Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

2019-05-27 153
Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогические взгляды К.А. Гельвеция (1715-1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя.

Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом полагал, что все представления и понятия у чел-ка образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию чел-ка по влиянием среды, общественно-полит строя, господствующего в стране.

Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит чел-ие хар-ры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. Общественный интерес Гельвеций понимал с буржуазной позиции. Основу об-ва он видел в частной собственности.

Гельвеций считал необход сформулировать единую цель воспит-я для всех граждан.

Эта цель закл в стремлении к благу всего об-ва, к наиб удовольствию и счастью наиб кол-ва граждан. Надо воспитывать патриотов, кт в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации».

Гельвеций утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, т.к. они рождаются с одинаковыми духовными способностями.

Также он считал, что чел-к формируется только под влиянием среды и воспит-я. При этом понятие «воспит-е» он трактовал очень широко. Гельвеций заявлял, что «воспит-е нас делает тем, чем мы есть…», и даже более: «Воспит-е может все». Как роль воспит-я, так и среды он переоценивал, полагая, что чел-к явл воспитанником всех окр его предметов, тех положений, в кт его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей.

Полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только наст людей, но и вообще здравомыслящего чел-ка. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и гос-ой и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необход широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в рез-те просвещения и воспит-я будет создан чел-к, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист, патриот, чел-к, умеющий сочетать личное счастье с «благом нации».

Образование западной Европы.

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 вв. полное общее образование. Основным видом учебного заведения в системе общего образования являлась школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Количество таких учебных заведений неуклонно растет как в 17 веке, так и в 18 вв. Однако учебный процесс в них по-прежнему остается пропитанным религией и направленным на воспитание законопослушного богобоязненного поколения.

Иную направленность имели городские школы и гимназии современного типа. Программа в таких школах была пересмотрена в пользу предметов реального цикла, в соответствии с которой дети получали практически полезные знания и умения (преимущественно из области естественных наук). Управление школами перешло от церковных органов к светским.

В Северной Америке школа развивалась под сильным влиянием европейского и особенно английского опыта. Первая городская школа была создана в 1635 г., после чего образуется сеть грамматических школ, которые к середине 18 века становятся ведущими среди общеобразовательных учебных заведений. В середине 18 века в североамериканских колониях возникают общеобразовательные учреждения нового типа – академии. Первое такое заведение было основано в 1749 г. Б. Франклином. Академия предлагала учебную программу современного типа и помимо предметов классического цикла предусматривала изучение политической и экономической истории, естествознания и ряда других научных дисциплин. Академия стала образцом для подражания, и в конце 18 века академии становятся наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Одновременно происходила интеграция академий с грамматическими школами, в результате чего возникали академии с современными и классическими отделениями.

 

ПРАВИЛА КОМЕНСКИЙ.

* ("Правила..." были составлены Коменским во время его пребывания в Венгрии в 1653 г., о чем он упоминает в "Законах хорошо организованной школы" (IX). Впервые опубликованы в амстердамском издании дидактических сочинений Я. А. Коменского. В XVII-XVIII вв. "Правила..."многократно перерабатывались и издавались даже в стихотворной форме. В России во времена Петра I было издано сочинение "Юности честное зерцало", выполнявшее те же задачи нормирования поведения молодых людей, что и "Правила..." Коменского. В настоящем томе печатается по изданию: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. - М., 1955).

"Правила..." отразили рост самосознания человека XVII в., развитие чувства человеческого достоинства, характерное для этого времени. Эпоха потребовала подготовки людей, способных самостоятельно принимать решения в многообразных меняющихся ситуациях, с развитым и гибким "я". Личность становится высшей социальной ценностью. Средневековый человек занимал свое место в социальной иерархии не согласно своим индивидуальным способностям, а в соответствии со статусом рода. В новое время человек должен был добиваться положения в обществе своими знаниями и способностями (см.: Кон И. С. Открытие "я", - М., 1978, с. 183-197).

Несмотря на определенный отпечаток традиционных взглядов, принципиальное отличие сформулированных Коменским "Правил..." от всех ранее существовавших и заключается в том, что он формулирует нормы поведения достаточно широко, чтобы овладевший ими индивид мог свободно воспроизводить их в поведении. Традиционной покорности противопоставлено развитое человеческое достоинство, пассивности - активная позиция личности, усваивающая знания, реализуемые в деятельности.)

I. О нравах вообще

1. Основание нравственности есть такое настроение человеческого духа, в силу которого человеку приятно вести себя так, чтобы нравиться Богу и добрым людям.

2. Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов, а может быть - и людей.

IV. О прическе и одежде

1. Давать отрастать волосам на голове до того, что они покроют лоб, спустятся на плечи, апостол запрещает.

2. Какие бы у тебя, однако, ни были волосы, пусть они всегда будут причесаны и чисты, свободны от грязи, перхоти и вшей.

V. О выходе

1. Никогда не выходи в общество иначе, как вымывшись, причесавшись и прилично одевшись.

