Закон Кармы в эволюции человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Закон Кармы в эволюции человека

2019-05-27 130
Закон Кармы в эволюции человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закон Кармы — это один из Законов Космоса, вне сферы действия которых нет ни одного явления, ни одного объекта, ни одного существа. Слово карман, от которого произошло название закона, на санскрите имеет ряд значений, а именно: деятельность (работа), действие, обязанность, судьба, — каждое из которых выявляет один из аспектов этого всеобъемлющего закона. Однако лучшим смысловым эквивалентом является его название как «закона причинности», т. е. утверждение причинно-следственной зависимости (в самом широком смысле) всех явлений, имеющих место в Космосе.

Конечный разум не в состоянии проследить практически неисчислимые причинно-следственные связи безграничного Космоса, поэтому попытка охватить Закон Кармы во всей его глубине и полноте — задача невыполнимая для человеческого интеллекта. Однако это не лишает нас возможности понять определенные аспекты этого закона.

Первый из них формулируется так: существовать — это значит действовать. Иными словами, бездеятельное существование невозможно. Это утверждение, по-видимому, достаточно очевидно. Однако осознание его глубокого смысла приводит к пониманию, что вопреки повседневной очевидности Космос — это закономерно связанное и гармонично действующее целое.

Второй, столь же всеобъемлющий аспект представляет собою Утверждение, что благодаря деятельности видоизменяется существование. Кажущаяся тривиальность этого утверждения тем не менее в строгом применении к человеку трансформируется в основной закон образования судьбы: каждый человек — творец своей Кармы, т.е. той деятельности, которая наполняет его существование. Все, что с человеком происходит в настоящее время, и все, что с ним будет происходить в будущем, — это следствие его собственной деятельности в прошлом и настоящем, деятельности в мыслях, словах и поступках.

Отсюда возникает стремление понять Закон Кармы как закон возмездия. Это очень зауженное понимание, так как с учетом смысла Эволюции, вечного процесса совершенствования, понятие «возмездие» вытесняется понятием «руководства» или «урока», ведущего к Истине. Признание Закона и стремление к его глубокому осознанию могут иметь место только при его проявлении через наслаждения и страдания — наиболее мощные стимулы всей деятельности человека. Однако, будучи осознан, Закон Кармы приведет человека к самодисциплине, к ускорению его эволюции, к поиску выхода из состояния страдания.

Остановимся на вопросе о соотношении «предопределения», формируемого Законом Кармы, и «свободы воли» человека. Противоположение этих понятий только кажущееся. На самом деле это понятия, дополняющие друг друга. Предопределение действует лишь там, где не проявлена воля (например, из-за ее слабости или из-за нежелания ее проявить). Люди могут изменять предопределение, конечно, в пределах возможности своей воли. О «свободе» воли не может идти речь, если она слаба или просто не проявлена, например из-за страха или неправильной оценки последствий. Заметим, что «свободная воля» долгое время руководствуется не Знанием, а личным желанием, что на самом деле свидетельствует о ее «несвободе» и ведет к укреплению кармических цепей. Лишь Мудрость, открывающая Знание Высшей Воли, т.е. манифестаций Единого Закона Космоса, делает человека поистине свободным.

Ранее, в разделе 1.6.7, мы уже провели достаточно широкое обсуждение Закона Кармы, в частности рассмотрели различные виды Кармы и механизм действия сил, формирующих судьбу человека. Здесь в заключение еще раз остановимся на одном практически важном моменте, имеющем прямое отношение к метафизическому обоснованию целесообразности следования законам общечеловеческой морали. Как обстоит дело, когда действие или даже не высказанная вслух мысль направлены в адрес другого человека? Как в этом случае формируется судьба человека-деятеля?

 Любое действие и слово проявляют предшествующую им мысль (а также эмоцию и волевой акт). Мысль представляет собою определенную вибрацию в ментальной субстанции (эмоция — в астральной). Именно эта вибрация, адресованная человеком самому себе, побуждает его к совершению действия или высказыванию. Если же она направлена к другому человеку, то в зависимости от содержания она будет стремиться побудить к соответствующему действию адресата или людей, его окружающих.

