Структура в кулаке: создание эффективной организации. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Структура в кулаке: создание эффективной организации.

2019-05-27 203
Структура в кулаке: создание эффективной организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минцберг Г.

АДХОКРАТИЯ

Печатается по:

Минцберг Г.

Структура в кулаке: создание эффективной организации.

С-Пб., 2001.С.430-475.(Глава 12)

Сложные инновации требуют совершенно особой конфигурации, способной объединить специалистов разных профессий в слаженно функционирующие ad hoc (специальные) проектные команды. Пользуясь термином, получившим широкую известность благодаря работам Элвина Тоффлера, можно сказать, что эти организации являются адхократиями нашего общества. Из уже упоминавшихся в нашей книге это компании по производству пластмасс (пример Дж. Лорша и П. Лоренса), технологическое производство (пример Джоан Вуд-ворд), NASA и компания Boeing.

 

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

 

Параметры дизайна

 

Адхократия — высокоорганичная структура с незначительной формализацией поведения; узкая горизонтальная специализация, основанная на соответствующей подготовке сотрудников; тенденция к объединению специалистов в функциональные единицы при одновременном их участии в небольших проектных командах; использование инструментов взаимодействии в целях взаимного согласования, основного механизма координации внутри команд и между ними; избирательная децентрализация внутри команд, располагающихся на разных участках организации и включающих, в разной пропорции, линейных менеджеров, специалистов вспомогательного персонала и операционного ядра.

Инновационная деятельность означает отход от укоренившихся схем, а значит, в деле координации инноваторская организация не может полагаться ни на одну из форм стандартизации. Иными словами, она должна избегать всевозможных ловушек бюрократических структур, и прежде всего «капканов» жесткого разделения труда, дифференцирования организационных единиц, чрезмерной формализации поведения и акцентирования систем планирования и контроля. Но главное — она должна оставаться гибкой. Так, Э. Тоффлер отмечает, что адхократии «сегодня часто — и иногда опрометчиво — изменяют свою внутреннюю форму, сбивая с толку... Огромные структуры демонтируются, затем собираются в новые формы и вновь демонтируются. Отделы и подразделения возникают неожиданно только затем, чтобы исчезнуть в следующей и следующей реорганизациях». Например, структура Центра пилотируемых полетов NASA (самая известная американская адхократия 1960-х гг.) за первые восемь лет его существования изменялась 17 раз. Когда я попросил у менеджера одной из фирм с адхократической структурой органиграмму, чтобы: проиллюстрировать данную главу, тот ответил: «(Нам) не хотелось бы предоставлять свою организационную схему:» она видоизменяется так быстро, что ссылаться на нее бесполезно».

Из всех конфигураций именно адхократия демонстстрирует наименьшее «почтение» к классическим принципам менеджмента, и прежде всего к единоначалию. Не имеет особого значения и система регламентирования. Информационные процессы и процессы принятия решений протекают неформально и гибко, что и требуется для эффективного создания инноваций. Кроме того, это предполагает прерывание в случае необходимости цепочки властных полномочий.

Гибкое органическое строение характерно и для обладающих инновационными способностями простых структур. Но их сдерживает отвечающая возможностям единственного руководителя простая внешняя среда. А сложная инновационная деятельность имеет место в сложном окружении. Поэтому необходима гибкая структура иного типа, позволяющая эффективно сочетать разнообразные знания и навыки сотрудников. Адхократия должна привлекать и наделять полномочиями экспертов — людей, которые приобрели знания и умения благодаря специальному образованию и подготовке. Но в отличие от профессиональной бюрократии для достижения координации адхократия не может опираться на стандартизированные навыки своих специалистов, поскольку стандартизация не способствует инновациям. Скорее, она должна использовать имеющиеся знания и опыт в качестве базы для создания новых знаний и умений.

