Младенческий и ранний возраст — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Младенческий и ранний возраст

2019-05-27 282
Младенческий и ранний возраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младенческий возраст (2-12 месяцев)

В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

в области социального развития и коммуникации:

от 2-х до 6-ти месяцев:

- формировать потребности в общении с матерью на основе удовлетворения физических потребностей ребенка, когда мать и ребенок настраиваются друг на друга;

-  формировать у ребенка теплые отношения с матерью, чувства доверия и привязанности к близким взрослым на основе личностно-ориентированного взаимодействия;

- создать условия для пробуждения у ребенка ответных реакций и инициативы на общение с ним близкого взрослого;

- формировать эмоционально-личностные связи ребенка с близкими взрослыми, положительное взаимодействие между матерью и младенцем: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца, настроенность друг на друга;

- формировать у матери умение проявлять чувствительность к изменению состояния ребенка, умению синхронно менять свое поведение в соответствии с периодами изменения чувствительности ребенка; умения матери понимать его сигналы, интерпретировать их смысл;

- формировать взаимодействие ребенка с матерью в виде поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога, умение посылать матери сигналы, свидетельствующие о направленности и приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка и др.), а также, с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, плач и др.);

- развивать эмоциональные и голосовые реакции, а также способы социального общения со взрослым с помощью голосовых проявлений со стороны ребенка;

- развивать адекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование;

с 6-ти до 12-ти месяцев:

-формировать аффективно-личностные связи как основу возникновения представлений образа «Я»;

- формировать умения прослеживать взглядом за матерью и ее указательным жестом как основного вида проявления внимания к совместно разделенному действию;

- формировать умения пользоваться указательным жестом, следить за направлением указывающего жеста матери, умений смотреть на мать и искать ее реакции одобрения;

- совершенствовать визуальный контакт ребенка с близким взрослым в процессе телесных игр: тормошит, поглаживать, покачивать;

- вызывать интерес к сверстнику, привлекая внимания через использования игрушки в руках другого ребенка;

- создавать ситуации для взаимодействия со сверстником;

- формировать умения непродолжительное время играть рядом со сверстником, протягивать игрушку сверстнику;

- формировать эмоционально-деловое сотрудничество со взрослым в процессе игрового и речевого общения, вызывать интерес к песенкам, потешкам, считалкам, поддерживая и сохраняя внимание ребенка к общению;

- совершенствовать эмоциональные и голосовые реакции, а также способы социального общения со взрослым с помощью голосовых проявлений со стороны ребенка.

Дети могут научиться:

· визуально контактировать с близким взрослым в процессе телесных игр;

· прослеживать взглядом за матерью и ее указательным жестом;

· поддерживать контакт глаза в глаза, проявлять «комплекс оживления» (улыбку и вербализацию) в процессе взаимодействия с близким взрослым;

· уметь посылать матери сигналы, ориентирующие на приглашение к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка и др.);

· ориентирование поведение на режимные моменты: процесс питания, бодрствования и сна.

При формировании игры:

· стимулировать раскрытие руки из позы свернутости путем использования теплых салфеток, легкого поглаживания руки ребенка;

· создавать условия для развития хватания (отрабатывая различные виды захвата) и удержания игрушки в руке;

· вызывать двигательную активность на интересный, новый, яркий предмет (игрушку), учить тянуться рукой к этому предмету;

· формировать противопоставление большого пальца другим пальцам руки при захвате погремушки;

· учить рассматривать игрушку в своей руке, перекладывая ее из одной руки в другую, выполнять с ней специфические манипулятивные действия.

Дети могут научиться:

· захватывать и удерживать игрушку, противопоставляя большой палец руки остальным;

· перекладывать игрушку из одной руки в другую, производить с ней специфические манипулятивные действия.

