Монада и бессмертная сущность человека — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Монада и бессмертная сущность человека

2019-05-27 170
Монада и бессмертная сущность человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Получив представление о пяти Планах Бытия, мы можем составить и первое представление о том, что такое Вечный Человек. Он троичен. Самая высшая часть — это частица Божества, искра Духа-Огня, Луч Абсолюта; на Востоке она называется Атма. Это божественное ядро заключено в Буддхи — духовную душу, духовный разум, тело блаженства, то, что называется сердцем, что дает способность прозрения, способность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения, т. е. совершенную интуицию, или чувствознание. Соединение Атма и Буддхи образует зерно духа — божественную вечную Монаду. Это огненное зерно духа неуничтожаемое и неизменно, нерушимо и вечно. Оно одинаково у всех людей, оно является бессознательной[29] основой каждого человека.

Вокруг зерна духа накопляется и растет сознание человека — Манас, или Мыслитель. Это высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей», самосознание. Он соответствует логике огненного синтеза, озаренного светом интуиции. Это нетленная сокровищница всех результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. В ней хранятся приобретенные умственные и нравственные качества, благодаря чему они и могут возрастать. Атма, Буддхи и Манас вместе составляют Высшую Триаду — уже сознательное бессмертное Я человека.

БРАТСТВО

Высшие миры, несмотря на всю их недоступность нашему пониманию, играют решающую роль в нашей жизни. Для иллюстрации этого факта отметим, что так называемое всемирное тяготение, без которого немыслим Мир Плотный, есть не что иное, как грубейшее проявление формы движения, называемой нами любовью и являющейся основной формой движения в духовных мирах.

Лишь крохи света, проливающегося из высших миров, позволяют нам понять сущность такого возвышенного явления, как братство.

Братство всего живого имеет свою незыблемую основу в области духа (сферы Атмы и Буддхи), ибо лишь здесь существует единство, лишь здесь можно найти совершенное согласие. Интеллект есть начало разъединяющее в человеке, оно различает «я» от «не я», оно сознает только одно-себя, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающее, и с точки зрения интеллекта весь мир является ареной всевозможных столкновений, ожесточающихся в той мере, в какой интеллект участвует в них. Даже и страстное начало в человеке наклонно к враждебности лишь тогда, когда его волнуют желания и когда что-либо становится между ним и предметом его желания; но оно становится все более и более враждебно-наступательным по мере того, как ум подталкивает его к деятельности, ибо тогда оно начинает изыскивать средства для удовлетворения не только настоящих, но и будущих желаний и стремится присвоить себе как можно больше из запасов природы. В человеке лишь его интеллект по природе своей наклонен к вражде, ибо он утверждает себя как величину, отдельную от всех остальных, и именно в нем заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека.

Но как только человек вступает в сферу Буддхи, он немедленно начинает чувствовать единство, подобно тому как отдельные лучи солнца, расходящиеся в разные стороны, возвращаясь назад в солнце, из которого изошли, сливаются вновь воедино. Существо, находящееся на солнце, проникнутое его светом и само изливающее этот свет, не могло бы чувствовать различия между одним лучом и другим и совершенно одинаково посылало бы световые токи по всем направлениям; то же и с человеком, который сознательно достиг сферы Буддхи: он чувствует Братство, о котором другие лишь говорят как об идеале, и он изливает свою силу в пользу каждого, кто нуждается в его помощи; он видит во всех существах как бы себя самого и все, что он имеет, считает принадлежащим столько же им, сколько и себе, более того, скорее им, потому что нуждаются они больше, а сил у них меньше, чем у него. Так, старшие братья в дружной семье берут на себя бремя семьи, охраняя младших братьев от горя и нужды; для духа братства слабость есть право на помощь и на любовное покровительство, а не повод для угнетения. Все великие основатели религий действовали из этой сферы единства и отличались всегда великим состраданием и нежностью, отзываясь на все внешние и внутренние нужды людей. Сознание этого внутреннего единства, признание единого Я, пребывающего во всем, есть единственное незыблемое основание Братства; все остальное изменчиво.