Кроме того, генерирование новых знаний и опыта требует комбинирования уже существующих. Поэтому, не ставя свое поведение в зависимость от профессий экспертов и дифференцирования функциональных единиц, адхократия должна ломать привычные границы специализации и дифференцирования. «Электрик может обнаружить механическую неисправность, потому, например, что смотрит на механику "незамыленными" глазами, а блестящий инженер, работающий, казалось бы, совсем в иной области, может предложить решение проблемы, над которой ломали головы функциональные специалисты». Таким образом, если каждый специалист профессиональной бюрократии может работать в одиночку, то специалисты адхократии должны объединять свои усилия. «Традиционные организации думают, что им знакомы все проблемы и методы. Поэтому они могут поручать экспертную оценку отдельному специалисту или функциональной группе». В адхократии, напротив, разные специалисты должны объединяться в многопрофильные команды, каждая из которых формируется для реализации конкретного инновационного проекта.

Как организации удается, «отрываясь от отдельного профессионала, в то же время не позволить ему утратить связи с его специализацией?». Решение очевидно: адхократия использует матричную структуру и одновременно функциональные и рыночные принципы группирования. В служебных целях организации (для отбора и найма на работу, профессиональных коммуникаций и т. п.) специалисты группируются в функциональные единицы и одновременно распределяются на проектные команды для выполнения своих непосредственных обязанностей (инноваторское решение проблем).

Как это отражается на координации деятельности внутри команд и взаимодействий между ними? Стандартизация в качестве координирующего механизма в данном случае, как мы упоминали, неэффективна, поскольку предполагается инновационный характер деятельности. Высокая сложность труда исключает и прямой контроль: координация должна осуществляться компетентными сотрудниками, то есть самими занятыми над осуществлением проектов специалистами. Остается взаимное согласование — важнейший механизм координации в адхократии. И, естественно, упор на взаимном согласовании требует выдвижения на первый план соответствующего параметра дизайна — а именно, набора инструментов взаимодействий. Адхократии необходимы сотрудники, отвечающие за связи и взаимодействия, менеджеры-интеграторы. Они координируют деятельность внутри и между функциональными единицами и проектными командами. Команды представляют собой специальные группы для решения конкретных задач. Как отмечалось выше, матричная структура способствует группированию специалистов одновременно по функциональному и рыночному принципам. По словам Л. Сейлза, матричная структура «повторно использует старые организации, а не создает новые для новых целей и проблем. Она под давлением конфликтов целей, ценностей и приоритетов вынуждает организации изменяться, что привносит нестабильность в сами их структуры».

Поэтому в адхократии множество менеджеров: функциональных, ответственных за интеграцию, руководителей проектов. Последних особенно много, поскольку проектные команды должны быть малочисленными (что позволяет регулировать взаимодействие их членов) и каждой из них необходим «руководитель». Следовательно, так называемая «норма управляемости» в адхократии обычно невелика. Но это никак не связано с контролем над организационными единицами, а лишь отражает их малые размеры. Менеджеры адхократии не «руководят» в привычном смысле. Они не столько отдают распоряжения подчиненным, сколько налаживают взаимодействия, осуществляют горизонтальную координацию деятельности команд и подразделений. Многие менеджеры являются специалистами, непосредственно работающими над проектом вместе с другими членами команд.

Опираясь на высококвалифицированных экспертов, адхократия — вслед за профессиональной бюрократией — децентрализована, но специфическим образом. В адхократии специалисты распределены по всей структуре: их особенно много среди вспомогательного персонала и менеджмента, но немало и в операционном ядре. Поэтому для нее характерна не концентрация власти в операционном ядре, а «избирательность», когда власть распределяется но разным участкам и уровням. Децентрализация в условиях адхократии соответствует определению селективной, как горизонтальной так и вертикальной, децентрализации. Право принимать решения распределено между менеджерами и не-менеджерами всех уровней иерархии в соответствии с требованиями решения конкретной задачи. В адхократии никто не монополизирует власть на инновации.

