Психология: психика и то, что находится за её пределами — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психология: психика и то, что находится за её пределами

2019-05-27 148
Психология: психика и то, что находится за её пределами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ещё одна область, которая вызывает одинаковый интерес и в буддизме, и в современном западном обществе, — это психология. Западная психология стремится понять работу психики. Психолог Карл Юнг определил психику как «полную совокупность всех психических процессов — как осознанных, так и неосознанных». С точки зрения Фрейда, психика включает неосознанный ид [29] и морализирующее, супер-эго. Оба эти компонента интегрированы с эго, которое занимает роль посредника между ними. Согласно словарю American Heritage Medical Dictionary[30], психика — это «ум, который, выполняя функцию центра мышления, эмоциональных состояний, а также поведения, осознанно или бессознательно обусловливает реакции тела на физическое и социальное окружение».

Если для западной психологии главной целью является чёткое определение и доскональное понимание психики как таковой, то в буддийской психологии, как мы уже упоминали прежде, психика — это лишь один из отдельных аспектов более широкого понятия об уме. Буддийская психология вырвалась в этом вопросе на пару тысяч лет вперёд по сравнению с западной, которая заинтересовалась изучением ума лишь полторы сотни лет назад. Поэтому буддизму действительно что нам предложить, — увлекательные исследования, включающие разнообразные гипотезы и техники, которые мы можем применить как в работе со сновидениями, так и в состоянии бодрствования.

Вы, возможно, уже догадались, что такая разница в масштабности подхода обусловливает разницу между техникой осознанных сновидений и йогой сновидения, а также служит ключом к интеграции этих двух практик. Поскольку техника осознанных сновидений следует принципам западной психологии, то она рассматривает в качестве объекта именно психику. С этой точки зрения, когда вы остаётесь осознанными во время сновидения, вы исследуете психику и весь полученный вами опыт связан со психикой. В таком случае все феномены и принципы функционирования, с которыми вам приходится иметь дело, рассматриваются через призму западной психологии, её теорий и концепций.

 

Сознание общей основы

 

Йога сновидений пытается выйти за пределы психики и достичь в конечном итоге изначальной осознанности [31], полная реализация которой является в буддизме наивысшей целью и известна как просветление. Однако пока этого не произошло, мы имеем дело с состоянием сознания, которое хоть и является более тонким, чем психика, но всё ещё не обладает трансцендентностью изначальной осознанности. Этот второй уровень сознания называется «сознание общей основы» (санскр. алая виджняна)[32] и не соответствует ни подсознанию из теории Фрейда, ни коллективному сознанию из теории Юнга. Этот уровень сознания является более глубоким, чем подсознание, — это «предподсознание». Поэтому он рассматривается как источник психики, включая и ту её часть, которую на Западе называют подсознанием. Эта особенность позволяет адептам техники осознанных сновидений извлечь пользу из теории и практики йоги сновидений.

Несмотря на то, что, в отличие от коллективного бессознательного из теории Юнга[33], сознание общей основы является уникальным для каждого отдельного индивидуума, оно с точки зрения буддизма служит основой для череды перерождений, следующих одно за другом. Можно сказать, что происходит не перерождение самого индивидуума, а последовательное возникновение проявлений индивидуального сознания общей основы. Этот ментальный поток подвергается конфигурации в соответствии с образом мышления, эмоциональными состояниями и опытом отдельного существа в течение всей его жизни. Грубо говоря, схемы поведения хранятся в сознании общей основы в качестве кармических отпечатков, которые обусловливают и текущую жизнь отдельного индивидуума, и его будущие перерождения. Благотворные схемы поведения создают позитивную карму, которая ведёт к более благоприятному будущему и возможностям для продвижения к просветлению. Недобродетельные действия создают негативную карму, которая обусловливает неблагоприятные последствия в будущем. Таким образом, сознание общей основы можно сравнить с работой микросхемы памяти, когда предварительно записанная на ней информация непрерывно обусловливает функционирование компьютера в настоящий момент, а также закладывает алгоритм его функционирования в будущем. Программное и аппаратное обеспечение компьютера непрерывно взаимодействуют между собой. На протяжении всей жизни сознание общей основы и возникающая из него психика функционируют подобно программному и аппаратному обеспечению компьютера — взаимодействуя друг с другом и находясь друг от друга в прямой зависимости.

