Введение в мировоззрение восточных Посвященных и индийских йогинов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Введение в мировоззрение восточных Посвященных и индийских йогинов

2019-05-27 143
Введение в мировоззрение восточных Посвященных и индийских йогинов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Благословенный сказал:

«Истина — единственный источник мужества».

Полюбите бесстрашие знания.

В отрицателе сидит не только невежество, но и низкий страх.

М.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ЦЕЛИ, ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ В ДАННОМ ВВЕДЕНИИ

Цель настоящего Введения заключается не столько в изложении основ оккультизма, составляющего сущность мировоззрения йогинов, сколько в подготовке читателя к восприятию этих основ[6].

Хотя литература по оккультизму издавалась неоднократно, большая ее часть мало кому доступна. Кроме того, существует ряд причин, которые не позволяют изложить оккультное учение в виде учебника, дающего последовательный переход от общеизвестных знаний к оккультным. Эти причины и закономерность их существования будут ясны из содержания Введения. Здесь же уместно отметить, что каждая из книг по оккультизму рассчитана на определенный уровень сознания читателя, поэтому из-за случайной последовательности их чтения они часто оказываются неправильно воспринятыми.

К этому следует добавить, что большая часть доступной литературы, будучи написана в прошлом или начале текущего века, ориентирована на читателя, получившего религиозное воспитание. В настоящее время, по крайней мере среди интеллигенции, преобладает атеистическое мировосприятие, и, во всяком случае, отсутствие глубоких религиозных убеждений отнюдь не редкость. К тому же круг чтения образованных людей включает немалое число книг о мистицизме, написанных скептиками, отрицающими его серьезность и какую-либо научность, исходя из современных материалистических концепций. Ими же распространяется мнение, что судить о мистицизме может каждый, не утруждая себя предварительным его изучением. Поэтому данный труд имеет своей целью освещение мистицизма с позиций самих мистиков — посвященных и просветленных йогинов, — людей, познавших его и овладевших оккультными силами.

В основание предлагаемой книги положена «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской — произведение, по праву считающееся наиболее полным и авторитетным словом в данной области знания. Рассчитана книга на широкий круг читателей; однако в ней есть определенная ориентированность на людей атеистического воспитания, знакомых с современной материалистической философией.

Пытаясь изложить мировоззрение йогинов, все авторы, включая вашего покорного слугу, конечно, принижают его уровень до собственного понимания. Поэтому обращаем ваше внимание на слова Учения:

«Не надо ценить слово разъясняющее.

Бери утверждение Первоучителя».

 

Читателю, действительно стремящемуся к истине, следует также помнить, что особенности человеческого языка, восприятия мыслей собеседника не дают возможности абсолютно однозначно изложить даже четко понимаемые положения и всегда оставляют некоторую неопределенность. Невнимательное или нечестное отношение к последней порождает большинство философских споров.

ЧТО ТАКОЕ МИСТИКА

К сожалению, подавляющая часть научной общественности современного мира относится ко всему, что характеризуется понятиями мистика и мистицизм, как к «чертовщине», не заслуживающей серьезного внимания. С этими понятиями связываются представления о колдовстве, гаданиях и прочих суеверных и шарлатанских явлениях, относящихся к компетенции полиции или в лучшем случае церкви, но никак не к сфере рациональной науки. Имея в виду мистицизм такого толка, Н.К. Рерих писал в 1937 г.: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем люди стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское слово «мист» — то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность вредоносна. В древности мистиками назывались участники мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас? И не назовем же мы мистериями научное познавание, которое за последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий».

Прошло более полувека после публикации этого замечания, но и сейчас наиболее распространенное определение мистицизма и мистики (см., например, Философский словарь) утверждает, что это «религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы». Определение, вполне подходящее для гадалки или шарлатана, но как оно может устроить философа — совершенно непонятно. Что значит выражение «сверхъестественная сила»? Надо ли это понимать как «вне-природная сила»? Но сами мистики так не считают, а их оппонентам известно, что богатейшая сфера мистики — предчувствия, предсказания, передача мысли на расстояние, «падение шкафов», наконец, — все это многократно проверенные факты, а следовательно, поместить их «вне природы» никак нельзя.

