Организационные условия жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организационные условия жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

2019-05-27 141
Организационные условия жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел I.

Пояснительная записка.

 

Нормативной основой разработки рабочей программы являются:

«Закона об образовании РФ» (10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерств юстиции РФ);

ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 20 июля 2011г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011г. Министерство юстиции РФ);

Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562);  

Письма Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений I – VIII видов» с изменениями от 26.12.2000 г.

СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91)

Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1. 2791 -10

Устав образовательного учреждения

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании», с «Концепцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание, образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, кто наиболее в этом нуждается.

Число детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН), которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, увеличивается. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды (раннее, дошкольное детство), приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (социальная дезадаптация). Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании. Помимо этого, составление и разработка системы коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими И.Н., приобретает особую актуальность

Работа по обучению и воспитанию детей с И.Н. должна вестись с учетом их специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих потребностей и мотивов дошкольника; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка.   

 


 Психолого-педагогические  особенности контингента детей группы:

Группу для детей с нарушением интеллекта посещают 10 человек в возрасте от 4 до 7 лет: 2 девочки, 8 мальчиков.

По данным врача – психоневролога и ГМППК:

- Дети с системным недоразвитием речи I уровня 60%: обусловленным расстройствами аутистического спектра 30%; умственной отсталостью не уточненной по степени тяжести 30%;

- Дети с системным недоразвитием речи II уровня 30%: из них обусловленным умеренной умственной отсталостью 10%, обусловленным расстройствами аутистического спектра имеют 20% (2 человека);

- Дети с системным недоразвитием речи III уровня 10%, обусловленным умственной отсталостью умеренной степени.

