Адаптивная Физическая культура и спорт — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптивная Физическая культура и спорт

2018-01-30 188
Адаптивная Физическая культура и спорт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

Методические указания

к практическим занятиям

для студентов очной формы обучения

по всем направлениям подготовки

 

Брянск 2018

 

УДК 796. 015

 

Функциональные пробы для самоконтроля студентов. [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по всем направлениям-Брянск: БГТУ, 2018. – 26 с.

 

 

Разработали:

Г.Е.Сякина,доц.,к.п.н.

Г.В.Карева, доц.,к.п.н.

Е.А. Цыбульская, доц.

 

 

Рекомендовано кафедрой «Физическое воспитание и спорт» БГТУ (протокол №11 от 26.06.17)

 

Методические указания публикуются в авторской редакции

 

Научный редактор Г.Е. Сякина

Компьютерный набор Е.Е. Викторенко

 

Темплан 2018 г.

__________________________________________________________

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Офсетная печать. Тираж 1 экз. Усл.печ. л. 1,53 Уч.-изд.л. 1,53. Бесплатно.

 

Брянский государственный технический университет

Кафедра «Физическое воспитание и спорт»,

241035, Брянск, бульвар 50 лет Октября, 7, БГТУ, тел. 58-82-26

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОЦЕНКА ФУНКЦИИ СИСТЕМ ДЫХАНИЯ 6

2. ОЦЕНКА ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 9

2.1. Пульс 9
2.2. Артериальное давление 12
2.3. Функциональные пробы самоконтроля 15
2.4. Типы реакций 19
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА......22

4. ОЦЕНКА ФУНКЦИЙ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА……….24

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для оценки состояния здоровья возникает необходимость определения его уровня при помощи количественных критериев, которые должны включать не только морфологические признаки, но и функциональные показатели.

Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма, т.е. функциональных способностей, возможны при дозированных нагрузках. Для этой цели используют различные функциональные пробы: с физическими нагрузками различного характера, объема и интенсивности. Так же данные функциональные пробы можно использовать для самоконтроля студентам. Но какими бы ни были пробы, они должны отвечать определенным требованиям, а именно они должны быть однотипными, стандартными и дозируемыми. Только при этих условиях можно сравнить данные, полученные у одного и того же человека или у разных лиц в разное время, т.е. в динамике.

Оценка степени реакции на любую нагрузку должна обязательно учитывать интенсивность и длительность нагрузки.

Функциональные пробы могут быть использованы для оценки эффективности работы различных органов и систем. Так, например, беговые тесты пригодны для суждения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы; пробы с изменением дыхания –для оценки эффективности работы аппарата внешнего дыхания; ортостатические пробы-для оценки деятельности вегетативной нервной системы и т.д. Однако следует помнить, что любой показатель функционального состояния, каким бы информативным и значимым он не был, не может характеризовать состояние организма в целом, так как изменение работы той или иной системы всегда связано с функцией многих других органов, по сколько организм – это единое целое и деятельность его регулируется единым нейрогуморальным механизмом.

Для того, чтобы получить представление о функциональном состоянии испытуемого, надо всегда исследовать несколько показателей, характеризующих различные стороны жизнедеятельности организма в целом (А.Г. Дембо). Только такое комплексное исследование может дать полное представление о функциональном состоянии организма в целом и разносторонне оценивать его состояние.

Выбор методов исследования основных функциональных показателей зависит от поставленных перед исследованием задач и возможностей, которыми располагаете. Наиболее распространенными являются простые, доступные, прошедшие проверку временем такие методы исследования, как анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления (АД), подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и максимальной вентиляции легких (МВЛ), мощности вдоха и выдоха (пневмотахометрия), исследование максимальной произвольной силы силовой выносливости мышц (динамометрия), измерение простой двигательной реакции, ортостатическая проба, простейшие методики исследования нервной и нервно-мышечной систем и т.д.

