Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

2019-05-27 104
Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) двигательное возбуждение, выражающееся в бесцельных и неупорядоченных реакциях;

б) апатия;

в) агрессия и деструкция, аутоагрессия (в отношении самого себя);

г) стереотипия, т.е. тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается как обращение к поведению, доминирующему в более ранних аналогичных ситуациях, или примитизация поведения, снижение его конструктивности.

Перевод ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации осуществляется в двух направлениях - по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. дезорганизации поведения, и (или) по линии контроля со стороны сознания» т. е. утраты «мотивосообразности» поведения [1].      

Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент, как правило, делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение мо­жет служить достижению цели, фокусируя внимание на конкретном мотиве, действующем в данный момент. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает уровня, при ко­тором его эффект не способствует успешной деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушитель­ный характер [10]. Все это хорошо согласуется с рассмот­ренным ранее (см. гл. 2) законом Йеркса-Додсона.

Последствия фрустрации могут быть кратковременными и длительными. Ее преодоление предполагает примене­ние приемов аутогенной тренировки для снятия эмоцио­нально-волевого напряжения, ослабление конфликтности ситуации, дружеское общение, отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-либо при­ятное [7]. Подверженность фрустрации в значительной мере зависит от типа нервной системы. У лиц с сильной нервной системой это состояние развивается, как прави­ло, лишь после длительного периода неудач и чаще всего выражается в стенических реакциях, т. е. в желании до­казать, что преследующие человека неудачи случайны. Улиц со слабой нервной системой состояние фрустрации возникает и при небольших, не очень частых неудачах и проявляется в форме астении и желании прекратить ра­боту. Поэтому такие лица нуждаются в подбадривании, в обстоятельном обсуждении причин неудач и способов их устранения, в постановке конкретных и вполне дости­жимых в данных обстоятельствах целей [13].

Весьма характерными экстремальными состояниями яв­ляются также страх и паника. Страх - это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохра­нения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.п.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.)- Существуют различные формы страха: испуг, опасение, ужас, боязнь и др. Самый сильный вид страха - аффективный страх, его общая характеристика была дана ранее.

Предварительное ознакомление с вероятными осложнениями или возможной опасной ситуацией только при определенных условиях уменьшает их психологическое воздействие: оно должно вызвать уверенность в благополучном исходе деятельности, подсказать выход из создавшегося критического положения. В этом случае, если страх и возникает, он не проявляется в острой форме [10].

Состояние страха характеризуется крайне негативным эмоциональным фоном, дезадаптацией, множеством отрицательных последствий для психики и организма. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части потенциального перцептивного поля (восприятие). Страх может затормозить мышление, сделать его более узким по объему и ригидным (инертным) по форме. Страх сильно сокращает число степеней свободы личности. В зависимости от ситуации и личностных особенностей состояние страха может быть связано с различными формами поведения, такими, как: бегство, защитная агрессия, демонстративная агрессия, оцепенение [1].

По своим проявлениям, механизму возникновения и протекания близкой к страху является индивидуальная паника. Она отличается от страха большой неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения - стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют человека физически уходить от опасности. Ради собственного спасения такой человек может обречь на гибель других, отобрать у них средства спасения. Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать с другими. Подвергшийся панике человек склонен к безрассудному подражанию.

Преодолеть страх и индивидуальную панику можно раз­личными путями:

· активизировать свое поведение;

· пере­ключить внимание на привычные действия;

· отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние;

· внушить уверенность;

· обострить чувство долга и т. п.

Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному пове­дению других людей, твердому руководству, четким ука­заниям, направленным на мобилизацию привычного по­ведения и организацию целесообразной деятельности тех, кто в таких условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим людям пример самооб­ладания, активизирующий совесть, чувство ответствен­ности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике [10].

От индивидуальной паники следует отличать панику массовую, коллективную, которая превращает людей в неуправляемую толпу. Психологически такой вид пани­ки характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью. Такой страх нарастает в процессе взаимного заражения и блокирует способность рациональной оценки обстановки, моби­лизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия [20]. Это состояние подробно описано в литературе [42, 45] и является прежде всего предметом изучения социальной психологии. В отличие от этого психологию деятельности в особых и экстремальных условиях прежде всего интересует понятие индивиду­альной паники, ее влияние на деятельность конкретного человека, а также пути и средства борьбы с таким крайне неблагоприятным видом экстремального состояния.

Заканчивая рассмотрение вопроса, нельзя хотя бы вкратце не остановиться на понятии психологического кризиса.

Кризис вообще понимается чаще всего как критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Психологический кризис (от гр. krisis - поворотный пункт, исход) - это состояние, при котором проявляется невозможность осуществить цикл воплощения себя, свой замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство того, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями.

Но возможны и прямо противоположные последствия психологических кризисов, когда человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым, подняться на новую ступень в своем развитии. Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от их причины» например, кризисы резкой смены работы, профессии, отрыва от семьи, ухода на пенсию, изменения социального статуса. Можно выделить также кризисы возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (ролевые), внутреннего роста и др.

Кризисы являются неотъемлемым компонентом жизни и деятельности человека. В психологии они рассматриваются как необходимый фактор развития личности. Например, один из основателей гуманистической психологии Р. Мэй считает, что предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна (цит. по [33]. Поэтому человек внутренне должен быть готов к преодо­лению неизбежных кризисов в своей жизни, выработать у себя соответствующую установку. Многое здесь зависит от индивидуальных качеств человека, его подготовленности к преодолению разнообразных экстремальных ситуаций. Эти качества были рассмотрены в предыдущих главах.

Подытоживая сказанное, еще раз подчеркнем, что с точки зрения психологии кризисы в жизни человека неизбеж­ны, каждый из них имеет как негативные, так и пози­тивные компоненты. Успешное разрешение кризиса - это прогресс в развитии личности, возможный личнос­тный рост. Не решение конфликта - это опасность для личности, дальнейшему развитию которой или ее пол­ноценному функционированию может быть тем самым нанесен непоправимый урон [33].

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.