Лев Толстой как зеркало троллей. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лев Толстой как зеркало троллей.

2019-05-27 125
Лев Толстой как зеркало троллей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На писательской дискуссии в "Доме Герцена" Булгаков как-то сравнил явление Толстого в русской литературе с явлением Христа народу для верующего христианина.

- Я, - добавил Михаил Афанасьевич, - требовал и требую, чтобы самый факт существования в нашей литературе Толстого был фактом, обязывающим любого писателя.

- Обязывающим к чему? - спросил кто-то из зала.

- К совершенной правде мысли и слова, - провозгласил Булгаков. - К искренности до дна.

К тому, чтобы знать, чему, какому добру послужит то, что ты пишешь! К беспощадной нетерпимости ко всякой неправде в собственных сочинениях! Вот к чему нас обязывает то, что в России был Лев Толстой!

Что ж, возможно, Лев Николаевич и стремился быть искренним до дна. Только у греха, проповедником которого он был, дна нет. В духовном мире есть место, которое так и называется: бездна… Впрочем, поговорим об этом подробнее.

Когда я вспоминаю слова Ленина о том, что Толстой является зеркалом русской революции, я почему-то всегда вспоминаю фрагмент из сказки Андерсена "Снежная королева", который обычно опускают в детских изданиях. Итак, "Жил-был тролль, злой-презлой - сущий дьявол! Как-то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и казалось еще отвратительней…

Ученики тролля, - а у него была своя школа, - рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.

- Только теперь, - говорили они, можно видеть людей, да и весь мир такими, какие они на самом деле!

И вот они принялись носиться по свету с этим зеркалом; и скоро не осталось ни страны, ни человека, которых оно не отразило бы в искаженном виде. Напоследок ученикам тролля захотелось добраться до неба, чтобы посмеяться над Ангелами и Господом Богом. И чем выше они поднимались, тем больше кривлялось и корчилось зеркало, строя рожи, - трудно было в руках его удерживать. Все выше и выше, все ближе к Богу и Ангелам летели ученики тролля, но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги… Некоторые осколки, крошечные, как песчинки, разлетаясь по белу свету, падали, случалось, в глаза людям, да так там и оставались. И вот человек с осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь ее дурные стороны… Другим людям осколки проникали прямо в сердце, - и это было хуже всего: сердце тогда превращалось в кусок льда".

Только с осколком демонического зеркала в сердце можно было, например, восхвалять террористов, как делал это Толстой. Об убийцах Государя Александра II он отзывался так: "Лучшие, высоконравственные, самоотверженные, добрые люди, какими были Перовская, Осинская, Лизогуб и многие другие". И о "гонимом народе", в письме к В. Соловьеву, он писал о своем сознании "братской связи со всеми народами и тем боле с евреями, среди которых родился Христос и которые так много страдали и продолжают страдать от языческого невежества так называемых христиан". Отличная цитата для урока толерантности!

Лев Толстой, как и Булгаков, креста не носил. У него был медальон с изображением такого же морализатора, склонного к вселенскому учительству, как и он сам - Руссо.

Его устами бездна провозглашала: "То, что я отвергаю непонятную троицу и… кощунственную теорию о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо". "Посмотрите на деятельность духовенства в народе, и вы увидите, что проповедуется и усиленно внедряется одно идолопоклонство: поднятия икон, водосвятия, ношение по домам чудотворных икон, прославление мощей, ношение крестов и т. д." Да, судя по этому перечню, Толстой был старательным учеников московского раввина Соломона Моисеевича Минора (который, кстати, отмечал, что граф знает и Талмуд). Талмудическое мудрование - главное в отношении Льва Николаевича к священным текстам. И в этом, как мы убедимся позднее, у него есть нечто общее с Булгаковым. "Методика создания ереси прекрасно показана в статье Толстого "Как читать Евангелие". Он советует взять в руки сине-красный карандаш и синим вычеркивать места, с которыми ты не согласен, а красным подчеркивать те, что по душе. По составленному таким образом личному Евангелию и надлежит жить.

Сам Толстой обкорнал начало и конец Благовестия (Воплощение и Воскресение). И в середине Христос был понужден на каждое свое слово смиренно просить разрешения яснополянского учителя всего человечества… Чудеса Лев Николаевич Иисусу вообще запретил творить"… (Диакон Андрей Кураев. Традиция, Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995).

