Составила Бармина Екатерина Николаевна — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Составила Бармина Екатерина Николаевна

2019-05-27 165
Составила Бармина Екатерина Николаевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деловая игра с педагогами

«Разговор с родителями»

Составила Бармина Екатерина Николаевна

Педагог-психолог МКДОУ № 85 г.Киров

Цель – установление диалогических отношений между педагогами и родителями

 

Задачи:

- способствовать развитию и коррекции речевого поведения педагогов в общении с родителями

- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций

- способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта

 

Образовательные области – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

 

Теоретическая часть

Педагоги осуществляют ежедневное общение с родителями детей, посещающих ДОУ. Наблюдения и анализ сложившейся практики этого общения показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Они складываются:

- из обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке,

- из обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы ДОУ,

- из общения по другим поводам, не связанных с ребенком.

 

Вам (педагогам) было дано задание – в течение недели провести мониторинг собственного общения с родителями. (приложение 1)

 

Общение педагога с родителями

· Фамилия родителя

· Время и продолжительность контакта (например, вторник 8.30 – 8.40)

· Кто стал инициатором контакта (родители, педагог, кто-либо из специалистов ДОУ)

· Повод взаимодействия (вопрос, предложение, требование и т.п.)

· Эмоциональная окрашенность взаимодействия со стороны педагога

· Эмоциональная окрашенность взаимодействия со стороны родителя

· Результат взаимодействия

 

Давайте сейчас обсудим полученные данные, отвечая на следующие вопросы:

1. Насколько постоянно и интенсивно вы общаетесь с родителями?

2. С кем из родителей вы общаетесь часто (ежедневно)?

3. По каким поводам вы чаще всего обращаетесь к родителям?

4. По каким поводам обращаются они к вам?

5. насколько конструктивно ваше общение?

6. Каков эмоциональный фон взаимодействия с обеих сторон? Как вы думаете, почему?

7. Какие выводы вы сделали для себя? Что посоветовали бы коллегам?

 

 

Краткое резюме обсуждения мониторинга

· Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям: в результате одни из них общаются с педагогами чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала.

· Родители, прежде всего, интересуются тем, что и как ел их ребенок, реже – его успехами на занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности.

· Воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией.

· Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким-образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессию в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на поведение. В некоторых случаях проблема, с которой педагог обращается к родителям, на самом деле связана с его собственным неправильным поведением.

· Педагоги не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы.

· Значительное время занимает общение педагога с родителями на отвлеченные темы.

· Не всегда правильно выбирают педагоги и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «Ты» и по имени, не соблюдается ограничение на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, все это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к ДОУ и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.

 

 

Для того, чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа, которая направлена на решение следующих задач:

- Сбалансировать частоту общения педагогов с родителями всех детей группы.

- Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты.

Обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке.

- Установить требование всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений до обращения педагогов к родителям с какими-либо проблемами, касающимися ребенка.

- Повышать осознанность и психологическую культуру общения педагогов с родителями.

Работать над формированием стиля общения с родителями, принятого в ДОУ.

- Добиваться, чтобы педагоги беседовали с родителями только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей.

- Гарантировать защиту прав детей в ДОУ и семье.

 

Стиль взаимодействия ДОУ с семьями определяется рядом факторов:

1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по-разному, важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет.

Например, «Мой ребенок часто плачет по утрам и вообще плаксив». Для ответа на этот вопрос необходимо индивидуальное наблюдение за ребенком, анализ семейной ситуации и того, как проходит ежедневный прием детей в группе. Оптимально, если этот вопрос будет адресован психологу ДОУ.

Вопросы оплаты услуг ДОУ, качества работы сотрудников, их квалификации, а также все претензии по этому поводу должны быть адресованы только методисту(старшему воспитателю) или заведующему.

По содержанию общения воспитателей с родителями должно касаться только детей и их проблем.

Формы общения могут быть разные – наглядные, вербальные, игровые, клубные, показательные и т.д.

2. Принятый стиль речи

Взаимное обращение с родителями на «Вы», по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения.

Педагоги должны быть знакомы с основами психологии общения, чтобы уметь осознанно использовать позы, жестикуляцию, выражение лица, интонации речи.

3. Принятый стиль одежды на работе

В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению и не слишком отстающей от деловой моды.

