Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-05-27 | 201 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
VIII—VI вв. до н. э. — архаическая эпоха истории Древней Греции. Интеллектуальная революция, рождение «греческого чуда». Великая колонизация. Освоение греками Южной Италии.
VI в. до н. э. — начало складывания традиции о «Семи мудрецах». Возникновение философии. Появление орфизма и других мистических учений.
Около 570 г. до н. э. — на острове Самос родился Пифагор, сын Мнесарха.
Середина VI в. до н. э. — Пифагор учится у Анаксимандра, Ферекида и др., затем путешествует по Востоку. Творческая деятельность Ройка и Феодора на Самосе.
546 г. до н. э. — установление персидского владычества над греческими городами Малой Азии.
Около 538 г. до н. э. — начало тирании Поликрата на Самосе.
Около 530 г. до н. э. — переселение Пифагора с Самоса в Кротон. Основание пифагорейского союза. Женитьба Пифагора на Феано (?).
510 г. до н. э. — война Кротона с Сибарисом, победа кротонских пифагорейцев под командованием Милона.
500-е гг. до н. э. — заговор Килона, первый погром пифагорейцев в Великой Греции. Пифагор бежит из Кротона.
497 г. до н. э. — Пифагор скончался в Метапонте.
Рубеж VI— Vвв. до н. э. — время жизни и деятельности философов, на взгляды которых Пифагор непосредственно повлиял: Ксенофана, Парменида, Эмпедокла, Алкмеона Кротонского.
Около 450 г. до н. э. — новый крупный погром пифагорейцев в Великой Греции. Бегство Филолая и некоторых других видных представителей школы из Южной Италии.
399 г. до н. э. — пифагорейцы Симмий и Кебет присутствуют при казни Сократа в Афинах.
388 г. до н. э. — первый визит Платона в Великую Грецию, его близкое знакомство с пифагорейским учением.
Около 380—375 г. до н. э. — Платон пишет диалог «Федон», свое первое пифагорейское произведение.
|
371 г. до н. э. — пифагореец Эпаминонд во главе фиванского войска одерживает при Левктрах славную победу над Спартой.
360-е гг. до н. э. — правление пифагорейца Архита в Таренте.
366 и 361 гг. до н. э. — второй и третий визиты Платона в Великую Грецию. Архит спасает Платона от произвола Дионисия Младшего.
350-е гг. до н. э. — диалог Платона «Тимей», его самое «пифагорейское» произведение.
Конец IV в. до н. э. — на римском Форуме установлена статуя Пифагора.
Конец IV— I в. до н. э. — упадок пифагореизма.
I в. до н. э. — появление неопифагореизма.
I в. н. э. — жизнь и деятельность Аполлония Тианского.
III в. н. э. — появление неоплатонизма на базе неопифагореизма. Диоген Лаэртский, Порфирий, Ямвлих пишут биографии Пифагора, дошедшие до наших дней.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Ред., вступ. ст. В. Ф. Асмуса. М., 1975.
Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер., коммент. М. Л. Гаспарова; общ. ред., вступ. ст. А. Ф. Лосева. М., 1979.
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000.
Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.
Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. 2-е изд. СПб., 2000.
Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001.
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980.
Семушкин А. В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М, 1989.
Фролов Э. Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.
ХайдеггерМ. Парменид. СПб., 2009.
Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975.
Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора / Пер., коммент. В. Б. Черниговского. М., 1997.
|
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Пифагор. Мраморная голова из Капитолийского музея. Рим
Греческая триера. Реконструкция
Остров Самос. Современный вид
Пифагор. Изображение на конторниате (медальоне) IV в. н. э.
Поликратов тоннель на Самосе
Кулачный боец. I в. до н. э.
Герайон — храм богини Геры на Самосе. Современный вид
Египетские пирамиды
Храм Аполлона в Дельфах
Флейта Пана. Пан учит Диониса играть на флейте
Эрос, играющий на кифаре
Женщина, играющая на авлове. Роспись на краснофигурной чаше. V в. до н. э.
Дионис. II в. до н. э.
Монета города Кротона
Город Кротон в Италии. Современный вид
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Ф.А. Бронников. 1869 г.
Милон Кротонский. Ж.-Б. Савье. 1763 г.
Фалес
Анаксимандр
Сражающиеся гоплиты. Роспись на вазе. 520—510 гг. до н. э.