Независимо от того, реализовался или нет помысел, представленный в этой вибрации, однажды она — подчеркиваем это — возвращается к пославшему ее. Это происходит неизбежно (хотя может значительно задержаться во времени). Вернувшись же, мысль «постарается проявиться» в судьбе ее создателя. Хорошо, если она имела доброжелательное содержание, и плохо, если несла зло, так как, пройдя в пространстве, она могла усилиться себе подобными вибрациями, и ее создатель «получит сторицей».

Отметим, что люди со слабым звучанием совести (т. е. с малоразвитым Высшим Манасом), узнав о том, что сам человек виноват в своих бедах, находят в Законе Кармы оправдание своему равнодушию к страданиям других людей. Им следует избавиться от такого «обоснования», поняв, что их встречи со страдающими предопределены их же Кармой, т. е. не случайны и, очень вероятно, даны им для компенсации ранее совершенного зла. Проявив равнодушие, человек не только не использовал эту возможность, но и ухудшил дополнительно свою Карму, так как равнодушие окружающих при будущих его страданиях получит поддержку от данного случая. Впрочем, это будет способствовать пробуждению в нем сострадания.

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Итак, мы познакомились с Семью Принципами Человека, с их соотношением с Семью Космическими Планами Сознания и Бытия, со становлением человека как «вида» или как представителя Седьмого Царства Жизни, с Законом Кармы, движущим человека по ступеням Эволюции. Все это, хотя и обрисованное лишь легкими штрихами, все же позволяет понять, что эзотерическая доктрина усматривает смысл человеческой жизни — обратим на это еще раз внимание — в постоянном расширении сознания, цель которого — достижение Плана Единого.

Встает вопрос, что же Древняя Мудрость говорит о путях достижения этой цели. Подробные наставления в этом являются предметом Йоги (которая имеет много ветвей, отличающихся друг от друга методологически и включающих в себя как эзотерические, так и экзотерические ступени), а также некоторых Учений, которые, будучи созвучны Йоге, тем не менее так не называются, но тоже состоят из открытой, общедоступной и подготовительной ступени и Сокровенного Слова, сообщаемого при Посвящении Каждому, преуспевшему на путях, указанных в открытой части. Ниже обсуждается ряд положений, общих для всех Учений.

Знание Закона Кармы дает ключ к нахождению Пути. «Существование — это деятельность», — гласит, как мы знаем, Закон. Тем более совершенствование, расширение сознания может иметь место лишь при деятельности. Почему мы воплощены здесь, именно в этих условиях, в этих действиях окружающей среды? Только потому, что наши действия согласуются с действиями данной среды. Чтобы «подняться» или «опуститься», достаточно изменить собственные действия. «Если, существуя в известной среде, — говорит Брахмана Чаттерджи (5, с. 92), — мы изменим наши действия сообразно с той средой, в которую мы стремимся, мы будем перенесены роковым образом, силою вещей в эту новую среду». И далее он приводит известную древнеиндийскую аналогию: «Если рыба, которая находится — благодаря своей прежней деятельности — на известной глубине, изменит свой воздухоносный пузырь соответственно глубине, в которую стремится, она будет унесена роковым образом, силою вещей (в данном случае силою тяжести) в эту новую глубину».

Но деятельность деятельности рознь. Критерий правильности деятельности определяется опять же смыслом жизни, ее целью, т. е. достижением Плана Единого. Чтобы дойти до цели, реализовать Единство, прежде всего необходимо уничтожить разъединение, обусловленное эгоизмом, инстинктом обособления. Вибрации эгоистического уровня не позволяют сознанию подняться к восприятию вибраций Высших Планов, лишенных разъединения. Когда сожжен эгоизм, встает еще ряд задач, но опыт первой победы облегчает и их решение.

Эгоизм как морально-этическая характеристика сознания человека — это обращенность сознания на низшее Я, подчиненность сознания требованиям этого низшего Я, т. е. множеству желаний и страстей, порождаемых низшими Принципами человека, содержащими все наследие животного мира и полных интеллектуальных заблуждений. Сыграв свою положительную роль в формировании самосознания человека, эгоизм превратился в цепи или плотные покрывала, удерживающие сознание в сфере вибраций низших Планов силою желаний и страстей.

