Высочайшая  триада и остальные принципы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Высочайшая  триада и остальные принципы

2019-05-27 132
Высочайшая  триада и остальные принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Второй Космический Принцип, Бесконечный или Мировой Разум, имеет также название Божественный Разум, что подчеркивает глубокое отличие смысла понятия «Разум» в названии Космического Принципа от смысла понятия «человеческий разум». Здесь мы ограничимся замечанием, что современный человек освоил всего лишь одну из первых ступеней беспредельной лестницы, представляющей потенциальную мощь Мирового Разума.

Посвященные, значительно опередившие обычных людей, утверждают, что реальность Мирового Разума (так же как и реальность всех других Принципов) удостоверяема и что это действительно ноумен человеческого сознания. Однако они оговариваются, что конечному Разуму открывается лишь «автоматическая» или «механическая» деятельность Бесконечного Разума. «Произвольная» его часть, столь существенная в деятельности человеческого разума, является всего лишь гипотезой, выводимой ими на основании Закона Аналогий. Проверка этой гипотезы для конечного Разума невозможна, и нет ни одной манифестации, которую можно было бы отнести к его произвольной части.

Но за этой автоматической частью деятельности Мирового Разума стоят все Законы Космоса, так как это «механическое функционирование» приложимо не только к разуму человека, но и ко всем явлениям Космоса. Иными словами, Второй Космический Принцип является ноуменом всех проявлений (манифестаций) Единого Закона или Закона Гармонии.

Резюмируя сказанное о Высшей Триаде, на данном этапе можно подвести следующий итог. Бесконечный Разум, вместивший в себя Высший Свет или Дух Единого Принципа, выявляет свою потенцию как сущность (ноумен) Единого Закона Природы и Сознания при своем вхождении в Упадхи — Мулапракрити. Третий Космический Принцип, являясь вечным и беспредельным, играет роль зеркала, отражающего Высший Свет, и являет собою первое материальное покрывало на Абсолютной Реальности.

Когда рассматривается Высшая Триада, Второй и Третий Космические Принципы воспринимаются как следствие «расщепления» Единого Принципа и выявление им двух деятельных начал, противоположных по своей полярности, в силу чего и способных к взаимодействию. Четвертый Космический Принцип — это как бы вечная модель или прототип такого взаимодействия. Его названия, приведенные в таблице, высвечивают эзотерический смысл этого Принципа, хотя первое из них — Бесконечная или Единая Энергия — благодаря ассоциациям с современным научным толкованием понятия «энергия» маскирует главную особенность Четвертого Космического Принципа — его разумность. С эзотерической точки зрения это качество является естественным, поскольку Мировой Разум есть кьен — причина — Единой Энергии и сообщает или передает ей свою потенцию.

Вторая причина и «родительница» Четвертого Космического Принципа — Мулапракрити наделяет его сродством с более плотными субстанциональными агрегациями-прототипами химических элементов, т.е. сложных материальных форм. Сочетание же этих двух качеств наделяет Единую Энергию функцией связующего звена между Разумом и Материей. Можно сказать, что существование и развитие материальных форм следует законам Природы благодаря тому, что Единая Энергия «знает» эти законы. Развитие же материальных форм до человеческого и более высоких ступеней сознания становится возможным благодаря наличию этой потенции у Единой Энергии.

Современная наука начинает испытывать (пока еще очень слабую) тенденцию к отказу от взгляда на Космос как на случайное и хаотичное сочетание сил. Однако материалистические догмы современного мышления находятся в полном противоречии с догматом эзотерического мировоззрения о разумности Космоса и всей его эволюции. «Чисто механический» характер законов Природы и сил, следующих этим законам, по мнению материалиста от современной науки, не оставляет места для Разума, превращает подобное допущение в ненужную, если не абсурдную, гипотезу. Материалист же от древней эзотерики ссылается на свое знание ноуменов и свое видение проявлений этих ноуменов во всех феноменах Космоса и утверждает, что механистичность видимой стороны действия законов и сил Природы тождественна автоматизму движения ног идущего человека, его реакции на неожиданное прикасание к очень горячему предмету и т. д., т. е. является свидетельством разумности, хотя и относящейся к ее непроизвольной части. Как можно видеть в автоматизме процесса пищеварения или кровообращения свидетельство неразумности и механистичности сил, их осуществляющих, если изменение эмоционального состояния и сопровождающие их мысли, например страха, гнева или горя, влияют на характер этих процессов? Для Адепта эзотерической философии и даже для простого хатха-йогина возможность сознательного управления подобными процессами — убедительное опытно проверяемое подтверждение «подчинения» всех сил и энергий мысли, т. е. свидетельство разумности этих сил и энергий.