Прежде чем приступить к анализу процессов принятия решений в адхократии, рассмотрим дне основные ее формы — операционную и административную.

Операционная адхократия

Операционная адхократия осуществляет инновационную деятельность и решает задачи непосредственно но поручению своих клиентов. Ее многопрофильные экспертные команды часто работают по контрактам (например, консультационные фирмы общего профиля, рекламные агентства или предприятия по производству опытных инженерных образцов). Однако иногда контракт как таковой отсутствует (как в работе кинокомпании или театра).

Фактически каждой операционной адхократии соответствует профессиональная бюрократия, которая осуществляет аналогичную, но относительно более узко ориентированную деятельность. Рассматривая проблему клиента, операционная адхократия стремится найти новое творческое решение, в то время как профессиональная бюрократия квалифицирует проблему как одну из стандартных ситуаций, к которой может быть применена некая типовая программа. Для первой характерно дивергентное, ориентированное на инновации мышление, для второй — конвергентное, ограничивающееся усовершенствованиями. Например, одна консультационная фирма подходит к каждому контракту творчески, другая рассматривает их как заказы на разделение структуры организации клиента или усиление ее системы планирования. Если репертуар одного театра состоит из новых, авангардистских пьес, то другая труппа год за годом совершенствует исполнение трагедий У. Шекспира. То есть одна организация готова рассматривать бесконечное число ситуаций и решений, а другая ограничивается десятком. Миссия у них одна и та же, но выпуск и производственные структуры отличаются радикально. В обоих случаях децентрализованная власть принадлежит квалифицированным специалистам. Но поскольку операционная адхократия стремится создавать нечто новое, ее специалисты должны взаимодействовать неформально, посредством взаимных согласований в органически структурированных проектных командах. В предоставляющей же стандартные услуги профессиональной бюрократии, в которой каждый специалист способен функционировать самостоятельно, их деятельность автоматически координируется с работой коллег благодаря стандартизации знаний и навыков.

Характерной особенностью операционной адхократии является переплетение административной и операционной деятельности. В проектной ad hoc деятельности очень трудно отделить планирование и разработки от исполнения. То и другое требует специальных, накапливаемых от проекта к проекту навыков. Поэтому иногда операционная, адхократия даже не задумывается о разграничении срединной линии и ее операционного ядра. Менеджеры среднего звена управления и те работники, которые в других организациях относятся к вспомогательному персоналу (а в операционной адхократии это важная группа высококвалифицированных специалистов), могут работать над проектами совместно с операторами.

Административная адхократия

В адхократии второго типа также действуют проектные команды, но перед ними стоит иная цель. Если операционная адхократия реализует проекты с целью обслуживания клиентов, то административная адхократия реализует проекты в собственных целях. В отличие от операционной в административной адхократии четко разделяются административный компонент и операционное ядро, которое как бы изолировано от остальной организации, так что оставшийся административный компонент может быть структурирован как адхократия.

Эта изоляция может принимать различные формы. Во-первых, когда у организации есть особая необходимость в инновационной деятельности (вследствие обострения конкуренции или в связи с динамическим развитием технологии), но при этом ее операционное ядро должно оставаться механистически-бюрократическим, последнее может существовать как независимая организация. Как вы помните из гл. 9, социальное напряжение и основа механистической бюрократии выходит за пределы операционного ядра, проникая в администрацию. Всю организацию пронизывают конфликты и тотальный контроль, что препятствует инновационной деятельности. Отсекая операционное ядро — отдаляя его от администрации, подчиняющейся стратегическому апексу, — главный административный компонент организации может быть структурирован органически1

Во-вторых, организация, работая по контрактам с другим компаниями, может полностью отказаться от операционного ядра. Это дает ей свободу и позволяет сконцентрироваться на исследовательской деятельности. Так, во время работы над проектом «Аполлон» NASA занималась в основном исследованиями, а договоры на производство заключались с независимыми фирмами. Третья форма изоляции — автоматизация операционного ядра. Самостоятельное функционирование операционного ядра почти устраняет проблемы прямого и иного контроля со стороны административного компонента. Последнему нет надобности уделять внимание повседневным производственным проблемам, поэтому он может структурироваться как адхократия, ориентируясь на изменения и инновации, на проекты по освоению новых технологий.

