Основные даты, связанные с жизнью и деятельностью Пифагора, а также с судьбами его учения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные даты, связанные с жизнью и деятельностью Пифагора, а также с судьбами его учения

2019-05-27 201
Основные даты, связанные с жизнью и деятельностью Пифагора, а также с судьбами его учения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

VIII—VI вв. до н. э. —  архаическая эпоха истории Древней Греции. Интеллектуальная революция, рождение «греческого чуда». Великая колонизация. Освоение греками Южной Италии.

VI в. до н. э. —  начало складывания традиции о «Семи мудрецах». Возникновение философии. Появление орфизма и других мистических учений.

Около 570 г. до н. э. —  на острове Самос родился Пифагор, сын Мнесарха.

Середина VI в. до н. э. —  Пифагор учится у Анаксимандра, Ферекида и др., затем путешествует по Востоку. Творческая деятельность Ройка и Феодора на Самосе.

546 г. до н. э. —  установление персидского владычества над греческими городами Малой Азии.

Около 538 г. до н. э. —  начало тирании Поликрата на Самосе.

Около 530 г. до н. э. —  переселение Пифагора с Самоса в Кротон. Основание пифагорейского союза. Женитьба Пифагора на Феано (?).

510 г. до н. э. —  война Кротона с Сибарисом, победа кротонских пифагорейцев под командованием Милона.

500-е гг. до н. э. —  заговор Килона, первый погром пифагорейцев в Великой Греции. Пифагор бежит из Кротона.

497 г. до н. э. —  Пифагор скончался в Метапонте.

Рубеж VI— Vвв. до н. э. —  время жизни и деятельности философов, на взгляды которых Пифагор непосредственно повлиял: Ксенофана, Парменида, Эмпедокла, Алкмеона Кротонского.

Около 450 г. до н. э. —  новый крупный погром пифагорейцев в Великой Греции. Бегство Филолая и некоторых других видных представителей школы из Южной Италии.

399 г. до н. э. —  пифагорейцы Симмий и Кебет присутствуют при казни Сократа в Афинах.

388 г. до н. э. —  первый визит Платона в Великую Грецию, его близкое знакомство с пифагорейским учением.

Около 380—375 г. до н. э. —  Платон пишет диалог «Федон», свое первое пифагорейское произведение.

371 г. до н. э. —  пифагореец Эпаминонд во главе фиванского войска одерживает при Левктрах славную победу над Спартой.

360-е гг. до н. э. —  правление пифагорейца Архита в Таренте.

366 и 361 гг. до н. э. —  второй и третий визиты Платона в Великую Грецию. Архит спасает Платона от произвола Дионисия Младшего.

350-е гг. до н. э. —  диалог Платона «Тимей», его самое «пифагорейское» произведение.

Конец IV в. до н. э. —  на римском Форуме установлена статуя Пифагора.

Конец IV— I в. до н. э. —  упадок пифагореизма.

I в. до н. э. —  появление неопифагореизма.

I в. н. э. —  жизнь и деятельность Аполлония Тианского.

III в. н. э. —  появление неоплатонизма на базе неопифагореизма. Диоген Лаэртский, Порфирий, Ямвлих пишут биографии Пифагора, дошедшие до наших дней.

 

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

 

Аристотель.  Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Ред., вступ. ст. В. Ф. Асмуса. М., 1975.

Видаль-Накэ П.  Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.

Диоген Лаэртский.  О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер., коммент. М. Л. Гаспарова; общ. ред., вступ. ст. А. Ф. Лосева. М., 1979.

Доддс Э. Р.  Греки и иррациональное. СПб., 2000.

Жмудь Л. Я.  Пифагор и его школа. Л., 1990.

Жмудь Л. Я.  Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Зайцев А.И.  Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. 2-е изд. СПб., 2000.

Йегер В.  Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001.

Марру А.-И.  История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

Рожанский И. Д.  Античная наука. М., 1980.

Семушкин А. В.  Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М, 1989.

Фролов Э. Д.  Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.

ХайдеггерМ.  Парменид. СПб., 2009.

Чанышев А. Н.  Италийская философия. М., 1975.

Шичалин Ю. А.  История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.

Ямвлих Халкидский.  Жизнь Пифагора / Пер., коммент. В. Б. Черниговского. М., 1997.