Эмпедокл
Ксенофон
Эпаминонд
Платон
Аристотель
Пифагор на фреске Рафаэля «Афинская школа». 1509-1511 гг.
Аполлоний Тианский
Архит Тарентский
Пифагор и Боэций. Иллюстрация из книги Гр. Райха «Маргарита философики». 1503 г.
Статуя Пифагоре на Шартрском соборе. XIII в.
Марки разных стран, посвященные Пифагору
Монета с изображением Пифагора
Современный город Пифагория на юге острова Самос
Пифагор Самосский
[1] Суриков И. Е. Сократ. М., 2011. С. 5 и след.
[2] Сводку важнейших свидетельств в переводе на русский язык см. в издании: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М, 1989. С. 138-149.
[3] Необходимо сразу объяснить, как принято ссылаться на античных авторов (эта система ссылок принята и здесь). В ссылках на труды, сохранившиеся полностью, после имени автора (которое выделяется курсивом) и названия произведения римская цифра обозначает номер книги (древние трактаты делились на книги), первая арабская цифра — номер главы внутри книги, вторая арабская цифра (если есть) — номер параграфа внутри главы. Например, «Фукидид. История. II. 41. 1» означает, что имеется в виду сочинение Фукидида «История», а внутри его — 1-й пара граф 41-й главы 2-й книги. Правда, на некоторые источники (прежде всего труды Платона и Аристотеля) принято ссылаться иначе, при помощи особой нумерации. В ссылках на стихотворные произведения арабская цифра обозначает номер стиха (строки). А для фрагментарно сохранившихся сочинений указывается номер фрагмента и обозначается издание, по которому фрагмент приводится. Именно так в данном случае: «Ксенофан. фр. В 6 Diels — Kranz» означает, что Ксенофан (от этого автора полностью не сохранилось ни одного произведения) цитируется по «Фрагментам досократиков» Г. Дильса и В. Кранца, причем приводится фрагмент, который в этом издании носит номер В 6.
|
[4] Слово «повторное» означает, что ранее, во II тысячелетии до н. э., у греков уже существовали традиции государственности, но еще не в полисной форме; потом они пресеклись.
[5] Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура. М., 2005. С. 8.
[6] Общую характеристику архаической эпохи см. в наших книгах: Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М, 2005. С. 72 и след.; он же. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007. С. 40 и след. По ссылкам в указанных работах интересующийся читатель легко сможет найти другие важные исследования по этой тематике, в том числе зарубежные.
[7] Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1987. С. 564. Курсив принадлежит К. Попперу.
[8] См., в частности: Суриков И.Е. Античная Греция… С. 19 и след.; он же. Солнце Эллады: История афинской демократии. СПб., 1998. С. 18 и след.; он же. Греческий полис архаической и классической эпох //Античный полис: Курс лекций. М., 2010. С. 8—54 (наиболее подробно). Очерк о полисе есть в вводной главе другой нашей книги из серии «ЖЗЛ»: Сури ков И.Е. Геродот. М., 2009.
[9] Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. С. 142.
[10] Об остракизме см. наиболее подробно: Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М., 2006.
[11] О значении работ Буркхардта см.: Momigliano A. Essays in Ancient and Modern Historiography. Oxf., 1977. P. 295-305.
|
[12] Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 87.
[13] Подробнее см.: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. 2-е изд. СПб., 2000. С. 106 и след.
[14] Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению чело века в аттической трагедии) // Античность и современность: К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972. С. 251—264.
[15] Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 125, 140.
[16] Традиция о «Семи мудрецах» наиболее подробно излагается и их изречения приводятся в первой книге известного позднеантичного сочинения: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I. 22—122.
[17] Зелинский Ф.Ф. О Софокле-враче // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Ч. 304—305. С. 28—62.
[18] См. одно из последних изданий: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 47—157. Полное название этой книги Ницше существует в двух вариантах: более раннем, «Рождение трагедии из духа музыки», и более позднем, «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм».
[19] См. в русском переводе: Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М., 1996.
[20] См., однако, важные замечания о том, что не следует напрямую отождествлять этот античный рационализм с более привычным для нас рационализмом Нового времени: Murray О. Cities of Reason // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxf., 1991. P. 1— 25; Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 329—346.
[21] Одна из самых популярных формул в среде специалистов, занимающихся становлением античной культуры. Нередко эта формула находит отражение в заголовках исследований, например: Nestle W. Vom Mythos zum Logos: Die Selbstenfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. 2 Aufl. Aalen, 1966; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972.