В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

в области сенсорного развития:

от 2-х до 6-ти месяцев:

- создавать условия для развития зрительных реакций, стимулировать прослеживающую функцию глаз при использовании ярких звучащих игрушек; 

- создавать условия для накопления опыта реагирования на яркие зрительные стимулы;

- развивать фиксирующую функцию глаз, умения прослеживать взором за двигающейся игрушкой в условиях ее перемещения в пространстве (постепенно приближая и отдаляя ее от ребенка в разных направлениях);

- стимулировать пространственное восприятие, развивая согласованные движения обоих глаз при использовании движущейся игрушки (или предмета);

- стимулировать рассматривание игрушки, захватывание ее рукой на доступном расстоянии для захвата (размер игрушки должен соответствовать возможностям ребенка);

 - развивать манипулятивные действия с игрушками;

 - развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);

- стимулировать проявления эмоциональных и двигательных реакций на звучание знакомых игрушек;

-побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;

- создавать условия для накопления опыта реагирования на тактильные стимулы;

- активизировать реакции на тактильные стимулы, активизировать реакции малыша улыбкой, ласковыми словами;

от 6-ти до 12-ти месяцев:

- развивать зрительное сосредоточение ребенка на игрушках (предметах), находящихся рядом с ребенком, а также на небольшом удалении, учить проявлять двигательную активность на зрительный стимул;

- создавать условия для развития у ребенка зрительного восприятия с опорой на другие виды ощущений и восприятия;

- стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.), побуждать к действиям хватания, ощупывания, потряхивания, постукивания;

- побуждать малыша прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;

- замечать исчезновение из поля зрения звучащей игрушки, реагировать на звук или голос подкрепляя демонстрацией игрушки, возможностью погреметь, сжать игрушку самостоятельно или совместно со взрослым;

- способствовать выработке системы зрительно-слухо-двигательных связей;

- побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем – спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;

- совершенствовать слуховые реакции на знакомые звучащие игрушки, знакомить их с новыми звуками (дудочки, бубен, металлофон);

- активизировать возможность прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появления сначала в одном месте (за ширмой, из-под салфетки и т. д.), а затем в разных местах;

- привлекать внимание к быстрым и медленным звучаниям игрушек (погремушки, детского аккордеона, металлофона) и музыки, двигаться вместе с малышами в темпе звучания: хлопают ладошками малыша, покачивают на руках или на коленях, демонстрируют малышу низкое и высокое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией;

- создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту (стуке в дверь, телефонном звонке, шуме льющейся воды, звуке падающего предмета), называя соответствующие предметы и действия;

- создавать условия для восприятия детьми музыки и пения (взрослые поют детям), побуждать их в ответ улыбаться, издавать звуки, двигать ручками, ножками в такт мелодии, реагировать на них голосом, различными движениям;

 - развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений и восприятий путем обследования различной предметной среды, предлагать ребенку для захватывания, сжимания, «ротового» обследования предметов разной формы, цвета, фактуры;

- совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);

- стимулировать развитие познавательных функций руки и манипулятивных действий с предметами: учить схватывать и удерживать предмет, приближать и обследовать, следить за противопоставлением большого пальца руки (вкладывают в руку ребенка предметы, расправляют пальчики для захватывания и удержания), действуют вместе с ребенком, «заражая» последнего эмоциональным отношением к игрушке;

- создавать условия для возникновения взаимосвязи между движением и словесным обозначением предмета или игрушки (поворотом головы реагировать на речевую инструкцию взрослого «Где часики?», «Где водичка?») и др.

Дети могут научиться:

· проявлять ориентировочные реакции на зрительные, слуховые, ориентировочные стимулы;

· фиксировать взгляд на яркой игрушке, прослеживать за двигающимся стимулом;

· выполнять специфические манипуляции с игрушками;

· осуществлять поворот головы на указанный взрослым знакомый предмет или игрушку.

При ознакомлении с окружающим:

от 2-х месяцев до 6-ти месяцев:

- создавать условия для узнавания близких взрослых (матери, отца, бабушки (петь ему песенки, разговаривать с ним, лежа рядом на кровати, менять его положения: держать на руках, лежать с ним на кровати или на ковре рядом, класть к себе на живот, прижимать, целовать);

- создавать условия для накопления опыта положительного реагирования на яркие игрушки, брать их в руки, рассматривать их (погремушки, неваляшки, мячики) и манипулировать;

от 6-ти месяцев до 1-го года:

- развивать интерес к игрушкам и действиям с ними;

- создавать условия для накопления опыта действия с предметами быта: учить держать бутылочку (чашку), из которой пьет;

- учить ребенка держать в руках и подносить ко рту предметы еды: кусочек банана, яблока, баранку;

- развивать интерес ребенка к изучению своей квартиры: подносить его к окну, проговаривая: «Это окно. Там двор. Во дворе деревья, кусты и т. п.»; входить с ребенком в другие комнаты, сопровождая речевыми комментариями то, что он видит;

- создавать условия для ознакомления ребенка с окружающей действительностью: на улице держать ребенка на руках, комментировать, то, что попадает ребенку в поле зрения: «вот качели, детки на них качаются. Там бежит собачка. Она умеет лаять «гав-гав и т. п.».