Среди физиологических процессов наиболее «энергоемким» является дыхание. Это обстоятельство широко используется в методологии йоги как для сознательного управления движением «жизненной энергии», так и для обратного воздействия этих движений на мышление и эмоции. Однако следует подчеркнуть, что поверх подобных свидетельств разумности энергии достаточно «просветленный» йогин непосредственно видит субстанциональную связь всех проявлений Разума и Энергии. Использование этой связи лежит в основе практического оккультизма.

Таким образом, вся видимая поверхностному взгляду механистичность и случайность проявления сил и законов в бесчисленном многообразии космических движений, согласно утверждению Посвященных, на самом деле представляет собою хотя и безрассудочное, но тем не менее разумное следование этих сил и энергий предначертаниям Единого Космического Закона, воспринимаемого нами как множество Законов Природы. Возможность такого следования обеспечивается потенциальностью Четвертого Космического Принципа — Единой Энергии, или Пре-Космической Воли.

Пятый Космический Принцип — Единый Элемент — является вечной Пре-Космической Материей. Это ноумен всех материальных образований, тот исходный «кирпич», используя который Природа создает все многообразие видимого и невидимого Космоса. Именно этот Космический Принцип по своим функциональным характеристикам и формам выявления соответствует научно-материалистическому представлению о Материи. Хотя, учитывая философское толкование этого понятия материалистами как «начала всего», его следовало бы отождествлять с более высокими Принципами, на самом деле поступать так нельзя, так как сами же материалисты, характеризуя Материю как начало бездуховное, двойственное и противостоящее Сознанию, низводят его до неполноценного аналога Пятого Космического Принципа — Единого Элемента эзотерической философии.

Пре-Космическая Материя является Упадхи Пре-Космической Воли, вне которой ее потенция останется в вечно-пассивном состоянии. Именно по этой причине Материя и Энергия неразделимы: Энергия — кьен Материи, условно говоря, вместе с Мулапракрити является «прародительницей» ее, а Материя — та сфера, вне которой существование Энергии может быть обнаружено только Посвященным.

Сама же Пре-Космическая Материя может раскрыть свою потенцию лишь в сочетании со следующим Шестым Космическим Принципом, ее проводником, носящим название Единой Жизни, или Превышней Души. Отношение к Шестому Космическому Принципу и всем его следствиям, покрываемым понятием «Душа», является, пожалуй, одним из самых показательных критериев принадлежности философской системы к религиозному или научно-материалистическому направлению. Эзотерическая философия и в данном случае занимает позицию, отличную от вышеназванных, синтезируя то позитивное, что содержится в обоих направлениях.

Согласно наиболее распространенным представлениям современной науки, Жизнь — это особая форма существования биологических объектов, причем совокупность последних обычно ограничивается белковыми образованиями. Согласно толкованию большинства религиозно-философских систем, Жизнь — это, наоборот, проявление «идеального», или «духовного», начала, иногда рассматриваемого как «Божественный дар», но всегда полагаемого чем-то противоположным началу материальному. Эзотерическая философия рассматривает Жизнь как Принцип всепроникающий, субстанциональный и духовный, придающий любой материальной форме особую способность «целостной самостоятельности» и превращающий совокупность форм в «самодействующую целостность».

Жизнь любого объекта — атома, минерала, планеты, растения, животного, человека — это деятельность, не сводящаяся к аддитивной сумме сил и движений отдельных частей, составляющих объект. Например, когда животное утрачивает жизнь, оно превращается в труп, представляющий собою ^прежнюю совокупность частей — сумму белковых молекул, молекул жира, клетчатки и т. д., но не только не обеспечивающую «самодействующей целостности», а даже приводящую к разложению, так как деятельность Жизни (в ее химической форме) в каждой части трупа животного не объединена Жизнью или Душой всей совокупности молекул как целого.

