Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности

2019-05-27 213
Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенствование умений и развитие навыков зрительного, зрительно-моторного контроля действий в процессе деятельности и в оценке их результата. 

Совершенствование навыков зрительной пространственной ориентировки в процессе решения познавательных задач. Развитие точных и полных представлений «схема тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировки «от себя»: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре; при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда (на слух, по заданию в деятельности), развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр; углы: верхние – левый, правый, нижние – левый, правый). Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля.

Повышение общей и зрительной работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах, активности в жизнедеятельности, обогащение опыта самовыражения в творческой деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельностей.

Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе

Развитие форм мышления, повышение способности к анализу и синтезу, формирование умений детального и последовательного сравнения предметов восприятия. Развитие понимания причинно-следственных связей. Развитие основ словесно-логического мышления.

Развитие умений и обогащение опыта описания, пересказывания, рассказывания.

Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа.

Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетради, орудийные действия.

Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений выполнять обследовательские действия осязания как способа получения информации. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.

Формирование образов букв, развитие устойчивой способности к пространственной дифференциации «зеркальных» букв, формирование умений печатания. Развитие умений выполнять графические задания на клеточном и линейном полях.

Развитие культуры зрительного труда: умение соблюдать гигиену очков, использование подставки под книгу; кратковременное приближение объекта восприятия к глазам для рассматривания мелких деталей без задержки дыхания; умение выполнять упражнения для глаз (на снятие утомления, расслабление); после продолжительной зрительной работы на близком расстоянии произвольный перевод взора вдаль; регуляция осанки в процессе выполнения графических заданий.

Виды детской деятельности

Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением познавательного развития дошкольника с ФРЗ:

- познавательно-занимательная деятельность на образовательных и коррекционно-развивающих занятиях с развитием зрительного восприятия, формированием представлений;

- познавательно-ориентировочная деятельность в пространстве Организации: «предметные экскурсии» в помещениях и на участке;

- продуктивная деятельность: конструирование, рисование, лепка, аппликация;

- наблюдения в условиях тематических прогулок;

- слушание чтения детских литературных произведений;

- труд в быту, ручной труд, труд в природе;

- игры-упражнения на подвижность глаз;

- игры-упражнения на зрительно-моторную координацию;

- игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия (по рекомендациям и назначениям специалистов);

- физические упражнения на осанку, моторику рук.

Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией познавательного развития дошкольника с ФРЗ:

- спонтанные игры: предметные; с дидактическими, музыкальными игрушками; дидактические, сюжетно-ролевые; в сенсорном уголке;

- самообслуживание, культурно-гигиеническая деятельность;

- спонтанная познавательно-исследовательская деятельность с актуализацией сенсорных эталонов;

- речевая деятельность: участие в беседах, обсуждениях;

- спонтанная познавательная деятельность: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, фотографий, изобразительной наглядности с элементами креативности;

- спонтанная продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание, обводки, штриховки;

- спонтанная двигательная деятельность c актуализацией зрительно-моторной координации, статической и динамической координации; деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая в соответствии с сезоном и сезонными явлениями, игровая, коммуникативная (свободное общение).

 

2.2.2.3. Речевое развитие

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий:

- для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы;

- обеспечения развития ребенком с нарушением зрения компенсаторно-адаптивных механизмов способности к осмысленности чувственного отражения действительности.

Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Речевое развитие» с развитием у ребенка с ФРЗ речи как компенсаторно-адаптивного механизма, обеспечивающего в условиях суженой чувственной сферы способность к осмысленности чувственного познания и удовлетворение особых образовательных потребностей по специальным направлениям педагогической деятельности.

Обогащение речевого опыта

Развитие чувственно-моторной основы речевой деятельности

Расширение и обогащение мышечных ощущений от движений артикуляционных органов. Вовлечение в игры и игровые упражнения по рекомендации специалиста.

Разучивание и воспроизведение стихотворений, требующих однозначных интонаций – радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности, печали и др. Обогащение опыта имитации интонаций, выражающих положительные и отрицательные чувства или свойства характера.

Совершенствование навыков правильного дыхания в процессе говорения с развитием умений и обогащением опыта в воспроизведении пословиц и поговорок, игр-упражнений в дыхании. Развитие умений и обогащение опыта выполнения дыхательной гимнастики.

Развитие номинативной функции речи

Обогащение словаря с расширением опыта освоения связей и понимания отношений «целое и его часть (деталь)» – развитие зрительных умений и обогащение чувственного опыта построения целостных и детализированных образов предметов (вещей) познаваемой действительности с усвоением слов, называющих предметы (вещи), их части (детали), пространственные отношения, постоянные свойства и признаки (опознания).