Поэтому Путь совершенствования — это деятельность бескорыстная, лишенная честолюбия, гасящая желания (не сковывающая, а именно гасящая или выжигающая их силой самого же сознания), возвышающая чувства (не тушащая их, как это иногда утверждается в ошибочных комментариях к Йоге, а очищающая и облагораживающая), пробуждающая в душе человека самоотреченность во имя общечеловеческих ценностей, во имя Общего Блага.

Эгоизм — это следствие авидья, т. е. неведения того факта, что мы составляем Одно со всем. Это неведение уничтожается по мере расширения сознания, по мере его проникновения в сферу вибраций Буддхи.

Человек отличается от животного и животное от растения только ступенью своего сознания. Вибрация Единого, всегда неизменная, присутствует везде и во всем, и вся Эволюция Космоса — это выявление скрытого Присутствия все более в ярком и чистом виде, продолжающееся до тех пор, пока оно не станет главенствующим, все объединяющим аспектом Бытия.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем главное: путь к совершенству — это деятельность, пронизанная стремлением избавиться от эгоизма и желания. Любая другая деятельность сопровождается накоплением сил, действующих на низших Планах и, естественно, здесь же и удерживающих человека. Однако мало кто всецело отдает себя деятельности, не руководствуясь при этом определенными желаниями. Поэтому большинству людей кажется, что активная деятельность всегда инициируется желаниями. Трудно преодолеть это убеждение ссылкой на авторитет или путем размышления и волевых решений, принятых в результате таких размышлений. Обычно это длительный процесс самовоспитания, включающий в себя не только углубленные размышления о проблеме, но и попытку практической реализации, вживания в роль «незаинтересованного» деятеля, одновременно отдающего все силы исполнению своей работы и имеющего на эту работу как бы! взгляд со стороны. Изредка встречаются люди, для которых все вышесказанное является самоочевидной истиной, открытой им от рождения, — эти люди обладают сознанием, проникающим на План Буддхи. В качестве руководства по самовоспитанию, наиболее соответствующего современным условиям, можно рекомендовать Агни-Йогу. Разумеется, действенны и многие другие Учения, но, как правило, они требуют условий, доступных далеко не всем.

Несколько слов о «Пути религиозного чувства», так как эзотерическая доктрина признает действенность этого пути, хотя именно ее Адептам принадлежит наиболее серьезная критика и обоснование несостоятельности догматов современных мировых религий. Так, отмеченная выше трудность для большинства людей в очищении своей деятельности от эгоистического элемента, и прежде всего от желания, проистекает из трудности перевода отвлеченного, теоретического обоснования необходимости этого очищения, содержащегося в Законе Кармы, в практическую плоскость ежедневной жизни. Для этого нужна определенная ментальная ориентированность, навык установления связей между абстрактным размышлением и выводом, с одной стороны, и конкретной деятельностью — с другой. В этом отношении путь религиозного чувства имеет несомненные преимущества, особенно если человек с детства получает соответствующее воспитание. Высокая абстракция Закона Кармы заменяется Волей Божьей, причем Бог обычно осознается как личность, что для ума ребенка или взрослого человека, не склонного к философскому размышлению, вполне доступно. Далее, высокая абстракция Плана Единого заменяется его высочайшим проявлением — Сыном Божьим. «Я есмь путь», — говорит Он, и далее необходимо лишь сердечное чувство, чтобы следовать Заповедям Идеала, принявшего понятный, человеческий облик.

«Посвящая себя искренне служению Христу, Будде или иному Учителю, верный ученик уничтожает в себе эгоизм. Он больше не работает для себя, не думает о себе. Он действует всегда из любви к своему божественному Идеалу. И, действуя таким образом, трудится безошибочно для самого Бога, для Единого. Ибо совершенный человек, Христос, Будда или Кришна, не имеет иных интересов в жизни, кроме интересов всего мира, не имеет иной воли, кроме «Воли Отца».

 Следуя по пути религиозного чувства, мы работаем всегда для мирового дела, для Бога, только не непосредственно, а из любви к олицетворенному Идеалу. И этот Идеал доступен всем; нетрудно удержать свой внутренний взор устремленным всегда на Божественного Учителя, который представляет собою самого дорогого друга для преданного сердца... Жизнь любящего ученика превращается в жизнь труда и блаженства: он трудится, не думая об усталости, он жертвует собою, никогда не затемняя света своей души мыслью о себе самом. Деятельность помогает его росту, бескорыстие очищает его сердце».