Шестой Космический Принцип — Единая Жизнь, или Превышняя Душа, — является ноуменом Космической Жизни, всех ее форм и проявлений. Сферой выявления потенции Превышней Души является следующий, и последний, Седьмой Космический Принцип — Единый Атом (Атом Атомов, Вечный Атом), играющий роль ноумена Космического Прообраза Вселенной. Именно выявление этого Прообраза из его Пре-Космического состояния и есть первая акция Единой Жизни, когда она выходит из своей латентной фазы, что и приводит к «зарождению» Вселенной. Дальнейшее рассмотрение Седьмого Космического Принципа (и всех других) необходимо предварить более полным знакомством с уже упоминавшимся проявлением Космоса.

Подводя итог первому знакомству с Семью Космическими Принципами, выделим следующее положение: если современное научно-материалистическое мировоззрение утверждает «первичность» Бытия, трактуемого как существование Материи, и отводит Энергии (Движению) и Сознанию роль атрибутов Материи (один вечный, другой приобретенный в результате случайных актов Движения), то древняя эзотерическая доктрина утверждает «первичность» Единого Принципа, суммирующего в себе шесть других Принципов (в том числе ноумены Материи, Энергии и Сознания) как равнозначные и необходимые для правильного представления Реальности. 

ПРОЯВЛЕНИЕ КОСМОСА

Эзотерическая Доктрина утверждает, что Космос существует в двух состояниях или фазах, которые через строго определенные интервалы времени сменяют друг друга. Этот процесс периодического перехода из одного состояния в другое изобразительно называется Великим Дыханием. В период «Выдоха» состояние Космоса называется проявленным (это понятие уже упоминалось в разделе 1), а во время «Вдоха» — непроявленным.

Великое Дыхание — явление далекое от представлений современной науки, хотя можно усмотреть определенную тенденцию к сближению с ним в идеях теории пульсирующей Вселенной. Эзотерические источники, доступные обычному читателю, почти не содержат физических описаний этого явления. Однако по ним можно представить некоторую условную модель Великого Дыхания в виде гигантского колебательного процесса, охватывающего весь бесконечный Космос, вечного, т.е. не имевшего начала и никогда не будущего иметь конца, строго периодичного (период имеет единицу измерения, называемую «Кальпа», что на санскрите дословно значит «воображение») и, возможно, характеризуемого длиной «волны», равной размерам Вселенной.

Кальпа включает в себя один День и одну Дочь Брахмы. Днем Брахмы называется период проявленного состояния Вселенной, Ночью Брахмы — равный Дню период непроявленного состояния. Длительность каждого из них в земном летоисчислении составляет 4320 миллионов лет. Различаются более длительные периоды: Год Брахмы, равный 360 Кальпам, Век Брахмы, равный ста годам Брахмы, и т. д. Век Брахмы является максимальным полупериодом, равным 311 040 000 000 000 лет и имеющим второе название — Махаманвантара, т. е. Великая Манвантара. Аналогичный максимальный полупериод, равный Махаманвантаре, но соответствующий «Вдоху» Великого Дыхания, называется Махапралайа — Великое Растворение. В отличие от Махапралайи, охватывающей все бесконечное Пространство, существуют периоды, называемые Пралайами (частичными, солнечными и т. д.), когда «растворение» охватывает лишь некоторую част! Космоса и имеет меньшую продолжительность, кратную Ночи Брахмы.

По авторитетному свидетельству, имеющемуся в Письмах Махатм (4), все субстанции, включая наитончайшую, для глаза Посвященного предстают как атомистичные, или, точнее, «молекулярные» структуры, которые полностью исчезают в течение Пралайи и вновь выявляются в начале Манвантары. При этом вместе с номером Космического Принципа растет плотность молекул и их поляризация. Процесс «растворения» всех форм и структур в конце Манвантары, однако, не сопровождается утратой информации о их существовании и уровне эволюционного развития в продолжение завершающегося активного периода. Благодаря этому каждое новое пробуждение Космоса начинается с воспроизведения состояния, достигнутого в предыдущей Манвантаре, и продолжается как единый, вечный эволюционный процесс. Таким образом, вечная смена Пралай и Манвантар никак не является «дурной бесконечностью», как это иногда представляется интерпретаторами эзотерического мировоззрения.