Высокая автоматизация производственных процессов по крайней мере отчасти приближает нефтяные компании к административной адхократии.

Вопросы к тексту

Шершнева Е.Л.

Вопросы к тексту

Мальцева Д.

Сетевой индивидуализм

Печатается по:

Новые медиа: социальная теория и методология исследований. словарь-справочник.

СПб.: Алетейя, 2015. С. 199-202.

 

Вопросы к тексту

Горошко Е.И.

Вопросы к тексту

Жичкина А.Е..


Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации

Печатается по:[email protected]

 

Доклад посвящен основным закономерностям восприятия человека человеком в Интернете. Основная проблема, которая рассматривается в этом докладе: как формируется образ другого в Интернете и как образ другого в Интернете влияет на поведение человека в виртуальной коммуникации.  

Что привело именно к такой постановке проблемы? Условия, в которых происходит виртуальная коммуникация, существенно изменены по сравнению с условиями реального общения. Логично предположить, что эти измененные условия накладывают свой отпечаток на процесс восприятия собеседника.

Итак, основные особенности условий Интернет-коммуникации (существенные для рассмотрения данной проблемы) следующие:

Ограниченный сенсорный опыт: до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете - текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение.

Анонимность - для других пользователей известен только сетевой адрес компьютера. Всю остальную информацию каждый пользователь предоставляет остальным исключительно по своему выбору (Suler, 1996c; Reid, 1994, 1991; Turkle, 1997).

Эти особенности коммуникации в Интернете позволяют поставить два вопроса.

1. Во-первых, как формируется образ Другого в условиях отсутствия той информации, которая в реальном общении содержится во внешнем облике?

2. Во-вторых, как влияет на поведение человека то, что он воспринимается с точки зрения анонимного, невидимого для него самого партнера по коммуникации?

В таких условиях социальное восприятие в Интернете можно определить как восприятие анонимного незнакомца. Первое, что происходит при восприятии незнакомого человека - его категоризация, то есть, отнесение его к определенной социальной группе. Известно, что осуществление категоризации на основании внешнего облика - процесс, который преобладает на этапе формирования впечатления о незнакомом человеке. При первом знакомстве люди склонны в первую очередь определять, кем является воспринимаемый человек, то есть, его принадлежность к социальной группе: национальность, пол, возраст, статус, профессиональную принадлежность, эстетическую привлекательность и т.п.

Поэтому влияние невидимости пользователей Интернета друг для друга на социальное восприятие очевидно. Это прежде всего трудности определения его социального статуса, поскольку в виртуальной коммуникации отсутствуют индикаторы социальных ролей, которые в реальности отражаются во внешнем облике.

То есть, в Интернете нет признаков принадлежности другого к определенной социальной группе. Что происходит в результате того, что другого в Интернете нельзя отнести к социальной группе?

 

1. Во-первых, неопределенность социального статуса может вызывать дискомфорт из-за того, что человек не знает, с кем он общается. Этот дискомфорт тем больше, чем более важна для человека собственная социальная принадлежность. В том случае, когда дискомфорт не возникает, скорее всего для человека не так важна собственная социальная принадлежность.

2. Во-вторых, известно, что образ другого складывается из двух компонентов: прошлого опыта того, кто воспринимает, и информации о том, кого воспринимают. Поскольку в Интернете информация о том, кого воспринимают, сведена к минимуму, то на формирование образа Другого в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт человека. То есть, образ другого в Интернете достраивается на основании прошлого опыта человека.