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 

Пифагор. Мраморная голова из Капитолийского музея. Рим  

 

Греческая триера. Реконструкция  

 

Остров Самос. Современный вид  

 

Пифагор. Изображение на конторниате (медальоне) IV в. н. э.  

 

Поликратов тоннель на Самосе  

 

Кулачный боец. I в. до н. э.  

 

Герайон — храм богини Геры на Самосе. Современный вид  

 

Египетские пирамиды  

 

Храм Аполлона в Дельфах  

 

Флейта Пана. Пан учит Диониса играть на флейте  

 

Эрос, играющий на кифаре  

 

Женщина, играющая на авлове. Роспись на краснофигурной чаше. V в. до н. э.  

 

Дионис. II в. до н. э.  

 

Монета города Кротона  

 

Город Кротон в Италии. Современный вид  

 

Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Ф.А. Бронников. 1869 г.  

 

Милон Кротонский. Ж.-Б. Савье. 1763 г.  

 

Фалес  

 

Анаксимандр  

 

Сражающиеся гоплиты. Роспись на вазе. 520—510 гг. до н. э.  

 

Эмпедокл  

 

Ксенофон  

 

Эпаминонд  

 

Платон  

 

Аристотель  

 

Пифагор на фреске Рафаэля «Афинская школа». 1509-1511 гг.  

 

Аполлоний Тианский  

 

Архит Тарентский  

 

Пифагор и Боэций. Иллюстрация из книги Гр. Райха «Маргарита философики». 1503 г.  

 

Статуя Пифагоре на Шартрском соборе. XIII в.  

 

Марки разных стран, посвященные Пифагору  

 

Монета с изображением Пифагора  

 

Современный город Пифагория на юге острова Самос  

 

Пифагор Самосский  


[1]  Суриков И. Е.  Сократ. М., 2011. С. 5 и след.

 

[2] Сводку важнейших свидетельств в переводе на русский язык см. в издании: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М, 1989. С. 138-149.

 

[3] Необходимо сразу объяснить, как принято ссылаться на античных авторов (эта система ссылок принята и здесь). В ссылках на труды, сохранившиеся полностью, после имени автора (которое выделяется курсивом) и названия произведения римская цифра обозначает номер книги (древние трактаты делились на книги), первая арабская цифра — номер главы внутри книги, вторая арабская цифра (если есть) — номер параграфа внутри главы. Например, «Фукидид.  История. II. 41. 1» означает, что имеется в виду сочинение Фукидида «История», а внутри его — 1-й пара граф 41-й главы 2-й книги. Правда, на некоторые источники (прежде всего труды Платона и Аристотеля) принято ссылаться иначе, при помощи особой нумерации. В ссылках на стихотворные произведения арабская цифра обозначает номер стиха (строки). А для фрагментарно сохранившихся сочинений указывается номер фрагмента и обозначается издание, по которому фрагмент приводится. Именно так в данном случае: «Ксенофан.  фр. В 6 Diels — Kranz» означает, что Ксенофан (от этого автора полностью не сохранилось ни одного произведения) цитируется по «Фрагментам досократиков» Г. Дильса и В. Кранца, причем приводится фрагмент, который в этом издании носит номер В 6.

 

[4] Слово «повторное» означает, что ранее, во II тысячелетии до н. э., у греков уже существовали традиции государственности, но еще не в полисной форме; потом они пресеклись.

 

[5]  Суриков И.Е.  Древняя Греция: история и культура. М., 2005. С. 8.

 

[6] Общую характеристику архаической эпохи см. в наших книгах: Суриков И.Е.  Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М, 2005. С. 72 и след.; он же.  Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007. С. 40 и след. По ссылкам в указанных работах интересующийся читатель легко сможет найти другие важные исследования по этой тематике, в том числе зарубежные.

 

[7]  Поппер К.  Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1987. С. 564. Курсив принадлежит К. Попперу.

 

[8] См., в частности: Суриков И.Е.  Античная Греция… С. 19 и след.; он же.  Солнце Эллады: История афинской демократии. СПб., 1998. С. 18 и след.; он же.  Греческий полис архаической и классической эпох //Античный полис: Курс лекций. М., 2010. С. 8—54 (наиболее подробно). Очерк о полисе есть в вводной главе другой нашей книги из серии «ЖЗЛ»: Сури ков И.Е.  Геродот. М., 2009.

 

[9]  Андреев Ю.В.  Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. С. 142.