  Психолого - педагогическая характеристика детей с ИН по направлениям развития Индивидуальные особенности контингента группы.
Познавательно-речевая Дети с нарушениями интеллекта характеризуются абстрактностью мышления, низкой критичностью, трудностью приобретения навыков, отсутствием творческих возможностей. У таких детей наблюдается завышенная самооценка, слабые волевые качества, Восприятие: Отмечаются трудности в зрительной ориентировке, дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не учитывают эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Не способны к обобщению, выстраиванию предметов по какому либо из признаков. Весьма страдает формирование целостного образа: образ не становиться основой действия и не воспроизводится ребенком ни в какой форме (ни в форме предметного изображения, ни при складывании разрезной картинки). Дети с ИН не используют поисковые пробы (промеривание) отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.  Т.о. для детей с ИН характерно большое отставание в сроках развития восприятия. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою очередь, задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире. Мышление: Первая форма мышления, которая возникает у ребенка в норме – наглядно-действенное мышление. У детей с ИН наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети данной категории очень часто не осознают наличие проблемной ситуации, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. У них отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи. До конца дошкольного возраста у детей с ИН отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Соответственно поздно, а в некоторых случаях, вообще не развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Память: Память детей с ИН также характеризуется рядом особенностей: это неспособность удерживать в памяти даже простую речевую инструкцию, запоминать увиденное и услышанное. Этим детям почти недоступно заучивание простых коротких стихов. Удерживание в памяти кратковременное, что неизбежно отражается на представлениях об окружающем и речи детей. Механическое запоминание успешно либо несколько затруднено. Внимание: Недостаточно развито произвольное внимание, иногда отмечается инертность, тугоподвижность психических процессов; иногда - неспособность к концентрации внимания, неусидчивость и двигательная расторможенность. Отсутствие познавательного интереса напрямую влияет на устойчивость внимания. Дети с НИ с трудом могут концентрировать внимание на каком-либо объекте или виде деятельности (не продолжительное время), либо наоборот отмечаются большая продуктивность при выполнении стереотипной, механической работы. Речь и общение: Отставание в развитии речи начинается у детей с ИН с младенчества и продолжает накапливаться в последующем, т.к. у них не сформированы предпосылки речевого развития (предметная деятельность, познавательный интерес, развитие эмоционально-волевей сферы, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат). Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4 – 5 годам. Дети с ИН представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, которые совсем не владеют речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста не происходит. Особенно страдает связная речь. Пассивный словарь значительно превышает активный. Преобладание предметного словаря. Речь развита настолько слабо, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции не компенсируется и другими средствами общения (мимико-жестикуляторными). Дети с ИН амимичны и плохо понимают жест. Обследование проводилось у группы детей в количестве 10 человек по методике Стребелевой Е.А. «ППД развития детей раннего и дошкольного возраста» 2-3, 3-4 лет. В него вошли следующие направления: Результаты обследования детей в начале года показали наличие у детей отставаний: ·  Группа детей набравших от 14 до 17 баллов, во время выполнения заданий не руководствовались инструкцией, во многих случаях не понимали цель задания, переходили на неадекватные способы действия, проявили безразличие к результату своей деятельности; · Набравшие от 21 до 24, 5 баллов принимают и понимают задания, действуют методом перебора вариантов. В характере действий отмечается стремление достигнуть искомого результата, но в процессе выполнения задания быстро теряют к нему интерес, без помощи взрослого задание выполнить не могут. · от 28, 5 до 34 баллов набрали дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослым. Они принимают задания, понимают их условия и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения без посторонней помощи.    1. Уровень ориентировочно-познавательной деятельности (цвет, форма, величина) 20 % детей не ориентируются на форму, величину, цвет, не сличают; 60% детей размер, форму не учитывают, сличают предметы по цвету; 20% детей выделяют по слову величину, форму, цвет. 2. Уровень развития целостного восприятия: 40% - не пытаются соотнести части разрезной картинки, не способны зафиксировать взгляд на ней; 40% - пытаются выполнить задания, но требуется помощь взрослого; 20% - складывают разрезную картинку самостоятельно, после оказания помощи. 3. Уровень наглядно-действенного мышления: 50% - не сформировано; 40% - испытывают значительные трудности при анализе, синтезе, даже после оказанной помощи затрудняются найти необходимое решение в ситуации. 10% - используют помощь взрослого по назначению, однако в другой схожей ситуации приобретенный опыт не используют. 4. Количественные представления не сформированы у 100% - дети не имеют даже элементарных представлений о счете и количестве.   5. Уровень развития памяти: 45% - отмечаются стойкие нарушения зрительной и слуховой памяти; 20% - неспособны заучивать элементарные стихи, запоминать изображения; 35% - испытывают значительные трудности в запоминании и удержании информации в памяти.   6.   Уровень продуктивности и устойчивости внимания: 60% - неспособны удерживать внимание, гиперактивны. 30% - детей испытывают значительные трудности в концентрации и удержании внимания на чем-либо, есть признаки некоторые признаки гиперактивности;   7. Уровень речевого развития: У многих обследуемых детей вообще отсутствует речевая активность 20%, 80% - дети которые используют при общении простую фразу, говорят не разборчиво, с бедным словарным запасом и грубыми аграмматизмами.   Ограничено понимание обращенной речи бытовой ситуацией почти у всех детей (90%), некоторые ориентируются в речевой инструкции при помощи дополнительных средств (жестов, мимики) 60%.  