А.Г.Дембо, В.Л. Карпман и др. считают, что простые методы исследования не только не потеряли своего значения, а в ряде случаев предпочтительнее, чем сложные. Но это отнюдь не умаляет значения сложных методов исследования, к которым относят электрокардиографию (ЭКГ), электромиографию, хронаксиметрию и др. Исследования с использованием сложной аппаратуры дают более точные и информативные показатели. Однако далеко не всегда мы можем ею воспользоваться и не всегда она у нас есть.

В настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ на все вопросы оценки здоровья, функционального состояния и тренированности. Поэтому очень важно выбрать наиболее информативные и, в то же время, простые и доступные пробы.

При проведении функциональных проб необходимо:

- первое. Определить в покое исходные данные показателей, которые предстоит исследовать;

- второе. Изучить характер и степень изменения этих показателей, происходящих под воздействием той или иной функциональной пробы;

- и в третьих. Проанализировать длительность и характер восстановительного периода, в течении которого исследуемые показатели возвращаются к исходным величинам.

 

Таблица 1

Оценка пробы Серкина (сек)

  Контингент обследуемых   Фазы пробы
первая вторая третья
Здоровые тренированные 60 и более 30 и более более 60
Здоровые нетренированные 40-55 15-25 35-55
Лица со скрытой недостаточностью кровообращения 20-35 12 и менее 24 и менее

 

Существенное сокращение выполнения выше перечисленных проб свидетельствует о нарушении функции дыхания. Занятия физическими упражнениями, а тем более спортом, значительно улучшат показатели функциональных проб, т.е. окажут оздоравляющее действие.

Хотелось бы предупредить! Волевым усилием можно увеличить время задержки дыхания, но это может привести и к серьезным нежелательным последствиям: головокружению, повышению АД и даже обморокам – потере сознания. Будьте осторожны при проведении дыхательных проб.

 

 

Пульс

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) – пульс и частота сердечных сокращений.

Артериальный пульс – периодические расширения и удлинения стенок артерий, обусловленные поступлением крови в аорту при систоле левого желудочка. Этот показатель дает важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.

Пульс характеризуется рядом признаков, которые определяются путем пальпации (пальпация – исследование органов ощупыванием руками через кожные покровы).

Подсчитать пульс можно на сонной артерии, височной и других артериях, доступных для ощупывания пальцами. Чаще всего пульс определяется на лучевой артерии уосновании большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава.

В тибетском трактате «Чшуд-Ши», описывающим различные способы диагностики по пульсу, даются следующие рекомендации. Сила нажима указательного пальца слабая, средняя – более сильная и безымянного – сильная (до кости).

Под указательным пальцем будут пульсы сердца и тонкой кишки, под средним – пульсы селезенки и желудка, под безымянным – пульс левой почки, при определении пульса провой рукой на левой руке обследуемого.

Если же взять левой рукой правую руку обследуемого, то под указательным пальцем будут пульсы легких и толстой кишки, под средним – пульсы печени и желчного пузыря, под безымянным – пульсы правой почки и мочевого пузыря.

У женщин под указательным пальцем на правой руке будут пульсы легких и толстой кишки, на левой пульсы сердца и тонкой кишки.

Обследовать пульс надо сначала на левой руке у мужчин, а у женщин на правой.

Пульс характеризуют следующие признаки: частота – число ударов в 1 минуту, ритмичность – правильное чередование пульсовых ударов, наполнение – степень изменения объема артерий, напряжение – характеризуется силой, которую нужно приложить, чтобы сдавить артерию до полного исчезновения пульса.

При самоконтроле пульс измеряют всегда водном и том же положении (сидя, лежа или стоя). Сначала определяют ритм пульса. Если пульсовые волны следуют друг за другом через равные промежутки времени (допустим, за каждые 10 секунд получаете одинаковую цифру 12 ударов),тогда пульс считается ритмичным. Следует помнить: пальпаторное исследование пульса дает лишь ориентировочное представление о состоянии ритма сердца, для уточнения которого необходимо ЭКГ и ритмокардиографическое исследование.

Можно также обнаружить выпадение отдельных пульсовых волн или их преждевременное появление, что характерно для экстрасистолии, одной из наиболее встречающихся аритмий. Экстрасистолия может наблюдаться и у практически здоровых людей в результате перевозбуждения нервной системы, при злоупотреблении курением, крепким чаем, кофе.