[22] Cornford F. M. Principium sapientiae: The Origins of Greek Philosophical Thought. Cambridge, 1952; idem. From Religion to Philosophy: A Study in the Origins of Western Speculation. N. Y., 1957.
[23] О них см.: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000. С. 199 и след.
[24] Его не уставал подчеркивать в своей известнейшей книге «Греки и иррациональное» выдающийся английский исследователь Э.Р. Доддс. См.: Доддс Э.Р. Указ. соч. С. 48 и след., 199 и след.
[25] Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 9.
[26] Глазков Н.И. Избранное. М., 1989. С. 360.
[27] Цит. по: Андреев Ю.В. Указ. соч. С. 325.
[28] Подробнее по проблеме см.: Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. С. 102-113.
[29] Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994. С. 43 и след.
[30] Например: Доддс Э.Р. Указ. соч. С. 199 и след. Возражения см.: Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994. С. 121 и след.
[31] В рукописной традиции ошибочно «Гермодора».
|
[32] О гипербореях и связанных с ними мифах см. недавнюю монографию: Bridgman Т. P. Hyperboreans: Myth and History in Celtic-Hellenic Contacts. N. Y; L., 2005.
[33] Пьянков И.В. Аристей: путешествие к исседонам // Исседон. 2005. Т. 3. С. 34.
[34] Круглое Е. А. Аристеева Гиперборея: «профанная» география или сакральный идеал? // Исседон. 2003. Т. 2. С. 13—14.
[35] Hennig R. Herodots Handelsweg zu den sibirischen Issedonen // Klio. 1935. Bd. 28. S. 242-254.
[36] Щеглов Д.А. Аристей из Проконнеса: факты и интерпретации // Аристей. 2010. Т. 1. С. 9-34.
[37] Пифиями назывались жрицы-прорицательницы при дельфийском храме Аполлона. Считалось, что устами приходящей в состояние экстаза пифии вещает сам бог.
[38] Лавр был священным деревом Аполлона.
[39] Селиванова Л.Л. Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях античности) // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 375.
[40] Этот мифологический образ в религиях народов Сибири особенно интенсивно исследовался выдающимся отечественным ученым Е. М. Мелетинским. См., в частности: Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд. М., 1995; он же. Избранные статьи. Воспоминания. М., 2008. С. 105 и след., 163 и след.
[41] Об акусмах (акусматах) — устных изречениях пифагорейцев — еще будет говориться ниже.
[42] Вариант перевода последних слов: «…Пифагор заставил его при знать себя богом».
[43] Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge Mass., 1992. Еще один ученый, акцентирован но выделяющий «ориентализирующии период» как особую эпоху истории Греции, — Освин Меррей (Murray О. Early Greece. 2ed. L., 1993).
[44] Э. Снодграсс высказывает предположение, что на формирование греческого полиса оказали влияние финикийские города-государства (Snodgrass A. Archaic Greece: The Age of Experiment. Berkeley, 1981. P. 31 — 32). Нет ровным счетом никаких позитивных данных, которые позволяли бы утверждать, что это так.
[45] По ранней истории греческой алфавитной письменности по сей день остается наиболее важным фундаментальный труд: Jeffery L. H. The Local Scripts of Archaic Greece. Oxf, 1969.
[46] Например: Powell В.В. Why was the Greek Alphabet Invented? The Epigraphical Evidence // Classical Antiquity. 1989. Vol. 8. No. 2. P. 321-350.
[47] Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. М., 2000. С. 182 и след.
[48] Ср. «злосоветные знаки» (Гомер. Илиада. VI. 178), которые, на наш взгляд, оптимальным образом могут быть трактованы именно в этом контексте.
[49] Об этом уникальном памятнике см.: Popham M., Touloupa E., Sackett L. H. The Него of Lefkandi // Antiquity. 1982. Vol. 56. No. 218. P. 169-174; Mazqrakis-Ainian A. Contribution a l'etude de l'architecture religieuse grecque des Ages obscures // L'Antiquite classique. 1985. Vol. 54. P. 5—48; Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 В.С. L. — N. Y, 1996. P. 41 fT.; Thomas С.G. Conant С Citadel to City-State: The Transformation of Greece, 1200— 700 В. С. E. Bloomington, 1999. P. 85 fT.