Значимость сознания общей основы в практике йоги сновидений, его эффективность определяются нашим пониманием. Поскольку сознание общей основы является источником всех ментальных событий, непонимание принципов его работы не позволяет нам увидеть собственную жизненную ситуацию, блокируя прогресс в достижении мудрости, добродетели и счастья. Проникновение в суть сознания общей основы открывает нам доступ на внутреннюю территорию, которую мы можем трансформировать в процессе духовного развития. Наши страхи, заблуждения, воспоминания, скрытые склонности и другие подобные аспекты — всё хранится в сознании общей основы. Когда проявляются фобии и неврозы, ложные представления и заблуждения — все они возникают из одного и того же источника. Более того, все квалы [34], которые мы воспринимаем органами чувств, в реальности проявляются из общей основы — пустого, светоносного пространства опыта, восприятие которого происходит непосредственно в сфере сознания общей основы. Это пространство можно обнаружить во время фазы глубокого сна без сновидений, если перейти в неё, сохраняя осознанность, то есть, другими словами, — если в момент полного погружения в состояние сна без сновидений чётко распознать это состояние как оно есть.

Если разумно исследовать общую основу и сознание общей основы, то они могут послужить ключом к мудрости и просветлению. Йога сновидений обеспечивает прямой доступ к этому уровню сознания, а также предоставляет средства для его трансформации.

 

Изначальная осознанность

 

Доскональное исследование сознания общей основы и психики, которая является его частью, служит своеобразной стартовой площадкой для освоения наиболее глубокого уровня сознания — изначальной осознанности. Изначальная осознанность выходит за пределы всех концепций, включая субъект и объект, существование и не-существование. Она находится вне времени и является «нерождённой» с точки зрения относительной вселенной, которую мы определяем как «существование». Она является источником спонтанного проявления добродетелей, таких как сострадание, созидание и мудрость. Полная реализация изначальной осознанности — это достижение неограниченной свободы, это просветление, это окончательная победа. Это наивысшая цель йоги сновидений и любой другой подлинной буддийской практики.

Сознание общей основы сильно обусловлено — это хранилище внутренних склонностей и кармических предрасположенностей. Это основа сансары. Изначальная осознанность, напротив, символизирует полную свободу от всех этих беспокоящих ментальных факторов. Изначальная осознанность, или, другими словами, абсолютная бодхичитта, нераздельна с относительной бодхичиттой — желанием достичь состояния будды для того, чтобы привести всех других живых существ[35] к просветлению. В традиции махаяны[36] практика относительной бодхичитты приводит к постепенному развитию любви и сострадания ко всем живым существам. Это развитие происходит благодаря тренировке, которая заключается в том, чтобы для начала научиться воспринимать ценность других живых существ как равную собственной ценности (большой шаг к преодолению нашей обычной склонности к эгоцентризму), а затем и научиться воспринимать ценность общности всех других живых существ выше, чем собственную ценность: Тогда наши усилия направляются на то, чтобы, осознав страдания других живых существ, а также их потенциал быть счастливыми, сделать всё возможное для того, чтобы помочь им. Эта тренировка полностью основана на концепциях. Однако благодаря реализации изначальной осознанности великое сострадание и относительная бодхичитта (стремление достичь полного просветления для пользы всех живых существ) возникают сами по себе — спонтанно. Для того чтобы обнаружить относительную бодхичитту, вам не нужно искать её где-то вовне — за пределами абсолютной бодхичитты.