Дети могут научиться:

· - положительно реагировать на близких взрослых;

· - проявлять положительные реакции на знакомые игрушки, тянуться к ним рукой.

В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

2 месяца - 6 месяцев:

- создавать условия для речевого развития детей, обеспечивая полноценную речевую среду (взрослые пользуются речью, соответствующей нормам русского языка, говорят голосом нормальной громкости, в нормальном темпе, используют естественную артикуляцию, соблюдают нормы орфоэпии);

- стимулировать внимание малыша к звучащей речи взрослого, интонации, голосу, зрительному восприятию ребенком говорящего, дополняя речь естественными жестами, мимикой лица, указаниями на предметы.

6 месяцев – 1 год:

- создавать условия для восприятия различных интонаций речевых высказываний (побуждающих, одобрительных, строгих, запрещающих), подкрепляя интонацию соответствующей мимикой лица и естественными жестами;

- активизировать слуховое восприятие речи – отраженно повторяют или называют новые звуки, слоги, слова, связанные с предметом, игрушкой, которая привлекает ребенка, на которую он направляет свой взгляд (звучащие предметы, музыкальные игрушки и пр.), предлагают ребенку показать их, выполнить простые действия с ними («где зайка?» «покажи зайку»);

- создавать условия для развития активного лепета как важного компонента речевого развития.

Дети могут научиться:

· гулить в ситуации общения с близким взрослым;

· произносить отдельные звуки при эмоциональном общении с близким взрослым.

В области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» при освоении раздела «Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность» основными задачами образовательной деятельности являются:

- учить детей проявлять реакции на звучание музыки (поворачивать голову в сторону звучания, улыбаться);

- учить слушать музыку, показывать рукой на источник музыки (где музыка?);

- развивать интерес к звучанию музыкальных произведений;

- развивать потребность к прослушиванию музыкальных произведений совместно со взрослым;

- учить действовать с музыкальными игрушками: стучать в барабан, трясти бубен, играть с погремушкой, нажимать на звучащие резиновые игрушки.

Дети могут научиться:

· проявлять эмоциональные или двигательные реакции на звучание разных музыкальных произведений;

· действовать с музыкальными игрушками.

 

В области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

- создавать условия для удержания ребенком игрушек в одной руке, затем удержание игрушек двумя руками.

- развивать у ребенка действия для захватывания разнообразных игрушек рукой и удерживать их в руке, рассматривая их.

- создавать условия для перекладывания игрушек из одной руки в другую, рассматривать их.

- развивать у ребенка манипулятивные действия с разнообразными игрушками.

- создать условия для развития действия с игрушками: бросания, закрывания, нажимания.

- создавать условия для развития прямостояния: удерживания головки, используя специальные упражнения и приемы активизации.

- создавать условия для овладения переворотами с живота на спинку и со спинки на живот, используя специальные упражнений и приемы активизации.

- создавать условия для овладения ползанием: формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног.

- создавать условия для овладения навыком сидения, совершенствовать этот навык после 9- и месяцев.

- создавать условия для укрепления ног: учить опираться на ножки, пружинить на ножках, используя игровые приемы (катание на большом мяче и др.).

- создавать условия для положительного отношения к воде, учить удерживаться в воде на руках взрослого.  

Дети могут научиться:

· уметь удерживать игрушку в руке, перекладывать игрушку из одной руки в другую;

· уметь передвигаться в пространстве путем ползания;

· уметь самостоятельно сидеть.   

