Сарвабуддасамайогадакиниджаласамвара: Херука и его Йогини, Иконография Капаликов, Ганамандала и начало Шайво-Буддийской взаимосвязи текстов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сарвабуддасамайогадакиниджаласамвара: Херука и его Йогини, Иконография Капаликов, Ганамандала и начало Шайво-Буддийской взаимосвязи текстов

2019-05-27 185
Сарвабуддасамайогадакиниджаласамвара: Херука и его Йогини, Иконография Капаликов, Ганамандала и начало Шайво-Буддийской взаимосвязи текстов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Сарвабуддасамайогадакиниджаласамваре, другом тексте этого столетия 336 , мы видим начало заключительной стадии шактизации. Текст по прежнему укоренен в литургической традиции Йога-тантр 337 , что можно видеть по использованию традиционной системы четырех типов мудр (Махамудры, Самаямудры, Дхармамудры и Кармамудры) в текстах садханы основанных на этой тантре, таких как Вадраджвалодайя Анандагарбхи и Херукасадхана Кальянагарбхи 338 . Но она основала новое направление, которое будет унаследовано следующей, заключительной фазой развития Ваджраяны, - Йогини-тантрами 339 .

Во первых, она привносит или же выдвигает на передний план культ божества Херука 340 с иконографией вдохновленной Бхайравами Видьяпитхи с их окружением и аттрибутами мест погребения, на которых обитают шиваитские аскеты капалики. Согласно визуализации приведенной Анандагарбхой, у него четыре лица и восемь рук, появляясь как трансформация темно-синей полыхающей важдры, которая в свою очередь представляет трансформированный слог Хрих. Его главное лицо гневное (raudram), а его правое и левое лица выражают заблуждение и эротическую страсть, а заднее - с открытым ртом для пожирания. В его двух верних руках он держит свежесодранную кожу Бхайравы над своей спиной, в двух его руках ниже,- чаша и стрелы, ниже, третьей справа он трясет полыхающей трех-конечной ваджрой, а в четвертой он держит чашу из черепа наполненную человеческой кровью (mahāraktam). В третьей сверху левой руке он размхивает катвангой капаликов (khaṭvāṅgaḥ), на вершине с трех-конечной ваджрой и украшенной колокольчиками, а в его четвертой руке он держит чашу из черепа наполненную человеческим мясом (mahāmāṃsam). Или он может быть одноликий и двурукий, с пятиконечной ваджрой в его правой руке поднятой над его плечом и чашой из черепа с человеческим мясом в его левой руке, с катвангой покоящейся на его левом плече под изгибом его левой руки. Он носит венец из черепов с Буддой Акшобхьей украшающим его полыхающие волосы, окружен ореолом пламени, стоя левой ногой на земле, а его правя нога поднята так, что подошва ступни касается его левого бедра, у него нахмуренные в гневе брови, и круглые, огненно-красные пронизывающие глаза. Каланьягарбха, который учил только двурукой форме, добавил детали, где он стоит на солнечном диске, который покоится на лотосе, который в свою очередь пребывает на лежащем трупе, он покрыт пелом, носит гирлянду свежо-отрезанных человеческих голов, и имеет высунутые клыки. Анонимный текст садханы, который тоже учит этой форме, дает дальнейшие детали его образа, где он темно-синий и одет в одеяние из человеческой кожи, его гирлянда из голов связанна вместе человеческими внутренностями, он украшен человеческими костями, то есть, украшениями капаликов известными как мудры, и его поза указывает на то, что он танцует 343 .

Он окружен на манер Видьяпитхи двадцатью Ваджрадакинями: первые восемь в тайном кругу: Гаури, Чаури, Прамоха, Ветали, Пуккаси, Чандали, Гхасмари и Херукасамнивеша/Херукасамнибха; затем следующие четыре: Чападхарини, Кхатвагадхарини, Чакрадхарини и Читрапатакадхарини; затем еще четыре богини подношения: Пушпа, Дхупа, Алока и Гандха; и наконец, четыре звероголовых защитника врат: Турангама, Ваджрамукхи, Ваджрамамаки и Бхасмапралаяветали 345 .