[50] Их характеристику (первый Герайон на Самосе, храм Аполлона в Эретрии, раннеархаические храмы этолийского Ферма, критской Гортины, Тиринфа) см.: Snodgrass A. Op. cit. Р. 58 ff.
[51] Роль Фалеса в развитии ранней греческой науки очень удачно показана в работе: Панченко Д.В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989. С. 16—36.
[52] Thomas С G., Conant С. Op. cit. P. 142.
[53] Ср.: Purcell N. Mobility and the Pol is // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxf., 1991. P. 29-58.
[54] См. об этом процессе: Hall Е. Inventing the Barbarian: Greek Self-definition through Tragedy Oxf., 1991; Georges P. Barbarian Asia and the Greek Experiment. Baltimore, 1994; Маринович Л.П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 5—29.
[55] См. примеры: Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. М., 1999. С. 72—79; он же. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика… С. 68.
[56] Горгий. фр. В 3 Diels — Kranz (цитата не дословная, но адекватно передающая то, что хотел сказать философ).
[57] Ср.: Rackham О. Ecology and Pseudo-ecology: The Example of Ancient Greece // Human Landscapes in Classical Antiquity: Environment and Culture. L. — N. Y, 1996. P. 16-43.
[58] Поппер К. Указ. соч. С. 570.
[59] Об особенностях античного рационализма см., в частности: Аверинцев С.С. Указ. соч. С. 115 и след., 329 и след.
[60] Подробнее см.: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995. С. 157 и след.
[61] Доддс Э.Р. Указ. соч.
[62] Аверинцев С.С., Бонгард-Левин Г.М. Заключение // Древние цивилизации. М., 1989. С. 470.
[63] Connor W. R. Tribes, Festivals and Processions: Civic Ceremonial and Political Manipulation in Archaic Greece //Journal of Hellenic Studies. 1987. Vol. 107. P. 40-50.
[64] Кнабе Г. С Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 333.
[65] По истории Самоса наиболее фундаментальным трудом и поныне остается книга: Shipley G. A History of Samos 800—188 В.С. Oxf., 1987.
[66] Следует различать остров Самос и город Самос. Последний был столицей полиса, а сам полис, Самосское государство, целиком охватывал одноименный остров. Во времена своего расцвета Самос даже владел территориями на материке — в Малой Азии, от которой он отделен нешироким проливом.
[67] К этому см.: Haas С J. Athenian Naval Power before Themistocles // Historia. 1985. Bd. 34. Ht. 1. S. 29-46.
[68] См.: Shipley G. Op. cit. P. 41; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 152.
[69] О событиях этих десятилетий на Самосе см.: Shipley G Op. cit. P. 49 ff.
[70] Суриков И.Е. Нумизматическое свидетельство о самосской колонизации Причерноморья? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2001. Вып. 10. С. 90-97.
[71] Например: Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981. С. 5 и след.
[72] Ср.: Таронян Г.А. Примечания к книге XXXIV // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 394—395.
[73] В связи со временем рождения Пифагора см. также: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 53. Монография Л.Я. Жмудя является, без преувеличения, лучшим на сегодняшний день в отечественной науке исследованием о Пифагоре и раннем пифагорействе, и впредь нам неоднократно предстоит к ней обращаться.
[74] Например: Dorrie H. Pythagoras (1) // Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike auf der Grundlage von Pauly's Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft unter Mitwirkung zahlreicher Fachgelehrter. Bd. 4. Stuttgart, 1964. Sp. 1264; Сохоп А.Н. Pythagoras (1) // The Oxford Classical Dictionary. 2 ed. Oxf., 1976. P. 903.
[75] Mitchell В. M. Herodotus and Samos//Journal of Hellenic Studies. 1975. II. 95. P. 75—91. He можем принять гипертрофированный скептицизм в связи с данным вопросом, проявляющийся в новейшей работе: PellingC. Herodotus and Samos // Bulletin of the Institute of Classical Studies, Univer sity of London. 2011. II. 54. No. 1. P. 1 -18.
[76] Собственно, само современное название области — Тоскана — тоже восходит к этрускам (которых римляне называли тусками). Да и Тирренское море, омывающее это побережье Италии, наименовано в честь тех же этрусков-тирренов.
[77] Хотя оно порой встречается и в авторитетных трудах. Например: Раре W. Worterbuch der griechischen Eigennamen. 3 Aufl., neu bearbeitet von G. E. Benseler. Ht. 2. Braunschweig, 1911. S. 1276.