4. Соблюдение принципов недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности, конструктивности.

 

Практическая часть

Техника «Я-сообщение»

 

Предлагаем педагогам ответить на вопросы:

- Как Вы думаете, в чем заключаются ваши основные задачи при общении с родителями?

- Какими вербальными и невербальными средствами коммуникации Вы пользуетесь?

    

Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с Людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.

Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью "Я-сообщения" можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и коррект­но обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои Соб­ственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

"Я-сообщение" состоит из четырех, частей.

Первая часть — объ­ективное, беспристрастное описание ситуации или поведения чело­века, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раз­дражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова "когда": "Когда я вижу, что..."; "Когда я слышу..,"; "Когда я сталкиваюсь, с тем, что...". В этой части "Я-сообщения" нужно лишь кон­статировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинитель­ного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка, или родителя), но не давать оценку его личности.

Во второй части - необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека {"Я чувствую раздраже­ние, беспомощность, боль, огорчениеи т.д.).

В третьей части "Я-сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.

Четвертая: часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. В качестве образца в при­ложении 2 представлена структура "Я-сообщения"' с примерами.

Необходимо стараться, чтобы "Я сообщение"' не переходило в "Ты (Вы)-сообщение"', Это ошибка, которая приводит к "соскальзыванию" на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать без­личные предложения, Например:

- Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! — неверный вариант,

 -Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы. — вер­ ный вариант.

 

Приложение 2

 

Структура «Я-сообщения» с примерами»

 

Объективное описание произошедшего Мои чувства при этом Причина возникновения чувства Выражение просьбы
Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь Я чувствую недоумение Ведь я не знаю, что конкретно необходимо исправить Скажите мне, что я делаю не так
Когда вы опаздываете на занятия Я чувствую, что не трудно и расстраиваюсь Мне приходится менять ход занятия, я теряю время Пожалуйста, постарайтесь приходить вовремя
Каждый раз, когда вы не приходите на родительские собрания Я чувствую огорчение и досаду Потому, что мне приходится передавать Вам информацию лично, я трачу много времени Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя

Примеры высказываний

1. Что вы сейчас чувствуете?

2. Чего вы сейчас боитесь?

3. Вы боитесь, что я могу сказать что-то неприятное о вашем ребенке?

4. Я правильно вас поняла, что вы боитесь моей оценки?

5. А как я могу вас оценить или нака­зать? 

6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.

7. Вы не уверены, что я к вам отно­шусь хорошо, и вам хотелось бы услы­шать от меня подтверждение этому?

  8. Мне неинтересно, когда в общении ждут активности только от меня.

9.Я хочу прервать нашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что про­исходит.

10. Мне спокойно и приятно разгова­ривать с вами.

11. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхож­дении?

12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь?

 

Ответы к упражнению

А) Активное слушание - № 3, 4, 7, 11

Б) «Я-сообщение» - № 6, 8, 9, 10

В) Традиционная форма - № 1, 2, 5, 12

 

 

Варианты фраз

1. Извините, если я помешала...

2. Я бы хотела...

3. Вероятно, вы об этом еще не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела еще раз услышать...

6. Мне представляется интересным то, что...

7. Я пришла к такому выводу, что...

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключает­ся в том, что...

10. Давайте с вами быстро обсудим...

11. Как вы знаете...

12. Хотя вам это и неизвестно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…

15. У меня на этот счет другое мне­ние…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом слышали...

 

Решение конфликтов

- Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями?

- Бывают ли у вас конфликты с членами семей воспитанников?

- Проанализируйте причины конфликтов.

Конфликты бывают конструктивные (проблема решается путем обоюдного согласия с каким-то решением или уступки, развитие ребенка продолжается) и деструктивное (проблема остается открытой, не желание сторон идти на уступки, компромисс).

- Приведите пример конструктивного диалога с родителями о воспитании или образования конкретного ребенка.

 

Опросник для педагогов «Поведение в конфликтной ситуации», смотри приложение

 

Цель – выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС ВОСПИТАТЕЛЯ

(Н.В.Сагдеева «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»». С-П, Детство-Пресс, 2012г.)

Цель - изучение особенности понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями.

