Правила поведения на занятиях — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правила поведения на занятиях

2019-05-27 167
Правила поведения на занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Укрепляя связи,

которые
нас освобождают ©

Тренинг для грихастх «Джи-ви-ти*». Курс первый

Рукововдство для студентов

* «Джи-ви-ти» — «Команда развития грихастха-ашрама»
(GVT, Grihastha Vision Team) в Северной Америке

Международное общество сознания Кришны

Ачарья-основатель: Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


 

Содержание

 

Урок 1. Принципы и ценности..................................................................................................... 3

Урок 2. Роли мужа и жены.......................................................................................................... 21

Урок 3. Общение и решение конфликтов............................................................................... 26

Урок 4. Серьезные конфликты, расставание и развод...................................................... 36

 


Урок 1
Принципы и ценности

 

Задание 1.1. Вводное упражнение

 

Ответьте на вопросы, заполнив таблицу.

 

«Что мне нравится в грихастха-ашраме?» или, если вы еще не женаты, «Что мне может понравиться в грихастха-ашраме

 

Ответом нужно будет поделиться с группой. Объем ответа — не более
20 слов.

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

Правила поведения на занятиях

На курсах принято соблюдать восемь принципов. Они перечислены ниже с краткими комментариями.

Примечание. Многие из этих правил связаны с культурой общения и навыками, необходимыми для счастливой семейной жизни.

 

Мы будем присутствовать на всех занятия курса.

Нарушители

· пропускают занятия — если у вас возникли непреодолимые срочные обстоятельства, сообщите об этом преподавателю и извинитесь;

· опаздывают — без уважительных причин, и/или систематически.

Мы будем воздерживаться от применения силы своего статуса или положения.

Нарушители

· заставляют других принимать свое мнение, основываясь на своем статусе, например, должности президента храма, или других обозначениях, связанных с гуру, ашрамом, полом и т. п.;

· ведут себя демонстративно;

· отказываются участвовать в обсуждении или выступать в качестве лидера, или невольно соглашаются с мнением других, из-за того, что считают себя младшими по статусу.

 

3. Мы будем уважать ответы студентов, несмотря на то, согласны мы с ними или нет.

 

Нарушители

· ведут посторонние разговоры или посылают записки отдельным участникам тренинга;

· перебивают других;

· Повторяют джапу во время обучения;

· отправляют электронные письма на ноутбуке;

· невнимательны в целом;

· спят на занятиях;

· показывают пренебрежительные и уничижительные жесты;

· смеются над другими;

· ворчат.

 

4. Мы будем соблюдать конфиденциальность на занятиях и вне их.

 

Нарушители

· неправомерно раскрывают личную информацию о студенте другим участникам курса,
а также посторонним людям.

· рассказывают посторонним людям о каких-либо действиях студентов на занятии (если это может быть воспринято негативно), или об очень личных вопросах, которые касались только участников курса.

 

5. Каждый из нас берет на себя полную ответственность за успех в дости­жении желаемых результатов.

 

Нарушители обвинят других в своих неудачах в обучении, в то время как сами могли принять конструктивные меры и решить проблемы, и/или обратить на них внимание преподавателя или участников курса.

 

6. Каждый из нас будет с уважением относиться к любому совместно дос­тигнутому соглашению.

 

Нарушители

· отказываются от решений, принятых группой;

· не исполняют то, о чем договорились все вместе;

· обижаются и показывают свое недовольство, если им не нравится то или иное решение.

 

7. Мы можем оспаривать позицию или поведение, но не человека.

 

Нарушители

· критикуют личные качества и характер человека, занявшего ту или иную позицию в споре;

· вешают ярлыки (например, «упрямец»), вместо того, чтобы зрело обсудить поведение человека, которое им не нравится (например, «не уважает чужое мнение»).

 

8. Мы будем уважать право человека без объяснения причин отказаться
от участия в любом задании, доставляющем ему беспокойство.

 

Нарушители:

· предлагают кандидатуры других людей в качестве добровольцев для выполнения упражнений;

· заставляют преданного говорить перед группой, если он этого не хочет.


 

Задание 1.2. Супружество в ИСККОН

 

Ответьте на следующие вопросы. Если упражнение делается в группе, каждый высказывает свое мнение, а группа обсуждает ответы.

