Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (делаем на ускорение) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (делаем на ускорение)

2019-05-27 255
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (делаем на ускорение) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Координация движений- локоть правой руки соединяем с коленом левой ноги, после чего заводим левую ногу назад и дотрагиваемся правой кистью до левой пятки, выполняем задания попеременно противоположными сторонами.

 

2. Отстукиваем по полу \ подкидываем с хлопками – с мячом, добавляем стих, с выражением.

 

3.  Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки. Придумываем и повторяем ритм друг за другом. Под музыку, под стих.

 

4. Кулак-ребро-ладонь. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

 

5. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

 

6. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

 

7. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.»

 

8. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

 

9. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

 

10.  Катаем по столу карандаш. Катаем карандаш между ладонями.

 

11. Перебираем карандаш между пальцами правой, затем левой рукой.

 

12.  Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол, в 2 кучки.

 

13. Рожки- ОКей, меняем руки.

 

14.  Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

15.  Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

 

16.  По голове легонько стучим, животик гладим, меняем руки.

 

17.  Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

18. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

 

19.  Кладем 3 пальца правой руки на мизинец левой руки, меняем поочередно, ускоряемся по мере возможностей.

 

20. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

 

21.  Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

 

22. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

 

23. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

 

24. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

 

25. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры. Можно рисовать в воздухе карандашами.

 

26. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

 

27. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

 

28. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

 

29.  Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

 

30. Играем Холодно- горячо. Выполняем графические диктанты, можно рисовать линии неведущей рукой. Играем в морской бой.

 

31.  Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

 

32. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).

 

33. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

 

34.  Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

35. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

36. Выполняем корректурную пробу. Вычеркиваем в тексте буква на скорость.

 

37. Таблицы Шульте. Ищем цифры на скорость. И в обратном порядке.

 

38. Лепим из пластилина буквы, цифры, выкладываем имена, фразы, предложения, двумя руками!

 

39. Взрослый загадывает слово, и пишет буквы в перемешку, ребенок должен догадаться что это за слово, начинаем с простых слов.

 

40. «Час другой руки» Выберите определённый промежуток времени (10-20 минут) и договоритесь, что пока не зазвенит будильник, всё нужно делать левой рукой. Попробуйте и сами все действия выполнять неведущей рукой.

 

41. «да, нет, черное, белое» не говорить, задаем любые вопросы на скорость и предлагаем отвечать оч быстро, не используя указанные слова.

 

42. «Визуализация» Посадите ребёнка рядом с собой и предложите немного пофантазировать: «Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими… А теперь – красными, а теперь – зелёными. Пусть будут зелёными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь – жёлтым. А теперь прислушайся: кто–то зовёт тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто–то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем! А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Тёплое? Пушистое? У всех имена разные. Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или тёплое? Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким–то на ощупь. А теперь откроем глазки.» Но игра ещё не окончена. Попросите ребёнка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!». Рассказ окончен. Берём карандаши и просим нарисовать имя. Ребёнок может рисовать всё, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребёнок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование – медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут. Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать – помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?» Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

 

43. Разгадываем логические загадки 3-5 в день, см в интернете задания с подвохом, логические задачки для школьников, если сложно начинаем для младших школьников.

 

44. «Зеркальное рисование».

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в воздухе. Рисовать фигуры вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на локоток.

 

45. Напишите названия цветовой гаммы карандашами разного цвета (например, синим цветом пишем слово "красный", оранжевым цветом слово "зеленый" и т.д.). Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее ЦВЕТА, которыми написаны слова. Обратите внимание, не слово, а его цвет!

 

Желтый синий голубой
Красный зелёный черный
Серый оранжевый белый
Красный желтый синий (например)

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка.

Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

 Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.


Кинезиологическая гимнастика.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология - это наука, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях.

Основа наших знаний о мире - это информация, которую мы получаем посредством органов восприятия. Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, долговременная память, а следовательно, и процесс обучения движимы эмоциями. Они направляют внимание, которое, в свою очередь, управляет процессом обучения. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций.

В условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств. В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Для восстановления баланса в системе "мозг - тело" и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма эффективное средство - методы кинезиологии.

На основе прикладной кинезиологии - метода диагностики и немедикаментозной коррекции организма - получила свое развитие "Образовательная кинезиология".

Упражнения "Гимнастики мозга", которые, пробуждая систему "интеллект - тело", помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.(3)

«Гимнастика мозга».

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано

используют оба полушария своего

головного мозга.Остальные развивают

только левое полушарие и игнорируют

колоссальный творческий потенциал

правого полушария».

Мэрили Зденек «Развитие правого полушария».(2)

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).

Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии.

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления:

- Образовательная кинезиология.

- Гимнастика ума.

- Нейрокинезиология.

- Спортивная кинезиология.

- Медицинская кинезиология и др.

Мозг делится на правое и левое полушарие.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).(1)

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Для более успешного обучения в дальнейшем в школе и гармоничного развития личности необходимо проведение психокоррекционной работы.

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.(4)

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике взаимодействия.

Цель кинезиологических упражнений:

· Развитие межполушарного взаимодействия;

· Развитие межполушарных связей;

· Синхронизация работы полушарий;

· Развитие мелкой моторики;

· Развитие способностей;

· Развитие памяти, внимания;

· Развитие речи;

· Развитие мышления;

· Устранение дислексии;

· Упражнения способствуют стрессоустойчивости организма;

· Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения;

· Позитивного личностного роста;

· Перспективного формирования учебных навыков и умений;

Знания и навыки, которые можно получить, используя «Гимнастику мозга»:

· Упражнения позволяют сформировать детям навыки самостоятельности;

· Восстанавливать работоспособность и продуктивность;

· Реализовать свой внутренний потенциал;

· Повышать точность выполнения действий при работе на компьютере,

во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,

посредством выполнения простых и легких упражнений;

· Расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое

тело;

· Формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях,

переговорах, экзаменах;

· Осознавать собственную значимость;

· Развивать творческие способности, спортивные навыки;

· Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;

· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,

концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;

· Интегрировать систему «тело – интеллект», гармонизировать работу левого

и правого полушарий;

· Улучшить равновесие и координацию;

· Развивать более ясное и позитивное мышление.

Рекомендации по применению:

· Занятия можно проводить в любое время;

· Ежедневно, без пропусков;

· Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

· Требуется точное выполнение движений и приемов;

· Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

· Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс

упражнений лучше проводить перед работой;

· Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять

от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;

· Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;

· Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;

Упражнения собраны в 4 группы:

Первая группа: включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики.

Вторая группа: это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.

Третья группа: представляет собой упражнения, энерготизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

Четвертая группа: это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствует спокойному, успешному чтению.

 

Практическая часть:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.