В непроявленном состоянии космическая субстанция не утрачивает полностью движения, а находится в Вечной Вибрации, которая в проявленном состоянии изменяется в Спиральное Движение (1, с. 167). Во время Ночи Брахмы все Принципы «пассивны, негативны, бессознательны, но все же вечно движимые присущей им латентной жизнью и силою. Во время дня активности эта циклическая сила (т.е. Великое Дыхание), выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю (подобно тому как водоподъемное колесо выбрасывает множество мелких капель воды вокруг вращающегося диска), приводит ее в контакт с теми же принципами, но состояние которых уже изменилось благодаря тому, что они оказались вне состояния первичной пассивности вечной неизменности. Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности» (4).

Уже отмечалось, что процесс проявления не означает изменения источника проявленного и все эволюционные изменения касаются лишь того, что было эманировано или проявлено этим вечным источником, который для конечного Разума предстает как Семь Космических Принципов. В своей сущности процесс проявления непостижим, как непостижима сущность Абсолютной Реальности. Однако некоторые аналоги видимой части Природы позволяют даже непосвященному получить представление об этом сокровенном явлении. До появления кинематографа проявленное состояние Космоса (которое мы далее будем именовать Вселенной) сравнивалось с отражением Реальности в зеркале, роль которого выполнял Логос, или Брахма. С появлением кинематографа процесс проявления можно сравнивать с проецированием кинокадра или слайда на экран. Роль слайда выполняет таинственная Центральная Точка (называемая также Предвечным Центром, Лайа-Центром и всеми другими наименованиями Седьмого Космического Принципа), в которой заключен ноумен вечного Прообраза Вселенной и кодируется информация о результатах развития в предшествующей Манвантаре.

Центральная Точка, действительно, весьма таинственное: понятие, о котором известно (4), что это есть нечто, «находящееся везде и нигде». Однако во второй половине XX века такая особенность Центральной Точки позволяет сопоставить ее с голограммой Вселенной, дав тем самым условную, но очень наглядную и убедительную модель процесса проявления.

Напомним, как изготавливается голограмма объекта и как по этой голограмме восстанавливается изображение самого объекта. Голографическая запись фотографируемого объекта возникает при таком экспонировании фоточувствительной пластинки, когда на нее с помощью оптической системы сводятся два луча, исходящие из когерентного источника. Один из этих лучей попадает на пластинку после отражения от объекта, а второй, так называемый «опорный луч», попадает на пластинку, минуя объект. Возникающее различие в длине путей, пройденных этими лучами, приводит в момент их встречи к смещению фаз волн, в результате чего на фотопластинке появляется вместо изображения объекта некоторая интерференционная картина, совершенно однородная по всей площади пластины и невидимая, так как интерференционные полосы расположены на расстояниях, сопоставимых с длиной волны света. Таким образом, информация об объекте «находится везде», но само изображение объекта — «нигде».

Если теперь эту пластинку осветить светом опорного луча через ту же оптическую систему, то в точке, где находился фотографируемый объект, появится его объемное изображение. Существенно, что изображение объекта будет полным, даже при освещении лишь части пластины, т.е. в пределе пластина может быть «сведена» к «точке». Иными словами, голограмма вполне способна моделировать Центральную Точку, а процесс восстановления голографического изображения дает некоторую опору уму, пытающемуся осмыслить эзотерическое представление о проявлении Вселенной.

Итак, согласно эзотерическим представлениям, Первозданный Луч — Высший Свет или Дух, — представляющий собою Вечную Вибрацию, которая во время Пралайи никем и ничем не воспринимается (в силу чего именуется ТЬМОЙ), в момент пробуждения Брахмы (т.е. окончания Пралайи) «нисходит» в материнское лоно, т.е. в Мулапракрити и во все другие аспекты Абсолютной Реальности, включая Седьмой Космический Принцип — Центральную Точку. Начав проецировать Прообаз Вселенной, он распространяется из этой Точки наружу, беспредельно, но тем не менее не бесконечно, а локализуясь в условных размерах проявляемой Вселенной. В этих же размерах Единый Принцип, будучи познаваем через свои аспекты, теперь уже проявляющиеся, трансформируется в нашем сознании в Сат, ЛОГОС ИЛИ Брахму, т. е. утрачивает абсолютность (по-прежнему оставаясь в своей сущности непостижимым и неизменным), и приобретает статус Первого Вселенского Принципа и Первой Причины.