"Насколько серьезно было противостояние Церкви и Толстого, можно судить по дневниковым записям отца Иоанна Кронштадтского:

"6 сентября. Господи, не попусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь".

Этот дневник Иоанна Кронштадтского не был предназначен для печати и впервые опубликован недавно. Запись от 6 сентября (накануне дня рождения и юбилея Толстого, которому 8 сентября 1908 года должно было исполниться 80 лет, это событие широко отмечали в России и во всем мире) сделана в 9 часов вечера…" (Басинский П. Горький. М., 2006, 107).

В письме к Александру III Победоносцев назвал Толстого: "фанатиком, заражающим своим безумием" тысячи наивных людей.

Какой же "проект" был поручен Толстому? Перекореживание Евангелия? Писал же он весной 1889 года: "Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие - провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, - сделан колоколом". Поистине мессианские амбиции! Их развивал в Толстом некий голос. Вот запись от 25 мая того же года: "Ночью слышал ГОЛОС, требующий обличений заблуждений мира. Нынешней ночью ГОЛОС говорил мне, что настало время обличать зло мира…" Да, недаром Победоносцев писал о богостроительстве графа: словно бес овладел им.

Богохульник скакал по яспонополянским окрестностям на гнедом жеребце, которого назвал Бесом. А невидимый бес сидел за спиной графа. Как на древней печати рыцарей-храмовников - два всадника на одном коне. Что ж, давний предок писателя Анри де Монс и принадлежал к тамплиерскому роду. Шарахнувшись от костра инквизиции, в XIV веке прибыл на Русь. И страшный крик последнего Великого Магистра ордена Жака де Моле, его вопль из пламени: "Отмщение, Адонаи, отмщение!", - через столетия зазвучал в душе тамплиерского потомка.

На интересные подробности графского герба Толстых обращает внимание исследователь Н. Ставров. Креста здесь нет, но есть косой крест - символ Шотландского масонства. Здесь же - еще в начале XIX века - была шестиконечная звезда…

Характерный эпизод из детства двухлетнего Лёвы. Однажды он увидел, как мать занесла руку, чтобы перекрестить сына, и в этом момент дико закричал и, извиваясь всем телом, стал вырываться из рук тех, кто хотел подвести его под благословение умирающей матери.

Как Толстой не открещивался всю свою жизнь от того, что принадлежит к области мистического, однако и ему, судя по одной сцене, описанной Чертковым в его статье о последних днях Толстого, пришлось все-таки коснуться этих жутких восприятий, пришлось их ощутить еще до перехода в мир иной, пришлось с ними встретиться по эту сторону смерти у самого ее порога".

Вот эта сцена, описанная г-ном Черковым, - сцена начинающихся предсмертных видений Толстого.

Говоря о том, что было с умиравшим Толстым 4 ноября, г-н Чертков, между прочим, пишет: "Глядя перед собой в постель, Лев Николаевич спросил Душана (доктора Маковицкого): "Что это?" Душан ответил: "Это одеяло". - Лев Николаевич: "А дальше что?" - "Кровать". - "Ну, вот теперь хорошо", - завершил Толстой с облегченным видом".

Итак, судя по этому чертковскому изложению, Толстой, оказывается, увидел здесь что-то, что его взволновало, но при опросе Маковицкого успокоился… Пронеслось перед Толстым что-то и исчезло - исчезло как только Толстой призвал на помощь Душана и подчинил себя своему мозгу, тренированному на скептицизме" (Лодыженский М. Мистическая трилогия. Темная сила. М., 1998).