Сознание это сопровождается уверенностью, что ступень эволюции, достигнутая различными живыми существами, зависит главным образом от того, что можно бы назвать их возрастом. Одни начали свое странствие гораздо позднее, чем другие, и, хотя основные свойства у всех равны, некоторые развернули гораздо большее количество из этих свойств потому, что в их распоряжении было более времени, чем у младших братьев. Так же немудрено было бы осуждать зерно, что оно еще не превратилось в цветок, или младенца, что он не проявляет свойств взрослого человека, как осуждать молодые Души, окружающие нас, что они еще не развились до степени, которая уже достигнута нами. Ведь мы не осуждаем себя за то, что не достигли еще божественного совершенства, а между тем со временем и мы будем стоять там, где стоят наши старшие братья. Какое же право имеем мы осуждать тех, кто моложе нас? Самое слово братство заключает идею одинаковой крови и неодинакового развития; поэтому-то оно и представляет истинное звено между всеми созданиями вселенной — единство сущности жизни и различие в ступенях, достигнутых проявлениями этой жизни.

Мы все едины по нашему происхождению, едины по способу нашей эволюции и едины по общей цели нашего бытия, а различие в наших возрастах и в достигнутом размере должно лишь вызывать в нас взаимную тесную и нежную связь. Все, что человек мог бы сделать для своих братьев по плоти, которые иногда бывают для него дороже самого себя, является истинной мерой того, что он должен делать для каждого, кто разделяет с ним единую жизнь. Люди бывают исключены из сердца своих братьев вследствие различия расы, класса и происхождения; человек, мудрый любовью, поднимается над всеми этими поверхностными различиями и сознает, что жизнь всех исходит из одного и того же источника, что все люди — члены одной великой семьи.

Признание всеобщего Братства и стремление осуществить его в земной жизни является таким сильным двигателем для развития высшей природы человека, что это признание сделано единственным обязательным условием для вступления в Теософическое Общество, единственным «предметом веры», который всеми вступающими в Общество должен быть принят безусловно. Осуществление этой веры в жизни, хотя бы и в незначительной степени, уже вызывает очищение сердца и расширение духовного кругозора; совершенное же ее осуществление вырывает с корнем все темные следы разъединения и позволяет чистому свету единого Я озарять нас подобно свету, проходящему через прозрачное стекло. Никогда не следует забывать, что Братство существует как факт, все равно, отрицает ли его человек или признает. Человеческое неведение не меняет законов природы и не может изменить ни на одну йоту ее 'неизменного и непреодолимого движения. Законы ее уничтожают все, что противится им, и разбивают вдребезги не желающего согласоваться с ними. Поэтому ни один народ не имеет прочного будущего, который допускает поругание Братства, ни одна цивилизация, построенная на его противоположном начале, не может продолжаться. Нам незачем создавать Братство, оно уже существует. Нам нужно только привести наши жизни в согласие с ним, если мы хотим, чтобы дела наши не погибли.

Может показаться странным, что духовная сфера (Буддический план) — нечто совершенно нереальное и туманное для многих — влияет в такой степени на все остальные миры и что силы ее могут даже разбивать вдребезги все, что с ними не гармонирует в низших мирах. А между тем это так, ибо этот мир есть выражение духовных сил и они-то и являются теми руководящими и формирующими энергиями, которые все проникают и медленно, но верно подчиняют себе все сущее. Поэтому-то Братство как духовное явление несравненно более реальная вещь, чем всякая внешняя организация; оно — жизнь, а не форма, оно — «мудрый и добрый порядок всех вещей». Оно может проявляться под бесконечным разнообразием внешних форм, соответствующих данному времени, но жизнь, их одушевляющая, остается все та же, и счастливы те, которые различают ее присутствие и делают себя проводниками ее живой силы.

АБСОЛЮТ

Обсуждение понятия Абсолют включает в себя большое число философских проблем. Однако мы постараемся по возможности избежать их в данном месте, ограничиваясь рассмотрением наиболее очевидной стороны вопроса.

Чтобы понять принципиальное отличие Абсолюта от всех других субстанций, составляющих Пространство, прежде всего отметим совершенно достоверное знание Йогинов о том, что Абсолют и есть тот Единый, из которого все происходит.