Социально-личностная Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра: При поступлении в детский сад ребенок с нарушением интеллекта, как правило, не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Недоразвитыми оказываются все компоненты игровой деятельности.  Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Он просто выполняет те или иные действия с игрушками, зачастую на уровне манипуляций, нередко неспецифических. Не складывается и потребностно - мотивационный план игры. Дошкольники с нарушением интеллекта долго не обнаруживают потребности в игре. Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого.  Сюжеты игр являются весьма бедными.    Для них характерным является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий (катание машины, кормление, укачивание куклы, однообразное раскладывание кубиков и т.п.), осуществляемых, как правило, без эмоциональных реакций, безучастно. Дошкольники с ИН воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались в процессе обучения.     Таким образом, дошкольники с ИН, способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения.   Неумение этих детей использовать предметы-заместители, таким образом, вытекает не только из особенностей их познавательной деятельности и, в частности, конкретности мышления, недоразвития воображения, но также из того, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.     Характерным для детей с нарушением интеллекта является также выполнение игровых действий без сопровождения речи. В самостоятельных играх используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик.      Принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога.   Т.о. без специального обучения ведущей деятельностью ребенка с ИН к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а предметная.   Театрализованная игра: Дети с ИН имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ними. Установлено, что эти знания малопригодны для воплощения в символико – моделирующих видах деятельности. У детей этой категории низкий уровень понимания сказки, т.е. дети дают неадекватные ответы или не отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения у них не сформировано, идентификация с ними не осуществляется. При подготовке к драматизации дети не могут объяснить мотив своего выбора, или вообще не могут осуществить этот выбор самостоятельно. Сказочные специфические выразительные средства детям не доступны. После обучения, однако, многие дети способны перечислить персонажей сказки, выбрать фигурки для театра. Анализ театрализованной деятельности показал, что у большинства детей с ИН до конца дошкольного возраста остаются не развитыми три уровня замещения: предметное, позиционное, ситуационное. (Боряева Л.Б., Вечканова И.Г.)    В ходе обследования игровых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью было выявлено, что многие дети данной категории не проявляют интереса к игрушкам, действуют с ними неадекватно (грызут, кидают, держат неправильно) – 30% (.). Есть дети, которые заинтересовываются при побуждении взрослого на короткое время, однако их привлекает внешний вид игрушек, а не возможность действовать с ними – 20%. Однако, 50% детей все же есть достаточно устойчивый интерес к игрушкам и самому процессу игры совместно со взрослым, хотя самостоятельной инициативы к игре группа этих детей не проявляет. У них не наблюдается глубокого поглощения игрой. В эту группу вошли дети, обучающиеся не первый год в данной группе.        У необученных ранее детей не сформирован целевой компонент, их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера – 20%. 30% детей просто выполняют действия с игрушками на уровне неспецифических манипуляций, 50% - специфических манипуляций, процессуальных действий, направленных на выявление свойств предмета (катание, качание, кормление и т.п.). Характерным для обследованных детей является выполнение игровых действий без сопровождения речи. Дети действуют, молча – 80%. Дети прошедшие обучение в прошлом году в игре используют заученные звукоподражания – 20%.        У 30% вообще отсутствует самостоятельная (без участия взрослого) игра, дети прекращают действие с игрушкой сразу после предоставления взрослым возможности поиграть самому. 60% - отвлекаются случайными раздражителями, что приводит к разрушению игры, дети достаточно быстро уходят от игры и начинают заниматься другой деятельностью. 10% - детей характерно «застревание» на одном действии, однообразное его повторение. Т.о. в ходе обследования выяснилось, что у детей с нарушением интеллекта страдают все компоненты игры (познавательный, коммуникативный, продуктивный, эмоциональный).     В ходе анализа театрализованной деятельности детей группы выявлено, что 70% детей группы имеют крайне низкий уровень сформированности навыков театрализованной деятельности. Дети этой подгруппы амимичны, отличаются полным отсутствием интереса к театрализованной деятельности, внимание неустойчивое, недоступно  понимание сюжета. Группа детей – это примерно 30%, соответствует уровню ниже среднего. У детей этой подгруппы отмечается проявление интереса к театрализованной деятельности, театральным куклам однако, этот интерес не устойчивый, дети часто отвлекаются и не удерживают ход всего сюжета в памяти, что затрудняет беседу с детьми по содержанию увиденного или услышанного. Дети мало эмоциональны, страдает выразительность общих движений, не используют речевое сопровождение в процессе театрализованных игр.  Т.О., полученные результаты свидетельствуют о значительных отклонениях в развитии театрализованной деятельности детей посещающих группу.