Впрочем, кошмарные приступы безотчетного страха нередко посещали Толстого: "Только улёгся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска - такая же душевная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно… Жизнь и смерть сливалась в одно… Смерть… Страшно… Что-то раздирало мою душу на части… Ужас - красный, белый, квадратный. Мучительно, и мучительно сухо и злобно, ни капли доброты в себе не чувствовал, а только ровную спокойную злобу на себя и на То, что меня сделало"…

Еще характерная запись в дневнике от 22 апреля 1907 года (кстати, в день рождения Ленина): "Вчера странное состояние ночью… Точно кто-то на меня дунул. Почувствовал свежее дыхание, и поднялось бодрое настроение вместе с сознанием близкой смерти…" Были, были необъяснимые с рациональной точки зрения прорывы в жизнь Толстого. "Осенью 1902 года жена Толстого записала в своем дневнике: "С 10 сентября на 11-е у нас на чердаке был пожар. Сгорели четыре балки, если бы я не усмотрела этого пожара, по какой-то счастливой случайности взглянув на чердак, сгорел бы дом, а, главное, потолок завалился бы на голову Льва Николаевича, который спит как раз в той комнате, над которой горело". Следует уточнить: пожар произошел именно в то самое время, когда Лев Толстой начал писать еще одно кощунственное сочинение - Обращение к духовенству" (Ставров Н. Вторая Мировая. Великая Отечественная. Т. III. С. 287).

И все же главную миссию Толстого искать надо не в "духовной публицистике", а в его художественном творчестве. Именно оно влияло на миллионы. Может быть, самоубийство Карениной должно было повторить "эффект Вертера"? Была ведь навязчивая идея суицида и у самого писателя. Недаром в Ясной Поляне он прятал от себя ружьё и верёвки… Однако с Карениной что-то не сработало. Так что же оставалось делать, чтобы "откупиться от личного демона"?

Макс Нордау писал: "Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировою славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы; и, тем не менее, в продолжении десятилетий "Война и мир" и "Анна Каренина" почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором только с большими оговорками… Только появившаяся в 1889 году "Крейцерова соната" разнесла его имя по всем углам земного шара; небольшой рассказ переведен был на все европейские языки, издан в сотнях тысяч экземпляров; миллионы людей страстно зачитывались им. Начиная с этого момента, общественное мнение Запада поставило его в первые ряды современных писателей; его имя было у всех на устах… "Крейцерова соната", как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору "Войны и мира", "Казаков" и "Анны Карениной", она завоевала одним ударом…"

В чем же загадка этой "Крейцеровой сонаты"? Там муж убивает жену якобы из ревности к любовнику. Но этот рассказ стоит во всех справочниках психопатологии как яркий пример латентного или подавленного гомосексуализма. Кстати, жена Толстого терпеть не могла этот рассказ, как ненавидела и Черткова, с которым старого графа связали странные, мягко говоря, отношения. Во всяком случае, Софья Андреевна прямо обвиняла их в педерастии. Кстати, портрет Черткова, которому в сентябре 1909 года Толстой завещал все права на свои сочинения, таков: "Неподвижное лицо, очень черный брюнет, синие очки и кривой глаз". Просто Азазелло какой-то!

"Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто; брак - такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. "Крейцерова соната" воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности Позднышев говорит: "Медовый месяц! Ведь название-то одно какое подлое!.. Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно". Толстой в своем дневнике от 29 ноября 1851 года, в возрасте 23 лет, пишет следующее:

"Я никогда не любил женщин… но я довольно часто влюблялся в мужчин… Я влюбился в мужчину, еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков - я хотел задушить его поцелуями и плакать". Это опубликовано во многих биографиях Толстого.

Все это - не копание в грязном белье. Все это - важный аспект нашей темы. А именно разговор о том, что "всемирно известными" писатели становятся отнюдь не за свои реальные литературные заслуги.

…Могила Толстого стала местом поклонения. Обнаружила все признаки культового памятника. Вскоре после смерти графа, 28 августа 1911 года, приехал сюда его верный ученик Бирюков с товарищами. Возложили цветы. Десятилетний сын Бирюкова нагнулся, чтобы поправить их и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребенка обвита укусившей его гадюкой… Гадюки в здешних местах не замечены, установило расследование, и появлении серой змеи в три четверти аршина длиной является загадкой. Тогда же была обнаружена змеиная нора в могиле писателя. Пресмыкающаяся "мудрость" этого грешника еще долго будет жалить и из гроба.

…Высоко вознесли тролли кривое зеркало по имени Толстой. Разбившись, оно поранило многих.

 

Поступь бес-культурья.