Инструкция к использованию текста:

1. Проводится индивидуально, контакты с коллегами не рекомендуются

2. Время на обдумывание - 3-5 минут

3. Инструкция по обработке результатов - на отдельном листе

Уважаемый коллега!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными суждениями. Если вы согласны с ними - обведите порядковый номер суждения в кружок, если не согласны - зачеркните его. Если суждение недостаточно полное и верное -поставьте знак вопроса рядом с соответствующим номером. Формулировку суждений изменять не стоит.

1. Считаю, что родители полностью удовлетворены моей работой с детьми.

2. Родители уверены в моем хорошем отношении к их ребенку.

3. Общаясь с родителями, я постоянно приглашаю их в группу для знакомства и участия в различных видах деятельности, режимных моментах.

4. Содержание повседневного общения с родителями я строю преимущественно на информации об успехах и затруднениях в развитии и обучении ребенка.

5. Родители моих воспитанников получают от меня много полезных советов.

6. Семью воспитанников я рассматриваю только как источник знаний о ребенке.

7. В проблемных ситуациях с родителями, как правило, пытаюсь склонить их к своей точке зрения как к более оправданной.

8. Если обнаруживаю ошибки родителей в воспитании ребенка, я всегда говорю о своем несогласии с их педагогической позицией.

9. В общении с аудиторией родителей я постоянно использую различные
методы и приемы активизации, повышения их интереса к обсуждению

    проблемы. Чаще всего это такие методы, как____________________

     _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

10.Приглашая родителей в детский сад на встречи, ставлю своей задачей дать им педагогические знания.

Обработка результатов:

 

№ суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ? О О ? О X X ? О, X
ответ             или ?   указать методы или?

При обработке учитывается каждое совпадение ответа с ключом, которое оценивается в 3 балла. Несовпадения не баллируются.

30 - 25 баллов - высокая степень принятия родителей

24 - 18 баллов - средняя степень принятия родителей

17-15 баллов - ниже среднего степень принятия родителей

Ниже 15 баллов - низкая степень принятия родителей

Приложение

Опросник

1.

А. Иногда я предоставляю возмож­ность другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы рас­ходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

 

2.

А. Я стараюсь найти компромисс­ное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учиты­вая интересы другого и мои.

 

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

 

4.

А. Я стараюсь найти компромисс­ное решение.

Б. Иногда я жертвую своими соб­ственными интересами ради интересов другого человека.

 

5

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддерж­ку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

 

6.

А. Я пытаюсь избежать возникнове­ния неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

 

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со вре­менем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

 

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и вопросы.

 

9.

А. Думаю, что не всегда стоит вол­новаться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромисс­ное решение.

 

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

 

12.

А. Зачастую я избегаю занимать по­зицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

 

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сде­лано по-моему.

 

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому ло­гику и преимущества моих взглядов.

 

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необхо­димое, чтобы избежать напряженности.

 

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в пре­имуществах моей позиции.

 

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

 

18.

А. Если это сделает другого счаст­ливым, я дам ему возможность насто­ять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

19.

А. Первым делом я стараюсь опре­делить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со вре­менем решить его окончательно.

 

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодо­леть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему сочета­нию выгод и потерь для всех.

 

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным кжеланиям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

22

А. Я пытаюсь найти позицию, ко­торая находится посередине между моей позицией и точкой зрения дру­гого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

 

23

А. Я озабочен тем, чтобы удовлет­ворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возмож­ность другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

 

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого при­йти ккомпромиссу.

 

25

А. Я пытаюсь доказать другому ло­гику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 

26

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждо­го из нас.

 

27.

А. Я избегаю позиции, которая мо­жет вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счаст­ливым, я дам ему возможность насто­ять на своем. 

  

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

 

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит вол­новаться из-за каких-то возникающих разногласий.

 

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую пози­цию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха

 

Обработка:

Ключ

 

N«n/n Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 A       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 A Б      
9 Б     А  
10 A   Б    
11 A       Б
12       Б А
13 Б   А    
14 В А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   S     А

Количество баллов соответствует количеству выборов и подсчитывается по вертикали в каждой графе, что и дает представление о выраженности у испытуемого тенденции к проявлению соответствую­щих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

Полученные результаты отражают­ся в модельном паспорте, в разделе «Уровень коммуникативной культуры».

 

 

Деловая игра с педагогами

«Разговор с родителями»

Составила Бармина Екатерина Николаевна


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.