Ранний возраст (1-3 года)

В области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

в области социального развития и коммуникации:

от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев:

- создать условия для возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта, уверенности и раскрепощенности в новом пространстве (использовать тихую музыку как основу для проведения с детьми совместных действий);

- формировать аффективно-личностные связи у ребенка с близкими взрослыми как основу возникновения представлений образа себя;

- формировать интерес к совместным действиям с новым взрослым (педагогом) в процессе обыгрывания разнообразных игрушек, игр и игрушек-забав;

- формировать умения (проявлять действия) откликаться на свое имя;

- формировать понимание жестовой инструкции взрослого с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом;

- формировать умения откликаться на свое имя (показывать рукой на себя);

- создавать ситуации для взаимодействия со сверстником, совершенствовать умения играть рядом со сверстником, использовать невербальные средства общения (жесты, предметно-игровой взаимодействие);

- совершенствовать эмоционально-деловое сотрудничество со взрослым в процессе игрового и речевого общения, вызывать интерес к песенкам, потешкам, считалкам, развивая внимание ребенка к общению;

- формировать навыки социального поведения: умения выполнять элементарные действия в процессе выполнения режимных моментов;

от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет:

- совершенствовать интерес ребенка к взаимодействию с новым взрослым (педагогом) в процессе эмоционального общения и совместных предметно-игровых действиях;

- вызывать интерес к совместным действиям со сверстником в ситуации, организованным взрослым (внимание, направленное на сверстника, положительное эмоциональное отношение к нему, инициативные действия положительного характера, направленные на сверстника;

- совершенствовать умения откликаться на свое имя, называть свое имя;

- обучать умениям выделять (показывать) по речевой инструкции взрослого свои основные частим тела и лица (покажи, где глазки, ручки, ножки);

- формировать адекватное поведение на выполнение режимных моментов: переключаться от одного вида действий к другому, от одного места проведения занятия к другому (от занятия в игровой зоне к занятиям в учебной зоне и музыкальном зале и т. д.);

от 2-х лет до 2-х лет 6-ти месяцев:

- совершенствовать умения действовать совместно со сверстником, действовать по подражанию взрослому и сверстнику;

- совершенствовать понимание жестовой инструкции взрослого с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом, умение называть имя педагога;

- учить называть по имени взрослых и сверстников по группе, называть себя по имени, откликаться и называть себя в уменьшительно-ласкательной форме свое имя;

- обучать умениям выделять (показывать) по речевой инструкции взрослого свои основные части тела и лица (покажи, где голова, нос, уши, живот);

- обучать использовать коммуникативные средства общения со взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»);

- формировать умения использовать жесты и слова при взаимодействии с новыми взрослыми и со сверстниками в различных ситуациях;

- обучать ориентироваться на оценку взрослого своих действий, регулировать свое поведение с учетом этой оценки;

- совершенствовать элементарные навыки социального поведения (слушать педагога, выполнять действия по показу, подражанию и элементарную речевую инструкцию), адекватно вести себя на подгрупповых занятиях (не мешать другому ребенку, обращаться с просьбой, не отнимать игрушки и предметы, обмениваться и действовать по очереди и т. д.), подчиняться режимным моментам, проявлять самостоятельность в быту;

от 2-х лет 6-ти месяцев до 3-х лет:

- совершенствовать у детей умения откликаться на свое имя и называть себя по имени;

- формировать понимания жестовой инструкции взрослого с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом, умение называть имя педагога;

- обучать положительному восприятию сверстника (инициативные действия положительного характера), выполнять совместные действия со сверстниками;

- развивать интерес к совместным действиям со сверстниками в ситуации, организованной взрослым (активным движениям, музыкальным играм, предметно-игровым, продуктивным видам деятельности);

- обучать пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека, движения рукой, телом и глазами;

- формировать умения использовать коммуникативные средства общения, направленные на сверстников;

- формировать умения пользоваться невербальными и вербальными средствами общения, направленные на взрослого и сверстника в различных ситуациях; воспитывать потребность в речевых высказыванияхс целью общения со взрослыми и сверстниками, давая детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку, можно класть руки ребенка на губы взрослого);

- адекватное поведение в быту, на занятиях, подчинение режимным моментам в группе.