Эта книга, как вы поняли, не только о Булгакове и не столько о нем. Он - лишь один из наиболее ярких примеров того, как значительную часть мировой культуры стала демоническим "проектом". У этого "проекта" много целей: внушение идей самоубийства, наркотизация, отмена христианской морали и так далее…

А, может быть, все же нескромно обличать признанных авторитетов? Такой вопрос нередко возникает, но он неточный. Неправильно грызть брошенный в тебя камень, надо видеть, какая рука его бросила. Надеюсь, внимательный читатель увидит в этой книге не очернение национальной культуры, а попытку об-личения незримых бесов. И задумается о сути их личин, скрытых под - порой привлекательными - масками человеческой плоти.

Но для этого нужен православный взгляд. Такой, как был у К. Н. Леонтьева. Он писал:

"А знаете, кого я всей душой теперь ненавижу? Не угадаете. Гёте. Да, от него заразились и все наши поэты и мыслители, на чтении которых я имел горькое несчастие воспитываться и которые и в жизни меня столько руководили! "Рассудочный блуд, гордая потребность развития какой-то моей личности"… и т. д. Это ужасно! Нет, тут нет середины! Направо или налево! Или христианство и страх Божий, или весь этот эстетический смрад блестящего порока!.."

Леонтьев ведь застал юбилейные восторги по поводу Гёте. Как не возмутиться было хотя бы такому выводу либерального литературоведения: "…Фауст - каждый из нас в те минуты, когда мы перестаем быть рабами мелочей жизни и становимся людьми из титулярных советников, коммерсантов и пр., потому что и Гёте - один из нас, только лучший". Это еще что! Потом Фауста и его автора стали записывать в различные политические партии. Легальные марксисты восторгались: как нужны человечеству фаустовские грезы о счастье на земле! Луначарский назвал финал "Фауста" социалистическим. Наконец, уже в 1937 году руководитель гитлеровской молодежи Б. фон Ширах разглагольствовал "о любви Гёте к военной униформе и о "вечной юности" этого безбожника, чей дух был вызван из небытия великим фюрером". Интересно, что носители всех наиболее мощных диавольских идей в политике принимали Фауста за своего. И в этом они были правы.

Ладно с ним, с Гёте. Особенно больно узнавать страшные вещи про "наших", любимых со школьной скамьи. Революционно-либеральная, а позже советская школа не способна была дать духовную картину их творчества. Это непонимание и есть материал, из которого отлит колосс наподобие Родосского; он присвоил себе имя "русской культуры". Русская ли она? "По паспорту" - да. Но ведь русский - значит, православный!

Литература убила Россию - если и преувеличил Розанов после трагедии 1917 года, то не так уж сильно.

Можно ли было безнаказанно - десятилетиями и даже веками - взращивать плевелы? Любовь - в стиле охальных стишков Баркова. Надежду - в светлое будущее по Чернышевскому. Веру - в себя. Как заключил Есенин "Инонию":

Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!

Демон искусительной литературы красноречив!

Нельзя не согласиться: "Россия стала читающей страной, и уже с середины XIX века возникло глубокое противоречие. Русский человек читал художественную книгу, как текст Откровения, а писатель-то писал уже во многом как Андре Жид…

В. В. Розанов упрекнул русскую литературу за безответственность. Но писатели XIX века еще не знали взрывной силы слова в культуре традиционного общества.

…В русских людях жива еще старая вера в то, что высокое художественное Слово, дар Ученого или любой другой талант обладают святостью, благодатью. Через них не может приходить зло. А значит, носителям таланта, если они что-то заявляют в поворотные моменты народной судьбы, следует верить. Так и верили - академикам, певцам, актерам.

И особенно - писателям.

Сами писатели не предупредили, что эта вера ложна, в ней много от идолопоклонства. Предупредить было нетрудно, требовалась лишь гражданская совесть. Достаточно было сказать, что по одному и тому же вопросу противоположные позиции занимали равно близкие нам и дорогие Бунин и Блок (или Бунин и Есенин) - это видно из дневников самого Бунина. Значит, вовсе не связан талант с истиной…"[30].