Так писал еще в начале XX века автор Сокровенной религиозной философии Индии (5, с. 104). К сожалению, в современном обществе и этот путь оказывается малоэффективным, а следование ему встречает остракизм со стороны значительной части людей и, что не менее плохо, сопровождается усвоением ложных догматов, давно укоренившихся в мировых религиях.

СЕМЬ КРУГОВ МОНАДЫ

МОНАДА

Выше отмечалось, что Эволюция Космоса — это постепенное раскрытие в Вечности беспредельной глубины Абсолютной Реальности, Единого Принципа, Невыразимого и Непознаваемого в своей абсолютности для Сознания, обусловленного Временем и Пространством проявления. Проходя через бесчисленные дифференциации, агломерации и последующие растворения-диссоциации, первичная субстанция сначала погружается в материальность — состояние наиболее плотных и громоздких форм, а затем возвращается снова в духовность — состояние, лишенное форм, телесности, разделенности, — чтобы быть полностью поглощенной в He-Бытии» «которое есть Абсолютное Бытие» и по прошествии которого все повторяется, начиная с ранее достигнутой точки, и так в Вечности.

Первичная субстанция — Свабхават буддистов, охватывающий своим высшим аспектом Мулапракрити и Прадхану, а своим низшим аспектом — Акашу и ее до-Вселенскую предтечу, эзотерическое название которой не Разглашается, но которая иногда называется Водой, как это делается, Например, в Риг-Веде.

Единство Бытия, конечно, должно, хотя бы в незримой для нас форме, присутствовать — как основа — во всем этом бесконечном циклическом процессе. Его носителем или выражением является Монада, или Джива — Божественная Жизнь. Монада — это та Единица, которая стоит за всеми изменениями и всеми формами Свабхават и которая наследует все достижения эволюции каждой из форм.

Что же можно сказать о ее сущности? Прежде всего необходимо учитывать, что она имеет (1) абсолютное представление, пребывающее в Вечности, и (2) представление обусловленное, соответствующее различным этапам ее Эволюции. В первом смысле Монада, или Джива, «даже не может быть названа Духом; это есть Луч, Дыхание Абсолюта или, скорее, сама АБСОЛЮТНОСТЬ» (1, с. 309).

Таким образом, Монада, рассматриваемая как Единая, стоит выше Первого Космического Принципа — Логоса. Рассматриваемая как Триада (Отец — Матерь — Сын, где Сын — это проявленный Космос), «она непосредственное, лученосное порождение указанной сложной Единицы», т.е. эманация Логоса, включающая в себя «искру Абсолюта» (1, с. 716). Поэтому в проявленном Космосе Монада, будучи эманацией и отражением Логоса, подобно последнему, участвует в бесконечных делениях, последовательно проходя все Космические Планы Бытия. Именно в этом смысле утверждается, что семь Высших Дхиани-Будд (Анупадака) являются первоначальными Монадами из Мира Арупа — Мира Бестелесного Бытия (1, с. 713), и что Монады суть Души Атомов (до нисхождения Атомов в чисто земную форму), т. е. тех Атомов, в которые облекаются Дхиан-Коганы (Боги), когда им нужна форма (1, с. 775). По этой же причине утверждается, что «Боги и Монады древних — от Пифагора до Лейбница — и Атомы настоящих материалистических школ (в том виде, как они заимствованы ими из теорий древних греческих атомистов) являются лишь составной величиной или величиной, развивающейся подобно человеческому строению, которое начинается с тела и кончает Духом. В Оккультной Науке они могут быть изучаемы отдельно, но они никогда не будут поняты, если не будут рассматриваться в их взаимных соотношениях на протяжении их жизненного цикла и как Общемировое Единство во время Пралайи» (1, с. 766).

«...Каждая частица, или атом, Пракрити содержит Дживу (божественную жизнь) и является Шарира (телом) той Дживы, которую он содержит. В то время как каждая Джива в свою очередь есть Шарира Высочайшего Духа», т.е. Парабрахмана (1, с. 650).

Монада — «та однородная искра, которая сверкает в миллионах лучей от Первоначальных Семи (Дхиани-Будд)... Это есть ИСКРА, ИСШЕДШАЯ ИЗ НЕСОТВОРЕННОГО ЛУЧА, — тайна» (1, с. 713).