 

1. Поделитесь своим опытом и пониманием института брака в ИСККОН. В чем наши сильные и слабые стороны?

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

2. Как мы можем исправить недостатки? Как сделать это так, чтобы все общество изменилось в лучшую сторону?

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

3. Супружество может быть связано с испытаниями и даже страданиями. Какую пользу они могут вам принести?

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 


Двенадцать принципов и ценностей,
на которых основана семейная жизнь
в сознании Кришны

 

1. Следование наставлениям Шрилы Прабхупады.

 

2. Духовный рост и развитие.

 

3. Духовное равенство и материальные различия.

 

4. Позитивный и реалистичный настрой.

 

5. Взаимное уважение и благодарность.

 

6. Чувство долга и верность.

 

7. Открытое и честное общение.

 

8. Личная и социальная ответственность.

 

9. Экономическое развитие и процветание.

 

10. Сосредоточенность на благополучии детей.

 

11. Любовь и семейная привязанность.

 

12. Регулируемый, сбалансированный и примерный образ жизни.

 


Сценка 1

 

Жена. Ты обещал, что сегодня проведешь время с детьми.

Муж. Мне жаль, но Кришна дас попросил помочь с презентацией в Power Point для Джи-Би-Си.

Жена. Уже четвертые выходные подряд ты отменяешь свои планы с детьми, чтобы сделать что-то в храме.

Муж. Дорогая, я же не могу отказаться от выполнения преданного служения.

 

Вопросы к первой сценке

 

1. Какие принципы и ценности нарушены?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

2. Какие нездоровые парадигмы стали этому причиной?

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

3. К каким негативным последствиям может привести такое (или подобное) поведение?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. Какая здоровая парадигма может заменить эту нездоровую парадигму?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

5. Какие выгоды можно получить, если регулярно действовать на основе этой здоровой парадигмы?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады можно предвзято истолковать, чтобы обосновать эту нездоровую парадигму.

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

7. Какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады, лекций, или примеры из его жизни можно привести, чтобы обосновать принципы и ценности, нарушенные в этой сценке?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________


Сценка 2

 

(Муж разговаривает по телефону.) Да, мы сможем принести домашние Божества Гаура—Нитай в храм на Гаура-пурниму. Божества Ситы? Да, они прекрасны. Хорошо, Харибол. (Кладет трубку.)

Жена. Знаешь, я подумала, что Божества Ситы сделаны из дерева Ним. Может быть, лучше поискать для абхишеки латунные божества? У Гопи есть красивые латунные божества, и она с радостью их принесет.

Муж. Деви, я же тебя не спрашивал! Если я захочу узнать твое мнение,
я спрошу, ладно? Хотя обычно в нем нет никакого толку!

 

Вопросы ко второй сценке

 

1. Какие принципы и ценности нарушены?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

2.Какие нездоровые парадигмы стали этому причиной?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

3. К каким негативным последствиям может привести подобное поведение?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. Какая здоровая парадигма может заменить эту нездоровую парадигму?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

5. Какие выгоды можно получить, если регулярно действовать на основе этой здоровой парадигмы?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады можно предвзято истолковать, чтобы обосновать эту нездоровую парадигму.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

7. Какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады, лекций, или примеры из его жизни можно привести, чтобы обосновать принципы и ценности, нарушенные в этой сценке?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

Сценка 3

 

Жена. Знаешь, я в последнее время много думала, что, возможно, ты не очень мне подходишь, и зря мы поженились. И пока у нас нет детей, лучше поискать кого-нибудь другого…

Муж. О чем ты говоришь? Мы же провели огненную ягью, ты давала обеты! Как тебе такое в голову пришло? Семью я обеспечиваю. О тебе забочусь. Отношусь к тебе по-доброму.