У детей дошкольного возраста и до14 лет характерно наличие дыхательной аритмии: в момент вдоха наступает учащение ритма сердечных сокращений, а во время выдоха- замедление.

Частота пульса. В норме она соответствует частоте сердечных сокращений и изменяется с возрастом (таблица 2).

Таблица 2

Артериальное давление

Это важный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Нормальное кровяное давление необходимо для циркуляции крови и снабжения кровью органов и тканей, для образования тканевой жидкости в капиллярах, а так же для осуществления секреции и экскреции. Величина кровяного давления зависит от трех основных факторов: частоты и силы сердечных сокращений; величины периферического сопротивления (т.е. тонуса стенок сосудов, главным образом артериол и капилляров); объем циркулирующей крови.

Артериальное давление у здорового человека является довольно постоянной величиной. Однако оно всегда подвергается небольшим колебаниям в зависимости от фаз деятельности сердца и дыхания. В течение суток наблюдается колебание величины артериального давления: днем оно выше, чем ночью. На величину артериального давления оказывают влияние также возраст, состояние организма, центральной нервной системы, вес, рост, занятие спортом, характер питания и т.д. Например было установлено, что у 90 % тучных людей оно повышенное, в то время как у худых повышение АД отмечается только лишь в 10 % случаев. Есть данные, свидетельствующие о более низком АД у вегетарианцев, чем у потребляющих мясную пищу.

Различают максимальное (или систолическое) и минимальное (или диастолическое) давление. Систолическое давление отражает состояние миокарда левого желудочка, а диастолическое – характеризует степень тонуса артериальных стенок.

Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются 110/70 – 120/80 мм рт.ст., для лиц старшего возраста 120/80- 140-90 мм рт.ст. Повышение АД рассматривается как предпатологическое состояние, которое может привести к гипертонии. Повышение АД у подростков обычно связано с нейроэндокринной перестройкой организма, которая может сопровождаться нарушением функций центральной нервной системы.

Кроме этого рассчитываются пульсовое и среднединамическое давление. Пульсовое давление – это разность между величинами систолического и диастолического давления. Оно необходимо для открытия клапанов сердца во время систолы желудочков (в норме 35-55 мм рт.ст.). Среднединамическое давление равняется сумме диастолического и 1/3 пульсового давления (оно выражает энергию непрерывного движения крови).

Артериальное давление определяется непрямым методом по Короткову. Для этой цели необходимо иметь сфигмоманометр или мембранный тонометр и фонендоскоп. При измерении АД ориентируйтесь только на звуковые тоны, возникновение же видимых глазом колебаний ртутного столбика нельзя принимать за момент отсчета систолического АД. Показатели АД регистрируются с точностью до 2мм рт.ст. Давление желательно измерять на обеих руках и судить о величине АД по давлению на той руке, где зафиксированы более высокие значения.

Следует так же помнить, что уровень АД может заметно колебаться в течение коротких интервалов времени, поэтому, прежде чем измерять давление, необходимо отдохнуть 5-20 минут, воздержаться от курения, обстановка должна быть спокойной.

Измерив давление, можете сравнить его с выше представленными табличными данными и сравнить с «должными» величинами АД («Д»АД), рассчитанных по следующим формулам:

«Д» систолическое АД = 1,7*возраст + 83 (1)

«Д» диастолическое АД = 1,6*возраст +42(2)

«Д» систолическое АД = 0,4* возраст +109 (3)

«Д» диастолическое АД= 0,3*возраст + 67 (4)

Уравнение 1 и 2 предложены для лиц от 7 до 20 лет, а уравнение 3 и 4 для лиц 20 лет и старшего возраста. В данных формулах возраст выражается в годах, АД в ммрт.ст.