 

[10] Об остракизме см. наиболее подробно: Суриков И.Е.  Остракизм в Афинах. М., 2006.

 

[11] О значении работ Буркхардта см.: Momigliano A.  Essays in Ancient and Modern Historiography. Oxf., 1977. P. 295-305.

 

[12]  Куманецкий К.  История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 87.

 

[13] Подробнее см.: Зайцев А.И.  Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. 2-е изд. СПб., 2000. С. 106 и след.

 

[14]  Ярхо В.Н.  Была ли у древних греков совесть? (К изображению чело века в аттической трагедии) // Античность и современность: К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972. С. 251—264.

 

[15]  Бердяев Н.А.  Философия неравенства. М., 1990. С. 125, 140.

 

[16] Традиция о «Семи мудрецах» наиболее подробно излагается и их изречения приводятся в первой книге известного позднеантичного сочинения: Диоген Лаэртский.  О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I. 22—122.

 

[17]  Зелинский Ф.Ф.  О Софокле-враче // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Ч. 304—305. С. 28—62.

 

[18] См. одно из последних изданий: Ницше Ф.  Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 47—157. Полное название этой книги Ницше существует в двух вариантах: более раннем, «Рождение трагедии из духа музыки», и более позднем, «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм».

 

[19] См. в русском переводе: Винкельман И.И.  Избранные произведения и письма. М., 1996.

 

[20] См., однако, важные замечания о том, что не следует напрямую отождествлять этот античный рационализм с более привычным для нас рационализмом Нового времени: Murray О.  Cities of Reason // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxf., 1991. P. 1— 25; Аверинцев С.С.  Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 329—346.

 

[21] Одна из самых популярных формул в среде специалистов, занимающихся становлением античной культуры. Нередко эта формула находит отражение в заголовках исследований, например: Nestle W.  Vom Mythos zum Logos: Die Selbstenfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. 2 Aufl. Aalen, 1966; Кессиди Ф. X.  От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972.

 

[22]  Cornford F. M.  Principium sapientiae: The Origins of Greek Philosophical Thought. Cambridge, 1952; idem.  From Religion to Philosophy: A Study in the Origins of Western Speculation. N. Y., 1957.

 

[23] О них см.: Доддс Э.Р.  Греки и иррациональное. СПб., 2000. С. 199 и след.

 

[24] Его не уставал подчеркивать в своей известнейшей книге «Греки и иррациональное» выдающийся английский исследователь Э.Р. Доддс. См.: Доддс Э.Р.  Указ. соч. С. 48 и след., 199 и след.

 

[25]  Бердяев Н.А.  Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 9.

 

[26]  Глазков Н.И.  Избранное. М., 1989. С. 360.

 

[27] Цит. по: Андреев Ю.В.  Указ. соч. С. 325.

 

[28] Подробнее по проблеме см.: Доватур А.И.  Феогнид и его время. Л., 1989. С. 102-113.

 

[29]  Семушкин А.В.  Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994. С. 43 и след.

 

[30] Например: Доддс Э.Р.  Указ. соч. С. 199 и след. Возражения см.: Жмудь Л.Я.  Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994. С. 121 и след.

 

[31] В рукописной традиции ошибочно «Гермодора».

 

[32] О гипербореях и связанных с ними мифах см. недавнюю монографию: Bridgman Т. P.  Hyperboreans: Myth and History in Celtic-Hellenic Contacts. N. Y; L., 2005.

 

[33]  Пьянков И.В.  Аристей: путешествие к исседонам // Исседон. 2005. Т. 3. С. 34.

 

[34]  Круглое Е. А.  Аристеева Гиперборея: «профанная» география или сакральный идеал? // Исседон. 2003. Т. 2. С. 13—14.

 

[35]  Hennig R.  Herodots Handelsweg zu den sibirischen Issedonen // Klio. 1935. Bd. 28. S. 242-254.

 

[36]  Щеглов Д.А.  Аристей из Проконнеса: факты и интерпретации // Аристей. 2010. Т. 1. С. 9-34.

 

[37] Пифиями назывались жрицы-прорицательницы при дельфийском храме Аполлона. Считалось, что устами приходящей в состояние экстаза пифии вещает сам бог.

 

[38] Лавр был священным деревом Аполлона.

 

[39]  Селиванова Л.Л.  Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях античности) // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 375.

