Взаимоотношения церкви и государства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Взаимоотношения церкви и государства

2019-05-27 180
Взаимоотношения церкви и государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 на рубеже 20-21 веков

а) Государство и церковь – направления взаимодействия

 Государственно-конфессиональная политика в отношении Русской православной церкви (РПЦ) в 1985-1990 гг. прошла сложную и нелинейную эволюцию - от полного подавления до стремления наладить диалог с РПЦ в силу изменявшихся социально политических и экономических условий в СССР. Курс М. С. Горбачева на «перестройку», на первом этапе, не означал отказа от фундаментальных принципов социализма, в том числе и по отношению к религии. Однако, впервые, после многих десятилетий Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее руководители стали появляться на общественных трибунах. Празднование 1000-летия Крещения Руси, состоявшееся в 1988 году и задуманное изначально как узко-церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности православной церкви, о ее высоком авторитете в глазах народа. С этого юбилея началось второе массовое «Крещение Руси». В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к православной вере. В крупных городских храмах крестились десятки и сотни людей ежедневно. [1]  

В российском государстве практически в течение всего периода его существования, начиная еще от Киевской Руси, религия и политика всегда были тесно сопряжены между собой. Православие несло собой не только идеологическую составляющую, но считалась символом русской культуры и народного самосознания, оно было выше иных конфессий и вероисповеданий, но и само оставалось, зависимым как при императоре, так и при советской власти. В советский период деятельность церкви жестко регламентировалась государством и ее внешняя и внутренняя работа подлежала строгому контролю, то сегодня обстановка во внутренней жизни церкви неподвластна директивам органов государственной власти, да и они не желают этого.

Главный концепт взаимоотношений церкви и государства основывается на призме общественного, духовного и нравственных аспектов, однако участие в данных областях затрагивает непосредственно политическую жизнь страны. Увеличение влияния Русской православной церкви сопряжено с ее культурным и историческим вкладом в создании государственности России. Так же стоит отметить, что на сегодняшний день взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в социальной жизни и активно сотрудничает с Русской Православной Церковью в сфере религиозно-нравственного воспитания.

У Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю историю ее существования появилась идеологическая теория «Основы Социальной концепции РПЦ». В этой концепции отображается служебная позиция Московского Патриарха в области отношений со страной и светским обществом. Изготовленный документ презентует долговременный проект социального служения церкви, которая опирается на православное духовное понимание роли церкви в светском обществе. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви церковь показала собственную теорию взаимоотношений государства и церкви и отобразила собственные убеждения на ее природу.

Ключевой составляющей доктрины Русской православной церкви считается нынешняя трактовка православного учения о «симфонии» религиозной и государственной власти — как обоюдной совместной работе и ответственности при абсолютном паритете и «невмешательстве в дела друг друга. Но так ли это на самом деле? [2]   

Согласно Конституции РФ, (статья 14) РФ считается светской страной. Никакая вера не имеет возможности находится в качестве национальной или неотъемлемой. Религиозные организации независимы от страны и равноправны пред законодательством.

Проанализируем, как на практике развивались взаимоотношения между РПЦ и государством. Фактически сразу после распада СССР власти новой России, в лице президента Б.Н.Ельцина и его администрации, демонстрировали тесные контакты с представителями разных конфессий, но в силу исторической традиции, главную роль среди них играла именно РПЦ. Духовные иерархи присутствовали на многих торжественных процедурах государственной власти, по побуждению церкви велись, как «духовные процедуры», так и общероссийские, где нахождение уполномоченных государственной власти и политической элиты достаточно велико. В сущности, не одно мероприятие в государстве не происходило без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, формально, а Пасха Христова, неофициально, были признаны, по сути, исключительно российскими духовными государственными торжествами.

Взаимоотношения церкви и государства строились по нескольким направлениям: духовно-нравственная сфера, экономическая сфера, отношения в которой в основном строились вокруг возвращения церкви бывшего церковного имущества, правозащитная деятельность, благотворительность и многое другое. Поскольку церковь и церковные служители находились, как бы, в статусе «жертв советской власти», власть новая, демократическая, всячески опекала РПЦ, лояльно относясь к большинству церковных инициатив. Государство, на современном этапе, пытается выстраивать свои взаимоотношения с церковью исключительно в правовом поле. Поэтому все изменения, касающиеся сфер соприкосновения интересов церкви и государства, находят свое отражение в государственных нормативно-правовых актах.

б) РПЦ и система образования

              Одним из направлений церковной деятельности, в силу ее природы, является духовно-нравственное воспитание, а, следовательно, и образование.  Образовательная система России сохранила в качестве наследия СССР свой атеистический характер. Поэтому РПЦ поставила перед собой задачу, в той или иной степени повлиять на нее. 1 июля 1999 года, по инициативе патриарха Алексия II был создан «Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и науки и Московской патриархии Русской Православной Церкви», который подготовил «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Однако под напором общественного мнения и из соображений политкорректности новый предмет решено было составить из разных модулей - по так называемым традиционным конфессиям России и светским дисциплинам.

   Такая активная деятельность церкви, в сфере, которая напрямую не связана с отправлением религиозного культа не могла остаться без общественного внимания. Против выступили академики РАН. В 2007 году они обратились с открытым письмом к президенту России В.В. Путину [Приложение 1], в котором подвергли критике попытки РПЦ вмешаться в систему образования (введение в школе предмета «Основы православной культуры», оказания давления на ВАК с целью признания последней теологии в качестве научной дисциплины и т.д.), и нарастающую клерикализацию общества. «СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны». Деятели науки заявили, что такая политика противоречит основному закону страны – Конституции, которая провозглашает Россию светским государством. Также они выразили озабоченность из-за попыток «вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой».