Монада, или Точка, есть Начало и Единица... Эта Точка — Первичная Причина, но ТО, от чего она исходит, или, вернее, чье выражение она составляет, — Логос, — обходится молчанием» (1, с. 527).

«...Монада, рожденная от природы и самой сущности «Семи» (ее высочайший принцип становится тотчас же заключенным в Первом Космическом Элементе)[49], должна выполнять свое семеричное вращение через весь Цикл Бытия и Форм, от высочайшей и до низшей, и затем снова от человека и до Бога. На пороге Паранирваны она снова принимает свою первичную Сущность и становится еще раз Абсолютом» (1,с. 186).

...Духовная Монада Едина, Всемирна, Беспредельна и Неделима, Лучи которой тем не менее образуют то, что в неведении нашем называем «Индивидуальными Монадами»; так и Минеральная Монада — будучи на противоположной дуге круга, — также едина, и от нее происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать как индивидуализированные» (1, с. 233).

«Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в животных доходит почти до (предельной) точки». Минеральная, Растительная, Животная Монада — это последовательные стадии эманирования конкретного из абстрактного. И все эти термины «просто означают, что волна прилива духовной эволюции проходит через ту или иную дугу своего круговращения. «Монадическая Сущность» начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные; именно Духовное Естество, оживляющее их в стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду — неатомистическая агрегация, являющаяся только проводником и субстанцией, через которую вибрируют низшие и высшие степени разума» (1, с. 234).

Конкретное рассмотрение участия Монады в эволюционном процессе (чему и посвящена данная глава) позволит глубже раскрыть смысл этого понятия. Определенная «трудность языка встречается в описании «стадий», через которые проходит Монада, — отмечает Е.П. Блаватская (1, с. 229). — С метафизической точки зрения, конечно, нелепо говорить о «развитии» Монады или сказать, что она становится «человеком». Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка... повлекла бы такое число повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности. Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру, или плану, и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению».

В Космосе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Упадхи. Каждое Упадхи имеет свою эволюционную схему, тесно переплетенную с двумя другими и служащую для Монадической, Умственной или Физической Эволюции (1, с. 236). Таким образом, Монада — носитель Духовного Света, Разум — звено, связывающее этот Высший Свет с Физической Природой, которая сама — сфера и средство развития индивидуального сознания и основание для выявления мощи Единого. Монада — это инструмент, с помощью которого Абсолют запечатлевает свой Свет на всех формах.

Прежде чем переходить к описанию эволюционной схемы, утверждаемой эзотерической доктриной, мы приведем фрагмент Писем Махатм, которые уже упоминались во Введении. Данный фрагмент взят из письма, относящегося к 1882 году; в нем обсуждается сложность объяснения эзотерического мировоззрения европейскому ученому. Нам кажется, что содержание этого письма снимет ряд вопросов, обычно возникающих при первом знакомстве с глубокими оккультными концепциями, к числу которых относится концепция «монадической эволюции».

ПИСЬМО МАХАТМЫ

«...Но прежде, чем я отвечу на ваши вопросы и объясню далее наши доктрины, я должен предпослать моим ответам длинное введение. Прежде всего и снова привлекаю ваше внимание на непомерную трудность нахождения соответствующих терминов в английском языке, которые могли бы передать образованному Европейскому уму хотя бы приблизительно правильное понятие различных предметов, которые мы затронем. Чтоб иллюстрировать мою мысль, я подчеркну красным технические слова, принятые и употребляемые вашими учеными, которые абсолютно вводят в заблуждение не только когда применяются к таким трансцендентальным предметам, как здесь, но даже когда употребляются ими самими для их собственных систем мышления.