 

[40] Этот мифологический образ в религиях народов Сибири особенно интенсивно исследовался выдающимся отечественным ученым Е. М. Мелетинским. См., в частности: Мелетинский Е. М.  Поэтика мифа. 2-е изд. М., 1995; он же.  Избранные статьи. Воспоминания. М., 2008. С. 105 и след., 163 и след.

 

[41] Об акусмах (акусматах) — устных изречениях пифагорейцев — еще будет говориться ниже.

 

[42] Вариант перевода последних слов: «…Пифагор заставил его при знать себя богом».

 

[43]  Burkert W.  The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge Mass., 1992. Еще один ученый, акцентирован но выделяющий «ориентализирующии период» как особую эпоху истории Греции, — Освин Меррей (Murray О.  Early Greece. 2ed. L., 1993).

 

[44] Э. Снодграсс высказывает предположение, что на формирование греческого полиса оказали влияние финикийские города-государства (Snodgrass A.  Archaic Greece: The Age of Experiment. Berkeley, 1981. P. 31 — 32). Нет ровным счетом никаких позитивных данных, которые позволяли бы утверждать, что это так.

 

[45] По ранней истории греческой алфавитной письменности по сей день остается наиболее важным фундаментальный труд: Jeffery L. H.  The Local Scripts of Archaic Greece. Oxf, 1969.

 

[46] Например: Powell В.В.  Why was the Greek Alphabet Invented? The Epigraphical Evidence // Classical Antiquity. 1989. Vol. 8. No. 2. P. 321-350.

 

[47]  Молчанов А.А.  Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. М., 2000. С. 182 и след.

 

[48] Ср. «злосоветные знаки» (Гомер.  Илиада. VI. 178), которые, на наш взгляд, оптимальным образом могут быть трактованы именно в этом контексте.

 

[49] Об этом уникальном памятнике см.: Popham M., Touloupa E., Sackett L. H.  The Него of Lefkandi // Antiquity. 1982. Vol. 56. No. 218. P. 169-174; Mazqrakis-Ainian A.  Contribution a l'etude de l'architecture religieuse grecque des Ages obscures // L'Antiquite classique. 1985. Vol. 54. P. 5—48; Osborne R.  Greece in the Making, 1200-479 В.С. L. — N. Y, 1996. P. 41 fT.; Thomas С.G. Conant С  Citadel to City-State: The Transformation of Greece, 1200— 700 В. С. E. Bloomington, 1999. P. 85 fT.

 

[50] Их характеристику (первый Герайон на Самосе, храм Аполлона в Эретрии, раннеархаические храмы этолийского Ферма, критской Гортины, Тиринфа) см.: Snodgrass A.  Op. cit. Р. 58 ff.

 

[51] Роль Фалеса в развитии ранней греческой науки очень удачно показана в работе: Панченко Д.В.  Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989. С. 16—36.

 

[52]  Thomas С G., Conant С.  Op. cit. P. 142.

 

[53] Ср.: Purcell N.  Mobility and the Pol is // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxf., 1991. P. 29-58.

 

[54] См. об этом процессе: Hall Е.  Inventing the Barbarian: Greek Self-definition through Tragedy Oxf., 1991; Georges P.  Barbarian Asia and the Greek Experiment. Baltimore, 1994; Маринович Л.П.  Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 5—29.

 

[55] См. примеры: Суриков И.Е.  Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. М., 1999. С. 72—79; он же.  Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика… С. 68.

 

[56]  Горгий.  фр. В 3 Diels — Kranz (цитата не дословная, но адекватно передающая то, что хотел сказать философ).

 

[57] Ср.: Rackham О.  Ecology and Pseudo-ecology: The Example of Ancient Greece // Human Landscapes in Classical Antiquity: Environment and Culture. L. — N. Y, 1996. P. 16-43.

 

[58]  Поппер К.  Указ. соч. С. 570.

 

[59] Об особенностях античного рационализма см., в частности: Аверинцев С.С.  Указ. соч. С. 115 и след., 329 и след.

 

[60] Подробнее см.: Гаспаров М.Л.  Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995. С. 157 и след.

 

[61]  Доддс Э.Р.  Указ. соч.

 

[62]  Аверинцев С.С., Бонгард-Левин Г.М.  Заключение // Древние цивилизации. М., 1989. С. 470.

 

[63]  Connor W. R.  Tribes, Festivals and Processions: Civic Ceremonial and Political Manipulation in Archaic Greece //Journal of Hellenic Studies. 1987. Vol. 107. P. 40-50.

