Способы помощи в развитии исполнительных функций — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Способы помощи в развитии исполнительных функций

2019-05-27 161
Способы помощи в развитии исполнительных функций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зачастую родителям кажется, что ребенок не хочет участвовать в какой-то деятельности, или ему эта деятельность неинтересна. Однако стоит задуматься о том, что для любого человека выполнение работы, которая выглядит слишком сложной, непонятной, которую не получается выполнить из раза в раз, не будет являться сильно мотивационной. 

Присутствие исполнительной дисфункции является одним из факторов, снижающих мотивацию ребенка к участию в деятельности и освоению новых навыков. Если задача является сложной для уровня исполнительных навыков ребенка, то у него должна быть высокая мотивация к выполнению этой задачи, иначе он потеряет ее полностью.
Помочь ребенку в освоении новой деятельности и поддержании оптимального уровня мотивации могут следующие стратегии:

· Изменение стиля взаимодействия с ребенком

· Организация среды

· Внешняя поддержка.

Изменение стиля взаимодействия с ребенком: У детей раннего возраста больше шансов выстроить эффективную работу исполнительного функционирования, если ему в этом помогает близкий взрослый, который способен:

- Следовать за инициативой ребенка в свободной игре. Часто родители предлагают ребенку игровые материалы, пытаются навязать определенные способы игры, не пронаблюдав за самостоятельной игрой ребенка, не оценив его актуальный уровень навыков и область интересов. Ребенок способен развиваться, используя многочисленные материалы из окружающей его среды, поэтому не столь важно, играет ли он специальной «развивающей игрушкой» или теми материалами (зачастую не игровыми), которые привлекли его внимание. Взрослый имеет больше возможностей включиться в игру ребенка и добавить туда развивающие элементы взаимодействия, нежели ребенок способен подстроиться под требования взрослого.

- Утешить ребенка в момент стресса и помочь ему успокоиться, поддерживать оптимальный уровень требований и сложности задач для того, чтобы ребенок чувствовал себя более успешным во взаимодействии и меньше испытывал фрустрацию.

- Создавать ситуации и придумывать активности, в которых можно тренировать навык. Важно участие взрослого в игре совместно с ребенком, партнерская, а не назидательная позиция. Возможно, сперва показывать образец игры, играть параллельно с ребенком, вовлекая его эмоциональными возгласами, позитивной реакцией на его действия.

- Сопровождать ребенка на пути от полной зависимости от взрослого к постепенной независимости. Чтобы облегчить ребенку понимание и выполнение конкретных задач, зачастую на первых этапах научения требуется большая поддержка взрослого. Поддержка может выражаться в полной или частичной физической помощи в выполнении действий, жестовой подсказкой, словесной инструкцией и пр. В процессе работы над освоением новых навыков уровень подсказок взрослого постепенно снижается. Важно помнить, что конечной целью является самостоятельное функционирование ребенка, именно оно является важным фактором вступления ребенка во взрослую жизнь. 

- Поддерживать и награждать старания ребенка. Существует множество способов поощрить ребенка, тем самым увеличив его мотивацию к выполнению действий, повторным попыткам совершить действие, за которое его похвалили. В их число входят эмоциональные поощрения (например, взрослый ярко и эмоционально реагирует на успех ребенка, хлопает в ладоши, улыбается ребенку, использует физический контакт – щекотка, или совершает приятные для ребенка действия – подкидывает, кружит и т.д.), предметные поощрения (предоставление ребенку любимой игрушки и времени для того, чтобы он в нее поиграл, предоставление любимого угощения). В каждом конкретном случае выбирается индивидуальный список действий, которые ребенок воспринимает как поощрение. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра часто эмоциональные поощрения являются менее значимыми, чем предметные. 

Организация среды:

Каким образом можно организовать среду, чтобы она способствовала развитию исполнительных функций?

- Уменьшение количества отвлекающих факторов. Снижение количества отвлекающих факторов является достаточно сложной задачей для родителей, так как она требует пересмотра и организации домашней обстановки. Наша жизнь наполнена различными отвлекающими стимулами. Если речь идет об игре в помещении, повысить шансы успешной и занимательной игры может ограничение количества игрушек, присутствующих в комнате, а также руководство деятельностью ребенка, когда ему становится скучно, или он играет несоответствующим образом.

Например, отвлекающим фактором может быть работающий телевизор – ребенку тяжело сосредоточиться на речи взрослого, на выполнении какого-то действия. Визуальным отвлечением могут служить слишком яркие и пестрые предметы в помещении, например, ковер или обои с разноцветными узорами, игрушки на полу. Все эти факторы могут никак не влиять на развитие ребенка без трудностей в исполнительном функционировании, но при этом, усугублять состояние детей, у которых эти трудности присутствуют.