 

Основы пути к просветлению

 

Для понимания буддизма очень важно знать, что страдание было первой темой, которой коснулся в своём учении Будда после того, как достиг просветления. Это учение было дано в Оленьем парке, который находится в Сарнатхе — пригороде индийского города Варанаси, и называлось «Четыре благородные истины». Говоря кратко, это — 1) истина о страдании; 2) истина о главной внутренней причине страдания — неведении; 3) истина о прекращении страдания и искоренении его причин, и 4) истина о пути, который ведёт к прекращению страдания.

До тех пор, пока мы не реализовали третью благородную истину, мы обречены на страдание, главной причиной которого является наше неведение. Поскольку основной целью йоги сновидений является достижение просветления, как его понимают в буддийской традиции, то в её основе лежит та же философия и те же практики, которые являются основополагающими для духовного пути в рамках тибетского буддизма.

Тибетский буддизм объединяет в себе все три основные буддийские традиции, это:

1) шравакаяна, в которой особое внимание уделяется собственному освобождению;

2) махаяна, в которой полное просветление будды достигается ради помощи всем живым существам;

3) ваджраяна (включая дзогчен — Великое совершенство), которая объединяет пустоту и проявления и утверждает, что хотя все феномены лишены независимого существования, они в то же время являются чистыми проявлениями просветлённого ума.

В соответствии с устоявшейся традицией последователи тибетского буддизма сначала обучались в соответствии с более старыми доктринами — такими как шравакаяна и другие похожие школы. После этого им открывали учения махаяны, а затем и более продвинутые практики ваджраяны. Проходил ученик через эти этапы последовательно или нет, но для полноценного обучения в рамках тибетского буддизма ему так или иначе приходилось иметь дело со всеми тремя подходами, которые были объединены в одно согласованное целое.

Пустоту, или пустотность, которую ни в коем случае не стоит путать с идеей полного отрицания, свойственной нигилизму, можно определить как отсутствие независимого существования феноменов и их двойственности — достоверного разделения на субъект и объект. Индивидуальное «я», к примеру, не является каким-то целостно существующим абсолютом, который можно обнаружить как некую обособленную и неизменную форму или местоположение. То, что мы называем «я», изменяется от момента к моменту и зависит от множества факторов — настроения, текущей ситуации, семьи, культуры, национальности и так далее. Если провести глубокое и тщательное аналитическое исследование, то в результате невозможно обнаружить ничего, что могло бы быть единым, всеобъемлющим «я». С позиции реального существования, независимого от концептуального обозначения, это «я» является пустым. И тогда говорят: «Пустота индивидуального „я“».

То же самое верно и для феноменов, которые обычно не считаются частью индивидуального «я». Мы, к примеру, склонны приписывать реальное существование разнообразным феноменам, даже если они не обладают стабильностью и независимостью относительно течения времени. Простой объект — такой как чайная чашка — совсем недавно был обычной глиной, а до этого водой и твёрдой горной породой. В будущем эта чашка станет осколками, о которых будет трудно сказать что-либо определённое, а затем и обычной пылью. Даже если чашка останется невредимой на протяжении тысячелетия, цивилизация будущего, у которой не будет культуры чаепития, не сможет определить предназначение этой чашки или даже припишет ей иное предназначение. Если, например, её примут за плевательницу, то именно плевательницей она и будет. Объекты — это не более чем их названия, достоверность которых определяется лишь общей договорённостью в рамках отдельно взятого сообщества. Они полностью пусты — не обладают какой-либо абсолютной, неотъемлемой идентичностью. Если мы начинаем исследовать объекты, пытаясь обнаружить что-то неизменное и определённое, мы ничего не можем найти.