Воспринимаемый Высший Свет — это и есть Второй Вселенский Принцип, или Вселенский Разум, ноуменом которого является Второй Космический Принцип, или Бесконечный разум. Объемным экраном, в который проецируется или эманируется Вселенная, является Мулапракрити, сама при этом претерпевающая «проявление» — т. е. упоминавшуюся «поляризацию ее молекул». Проявленная Мулапракрити носит название Вселенской Иллюзии (Майи) или Пассивного Эфира (тибетское — Нам Кха) и тождественна с низшим аспектом Прадханы и высшим аспектом Пракрити ведантистов. Логос, Вселенский Разум и «Вселенская Иллюзия» образуют Троицу проявленную. Термин Вселенская Иллюзия, по-видимому, имеет то же самое происхождение, что и само представление об иллюзорности всего проявленного, распространенное среди восточных религиозно-философских систем и абсолютизированное адвайтистами. Здесь, может быть, уместно заметить, что эзотерическая философия под иллюзорностью Вселенной имеет в виду не ее нереальность, а несоответствие реальности представлению о Вселенной, обычно возникающему в сознании человека, способности которого ограничены пятью чувствами, а разум не озарен достаточно интуицией.

Другое название — Пассивный Эфир — происходит, по-видимому, из того факта, что, подобно своему ноумену, т.е. самой Мулапракрити, он представляет пассивное начало в паре, образующейся при раздвоении Логоса, противоположное активному началу — Вселенскому Разуму. Зародыши поляризации, возникающие при окончании Пралайи в Мулапракрити, далее развиваются в контакте с Вселенским Разумом, однако они остаются в прежнем пассивном состоянии вечной вибрации до тех пор, пока не проявится Четвертый Вселенский Принцип, ноуменом которого является непроявленная Бесконечная или Единая Энергия и который носит название Фохат.

При обсуждении Четвертого Космического Принципа уже отмечалась его разумность или способность следовать предначертаниям Единого Космического Закона — Божественного Разума, Второго Космического Принципа. Фохат наследует это качество, выполняя роль связующего звена между Вселенским Разумом и Пятым Вселенским Принципом, т.е. проявленным Единым Элементом, называемым в проявленном состоянии Акашей. Он является той Единой Силой, которую ищет современная наука и дифференциацией которой действительно являются все формы сил Вселенной. В свою очередь Акаша вместе с ее шестью дифференциациями составляет основу всего многообразия материальных форм проявленного Космоса.

 Фохат, следуя Единому Закону Эволюции, выводит Акашу из ее пассивного состояния, трансформирует ее в семь форм (суб-принципов), наделяет их присущей ему степенью Вселенского Разума и «запускает» их манвантарическую эволюцию. Он, «вибрируя вместе с Акашей, проходит по путям космических манифестаций и строит всех и все, безрассудно... но столь же точно в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо» (4).

Выявить свои творческие возможности Акаша способна через ее проводник — Вселенскую Жизнь, или Вселенскую Душу, непроявленным ноуменом которой является Единая Жизнь — Шестой Космический Принцип. Шестой Вселенский Принцип часто называется Пуруша (санскр. — душа).

 

СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ ПРИНЦИПОВ

1. Сат, Брахма, Дух, Логос Первая Причина Всего
2. Вселенский Разум Вселенская Мысле-Основа
3. Вселенская Иллюзия Вселенская Корень-Субстанция
4. Фохат Вселенская Энергия, или Воля
5. Акаша Вселенская Материя
6. Вселенская Душа Вселенская Жизнь
7. Центральная Точка, Лайа-Центр Прообраз Вселенной

 

Как Фохат дифференцирует Акашу, сообщает ее «атомам» знание Законов Вселенной, наделяет эти «атомы» внутренней энергией («делает их твердыми») и строит из них невидимые для нас так называемые элементальные формы — сущности и движущие силы стихий, точно так же Вселенская Душа придает сложным материальным системам целостность и способность к самостоятельной деятельности, оживотворяя все, что эманирует Седьмой Вселенский Принцип — Центральная Точка, как это было описано в начале раздела.