 

 

Таблица 3

Таблица 4

 

Типы реакций

При нормотоническом типе реакции на все виды нагрузок повышается максимальное и понижается минимальное АД. Эти изменения в ответ на 20 приседаний невелики, а в ответ на 15-секундный и 3-минутный бег достаточно выражены. Так, на 1-й минуте восстановительного периода максимальное АД повышается до 160-210 мм рт. ст. Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя.
Другие типы реакций на пробу С.П.Летунова обозначаются как атипические. У некоторых может наблюдаться так называемый гипертонический тип реакции:резкое повышения систолического АД до 180-210 мм рт. ст., а диастолическое АД либо не изменяется, либо повышается. Гипертонический тип реакции связывается с явлением переутомления или перетренированности.

Гипотонический тип реакций характеризуется незначительным повышением систолического АД, в ответ на нагрузку сопровождающимся редким учащением пульса на 2–ю и 3–ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Восстановление ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции рассматривается как неблагоприятный.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2–ой и 3–ей нагрузок становится равным нулю («феномен бесконечного тока»). Систолическое АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт.

При ухудшении функционального состояния организма может наблюдаться реакция со ступенчатым подъемом систематического АД. Этот тип реакции характеризуется тем, что систолическое АД, которое должно снижаться в восстановительный период, наоборот повышается на 2-й, 3-й минутах по сравнению с величиной на 1-й минуте восстановления.

Показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости (КВ). Оценка КВ основывается на анализе ЧСС, систолического и диастолического давления и высчитывается по формуле Кваси:

 

КВ=

Напоминаем, - АД пульсовое = АД систолическое –АД диастолическое.
В норме величина КВ составляет 10-20 условных единиц. Его увеличение указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, а уменьшение – на усиление деятельности сердечно-сосудистой системы.

Определенный интерес вызывает коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), характеризующий минутный объем крови (минутный объем крови свидетельствует об интенсивности работы все системы кровообращения и увеличивается пропорционально тяжести выполняемой работы.В среднем минутный объем составляет -35л/мин.).
КЭК = АД пульсовое * ЧСС

В норме величина КЕК равна 2600. При утомлении значения КЕК увеличивается.
Показателем состояния вегетативной нервной системы, регулирующей сердечно-сосудистую систему, является индекс Кердо.

Индекс Кердо: АД минимальное: ЧСС

У здоровых людей индекс Кердо равен 1. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы индекс Кердо становится либо больше 1, либо меньше 1.

Наиболее простым, общедоступным, и в то же время показательным, является так называемый Гарвардский степ-тест, позволяющий объективно оценить физическую работоспособность (степ-тест – это восхождение на ступеньки и спуск с нее.). Сущность этого метода состоит в том, что восхождение на одноступенчатую лестницу и спуск с нее определяется темпом, временем и высотой ступени в зависимости от возраста.

Для детей младше 8 лет высота ступеньки должна быть 35см, время восхождения и спуска – 2 мин; для 8-11 летних – высота ступеньки 35 и время – 3 минуты; для 12-18 летних мальчиков – 50 см, для девочек этого возраста 40 см, время для тех и других – 4 мин; старше 18 лет – мужчин – высоты ступени – 50 см, времени – 5 мин; для женщин соответственно – 45 и 4 мин. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 минуту. Каждый цикл состоит из 4 шагов: ставим на ступеньку одну ногу, подставляем вторую; спускаем одну ногу, поставляем другую.

После выполнения пробы в восстановительный период определяется трижды ЧСС в течение первых 30 секунд второй минуты, затем в течение первых 30 секунд третьей минуты и также на 4 минуты(испытуемый сидит на стуле).

Если при проведении теста у испытуемого отмечаются внешние признаки чрезмерного утомления: бледность лица, спотыкания и т.р., то тест нужно прекратить.

Результат этой пробы выражаются количественно по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Он рассчитывается по формуле:

ИГСТ= ; гдеt – время восхождения в секундах.

, - количество ударов впульса за первые 30 секунд на второй, третьей и четвертой минутах восстановления соответственно.

При массовых обследования можно пользоваться сокращенной формулой вычисления ИГСТ, которая предусматривает только один подсчет пульса в первые 30 с второй минуты восстановления.

ИГСТ= ;где обозначения прежние

Физическая работоспособность оценивается как слабая, если ИГСТ меньше 55; ниже средней – 55-64; средняя – 65-79; хорошая – 80-89; отличная – 90 и более.