[78] См., например: Суриков И.Е. Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим материалом афинских остраконов // Вопросы эпиграфики. Вып. 3. М., 2009. С. 102—127.
[79] Schaps D. The Woman Least Mentioned: Etiquette and Women's Names // Classical Quarterly. 1977. Vol. 27. No. 2. P. 323-330.
[80] См. хотя бы: Tandy D. W. Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997.
[81] В целом по вопросам образования в античной Греции см. фундаментальное исследование: Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
[82] Ср.: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 51.
[83] См. по этой проблематике хотя бы интересный, увлекательный очерк выдающегося русского ученого, где научность сочетается с живостью и доступностью изложения: Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1907. С. 240—340.
[84] Данте. Божественная комедия. Ад. IV. 131. К этому вопросу см. так же: Суриков И.Е. Сократ… С. 343.
[85] О нем см., например: Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.
[86] Ср.: Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000. С. 109.
[87] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 28.
[88] К этой проблеме см., в частности: Васильева Т.В. Афинская школа философии: Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985.
[89] Лебедев А.В. Анаксимандр // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 24.
[90] См. хотя бы: Михайлова Э. Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966; Чанышев А.Н. Италийская философия. М., 1975.
[91] Трубецкой С.И. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 108.
[92] Лебедев А.В. ТО AnEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель// Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39—54; № 2. С. 43—58.
[93] Вопреки взглядам, высказываемым в книге: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 52.
[94] О Ферекиде в отечественной историографии почти ничего не написано. Помимо подборки свидетельств в упоминавшейся выше антологии «Фрагменты ранних греческих философов», см. еще некоторые соображения о нем в работе: Перевалов С М. Древнейшее упоминание имени «Кавказ» в античной литературе // Gaudeamus igitur: Сборник статей к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010. С. 310-317.
[95] Ср.: Лебедев А.В. Ферекид // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 691.
[96] См.: Королей ков А. В., Смыков Е. В. Сулла. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»). С. 350 и след. (специально в связи с проблемой смерти Суллы).
[97] Рабинович Е. Г. «Вшивая болезнь» (Смерть Суллы в биографическом предании) // Вестник древней истории. 2004. № 4. С. 21—39.
[98] О них см.: Faure P. Fonctions des cavemes cretoises. P., 1964.
[99] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 60.
[100] См. к этой проблематике: Kolb F. Agora und Theater, Volks- und Festversammlung. В., 1981.
[101] Ср.: Shipley G Op. cit. P. 53 ff.; Лаптева M. Ю. Посвящение Эака в храм Геры Самосской (проблемы интерпретации) // MNHMA: Сборник научных трудов, посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 149-156.
[102] В связи со сведениями Геродота о Поликрате см., например: Mitchell В.М. Op. cit. Р. 75 ff.; Pelling С. Op. cit. P. 2 ff.
[103] Оргия — древнегреческая мера длины, около 1,8 метра.
[104] Стадий — основная древнегреческая мера длины, около 180 метров.
[105] Греческий фут, как и английский, составлял около 30 сантиметров, греческий локоть в разных полисах варьировал (за усредненное значение можно принять около 50 сантиметров).
[106] См. хотя бы: Versnel Н. S. Coping with the Gods: Wayward Readings in Greek Theology. Leiden — Boston, 2011. P. 181 ff.
[107] Очень удачное описание феномена см. в фундаментальном исследовании: Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д., 1997.
[108] См.: Salmon J. Lopping off the Heads? Tyrants, Politics and the Polis // The Development of the Polis in Archaic Greece. L. — N. Y, 1997. P. 32—38.
[109] Osborne R. Op. cit. P. 264 ff.
[110] Подробнее к этой проблематике см.: Суриков И.Е. Адам и… Адам (К вопросу о специфике тендерных ролей в условиях античного греческого полиса) // Адам и Ева: Альманах тендерной истории. 2006. № 12. С. 23-47.
[111] Ср. Лисикла, «перенявшего» знаменитую Аспасию у самого Перикла после смерти последнего (Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М., 2011. С. 74. Прим. 22).
[112] Так, например, в издании: Фрагменты ранних греческих философов… С. 413.
[113] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 58.
[114] Разбор подобных ситуаций см. в работе: Connor W. R. Op. cit.
[115] К интерпретации эпизода см.: Суриков И.Е. Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. // Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010. С. 33 и след.