Адепты эзотерической доктрины часто именуют Абсолютную Реальность Бесконечной Силой, поскольку их взору она открывается прежде всего как Всемогущая Сила, проявляющая себя при проецировании во Вселенскую Иллюзию ноуменом Разума, при слиянии с Акашей — ноуменом Энергии и при нисхождении в Лайа-Центр — ноуменом Жизни. Эта Бесконечная Сила является Ноуменом трех перечисленных Ноуменов-Сил и трех соответствующих им Ноуменов-Упадхи; поэтому она — Дух, Источник и Причина Всего.

Заканчивая первое знакомство с трансформацией Семи Космических Принципов в Семь Вселенских Принципов, следует сказать, что все вышеизложенное представляет собою основу классификационной системы эзотерической философии. Без нее нельзя понять Эволюцию Семи Царств, эзотерическое толкование сущности человека, а следовательно, и смысла его Бытия. С другой стороны, рассмотрение эзотерических представлений об Эволюции Вселенной проиллюстрирует дифференциацию Вселенских Принципов на субпринципы, наполнит их конкретным содержанием и позволит углубиться в понимание их сокровенной сути.

ЭВОЛЮЦИЯ КОСМОСА

СЕМЬ ТВОРЕНИЙ

Ниже цитируется Третья Станца из Тайной Доктрины Е.П. Блаватской, представляющая собою описание первых этапов проявления Космоса. Этот отрывок даст возможность почувствовать сложность эзотерического описания начального момента — можно сказать, мгновения — невообразимо долгой манвантарической эволюции Космоса. Е.П. Блаватская, осуществляя перевод Станцы, старалась подобрать терминологические эквиваленты, хоть что-то говорящие западному читателю, но текст все равно более похож на древнее мифологическое предание, чем на «серьезное описание» космического явления.

«...Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно почке Лотоса.

Трепет распространяется, касаясь своим стремительным Крылом всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме, Тьме, — которая дышит над дремлющими Водами Жизни.

Тьма излучает Свет, и Свет роняет одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери. Луч пронизывает Девственное Яйцо, Луч пробуждает трепет в Вечном Яйце и зароняет Зародыш, невечный, который сгущается в Мировое Яйцо.

Трое упадают в Четыре, Лученосное Естество усемеряется; Семь внутри, Семь вовне. Сияющее Яйцо, в себе Троичное, сворачивается, распространяясь молочно-белыми Сгустками в Глубинах Материи, Корне, растущем в Недрах Океана Жизни.

Корень остается, Свет остается, Сгустки остаются, и все же Oeaohoo Един.

Корень Жизни был в каждой Капле Океана Бессмертия, и Океан был Светом Лучезарным, который был Огонь, и Тепло, и Движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла в своем Естестве, в Теле Огня и Воды, Отца и Матери...»

Представьте, что перед вами сотни страниц текста, подобного приведенному отрывку из Станцы и относящегося к описанию единого и многосвязного процесса, содержание которого в значительной части относится к невиданному плану Бытия, т.е. совершенно неизвестному вам, и вы поймете, сколь труден путь человека, решившего понять эзотерическое мировоззрение, даже тогда, когда он проходится с помощью Посвященных, и сколь безнадежна попытка самостоятельного овладения этим знанием. Это отступление, на наш взгляд, поможет правильно сориентироваться относительно масштаба работы, выполненной Е.П. Блаватской, давшей развернутый комментарий практически по всем проблемам, волнующим человечество и находящим глубокое объяснение в эзотерической доктрине. С другой стороны, это отступление показывает, что продвижение в освещении такой темы, как Эволюция Космоса, должно быть многоступенчатым, постепенным процессом. В этом разделе даны сведения самого общего характера — основные этапы Эволюции, которые впоследствии будут детализироваться.

В экзотерических текстах, например в Вишну Пуране, Эволюция Космоса описывается как Семь Творений. Эзотерическая философия, во-первых, выделяет Семь Первичных Творений и Семь Вторичных, и, во-вторых, она использует термин «Творение» не иначе, как условный и изобразительный. Семь Первичных Творений — это период проявления Семи Космических Принципов, рассмотренный в предыдущем разделе. Семь Вторичных Творений правильнее было бы назвать Семью Периодами, или Стадиями, Эволюции Вселенной, так как слово «Творение» предполагает наличие «Творца» и «Создателя», тогда как в Космосе ничто не создается, но все эволюционирует из вечных ноуменов по вечным законам, что, конечно, не исключает участия творчества разумных индивидуальностей и сил.