Жена. Ну да, ты прав, просто у меня уже нет таких сильных чувств к тебе, как прежде. Знаешь, воодушевление, романтика — все это прошло…

 

Вопросы к третьей сценке

 

1. Какие принципы и ценности нарушены?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

2. Какие нездоровые парадигмы стали этому причиной?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

3. К каким негативным последствиям может привести подобное поведение?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. Какая здоровая парадигма может заменить эту нездоровую парадигму?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

5. Какие выгоды можно получить, если регулярно действовать на основе этой здоровой парадигмы?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады можно предвзято истолковать, чтобы обосновать эту нездоровую парадигму.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

7. Какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады, лекций, или примеры из его жизни можно привести, чтобы обосновать принципы и ценности, нарушенные в этой сценке?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

Сценка 4

 

Жена. Какой красивый парк. Как только ты его нашел, он так далеко от нас?

Муж. Однажды я шел на встречу и заблудился, вот и нашел его. (Муж хочет взять жену за руку. Она отстраняется.) Что случилось?

Жена. Нас могут увидеть! Вдруг нас увидит кто-то из преданных и подумает, что мы в майе?

Муж. Ну и что, что увидят? Боже мой, ты же моя жена!

 

Вопросы к четвертой сценке

 

1. Какие принципы и ценности нарушены?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

2. Какие нездоровые парадигмы стали этому причиной?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

3. К каким негативным последствиям может привести подобное поведение?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. Какая здоровая парадигма может заменить эту нездоровую парадигму?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

5. Какие выгоды можно получить, если регулярно действовать на основе этой здоровой парадигмы?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады можно предвзято истолковать, чтобы обосновать эту нездоровую парадигму.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

7. Какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады, лекций, или примеры из его жизни можно привести, чтобы обосновать принципы и ценности, нарушенные в этой сценке?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

Сценка 5

Жена. Я думала, у тебя сегодня собеседование? Что случилось?

Муж. Я решил не ходить.

Жена. Что?! Почему?

Муж. Похоже, эта работа очень скучная.

Жена. Ты уже три месяца без работы. Ну и что, что скучная? У нас куча неоплаченных счетов.

Муж. У тебя совсем нет веры? Кришна говорит, что своих преданных Он обеспечивает всем необходимым. Успокойся. Ты газету с телепрограммой не видела?

 

Вопросы к пятой сценке

 

1. Какие принципы и ценности нарушены?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

2. Какие нездоровые парадигмы стали этому причиной?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

3. К каким негативным последствиям может привести подобное поведение?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. Какая здоровая парадигма может заменить эту нездоровую парадигму?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

5. Какие выгоды можно получить, если регулярно действовать на основе этой здоровой парадигмы?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

6. Подумайте, какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады можно предвзято истолковать, чтобы обосновать эту нездоровую парадигму.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

7. Какие цитаты из книг Шрилы Прабхупады, лекций, или примеры из его жизни можно привести, чтобы обосновать принципы и ценности, нарушенные в этой сценке?

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 


 

Задание 1.3. Самооценивание по теме
«Принципы и ценности»

 

Из 12 принципов и ценностей (см. с. 9, если они не показаны на экране), определите и выпишите три, над которыми вам, по вашему мнению, нужно поработать
в своей семейной жизни.

1...................................................................................................................................................

2...................................................................................................................................................

3...................................................................................................................................................

 

Подумайте над тем, как вы будете себя вести, когда поймете и освоите эти принципы. Выберите два-три практических шага, которые вы можете предпринять, чтобы лучше использовать эти принципы в жизни.

 

Первый принцип.......................................................................................................................

Практические шаги...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................

Второй принцип.........................................................................................................................

Практические шаги...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................

Третий принцип..........................................................................................................................

Практические шаги...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................

                            ...............................................................................................................


Урок 2
Роли мужа и жены

 

Некоторые выводы

· Наши главные отношения должны строиться с учением Шрилы Прабхупады, а не, скажем, с ведическим обществом (как показано в прямоугольнике выше). Если бездумно переносить обычаи Индии, существовавшей 5 000 лет назад, в Нью-Йорк XXI века, это может оказаться непродуктивным.

· Следует убедиться, что наши поступки одновременно уловдетворяют следующим критериям.

1. Соответствуют учению Шрилы Прабхупады — частично это описано в раз­деле «12 принципов и ценностей».

2. Учитывают наши индивидуальные особенности — происхождение, социальное окружение, культуру и т. п.

· Сам Шрила Прабхупада был гибким. Например, он позволял женщинам жить в ашрамах. Это напрямую относится к нашей теме о ролях мужчины
и женщины.