 

[64]  Кнабе Г. С  Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 333.

 

[65] По истории Самоса наиболее фундаментальным трудом и поныне остается книга: Shipley G.  A History of Samos 800—188 В.С. Oxf., 1987.

 

[66] Следует различать остров Самос и город Самос. Последний был столицей полиса, а сам полис, Самосское государство, целиком охватывал одноименный остров. Во времена своего расцвета Самос даже владел территориями на материке — в Малой Азии, от которой он отделен нешироким проливом.

 

[67] К этому см.: Haas С J.  Athenian Naval Power before Themistocles // Historia. 1985. Bd. 34. Ht. 1. S. 29-46.

 

[68] См.: Shipley G.  Op. cit. P. 41; Яйленко В.П.  Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 152.

 

[69] О событиях этих десятилетий на Самосе см.: Shipley G  Op. cit. P. 49 ff.

 

[70]  Суриков И.Е.  Нумизматическое свидетельство о самосской колонизации Причерноморья? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2001. Вып. 10. С. 90-97.

 

[71] Например: Фролов Э.Д.  Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981. С. 5 и след.

 

[72] Ср.: Таронян Г.А.  Примечания к книге XXXIV // Плиний Старший.  Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 394—395.

 

[73] В связи со временем рождения Пифагора см. также: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 53. Монография Л.Я. Жмудя является, без преувеличения, лучшим на сегодняшний день в отечественной науке исследованием о Пифагоре и раннем пифагорействе, и впредь нам неоднократно предстоит к ней обращаться.

 

[74] Например: Dorrie H.  Pythagoras (1) // Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike auf der Grundlage von Pauly's Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft unter Mitwirkung zahlreicher Fachgelehrter. Bd. 4. Stuttgart, 1964. Sp. 1264; Сохоп А.Н.  Pythagoras (1) // The Oxford Classical Dictionary. 2 ed. Oxf., 1976. P. 903.

 

[75]  Mitchell В. M.  Herodotus and Samos//Journal of Hellenic Studies. 1975. II. 95. P. 75—91. He можем принять гипертрофированный скептицизм в связи с данным вопросом, проявляющийся в новейшей работе: PellingC.  Herodotus and Samos // Bulletin of the Institute of Classical Studies, Univer sity of London. 2011. II. 54. No. 1. P. 1 -18.

 

[76] Собственно, само современное название области — Тоскана — тоже восходит к этрускам (которых римляне называли тусками). Да и Тирренское море, омывающее это побережье Италии, наименовано в честь тех же этрусков-тирренов.

 

[77] Хотя оно порой встречается и в авторитетных трудах. Например: Раре W.  Worterbuch der griechischen Eigennamen. 3 Aufl., neu bearbeitet von G. E. Benseler. Ht. 2. Braunschweig, 1911. S. 1276.

 

[78] См., например: Суриков И.Е.  Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим материалом афинских остраконов // Вопросы эпиграфики. Вып. 3. М., 2009. С. 102—127.

 

[79]  Schaps D.  The Woman Least Mentioned: Etiquette and Women's Names // Classical Quarterly. 1977. Vol. 27. No. 2. P. 323-330.

 

[80] См. хотя бы: Tandy D. W.  Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997.

 

[81] В целом по вопросам образования в античной Греции см. фундаментальное исследование: Марру А.-И.  История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

 

[82] Ср.: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 51.

 

[83] См. по этой проблематике хотя бы интересный, увлекательный очерк выдающегося русского ученого, где научность сочетается с живостью и доступностью изложения: Зелинский Ф.Ф.  Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1907. С. 240—340.

 

[84]  Данте.  Божественная комедия. Ад. IV. 131. К этому вопросу см. так же: Суриков И.Е.  Сократ… С. 343.

 

[85] О нем см., например: Рожанский И.Д.  Анаксагор. М., 1983.

 

[86] Ср.: Шичалин Ю.А.  История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000. С. 109.

 

[87]  Хайдеггер М.  Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 28.

 

[88] К этой проблеме см., в частности: Васильева Т.В.  Афинская школа философии: Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985.

 

[89]  Лебедев А.В.  Анаксимандр // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 24.

 

[90] См. хотя бы: Михайлова Э. Н., Чанышев А.Н.  Ионийская философия. М., 1966; Чанышев А.Н.  Италийская философия. М., 1975.

