Коммуникативное социокультурное пространство интернет-коммуникаций — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Коммуникативное социокультурное пространство интернет-коммуникаций

2019-05-27 412
Коммуникативное социокультурное пространство интернет-коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социологии коммуникаций под социальным пространством подразумевается форма существования общества и совершения событий в социальном мире. При этом информационное пространство является подпространством социального пространства. Возникающее интернет-пространство является частью этого информационного пространства, а точнее частью репрезентативного информационного пространства. Более того, информационное пространство, включая интернет-пространство, является составляющей виртуального пространства, отличительной чертой которого является манипулирование социальными практиками.

Считается, что в социальном пространстве одновременно сосуществуют три вида пространств: перцептуальное как субъективное отражение физического пространства; концептуализированное пространство как определенные версии пространства, созданные его акторами, и проживаемое пространство, или пространство репрезентации образов, комплексных символических систем, оно же и пространство сопротивления гегемонии со стороны концептуализированного пространства. Все три подпространства реализуются в социальном пространстве Интернета.

В рамках же социокультурного подхода к анализу интернет-социальности, можно говорить не просто о социальном пространстве, а о социокультурном пространстве, под которым понимают «…специфическую пространственно-временную целостность, являющуюся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами» [Естрина 2007, с.14]. Полагают, что, с одной стороны, это понятие обладает достаточной концептуальной целостностью, которая позволяет анализировать механизмы и особенности функционирования социокультурного образования в масштабах трансформационных процессов, но, с другой, данное понятие обладает высокой степенью дискретности, в результате которой оно может быть одинаково результативно использовано в анализе как на микро-, так и макросоциальном уровнях [Там же].

Использование понятия социокультурное пространство позволяет рассматривать действительную реальность как подвижный, но целостный феномен, причем феномен, созданный человеком. В социокультурном пространстве отражается все множество практик и подпространств, создаваемых людьми на настоящий момент. Поэтому само социокультурное пространство можно представить в виде множества полей (подпространств), находящихся в сложном взаимозависимом взаимодействии.

Следовательно, определяя социокультурное пространство подобным образом, можно говорить об экономическом, политическом, информационном, этно-религиозном, образовательном и других полях, которые, с одной стороны, являются сферой деятельности тех или иных индивидов, но с другой стороны, создают собственное напряжение условий и традиций, влияющее не только на динамику данного поля, но и ориентирующие другие поля в русле общей социокультурной динамики единого пространства, в рамках которого они функционируют. По П. Бурдье, это будет одновременная вписанность в объективность пространственных структур и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективных структур [Бурдье 1995]. При этом из множества факторов, детерминирующих социокультурное пространство, факторы нематериального, социокультурного порядка будут иметь приоритет.

Однако, анализируя столь сложный социотехнический феномен, которым является Интернет, а также для описания процессов, происходящих в Сети, было бы целесообразно расширить понятие «социокультурного пространства», за счет «привлечения» коммуникативного фактора, учитывая примат именно этого фактора в сети Интернет в последнее десятилетие.

Следует подчеркнуть, что понятие коммуникативное пространство является одним из ключевых в исследованиях любых видов коммуникаций, включая социальные. В социологии коммуникаций коммуникативное пространство видится как некая среда, в которой протекают социальные, культурные, духовные процессы, сопровождаемые непрерывной транзакцией информационных ресурсов [Максимова 2007]. По мнению же В. Я. Проппа, оно представляет собой нестабильный, изменчивый феномен, где сосуществуют и обращены друг к другу субъекты и объекты с их процессуальностью, динамикой, незавершенностью, ускользанием от жестких причинно-следственных связей [Пропп 1928].

Этот термин по своей сути является междисциплинарным и в силу своей широты (междисциплинарности) и неоднозначности он не имеет устойчивого и однозначного определения… В социологии сущностное содержание понятия «коммуникативное пространство» трактуется в духе работ Н. Лумана (системная теория коммуникации), Ю. Хабермаса (коммуникативное действие) и рассматривается как аутентичная форма социальной реальности. В коммуникативистике этот термин приближен более к понятию «информационное пространство», которое сформировалось как результат массовых коммуникаций и в котором действуют «законы коммуникативного притяжения и отталкивания» [Максимова 2007].

Необходимо заметить, что социокультурное пространство Сети, выступающее в качестве коммуникативной среды, диктует появление и новой парадигмы взаимоотношений, учитывающей не только разнообразие технических решений, доступных пользователям, но и множественность контекстов взаимодействий, а одной из основных функций (целей) коммуникативной интеракции в Сети является достижение социальной общности коммуникантов, при сохранении индивидуальности каждого из её участников (акторов) [Бондаренко 2004, с.202].

Одновременно возникает вопрос, почему взаимодействия в Интернете могут рассматриваться в качестве элемента его социальной структуры?

Во-первых, в коммуникативных взаимодействиях акторов проявляется непрерывность воспроизводства социальной структуры.

Во-вторых, все интеракции характеризуются тем, что они одновременно уникальны и всеобщи, особенны и сравнимы. Соответственно, их можно анализировать, выделяя типическое для тех или иных социальных отношений.

В интернет-пространстве в процессе социального взаимодействия акторы используют общие символы и постоянно интерпретируют смысл действий через сами действия. При этом люди вступают в процессы коммуникативных взаимодействий в Сети не столько для передачи некоей информации, сколько для установления и поддержания социальных связей.

Следует заметить также, что это пространство выступает как одна из форм существования информационно-коммуникативного общества [Горошко 209б], представляя определенную силовую конструкцию, создаваемую людьми, их социальными, культурными и коммуникативными практиками, которые имеют свое особенное (системное) качество. Одновременно это интернет-пространство представляет некую медиатированную реальность, в которой находятся люди, пользующиеся Глобальной паутиной.

Подчеркнем, что именно Интернет является тем универсальным социокультурным и коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, гдевиртуальность – неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего, самой сети Интернет. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность.

При этом возникающая на основе Интернета новая виртуальная реальность может быть охарактеризована через ряд свойств: порожденность другой реальностью, т.е. всегда существует некая реальность, порождающая виртуальную реальность; актуальность (виртуальная реальность существует только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность); автономность (в виртуальной реальности существуют собственные временно-пространственные характеристики, свои законы жизнедеятельности; для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего); интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями как «онтологически независимая величина»); погруженность (человек может погружаться в ту или иную виртуальную реальность естественным или искусственным путем); нематериальность воздействия и условность параметров (объекты искусственны и изменяемы), а также эфемерность (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [Там же].

Вопросы к тексту


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.