· Главный принцип: «Не создавайте стереотипы, а договаривайтесь».

· Это тем более важно, если у каждого из супругов схема отношений
(см. выше) строится по-разному. Им придется обсуждать свои роли с учетом своей природы, происхождения и т. п., и при этом сохранять приверженность вечным принципам, изложенным Шрилой Прабхупадой.

Задание 2.1. Роли мужа и жены

Выполните упражнения, следуя указаниям преподавателя.

 

A. Напишите несколько поведенческих тенденций в современном обществе, касающихся ролей мужчины и женщины.

Пример. Сейчас меньше женщин умеет хорошо готовить.

 

Б. Напишите несколько представлений/парадигм в современном обществе, касающихся ролей мужчины и женщины.

 

 

В. Напишите несколько представлений/парадигм в ИСККОН, касающихся ролей мужчины и жен­щины.

 

 

 

Г. Выпишите роли, которых, как вы ожидаете, вы и ваш потенциальный супруг будете придерживаться в семье. Если вы уже женаты, напишите, что вы ожидали до заключения брака.

 

Муж

Жена

 

 

     

 

Оцените и/или прокомментируйте ваши ответы.

 

.............................................................................................................................................................

 

.............................................................................................................................................................

Задание 2.2. Гендерные различия и ожидания

 

Если партнеры не понимают друг друга, в отношениях и в определении ролей могут возникнуть проблемы. В этом упражнении мы изучим наши ожидания и проанализируем основные сходства и различия между мужчинами и женщинами.

Разделитесь на группы по три-четыре человека одного пола. Используя приведенную ниже таблицу, составьте список того, что ваш муж или жена должны,
по вашему мнению, знать о противоположном поле. Выберите одного человека
из группы, который озвучит список.

 

Какие три положительных качества привносят в отношения представители противоположного пола?
1.
2.
3.
Что, на ваш взгляд, противоположному полу нужно знать о вашем поле в первую очередь?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Напишите, что вы услышали от групп противоположного пола (о своем поле).

 

Что нового вы узнали, выслушав группу противоположного пола?
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Это упражнение показывает некоторые типичные различия между мужчинами и женщинами. Чрезмерные стереотипы создают проблемы, но это не значит, что «типы» вовсе отсутствуют. Вайшнавская философия дает нам концептуальную модель, которая помогает решить вопрос о различиях и равенстве мужчин и женщин.

Один из ключевых принципов нашей философии: «Духовное равенство, материальные различия».

 

Запишите в таблице некоторые из возможных различий между мужчинами
и женщинами (например, в отношении их ожиданий, или более общего характера). Помните, что это (разумные) обобщения, и, зная, что все будут исключения, мы должны избегать стереотипов. Если вы сделали еще какие-то выводы из этого упражнения, запишите их.

Возможные различия между мужчинами и женщинами: ……………………………………………………………………………………………………………………….…. ………………………………………………………………………………………………………………………..… ………………………………………………………………………………………………………………………..… ………………………………………………………………………………………………………………………..… ………………………………………………………………………………………………………………………..… ………………………………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 


 

Определение роли

 

Роли должны основываться на дхарме — обязанностях, соответствующих нашей природе. В традиционных обществах роли были определены довольно жестко. Сегодня, в век глобализации, где личность человека стала гораздо более сложной
и многогранной, эти роли необходимо обсуждать. Для этого требуются некоторые качества, перечисленные ниже.

Внесите в таблицу примеры поведения, которое демонстрирует данные качества, особенно в процессе обсуждения мужских и женских ролей (преподаватель может попросить вас заполнить таблицу самостоятельно, в противном случае, напишите о том, что узнали от других участников во время занятия).

 

Принцип и ценность Поведение
Признание и благодарность   …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Гибкость и сотрудничество   …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Уважение и защита   …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Роли можно рассматривать не только как видимое, внешнее поведение,
но и на более тонком уровне, например, «защитник», «добытчик», «кормилец», и т. п. Некоторые роли относятся к одному из партнеров, некоторые — к обоим (например, каждый может защищать друг друга по-своему).