Может быть, под «сверхъестественными» имеются в виду явления, возможность которых не допускается наукой? Однако история науки полна примеров, когда самые передовые и авторитетные ее представители объявляли невозможным то, что впоследствии входило в обиход людей в качестве совершенно обычных представлений или вещей. Достаточно вспомнить историю с первоначальным непризнанием Французской Академией гипотезы происхождения метеоритов («на небе камней нет, и падать они оттуда не могут») или обвинение ею же Эдисона в жульничестве, после того как он продемонстрировал действие своего фонографа ее членам.

Следует заметить, что существуют более серьезные определения мистицизма (см., например, Философский энциклопедический словарь), которые, возможно, могут удовлетворить мистика, но никак не их оппонента, поскольку в них используются такие совершенно неопределенные понятия, как Абсолют, Бог и др. Конечно, если оппонент на самом деле стремится что-то понять, а не отмахнуться от огромного числа явлений, необъяснимых с позиций современной науки, путем навешивания ярлыка суеверия и шарлатанства.

Если мы обратимся к древним религиозным и философским представлениям, которые современная наука с большой легкостью объявила «примитивными», то увидим весьма развитую систему взглядов, утверждавших существование вполне внутриприродных сил, однако столь тонких, что пять обычных чувств человека не способны их воспринимать. В I веке до н.э. последователь Аристотеля Андроник Родосский, например, объединял их под названием «метафизических сил». Ведийская, а затем и ведантическая традиция с древнейших времен имела подробно разработанную классификацию этих сил и явлений и указывала, что они доступны лишь духовному познаванию, т. е. более тонкому, шестому чувству, далеко не всегда выходящему из пассивного состояния. Она же содержала и рекомендации, как можно раскрыть духовное видение. По-видимому, именно эта сфера метафизики являлась предметом изучения у древних и средневековых мистиков (в число которых входили величайшие люди всех эпох, включая Орфея, Пифагора, Платона, Бруно, Коперника, Ньютона, наконец, уже в наше время, — Эйнштейна). Разумеется, как и любая другая область человеческой деятельности, мистицизм должен был привлекать и шарлатанов, и изуверов, вошедших в историю благодаря громким аферам и жестокостям. Но разве это является достаточным основанием, чтобы весь мистицизм объявлять «чертовщиной» и отказываться от научного осмысления огромной информации, накопленной многими веками и освещающей тончайший и сложнейший мир психики и духовной жизни? Тем более что сами мистики (конечно, из числа серьезных) утверждают, что физика давно уже вторглась в сферу метафизики, даже не заметив этого. Действительно, разве современный физик решится отрицать существование огромного диапазона частот электромагнитных колебаний, не доступных восприятию пяти обычных человеческих чувств. Но ведь это, согласно определению, и есть метафизическое явление. Уже более ста лет не только случайные «феномены», но и специально поставленные эксперименты демонстрируют передачу и восприятие мысли на расстоянии. Неужели трудно допустить, что природа этого явления, с одной стороны, аналогична процессу распространения электромагнитных волн, а с другой — может составить основу предчувствий, предсказаний, видений?

Препятствие для подобного допущения, вероятнее всего, носит чисто психологический характер и может быть названо «синдромом материалистического суеверия». Ум, лишенный догматических оков (если что и отрицающий, то лишь предел познания), не может отвернуться от фактов и держаться за «табу» пяти чувств. Как видно из выше приведенного высказывания Н.К. Рериха, он, будучи глубочайшим мыслителем, не возражал против мистицизма, если последний «означает искание истины и постоянное познавание».

Отдавать сферу метафизики шарлатанам — не есть ли это солидаризация с ними? В наше время это фактически пополнение их рядов во имя увековечения догм, устанавливающих ограничение на познавание.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.