Дети могут научиться:

· проявлять интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;

· вставлять плоские фигурки в прорези на доске (при выборе из двух);

· пользоваться ложкой как основным и вспомогательным орудием.

· откликаться на свое имя, называть его;

· показывать по речевой инструкции взрослого свои основные части тела и лица (глаза, нос, ноги, руки, уши);

· использовать коммуникативные средства общения со взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»);

· понимать и использовать жесты и слова со знакомыми взрослыми.

При формировании игры основными задачами являются:

· совершенствовать умения ставить игрушку (предмет) на определенное место;

· закрепить умение удерживать предметы (игрушки) двумя руками и выпускать их из рук, отдавая взрослому (позже сверстнику);

· учить детей брать предметы (игрушки) щепотью (тремя пальцами) одной руки («посадим зверей в тележку», «посадим елочки», «расставим матрешек», «опустим фасоль в бутылочку»);

· продолжать учить снимать и нанизывать шарики/колечки на стержень без учета размера;

· учить вставлять в прорези коробки соответствующие плоскостные фигурки (доски сегена, «зоопарк»);

· вызывать интерес к объемным формам, учить опускать объемные геометрические фигуры в разнообразные прорези коробки (выбор из 2 – 3 форм);

· учить использовать музыкальную игрушку, нажимая на разные кнопки указательным пальцем и прослушивая разные мелодии;

· учить доставать предметы и игрушки (рыбок, шарики, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки, формируя взаимодействие обеих рук;

· способствовать формированию умения действовать ложкой как орудием, пересыпая ею сыпучие вещества;

· создавать ситуации для овладения детьми различными предметно-игровыми действиями с сюжетными игрушками («Зайка прыгает по кочкам», «Мишка топает по лесенке», «Перевезем игрушки», «Покормим кукол», «Покатай матрешку в тележке»).

Дети могут научиться:

· проявлять интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;

· вставлять плоские фигурки в прорези на доске (при выборе из двух);

· пользоваться ложкой как основным и вспомогательным орудием.

В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

в области сенсорного развития:

от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев:

- создавать условия для стимуляции познавательной активности ребенка через выделение предметов из фона, пробуждая ориентировку «Что это?», «Что там?» (берут ребенка на руки, поднимают для лучшего обозрения окружающего, указывают на различные предметы (игрушки), приближают их к ребенку, дают действовать с ним);

- активизировать целенаправленные действия (хватания, бросания, нанизывания, закрывания) при использовании совместных или подражательных действий;  

- способствовать освоению указательного жеста, применяя совместные действия или непосредственное подражание;

- совершенствовать взаимосвязь между движением и его словесным обозначением (комментируя действия ребенка и собственный образец речью, включая движения и задания «покажи», «дай»);

- активизировать на прогулке внимание ребенка на окружающей действительности: наблюдать за людьми – «дядя идет», «тетя идет»; «дети играют»; рассматривать живой мир – птицы летают, поют; животные бегают – собачка бегает, лает; наблюдать вместе с ребенком за различными техническими объектами, называть их звучание («Машина проехала: би-би». «Самолет гудит: у-у-у»);

от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет:

- создавать условия для развития познавательной активности ребенка через выделение предметов из окружающей среды, стремиться концентрировать внимание на функциональном назначении этих предметов (или игрушек), пробуждая ориентировку «Что это?», «Что с ним можно делать?» (указывают ребенку на определенные игрушки или предметы, обучают действовать с ними);

- формировать зрительное восприятие разных предметов, учить дифференцировать игрушки (предметы), имеющие разные функциональное назначение (машинки, матрешки; мячики, кубики; грибочки, шарики, и др.);

- учить действовать целенаправленно с дидактическими игрушками (предметами) по показу и подражанию в процессе предметно-игровых действий со взрослым (вставить фигурки в пазы; расставить матрешки в свои домики; расставить елочки в свои ямки);

- учить действовать целенаправленно с игрушками – двигателями (катать каталку, катать коляску с игрушкой, и др.); 

- формировать умения дифференцировать игрушки (предметы) на основе тактильного восприятия их разных свойств (раскладывать мячики в две миски – колючие и мягкие, опираясь на их тактильные свойства);

- создавать условия для накопления опыта восприятия новых звуков музыкальных игрушек (барабан, бубен, свирель, рояль и др.);