 Приоритетные направления

Приоритетными направлениями деятельности учителя-дефектолога являются:

· создание условий для социальной адаптации и ранней социализации детей;

· деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в психическом развитии детей с нарушением интеллекта.

Рабочая программа учителя - дефектолога МДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста (с 4 до 7-8 лет) в соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ – 10) - это дети с диагнозом легкая умственная отсталость (F – 70) и умеренная умственная отсталость (F – 71).

 

  

Цель рабочей программы:

Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, его социально-личностной реабилитации, осуществляя взаимодействие всех специалистов в группе в соответствии с образовательной программой.  

Задачи:

1. Спроектировать содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с  ООП дошкольного образования;

2. Организовать взаимодействие при организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога с педагогами группы (педагогом-психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями) на основе лексической темы;  

3. Определить основные принципы и подходы к организации функциональной предметно-развивающей среды для образовательной деятельности в различных видах детской деятельности детей имеющих нарушения в интеллектуальном развитии.

 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 

        Теоретической основой рабочей программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общностьи основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития).

В соответствии с ФГТ рабочая программаопирается на научные принципы:

·   принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·   принципы научной обоснованности и практической применимости содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

· принципединства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

·  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

·  комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

· предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту и особенностям формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

·   принцип гуманизации в ООП ДО означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание  возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

· дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

·   принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

· принцип системности - программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

 

 

 

 

   

 

 

Раздел II.

Совместная деятельность

НОД

ОД в РМ.

0 этап 1 этап 0 этап

1 этап

   

в неделю

в год Познавательно-речевое направление с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии: Образовательная область «Познание: · Игры на сенсорное развитие                      1     1

 

 

-

    - Образовательная область «Коммуникация»: · Игры на ознакомление с окружающим и развитие речи «Познавайка»     1     1

 

 

-

    - Социально-личностное направление с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии: Образовательная область «Социализация»: · Сюжетно-отобразительные игры     1     1

 

 

-

    - · Театрализованные игры   1   1

 

-

  - Индивидуальная работа по коррекции недостатков в психическом развитии.      

 

2

  2 Итого  28 28

  60

 60            

Виды НОД

Время

0 этап 1этап Познавательно-исследовательская деятельность Сенсорное развитие     10 мин   15 мин Коммуникативная. Ознакомление с окружающим и развитие речи   10 мин   15 мин  Игровая. Сюжетно-отобразительные игры Театрализованные игры   10 мин 10 мин   15 мин 15 мин Итого 40 мин 1 час

 


План Непосредственно Образовательной Деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии:

День недели

Основные виды деятельности детей

Формы работы с детьми

Интеграция образовательных областей

Время

Длительность  

0 этап 1этап 0 этап 1 этап
  Пн Познавательно-исследовательская Игры на ознакомление с окружающим и развитие речи «Познавай-ка» Познание Коммуникация Чт. художественной литературы Социализация  9.00 10.10  10 15
  Вт               
  Ср Познавательно-исследовательская Игры на сенсорное развитие   Познание Коммуникация Чт. художественной   литературы Социализация  9.15 9.35 10 15
  Чт Игровая Сюжетно-отобразительные игры   Социализация Коммуникация Познание Чт. художественной литературы Труд 9.35 10.20 10 15
  Пт Игровая Театрализованные игры Социализация Коммуникация Познание Чт. художественной литературы Музыка 9.55 10.10 10 15

Всего на образовательную деятельность по обязательной части:   

      40 мин 1 час

План Образовательной Деятельности в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии:

День недели

Формы работы с детьми

Время

 

Длительность  

0 этап 1 этап 0 этап 1 этап
 Пн. Индивидуальные игры-минутки на социальное и познавательное развитие (1 подгруппа).     10.25   10  
  Вт.    Индивидуальные игры-минутки на социальное и познавательное развитие (1 подгруппа).   15.00   15
  Ср. Индивидуальные познавательные игры-минутки на развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти. (1 подгруппа). 9.15   10  
  Чт.  Индивидуальные познавательные игры-минутки на развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти. (2 подгруппа).   9.35   15

ОД учителя-дефектолога

Раздел III.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей и их интеграция

 

 Образовательная область

Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми Игры на ознакомление с окружающим и развитие речи «Познавай-ка»

Игры

На сенсорное развитие

Игры сюжетно-отобразительные, театрализованные «Познание» Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

 

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- развитие сенсорной культуры;

- формирование элементарных математических представлений.

  - «Мир минералов», «Мое тело», «Мои эмоции», «Мир звуков»   - игры по лексическим темам;     - «Лето. Его краски», «Зима. Его краски»;     - игры на выделение предметов из фона;  - игры и упражнения на идентификацию предметов и движений;  - игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов;  - игры на развитие восприятия отношений по величине;  - игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений.  

 

Игры с куклами, машинками и животными:

«Постелем куклам кроватки», «Стирка одежды», «Куклы ждут Деда Мороза», «Курочка и цыплята», «Поездка в лес», «Путешествие в зоопарк», «Большие и маленькие ножки», «Оденем кукол на прогулку»,  «Катаем машины по дорожкам» т.п.

Игры в театр:

«Выросла репка», «Забыла девочка котенка покормить», Желтый маленький комочек», «Хлопья снежные летят», «Елочная песенка», «Капают капели», «Веселый автобус», «На лесной тропинке», «Цветочная полянка».т.п.