Чтобы понять мои ответы, вы прежде всего должны рассматривать вечную субстанцию, Свабхават, не как составной элемент, называемый вами дух-материя, но как один элемент, для которого Запад не имеет названия. Он пассивен и активен, чисто духовная субстанция в своем абсолютном абсолютизме и покое; чистая материя в ее конечном и условном состоянии — как бы невесомый газ или великое неизвестное, которое наука удостоила назвать Силою. Когда поэты говорят о «безбрежном океане Неизменяемости», мы должны рассматривать это определение как забавный парадокс, раз мы утверждаем, что нет такого понятия, как неизменяемость, по крайней мере в нашей Солнечной системе. Неизменяемость, говорят теисты и христиане, «есть свойство Бога», и потому они награждают этого Бога каждым непостоянным и изменчивым свойством и качеством, познаваемым и непознаваемым, и думают, что они разрешили неразрешимое и превратили круг в квадрат. На это мы отвечаем, если бы то, что теисты называют Богом, а наука — «Силою» и «Потенциальной Энергией», лишь на секунду стало бы неизменяемым, даже во время Маха-Пралайи, период, когда, как говорят, даже Брахм, творящий зодчий мира, погружается в Небытие, тогда не могло бы быть Манвантары и Пространство одно царствовало бы в бессознании и величии вечности времен. Тем не менее Теизм, говоря о неизменяемости неизменности, не более нелеп, нежели материалистическая наука, рассуждающая о скрытой, потенциальной энергии» и о неуничтожаемой материи и силы. Что должны мы предполагать как неуничтожаемое? Есть ли это нечто невидимое, которое движет материю, или же энергия движущихся тел? Что знает современная наука о врожденной силе или силах, причине или причинах движения? Как может существовать такая вещь, как потенциальная энергия, энергия, имеющая скрытую, недействующую мощь, раз она есть энергия только тогда, когда она двигает материю, и, если бы она когда-либо прекратила двигать материю, она перестала бы существовать, а вместе с нею исчезла бы и сама материя? Разве «Сила» является более удачным термином? Около 35-ти лет тому назад д-р Мейер предложил гипотезу, ныне принятую как аксиома, что сила, в понятии, придаваемом ей современной наукой, так же как и материя, неуничтожаема, то есть, когда она перестает выявляться в одном виде, она все же существует и лишь перешла в какой-то другой вид. Тем не менее ваши ученые не нашли ни одного момента, когда одна сила превращается в другую, и г-н Тиндаль возражает своим противникам, что «ни в каком случае сила, производящая движение, не уничтожается или изменяется во что-либо другое». Больше того, мы обязаны современной науке новым открытием, что существует количественное соотношение между динамической энергией, производящей нечто, и этим проявлением «нечто». Без сомнения, существует количественное соотношение между причиной и следствием, между суммой энергии, употребленной на разбитие носа своему соседу, и повреждением, причиненным этому носу; но это ни на йоту не разрешает тайну того, что им угодно назвать соотношениями, это легко может быть доказано (основываясь на авторитете самой науки), что ни движение, ни энергия не уничтожаемы и что физические силы ни в коем случае и никоим способом не превращаемы одна в другую. Я проэкзаменую их в их же фразеологии, и мы увидим, рассчитаны ли их теории так, чтобы служить преградою нашим «ошеломляющим доктринам». Готовясь предложить учение диаметрально противоположное, только справедливо, чтобы я очистил почву от научного мусора, иначе то, что я должен сказать, упадет на загроможденную почву и произрастит лишь плевелы. «Эта потенциальная и воображаемая материя prima не может существовать безформы», — говорит Релей, и он прав в том, насколько материя prima науки существует лишь в их воображении. Могут ли они сказать, что всегда то же количество энергии двигало материю Вселенной? Конечно, нет, пока они учат, что, когда элементы материального космоса, элементы, которые должны были вначале проявиться в своем простом, несоединенном, газообразном состоянии, начали сочетаться, сумма энергии, движущей материю, была в миллион раз больше, нежели теперь, когда наша планета охлаждается. Куда же исчезла та теплота, которая была порождена этим страшным процессом создания мира? В незанятые области пространства, отвечают они. Прекрасно, но если она исчезла навсегда из материального мира, а энергия, действующая на земле, никогда и ни в какое время не была одна и та же, то как же могут они пытаться утверждать «неизменное количество энергии», этой потенциальной энергии, которую предмет может иногда проявлять, СИЛЫ, которая переходит от одного предмета на другой, порождая движение, и которая тем не менее «неуничтожаема и неизменяема в нечто другое»? Нам отвечают: «Но мы все придерживаемся ее неуничтожаемости; пока она остается связанной с материей, она никогда не может перестать существовать, уменьшиться или увеличиться». Посмотрим, так ли это. Я бросаю вверх кирпич каменщику, который занят постройкой крыши храма. Он ловит его, прикрепляет к крыше. Никакая естественная сила не могла бы теперь сдвинуть его, потому он больше не обладает потенциальной энергией. Движение и динамическая энергия подымающегося кирпича абсолютно уничтожены. Другой пример из их собственных руководств. Стоя у подножия холма, вы стреляете из револьвера вверх, пуля застревает в трещине скалы на этом холме. Никакая естественная сила не может сдвинуть эту пулю в продолжение неопределенного периода времени, и, таким образом, пуля, так же как и кирпич, потеряла свою потенциальную энергию. «Все движение и энергия, которые были взяты от подымающейся пули силою притяжения, абсолютно уничтожены, никакое другое движение или энергия не следуют, и притяжение не получило увеличения энергии». Что же, разве не верно, что энергия неуничтожаема?1 Каким же образом тогда ваши большие авторитеты учат, что «ни в каком случае сила, производящая движение, не уничтожается или не изменяется в нечто другое»?