- расширять слуховое восприятие звуков природы (шум ветра, шум воды и др.), голосов животных и птиц, подражать им;

- формировать понимание обращенной речи, стимулировать элементарные речевые реакции;

до 3-х лет:

- совершенствовать зрительную ориентировку на функциональное назначение предметов путем действий по показу и подражанию взрослого («Выбери все мячики», «Принеси все машинки», «Бросай в воду только рыбок», «Выловим только уточек»);   

- развивать зрительную ориентировку на разные свойства и качества предметов, формировать способы сравнения разных свойств предметов, учить дифференцировать эти свойства (сравнивать внешние свойства предметы («Такой – не такой», «Дай такой») путем наложения и прикладывания (по форме, величине);

- совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными игрушками, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель), выполняя при этом определенные условные действия;

- учить узнавать и различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, голоса животных при использовании дидактических игр («Кто там?», «Кто пришел вначале?», «Кто спрятался?» и др.);

- создавать условия для пространственной ориентировки на звук, используя звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждая детей определять расположение звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его;

- формировать ориентировку на свойства и качества предметов с использованием тактильно-двигательного восприятия, учить дифференцировать внешние свойства предметов (по функциональному назначению, форме, величине);

- учить действовать целенаправленно с предметами-орудиями, учитывая их функциональное назначение и способы действия (деревянной ложкой, лейкой, молоточком, чашкой, сачком, тележкой с веревочкой и др.);

- совершенствовать познавательные возможности при ознакомлении детей с окружающей действительностью: различными объектами неживой и живой природой на прогулках (организация наблюдений за действиями людей, за повадками животных и птиц; проводить игры с водой и песком);

- создать условия для активизации потребности в речевом общении детей, поощрять и стимулировать речевые проявления и инициативу детей: обращения, просьбы, требования; взрослые сопровождают действия детей речью, побуждая детей к повторению названий предметов и действий;

- формировать умения детей дополнять речь другими способами общения (мимика лица, его модели, пантомимика, использование зеркала и т. п.), используя зрительно-тактильное обследование;

 - активизировать речевое развитие: учить выполнять простейшие словесные инструкции: «Покажи, где Ля-ля?», «Покажи, где Зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Поиграй в "ладушки"»; – «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину», «Я скажу, а ты сделай»;

- учить детей понимать слова «Дай», «На», «Возьми», «Иди», «Сядь», «Сиди», отраженно произносить фразу из 1-2-х слов по действиям с игрушками: «Мишка топает», «Ля-ля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает», а в дальнейшем составлять фразу самостоятельно;

- формировать интерес детей к чтению взрослым потешек, прибауток, рифмовок, считалок, стихов, вызывая у них стремление к совместному и отраженному декламированию, поощрять инициативную речь детей.

Дети могут научиться:

· различать свойства и качества предметов, используя способы сравнения свойств предметов, дифференцировать эти свойства (сравнивать внешние свойства предметы (выбор из 2-х) путем наложения и прикладывания (по форме, величине);

· дифференцировать звучание знакомых музыкальных игрушек (выбор из 2-х), выполняя при этом определенные условные действия;

· различать свойства и качества предметов с использованием тактильно-двигательного восприятия, дифференцировать внешние свойства предметов (по функциональному назначению, форме, величине – выбор из двух);

· проявлять интерес к играм с водой и песком, действовать по показу взрослого;

· понимать слова «Дай», «На», «Возьми», «Иди», «Сядь».

При ознакомлении с окружающим:

- создавать условия для стимуляции познавательной активности ребенка через выделение предметов из фона, пробуждая ориентировку «Что это?», «Что там?» (берут ребенка на руки, поднимают для лучшего обозрения окружающего, указывают на различные предметы, приближают один из предметов к ребенку и дают действовать с ним);

- учить использовать указательный жест для ознакомления с предметами и объектами окружающей действительности, применяя совместные действия или непосредственное подражание, для выделения определенных предметов или объектов окружающей действительности;

- активизировать на прогулке внимание ребенка на предметах окружающей действительности: фиксировать внимание и наблюдать за людьми – дядя идет, тетя идет; дети играют; живой мир – птицы летают, поют; животные бегают – собачка бегает, лает; наблюдать вместе с ребенком за различными техническими объектами, называть их звучания («Машина проехала: би-би». «Самолет гудит: у-у-у»).