Согласно Анандагарбхе, Гаури (Восток) светлого цвета и со спокойным лицом. Восьмирукая, она отрезала все четыре головы Брахме одновременно, пустив стрелы из ее четырех луков 347 . Чаури (Юг) красная и гневноликая. Неся венец из черепов, она держит заостренный крюк (aṅkuśaḥ) в ее левой руке возле ее сердца с катвангой в изгибе левой руки, покоящийся на ее левом плече и держит наверху колесо с восемью спицами своим средним пальцем правой руки, прижимая три мира своей левой ступней. Прамоха (Запад) черная и четырехрукая, с лицом инкарнации Вишну в форме вепря (ādivarāhamukhā). В своей первой левой руке она держит чашу из черепа полную вина и в ее первой правой руке,- Ваджра. Своими другими двумя руками она имитирует воплощение в облике вепря поднимая землю 348 . Ветали (С) белая и прекрасноликая. В своей правой рукой она проливает поток нектара бессмертия из прозрачной капалы, а своей левой рукой она делает мудру Знамя Ваджры. Пуккаси [В] разноцветная (viśvavarṇā) и танцующая на задымленных местах погребения, одетая в гирлянду из черепов и тому подобного. В своем правом кулаке она сжимает пятиконечную ваджру, а в ее левой руке ветряной завиток из райского древа исполнения желаний (kalpavṛkṣalatā). Чандали (Ю) синего цвета верхом на смерче (vātamaṇḍalikā). В своём правом кулаке она сжимает трезубец с ваджрным наконечником, а своей левой рукой она пускает смерчь в своих врагов. Гхасмари (З) темного цвета и поедает труп. В своей левой руке она держит полыхающий жертвенный огненный сосуд (agnikuṇḍa), а в своей правой руке она держит меч. Херукасамнибха (С), черная как Херука, держит чашу из черепа [возле своего сердца] в левой руке, с катвангой покоящейся на ее левом плече, и пятичленную ваджру в правой. Чападхарини (ЮВ) красная, держит ваджрный лук в своей правой руке, полыхающие ваджрные стрелы, отводя назад тетиву ее правой рукой. Кхатвангадхарани (ЮЗ) пепельно-белая, носящая бусы из черепов и Будду на ее макушке [держа катвангу своей левой рукой] бросая полыхающую пятиконечную ваджру своей правой рукой. Чакрадхарини (СЗ) светло-зеленого цвета держит вверху восьми-спицевое колесо на среднем пальцем ее правой руки и зло угрожает левым кулаком сжатым в ярости. Читрапатакадхарини (СВ) золотистого цвета, держит разноцветное знамя в ее првой руке. Четыре богини-подношения стоят в [разных] направлениях держа подношения, которые они олицетворяют: цветы, сжигаемый ладан, лампу, благоухающий порошок; и четыре богини Турангама, Ваджрамукхи, Ваджрамамаки/Алока и Бхасмапралаяветали стоят у четырех ограждающих врат для подчинения всех враждебных божеств (krodhakulam), с головами лошади, свиньи, вороны и собаки, держа крюк, лассо, цепь и колокольчик 349 .

Все это, исключая некоторые специфически буддийские детали, такие как ваджры и богини-подношений, которые уже встречались в Сарвататхагатататтвасамграхе 350 , очень напоминают стиль пантеонов капаликов Бхайрав и Йогинь, объясняемых в Видьяпитхе.

Второе, именно в традиции этой тантры мы впервые встречаем практику ганамандалы (ganamaṇḍalam), поклонения ввиде оргий, в собрании состоящем из мужчины и группы женских адептов (yoginīgaṇaḥ), отражающих божеств этого культа, со специальными жаргонными словами и знаками известными как chommāḥ, которые использовались на этих собраниях 351. Обе эти особенности, коллективное оргиастическое поклонение йогинь олицетворяющих божеств и использование chommāḥ, являются отличительной чертой шакта-шиваизма Видьяпитхи.

Третье, мы видим здесь впервые полный отказ от смешанного стиля прозы и стихов, присущего сутрам махаяны в пользу одного из схожих на шиваитские писания, состоящего полностью из строф в ритме ануштубх (anuṣṭubh), исключая мантры, а также исчезновение традиционного буддийского вступления сохранявшегося вплоть до Гухьясамаджи, говорящего об обстоятельствах и месте открытия текста 353. Также в Сарвакальпасамуччае, дополнении к этой тантре (уттаратантра), мы впервые видим в Ваджраяне шиваитский метод изложения мантр в зашифрованном виде, где мантры расшифровуются с помощью процесса известного как mantroddhāraḥ; и в этом развитии мы обнаруживаем то, что на текущий момент является первым свидетельством буддийско-шиваитского заимствования текста. Отрывок из семи строф, который предписывает для этих целей рисовать квадрат из 49 ячеек (kosthakani) и упорядочивать 49 букв внутри них, очень близко соответствует Винашикхе vāmasrotaḥ раздела шайвитской Видьяпитхи 354.

Усиление шакта-шиваитского характера Мантраяны очевидно в этом тексте сопровождается выводом, что Буддизм победил эту традицию, трансформировав ее в пусть буддийского спасения. У гневного Херуки иконография капаликов и свита йогинь, он носит, как мы видели, свежесодранную шкуру Бхайравы на своих плечах; и тантра связывает это с тем, что божество имея обет очистить всех существ насильственно подавило Шиву, Вишну, Брахму и Камадеву, взяв их спутниц силой, ради своего наслаждения. Эта риторика заимствования отражена в мантрах Ваджрадакинь Херуки. Прамоха, которая, как мы видели, имеет лицо воплощения Вишну в форме Вепря Адиварахи, призывается как Ваджранараяни, Чаури как Ваджрачандешвари, а Гхасмари как Ваджрамахешвари 356. Далее, первое появление Херуки в Ваджраяне в Сарвататхагатататтвасамграхе, где его имя фигурирует в мантре основанной на [шиваитских] богинях-матерях, и это то, что с добавлением единого семеного слога, представлено как мантра Херуки в Сарвабуддасамайогадакиниджаласамваре. Само название работы намекает на эту ассимиляцию, так как очевидно, что это калька с двух писаний Видьяпитхи - Сарвавирасамайоги и Йогиниджаласамвары.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.