Так, образ другого может наделяться чертами идеала Я. Кроме того, другому человеку могут приписываться собственные черты объекта восприятия. Это приводит к своеобразным последствиям «Как сказал однажды опытный пользователь Интернета, "куда бы я ни направился в киберпространстве, я наталкиваюсь на одинаковых людей!". Приоткрыв зажмуренные глаза еще чуть-чуть, другой добавил: "Куда бы я ни направлялся, я нахожу.... СЕБЯ!» (Suler, 1996c).

Итак, образ другого в Интернете в условиях анонимности строится не столько на основе информации о нем, сколько на основе приписывания ему некоторых черт, которыми собеседник не всегда обладает. Идеализация собеседника или приписывание ему собственных черт может объяснять возникновение симпатии к собеседнику. Этим же объясняется и часто встречающееся разочарование при встрече в реальности знакомых только по виртуальному общению людей. Разочарование объясняется столкновением образа другого, сформировавшегося в виртуальном общении, и гораздо более реалистичного и часто субъективно «худшего» впечатления при личной встрече в реальности.

Таковы основные закономерности восприятия другого человека в виртуальной коммуникации с точки зрения субъекта социального познания. Однако восприятие человека человеком, в отличие от восприятия неодушевленных объектов, подразумевает двойное взаимодействие - другой самим своим присутствием влияет на поведение человека.

Влияние присутствия других людей на поведение человека было одним из первых феноменов, изучавшихся в социальной психологии. Так, в ряде исследований было установлено, что когда индивид становится объектом восприятия, его активность, направленная на решение задачи, усиливается. Этот феномен получил название социальной фасилитации. С другой стороны, в дальнейшем в экспериментах Ф. Г. Олпорта было установлено, что увеличение активности в присутствии других людей сопровождается снижением качества решений - в присутствии другого человека испытуемые склонны генерировать более общепринятые, стандартные, банальные ответы. Индивидуальная деятельность как бы усредняется и подводится под общий шаблон. Этот феномен получил название социальной ингибиции

Оба эти феномена объясняются тем, что человек стремится быть понятным для присутствующего в ситуации другого человека. Причем другой человек, никак не участвующий в деятельности, воспринимается как обобщенный другой, лишенный индивидуальности, некий усредненный человек. Снижение качества решений сложных задач связано именно с тем, что человек стремится быть понятным для усредненного, обобщенного наблюдателя и стремится решать задачу усредненными, понятными для него, но не соответствующими сложности задачи способами.

При этом анонимность, т. е. невидимость наблюдателя усиливает эти тенденции. Человек в условиях анонимности еще в большей степени стремится быть понятным для наблюдателя, чем тогда, когда наблюдатель является видимым.

Анонимность усиливает ориентацию воспринимаемого человека на «усредненного другого», стремление быть понятным с конвенциональной, общей для всех людей, точки зрения. Это стремление есть не что иное, как стремление ориентироваться на социальные нормы, вести себя, опираясь на эти нормы исключительно. Таким образом, анонимность усиливает стремление человека вести себя, опираясь на социальные нормы. А, поскольку анонимность - это основная особенность большинства сред виртуальной коммуникации, изложенные положения позволяют позволяет объяснить некоторые особенности поведения в виртуальной коммуникации.

Согласно традиционной точке зрения, анонимность снижает внимание к себе, самоосознавание, вследствие чего снижается также и самоконтроль. В результате люди становятся более импульсивными, а также более восприимчивыми к ситуации. Однако существует и другая, рассмотренная выше, модель воздействия анонимности на поведение. Согласно этой модели, человек в условиях анонимности не теряет контроль над собой, а, наоборот, стремится вести себя в соответствии с социальными нормами.