Более того, пустота всех феноменов не рассматривается как нечто абсолютное, что является их фундаментальной основой. Если мы попытаемся найти саму пустоту, то и её невозможно обнаружить. Она тоже пуста — лишена истинного существования. Пустота — это лишь основополагающий принцип существования феноменов. Существование воспринимаемых феноменов зависит от органов чувств, которые их обнаруживают, и ума, который их распознаёт. В определённом смысле, или даже лучше сказать — совершенно очевидно, что все феномены возникают вместе с осознанностью, которая их воспринимает. Ум птицы воспринимает объект, который мы называем «комар», как разновидность еды. Для человека комар может быть чем угодно — от диковинного существа до назойливого раздражителя и даже опасности (особенно если он является переносчиком тяжёлого заболевания). Для комара мы, люди, являемся едой — источником крови, которая необходима самке для формирования яиц. Но каково абсолютное значение того, что мы называем «комар»? У комара нет никакого окончательного и абсолютного значения — он им не обладает, он пуст.

Пустота — это не что иное, как отсутствие истинного существования, которое становится очевидным, если произвести тщательное аналитическое исследование феномена. Пустота — это основная особенность существования, которое обусловлено концептуальным мышлением. Наша неосведомлённость об этой основной особенности вводит нас в заблуждение и является фундаментальной причиной страдания. Веря в истинное существование феноменов, мы, как говорится, воспринимаем всё всерьёз и принимаем слишком близко к сердцу. В следующих главах мы поговорим о пустоте более подробно.

Поскольку буддийский путь основан на этике, безупречная нравственность играет важную роль в практике йоги сновидений. Этическая установка в тибетском буддизме заключается в намерении избегать нанесения кому-либо вреда и использовать любую возможность, чтобы оказать помощь. Кроме того, этичное поведение предотвращает накопление негативной кармы, которая стала бы помехой на пути к просветлению (и привнесла бы в повседневную жизнь неблагоприятные обстоятельства). Нравственное поведение также является залогом уравновешенности ума, которая является необходимым условием для выполнения продвинутых буддийских практик. Если нас мучает чувство вины и нам приходится юлить в нашей повседневной жизни, то маловероятно, что наш ум будет уравновешен. Если те люди, чьё поведение обусловлено соперничеством, гордыней, ненавистью, завистью и тому подобным, захотят работать с более тонкими, требующими стабильного и уравновешенного ума уровнями сознания, то они обязательно столкнутся с трудностями.

В буддизме существует множество принципов, которые определяют этичное поведение. Один из них — это «десять неблагих действий, которых необходимо избегать».

Вот неблагие действия тела: — 1) убийство, 2) воровство, 3) неподобающее сексуальное поведение (обычно — сексуальное поведение, которое приносит страдание другим);

А это неблагие действия речи: — 4) ложь, 5) грубость, 6) злословие, 7) пустословие; неблагие действия ума — 8) желание вреда, или злонамеренность, 9) алчность, 10) ложное воззрение (воззрение, которое не согласуется с реальностью).

«Шесть совершенств»[37] — составляют список добродетельных видов деятельности, которые напрямую связаны с продвижением по духовному пути. Необходимо практиковать: 1) щедрость, 2) моральную дисциплину, 3) терпение, 4) радостное усердие, 5) медитацию, 6) мудрость.

«Четыре безмерные добродетели» составляют список позитивных устремлений, направленных на благо всех живых существ. Необходимо со всей искренностью устремить свои помыслы следующим образом: 1) «пусть все живые существа обретут счастье и причины для счастья», 2)«пусть все живые существа освободятся от страдания и причин страдания», 3)«пусть ни одно живое существо не лишится счастья, в котором нет страдания», 4)«пусть все живые существа пребывают в равностности, свободной от привязанности и неприязни».