«Коммуникация» Цель: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.  

 - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм)

- практическое овладение нормами речи;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

 

  Игры по лексическим темам: - игры на развитие лексико-грамматического словаря;   - разыгрывание ситуаций.   - элементарные беседы по лексическим темам с использованием игрушек, картинок, реальных предметов.        Обогащение, расширение, активизация качественного пассивного и активного словаря (обозначающего размер, форму, цвет): - игры и упражнения на развитие представлений о форме и цвете предметов («Что катится, что не катится», «Найди такую кляксу» т.п.);    - игры на развитие восприятия отношений по величине («Гаражи и машины», «Матрешки», «Гриб под елкой» т.п.).  

- Игры с куклами, машинками и животными:

«Познакомимся с куклой Аней», «Мишка-топтыжка пришел в гости к кукле Ане»,

«Кукла Катя и кукла Аня приглашают лесных зверей на праздник», «Кошка и котята», «Кукла Аня проснулась» т.п.

 

- Игры в театр:

Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок;

 

Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым:

«Давайте познакомимся!», «Хоровод снежинок», «Петрушкин концерт», «Теремок», «Репка» т.п.

 

 

* Все игры направлены решение задач данной области (см. тематический план)

«Здоровье» Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.  

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание кгн навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

Через лексические темы:   «Мое тело», «Предметы гигиены» «Домашний очаг», «Мой дом», «Мои эмоции», «Продукты питания»,  «Лето и летние игры», «Зима. Зимние забавы», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания».  

- Игры с куклами, машинками и животными:

«Стирка одежды», «Купание малышей голышей», «Все умеем делать сами, моем руки кукле Ане», «Постелем куклам кроватки», «Накормим кукол обедом»;

- Игры в театр:

«Забыла девочка котенка покормить…», «Почему кот моется после еды»,  «Котик простудился» т.п.

«Социализация» Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.    

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 

  Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело», «Домашний очаг», «Моя семья», «Мой дом», «Мои эмоции», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания».   Игры на сенсорное развитие: «Далеко - близко», «Гаражи и машины», «Девочки и мальчики», «Чья фотография?», «Зеркальце скажи…», «Кто с кем рядом?»

 

- Игры с куклами (кормление, купание, укладывание спать, одевание на прогулку, обед кукол);

 

- Игры с машинами (мойка, ремонт, заправка, разные машины, автобус, самолет, паровоз, корабль);

 

- Игры с игрушечными животными (уход за животными, зоопарк);

 

- театрализованные игры:

«Без друзей нам не прожить», «Очень жить на свете туго без подруги», «Как собака друга искала».

«Безопасность» Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело»,   «Мой дом», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания», «Растения», «Животные дома», «Животные леса»,  «Водоем», «Транспорт», «Бытовые приборы».     Создание безопасных условий для детей при организации игр, направленных на сенсорное развитие (осторожное использование мелких предметов, под контролем взрослого – колец, пуговиц, бусин, крупы, зерна т.п.)

- Игры с куклами, машинками и животными:

«Кукла Аня и кукла Катя наряжают елку», «Оденем Кукол на прогулку», «Поездка на поезде в лес», «Наведем порядок в доме»,

«Катаем машины по дорожкам», «Путешествие в зоопарк», «Прогулка с игрушками за грибами»,

«Путешествие с куклами к ручейку»;

 

- Игры в театр:

«Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Катание на санках», «На лесной тропинке».

 

 

«Труд» Цель: формирование положительного отношения к труду.

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Через лексические темы: «Мой детский сад»,   «Мой дом», «Предметы труда», «Профессии», «Транспорт», «Бытовые приборы». «Посуда», «Мебель», «Сад» Привлечение детей к посильному труду перед занятием и после: подготовка к занятию, приборка Игрушек и т.п.  

- Игры с куклами, машинками и животными:

«Стирка одежды»

«Накормим кукол обедом»

«Наведем порядок в доме»

«Катаем машины по дорожкам», «Кукла заболела», «Кукла Аня делает покупки», т.п.

Игры в театр:

«Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Выросла репка», т.п. «Что растет на грядке?».

«Чтение художественной литературы» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг.     <

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.