После того как Дух в течение шести Дней Брахмы наполнил каждый малейший атом всех Семи Космических Принципов, Вселенная пребывает вне изменений на протяжении еще одного Дня Брахмы. На этом кончается Первичное Творение, и начинается Вторичное, называемое Творением Тьмы (ее не следует путать с до-Космической ТЬМОЙ) в отличие от Первичного, называемого Творением Света (Духа).

Вторичное Творение делится на семь этапов.

Первое Творение — Махаттатва, Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум. Судя по этим названиям, это период эволюционного становления Буддическо-го и Ментального Планов, непосредственно связанных с тремя Высшими Планами Сознания или Бытия, с которыми мы будем знакомиться в следующем разделе.

Второе Творение — Творение Стихий, Бхута или Бхутасарга. Это период «первого дыхания дифференциации до-космических элементов или Материи... На астрономическом и космогоническом языке это Творение относится к Периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни, после ее Хаотического Состояния, когда Атомы выявляются из состояния Лайа» (1, с. 559). Второе Творение называется также Танматра, или Творением Рудиментарных Начал. В эзотерической трактовке Первое и Второе Творения Тьмы, следующие за эманированием Вселенского Разума и Вселенской Иллюзии, могут быть описаны следующим образом (1, с. 405): «Тогда Абсолютная Мудрость отражается в своем Представлении[41], которое посредством трансцендентального процесса, превосходящего человеческое сознание и непонятного ему, выявляется в виде Космической Энергии, Фохата[42]. Вибрируя в лоне инертной Субстанции[43], Фохат вызывает ее к деятельности и руководит ее первичными дифференциациями на всех семи планах Космического сознания».

Третье Творение — Творение Индры, Органическое Творение, Творение Чувств, Аиндрияка. Не имея конкретной информации о результатах этого эволюционного периода, конечно, невозможно составить представление о «творении чувств». Однако выход, по-видимому удовлетворительный на стадии первого знакомства с Семью Творениями, может дать следующая схема (для рассмотрения которой целесообразно вернуться к Первому или даже Первичному Творению):

Семь Творений Света, или Первичное Творение, — это период проявления Космических Принципов, период насыщения их Духом, т.е. период выявления потенциальности Первого Вселенского Принципа — Первой Причины Всего.

Вторичное Творение, или Семь Творений Тьмы:

Первое, Махаттатва, — период начального выявления потенциальности Второго и Третьего Вселенских Принципов, т.е. переход в деятельное состояние Вселенского Разума в его тончайшем проводнике — Вселенской Иллюзии.

Второе, Бхутасарга, — период творения стихий, т. е. начальное выявление потенциальности Четвертого и Пятого Вселенских Принципов, активизация Фохата в Акаше — его Упадхи.

Третье, Аиндрияка, — период творения чувств, т. е. образование первых форм из бесформенных стихий. Это период начального выявления потенциальности Шестого и Седьмого Вселенских Принципов. Он завершает начальное выявление и активизацию всех Семи Принципов, т.е. начал, ноуменов или сущностей, всех последующих форм Вселенной. Поэтому четыре следующих Вторичных Творения — это творение существ.

Четвертое, Мукхья, — период развития трех Элементальных Царств, в которых формируются центры сил всех существ последующих Царств, их жизненная энергия — нервная сила и зарождающееся самоосознание (апперцепция). В этот же период эти качества и силы материализуются в Минеральном Царстве, в значительной степени переходя в латентное состояние, и затем вновь раскрываются в Растительном Царстве.

Пятое, Тирьяксрота, — Период творения животных, во время которого восстанавливается, но уже в плотной материальной форме, а затем и развивается дальше самосознание, впервые выявленное в Элементальном Царстве.

Шестое, Урдхвасрота, или Творение Божеств — Прототипов Первой Расы человечества. О них речь пойдет позже.

Седьмое, Арваксрота, — сотворение человека.

Такова общая схема Эволюции, она почти не освещена в доступной эзотерической литературе и чрезвычайно затемнена в экзотерических источниках (1, с. 566). После знакомства с Планами Сознания и Бытия, а также с Семью Принципами Человека тем не менее эта схема получит конкретное наполнение и развитие.

ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ

Несколько космических законов уже было упомянуто ранее, и среди них Единый Закон Эволюции Космоса, называемый также Законом Гармонии и являющийся Первозданным Лучом, изошедшим из Тьмы, Вторым Космическим Принципом, или Пре-Космической Мысле-Основой, т. е. той великой потенциальностью, которая, с одной стороны, раскрывается в человеке и Высших Существах (уже прошедших человеческую ступень эволюции) как Разум, а с другой — с помощью Фохата — Вселенской Энергии — как множество законов видимой и невидимой Природы. По-видимому, самым гигантским выявлением Единого Закона предстает вечное чередование Манвантар и Пралай, затрагивающих и вмещающих в себя все и оставляющих неизменным лишь одно ТО.

Вследствие существования Единого Закона вся Вселенная построена по формуле «вверху, как внизу», т. е. подчинена Закону Аналогии. Семеричность Космических принципов и Закон Аналогии предопределяют семеричность всех объектов и всех явлений, в том числе и семеричность эволюционных циклов — Кальп, — а также семеричность всех менее масштабных процессов, вплоть до эволюционных изменений тел человека. Так, например, согласно утверждению Адептов эзотерической доктрины, полная замена атомарно-молекулярного состава физического тела человека осуществляется за семилетний срок[44] (1, с. 328). Это и есть содержание второго следствия Единого Закона — Закона Семеричности.

Третье, не менее мощное, следствие Единого Закона представляет собою Закон Дифференциации, или Закон Перепроявления. Этот всепроникающий закон выражает одну из самых существенных сторон Эволюции Космоса. Действительно, если на протяжении Пралайи Космос — это Единое Бытие-Небытие, то после окончания Ночи Брахмы, осознаваемый опять же как Единое Бытие — Сат, — он начинает подвергаться дифференциации, а именно раздваивается, по образному выражению, на Отца и Мать, т. е. Единый, выявив из себя Вселенскую Иллюзию — Мать, — сам становится Отцом. Это первое противоположение и есть начало Эволюции, хотя сама по себе эта фаза вечна и в каждом своем периодическом возобновлении не несет какого-либо изменения. Этот акт — первое, что способен представить наш разум, и это сопоставление двух противоположностей — предел Рассуждающего Разума в его попытках углубиться в суть вещей и явлений.

Далее дифференциация носит семеричный характер и пронизывает всю Вселенную. В чем сущность этого все охватывающего явления, в чем его смысл? Согласно эзотерическому мировоззрению, ответ на эти вопросы включает два основных момента. Подобно тому как Солнце может любое число раз перепроявить» себя во множестве капель воды и при этом не претерпевает какого-либо изменения, точно так же вся бесчисленная дифференциация проявленного Космоса оставляет совершенно неизменным Источник и Причину Всего. Иными словами, перепроявление — это изменение формы, но не сущности, в ней заключенной. Сокрытость этого факта от сознания непосвященного и является причиной иллюзорности его видения Вселенной. Это первое.

Второй аспект, касающийся смысла дифференциации, может быть, легче всего осознается с помощью аллегорических описаний, когда Единый (т.е. Сущность) трансформируется в Брахму, Ишвару или другое Божество, понимаемое как Существо. При этом смысл перепроявления трактуется как Его желание увидеть и ощутить себя во множестве себе подобных, но лишенных абсолютности, через них погрузиться в разнообразие бытия, недоступное самому Абсолютному. Есть и другая (в какой-то степени противоположная) аллегория, представляющая дифференциацию как акт великой Жертвы, когда Единый делит себя на части, чтобы поделиться с другими индивидуальностями божественной Радостью Бытия и Мудрости.

Если не пытаться приписывать Абсолютному какую-либо мотивацию (например, вполне в духе современной науки удовлетворившись предположением, что это «закон»), то вышеприведенные аллегории проливают свет на второй аспект поставленного вопроса о смысле дифференциации, упоминая о «множестве себе подобных» или «других индивидуальностях». Адепты эзотерической доктрины, с одной стороны, указывают на полную бессмысленность приписывания какой-либо мотивации проявления Вселенной в рамках возможностей конечного Разума, а с другой — свидетельствуют о том, что, действительно, дифференциация прекращается после того, как она приводит к формированию индивидуальности, т. е. в этом ее, цель и по крайней мере одна из граней смысла.

Но что называется индивидуальностью? Полный ответ на этот вопр<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.