Дети могут научиться:

· проявлять интерес к знакомым дидактическим и сюжетным игрушкам, действовать с ними;

· выделять их по речевой инструкции: «Покажи, где кукла?» (выбор из двух: неваляшка, мячик; кукла, машина);

· показывать на картинках по речевой инструкции: «Покажи собачку?» (выбор из двух: собака, птичка; кошка, птичка).

В области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев:

- формировать взаимосвязь между движением и его словесным обозначением (комментируя действия ребенка и собственный образец речью, включая движения и задания «Покажи», «Дай»);

- продолжать создавать условия для развития активного лепета как важного компонента речевого развития;

- формировать взаимосвязь между движением и словесным обозначением предмета или игрушки (поворотом головы реагировать на речевую инструкцию взрослого «где часики?», «где водичка?»);

- активизировать речевые реакции детей, рассматривая предметы, игрушки, картинки, имитировать действия, голос, способ общения, «речь» персонажей, животных, поддерживать и развивать имитационные отраженные слоговые цепи в период развития лепета;

- учить брать, удерживать и бросать предметы (игрушки) одной рукой;

- учить брать и удерживать предметы двумя руками («Собери мячи в корзину», «Держи шарик», «Переложи обруч»);


от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет:

- активизировать речевые реакции детей, предлагая рассматривать предметы, игрушки, картинки, имитировать действия, голос, способ общения, «речь» персонажей, животных, поддерживать и развивать имитационные отраженные слоговые цепи в период развития лепета.

- формировать умения детей дополнять речь другими способами общения (мимика лица, его модели, пантомимика, использование зеркала и т. п.), используя зрительно-тактильное обследование.

- создавать условия для развития слухового восприятия при использовании различных игр с музыкальными игрушками.

- совершенствовать умения пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию «дай», «на», «возьми».

- побуждать детей к речевым высказываниям в результате действий с игрушками («ляля топ-топ», «машина би-би», «дудочка ду-ду»).

- выполнять элементарные действия по инструкции взрослого: «поиграй, ладушки», «покажи, ручки»;

2 года – 2 года 6 месяцев:

- проявлять речевые реакции в процессе речевого общения с близким взрослым;

- создавать условия для активизации потребности в речевом общении детей, поощрять и стимулировать речевые проявления и инициативу детей: обращения, просьбы, требования; взрослые сопровождают действия детей речью, побуждая детей к повторению названий предметов и действий;

- создавать условия для формирования невербальных средств коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению;

- учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, вы­полняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;

- учить детей слушать песенки взрослого (про самого ребенка, нежное отношение к нему), стихи, фиксировать взгляд на артикуляции взрослого;

- продолжать учить детей выполнять словесную инструкцию взрослого, выполняя простые действия: «покажи, как мишка пляшет», «Покажи, как кошка спит». «Покажи, как птичка летает»;

2 года 6 месяцев – 3 года:

- расширять возможности в понимании детьми обращенной к ним речи взрослого, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции («Покажи, где машина? Покажи, как мишка спит? Покажи, как ты играешь на барабане»);

- учить детей слушать и выполнять какое-либо действие по ходу чтения потешки или стихотворения;

- продолжать учить детей слушать песенки, стихи, потешки, обращая внимание на артикуляцию взрослых;

- учить детей подражать действиям губ взрослого (па-па-па, ба-ба-ба, да- да - да, ля-ля-ля) делать трубочку (повторить по подражанию), прятать язычок, щелкать язычком, дуть на шарик;

- побуждать к произношению звукоподражания и прознесению лепетных слов (ам-ам, ку-ку, ту-ту, ква-ква, мяу- мяу, кар-кар и др.);  

- создавать условия для активизации детей к речевым высказываниям в результате действий с игрушками («паровоз – ту-ту», «самолет - ууу»);

- учить детей отвечать на вопросы: «Хочешь пить?» – «Да! Нет!», выражать свои потребности словом: «Дай пить», «Хочу сок», «Хочу спать»;

- учить дет


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.