 

Самооценивание

 

Заполните таблицу, оценив свои сильные и слабые стороны в исполнении ролей. Если у вас еще нет отношений, подумайте, какие роли у вас бы получалось выполнять хорошо, какие — нет (вы можете записать сюда и то, что вы хотите найти человека с аналогичным представлением о ролях).

 

Сильные стороны Слабые стороны
   

 

Теперь, основываясь на этой таблице и на других знаниях, полученных
во время урока, запишите до трех целей в «План действий» (Итоговое задание № 1 на с. 82).


Урок 3
Общение и решение конфликтов

 

Здоровое общение

Четыре способа общения

1. Действия: «что мы делаем».

2. Слова: «что мы говорим».

3. Интонация: «как мы говорим».

4. Невербальное общение и внешность: мимика, жесты, одежда.

Здоровое общение

Определение. Здоровое общение — это общение, при котором два человека могут выразить друг другу свои потребности и желания с вниманием и уважением, признавая индивидуальность и свободу выбора партнера.

Нездоровое общение

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………      

 

Что мешает общению

 

Мы часто используем приемы, перечисленные ниже, когда отвечаем человеку, поделившемуся проблемой. Такие действия мешают общению, потому что вынуждают собеседника защищаться или прекращать разговор. Даже такие «позитивные» действия, как «совет» или «одобрение», мешают общению, потому что провоцируют человека говорить то, что вам понравится или вас успокоит, а не то, что он действительно чувствует или думает.

 

Действия, мешающие общению

Действие Цель Пример
Указание Говорить, что он/она должен сделать. «Ты должен…», «Тебе следует…»
Угроза Запугивать, объясняя, что случится, если человек поступит так или иначе. «Если ты сделаешь это, будет вот что…», «Лучше делай, как я сказал, а то…»
Ссылка на свой опыт (автобиография) Ссылаться на свой опыт, чтобы объяснить, что хорошо/плохо для другого человека. «Когда я был брахмачари, мы жили более аскетично».
Совет Утверждать, как лучше всего поступить другому человеку. «Да брось ты эту учебу», «Тебе лучше всего…»
Проповедь Ссылаясь на принципы сознание Кришны, утверждать, как лучше поступить другому человеку. «Мальчики не плачут», «Прабхупада хотел, чтобы мы…»
Толкование Объяснять причины происходящего. «Ты на самом деле хочешь привлечь их внимание», «Это значит, ты совершаешь оскорбления»
Оценка Оценивать сообщение партнера. «Какой ужас!», «Не беспокойся!»
Одобрение Соглашаться с партнером. «Ты совершенно прав…», «Да, именно это и происходит»
Неодобрение Не соглашаться с партнером. «Нет, неправда», «Ты говоришь глупости»
Критика, оскорбления Обвинять человека в том, что он/она говорит или делает, вешать ярлыки. «Это случилось, потому что ты — глупец»
Высмеивание Смеяться над человеком, нередко с сарказмом. «Да, правильно, разводись, бросай работу и иди в храм — ты же чистая преданная!»
Допрос Выуживать информацию из другого человека. «Когда?» «Где?» «Почему?», «Какие у тебя отношения с матерью?»

Правила для говорящего

1. Говорите за себя. (Не надо читать чужие мысли!)

2. Не говорите без остановки.

3. Останавливайтесь после каждой высказанной идеи, и дайте слушающему перефразировать то, что вы сказали.

4. Если слушающий неверно вас понял, скажите, в чем именно.

Правила для слушающего

1. Сосредоточьтесь на речи говорящего. (Не надо сразу обдумывать возражения).

2. Перефразируйте то, что услышали. («Как я услышал/а, …», «Как я понял/а, …».)

3. Пересказав фразу, уточните: «Верно ли я понял/а?»

Замена жалоб на просьбы

 

Всем: и супругам, и родителям, и детям — трудно спокойно отвечать на жалобы, особенно если в них есть скрытое сообщение, например: «спаси меня от этих страданий». Мы можем облегчить их задачу и вести себя более искренне, открыто
и честно сказав им, чего хотим. Дайте им шанс свободно выбрать ответ.

 

В левой колонке таблицы запишите несколько распространенных жалоб. В соответствующем окне справа укажите, какая адекватная просьба могла бы соответствовать этим жалобам. Сделайте так, чтобы у человека был выбор, согласиться или нет. В первых двух строках приводится пример выполнения упражнения.