 

[91]  Трубецкой С.И.  Курс истории древней философии. М., 1997. С. 108.

 

[92]  Лебедев А.В.  ТО AnEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель// Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39—54; № 2. С. 43—58.

 

[93] Вопреки взглядам, высказываемым в книге: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 52.

 

[94] О Ферекиде в отечественной историографии почти ничего не написано. Помимо подборки свидетельств в упоминавшейся выше антологии «Фрагменты ранних греческих философов», см. еще некоторые соображения о нем в работе: Перевалов С М.  Древнейшее упоминание имени «Кавказ» в античной литературе // Gaudeamus igitur: Сборник статей к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010. С. 310-317.

 

[95] Ср.: Лебедев А.В.  Ферекид // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 691.

 

[96] См.: Королей ков А. В., Смыков Е. В.  Сулла. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»). С. 350 и след. (специально в связи с проблемой смерти Суллы).

 

[97]  Рабинович Е. Г.  «Вшивая болезнь» (Смерть Суллы в биографическом предании) // Вестник древней истории. 2004. № 4. С. 21—39.

 

[98] О них см.: Faure P.  Fonctions des cavemes cretoises. P., 1964.

 

[99]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 60.

 

[100] См. к этой проблематике: Kolb F.  Agora und Theater, Volks- und Festversammlung. В., 1981.

 

[101] Ср.: Shipley G  Op. cit. P. 53 ff.; Лаптева M. Ю.  Посвящение Эака в храм Геры Самосской (проблемы интерпретации) // MNHMA: Сборник научных трудов, посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 149-156.

 

[102] В связи со сведениями Геродота о Поликрате см., например: Mitchell В.М.  Op. cit. Р. 75 ff.; Pelling С.  Op. cit. P. 2 ff.

 

[103] Оргия — древнегреческая мера длины, около 1,8 метра.

 

[104] Стадий — основная древнегреческая мера длины, около 180 метров.

 

[105] Греческий фут, как и английский, составлял около 30 сантиметров, греческий локоть в разных полисах варьировал (за усредненное значение можно принять около 50 сантиметров).

 

[106] См. хотя бы: Versnel Н. S.  Coping with the Gods: Wayward Readings in Greek Theology. Leiden — Boston, 2011. P. 181 ff.

 

[107] Очень удачное описание феномена см. в фундаментальном исследовании: Берве Г.  Тираны Греции. Ростов н/Д., 1997.

 

[108] См.: Salmon J.  Lopping off the Heads? Tyrants, Politics and the Polis // The Development of the Polis  in Archaic Greece. L. — N. Y, 1997. P. 32—38.

 

[109]  Osborne R.  Op. cit. P. 264 ff.

 

[110] Подробнее к этой проблематике см.: Суриков И.Е.  Адам и… Адам (К вопросу о специфике тендерных ролей в условиях античного греческого полиса) // Адам и Ева: Альманах тендерной истории. 2006. № 12. С. 23-47.

 

[111] Ср. Лисикла, «перенявшего» знаменитую Аспасию у самого Перикла после смерти последнего (Суриков И.Е.  Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М., 2011. С. 74. Прим. 22).

 

[112] Так, например, в издании: Фрагменты ранних греческих философов… С. 413.

 

[113]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 58.

 

[114] Разбор подобных ситуаций см. в работе: Connor W. R.  Op. cit.

 

[115] К интерпретации эпизода см.: Суриков И.Е.  Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. // Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010. С. 33 и след.

 

[116]  Андреев Ю.В.  Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // Вестник древней истории. 1999. № 1.С. 3—7; Тумане X.  Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 310 и след.; Boardman J.  Herakles, Peisistratos and Sons // Revue archeologique. 1972. No. 1. P. 57—72; idem.  Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced//Journal of Hellenic Studies. 1989. Vol. 109. P. 158-159.

 

[117]  Mallwitz A., Schiering W.  Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Teil 1. В., 1964. S. 151.

 

[118]  Фалет  (не путать с Фалесом) — знаменитый греческий музыкант и поэт VII века до н. э., родом с Крита. Согласно некоторым свидетельствам, он также имел репутацию пророка и чудотворца, а его музыка обладала магической силой (с ее помощью Фалету, например, удавалось потушить гражданскую смуту и т. п.) [См. о нем: Зайков А.В.  Фалет Критский в Спарте // Исседон. 2002. Т. 1. С. 16-35.]. Пеан — гимн в честь Аполлона.