Здесь необходимо уточнить, что социальные нормы могут быть по крайней мере двух видов. Первый - это общечеловеческие социальные нормы (например, стандарты красоты, силы, могущества, в какой-то мере - атрибуты социального статуса; общепринятые правила вежливости) Второй вид норм - это нормы конкретной социальной группы (в Интернете это устав конкретной конференции, форума, чата, и т.п.)

Анонимность приводит к поиску в ситуации каких-либо норм вообще и к стремлению ориентироваться на те нормы, которые человек в результате в ситуации находит. В том случае, если в ситуации явно или неявно представлены конкретные социальные нормы, человек стремится ориентироваться на них. При их отсутствии человек стремится ориентироваться на общие социальные нормы.

В Интернете это может проявляться двояко. То есть, человек может найти конкретные социальные нормы в ситуации (это может быть уставом конференции, чата, и т.п.) и вести себя или строго соответствуя им, или, наоборот, резко им противореча.

При отсутствии явно обозначенных социальных норм в ситуации человек стремится ориентироваться на наиболее общие социальные нормы. В виртуальной коммуникации анонимность также вызывает соответствующие изменения в поведении в стороны его большей закрытости и конвенциональности. При этом человек также имеет выбор - вести ему себя, соблюдая нормы, или, наоборот, противореча им. Понятно, что стремление нарушать нормы, будь то нормы конкретной социальной группы или общие нормы, не связано со свободой от социальных норм вообще. Подчеркнуто конфликтное поведение, негативизм в конечном итоге также исходит из социальных норм, как и нормативное поведение. Нарушая нормы, человек ведет себя, основываясь именно на них. 

Это позволяет объяснить основные закономерности поведения людей в виртуальной коммуникации, в частности, широко распространенное в Интернете конфликтное поведение., проще говоря - разнообразный флейм. Согласно традиционной точке зрения на такое поведение, в виртуальной реальности люди выражают агрессивные тенденции, которые в принципе для них характерны и которым особенности виртуальной реальности (анонимность и физическая недоступность) просто позволяют проявиться.

С другой стороны, согласно рассмотренным положениям, антинормативное поведение может также быть стремлением ориентироваться на социальные нормы, взятым с обратным знаком. То есть, конфликтное поведение связано не с тем, что человек перестает контролировать себя. Оно, скорее, объясняется тем, что он стремится вести себя прямо противоположно социальным нормам, при этом ориентируясь на них

Кроме того, ориентация на общие социальные нормы объясняет то, что виртуальные персонажи наделяются утрированными, очень выразительными атрибутами силы, могущества, красоты и т. п. (Reid, 1994).То есть, стремление соответствовать общесоциальным нормам ведет к использованию общекультурных стандартов в виртуальной коммуникации. 

Выводы.

Итак, невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ другого в виртуальной коммуникации начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия - образ другого начинает строиться по аналогии с образом себя. То есть, образ другого достраивается на основе опыта того, кто его воспринимает, наделяется чертами субъекта восприятия или идеализируется. Этим можно объяснить возникновение симпатии при виртуальном знакомстве и частое разочарование при встрече.

Кроме того, в Интернете человек становится объектом восприятия со стороны анонимного незнакомца. Это приводит к поиску социальных норм в ситуации и к стремлению соответствовать или противоречить им. Этим объясняется использование общекультурных стандартов в Интернет-коммуникации, а также конфликтное поведение в Интернете, флейм и т.п.

Необходимо отметить, что эти закономерности характерны, скорее всего, только для восприятия не знакомых ни реально, ни виртуально между собой людей. То есть, они проявляются при общении с совершенно незнакомыми или малознакомыми людьми. По мере продолжения виртуального знакомства эти тенденции должны ослабляться, так же, как и в реальном общении.

Библиография

1. Suler, J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace. 1996b. http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/basicfeat.html

2. Reid, Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994. http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html

3. Reid, Elizabeth M. Electropolis:Communication and Community On Internet Relay Chat. 1991. http://www.ee.mu.oz.au/papers/emr/electropolis.html

4. Turkle, Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs// Culture of the Internet. (Sara Kiesler, Ed.), pp. 143-155. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US, 1997.