      Спустя некоторое время с открытым письмом к президенту обратились родители учащихся, в котором так же выражался протест против вмешательства церкви в систему образования. [Приложение 2]

    Несмотря на это, в 15 регионах (например, в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях) «Основы православной культуры» начали преподавать в статусе обязательного регионального компонента. В сентябре 2015 года ВАК утвердила паспорт научной специальности «теология». Проводником этой идеи выступал лично патриарх Кирилл. А уже в мае 2016 года было принято решение создать первый в России диссовет по теологии на базе МГУ имени Ломоносова, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. [3]    

в)Реституция церковного имущества

В 2010 году произошел новый конфликт. На сей раз между РПЦ и музейным сообществом России. Поводом стала реституция церковного имущества (процесс передачи Церкви, ранее принадлежащего ей имущества), хотя сам термин «реституция», чаще используется СМИ, а не государственными органами. Этот процесс стал набирать силу с середины 90-х годов прошлого века, тогда же были приняты основные законодательные акты, регулирующие этот процесс. [Приложение 3, 4]

Среди переданных в 1990-е гг. РПЦ МП объектов религиозного назначения - Донской монастырь, храм мученицы Татианы при МГУ, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме[4]    Вместе с тем в 1990-е годы были приняты нормативно-правовые акты, которые ограничили возможность передачи ранее национализированной собственности религиозным организациям. Постановление Правительства № 248 от 14 марта 1995 года полностью запретило передачу в собственность религиозных организаций памятников истории и культуры, относящихся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Принятый в 1996 году федеральный закон «О музейном фонде и музеях в РФ» запретил передавать религиозным организациям движимые предметы религиозного назначения из музейных фондов (иконы, церковная утварь, раки с мощами святых.

РПЦ посчитала, что такое положение дел ущемляет ее законные интересы. И в 2000 году юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс возвращения церковной собственности в России «не только не завершён, но по-настоящему и не начат», и призвал к передаче церкви храмов, икон, святынь, помещений для воскресных школ, богословских учебных заведений, приютов, региональных церковных учреждений, а также земли для монастырского приусадебного хозяйства. При этом в письме оговаривалось, что «Церковь не желает претендовать на весь объём собственности, бывшей в её распоряжении в течение того или иного исторического периода». После этого шага церкви, деятельность государства в данном направлении ускорилась.

В 2007 году в МЭРТ началась разработка проекта федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находившегося в федеральной собственности. Сообщалось, что концепцию законопроекта утвердил глава правительственной комиссии, первый заместитель Председателя правительства Дмитрий Медведев. Этот процесс вызвал крайне негативную реакцию, как со стороны музейного сообщества России, так и со стороны целого ряда общественных движений и организаций. Начинается череда общественных обсуждений данного закона, где власть, общество и представители церкви пытались выработать некое компромиссное решение. 19 февраля 2010 года было распространено письмо ряда сотрудников ведущих российских музеев Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они призывали не передавать РПЦ религиозные памятники из музейных фондов, мотивируя свою позицию тем, что «передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели».

3 марта 2010 года работники искусства и науки опубликовали Открытое письмо Патриарху Кириллу [Приложение 5], в котором говорилось о возможных последствиях передачи памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием: «Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире — религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведёт к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу». Музейные работники призвали патриарха способствовать приостановке подготовки закона и подключению к его разработки наряду с представителями религиозных организаций также и музейного сообщества.

25 февраля 2010 года директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина заявила, что законопроект о передаче Церкви музейных ценностей может привести к их утрате: «Когда вы приходите в любой католический храм за рубежом, то видите, что там ведутся службы и ходят туристы, образы и фрески являются музейными экспонатами и принадлежат государству, и Церковь несёт за них ответственность. Что касается нашего законопроекта, то я предполагаю, что ситуация будет совершенно иной».

9 марта 2010 года во время встречи представителей Русской православной церкви с директорами музеев и деятелями культуры директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве Геннадий Попов заявил, что документ «носит диверсионный характер»

В марте того же года Патриарх Московский Кирилл, выступая перед преподавателями и студентами Московского инженерно-физического института, призвал развивать конструктивный диалог между Церковью и деятелями культуры по поводу возвращения церковным организациям религиозных памятников: «Сегодня многие пытаются вбить клин в отношения между культурой, искусством и Церковью вокруг темы возвращения святынь. Но мы сделаем все, чтобы не удалось вбить этот клин».

Акции протеста

      19 января 2010 года в Москве, Воронеже, Челябинске, Рязани и Калининграде были проведены акции протеста против передачи имущества РПЦ.

 И, тем не менее, Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года, и подписан президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года. [14]

После подписания закона Президентом Медведевым патриарх Кирилл заявил, что «в области церковно-государственных отношений в России на сегодня не осталось ни одного принципиального вопроса, который бы содержал в себе некий конфликт между Церковью и государством» [5]   

    По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, «этот закон, как и почти все наше новое законодательство, культуре враждебен. [6]   

Передаче верующим согласно закону 2010 года подлежат более 11 тыс. объектов культурного наследия по всей России. Их распределение по религиозным организациям выглядит следующим образом:  

· 10643 православных (96,7 % от общего количества);

· 165 мусульманских (1,5 % от общего количества);

· 144 католических (1,3 % от общего количества);

· 21 буддистских (0,2 % от общего количества);

· 15 иудаистских (0,1 % от общего количества).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.