Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-05-27 | 165 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деловая игра с педагогами
«Разговор с родителями»
Составила Бармина Екатерина Николаевна
Педагог-психолог МКДОУ № 85 г.Киров
Цель – установление диалогических отношений между педагогами и родителями
Задачи:
- способствовать развитию и коррекции речевого поведения педагогов в общении с родителями
- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
- способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта
Образовательные области – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Теоретическая часть
Педагоги осуществляют ежедневное общение с родителями детей, посещающих ДОУ. Наблюдения и анализ сложившейся практики этого общения показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Они складываются:
- из обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке,
- из обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы ДОУ,
- из общения по другим поводам, не связанных с ребенком.
Вам (педагогам) было дано задание – в течение недели провести мониторинг собственного общения с родителями. (приложение 1)
Общение педагога с родителями
· Фамилия родителя
· Время и продолжительность контакта (например, вторник 8.30 – 8.40)
· Кто стал инициатором контакта (родители, педагог, кто-либо из специалистов ДОУ)
· Повод взаимодействия (вопрос, предложение, требование и т.п.)
|
· Эмоциональная окрашенность взаимодействия со стороны педагога
· Эмоциональная окрашенность взаимодействия со стороны родителя
· Результат взаимодействия
Давайте сейчас обсудим полученные данные, отвечая на следующие вопросы:
1. Насколько постоянно и интенсивно вы общаетесь с родителями?
2. С кем из родителей вы общаетесь часто (ежедневно)?
3. По каким поводам вы чаще всего обращаетесь к родителям?
4. По каким поводам обращаются они к вам?
5. насколько конструктивно ваше общение?
6. Каков эмоциональный фон взаимодействия с обеих сторон? Как вы думаете, почему?
7. Какие выводы вы сделали для себя? Что посоветовали бы коллегам?
Краткое резюме обсуждения мониторинга
· Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям: в результате одни из них общаются с педагогами чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала.
· Родители, прежде всего, интересуются тем, что и как ел их ребенок, реже – его успехами на занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности.
· Воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией.
· Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким-образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессию в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на поведение. В некоторых случаях проблема, с которой педагог обращается к родителям, на самом деле связана с его собственным неправильным поведением.
|
· Педагоги не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы.
· Значительное время занимает общение педагога с родителями на отвлеченные темы.
· Не всегда правильно выбирают педагоги и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «Ты» и по имени, не соблюдается ограничение на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, все это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к ДОУ и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.
Для того, чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа, которая направлена на решение следующих задач:
- Сбалансировать частоту общения педагогов с родителями всех детей группы.
- Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты.
Обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке.
- Установить требование всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений до обращения педагогов к родителям с какими-либо проблемами, касающимися ребенка.
- Повышать осознанность и психологическую культуру общения педагогов с родителями.
Работать над формированием стиля общения с родителями, принятого в ДОУ.
- Добиваться, чтобы педагоги беседовали с родителями только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей.
- Гарантировать защиту прав детей в ДОУ и семье.
Стиль взаимодействия ДОУ с семьями определяется рядом факторов:
1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по-разному, важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет.
Например, «Мой ребенок часто плачет по утрам и вообще плаксив». Для ответа на этот вопрос необходимо индивидуальное наблюдение за ребенком, анализ семейной ситуации и того, как проходит ежедневный прием детей в группе. Оптимально, если этот вопрос будет адресован психологу ДОУ.
|
Вопросы оплаты услуг ДОУ, качества работы сотрудников, их квалификации, а также все претензии по этому поводу должны быть адресованы только методисту(старшему воспитателю) или заведующему.
По содержанию общения воспитателей с родителями должно касаться только детей и их проблем.
Формы общения могут быть разные – наглядные, вербальные, игровые, клубные, показательные и т.д.
2. Принятый стиль речи
Взаимное обращение с родителями на «Вы», по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения.
Педагоги должны быть знакомы с основами психологии общения, чтобы уметь осознанно использовать позы, жестикуляцию, выражение лица, интонации речи.
3. Принятый стиль одежды на работе
В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению и не слишком отстающей от деловой моды.
4. Соблюдение принципов недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности, конструктивности.
Практическая часть
Техника «Я-сообщение»
Предлагаем педагогам ответить на вопросы:
- Как Вы думаете, в чем заключаются ваши основные задачи при общении с родителями?
- Какими вербальными и невербальными средствами коммуникации Вы пользуетесь?
Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с Людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.
С помощью "Я-сообщения" можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои Собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
|
"Я-сообщение" состоит из четырех, частей.
Первая часть — объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова "когда": "Когда я вижу, что..."; "Когда я слышу..,"; "Когда я сталкиваюсь, с тем, что...". В этой части "Я-сообщения" нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка, или родителя), но не давать оценку его личности.
Во второй части - необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека {"Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчениеи т.д.).
В третьей части "Я-сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
Четвертая: часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. В качестве образца в приложении 2 представлена структура "Я-сообщения"' с примерами.
Необходимо стараться, чтобы "Я сообщение"' не переходило в "Ты (Вы)-сообщение"', Это ошибка, которая приводит к "соскальзыванию" на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения, Например:
- Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! — неверный вариант,
-Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы. — вер ный вариант.