Я вполне предвижу ваш ответ и даю вам эти иллюстрации, чтобы показать, как сбивчивы термины, употребляемые учеными, как шатки и недостоверны их теории и в конечном итоге как неполны все их учения. Еще одно возражение, и я закончил. Они учат, упиваясь специфическими названиями, что все физические силы, такие, как тяготение, инерция, сцепление, свет, теплота, электричество, магнетизм, химическое сродство, могут быть превращены одна в другую. Если так, то сила производящая должна прекратить свое существование, как только сила, порожденная ею, проявилась. «Летящее ядро движется лишь врожденной ему силою инерции». Когда оно ударяется, оно производит теплоту и другие следствия, но его сила инерции нисколько не уменьшилась. Потребуется столько же энергии пустить его снова с такой же скоростью, как и раньше. Мы можем повторить процесс тысячу раз, и, пока количество материи остается тем же, сила его инерции останется количественно той же. То же самое и в отношении тяготения. Метеор падает и порождает теплоту. Тяготение — причина этого, но сила тяготения на упавшее тело не уменьшилась. Химическое сродство притягивает и держит частицы материи вместе, столкновение их порождает теплоту. Перешло ли первое в последнее? Нисколько, ибо мы видим вновь взаимное притяжение частичек после их нового разъединения, и это доказывает, что химическое сродство не уменьшилось, ибо оно будет держать их так же крепко, как и раньше. Теплота, говорят они, порождает и производит электричество; тем не менее они не замечают уменьшения тепла при этом процессе. Электричество производит теплоту, говорят нам. Электромеры показывают, что электрические токи, проходя через какой-нибудь жалкий проводник, скажем платиновую проволоку, нагревают ее, и опять — то же количество электричества, нет потери его, нет уменьшения. Что же тогда превратилось в теплоту? Опять сказано, что электричество порождает магнетизм. Передо мною на столе стоят несколько примитивных электромеров, у которых ученики целый день приходят восстанавливать свои нарождающиеся силы. Я не нахожу ни малейшего уменьшения в количестве собранного электричества. Ученики намагнетизированы, но их магнетизм, или, вернее, магнетизм их жезла, не есть то самое электричество под новым аспектом. Так же как пламя тысячи свечей, зажженных от пламени Фо лампы, не будет пламенем этой лампы. Потому если в изменчивых сумерках современной науки мы видим следующую аксиомную истину — «что во время жизненного процесса происходит лишь превращение, но никогда не рождение материи и силы...», — то для нас это лишь пол-истины. Это не превращение и не нарождение, но то, для чего наука еще не имеет определения.

Может быть, теперь вы лучше подготовлены понять трудность, с которой нам приходится сталкиваться. Современная наука наш лучший союзник. Несмотря на это, обычно эта самая наука употребляется как орудие, чтобы разбить ею наши головы. Во всяком случае, вы должны запомнить: а) что мы признаем лишь единый элемент в природе (духовный либо материальный), вне которого не может быть природы, ибо он есть сама Природа[50], и который, как Акаша, напитывает нашу Солнечную систему; каждый атом, будучи частью ее, наполняет пространство и есть само пространство в действительности, и которое пульсирует, как бы в глубоком сне, во время Пралай, и как мировой Протей — вечно действенная природа — во время Манвантар; в) что, следовательно, дух и материя едины, будучи лишь дифференциациями в состояниях, но не в сущностях, и что греческий философ, утверждавший, что мир есть огромное животное, проник в символическое значение Пифагоровой монады... и это далеко опережает всех ученых настоящего времени; что наши понятия о «космической материи» диаметрально противоположны представлениям западной науки. Может быть, если вы запомните все это, нам удастся передать вам хотя бы элементарные аксиомы нашей эзотерической философии более точно, нежели раньше...

