в рассмотрении темы души и природы в творчестве Ф.И. Тютчева, поскольку они составляют органическую связь и философски дают представление о пантеизме и в целом поэтике Ф.И.Тютчева
|
Цель исследования: изучить особенности темы души и природы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Задачи исследования:
1) Посредством теоретического анализа и систематизации научных источников определить инструментарий работы;
2) Исследовать особенности поэзии Ф.И. Тютчева;
3) Проанализировать образ родной природы и народной души в лирике Ф.И. Тютчева
Объект исследования: стихотворения Ф.И.Тютчева
Новаторство поэзии Ф.И. Тютчева
Особенности лирики Ф.И. Тютчева
Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его имя попросту не замечали или же считали поэтом "для немногих". А между тем среди этих "немногих" были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский, Добролюбов. Уже один перечень имен таких ценителей, столь различных по своим литературно-эстетическим взглядам, указывает на то, что поэзии Тютчева суждено было большое будущее.
Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Со второй половины 20-х годов наступает рассвет его творческого таланта.
Лирика Ф.И. Тютчева открывает в литературе России новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев - наследник поэтов - классицистов: его поэзию отличают монументальные формы, ораторско - диктаторский стиль, для которого характерны риторические вопросы, восклицания, призывы. В то же время стихи Тютчева тяготеют к лаконизму и афористичности, предельной концентрации мысли. Афористичность мышления вообще было свойственна поэту, недаром он был известен как блестящий, чрезвычайно остроумный собеседник. Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) тютчевского творчества имел языческий характер, ко второму же относятся христианские мотивы, в основном в русле исторической проблематики [8, 30]. Большинство стихотворений Тютчева не имеет названий, а их первые строки звучат необычно для лирики: "Она сидела на полу…", "Когда, что звали мы своим…". Многие стихи напоминают реплики, вырванные из диалога или вдруг высказанные вслух мысли, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: "Не то, что мните вы, природа…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Не плоть, а дух растлился в наши дни…", "Увы, что нашего незнанья…". Таким образом создается эффект разговорной речи, интонационной свободы, который многими современниками поэта оценивался как поэтическая неаккуратность, а литературоведами и читателями XX - XXI веков осознается как неповторимая особенность лирики Тютчева.
|
Литературовед Тынянов первым заметил, что для лирики Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент. Такая форма подчеркивает бесконечное течение, движение мысли. Вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения:
И как, виденье, внешний мир ушёл.
Столетье за столетьем пронеслось.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве
Композиция стихотворения полностью подчиняется движению мысли или эмоций лирического героя. Характерна для большей части стихотворений поэта двухчастная композиция: в первой части возникает образ, далее следует его осмысление или наоборот. "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления", - писал И.С. Тургенев.
Особенностями лирики Федора Ивановича Тютчева стали монументальные формы, ораторско - диктаторский стиль, ведь Тютчев был наследником поэтов - классицистов. Многие авторы отмечали его особый стиль передачи мысли читателю.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!