Экспериментальное исследование по развитию умений письменной речи на основе инновационных технологий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Экспериментальное исследование по развитию умений письменной речи на основе инновационных технологий

2019-05-27 133
Экспериментальное исследование по развитию умений письменной речи на основе инновационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Теоретико-методологические основы эксперимента

Согласно государственной программе обучения иностранному языку, овладение учениками умениями и навыками общения в устной и письменной речи в соответствии с мотивами, целями и социальными нормами речевого поведения, является основной целью дисциплины «Иностранный язык» как предметной области школьного образования [29]. Основой для развития коммуникативной компетенции учащихся являются коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков. Одним из коммуникативных умений является умение осуществлять общение в письменной форме в зависимости от поставленных задач [28].

Теоретико-методологической основой исследования послужили: личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса (В. В. Давыдов [ ], В. И. Загвязинский [ ], Н. В. Кузьмина [ ], С. Л. Рубинштейн [ ], В. А. Сластенин [ ], и др), концепция коммуникативной направленности обучения (И. Н. Верещагина [ ], С. Ю. Николаева [ ], Е. И. Пассов, Дж. Дьюи [ ], Э. У. Коллингс [ ], В. Х. Хилпатрик [ ], Kay Burke [ ], Х. Холек [ ], М. Оскарссон [ ] и др.), положение о творчестве как важной характеристике учебно-образовательной деятельности (В. И. Загвязинский [ ], В. А. Кан-Калик [ ] и др.), исследования в области психолингвистики (А. А. Леонтьев [ ], А. Р. Лурия [ ]); педагогики (И. А. Зимняя [ ], Е. С. Полат [ ], А. Я. Каменский [ ], С. Г. Шацкий [ ], А. С. Макаренко [ ]).

В число дидактических и методических принципов, положенных в основу процесса обучения различным аспектам иностранного языка (включая письменную речь), входят:

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип ситуативной и тематической организации материала;

- принцип учёта особенностей родного языка;

- принцип учёта возрастных особенностей учеников;

- принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

В своем исследовании мы руководствовались указанными выше принципами при разработке программы формирующего эксперимента.

Успешная реализация содержания обучения письменной речи возможна при условии рационального использования психофизиологических механизмов письма, как вида речевой деятельности. Такими механизмами, согласно А. Н. Леонтьеву [23], являются механизмы осмысления (установление смысловых связей между членами предложения и темой), упреждающего синтеза (проговаривание во внутренней речи, предвидение последующего слова, дальнейшее раскрытие замысла в пределах текста) и памяти (как средства организации и удержания материала).

Экспериментальное исследование было реализовано в парадигме личностно-ориентированного обучения. Наиболее эффективными технологиями данной парадигмы считаются технологии: проектов и портфолио.

Педагогический эксперимент проводился в средней общеобразовательной школе № 54 (учитель – Т.П. Обоева) во время производственной практики студентов СГГУ. Участниками экспериментального исследования стали учащиеся 9-а и 9-в класса. 

В ходе формирующего эксперимента с учащимися экспериментальной группы было проведено 8 уроков. Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность урока составляла 45 минут. Для обучения использовалось учебно-методическое пособие New Hotline Intermediate [ ], предусматривающее овладение всеми видами речевой деятельности. Таким образом, процесс обучения чтению, говорению и аудированию способствовал процессу овладения письменной речи.

Учебный процесс строился на дидактических, общеметодических и частных принципах. Для формирования навыков письменной речи были использованы технологии: проектов и портфолио. Средствами обучения письменной речи выступали:

1. разработанная система уроков, направленная на формирование навыков письменной речи, с использованием инновационных технологий.

2. подготовленные дидактические материалы.

 

Таблица 2.1

Таблица 2.2

Таблица 2.3

Результаты итогового среза № 2 контрольной группы

Контрольная группа Task 1 Task 2 Task 3 Итоговый балл
1. Дима 15 10 40 65
2. Аида 10 0 15 25
3. Настя 15 12 25 52
4. Павел 15 15 20 50
5. Игорь 15 9 30 54
6. Маша 15 12 25 52
7. Юра 15 18 5 38
8. Оля 15 35 50 100
9. Маша 15 18 40 73
10. Денис 15 15 45 75
11. Костя 10 15 35 60
12. Аня 15 33 50 97
13. Вова 9 12 45 66
14. Юля 15 25 45 85

 

Результаты итогового среза показали, что:

- в контрольной группе составить предложения смогли 78.5 % учеников;

раскрыть скобки в диалоге – 14 %; написать письмо другу – 35,7 %.

Таблица 2.4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью обучения иноязычной письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, позволяющей использовать письменную речь для выражения своих мыслей в письменной форме.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием этого вида речевой деятельности. Они включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем; расширение знаний и кругозора; овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного высказывания; формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Разделение в современной методической литературе письма и письменной речи связано с особенностями механизмов, лежащих в их основе. Составление слов из букв – механизм, обеспечивающий формирование навыков письма на базе овладения графикой и орфографией. Составление письменных высказываний из слов и словосочетаний позволяет развивать умения письменной речи и обеспечивает выражение мысли с помощью речевого кода.

Два этапа формирования письменной речи (кодирование или кодирование в графике) и наличие устного упреждения определили связь письма с устной речью и чтением и сделали его важным средством обучения языку.

Письменная речь выступает в качестве важного средства, содействующего развитию устной речи.

В современном мире образовательная система постоянно развивается и модернизируется. Использование инновационных технологий повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин.

Технология проектов является новой педагогической технологией, предоставляющей совокупность поисковых, проблемных методов, и выступает как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и формирования определенных личностных качеств.

Широкие возможности для творческой деятельности учеников и преподавателей открывает технология портфолио. Использование этой инновационной технологии позволяет вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования, самообразования и успешной профессиональной деятельности.

Исследование было реализовано в парадигме личностно-ориентированного обучения с использованием технологии проектов и портфолио.

Педагогический эксперимент был проведен на базе средней общеобразовательной школы № 54 (учитель – Т. П. Обоева). Были определены экспериментальная и контрольные группы: 9-А и 9-В классы. Согласно структурує эксперимента проводилось два диагностических тестирования учащихся по теме “Travelling”. Целью диагностики являлось определение уровня знаний и умений письменной речи учащихся по указанной теме.

Формирующий эксперимент включал разработку и реализацию системы уроков по развитию умений англоязычной письменной речи учащихся 9-го класса на основе использования инновационных технологий. В течение 8 уроков указанные умения письменной речи учащихся планомерно развивались.

В результате проведенного эксперимента итоги контрольной группы при выполнении среза № 2 превышают на 5 % результаты среза № 1; результаты выполнения среза № 2 экспериментальной группой превышают результаты среза № 1 на 15 %.

Полученные результаты говорят о том, что использованные технологии (проектов и портфолио) и предложенный комплекс упражнений для формирования навыков письменной речи являются эффективными. Комплекс упражнений учитывал возрастные особенности учащихся и развивал навыки самостоятельной работы и работы в группе.

Разработанные материалы могут быть использованы учителями иностранного языка средней  школы при изучении темы “Travelling”.

 

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.