Физики хорошо знают, что нельзя допустить существования бесконечного количества материи в виде известных современной науке форм, так как это привело бы к созданию бесконечно большого гравитационного поля. Поэтому современным Ученым приходится принимать конечность размеров Вселенной, а оккультисты подтверждают, что это действительно так. Поэтому и все семь Планов Бытия представляют собою хотя и невообразимо большое, но все же конечное количество субстанций.

Однако и интеллект, и духовный разум приводят к выводу, что Пространство бесконечно и материально. Это противоречие снимает (или, как совершенно справедливо могут заметить философы, уводит глубже) Абсолют. Он является той сущностью, которая заполняет или образует бесконечное Пространство. Йогины знают, что это так. Наш же интеллект не видит в таком допущении ничего противоестественного и вполне может принять его. Но приняв это положение, мы должны признать, что бесконечность является принципиально неотъемлемым качеством Абсолюта, отличающим его самым коренным образом от всех проявленных субстанций.

Действительно, любое свойство проявленной субстанции принципиально конечно, и любое свойство Великого Не-проявленного принципиально бесконечно. Именно поэтому перенесение на Него любого определения, любого термина, применяемого к проявленному миру, неправомерно и нелогично. Поэтому, называя Его субстанцией или материей, мы допускаем грубую ошибку, хотя все виды субстанций и являются Его эманацией. Именно из-за отсутствия в нашем конечном сознании каких-либо истинных представлений о сущности и свойствах Бесконечного мы не можем в принципе дать определение ни Абсолюту, ни одному из Его качеств.

Человек содержит в своей наиболее тонкой, последней оболочке из проявленной субстанции «частицу» Абсолюта. На данном этапе эволюции человек может развить свой духовный разум до способности познания Атмана — Высшего, Космического Я. Духовный разум Высших Существ позволяет Им удостовериться в существовании за последним покровом Абсолюта, почувствовать Его вечно неизменное «дыхание», но и только, — знания о Его сущности не могут получить и Они. Ни одна индивидуальность из-за своей конечности не может познать сущность Бесконечного. Интеллект и духовный разум способны до мельчайших подробностей изучить все формы субстанций, проявленных Абсолютом, и по ним составить определенное представление о Нем Самом. Однако такое знание никогда не вскроет бесконечную сущность Абсолюта.

Указанные качества Абсолюта, а именно: бесконечность, вечная неизменяемость, принципиальная непознаваемость для любого существа, заставляют оккультистов ставить Абсолют вне Природы. Последнюю же они, наоборот, считают конечной (хотя и безграничной), существующей периодически и доступной полному познанию. Очевидно, что основные качества, приписываемые материалистами абстрактной материи, оккультисты на основании своих знаний относят к Абсолюту.

Абсолют всегда и везде был, есть и будет. Его принципиально неотъемлемое качество — бесконечность, причем бесконечность не только пространственно-временная, но вообще в любом Его качестве и в числе Его качеств.

Никто не может познать Его бесчисленных качеств, и никто не может познать ни одного Его бесконечного качества до конца. Никто, кроме Его Самого. Только отказавшись от своего Я и слившись с Абсолютом, став Им, можно познать Его.

Люди с пробужденным духовным сознанием знают о таких качествах Абсолюта, которые обычному человеку кажутся совершенно невозможными или предположение о существовании которых у обычного человека не может даже возникнуть. Поэтому Древняя Мудрость утверждает, что правда лучше любого воображения.

Закончив этот раздел, отметим, что логическое развитие основных положений диалектического материализма приводит именно к такому бесконечному «набору» качеств материи. Действительно, исходные аксиомы материализма, а именно: вечность существования материи и наличие внутренней причины ее постоянного развития, вытекающей из неотъемлемости ее качества, называемого движением, приводят к выводу, что материя всегда была, есть и будет бесконечно развита как по числу ее качеств, так и по глубине их. А это, совершенно естественно, означает, что за материей следует признать не только ее вездесущность, не только ее всемогущество как носительницы всех видов энергии, но и бесконечность развития ее «разума». Современные материалисты боятся признаться себе в необходимости такого вывода.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.