В мире нигде больше такого нет. Трудно себе представить, то где-то еще вокруг литературного произведения, его автора или героев создавался бы религиозный культ. Меж тем в справочнике деструктивных сект, изданных Московской Патриархией, есть и бажовцы, и ефремовцы. Есть и булгаковцы. И их кумиром является, конечно, не Иешуа Га-Ноцри. Они с глупой смелостью заглядывают в глаза персонажа, встречаться взглядом с которым опасно: правый глаз - "с золотою искрой на дне", а левый - "пустой и черный… как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней".

Вы никогда не обращали внимания: на старинных иконах "Тайная вечеря" Иуда всегда повернут в профиль. Точно так же изображают на святых образах и бесов - в сценах Страшного Суда или житийных сюжетах. Это делается нарочито. Чтобы молящийся не встретился с адским исчадием взглядом.

Как тут не вспомнить смертоносных взглядов василиска, Вия, Медузы-Горгоны. Подобные сюжеты есть в мифологии народов едва ли не всех континентов.

Помните, как в "Вие": "Сквозь сеть волос глядели страшно два глаза… Все глядели на него, искали…" Этот зрительный мотив - главный в повести: философу кажется, будто все обратило на него очи, но нечистая сила не может увидеть его, пока не появится ее предводитель, с железным лицом и опущенными до земли веками. Как только Хома, не выдержав, взглянул на Вия, тот сразу же увидел его и уставил на него свой железный палец. Сам взгляд Хомы открывает его чудовищу - тот, кто смотрит на зло, сам делается зримым.

А в гоголевском "Портрете"? Взгляд, словно вырывающийся из полотна, выдает демоническую природу портрета, купленного художником Чартковым.

"Он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы". "Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его…" "Глаза еще страшнее, еще значительнее вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него".

Нераскаянный Иуда и ему подобные родственны демонам. Существует целая галерея портретов "видимых бесов", писать которые следует лишь в профиль.

А если встретиться с каждым из них взглядом? Как бы обаяние зла не соблазнило тогда своими лукавыми резонами. С некоторыми это и произошло.

Так что только из чувства осторожности писали мы портреты великих писателей и прежде всего Михаила Булгакова именно в соответствии с иконографической традицией. Взяли в основном одну сторону его личности - инфернальную. Другую, человеческую, несчастную и по-своему обаятельную, затрагивать не стали.

Да, портрет может показаться однобоким. Но, во-первых, такова духовная техника безопасности. А во-вторых, желающий легко может "наложить" скрытый профиль писателя на привычный, ставший хрестоматийным.

Да, наша литература имела и имеет даже сейчас особое влияние на русские души. Может быть, потому, что создается на языке, который стоит ближе всех к последнему избранному языку - церковно-славянскому? Православные всегда чтили пророков, которые от Бога.

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Святым Духом" (2 Пет. 1:21).

Но кто стал на место пророков? Побежденные демонами гордыни, сребролюбия, блуда и высокоумия - всем бесовским легионом. Какие ценности передавали и передают они в умы и души народа?! Не о таких ли сказано: "Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Пет. 2: 18,19).

И эти несчастные начинают пророчествовать на основании бесовских видений! Поистине: "Так говорит Господь: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних… Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорит: "мне снилось, мне снилось". Думают ли они довести род Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу? Посему вот Я - на пророков, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов" (Иер. 23, 16–32).

Наша литература - не томик хрестоматии. Она там, где есть Отец - потому и отечественная, - в самом высоком смысле этого слова.

Русская культура - не сверкающий славою идол, это часть лествицы к Богу. И гнилые, источенные червями греха ступеньки для нее не годятся.

А колосс, что же делать с ним? Когда Родосский исполин был повержен, караваны еврейских купцов растащили металл по всей эйкумене. Пусть американоподобные постановщики и посыпанные перхотью "литературоведы", игривые интерпретаторы и носатые пародисты растаскивают по карманам позеленевшую медь неоязыческой культуры - на гонорары. При нашем богатстве - не жалко.

С Божией помощью можно и нужно остановить дальнейшую поступь бес-культурья. Но для этого надо знать его главные источники. Понимать страшную глубину входа "в бездонный колодец всякой тьмы и теней".

 

Цитируемая литература.

1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Аттиас Жан-Кристоф, Бенбасса Эстер. Еврейская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2000.

3. Афанасьев Александр. Мифы, поверья и суеверия славян. М. - СПб., 2002.