 

 

Вопросы к тексту

Вопросы к тексту

Адресант в поисках адресата

Если митинг — это​ сообщение, то у него есть адресант. Он может обращаться к трем основным адресатам (или к их сочетаниям): к «власти», внешней аудитории (out-group) или «своим» (in-group). Успешность акции определяется тем, способно ли сообщение достичь того адресата, которому оно направлено.

Первая и наиболее очевидная цель — это​ «вертикальная» коммуникация с широко понимаемой «властью»: донесение участниками акции требований, беспокойства или поддержки до органов, принимающих политические решения. Если участникам необходимо быть услышанными этим адресатом, то организаторы акции (адресанты) либо выбирают такое место проведения, где власть может увидеть их непосредственно (например, у здания, в котором располагаются правительственные офисы), либо полагаются на медиа, способные донести до власти сообщение участников. Например, по словам одного политического активиста, самая эффективная форма протеста — стоять​ с плакатами у здания администрации весь день.

Вторая возможная цель — ​горизонтальная «центробежная» коммуникация out-group  — ​широко понимаемой аудиторией, в которую включаются все, ктоне участвует в митинге. Целями такой коммуникации могут быть: формирование солидарности с митингующими, рекрутинг сторонников, агитация за те или иные действия — ​например, за участие или неучастие в выборах, голосование за определенного кандидата и т.п . Для того, чтобы говорить urbi et orbi, выбираются максимально посещаемая территория и медиа наиболее широкого охвата. Именно поэтому активисты стремятся провести акцию в центре города и активно протестуют против переноса митинга на окраины. (…)

Наконец, третий вариант — это​ «центростремительная» коммуникация между участниками митинга (in-group). Задача подобного высказывания — укрепление​ связей в своем сообществе, формирование идентичности и подтверждение солидарности. «Центростремительные» митинги крайне редки. Таким «чистым» примером оказалась акция памяти Бориса Немцова в Вологде. Вместо коммеморативного марша, предпринятого во многих городах России, в Вологде была устроена небольшая встреча местных активистов. Она проходила в безлюдном месте и была настолько закрытой (несмотря на то, что проводилась в публичном городском пространстве), что пришедшего на акцию наблюдателя из группы МАФ участники сочли «шпионом власти»: «Вот этот давно тут топчется». Наблюдатель был допущен только после того, как нашлись знакомые, отрекомендовавшие его как «своего» («он наш») и тем самым символически включившие его в состав участников встречи. Митингующие при этом сопротивлялись любой возможности быть видимыми: уворачивались от фотоаппарата исследователя, требовали показать фотографии акции с целью подвергнуть их цензуре. Несмотря на кажущееся отсутствие адресата, участники считали акцию состоявшейся, потому что на самом деле адресат и адресант совпадали. Местным активистам поход на такой митинг позволяет укрепить связи среди «своих».

Итак, коммуникативной удачей публичной акции считается установление связи не просто с любым адресатом, а с нужным адресатом, а неудачей — ​отсутствие такой связи. (…)

Наличие или отсутствие адресата в «поле зрения» способно радикально изменить фрейм акции. (…)

 

Вопросы к тексту

А. С. Архипова и др.

«Пересборка митинга»: интернет в протесте и протест в интернете

1. Охарактеризуйте «митинг как сообщение», раскройте его основные элементы. Какие ключевые понятия и теории социологии коммуникации Вы использовали для интерпретации митинга как сообщения?

2. Как соотносятся физическое и виртуальное пространства при реализации политического участия граждан в форме митинга? Чем, на Ваш взгляд, определяется важность Интернета как пространства социально-политического активности?

3. Какие типы коммуникативных моделей политической акции выделяют авторы? Приведите примеры.