2. На улице и в других местах, где могут увидеть тебя люди, веди себя благопристойно, так чтобы никто не мог упрекнуть тебя в чем-либо предосудительном.

VI. При разговоре

1. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать.

2. Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не заминаться или не брать назад свои слова, если скажешь что-либо неподходящее.

VIII. Поведение в школе

1. Спеши в школу, как на игру (она и есть такова); не пропускай ее никогда.

2. Захватывай с собой школьное оружие, которое тебе необходимо в данный день и в данный час.

IX. По отношению к учителю

1. Люби учителя, как отца, и нигде не оставайся с большим удовольствием, чем под его наблюдением.

2. Оказывай учителю всякое почтение и послушание на словах и на деле.

X. По отношению к товарищам

1. Считай всех товарищей по учению за друзей и братьев.

2. Живи со всеми дружно.

3. Не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязайся прилежанием.

7. Будучи побежденным, не гневайся на победителя, но пусть это послужит тебе побуждением для победы над ним на будущее время.

XI. В обращении со всеми

1. Води знакомство только с теми, кто тебя может сделать ученее или лучше или ты его.

2. Как яда, избегай легкомысленных товарищей; дурные разговоры портят хорошие нравы.

XII. В церкви

3 (Ср. "Пансофическая школа", 88.)

1. Пусть никто, кому дорога слава господня и собственное спасение, не устраняется от божественной службы.

2. Каждый должен носить с собой свою книгу псалмов и свою Библию, если только он ее имеет.

XIII. За столом

1. За столом веди себя как пред алтарем4 - набожно и благонравно.

4 (Алтарь (лат.) - восточная часть христианского храма, в которой находится престол. Согласно религиозным воззрениям, принятие дарованной богом пищи требует благоговейного отношения к ней и соответствующего поведения. Поэтому Коменский требует от учеников вести себя за столом, как перед алтарем.)

2. Никогда не забывай молиться перед едой и после нее; ведь благословение нисходит свыше.

XIV. После обеда

1. Вымой руки, выполощи рот и вычисти зубы, чтобы выглядеть опрятным.

XV. Во время игры и отдыха

1. Во время, назначенное для отдыха от работ, освежай себя игрой, которая доставляет телу силу, а духу - оживление; таковы: игра в обручи, в шары, в кегли, в мяч, беганье, прыганье. Но всегда это должно быть в меру, в присутствии или с разрешения учителя.

О воспитании

Задачи школы

• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;

• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания

«Воспитывать — значит побуждать».

Важнейший принцип воспитания — природосообразность:

• следование за процессом естественного развития человека;

Об обучении

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания:

• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,

Правила и принципы обучения:'

• обучать природосообразно,

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

Требования к учителю:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

ПОСТОЯННЫМ самообразованием;

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить

Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм, и ррационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма, которым являлся Бэкон, утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Философию Бэкон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому, главными науками по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история - это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).

Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Он считал, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования.

Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.

Бэкон - один из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы.

Бэкон подчёркивал значение естествознания, но стоял на точке зрения теории двойственности истины (тогда прогрессивной): теология имеет своим объектом Бога, наука - природу. Необходимо разграничивать сферы компетенции Бога: Бог - творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зависит от веры. Философия основывается на знании и опыте.

Сторонники рационализма, которым являлся Декарт, считали, что основным источником достоверного знания является знание. Самый яркий представитель рационалистического направления - Рене Декарт - французский философ, математик, физик и физиолог. Самой совершенной наукой признавал математику и считал необходимым все остальные науки построить по её образцу. В соответствии с этим главную роль в познании истины он отводил не опыту, а теоретическому мышлению, разуму. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.

Если философия Бэкона - предвестник нового, симпатизирует естествознанию, создает для него философское обоснование, то в философии Декарта уже закладываются общие основания новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени научные результаты. Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, соответствующий актуальному состоянию естествознания и определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и изменения в развитие философского мышления, новую ориентацию в философии.

В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает никакого сомнения. Основные принципы логики и математики Декарт считал врождёнными людям и не имеющими опытного происхождения.

Наиболее выдающиеся из его философских трудов - это работы, посвященные, как и у Бэкона, методологической проблематике. Декарт считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Правила, которых он придерживается и которые считает важнейшими, имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они означают, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования.

Первую и исходную определенность философии Декарт видит в определенности сознания - мышления. Требование к мышлению Декарт выражает словами: "во всем должно сомневаться" - это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает отвержение всех определений. Декартово сомнение и "отвержение всех определений" исходит не из невозможности существования этих определений. Принцип Декарта выдвигает сомнение не как цель, а как средство.

Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Он стремился построить научное знание в систематическом виде, оно должно было быть построено как единая система в то время как ранее оно было лишь собранием случайных истин. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение " мыслю, следовательно, существую " ("cogito ergo sum"). Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума.

В силу всего вышесказанного, рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. В целом же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.