Приложение 2
Структура «Я-сообщения» с примерами»
Объективное описание произошедшего | Мои чувства при этом | Причина возникновения чувства | Выражение просьбы |
Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь | Я чувствую недоумение | Ведь я не знаю, что конкретно необходимо исправить | Скажите мне, что я делаю не так |
Когда вы опаздываете на занятия | Я чувствую, что не трудно и расстраиваюсь | Мне приходится менять ход занятия, я теряю время | Пожалуйста, постарайтесь приходить вовремя |
Каждый раз, когда вы не приходите на родительские собрания | Я чувствую огорчение и досаду | Потому, что мне приходится передавать Вам информацию лично, я трачу много времени | Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя |
Примеры высказываний
1. Что вы сейчас чувствуете?
2. Чего вы сейчас боитесь?
3. Вы боитесь, что я могу сказать что-то неприятное о вашем ребенке?
4. Я правильно вас поняла, что вы боитесь моей оценки?
|
5. А как я могу вас оценить или наказать?
6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.
7. Вы не уверены, что я к вам отношусь хорошо, и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому?
8. Мне неинтересно, когда в общении ждут активности только от меня.
9.Я хочу прервать нашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит.
10. Мне спокойно и приятно разговаривать с вами.
11. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхождении?
12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь?
Ответы к упражнению
А) Активное слушание - № 3, 4, 7, 11
Б) «Я-сообщение» - № 6, 8, 9, 10
В) Традиционная форма - № 1, 2, 5, 12
Варианты фраз
1. Извините, если я помешала...
2. Я бы хотела...
3. Вероятно, вы об этом еще не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела еще раз услышать...
6. Мне представляется интересным то, что...
7. Я пришла к такому выводу, что...
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что...
10. Давайте с вами быстро обсудим...
11. Как вы знаете...
12. Хотя вам это и неизвестно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
15. У меня на этот счет другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом слышали...
Решение конфликтов
- Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями?
- Бывают ли у вас конфликты с членами семей воспитанников?
- Проанализируйте причины конфликтов.
Конфликты бывают конструктивные (проблема решается путем обоюдного согласия с каким-то решением или уступки, развитие ребенка продолжается) и деструктивное (проблема остается открытой, не желание сторон идти на уступки, компромисс).
- Приведите пример конструктивного диалога с родителями о воспитании или образования конкретного ребенка.
Опросник для педагогов «Поведение в конфликтной ситуации», смотри приложение
Цель – выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
ТЕСТОВЫЙ ОПРОС ВОСПИТАТЕЛЯ
(Н.В.Сагдеева «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»». С-П, Детство-Пресс, 2012г.)
Цель - изучение особенности понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями.
Инструкция к использованию текста:
1. Проводится индивидуально, контакты с коллегами не рекомендуются
2. Время на обдумывание - 3-5 минут
3. Инструкция по обработке результатов - на отдельном листе
Уважаемый коллега!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными суждениями. Если вы согласны с ними - обведите порядковый номер суждения в кружок, если не согласны - зачеркните его. Если суждение недостаточно полное и верное -поставьте знак вопроса рядом с соответствующим номером. Формулировку суждений изменять не стоит.
1. Считаю, что родители полностью удовлетворены моей работой с детьми.
2. Родители уверены в моем хорошем отношении к их ребенку.
3. Общаясь с родителями, я постоянно приглашаю их в группу для знакомства и участия в различных видах деятельности, режимных моментах.
4. Содержание повседневного общения с родителями я строю преимущественно на информации об успехах и затруднениях в развитии и обучении ребенка.
5. Родители моих воспитанников получают от меня много полезных советов.
6. Семью воспитанников я рассматриваю только как источник знаний о ребенке.
7. В проблемных ситуациях с родителями, как правило, пытаюсь склонить их к своей точке зрения как к более оправданной.
8. Если обнаруживаю ошибки родителей в воспитании ребенка, я всегда говорю о своем несогласии с их педагогической позицией.
9. В общении с аудиторией родителей я постоянно использую различные
методы и приемы активизации, повышения их интереса к обсуждению
проблемы. Чаще всего это такие методы, как____________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
10.Приглашая родителей в детский сад на встречи, ставлю своей задачей дать им педагогические знания.
Обработка результатов:
№ суждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный | ? | О | О | ? | О | X | X | ? | О, | X |
ответ | или ? | указать методы | или? |
При обработке учитывается каждое совпадение ответа с ключом, которое оценивается в 3 балла. Несовпадения не баллируются.
30 - 25 баллов - высокая степень принятия родителей
24 - 18 баллов - средняя степень принятия родителей
17-15 баллов - ниже среднего степень принятия родителей
Ниже 15 баллов - низкая степень принятия родителей
Приложение
Опросник
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным кжеланиям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти ккомпромиссу.
25
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха
Обработка:
Ключ
N«n/n | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | A | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | А | Б | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | A | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | A | Б | |||
11 | A | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | В | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | S | А |
Количество баллов соответствует количеству выборов и подсчитывается по вертикали в каждой графе, что и дает представление о выраженности у испытуемого тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Полученные результаты отражаются в модельном паспорте, в разделе «Уровень коммуникативной культуры».
Деловая игра с педагогами
«Разговор с родителями»
Составила Бармина Екатерина Николаевна
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!