 

[119] Об этих родах звукоряда применительно к античной музыке см.: Герцман Е. В.  Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 271 и след.

 

[120] О складывании этой образовательной системы см.: Адо И.  Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.

 

[121] О движении софистов см., например, весьма дельное исследование: Kerferd G.B.  The Sophistic Movement. Cambridge, 1984.

 

[122] У греков был обычай — перед началом занятий спортом натираться оливковым маслом.

 

[123] Слово «возлияние» (поясним во избежание недоразумений) употреблено здесь в своем исконном смысле. Возлияниями назывались жертвоприношения богам различных жидких продуктов. Так, на огонь жертвенника лили вино, мед, молоко и т. п.

 

[124] Олимпия находилась на территории полиса Элиды; соответственно, Элида и отвечала за проведение Олимпийских игр.

 

[125]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 104.

 

[126] Разве что в рамках примечания. В первичных представлениях греков герой — обожествленный покойник. В целом дихотомия «боги — герои», похоже, весьма древнего, еще праиндоевропейского происхождения. Сравним разделение сверхъестественных существ на два класса в ведийской религии (девы — асуры), в зороастризме (девы — ахуры), да даже вплоть до религии древних германцев (асы — ваны). Во всех этих индоевропейских религиях один из классов божеств (хотя соотношение «позитив — негатив» между ними разное) ассоциируется с небом, второй — с землей. Интересно было бы проследить в этимологическом плане соотношение между греческим heros  (герой) и зороастрийским ahura.

 

[127] Например, в работах ученых структуралистского направления во главе с К. Леви-Стросом.

 

[128] Например: Ямвлих.  Жизнь Пифагора. 13. 60—62 — случаи с медведицей, быком, орлом; Ямвлих.  Жизнь Пифагора. 19. 92; 28. 140 — упоминания о золотом бедре; Ямвлих.  28. 142 — 0 мертвеце на корабле.

 

[129] В связи с деятельностью Эпименида см. в отечественной литературе: Зайков А.В.  Эпименид в Спарте (Критская экстатическая мантика и становление «спартанского космоса») // Вестник древней истории. 2002. №3. С. 110-130.

 

[130]  Francois G  Le polytheisme et l'emploi au singulier des mots ϑεός, δαίμων dans la litterature grecque d'Homere a Platon. P., 1957.

 

[131] О политической деятельности пифагорейцев см. хотя бы классические исследования: Delatte A.  Essai sur la politique pythagoricienne. Liege, 1922; Minar E. L.  Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942.

 

[132]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 55.

 

[133] Специально в этом контексте архаическая тирания очень удачно рассмотрена в работе: McGlew J. F.  Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996.

 

[134] См. об этих ранних демократиях: Robinson E. W.  The First Democra cies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997.

 

[135] Мириада — десять тысяч по-гречески. Получается, население Сибариса оценивалось в 100 тысяч (огромная цифра для греческого полиса!).

 

[136] То есть 210 лет — считая от основания около 720 года до н. э. до разрушения Кротоном в 510 году до н. э.

 

[137]  Берве Г.  Указ. соч. С. 201.

 

[138]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 57.

 

[139] Впрочем, принято было в свое время и применительно к античной религиозной мысли. См. хотя бы: Nagelsbach К. F.  Die nachhomerische Theologie des griechischen Volksglaubens bis auf Alexander. Nurnberg, 1857.

 

[140]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч.

 

[141] Хотя это оспаривается. См. хотя бы: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 311 и след.

 

[142] См. скорее скептическую позицию в: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 121 и след.

 

[143] О подобной роли Гермеса см., в частности: Суриков И.Е.  Образы «первогрешников» в древнегреческой мифологии: попытка структурной интерпретации // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. Вып. 16/2. С. 3-12.

 

[144] Ср.: Суриков И.Е.  Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011. С. 450.

 

[145]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 138-139.

 

[146] Там же. С. 146.

 

[147] Там же. С. 147-148.

 

[148] Там же. С. 148.

 

[149] В частности, именно этим вопросам посвящено едва ли не лучшее в мировой науке исследование о пифагореизме: Burkert W.  Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge Mass., 1972.

 

[150]  Шиналин Ю.А.  Указ. соч. С. 36.