4. Бауер Вольфганг, Дюмоц Ирмтрауд, Головин Сергиус. Энциклопедия символов. М., 1995. 5. Бессерман Перли. Каббала и еврейский мистицизм. М., 2002.

6. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Биографии. М., 1993.

7. Булгаков С. В. Православие. Ереси, секты. Западные вероисповедания. Соборы. М., 1994.

8. Вавилон и Иерусалим. Ближневосточный конфликт в свете Библии. М. - Иерусалим. 2002.

9. Вебстер Неста. Всемирная революция. Заговор против цивилизации. Киев, 2001.

10. Виленский О. Г. Психиатрия. Социальные аспекты. М., 2002.

10–2. Воробьевский Ю. Иудиада. М., 2010.

10–3. Воробьевский Ю. Наступить на аспида. М., 2006.

10–4. Воробьевский Ю. Орден Иуды. М., 2011.

11. Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый Ангел вострубил. М., 2003.

11–2. Воробьевский. Русский голем. М., 2005.

12. Воробьевский Ю. Стук в Золотые врата. М., 2003.

12–2. Воробьевский Ю. Террорист номер 0. М., 2011.

13. Воробьевский Ю. Шаг змеи. М., 2002.

14. Гиляров Кирилл. Тайна Таньи. М., 1999.

15. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 2003.

16. Глубоковский Н. Н. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. 1998.

17. Гностики или о "лжеименном знании". Киев, 1997.

18. Гонсалес-Уиплер Миген. Каббала для современного мира. М., 2000.

19. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994.

20. Данилин Александр. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2001.

21. Диавол, его нынешние лжечудеса и лжепророки. Житомир, 2002.

22. Дубнов С. М. Краткая история евреев. М., 1996.

23. Журавель О. Д. Сюжет о договоре с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996.

24. Иванов В. Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. М., 1997.

25. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Минск, 1999.

26. Йонас Ганс. Гностицизм. С.-Пб., 1998.

27….И даны будут жене два крыла. М., 2002.

28. Как защитить вашего ребенка? М., 2002.

29. Кандинский В. Х. О псевдогаллюцинациях. М., - Н. Новгород, 2001.

30. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.

31. Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. М., 2003.

32. Колеман Джон. Комитет 300. М., 2000.

33. Крафт Чарльз. Свобода от мрака теней. Н. Новгород, 2000.

34. Крыленко А. К. Денежная держава. Тайные механизмы истории. М., 2002.

35. Диакон Андрей Кураев. Кто послал Блаватскую. М., 2000.

36. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Т. I, II. М., 1997.

37. Лайтман Михаэль. Кабала. Тайное еврейское учение. Новосибирск. 1993.

38. Лайтман Михаэль. Наука каббала. М., 2001.

39. Лану Арман. Мопассан. М., 1971.

40. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. Киев, 1993.

41. Лесны И. О недугах сильных мира сего. Ростов-на-Дону, 1998.

42. Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М., 2002.

43. Махзор на Йом-Кипур. М., 2001.

44. Медведев Жорес. Сталин и еврейская проблема. М., 2003.

45. Медведева И., Шишова Т. Логика глобализма. М., 2002.

46. Священник Михаил. Православный взгляд на творчество. М., 1997.

47. Игумен N. От чего нас хотят "спасти". М., 2001.

48. Назаров Михаил. Закон об экстремизме и "Шулхан арух". М., 2002.

49. Натаф Анре. Мэтры оккультизма. СПб., 2002.

50. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 1. Сатанизм. Автор-составитель И. Куликов. М., 1999.

51. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. Автор-составитель И. Куликов. М., 2002.

52. Нордау Макс. Вырождение. М., 1995.

53. Нострадамус Мишель. Центурии. М., 1991.

54. Острецов Виктор. Масонство, культура и русская история. М., 1998.

55. О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. Пермь, 2001.

56. Священник Константин Пархоменко. Вселение и изгнание диавола. С.-Пб. - М., 2002. 57. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. М., 2003.

58. Петишка Эдуард. Голем. Прага, 1997.

59. Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы. Том I. М., 2000.

60. Платонов О. А. Терновый венец России. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998.

61. Попов А. Чрево. Религия мнимого дела. М., 1996.

62. Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями. М., 2000.

63. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000.

64. Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. Клин, 2001.

65. Проблемы современной православной семьи. СПб., 2003.

66. Рассел Джеффри Бартон. Мефистофель. Дьявол в современном мире. СПб., 2002.

67. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. М., 2001.

68. Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. М., 2003.

69. Роббинс Рассел Хоуп. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

70. Русское колдовство. М. - СПб., 2002.

71. Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.

72. Сидоров Валентин. Людмила и Вангелия. М., 1992.

73. Сидоров Валентин. Против течения. М., 1992.

74. Солженицын А. И. Двести лет вместе. Т. 1. М., 2001.

75. Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. М., 1994.

76. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. М., 2000.

77. Стоянова Красимира. Ванга. М., 2003.

78. Тайны ясновидения великой Ванги. Минск, 1999.

79. Теуш В. Л. О духовной истории еврейского народа. М., 1998.

80. Тихомиров Лев. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

81. Раби Йозеф Телушкин. Еврейский мир. М. - Иерусалим, 1998.

82. Фауст и Заратустра. СПб., 2001.

83. Федоров И. Владимир Соловьев и православие. М., 2000.

84. Фрэзер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. М., 1983.

85. Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян. М., 1999.

86. Хасидская мудрость. Сост. В. В. Лавский. М., 1999.

87. Ходос Эдуард. Еврейский синдром. Харьков, 2001.

88. Ходос Эдуард. Еврейский синдром 3. Киев, 2002.

89. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Т.II. Новосибирск, 1992.

90. Честертон Гилберт К. Вечный человек. М., 2003.

91. Шафаревич. И. Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. СПб., 2002.

92. Штрак Г. Л. Кровь в верованиях и суевериях человечества. СПб., 1995.

93. Цвейг Стефан. Борьба с демоном. М., 1992.

94. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.

95. Элиаде Мирча. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. - СПб., 1999.

96. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.

97. Эфроимсон В. П. Биосоциальные факторы повышения умственной активности. М., 1982.

 

Примечания.

1

Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал на это счет так: "Демон, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. В то время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание к снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас пробудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним". Это многое объясняет, в том числе и в "творческой кухне", мы еще убедимся.

2

То же самое произошло, например, во время "оранжевой революции" в Киеве.

3

См. Синопсис свт. Димитрия Ростовского. Кстати, не случайно в знаменитом романе Булгакова именно Азазелло дает Маргарите волшебный крем.

4

"Ритуал посвящения включает символическую смерть посвящаемого, который вводится… в особое состояние, подобное анабиозу или летаргическому сну с помощью специальных магических заклинаний, ритуальной музыки и психоактивных веществ. Символическая смерть посвящаемого означает его разрыв с миром людей, для которых он как бы умирает, а значит, перестает быть человеком. В этом состоянии, как считают жрецы, душа покидает тело и совершает путешествие в "астральном" мире, встречается с "богами", получает от них тайные знания и силы, а также заручается поддержкой некоторых конкретных духов". (Игумен N. Об одном древнем страхе. М., 2007.)

5

См. роман Р. Л. Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда".

6

Цит. по: Махов А. Е. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. 1998.

7

Макс Нордау поставил Ницше свой диагноз и одновременно раскрыл его, сугубо диавольский метод - из всякой мысли творить перевертыш: "Вот ключ к оригинальности Ницше. Она заключается в том, что Ницше берет разумную мысль и забавляется, как ребенок переворачиванием ее наизнанку… Это объяснение происхождения (оригинальной) нравственной философии Ницше приводит нас к диагнозу, бросающемуся в глаза даже самому близорукому человеку: система Ницше - исчадие мании противоречия, составлявшей буйную форму того же помешательства, меланхолическая форма которого выражается в мании сомнения и отрицания".

8

Антропология духовного зрения вот в чем. "Ум человеческий, - пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), - не в состоянии отличить добро от зла; замаскированное зло почти всегда обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу - его дело". То же и у Григория Паламы: "Мы точно знаем, что наша мыслительная способность находится в сердце, как в органе; мы научились этому не от человека, но от Самого Создавшего человека, Который говорит в Евангелии: от сердца исходят помышления" (Мр. 7, 21).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.