12-минутный беговой тест Купера – тест на выносливость. Во время выполнения теста нужно преодолеть (пробежать или пройти) как можно большее расстояние (нельзя перенапрягаться и не допускать одышку).

Проходить тестирование могут лишь достаточно подготовленные люди. Полученные результаты сравните с данными таблицы 5.


Таблица 5


12-минутный тест для мужчин (дистанция,км)

Степень подготовленности Возраст, лет
До 30 30-39 40-49 50 и старше
Очень плохая Меньше 1,6 Меньше 1,5 Меньше 1,3 Меньше 1,2
Плохая 1,6-1,9 1,5-1,84 1,3-1,6 1,2-1,5
Удовлетворительная 2.0-2,4 1,85-2,24 1,7-2,1 1,6-1,9
Хорошая 2,5-2,7 2,25-2,64 2,2-2,4 2.0-2,4
Отличная 2,8и больше 2,65и больше 2,5 и больше 2,5 и больше

 

 

Шкала оценок

60 с и более -9баллов

50-59 с -9баллов

40-49 с -9баллов

30-39 с -9баллов

25-29 с -9баллов

20-24 с -9баллов

15-19 с -9баллов

10-14 с -9баллов

5-9 с -9 баллов

При оценке полученных данных, сразу однозначно можно сказать, что наибольшее количество баллов свидетельствует о хорошей функциональной способности вестибулярного аппарата.

Однако желательно провести несколько проб, и если в динамике будет отмечаться увеличение количества баллов, то это уже может свидетельствовать о достаточно высокой функциональной возможности данного анализатора.
Вращательная проба Барани. Испытуемый садится во вращательное кресло, принимает положение согнувшись вперед. Затем его вращают в кресле со скоростью 1 оборот в 2 секунды. Всего 10 оборотов за 20 секунд.

После вращения он быстро встает и принимает стойку «смирно» (пятки и носки вместе). Оценка пробы производится по пятибалльной шкале в зависимости от качества выполнения команды «смирно».

Шкала оценок

5 баллов – положение «смирно» правильное, без отклонения туловища от вертикальной оси;
4 балла – небольшое отклонение в сторону от вертикальной оси;
3 балла – значительное отклонение в сторону без смещения ног;
2 балла – потеря равновесия со смещением;
1 балла – падение в сторону.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большая медицинская энциклопедия./ Под ред. Б.В. Петровского – М.:«Советская энциклопедия», 2013 – т.2.

2. В.А. Епифанова «Лечебная физкультура. Справочник», - М.: «Медицина», 2012.

3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В., Физическая культура студентов вузов, - М.: 2012.

4. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. – СПб.; 2012.

5. Коц Я.М., Спортивная физиология. – М.; Физкультура и спорт, 2011.

6. И.Л. Крупко, Руководство по травматологии и ортопедии.- Ленинград; «Медицина», 2011.

7. Г.С. Юмашев. Травматология и ортопедия. – М.; «Медицина», 2012.

8. А.Н. Бакулев, Ф.Ф. Петров. «Популярная медицинская энциклопедия».- СПб.; 2013.

9. Петровский Б.В. «Популярная медицинская энциклопедия».- Ташкент, 2012.

10. Энциклопедия здоровья. /Под ред. В.И. Белова.- М.; 2012.

11. Н.А. Амосов, Я.А. Бендет. Здоровье человека. – М.; 2011.

12. Шили С.Н., Черч Д. Медицина души. Здоровье и энергия: как раскрыть внутренний потенциал организма. – СПб.; ИГ «Весь», 2011.

 

 

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

Методические указания

к практическим занятиям

для студентов очной формы обучения

по всем направлениям подготовки

 

Брянск 2018

 

УДК 796. 015

 

Функциональные пробы для самоконтроля студентов. [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по всем направлениям-Брянск: БГТУ, 2018. – 26 с.

 

 

Разработали:

Г.Е.Сякина,доц.,к.п.н.

Г.В.Карева, доц.,к.п.н.

Е.А. Цыбульская, доц.

 

 

Рекомендовано кафедрой «Физическое воспитание и спорт» БГТУ (протокол №11 от 26.06.17)

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.