4. Каким образом соотносятся коммуникативные роли (адресата и адресанта) и социальные роли (участника и наблюдателя) в рамках митинга?

5. Опишите технологии и способы организации митинга, позволяющие достичь аудитории в сети Интернет?

 

Савицкая Т.Е.

 

Вопросы к тексту

Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры:

1. Что такое мем? Какова его роль в трансляции культуры?

2. В чем заключается специфика интернет-мема?

3. Каковы характеристики мема как формы сетевого фольклора?

4. Каковы характеристики мема как субкультурного маркера? Приведите собственные примеры такого использования мема.

5. Каковы три основных этапа развития мема в интернет-пространстве? Как осуществляется функция группообразования на этих этапах? Приведите собственные примеры.

 


1 Организацию с изолированным бюрократическим операционным ядром не следует путать с организацией, формирующей венчурные команды, отдельные органические инновационные участки. В последнем случае инновационная единица отделена от остальной центральной администрации, которая остается бюрократической.

1 В простой структуре те же динамические условия обусловливают аналогичные следствия, а именно здесь нельзя полагаться на планирование и отделить формулирование стратегии от процесса ее исполнения. Но поскольку инновационная деятельность отличается меньшей сложностью, в простой структуре контроль над тем и другим концентрируется на стратегическом апексе. Руководитель мысленно формулирует общее видение курса развития — примерную стратегию — и затем осуществляет ее, постоянно корректируя планы в зависимости от результатов действий. Он не разглашает стратегию, потому что, став известной другим, она лишится гибкости и руководитель не сможет менять ос по своему усмотрению

Минцберг Г.

АДХОКРАТИЯ

Печатается по:

Минцберг Г.

Структура в кулаке: создание эффективной организации.

С-Пб., 2001.С.430-475.(Глава 12)

Сложные инновации требуют совершенно особой конфигурации, способной объединить специалистов разных профессий в слаженно функционирующие ad hoc (специальные) проектные команды. Пользуясь термином, получившим широкую известность благодаря работам Элвина Тоффлера, можно сказать, что эти организации являются адхократиями нашего общества. Из уже упоминавшихся в нашей книге это компании по производству пластмасс (пример Дж. Лорша и П. Лоренса), технологическое производство (пример Джоан Вуд-ворд), NASA и компания Boeing.

 

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

 

Параметры дизайна

 

Адхократия — высокоорганичная структура с незначительной формализацией поведения; узкая горизонтальная специализация, основанная на соответствующей подготовке сотрудников; тенденция к объединению специалистов в функциональные единицы при одновременном их участии в небольших проектных командах; использование инструментов взаимодействии в целях взаимного согласования, основного механизма координации внутри команд и между ними; избирательная децентрализация внутри команд, располагающихся на разных участках организации и включающих, в разной пропорции, линейных менеджеров, специалистов вспомогательного персонала и операционного ядра.

Инновационная деятельность означает отход от укоренившихся схем, а значит, в деле координации инноваторская организация не может полагаться ни на одну из форм стандартизации. Иными словами, она должна избегать всевозможных ловушек бюрократических структур, и прежде всего «капканов» жесткого разделения труда, дифференцирования организационных единиц, чрезмерной формализации поведения и акцентирования систем планирования и контроля. Но главное — она должна оставаться гибкой. Так, Э. Тоффлер отмечает, что адхократии «сегодня часто — и иногда опрометчиво — изменяют свою внутреннюю форму, сбивая с толку... Огромные структуры демонтируются, затем собираются в новые формы и вновь демонтируются. Отделы и подразделения возникают неожиданно только затем, чтобы исчезнуть в следующей и следующей реорганизациях». Например, структура Центра пилотируемых полетов NASA (самая известная американская адхократия 1960-х гг.) за первые восемь лет его существования изменялась 17 раз. Когда я попросил у менеджера одной из фирм с адхократической структурой органиграмму, чтобы: проиллюстрировать данную главу, тот


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.