[116] Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // Вестник древней истории. 1999. № 1.С. 3—7; Тумане X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 310 и след.; Boardman J. Herakles, Peisistratos and Sons // Revue archeologique. 1972. No. 1. P. 57—72; idem. Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced//Journal of Hellenic Studies. 1989. Vol. 109. P. 158-159.
[117] Mallwitz A., Schiering W. Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Teil 1. В., 1964. S. 151.
[118] Фалет (не путать с Фалесом) — знаменитый греческий музыкант и поэт VII века до н. э., родом с Крита. Согласно некоторым свидетельствам, он также имел репутацию пророка и чудотворца, а его музыка обладала магической силой (с ее помощью Фалету, например, удавалось потушить гражданскую смуту и т. п.) [См. о нем: Зайков А.В. Фалет Критский в Спарте // Исседон. 2002. Т. 1. С. 16-35.]. Пеан — гимн в честь Аполлона.
[119] Об этих родах звукоряда применительно к античной музыке см.: Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 271 и след.
[120] О складывании этой образовательной системы см.: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.
[121] О движении софистов см., например, весьма дельное исследование: Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1984.
[122] У греков был обычай — перед началом занятий спортом натираться оливковым маслом.
[123] Слово «возлияние» (поясним во избежание недоразумений) употреблено здесь в своем исконном смысле. Возлияниями назывались жертвоприношения богам различных жидких продуктов. Так, на огонь жертвенника лили вино, мед, молоко и т. п.
[124] Олимпия находилась на территории полиса Элиды; соответственно, Элида и отвечала за проведение Олимпийских игр.
[125] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 104.
[126] Разве что в рамках примечания. В первичных представлениях греков герой — обожествленный покойник. В целом дихотомия «боги — герои», похоже, весьма древнего, еще праиндоевропейского происхождения. Сравним разделение сверхъестественных существ на два класса в ведийской религии (девы — асуры), в зороастризме (девы — ахуры), да даже вплоть до религии древних германцев (асы — ваны). Во всех этих индоевропейских религиях один из классов божеств (хотя соотношение «позитив — негатив» между ними разное) ассоциируется с небом, второй — с землей. Интересно было бы проследить в этимологическом плане соотношение между греческим heros (герой) и зороастрийским ahura.
[127] Например, в работах ученых структуралистского направления во главе с К. Леви-Стросом.
[128] Например: Ямвлих. Жизнь Пифагора. 13. 60—62 — случаи с медведицей, быком, орлом; Ямвлих. Жизнь Пифагора. 19. 92; 28. 140 — упоминания о золотом бедре; Ямвлих. 28. 142 — 0 мертвеце на корабле.
[129] В связи с деятельностью Эпименида см. в отечественной литературе: Зайков А.В. Эпименид в Спарте (Критская экстатическая мантика и становление «спартанского космоса») // Вестник древней истории. 2002. №3. С. 110-130.
[130] Francois G Le polytheisme et l'emploi au singulier des mots ϑεός, δαίμων dans la litterature grecque d'Homere a Platon. P., 1957.
[131] О политической деятельности пифагорейцев см. хотя бы классические исследования: Delatte A. Essai sur la politique pythagoricienne. Liege, 1922; Minar E. L. Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942.
[132] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 55.
[133] Специально в этом контексте архаическая тирания очень удачно рассмотрена в работе: McGlew J. F. Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996.
[134] См. об этих ранних демократиях: Robinson E. W. The First Democra cies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997.
[135] Мириада — десять тысяч по-гречески. Получается, население Сибариса оценивалось в 100 тысяч (огромная цифра для греческого полиса!).
[136] То есть 210 лет — считая от основания около 720 года до н. э. до разрушения Кротоном в 510 году до н. э.
[137] Берве Г. Указ. соч. С. 201.
[138] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 57.
[139] Впрочем, принято было в свое время и применительно к античной религиозной мысли. См. хотя бы: Nagelsbach К. F. Die nachhomerische Theologie des griechischen Volksglaubens bis auf Alexander. Nurnberg, 1857.
[140] Жмудь Л.Я. Указ. соч.
[141] Хотя это оспаривается. См. хотя бы: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 311 и след.
[142] См. скорее скептическую позицию в: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 121 и след.
[143] О подобной роли Гермеса см., в частности: Суриков И.Е. Образы «первогрешников» в древнегреческой мифологии: попытка структурной интерпретации // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. Вып. 16/2. С. 3-12.