 

Жалоба Просьба
В комнате ужасный бардак! Не мог бы ты прибраться в комнате, прежде чем пойдешь в школу?
Дорогой, наш сын вообще тебя не видит. Ты вечно проводишь время с друзьями. Дорогой, сыну бы очень помогло, если бы ты приходил домой пораньше и каждый день проводил с ним немного времени. Сможешь ты это устроить?
   
   
   

 

Неконструктивное поведение

Она. Вот твой тост, дорогой…

Он. Похоже, он подгорел!

Она. Не подгорел, а аппетитно зажарился!

Он. Я бы даже сказал, обуглился!

Она. Ну да, я тут, как рабыня, кручусь, чтобы приготовить завтрак и собрать всем с собой обед, а ты расселся и жалуешься на свой тост!

Он. Думаю, ты просто неорганизованная. Посмотри, во всем доме бардак! Ты весь день дома. Могла бы навести порядок.

Она. Ты же пальцем не пошевелил, чтобы мне помочь!

Он. Смешно! Я работаю с утра до ночи, чтобы тебе было, на что жить!

Она. И зарабатываешь три копейки.

Он. Да ты просто материалист!

Она. Это я материалист? На себя посмотри, и на свой новый телевизор
во всю стену
!!!

 

Конструктивное поведение

 

Она. Вот твой тост, дорогой…

Он. Да он, похоже, подгорел!

Она. Не подгорел, а аппетитно зажарился!

Он. Я бы даже сказал, обуглился.

Она. Ну да, я тут, как рабыня, кручусь, чтобы приготовить завтрак и собрать всем с собой обед, а ты расселся и жалуешься на свой тост!

Он. Думаю, ты просто неорганизованная. Посмотри, во всем доме бардак! Ты весь день дома. Могла бы навести порядок.

Она. Когда ты меня критикуешь, а я столько делаю для семьи, то я чувствую, что мой труд не ценят. («XYZ-сообщение».)

Он. Ты не чувствуешь, что я ценю твой труд… Правда? (Активное слушание.)

Она. Да, особенно то, что я делаю для семьи…

Он. Я ценю то, что ты делаешь. Просто мне хотелось бы, чтобы ты лучше организовывала кое-какие домашние дела.

Она. Понимаю. Ты хочешь, чтобы кое-что было лучше организовано. Может, будешь помогать мне готовить завтрак?

Он. Давай выберем время и поговорим, как разделить домашние обязанности.

Она. Хорошая идея!


 

«Фильтры» в общении

 

«Фильтры» — это все, что мешает нам общаться. Когда переданное сообщение не равняется полученному, это признак того, что вмешался какой-то фильтр.

 

Есть два аспекта общения.

 

1. Намерение — то, что говорящий хотел передать.

2. Влияние — то, что получил слушающий.

В правильном общении Намерение = Влияние.

 

1. Часто, «намерение» не равняется «влиянию».

2. Как правило, это фильтр искривил сообщение. «Фильтры» — это все, что мешает нам общаться.

3. Фильтры могут быть как со стороны говорящего, так и со стороны слушающего.

 

Виды фильтров

 

1. Невнимательность — трудно слушать или говорить, шум вокруг, сильная усталость.

2. Эмоциональное состояние — человек слишком зол, расстроен, счастлив и т. д.; плохое настроение, негативные эмоции.

3. Убеждения и ожидания — например, вы убеждены, что человек хочет вас обидеть, если поднимает голос, или, что ему безразлично ваше мнение, если он молчит в то время, как вы говорите.

(a) Предвзятое подтверждение — окружающие ведут себя именно так, как мы ожидаем, потому что мы сами влияем на их поведение.

(b) Негативное толкование — иногда мы относимся к людям хуже, чем они того заслуживают; в результате люди вынуждены защищаться.

4. Разный стиль общения — у каждого из нас свой стиль: многословный или спокойный, более или менее эмоциональный, кто-то любит театральность, а кто-то недосказанность.

5. Самозащита — люди скрывают свои подлинные желания или беспокойства из страха быть отвергнутым


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.314 с.