- Структурирование деятельности может помочь ребенку в самостоятельной организации и планировании действий, улучшить его ситуативное ориентирование.

Взрослый может разложить одну большую задачу на более простые шаги и последовательно предъявлять их ребенку. При этом можно использовать короткие инструкции, устанавливать зрительный контакт, демонстрировать то, что говорит взрослый, а также просить ребенка повторить последовательно все шаги.

Вербальное комментирование игры и использование более коротких и частых инструкций увеличивает вероятность успешной игровой деятельности.

Хорошим инструментом для структурирования деятельности является зонирование пространства (комнаты или жилья целиком). Ребенку выделяется место, в котором он совершает определенные действия, например, собираем паззлы, читаем книжку, рисуем – за столом; кушаем – на кухне; играем – на коврике в отделенной для этого части комнаты; для одевания перед прогулкой можно выделить ребенку специальный стульчик, на который он будет садиться, чтобы надеть ботинки и пр.
Игровые материалы можно хранить в закрывающихся контейнерах, и после окончания одной игры, перед началом другой, складывать материалы на место.

-Комфортный уровень стимуляции. Для каждого ребенка индивидуально подбирается уровень стимуляции, который будет способствовать развитию исполнительных функций. В помещении необходимо учитывать подходящий для ребенка уровень освещения и шума. При предъявлении инструкций взрослый также может делать выводы о том, какую длину высказываний различает ребенок, с какой интенсивностью (громкостью, скоростью, эмоциональной окрашенностью, визуальными поддержками) необходимо обращаться к ребенку, чтобы он лучше реагировал на слова взрослого.

-Смена деятельности. Структурирование деятельности возможно путем регламентированной взрослым смены активностей. Взрослый устанавливает распорядок дня, по которому живет ребенок, может определять последовательность и время событий (сколько времени будет занимать просмотр мультфильмов, во сколько игр ребенок будет играть перед обедом). Взрослый может отмечать, как долго сохраняется интерес ребенка к какому-то виду активности, как быстро ребенок пресыщается определенным видом деятельности, и определять, в какой момент ребенку может потребоваться поддержка, влиять на завершение этой деятельности и переход к следующей.

Зачастую используются ритуалы при переходе от одной деятельности к другой (перед едой – моем руки, после еды – относим тарелку в раковину; перед сном – читаем книжку и поем колыбельную). Таким образом, ребенок может ориентироваться на определенные «знаки», иметь возможность подготовиться и спланировать предстоящую деятельность самостоятельно.

Внешняя поддержка:

В качестве внешней поддержки деятельности ребенка могут использоваться следующие стратегии:

- Тайминг – использование средств для контроля времени, помогают сделать среду более структурированной, снизить фрустрацию ребенка при окончании одной деятельности и переходе к другой (например, часы, будильники, таймеры). Контроль за сменой деятельности, таким образом, не связан непосредственно с фигурой родителя или педагога, а зависит от устройства, регламентирующего активности.

- Визуальные подсказки. В виде визуальных подсказок могут быть представлены визуальные инструкции, визуальная последовательность активностей – визуальное расписание (предметы, фотографии, картинки), также в качестве визуальных подсказок можно использовать зонирование пространства. Например, картинка со следами на полке, где стоят ботинки, фотографии с содержимым коробки с игрушками, или указывания назначений полок в шкафу.

Варианты визуального расписания могут быть различной степени абстракции (состоять из конкретных предметов, с которыми будет совершаться действие, или общего обозначения деятельности, например карточка с музыкальными инструментами, обозначающее урок музыки). Также расписание может содержать в себе информацию о коротком промежутке времени (система Сначала - Потом для обозначения ближайших активностей ребенка), и о длительных периодах времени (например, календарь).

Использование визуальной поддержки хорошо помогает в самоорганизации деятельности ребенка, помогает создать для него предсказуемую среду, снизить негативные паттерны поведения.

Визуальное расписание оказывают детям серьезную поддержку, поскольку они обеспечивают визуальные напоминания в случаях, когда ребенок пока не удерживает в памяти всей последовательности шагов для достижения цели или списка задач, которые необходимо выполнить. Несмотря на то, что игровое поведение сложно выразить визуально, срабатывает та же логика: визуальная последовательность игровой деятельности также может повысить эффективность и успешность игрового поведения ребенка.

Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать.

Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.