[144] Ср.: Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011. С. 450.
[145] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 138-139.
[146] Там же. С. 146.
[147] Там же. С. 147-148.
[148] Там же. С. 148.
[149] В частности, именно этим вопросам посвящено едва ли не лучшее в мировой науке исследование о пифагореизме: Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge Mass., 1972.
[150] Шиналин Ю.А. Указ. соч. С. 36.
[151] Один из последних примеров: Barta H. «Graeca non leguntur»? Zu den Ursprungen des europaischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. 2: Archaische Grundlagen. Teil 1. Wiesbaden, 2011. S. 22 ff.
[152] Ср.: Суриков И.Е. Солнце Эллады… С. 48—49.
[153] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 32-33.
[154] См. хотя бы: Суриков И.Е. Сократ… С. 7 и след.
[155] Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 337.
[156] Ср.: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 196.
[157] Там же. С. 188-189.
[158] Там же. С. 151-307.
[159] В связи с Парменидом см.: Хайдеггер М. Парменид. СПб., 2009. Это недавно появившийся русский перевод труда одного из крупнейших философов XX века. Впрочем, строго говоря, в книге идет речь не столько о Пармениде как таковом, сколько — на его примере — об общих особенностях раннегреческого философского мышления.
[160] Лебедев А.В. Гармония сфер // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 109.
[161] Ср.: Герцман Е. В. Указ. соч. С. 271 и след.
[162] Лебедев А.В. Гармония сфер… С. 109.
[163] Суриков И.Е. Сократ… С. 324.
[164] Лебедев А.В. Филолай // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 694.
[165] Рабинович Е. Г. Риторика повседневности: филологические очерки. СПб., 2000. С. 156-176.
[166] Эта и следующая цитаты — не дословные, но передающие смысл сказанного.
[167] Статья «Эпаминонд-пифагореец, или Проблема правого и левого фланга», переизданная впоследствии в составе книги: Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 91 и след.
[168] Huffman С.A. Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Cambridge, 2005.
[169] Лебедев А.В. Пифагореизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 478. Изложение в нескольких следующих абзацах основывается именно на выкладках А.В. Лебедева.
[170] См. к проблеме: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 77—78.
[171] Там же. С. 78.
[172] О нем, а также о его более известном отце и предшественнике Дионисии Старшем см.: Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Л., 1979.
[173] Суриков И.Е. Сократ… С. 325.
[174] Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 79—420.
[175] Шиналин Ю.А. «Государство» // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 133.
[176] Это общераспространенная точка зрения, см., например: Schutrumpf E. Politische Reformmodelle im vierten Jahrhundert. Grundsatzliche Annahmen politischer Theorie und Versuche konkreter Losungen // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr. Stuttgart, 1995. S. 272—273.
[177] Диллон Дж. Наследники Платона: Исследования истории Древней Академии (347—274 гг. до н. э.). СПб., 2005. С. 249; Суриков И.Е. Сократ и «Тридцать тиранов» // Scripta antiqua. 2011. Т. 1. С. 199—200.
[178] А Платон вообще был великим мифотворцем! Достаточно напомнить, что он придумал знаменитейший миф об Атлантиде и так увлек им читателей, что есть люди, которые и по сей день ищут этот (конечно, ни когда не существовавший) материк. См. по проблеме великолепное исследование выдающегося французского ученого, недавно переведенное на русский язык: Видаль-Наке П. Атлантида: краткая история платоновского мифа. М., 2012.
[179] Шичалин Ю.А. Спевсипп // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 618-619.
[180] Лебедев А.В. Аристоксен // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 36.
[181] Лебедев А.В. Пифагореизм… С. 478.
[182] Квашнин В.А. Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: римские идеологемы IV—II вв. до н. э. в контексте средиземноморского культурного койне // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: Кросс-культурные коммуникации в историческом пространстве и времени. Нижний Новгород, 2012. С. 28—29.
[183] Лебедев А.В. Пифагореизм… С. 479.
[184] Рабинович Е. Г. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата // Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985. С. 260.
[185] Сидоров А.И. Нумений // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 429.
[186] Шичалин Ю.А. Неопифагореизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 413.
[187] Сидоров А.И. Гностицизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М, 1989. С. 127.
[188] О правомерности самого этого выражения см.: Аверинцев С.С. Псевдо-Дионисий Ареопагит // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 525.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!