Мне приходится хранить молчание по поводу Дхиан-Коганов; также не могу передать вам тайны, касающейся людей Седьмого Большого Круга. Познание высших фаз человеческого существования на этой планете не может быть достигнуто лишь накоплением сведений. Тома наиболее совершенно составленных сообщений не в состоянии раскрыть человеку жизнь в высших сферах. Нужно приобрести познание духовных фактов путем личного опыта и актуального наблюдения, ибо, как говорит Тиндаль, «непосредственно наблюдаемые факты жизненны, когда же они перекладываются на слова, половина сока из них удаляется».

Не в смысле «Natus», «рожденный», но Природа как сумма всего видимого и невидимого, форм и интеллектов, совокупность известного (и неизвестного), причин и следствий, короче говоря, Вселенная — беспредельная, не сотворенная.

...Люди ищут познания до полного изнеможения, но даже они не ощущают нетерпения помочь своим знанием соседям; отсюда возникает холодность и взаимное равнодушие, которые делают того, кто знает, несообразным с самим собою и негармоничным с окружающей средой. Будучи рассматриваемо с нашей точки зрения, зло значительно больше на духовной, нежели на материальной стороне человека; отсюда моя искренняя вам благодарность и желание направить ваше внимание к такой деятельности, которая будет способствовать истинному прогрессу и достигает более обширных результатов путем превращения вашего знания в постоянное обучение в виде статей и брошюр»[51].

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КРУГИ МОНАДЫ

Подобно предыдущему, этот раздел составлен из фрагментов писем Махатм, а также вопросов их корреспондентов (4). Это даст возможность почувствовать стиль освещения мировоззренческих проблем самими Посвященными.

Эволюции миров не могут быть рассматриваемы отдельно от эволюции всего сотворенного или пребывающих на этих мирах. Ваши принятые представления о Космогонии с точки зрения теологии и науки не способствуют решению вами ни одной антропологической или даже этнологической проблемы, и они встают на вашем пути, как только вы пытаетесь разрешить проблему рас на нашей планете. Когда человек начинает говорить о создании и происхождении человека, он беспрестанно сталкивается с фактами. Продолжайте твердить: «Наша планета и человек были созданы», — и вы вечно будете сражаться с твердыми, несомненными фактами, анализируя и теряя время над пустячными подробностями, не будучи в состоянии охватить всего. Но раз допустить, что наша планета и мы сами не более созданы, нежели эта ледяная гора, которая сейчас передо мною... и что планета и человек являются лишь состояниями на данное время; что их настоящая видимость — геологическая и антропологическая — временная и лишь условность, сопутствующая им на этой стадии эволюции, которой они достигли в нисходящем цикле, — все становится ясным.

Вы легко поймете, что подразумевается под «одним и единым» элементом или принципом в мире — притом андрогинным; Семиглавый змий Вишну Ананда, Наг (змий) вокруг Будды — великий дракон, кусающий своей активной головой свой пассивный хвост, — вечность, из эманации которой возникают миры, существа и предметы. Вы поймете причину, почему первый философ провозгласил ВСЁ — Майя — за исключением этого одного принципа, который спит лишь во время махапралай, «ночей Брахмы»...

Теперь подумайте! Наг просыпается, он испускает тяжелый вздох, и этот последний посылается, как электрический толчок вдоль провода, который окружает пространство. Направьтесь к вашему фортепиано, ударьте в нижнем регистре клавиатуры семь нот нижней октавы — вверх и вниз. Начинайте pianissimo; crescendo от первой клавиши и, ударив fortissimo на последней нижней ноте, возвращайтесь diminuendo, извлекая из вашей последней ноты еле различимый звук — «morendo pianissimo... Первая и последняя ноты представят вам первую и последнюю сферу, в цикле эволюции — наивысшую! Та, которую вы ударили один раз, есть наша планета. Запомните, вы должны изменить порядок на роя<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.