 

[151] Один из последних примеров: Barta H.  «Graeca non leguntur»? Zu den Ursprungen des europaischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. 2: Archaische Grundlagen. Teil 1. Wiesbaden, 2011. S. 22 ff.

 

[152] Ср.: Суриков И.Е.  Солнце Эллады… С. 48—49.

 

[153]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 32-33.

 

[154] См. хотя бы: Суриков И.Е.  Сократ… С. 7 и след.

 

[155]  Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 337.

 

[156] Ср.: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 196.

 

[157] Там же. С. 188-189.

 

[158] Там же. С. 151-307.

 

[159] В связи с Парменидом см.: Хайдеггер М.  Парменид. СПб., 2009. Это недавно появившийся русский перевод труда одного из крупнейших философов XX века. Впрочем, строго говоря, в книге идет речь не столько о Пармениде как таковом, сколько — на его примере — об общих особенностях раннегреческого философского мышления.

 

[160]  Лебедев А.В.  Гармония сфер // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 109.

 

[161] Ср.: Герцман Е. В.  Указ. соч. С. 271 и след.

 

[162]  Лебедев А.В.  Гармония сфер… С. 109.

 

[163]  Суриков И.Е.  Сократ… С. 324.

 

[164]  Лебедев А.В.  Филолай // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 694.

 

[165]  Рабинович Е. Г.  Риторика повседневности: филологические очерки. СПб., 2000. С. 156-176.

 

[166] Эта и следующая цитаты — не дословные, но передающие смысл сказанного.

 

[167] Статья «Эпаминонд-пифагореец, или Проблема правого и левого фланга», переизданная впоследствии в составе книги: Видаль-Накэ П.  Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 91 и след.

 

[168]  Huffman С.A.  Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Cambridge, 2005.

 

[169]  Лебедев А.В.  Пифагореизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 478. Изложение в нескольких следующих абзацах основывается именно на выкладках А.В. Лебедева.

 

[170] См. к проблеме: Жмудь Л.Я.  Указ. соч. С. 77—78.

 

[171] Там же. С. 78.

 

[172] О нем, а также о его более известном отце и предшественнике Дионисии Старшем см.: Фролов Э.Д.  Сицилийская держава Дионисия. Л., 1979.

 

[173]  Суриков И.Е.  Сократ… С. 325.

 

[174]  Платон.  Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 79—420.

 

[175]  Шиналин Ю.А.  «Государство» // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 133.

 

[176] Это общераспространенная точка зрения, см., например: Schutrumpf E.  Politische Reformmodelle im vierten Jahrhundert. Grundsatzliche Annahmen politischer Theorie und Versuche konkreter Losungen // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr. Stuttgart, 1995. S. 272—273.

 

[177]  Диллон Дж.  Наследники Платона: Исследования истории Древней Академии (347—274 гг. до н. э.). СПб., 2005. С. 249; Суриков И.Е.  Сократ и «Тридцать тиранов» // Scripta antiqua. 2011. Т. 1. С. 199—200.

 

[178] А Платон вообще был великим мифотворцем! Достаточно напомнить, что он придумал знаменитейший миф об Атлантиде и так увлек им читателей, что есть люди, которые и по сей день ищут этот (конечно, ни когда не существовавший) материк. См. по проблеме великолепное исследование выдающегося французского ученого, недавно переведенное на русский язык: Видаль-Наке П.  Атлантида: краткая история платоновского мифа. М., 2012.

 

[179]  Шичалин Ю.А.  Спевсипп // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 618-619.

 

[180]  Лебедев А.В.  Аристоксен // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 36.

 

[181]  Лебедев А.В.  Пифагореизм… С. 478.

 

[182]  Квашнин В.А.  Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: римские идеологемы IV—II вв. до н. э. в контексте средиземноморского культурного койне // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: Кросс-культурные коммуникации в историческом пространстве и времени. Нижний Новгород, 2012. С. 28—29.

 

[183]  Лебедев А.В.  Пифагореизм… С. 479.

 

[184]  Рабинович Е. Г.  «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата // Флавий Филострат.  Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985. С. 260.

 

[185]  Сидоров А.И.  Нумений // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 429.

 

[186]  Шичалин Ю.А.  Неопифагореизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 413.

 

[187]  Сидоров А.И.  Гностицизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М, 1989. С. 127.

 

[188] О правомерности самого этого выражения см.: Аверинцев С.С.  Псевдо-Дионисий Ареопагит // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 525.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.341 с.