Вовлечение в словесные дидактические игры типа «Назови предмет по перечисленным частям», «Я назову предмет, а ты назови его части», «Расскажем о предмете то, что мы о нем знаем» и т.п. Формирование и расширение объема действий, состоящих из ряда детализирующих действий с предметами окружающей действительности (в том числе, и с мелкими предметами) на основе и под контролем зрения и с усвоением слов, называющих их.

Обогащение опыта слушания детских литературных произведений, способствующих обогащению словарного запаса, развитию понимания лексического значения слов. Вовлечение ребенка в «режиссерские» игры, в игры-драматизации.


Развитие коммуникативной функции речи

Развитие умений устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств (обращение по имени, высказывание желания вступить в контакт, постановка вопроса, уточняющего ситуацию); обогащение опыта использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности. Развитие умения понимать и выражать свое настроение при помощи слов. Развитие умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (достаточная громкость голоса, доброжелательный тон, расположение лицом к партнеру и др.). Обогащение умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.

Расширение опыта действовать по инструкции, просьбе, самому обращаться с просьбой к другому человеку.

Формирование основ речевого познания

Развитие способности к осмыслению чувственного познания предметов и явлений действительности, способности к упорядочиванию чувственного опыта, развитие аналитико-синтетической основы восприятия.

Формирование, расширение представлений о предметных, пространственных, социальных (в единстве) компонентах: чувственного и речемыслительного. Развитие речи как средства приобретения знаний: пополнение словаря, развитие связи слов с предметами и явлениями, которые они обозначают, освоение слов, обозначающих существенные свойства, связи реальных объектов. Развитие способности к обобщению и опосредованному отражению познаваемого.

Развитие умений, обогащение опыта вербальной регуляции действий и деятельности – умений обозначить последовательность действий в их логическом единстве, заданным содержанием и искомым результатом деятельности, умений рассказать о том, как достигнут результат.

Формирование образа «Я» как субъекта и объекта общения, развитие понимания себя как собеседника. Развитие способности к интонационной выразительности речи – развивать умения передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение и др.), вовлечение в словесные игры типа «Я скажу предложение, ты произнесешь его весело или грустно. Я отгадаю»; придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, грусть и др.

Развитие специальной готовности к школе

Развитие операциональных и контролирующих органов письменной речи. Развитие произвольных тонко организованных движений глаз, зрительно-моторной координации, моторики рук. Формирование первичных представлений о строении рук, кисти, пальцев. Обогащение опыта выполнения физических упражнений (статических, динамических) на развитие подвижности рук, кисти, пальцев. Обогащение опыта расслабления мышц кисти, пальцев. Развитие мышечной силы кисти. Развитие технической стороны орудийных действий, их правильности, точности, тонкой скоординированности. Развитие концентрации зрительного внимания, памяти на тонко координированные движения и действия.

Развитие дифференцированности, тонкости, точности, осмысленности зрительных образов восприятия печатных букв, элементов прописных букв, развитие умений и обогащение опыта их воспроизведения.

 

Виды детской деятельности

Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением речевого развития дошкольника с функциональными расстройствами зрения:

- познавательно-речевая деятельность на образовательных, коррекционных занятиях;

- моторно-познавательная деятельность в подготовке к освоению письма;

- разучивание и воспроизведение детских литературных произведений;

- игры: словесные дидактические, драматизации;

- тематические беседы, обсуждения со взрослыми;

- труд;

- пение;

- гимнастика: дыхательная, артикуляционная;

- физические упражнения на зрительно-моторную координацию.

Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией речевого развития дошкольника с функциональными расстройствами зрения:

- сюжетно-ролевые игры;

- самообслуживание с освоением опыта организации и выполнения действий посредством вопросно-ответной формы;

- спонтанная орудийная продуктивная деятельность (обводки, штриховки, раскрашивание и др.);

- спонтанное пение, декламации;

- досуговая деятельность;

- рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с обозначением воспринимаемого, комментариями, обсуждением.

 

2.2.2.4. Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;

- развития ребенком с ФРЗ компенсаторно-адаптивных механизмов самовыражения и самопрезентации, освоения новых социальных и предметных сред.

Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с развитием у ребенка с ФРЗ компенсаторно-адаптивных механизмов самовыражения и самопрезентации, освоения новых социальных и предметных сред, через приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие склонности к наблюдению (восприятию) окружающего, в т.ч. к созерцанию прекрасного на основе дивергентного восприятия, формирование положительного отношения к миру, к себе и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.