Педагогические взгляды Д. Дидро (1713-1784). Написал такие произведения, как «Письма о слепых в назидание зрячим», «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Педагогические взгляды Д. Дидро (1713-1784). Написал такие произведения, как «Письма о слепых в назидание зрячим», «Энциклопедия наук, искусств и ремесел».

2019-05-27 216
Педагогические взгляды Д. Дидро (1713-1784). Написал такие произведения, как «Письма о слепых в назидание зрячим», «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из всех франц философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным: он страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки.

Дидро придавал большое значение ощущениям, однако но не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Органы чувств – это только свидетели, суждение же есть рез-т деят-ти разума на основе полученных от них данных.

Дидро высоко оценивал роль воспит-я, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспит-е всемогущим. Он написал в форме диалога известное «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Чел-к» (1773-1774).

Он считал, что воспит-ем можно достигнуть многого, однако воспит-е развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспит-я возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспит-е будет учитывать физическую организацию чел-ка, его прир особенности.

Положение Дидро о значении, кт имеют прир различия людей в их развитии, о необход считаться в воспит-и с особенностями физич организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки.

Дидро считал, что хорошие прир задатки имеются не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще явл носителем талантов, чем представители знати.

Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает чел-ку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабаства».

Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал франц феодальную систему воспит-я, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспит-ем детей из народа, а привилегированные средние школы классич типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные рез-ты. Вся система обучения и воспит-я негодна, «необход изменить до самого основания метод народного образования».

Необход, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их соц принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны гос-ми. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классич образования, считал необход обеспечить в них преподавание на научных основах матем, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.

Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под наз «План университета для России» (подразумевая по универом всю ситему народного образования)

В период с середины 17-до конца 18 в. расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также части третьего сословия (прежде всего горожан). В результате соперничества католической и протестантской церквей усложнялись задачи и программы, повышалась эффективность деятельности учебных заведений.

Тем не менее, принцип сословности образования, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, все еще действовал на территории западноевропейских государств, и во многом способствовал снижению интеллектуального потенциала наций. Попытки же реформировать школу на светских началах встречали сопротивление церкви, которая оставалась организационным центром школьного образования.

Несмотря на то, что в Западной Европе и Северной Америке расширялся социальный контингент учащихся школ и наблюдалось довольно бурное развитие учреждений начального образования, в целом начальная школа не справлялась со своими задачами и основная масса населения оставалась неграмотной. Так, например, в Англии на 1712 жителей в среднем приходился лишь один ученик. Примерно также обстояло дело и во Франции.

Важную роль в развитии начального школьного образования сыграла деятельность представителей движения Реформации в Англии, Германии, и Северной Америке. В Англии на протяжении 17-18 вв. по инициативе англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедных. В Германии деятелями Реформации под воздействием идей Я. Коменского и В. Ратке была разработана программа элементарных школ, которая получила название Готский школьный устав. В соответствии с этим документом начальный возраст ученика составлял 5 лет, а учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (исключая среду и субботу) по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались 6-тинедельные каникулы, а в городе – 4-хнедельные. В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в 17 веке. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.

Стремясь противостоять движению Реформации в 1600-1700-х гг. римско-католическая церковь заметно активизировала свою деятельность в сфере элементарного образования. Примером может служить начальная школа Франции. Католическая монархия и церковь насаждали католические начальные школы, лишив протестантов возможности создавать свои учебные заведения. Уставы католических начальных школ были пронизаны авторитаризмом и консерватизмом (запрет на смешанное обучение, необходимость телесных наказаний).

Образование западной Европы.

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 вв. полное общее образование. Основным видом учебного заведения в системе общего образования являлась школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Количество таких учебных заведений неуклонно растет как в 17 веке, так и в 18 вв. Однако учебный процесс в них по-прежнему остается пропитанным религией и направленным на воспитание законопослушного богобоязненного поколения.

Иную направленность имели городские школы и гимназии современного типа. Программа в таких школах была пересмотрена в пользу предметов реального цикла, в соответствии с которой дети получали практически полезные знания и умения (преимущественно из области естественных наук). Управление школами перешло от церковных органов к светским.

В Северной Америке школа развивалась под сильным влиянием европейского и особенно английского опыта. Первая городская школа была создана в 1635 г., после чего образуется сеть грамматических школ, которые к середине 18 века становятся ведущими среди общеобразовательных учебных заведений. В середине 18 века в североамериканских колониях возникают общеобразовательные учреждения нового типа – академии. Первое такое заведение было основано в 1749 г. Б. Франклином. Академия предлагала учебную программу современного типа и помимо предметов классического цикла предусматривала изучение политической и экономической истории, естествознания и ряда других научных дисциплин. Академия стала образцом для подражания, и в конце 18 века академии становятся наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Одновременно происходила интеграция академий с грамматическими школами, в результате чего возникали академии с современными и классическими отделениями.

 

ПРАВИЛА КОМЕНСКИЙ.

* ("Правила..." были составлены Коменским во время его пребывания в Венгрии в 1653 г., о чем он упоминает в "Законах хорошо организованной школы" (IX). Впервые опубликованы в амстердамском издании дидактических сочинений Я. А. Коменского. В XVII-XVIII вв. "Правила..."многократно перерабатывались и издавались даже в стихотворной форме. В России во времена Петра I было издано сочинение "Юности честное зерцало", выполнявшее те же задачи нормирования поведения молодых людей, что и "Правила..." Коменского. В настоящем томе печатается по изданию: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. - М., 1955).

"Правила..." отразили рост самосознания человека XVII в., развитие чувства человеческого достоинства, характерное для этого времени. Эпоха потребовала подготовки людей, способных самостоятельно принимать решения в многообразных меняющихся ситуациях, с развитым и гибким "я". Личность становится высшей социальной ценностью. Средневековый человек занимал свое место в социальной иерархии не согласно своим индивидуальным способностям, а в соответствии со статусом рода. В новое время человек должен был добиваться положения в обществе своими знаниями и способностями (см.: Кон И. С. Открытие "я", - М., 1978, с. 183-197).

Несмотря на определенный отпечаток традиционных взглядов, принципиальное отличие сформулированных Коменским "Правил..." от всех ранее существовавших и заключается в том, что он формулирует нормы поведения достаточно широко, чтобы овладевший ими индивид мог свободно воспроизводить их в поведении. Традиционной покорности противопоставлено развитое человеческое достоинство, пассивности - активная позиция личности, усваивающая знания, реализуемые в деятельности.)

I. О нравах вообще

1. Основание нравственности есть такое настроение человеческого духа, в силу которого человеку приятно вести себя так, чтобы нравиться Богу и добрым людям.

2. Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов, а может быть - и людей.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.