Эти, а наряду с ними и многие другие формулировки указывают на тот факт, что альтруизм является в тибетском буддизме основой пути к просветлению и представляет собой проявление бодхичитты — желания достичь просветления для того, чтобы избавить всех живых существ от страдания и привести их к наивысшему счастью. Это желание можно выразить следующим устремлением: «Пусть я достигну просветления для того, чтобы принести пользу всем живым существам — привести их к просветлению». Практики, связанные с бодхичиттой, включают восприятие ценности других живых существ как своей собственной, а также восприятие других живых существ как более ценных и важных, чем мы сами. В тексте Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума»[38] сказано:

 

«Общаясь всякий раз с другими,

Я научусь себя считать

Нижайшим среди всех существ,

А остальных чистосердечно

Так почитать, как почитают

высших»[39]

 

Со стороны это может показаться радикальным пренебрежением к себе или даже самоуничижением, однако, как часто говорит Далай-лама, подобная установка — заботиться о других больше, чем о себе, — может снять с нас тяжёлую ношу эгоцентризма. И если даже убеждённые эгоисты время от времени страдают от собственного эгоцентризма — а тому есть немало примеров, — то уж для тех, кто следует духовному пути и чья уравновешенность зависит от чистоты собственного сердца, он точно создаст препятствия.

 

Прагматизм

 

Путь к просветлению, избавление от страдания, безупречная нравственность поведения, бодхичитта — всё это, конечно же, возвышенные идеалы. Но самое главное в буддизме — следовать этим идеалам на практике. Будда сам выполнял практики для того, чтобы достичь просветления, и его идеи всегда были подкреплены особыми наставлениями, благодаря которым его ученики также добивались определённой степени реализации. Одной лишь веры недостаточно. Практика должна приносить результат, ради которого её выполняли. С помощью йоги сновидений практикующий может напрямую постичь пустоту собственного «я» и пустоту феноменов. Йога сновидений может помочь практикующему подготовиться к состоянию бардо смерти, о котором я уже упоминал ранее. Бардо смерти может оказаться препятствием, а может и поспособствовать продвижению по духовному пути — всё зависит от силы и направленности практик, которые выполнялись в течение жизни. Если мы досконально разобрались с состоянием сновидения и можем его контролировать, то мы точно так же сможем контролировать и бардо смерти.

Йога сновидений, которая стабилизирована благодаря достижению шаматхи, открывает практикующему доступ к сверхъестественным способностям — таким как яснослышание, ясновидение и предвидение. Обладать такими способностями очень важно для тех, кто учит буддийской Дхарме. Учитель, который может читать мысли своих учеников, сможет давать гораздо более эффективные рекомендации каждому из них. Прямой контакт с сознанием общей основы, который становится возможен благодаря достижению шаматхи и практике йоги сновидений, позволяет получить доступ к воспоминаниям из предыдущих жизней. Теоретически возможна даже ситуация, при которой практикующий йогу сновидений сможет получать в сновидениях учения от реализованных существ. В исторических текстах разнообразных традиций, основанных на медитации, включая и буддизм, рассказывается о множестве подобных случаев. Современному человеку на первый взгляд это может показаться абсурдным. Но подобный скептицизм немедленно развеется, если исследовать те материалы, которые становятся доступны благодаря таким случаям, а также принять во внимание очевидное здравомыслие и одарённость тех, кто получил учения подобным образом (не говоря уже об их несомненной честности и отсутствии мотивов для подлога).

Тибетский буддизм — особенно ваджраяна — использует для духовных достижений методы, связанные с физиологией. Основой для этого являются «каналы, жизненные энергии и жизненные субстанции». Эти понятия, которые можно соотнести с китайскими искусствами ци (например, акупунктура, цигун и тайцзицюань) или с другими древними медицинскими и духовными традициями, (пока что) не признаны наукой. Несмотря на это, их позитивное воздействие на здоровье не вызывает сомнения даже у западной медицины. Доступ к каналам, жизненным энергиям и жизненным субстанциям — так же как и к чакрам (энергетическим центрам) — осуществляется посредством визуализации. Йога сновидений использует эти элементы и сопутствующую им визуализацию в качестве физиологической опоры для исследования сновидений и состояния сна без сновидений. Мы поговорим об этом, когда будем изучать практики, используемые в тибетской йоге сновидений.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.